Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АФАНАСИЯ ЭГИНСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Афанасия Эгинская. Икона Афанасия Чудотворица Эгинская (+ 860 ), игумения , преподобная Память 12 апреля , 18 апреля (Греч. ) Родилась на острове Эгине , Греция , в благочестивой христианской семье от супругов Никиты и Марии . Уже в семилетнем возрасте девочка выучила Псалтирь , которую читала постоянно с умилением. С раннего возраста она твердо решила идти в монастырь. Когда ей исполнилось 16 лет, родители уговорили ее выйти замуж. Девушка, отличавшаяся красотой, покорилась, но прожила в браке всего лишь 16 дней: муж был взят на войну и там убит. Овдовев, святая Афанасия решила исполнить свое давнее желание. Но в то время вышел указ императора Михаила Косноязычного (820 - 829), согласно которому молодые вдовы должны были вступать в брак с молодыми воинами. Святой Афанасии пришлось снова выйти замуж. В замужестве она вела благочестивую и добродетельную жизнь: трудилась по дому, помогала больным и нуждающимся, принимала странников. В воскресные и праздничные дни преподобная приглашала к себе родных и знакомых и читала им Священное Писание . Под ее влиянием муж ее ушел в монастырь и дал жене разрешение на постриг. Святая раздала имущество, приняла иночество и вместе с благоговейными женами удалилась в уединенное место. Через три-четыре года сестры умолили преподобную стать игуменией их небольшой общины. Святая смотрела на свое игуменство как на особое служение Богу и сестрам. Она подавала пример кротости и смирения. Все погрешности сестер исправляла с любовью, без гнева. Хотя святая Афанасия носила звание игумении, она считала себя последней между сестрами и всегда помнила заповедь Спасителя: " Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом " ( Мф. 20, 27 ). Преподобная никогда не позволяла сестрам прислуживать себе, хотя бы даже возлить на руки воду.

http://drevo-info.ru/articles/16480.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАРВАР МИРОТОЧИВЫЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мч. Варвар, бывший разбойник. Икона Варвар (греч. Βρβαρος) , бывший разбойник, Мироточивый, Луканский, Эпирский, Фессалийский ( IX в.), мученик Память 6 мая , 15 мая (Греч. ) Сохранившиеся версии его жития содержат противоречивые сведения о месте и обстоятельствах его подвижничества. Согласно греческому житию, Варвар был разбойником в " странах Луканских " , погубил более трехсот человек, и никто не мог ни изловить, ни одолеть его, так как он обладал необыкновенной физической силой. Однажды, глядя на собранное в пещере богатство, он исполнился раскаяния. Оставив своих товарищей, Варвар пришёл в ближайшее селение, где была церковь, и исповедался священнику в своих грехах. Он дал обет Богу не подниматься от земли, пока не будут прощены его грехи, и поэтому передвигался на четвереньках. Пресвитер привел его к себе в дом и показал рабов, скот и собак. Варвар по своим грехам посчитал себя подобным псу и жил вместе с собаками пресвитера три года. Затем в течение двенадцати лет пасся вместе со скотом, питаясь одной травой. Он был застрелен проезжавшими купцами, принявшими его в густой траве за зверя. Пресвитер предал Варвара погребению на месте его гибели. Впоследствии от его гроба стали происходить многочисленные исцеления, а тело было обретено нетленным и мироточащим. Тогда его честные мощи были перенесены в селение и положены в церкви. Более подробные сведения о предыстории подвига святого Варвара содержатся в Слове Константина Акрополита (+ ок. 1321). Автор называет Варвара преподобным и мучеником и говорит, что он был " Варвар родом, варвар нравом, варвар лютостью " . Происходил из Африки и был морским разбойником. Когда при византийском императоре Михаиле II Косноязычном (820-829) агаряне захватили острова Сицилию и Крит (823), они стали совершать пиратские набеги на прибрежные области Греции, в т.

