767 Никто из монахов не должен был иметь частной собственности, какой бы то ни было. Поступающий в монастырь, как подчеркивает Феодор, обязан был порвать все связи с миром. В силу этого он делал завещание относительно своего имущества, в противном же случае оно поступало в собственность монастыря. Только 5-я новелла Льва VI Мудрого (886– 911) узаконила, что монах не лишается права личной собственности, если приобрел имущество после пострижения (Христианство. Энциклопедический словарь. – M., 1993. – Т. 1. – С. 733). Впрочем, в письме Студита речь идет только о владении рабами. Других примеров монашеской невоздержанности, употребления редких дорогих блюд, вин, одежды, на что иногда указывают исследователи, в источнике не содержится (ср.: Соколова И. В. Монеты и печати византийского Херсона. – Л., 1983.–С. 10–11). 768 Студийская монастырская реформа была связана с созданием студийского богослужения, которое включило палестинский часослов с псалмопением и тропарями в систему ектений и молитв из Евхатология Великой церкви. Службу Св. Саввы студиты соединили с элементом из Asmatike Akolouthia или соборной службой Великой церкви. Akolouthia ton akoimeton (чинопоследование «неусыпляющих»), распространенную до этого в монастырях, студиты исключили (Тафт Р. Ф. Византийский церковный обряд. – СПб., 2000. – С. 74). Эти студийские литургические установления быстро распространились по другим монастырским центрам, среди которых, видимо, оказались и некоторые обители Таврики. Все это свидетельствует о напряженной борьбе разных течений, разброде и шатаниях, что ослабляло позиции и степень влияния местного духовенства (Сорочан С. Б. О положении Церкви в Крыму в VIII–IX вв.//БИАС. – Симферополь, 2001. – Вып. 2. – С. 332). 769 О реконструкции этого гипотетического общего источника см.: Я. Н. Любарский. Сочинения Продолжателя Феофана. Хроника, история, жизнеописания?//Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей. Изд. подг. Я. Н. Любарский. – СПб., 1992. – С. 231–235. 770 Хронологические вехи этой истории были не ясны уже составителю третьей книги «Хронографии» и он предлагал две, одинаково возможные версии: Мануил начал свою карьеру при Льве V Армянине (813–820), стал первым конюшим (протостратором) у Михаила II Заики (820–829), служил затем у Феофила, якобы предал его, но доверившись великодушию василевса, вернулся в столицу – Мануил был сторонником Льва V Армянина, поэтому оказался изгнан Михаилом И, укрылся у арабов и был возвращен императором Феофилом, вступившим на трон в 829 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Травл распорядился произвести дознание 70 , и Евфимий, которому за святотатство грозило разжалование и отсечение носа, бежал в Африку. Там он склонил карфагенского эмира организовать нападение на Сицилию, обещая полную свою поддержку в обмен на признание его императором. С такой необычной истории началась эпоха войн за этот богатый остров. Самозванец-ренегат Евфимий вскоре погиб, заколотый во время переговоров византийскими послами, но Сицилия на десятилетия стала ареной ожесточенных схваток между ромеями и сарацинами. Император Михаил II Травл умер 2 октября 829 г. Феофил (ок. 812 – 842, имп. с 829) Феофил, сын Михаила II от его первой жены Феклы, оказался самой яркой личностью среди трех василевсов Аморийской династии. В детстве его наставником был славный ученостью Иоанн Грамматик. Благодаря такому воспитателю и своим талантам Феофил стал одним из образованнейших людей своего времени. Поэт и автор церковных гимнов, меценат и полководец, знаток юриспруденции и богословия, он обладал несомненными дарованиями. Однако в годы его правления империя подверглась тяжелым ударам со стороны врагов, следствиями которых были разорение страны и территориальные потери, а иконоборчество, которое Феофил утверждал, прилагая