древности особенно процветали города этого острова Крезос, Пирра, Митилена. ( < < back 1) ( < < back 2) Армянин царствовал с 813–820 г. ( < < back 1) ( < < back 2) г. Митилене, на острове Лесбосе, митрополитами были два Георгия. Первый из них, о котором написано настоящее житие, претерпел изгнание в царствование Льва Армянина в 816 г., второй же Георгий — брат Симеона прозорливца. Он был рукоположен в пресвитера первым Георгием, в царствование Константина и Ирины (в 762 г.), на престол же вступил в царствование императора Михаила Косноязычного (820–829 г.), который по воцарении даровал свободу православным. Сей второй Георгий был изгнан за православие иконоборческим императором Феофилом (829–848 г.); по смерти же Феофила блаженная царица Феодора (842–865 г.) со святейшим патриархом Константинопольским Мефодием утвердила православие и в 842 г. возвратила второго Георгия из изгнания; после богоугодной жизни он скончался мирно на своем престоле. ( < < back 1) ( < < back 2) Касситер управлял патриархиею с 815–821 г. ( < < back 1) ( < < back 2) или Корсунь — греч. колония, важнейший из городов Херсонеса Таврического, близ нынешнего Севастополя — место крещения великого князя Владимира. ( < < back 1) ( < < back 2) Страдание святого мученика Каллиопия в древности часть малоазийского побережья, заключенная Ликией и Киликией и пролегавшая вдоль Памфильского моря (ныне залив Адалия). Разделяя исторические судьбы всей Малой Азии, Памфилия была последовательно под Персидским, Македонским и Сирийским владычеством, затем вошла в состав Персидского царства и в 120 г. до Р. X. сделалась Римской провинцией. Население, представлявшее смесь туземцев с пришлыми киликийцами и греками, нравами и обычаями напоминало киликийцев и в широких размерах промышляло морским разбоем. Важнейшие города этой гористой по преимуществу страны, наполненной системою Тавра: Аталейя (Адалие), Сиде, (Эски-Адалии), Кибира, Аспеид, Пергия, Солион. были в Риме лица знатного происхождения; сенатор — должностное лицо, замещавшее высшее служебное место в государстве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Там преподобный Никита совершал чудеса: по молитвам святого были избавлены от плена два его соотечественника; три человека, попавшие в кораблекрушение, были чудесно спасены от смерти. Шесть лет преподобный Никита томился в ссылке и был освобожден только после смерти Льва Армянина при его преемнике императоре Михаиле II Косноязычном (820–829). Преподобный Никита не вернулся в свой монастырь, но, желая хранить безмолвие, поселился недалеко от Константинополя в уединении. В скором времени он мирно скончался (13 апреля 824 года, в Неделю 4-ю Великого поста). Накануне смерти преподобный Никита причастился Святых Христовых Таин. Тело его было перевезено на корабле в Мидикийский монастырь епископом Ефесским Феофилом и архиепископом Солунским Иосифом (1830; память 26 января). На пути в монастырь погребальную процессию встретил епископ Плусиадский Павел с множеством иноков и мирян. От гроба преподобного Никиты совершались многие исцеления. Он был погребен в гробнице своего наставника преподобного Никифора. После погребения у гробницы святого также совершались чудеса. Житие преподобного Никиты написано его учеником Феостириктом, иноком Мидикийской обители. Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице ради иконы Ея, именуемыя «Неувядаемый Цвет» Тропарь, глас 5: Радуйся, Богоневесто, жезле тайный,/Цвет Неувядаемый процветший,/радуйся, Владычице, Еюже радости наполняемся/и жизнь наследствуем. Икона Божией Матери, именуемая «Неувядаемый Цвет» На иконе Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на правой руке, а в левой руке у Нее – цветок белой лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаемость девства и непорочность Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь : «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты». Списки этой иконы прославились в Москве, Воронеже и других местах Русской Церкви. Читать далее Источник: Минея - М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002-. 12 том./Минея апрель. - 2002./Ч. 1. – 400; Ч. 2. - 312 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