http://drevo-info.ru/articles/10642.html

Переведено из Anal. sacra; Питрою заимствовано из Тавринского кодекса; творение неизвестного песнописца. В служебной Минее ХШ XIV вв. Московской Синод. библиотеки на греч. языке есть кондак и еще один икос сему святому, которого (икоса) нет у Питры. В Минее XV в. помещен 1-й икос на древне-славянском языке (см. кондакарии архим. Амфилохия, стран. 225 и 254). Св. Мефодий был родом из Сицилии; время жизни его, по славян, минее, определяется правлением 4-х царственных лиц, начинал от императора – иконоборца, Льва Армянина, и до умиротворения Церкви Христовой в правление благочестивой императрицы св. Феодоры, матери Михаила III-ro (Косноязычного). С юных лет св. Мефодий посвятил себя иноческому житию; первоначально заведывал письменною должностию при святейшем блаженном патриархом Никифоре; свободное от служения своего время посвящал единственно делу ниспровержения распространившейся тогда ереси иконоборческой. По вниманию патриарха к благочестивой его ревности, был возведен в сан пресвитера, при чем усугубил свою ревность по благочестию, для защищена православная догмата иконопочитания, и по сей причине претерпел жесточайшие гонения и истязания от нечестивых царей иконоборцев, Михаила III-ro и Феофила, и сына его, царствовавших (по «Поли. месяц. Востока») от 820 до 842 года. Особенно лютое мучение претерпел он от сего последнего врага иконопочитания, находившись, по повелению его, на одном из отдаленнейших островов в глубоком подземелье, даже до смерти сего мучителя, царствовавшего не малое время (от 829 до 842 г.). Посему-то, между прочим, св. Димитрий Ростовский , изображая пересенння св. Мефодием многочисленный гонения и страдания, называет его исповедником и мучеником. Повелением святыя Феодоры, освобожденный от мучилищного гробного затвора, он много претерпел еще оскорблений от лжепатриарха Иоаниа, или Анния, (имя которого по гречески означено словом: αννς – Ианний,– в 2-м икосе предлагаемого здесь творения). Св. Мефедию приписываются некоторые церковные каноны , почему он относится к числу церковных песнописцев, в ряду которых, по выражению Питры, он был последним из числа древних, написав каноны свои ямбическим стихосложением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

святитель Мефодий I, патриарх Константинопольский, исповедник (788/800–847) святитель Мефодий I, патриарх Константинопольский, исповедник Пострадал от иконоборцев. Председательствовал на Поместном Соборе, восстановившем иконопочитание, составил чинопоследование «Торжества Православия». Родился в Сицилии, в богатой семье. По призванию Божию, еще в молодости, ушел в монастырь на острове Хиос и обновил его на свои средства. Подвизался также в обители Хинолакковой в Триглии. В царствование иконоборца Льва Армянина (813–820) занимал высокую должность апокрисиария при святителе патриархе Никифоре. Был послан патриархом в Рим с поручением к папе и задержался там. В это время Лев Армянин сверг святителя Никифора с престола и возвел на него иконоборца Феодота Мелиссинского, по прозванию Касситер (815–822). После смерти Льва Армянина святой Мефодий возвратился на Восток и в сане пресвитера неустанно боролся против иконоборческой ереси. Император Михаил Косноязычный (820–829) вначале показывал себя милостивым и освободил многих заключенных его предшественником за почитание икон, но после возобновил гонение на Православие. Святой Мефодий был заключен в темницу в Акрите. После смерти Михаила Косноязычного воцарился сын его Феофил (829–842), также иконоборец. Более образованный, чем его отец, он освободил святого Мефодия, как человека ученого, превосходно сведущего в делах не только церковных, но и гражданских. Получив свободу, святой Мефодий возобновил борьбу с еретиками. Император некоторое время его терпел, после поражения в войне против арабов обрушил свой гнев на святого Мефодия, говоря, что Бог покарал его за то, что он приблизил к себе «идолопоклонника», как иконоборцы называли почитателей святых икон. Святой Мефодий возразил, что Господь прогневался на него за поругание Своей святой иконы. Святого предали истязаниям, ему нанесли множество ударов по щекам, отчего челюсть его была раздроблена. На его лице остался безобразный шрам. Святой Мефодий был сослан на остров Антигон и вместе с двумя разбойниками заключен в глубокой пещере. В мрачной темнице, куда не проникал солнечный свет, святой Мефодий томился 7 лет до смерти императора Феофила. В то время, изгоняемые в заточение святые иноки-исповедники Феодор и Феофан Начертанные послали святому Мефодию приветствие в стихах, узник тоже ответил стихотворным приветствием.