массу усилий, с его смертью окончательно ушло в прошлое. Едва новый император занял престол, халиф ал-Мамун напал на империю со стороны Киликии. Василевс, лично командовавший войсками, проиграл сражение. При этом он чуть не попал в плен. Дело в том, что значительную часть армии Феофила составляли персы, бежавшие в Византию от арабского владычества. Император, доверяя их предводителю Феофову, находился среди персидских турм, и, когда начались переговоры, арабы стали убеждать турмархов выдать им Феофила. Автократор ромеев не знал персидского, но его военачальник Мануил, владевший этим языком, понял грозившую опасность и попытался уговорить Феофила скакать к позициям своей гвардии. Василевс, не разобрав, что происходит, рассердился на своего подчиненного и приказал ему удалиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Православные ожидали восстановления иконопочитания. Михаил II ο Τραυλος ο εξ μορου, напротив, решил строго охранять status quo, не им, а его предшественниками созданное, которые за него и дадут ответ Богу. Сам Михаил не брал на себя труда решить, хорошо или худо постановили его предшественники. «Глубокое молчание да будет об иконах», и потому пусть никто не смеет «поднимать речь об иконах (в ту или другую сторону), но да будет совершенно устранен и удален и собор Константина (754), и Тарасия (787), и ныне бывший при Льве (815) по этим вопросам», – таково было единственное отступление от status quo, которое Михаил II готов был дозволить. Он возвратил из ссылки православных, сосланных Львом V, и обещал не преследовать их за веру. Объяснения с православными епископами и Феодором Студитом не дали результата. Православные требовали восстановления патриарха Никифора, и собора, вселенского или поместного, но подтвержденного папой. Император готов был восстановить Никифора, если он согласится признать status quo. От прения с иконоборцами, предложенного императором, отказались православные. Таким образом, император остался при официальном 186 иконоборстве (его послание к Людовику Благочестивому), и Антоний ο Κασσιμτας, еп. силлэйский, был преемником Феодора († 821) на константинопольской кафедре. Впрочем православные (до последнего, по-видимому, года царствования Михаила, когда св. Мефодий брошен был в тюрьму и св. Евфимий, еп. сардский, скончался после истязаний от Феофила) были в покое, и домашнее чествование икон гонению не подвергалось. Св. Феодор Студит † 11 ноября 826, св. патр. Никифор † 2 июня 829. По смерти Михаила († 1? окт. 829), престол перешел к его сыну, Феофилу . Образованный и любивший науки и искусства, деспотичный по натуре, противоречий не терпевший 187 , Феофил поставил своим идеалом правосудие, доводя его иногда до жестокости. Свой образ мыслей и уважение к памяти Льва V он выразил вскоре по воцарении тем, что казнил смертию убийц Льва, за то, что они «помазанника Господня умертвили внутри святилища», не обращая внимания на приводимый теми argumentum ad hominem: «мы споборствовали твоему отцу».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Православные ожидали восстановления иконопочитания. Михаил II Τραυλς ξ μορου, напротив, решил строго охранять status quo, не им, а его предшественниками созданное, которые за него и дадут ответ Богу. Сам Михаил не брал на себя труда решить, хорошо или худо постановили его предшественники. «Глубокое молчание да будет об иконах (σιγ βαθεα τς τν εικνων μνμης γενσθω)», и потому пусть никто не смеет «поднимать речь об иконах (в ту или другую сторону), но да будет совершенно устранен и удален (κποδν γενεσθω κα οχσθω) и собор Константина (754), и Тарасия (787), и ныне бывший при Льве (815) по этим вопросам», — таково было единственное отступление от status quo, которое Михаил II готов был дозволить. Он возвратил из ссылки православных, сосланных Львом V, и обещал