У них не было другой заботы в жизни, как учить народ.... А епископы нашего времени только и заботятся, что о лошадях, о гуртах, о стадах, о полевых угодьях и денежных сборах, как бы повыгоднее продать пшеницу, как разливать вино, как развешивать масло, как прибыльнее сбыть шерсть и сырец-шелк, и рассматривают тщательно – только ценность и вес монеты, наблюдая притом, чтобы стол их ежедневно был сибаритский, с вином благовонным и рыбами величины необыкновенной; чтоже касается паств, то о телах своих пасомых они пекутся, но о душах их нет у них ни малейшей думы. Пастыри века сего истинно стали, по выражению Писания, волками. Как только заметят они, что кто-нибудь в подведомой им пастве совершил хотя бы малый какой проступок, мгновенно воспрянут и разразятся всевозможными епитимиями, нисколько не помышляя при этом о настоящем призвании пастырского служения, а относясь к пастве с рассчетом не пастырей, а поденных наемников» 4 . Подобного рода люди не одобряли казни еретиков. Правда, они не были до такой степени либеральны, чтобы делать предположения о предоставлении отечест- венным еретикам равных с православными прав, чувствуя, конечно, и понимая, что еретические общины в своих делах и без того несравненно более свободны, чем какая бы то ни было господствующая церковь , вынужденная всегда согласовать свой образ действий с требованиями покровительствующего ей правительства; но в тех редких случаях, когда правительственная власть переходила в их руки, они, по крайней мере, прекращали против них гонение. Таково было правительство императора Никифора (802 – 811 г.), императора Михаила Косноязычного (820829 г.), кесаря-регента Варды (857 – 867 г.), которых набожные хронографы и осыпают за это и за подобные другие распоряжения прозваниями фараонов, ахаавов, иуд-предателей и другими такого же смысла эпитетами. Лозунгом всех этих правительств в рассматриваемом нами отношении было распространение и улучшение школ; в образовании народа и особенно в образовании духовенства они видели наилучшее средство к умиротворению религиозных разногласий и прекращению ересей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/o...

В 815 г. патриарх Никифор был низложен и сослан, а на его место поставлен иконоборец Феодот Мелиссинос Касситер (815–822). Новый патриарх, всецело полагаясь на помощь Иоанна Грамматика созвал собор, на котором VII Вселенский Собор был отвергнут, и иконоборческий собор Константина Копронима 754 г. признан законным. Впрочем, собор Феодота Касситера хотел сделать уступку православным, предлагая предоставить воле каждого почитать иконы или нет, то есть признать иконопочитание необязательным. Только немногие монахи, пришедшие на собор по приглашению, согласились на это предложение, но и те, после убеждений Феодора Студита, отказались. Большинство же, под руководством Феодора Студита, не хотело знать ни нового патриарха, ни собора, ни его предложений. Феодор Студит не убоялся даже открыто выразить протест иконоборческим распоряжениям. В Вербное воскресенье он устроил торжественную процессию по улицам города с иконами, пением псалмов и т.д… Император был крайне недоволен таким противодействием православных и, подобно Константину Копрониму, начал открыто гнать их, и, прежде всего, монахов. Монастыри были разрушены, монахи изгоняемы или ссылаемы в заточение. Феодор Студит был одним из первых страдальцев за веру. Его сослали в заточение и мучили там голодом, так что он умер бы, если бы темничный страж, тайный иконопочитатель, не разделял с ним свою пищу. Из своего заточения Феодор рассылал письма православным и поддерживал в них любовь к иконопочитанию. В 820 году император Лев V пал жертвой очередного заговора, во главе которого стоял его бывший сослуживец, сменивший его на иператорском троне с титулом Михаила II Травла Аморийца (820–829), основатель Аморийской династии. Будучи сам иконоборцем, иконопочитателей он старался не преследовать, занимая более взвешенную позицию. После смерти в 20-х годах патриарха Феодота он всячески препятствовал возвращению на первосвятительскую кафедру святого Никифора Исповедника и отдал ее в руки другого иконоборца. В 829 году Михаила II сменил на престоле его сын Феофил (829–842 гг.), последний и ревностный иконоборец, организатор беспощадных гонений на иконопочитателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Существуют две даты, определяющие биографию Феодора. Обе появляются в сирийских хрониках. Это хроника Михаила Сирийца и анонимная хроника 1234-1240 г. Михаил Сириец указывает на 813-814 гг. как на то время, когда Феодор предпринял путешествие из Александрии в Армению, чтобы обратить население из монофизитских в диофизитские общины. Хроника сообщает, что Феодор был рукоположен во епископа Харранского патриархом Антиохии Феодоритом (785-799). В ней так же говорится, что в Армении Феодор появился при дворе принца Ашота, который хронологически должен быть Багратидским армянским князем Ашотом Мсакером, умершем в 826 г. Несторианский патриарх Сириакос, который, насколько о том известно, послал дьякона Нонна Нисибийского в Армению, чтобы диспутировать с Феодором, занимал кафедру с 793 по 817 г. Споры Нонна и Феодора зафиксированы в работе несторианского апологета Хабиба ибн Хидма Абу Раита, современника Абу Курры, который ссылается на " Письмо к Армянам " , написанное патриархом Фомой Иерусалимским (807-821) и адресованное еретикам. Феодор написал письмо для патриарха Фомы на арабском, a Михаил Синкелл перевел его на греческий. Анонимная Сирийская хроника (1234) сообщает еще об одном событии из жизни Феодора, когда он предстает в роли христианского апологета в мире ислама, ведущим беседу с калифом ал-Мамуном (813-833) в Харране . Время этой беседы датируется 829 г., место диалога допускает предположение, что это событие произошло на самом закате жизни епископа Феодора, который был рукоположен между 785-799 г., в соответствии с данными Михаила Сирийца, когда мелькитским патриархом Антиохии был Феодорит. Сопоставляя эти две хроники, мы можем выстроить хронологические вехи биографии Абу Курры, начиная со времени его епископства в Харране: с 813 по 817г он находился на пути в Армению, где пробыл некоторое время, затем окончательно вернувшись в Харран в 829 г. Важно отметить, что период с 785 по 829 является наиболее плодотворным для Феодора. Михаил Сириец называет его " эдесским халкидонитом " . Предположительно, Абу Курра был родом из Едессы. В своем собственном арабском трактате в защиту иконопочитания Абу Курра особенно акцентирует внимание на Эдесском убрусе, говоря: " Из всех икон, мы вспоминаем эту, потому что она особо чтима в моем родном городе, благословенной Эдессе " . Действительно, по свидетельству самого Феодора, он писал на сирийском, a это предполагает его сирийское происхождение.