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Konsta...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Aфahacuя Эгинская, прп. Описания иконы Преподобная Афанасия Эгинская Источник: Сайт days.pravoslavie.ru Преподобная Афанасия была игуменией монастыря на острове Эгине. Она родилась в благочестивой христианской семье от супругов Никиты и Марины. Уже в семилетнем возрасте девочка выучила Псалтирь, которую читала постоянно с умилением. Однажды, во время работы за ткацким станком, святая Афанасия увидела спускавшуюся к ней сверху сияющую звезду, которая, дойдя до ее персей и осветив ее всю, исчезла. С того времени отроковица просветилась душой и твердо решила идти в монастырь. Когда святой Афанасии исполнилось 16 лет, родители умолили ее выйти замуж. Девушка покорилась, но прожила в браке всего лишь 16 дней: муж был взят на войну и там убит. Овдовев, святая Афанасия решила исполнить свое давнее желание. Но в то время вышел указ императора Михаила Косноязычного (820 - 829), согласно которому молодые вдовы должны были вступать в брак с молодыми воинами. Святой Афанасии пришлось снова выйти замуж. В замужестве она вела благочестивую и добродетельную жизнь: трудилась по дому, помогала боль[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-3275

В основе работы лежит перевод «Творений преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита », осуществлённый Санкт-Петербургской Духовной Академией в 1907–1908 гг. 4 Что касается самого перевода, то редакция замечает, что она «приложила все старания к тому, чтобы сделать его наиболее точным, правильным и выражающим мысль и изложение подлинника» (т. I, с. VIII). Добавим, что перевод этот на данное время наиболее полный, отвечающий научным требованиям и к тому же единственный. Все цитаты из творений преподобного Феодора Студита даются по этому переводу. Цитация указывается тремя заключёнными в скобках цифрами, разделёнными двоеточиями. Первая цифра означает порядковый номер творений, указанных в конце работы, вторая – номер оглашения или письма, а третья – страницу. Где в работе встречаются в скобках две цифры или буква и цифра, то первая указывает порядковый номер творений, а вторая – страницу. Введение Как бы ни тяжелы и беспокойны были времена в жизни Христовой Церкви, всегда Промысл Божий воздвигал для человеческого спасения светильников веры, непоколебимых столпов Православия, ревностных исповедников и подвижников благочестия. К числу таковых в VIII–IX веках принадлежал преподобный Феодор, получивший наименование Студита по имени знаменитого в Византии Студийского монастыря, который всецело ему был обязан своим образцовым благоустройством во всех отношениях и исключительным процветанием иноческой жизни. Обладая необыкновенной духовной силой, преподобный Феодор с первых же шагов своей практической деятельности сумел приковать к себе внимание современников и, можно сказать, «был единственным борцом за Православие и самым выдающимся защитником Церкви и её установлений в критический период церковно-исторической жизни, самым страстным и убеждённым вдохновителем современного общества в делании добра и правды… самоотверженным организатором византийско-восточного монастырского строя, клонившегося к упадку и разрушению под воздействием иконоборства» 5 . Преподобный Феодор застал конец царствования Константина V Копронима (741–775 гг.), при императрице Ирине (780–802 гг.) приступил к восстановлению монастырской жизни и далее, в царствование императоров Никифора (802–811гг.), Льва Армянина (813–820 гг.) и Михаила Косноязычного (820–829 гг.), не ослаблял своих усилий на этом поприще. При жизни Преподобного состоялся Седьмой Вселенский Собор. Скончался святой Отец в царствование Михаила Косноязычного в 826 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Много прошло времени от начала борьбы за почитание икон, и до конца ее. Много бурных волнений испытала Церковь , немало тревог видело и государство. Велик и интерес эпохи для историка. К сожалению, история не может еще похвалится результатами научных исследований времени иконоборческих волнений. Много тут остается темного, неразгаданного и весьма неясного. Мы остановились своим вниманием на одной весьма