не преследовать их за веру. Объяснения с православными епископами и Феодором Студитом не дали результата. Православные требовали восстановления патриарха Никифора, и собора, вселенского или поместного, но подтвержденного папой. Император готов был восстановить если он согласится признать status quo. От прения с иконоборцами, предложенного императором, отказались православные. Таким образом, император остался при официальном  иконоборстве (его послание к Людовику Благочестивому), и Антоний Κασσιμτας, еп. силлэйский, был преемником Феодора († 821) на константинопольской кафедре. Впрочем, православные (до последнего, по-видимому, года царствования Михаила, когда св. Мефодий брошен был в тюрьму и св. Евфимий, еп. сардский, скончался после истязаний от Феофила) были в покое, и домашнее чествование икон гонению не подвергалось. Св. Феодор Студит † 11 ноября 826, св. патр. Никифор † 2 июня 829. По смерти Михаила († l? окт. 829), престол перешел к его сыну, Феофилу . Образованный и любивший науки и искусства, деспотичный по натуре, противоречий не терпевший  , Феофил поставил своим идеалом правосудие, его иногда до жестокости. Свой образ мыслей и уважение к памяти Льва V он выразил вскоре по воцарении тем, что казнил смертию убийц Льва, за то, что они «помазанника Господня умертвили внутри святилища» (τι κα χριστον χορου νελον ενδν θυσιαστηρου), не обращая внимания на приводимый теми argumentum ad hominem: «мы споборствовали твоему отцу» (μες σμεν ο τω πατρ τω σφ σμμαχσαντες).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Но, побежденное догматически, иконоборчество воскресло с новой силой после смерти Ирины в 802 г. Сторонников ереси было еще достаточно, главным образом в правительственных и военных кругах, где славное царствование Константина Копронима окружено было восторженным поклонением. И все несчастия и неудачи Империи, обрушивающиеся на нее в начале девятого века - войны, нашествия, восстания - приписывались там «иконолатрии». В 815 году Император Лев V Армянин потребовал от патриарха Никифора, чтобы иконы в церквах были подняты выше человеческого роста и таким образом их невозможно было бы целовать. С этого момента все поняли, что гонение неминуемо. Только на этот раз Церковь не была застигнута врасплох: постановление Вселенского Собора и произведения защитников икон дали ей оружие, не хватавшее ей раньше. На защиту Православия против Императора поднялась вся Церковь. Первым пострадал патриарх Никифор, успевший все же возвестить Церкви о готовящейся борьбе и призвать ее к сопротивлению. Его низложили и сослали. Во главе православных его заменил преп. Феодор Студит, игумен знаменитого Константинопольского монастыря Студиона. На Вербное воскресение 815 года тысяча студийских монахов прошла крестным ходом по городу, неся иконы. Вызов власти был брошен и началось кровавое гонение. Оно сделало больше жертв, чем гонение Копронима: десятки сосланных епископов, монахов, утопленных в зашитых мешках, замученных в застенках... Хотя и несколько ослабленное, гонение продолжалось и при приемниках Льва - Михаиле II (820 - 829) и Феофиле (829 - 842) - а с 834 года снова усилилась волна террора. Окончательная победа Православия пришла снова через женщину. Жена Феофила - императрица Феодора немедленно после смерти мужа прекратила гонение. В марте 843 года патриарший престол занял Мефодий, один из пострадавших за иконопочитание. В первое воскресенье Великого поста 11 марта 843 года восстановление икон было провозглашено в Св. Софии и этот день остался в памяти Церкви, как «Торжество Православия»: с тех пор каждый год в это воскресенье, Церковь празднует победу над последней из больших ересей, и торжественно провозглашая Истину, отлучает от себя всех тех, кто этой истины не признает. «Торжество Православия» - эпилог эпохи Вселенских Соборов.