http://pravoslavie.ru/put/040621125807.h...

Новый поход Никифора против болгар. Болгары были разбиты. Никифор захватил столицу болгар Плиску. Но в результате засады на обратном пути болгары убили Никифора и его приближенных в Вырбишской теснине (старая Планина). Соправитель Никифора, его сын, тяжелораненный  Ставракий , был доставлен в  Константинополь . 811.10.02 Заговор против умирающего Ставрикия. Власть захватил  Михаил Рангаве , женатый на сестре Ставрикия.  812.01.11 Смерть Ставрикия. Болгары взяли  Месемврию , подошли к стенам Константинополя, но были отбиты. Ахенский мир между Византией и Карлом Великим. Михаилом I признал Карла императором. 813.02 Михаил отвоевал у болгар Месемврию. 813.06.22 Битва Михаила с болгарами (хан Крум) под Версиниками, неподалеку от Андрианополя. Бегство византийских войск еще до начала битвы. Возвращение Михаила в Константинополь. Войска остались под руководством Льва Армянина. 813.07.11 Провозглашение войсками  Льва V Армянина  императором. Отречение Михаил I. Лев V разбил болгар под Месемврией. Византия заключила с  Болгарией  тридцатилетний мир. Смерть болгарского хана Крума. Начало новых гонений на иконопочитание. Иконоборческий собор. Изгнание патриарха Никифора. Новый патриарх Федот. Начало распространения павликианства. 820.12.25 Заговор против императора Льва, его убийство. Провозглашение императором Михаила. Восстание Фомы Славянина против Михаила II Травла. Фома объявил себя императором. 821.12 Осада Фомой Константинополя. На помощь Михаилу выступили болгары. Война Михаила с Фомой. Поражение Фомы от болгарского хана Омуртага. Михаил, преследуя войска Фомы, осадил Адрианополь. Казнь Фомы 823–829 Война Византии с арабами. Испанские арабы захватили о. Крит. Арабы захватили о. Сицилию. 829.10.02 Смерть Михаила II Травла. Начало правления Феофила, сына Михаила II. Казнь всех сообщников отца, которые участвовали в заговоре против Льba V. 829.10 Поражение византийского флота от арабов у о. Фасос. Союз вождя хуррамитов Бабека с Византией. Захват тунисскими арабами на о.Сицилии Мессины и Палермо.