выдающейся личности из эпохи иконоборцев. Это преподобный и богоносный отец наш Феодор Студит . Интерес знакомства с жизнью и деятельностью его в историческом отношении весьма велик. Преп. Феодор застал конец царствования Константина V Копронима (741–775 г.), выступил деятелем при Ирине (780–802 г.), проявил необычайную энергию в царствование императоров: Никифора (802–811 г.), Льва Армянина (813–820 г.) и Михаила Косноязычного (820–829 г.), окончив жизнь при последнем (в 826 г.). Следовательно, при нем и на его глазах совершились такие события, как второй Никейский, седьмой вселенский Собор, царствование Ирины и борьба ее с сыном за власть и деятельность первых иконоборцев второй серии. Сами по себе эти события имеют интерес. Но преп. Феодор сам является деятелем. Интерес удваивается потому, что этот деятель выдается по своему образованию, твердости характера и общественному положению. Последнее дало ему возможность сделаться отцом монахов на все времена. Твердость характера и непреодолимое терпение в страданиях предоставили Феодору в Церкви титло исповедника. Образование и связанная с ним литературная деятельность сделали его известным, как ученого и учительного мужа. Преп. Феодор высоко держал знамя истины святой в борьбе за почитание святых икон. Никто не действовал с такой твердостью в рядах иконопочитателей IX в., как преп. Феодор. Никто лучше его не умел воодушевить других на подвиг, несведущих научить, слабых поддержать, колеблющихся и сомневающихся убедить. Он был столпом и опорою православных во дни гонений на них со стороны иконоборцев второй серии (X в.). По общественному положению своему преп. Феодор был монах. Быть монахом для него значило воплотить тип монаха древних образцовых монастырей. Жизнь его не стояла в противоречии с идеалом. Но преп. Феодор был не только монах, но и игумен. Это налагало на него известные обязанности учения, управления и руководительства. Немногих таковых игуменов, как преп. Феодор, может указать история православного монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

И. И. С-в. 16) Иоанн, св. подвижник палестинский, VIII столетия. С молодых лет он возлюбил отшельническую жизнь, покинул свой дом и, переходя с места на место, прибыл в ветхую лавру св. Харитона, где среди подвигов и скончался. Память его 19 ащтля (АА. SS. Boll, апрель II, 625–626; Μνημαον; Пролог). Время его дано здесь гадательно. Он называется Παλαωλαυρι’της, а Харитонова лавра могла получить название «Старой» лавры лишь с VI столетия, когда возникла лавра св. Саввы. Болландисты относят его ко времени IV-VIII в. (796 г.); за VIII в. высказался архиеп. Сергий. [Ср. также у S. Vaihé et S. Petrides, Saint Jean le Patéolaurite, précédé d’ une notice sur la vielle Laure в «Revue de Г Orient chretien» за 1904 г.] 17) Иоанн, св. исповедник, игумен Кафарского монастыря, VIII-IX столетия. Сын Феодора и Григории, он родился в одном из городов Декаполя Иринуполе (в Келесирии) в царствование имп. Константина и Ирины. Девяти лет он начал учиться, затем поступил в киновию, где снискал расположение своего учителя-старца, с которым ездил в Никею на VII вселенский собор и оттуда прибыл в Константинополь. Здесь старец его сделался игуменом и архимандритом Далматского монастыря, а сам Иоанн рукоположен был во пресвитера (по Синаксарю, сделался великосхимником и иереем) и затем послан был царем Никифором (802–811 г.) игуменом в монастырь Чистых ( τν καθαρν). Этою обителью Иоанн правил немного более 10 лет. При возобновлении иконоборства он увещевал братию крепко держаться предания. Царские посланцы разогнали монахов, разграбили монастырское имущество, а самого настоятеля посадили в оковы и привезли в Константинополь. Иоанн назвал царя в лицо отступником, за что подвергся ударам воловьими жилами по лицу. Просидев три месяца в монастырской метохии, он затем был сослан в крепость Пендадактил (в области Лампы, в Карии), где содержался в цепях 18 месяцев. Привезенный в Константинополь, он был передан иконоборческому патриарху Феодоту Мелиссину Касситере (815–821 г.), который морил его голодом. Имп. Лев Армянин однажды призывал его и требовал у него отказа от иконопочитания, но, не успев в этом, сослал его в крепость букелларийской области (в Вифинии) Криотавр, где Иоанн содержался в темнице (по Синаксарю, 2 года). При Михаиле Косноязычном (820–829 г.) Иоанн прибыл в Халкидон, но не был допущен в столицу. При имп. Феофиле (829–842 г.) Иоанн был сослан на о. Афусию (в Черном море), где прожил 2 1/2 года и, предуведав свою кончину, через три дня скончался, ок. 837 (по другим, ок. 813) г. 27 апреля, когда и память его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Иерус. Кал. Еванг. 