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

А уж как полезно для лектора-богослова выносить свои тезисы на суд университетской аудитории! Тут уж точно нельзя действовать по принципу «из нашего теста лапша для всяких ушей хороша». Как стыдно бывает сидеть на церковно-научных конференциях, когда командированный из епархии батюшка косноязычно и голословно что-то пробует «проповедовать» смиренно сидящим в зале и тяжко вздыхающим университетским профессорам… В светском вузе к лектору-богослову относятся заведомо критически, в зале сидят студенты с разных факультетов, а значит, каждый на свой зубок будет пробовать каждое его слово. И это хорошая проверка. Кстати, курсы богословия, которые читались в дореволюционных университетах (я имею в виду прежде всего Б. Мелиоранского в Петербургском университете и П. Светлова в Киевском), поразительно интересны и сильно отличаются от аналогичных академических курсов. Мне бы хотелось, чтобы в этом отношении наши университеты стали похожи на университеты Европы. Мне хотелось бы, чтобы исчез ненужный налет «сенсационности» с богословских лекций. В конце концов, лектор-богослов, показывая на христианскую почву, на которой выросла европейская культура, просто говорит: «Эта земля была нашей, пока мы не увязли в войне… Пора вернуть эту землю себе», пора перестать быть иностранцами в своей собственной стране. Впрочем, это я сказал бы и в интервью десятилетней давности. А сегодня я замечаю, как новая тень легла на порог моей аудитории. Церковь начинают воспринимать как часть официоза и, соответственно, сторониться ее. Понимаете, обиднее всего расплачиваться за удовольствие, которого не получал. Церковь не обладает никакой властью в светском обществе, и прежде всего, не обладает властью цензурной (оно, может, и к лучшему, ибо христианину трудновато пришлось бы быть цензором в языческом обществе). И хотя госвласть (в том числе и минобраз) с нами совершенно не считается – о нас все равно сплетничают как о государственной Церкви. И это сказывается и на отношении части академических кругов к преподаванию богословия в университете. Нам бросают упрек, что мы навязываем теологию светской системе образования.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Как было сказано в переписке духов, «Я говорю не о той Церкви, которую мы видим объемлющей пространство и время, укорененной в вечности, грозной, как полки со знаменами. К счастью, та Церковь невидима для людей. Твой подопечный видит лишь недостроенное здание в псевдоготическом стиле на неприбранном строительном участке». Продвинутые подопечные, видящие только это, понятным образом рвутся демократизировать то, что они видят. К немалой радости опекающего духа. скрыть способы оплаты Комментарии Nik o " Dim 4 сентября 2012, 16:34 " Я так считаю. А кто не смыслит- ходи в читальню. Есть у поэзии и эта миссия. Я так считаю. " Это покойный Вознесенский написал. У публицистики тоже есть такая миссия. Максим хоть и витиевато иногда изъясняется, но мысли-то у него есть и весьма интересные. Я думаю 3-4 слова на статью в латинском словаре посмотреть не труд и не вредно. Александр 13 апреля 2012, 20:24 Статьи бывают разные. Боюсь обидеть тебя Максим. Непонравился статья. Леонид Костаненко 13 апреля 2012, 16:48 Прекрасно написано, дар языков поныне действует в Церкви. Ведь дело не в том, чтобы заучив дюжину непонятных слов поразить своей эрудицией окружающих, а в том, чтобы общаясь на языке вроде бы знакомом, стать понятным незнакомому с тобой и , что особенно важно, с той общностью, чье соборное мнение мы по разному пытаемся выражать . Спасибо! P.S.- Читателям Достоевского советую на досуге также размышлять над прочитанным. Вася 13 апреля 2012, 11:50 Как-то все витиевато и по-фарисейски косноязычно. И про Патриарха нашего, и про какую-то Марию Филипповну. Ругаете реформацию, а молчите про Реформацию втихаря. (я про то, что в традиции Русской Православной Церкви выбирали Патриархов по жребию, а не с помощью демократических выборов. Может быть надо самому разобраться где причина, где следствие, а то компот какой-то. С такой позиции можно легко " скакнуть " и туды и сюды. На такие темы легко пиариться, плодить пустых статеек, не приводя ни одного весомого аргумента. Очень советую читать Достоевского Ф.М. почаще. Про интеллигенцию уже все написал на два века вперед простым русским языком.