1056 г. и др.), то бегство в Египте; в стишном прологе 1205 г. все названия соединяются. Собор Богородицы в Царьграде ныне праздновали во Влахернах. (Соф. пролог до 1250 г.)     Пр. Еварест. Мощи его по стишному прологу положены в монастыре коккоровийском. Неизвестный писатель византийским начала 12 века говорит, что монастырь коккорский основан святым при Михаиле Косноязычном (820—829) (Bandur. I. 57). Неизвестно, почему у Штадлера кончина его относится к 825 году. По сказанию стишного пролога св. Еварест подвизался в студийском монастыре; следовательно он основал коккоровийскую обитель или пред кончиною или живя еще в студийском монастыре.     Св. Евфимий исповедник, еп. сардийский. В царствование Константина и Иривы (780—797) он славен был своим благочестием и из инока сделан спископом сардийоким и посылаем был царями с разными государственными поручениями; присутствовал на 7 вселенском соборе в 788 г. При импер. Никифоре 1 (802—811) он сослан в заточение за пострижение одной девицы, в самом же деле за обличение беззаконного царя. Местом ссылки его была Паталарея западная. С сего времени в продолжении 29 лет он не возвращался в свою митрополию. При импер. Льве армянине (813—820), которого св. патриарх Никифор вместе с вызванным из заточения Евфимием и другими епископами обличал за иконоборство (в 815 г.), св. Евфимий за резкое обличение сослан в Асс (укрепленный город в Мизии при Адрамитском заливе). При импер. Михаиле II Косноязычном (820—829) вызванный из заточения и вновь принуждаемый отказаться от иконопочитания, анафематствует иконоборцев и заточается в Акрите (на Черном море, по Никодиму сие место называется в мрачную темницу, где жестоко бит воловьими жилами и скончался при сыне Михаила Феофиле ок. 840 года мученическою смертию, по свидетельству Мелетия (Т. 2 стр. 262). Никодим говорит (29 дек.), что св. мощи его до ныне находятся в Анхиале городе на Черном Море (в древней Фракии) и творят многие чудеса, что там находится полное житие его в рукописи.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Св. Феодор, игумен студийский отдал его в монастырское училище, близ монастыря находившееся, по окончании учения он 16 лет принял иноческий образ и чрез несколько лет почтен саном священства. Брат его Тит, приносший ему печальную весть о взятии сарацынами Крита и отведении родителей их в плен, был утешен надеждою на промысл и сделан иноком. По отнятии царства у Михаила I Рангава (811—813) нечестивым иконоборцем Львом армянином (813—820) святой Николай вместе со св. Феодором студитом, как защитник иконопочитания, заточен в Мезопу (укрепление или Метопу) близь озера Аполлониадского в 814 году, отсюда через год переведены в восточные страны в укрепление Вониту; но поелику они писаниями своими укрепляли православных христиан; то царь приказывает подвергнут их жестоким мучениям и морить голодом; по прошествии трех лет за новые своя писания в защиту св. икон они снова жестоко биты, переведены в смирнские пределы и заключены в темницу на 20 месяцев (с 4 мая 819 г. по 25 дек. 820 г.). По убиении нечестивого Михаила в церкви в день Р. X. и по восшествии на престол Михаила — Бальбы (косноязычного 820—829), превратившего гонение, хотя сочувствовавшего иконоборцам, святые страдальцы не возвратились в Константинополь, но поселились в Акрите, мысе в Вифимнии, потому что в самом Царьраде было запрещено иконопочитание. Здесь св. Феодор скончался (826 11 ноября); св. тело его погребено было на близь лежащем Принцевом острове. Во время гонения на св. иконы, вновь воздвигнутого Феофилом, сыном Михаила II (829—842), св. Николай скрывался в предградии; по воцарении супруги иконоборца Феофила благочестивой Феодоры с сыном своим Михаилом III (842—867), св. Николай возвращается в студийскую обитель и по преставлении пр. Панкратия исповедника (848 апр. 18), игумена обители, поставляется настоятелем ее, спустя 3 года передает игуменство Софронию; спустя 4 года Софроний умер и, по просьбе братии, Николай из безмолвия возвращается опять в игуменству. По насильственном пострижении царицы матери Феодоры сыном ее Михаилом, по низведении св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010