http://pravoslavie.ru/52828.html

Пирамида — да, но мало, потому что эта черта между видимым и невидимым не непроницаема, напротив, она снимается в известной степени верою. Очень важна и трудна тема о вере и неверии. Как показывать веру, как  заражать ею? Это сила первохристианства и радость его, дар Божий. Можно ли это делать преднамеренно? Думаю, что нет. Можно только верить или не верить, и это имеет (или не имеет) убедительность очевидности. Но, во всяком случае,  не для всех, потому что нужно встречное движение собственного сердца. В сердце должна быть крепость веры, в которую можно надежно укрыться, но... «верую, Господи, помоги моему неверию». Вера — не достигнутое, а достигаемое, всегда напряжение и борьба. Что вера есть погружение в дух, следовательно, в свободный дух, в свободу этого духа, это есть истина, — вера есть опыт своего духа, ведение, которого нет у внешних и к которому их надо приобщить. Как? Только фактом самого себя, который может быть столь же убедителен, как и внешняя природа. В глубине духа встречаем Христа — Духом. Это есть встреча и ведение и источник жизни. Но разве не расходятся отсюда лучи? Разве дух не может не искать воплощения, творчества? Отсюда, думается, путь к культуре. Овеществление же получается, когда ток прерывается, из акта получается лишь продукт, в котором, хотя и необходимо осуществляется акт, но он не становится самозаконным. Прости, что так косноязычно отвечаю на твои расплавленные и сосредоточенные вопросы. С Асей хорошо поговорили — вдвоем. Мне хочется, если уж ты ускоришь свой приезд, чтобы ты полечила уши. Завтра у меня будет на исповеди Ант. Мих. Надеюсь, что ты получила мой набросок росписи. Благословляю. Да хранит тебя Господь. Надвигается голубизна Успения Божией Матери. Твой друг и отец. ====================================== 20 августа Дорогая Юля, сегодня получил твое письмо, спасибо. Надеюсь, что ты уже получила мое по приезде, хотя не уверен тогда, как и теперь, в точности адреса. Радуюсь твоему письму, но, конечно, не могу на него ответить до Парижа, т.е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=115...

Мзия искоса посмотрела на соседку по скамейке. Неофитка, наверное. Восторги, молебны, ответы на вопросы. Плавали, знаем… – Меня Таней зовут, – представилась восторженная, хоть ее, опять-таки, за язык никто не тянул. Мзия тоже представилась, чтоб не выглядеть букой. – Я как раз в паломничество собралась. Хотела в Сванетию поехать. Но не знала, стоит или нет. Пошла к могиле отца Виталия (Сидоренко) и попросила: «Дай мне ответ. Может, блажь у меня, и неспасительно мне никуда ехать». И вот решила благодарственный молебен отслужить. Батюшка закончил читать, благословил меня и вдруг говорит: «Были мы как-то с другом в Сванетии. До чего же там хорошо! У меня в жизни прямо новый этап в жизни начался!» Вот и ответ на мой вопрос. Здорово, правда? – Здорово, – согласилась Мзия. Перед внутренним взором моментально возник этот самый отец Давид. Говорит косноязычно, проповедь читает по бумажке. И характер оставляет желать лучшего. Мало ли кто что скажет. Тоже мне, выразитель высшей воли... – А у меня вообще жизнь полна чудес! – продолжала Таня, поблескивая голубыми глазами, в уголках которых уже появились гусиные лапки морщинок. «Странно, не девочка, а восторги зашкаливают», – анализировала Мзия. – Вот, еще недавно у меня случай был, – Таня явно неслась на волне эмоций и не могла остановиться. – Вот, тут у другого батюшки – отца Теймураза – благословение взяла. Тоже собралась в Зестафони съездить, Хитону Божьей Матери поклониться. А денег в обрез. И ведь какая сила у него священнической молитвы! Вышла я из церкви, поймала первое попавшееся такси. Еще шофер какой-то странноватый попался. «Так и так, говорю, сколько возьмешь?» Он помялся и назвал треть цены. Почему? Зачем? Не говорит. Везет. А я точно и не знаю, куда ехать. Заметку в газете прочла про Хитон. Вот и загорелось мне там побывать. Едем мы, а враг препоны чинит. Ни с того ни с сего колесо спустило. Остановились на полдороге. Я молюсь: «Господи, молитвами твоего иерея управь как-нибудь». И что ты думаешь? Пара машин проехала, а третья остановилась. Вышел оттуда парень, посочувствовал, вошел в положение и дал нам покрышку.

http://pravoslavie.ru/140694.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010