http://sedmitza.ru/lib/text/436726/

Что делать! Ныне время такое, что не в одной вашей обители беспорядок от утраты истинного понятия о смирении и благочестии по Богу. Если же Бог терпит таковым непорядкам, то мы тем более должны терпеть. А скорби, нам прибывающие от этих беспорядков, послужат нам вместо истинного делания, потому что инокам последних времен повелено спасаться скорбями. 6.829 Монашество Монашество не есть учреждение человеческое, а Божеское, и цель его, – отдалив христианина от сует и попечений мира, соединить его, посредством покаяния и плача, с Богом, раскрыв в нем отселе Царствие Божие. Милость из милостей Царя царей – когда Он призовет человека к монашеской жизни, когда в ней дарует ему молитвенный плач и когда причастием Святого Духа освободит его от насилия страстей и введет в предвкушение вечного блаженства. 6. 688–689 Преподобный Нил говорит, что непременно подобает монашествующему жить по преданию св. отцов: хотя мы и не можем сравниться с отцами, но непременно должны жительствовать в их направлении и стяжать с ними единение в духе. 6. 745 Монашество есть установление Божественное, при посредстве которого христианство достигает своего высшего развития. В числе правил этого Божественного установления имеется и то, чтобы вступали в монашество люди с истинным произволением и подвергали это произволение прежде принятия обетов строгому рассмотрению и испытанию. Имеющим холодное и колеблющееся произволение строго воспрещено вступление в монашество. 6. 753 Инокам последнего времени суждено спасаться скорбями. Искусных старцев нет. Боговдохновенные уставы иноческие и жизнь потрясены установлениями плотского разума человеческого; духовное преуспеяние исключительно какого-либо лица опасно, потому что непременно влечет имеющего его к превозношению и уничижению ближнего. По сим причинам осталось израбатывать спасение одним крестом. Таков удел ныне спасающихся. 6. 829 Разговор между мирянином и монахом Мирянин: Какое значение монашества в Христовой Церкви? Монах: Монахи суть те христиане, которые оставляют все, по возможности, земные занятия для занятия молитвой – добродетелью высшей всех добродетелей, чтобы посредством ее соединиться воедино с Богом, как сказал апостол: Прилепляяйся Господеви бывает един дух с Господом ( 1Кор. 6, 17 ). А как молитва заимствует свою силу из всех прочих добродетелей и из всего учения Христова, то монахи прилагают особенное тщание к исполнению Евангельских Заповедей, присовокупляя к исполнению заповедей, обязательному для всех христиан, исполнение двух советов Христовых: совета о нестяжании и совета о безбрачии. Монахи жительством своим стремятся уподобиться жительству на земле Богочеловека: по этой причине святые иноки именуются «преподобными».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Византия и сегодня, и ранее способна примирить католика с протестантом, а их вместе с православным христианином, поскольку она сама несла в себе собирательное начало. Осознанно или нет, но мы ищем в этих «застывших» формах утраченную истину, ответ на современные вопросы, ищем свою историю. И, даст Бог, найдем. Приложение 16 «Римские императоры» святой и равноапостольный Константин Великий (306–337) Константин II (337–340) Констант I (337–350) Констанций (337–361) Юлиан-Отступник (361–363) Иовиан (363–364) Валентиан I (364–375) Валент (364–378) Грациан (367–383) Валентиан II (375–392) святой Феодосий I Великий (379–395) Аркадий (394–408) святой Гонорий (395–423) святой Феодосий II Младший (408–450) Валентиан III (423–455) святая Пульхерия (450–453) святой Маркиан (450–457) Петроний Максим (455) Авит (455–456) Юлий Валерий Майориан (457–461) святой Лев I Великий (457–474) Либий Север (461–465) Прокопий Антемий (467–472) Олибий (472) Лев II Младший (473–474) Глицерий (473–474) Юлий Непот (474–475) Ромул Август (475–476) Зенон (474–475, 476–491) Василиск (475–476) Анастасий I (491–518) Юстин I (518–527) святой благочестивый Юстиниан I Великий (527–565) Юстин II (565–574) Тиверий (574–582) святой Маврикий (582–602) Фока-узурпатор (602–610) Ираклий Великий (610–641) святой Константин III «Новый» (641) Ираклон (641) Констант II (641–668) Константин IV (668–685) Юстиниан II (685–695, 705–711) Леонтий (695–698) Тиверий II (698–705) Филиппик (711–713) Анастасий II (713–715) Феодосий III (715–717) Лев III Исавр (717–741) Константин V (741–775) Лев IV Хазар (775–780) Константин VI (780–797) святая Ирина (797–802) Никифор I Геник (802–811) Ставракий (811) Михаил I Рангаве (811–813) Лев V Армянин (813–820) Михаил II Травл (820–829) Феофил (829–842) святая Феодора (842–856) Михаил III (842–867) Василий I Македонянин (867–886) Лев VI Мудрый (886–912) Александр (912–913) Константин VII Порфирородный (913–959) Роман I Лакапин (919–944) Роман II (959–963) святой Никифор II Фока (963–969) Иоанн I Цимисхий (969–976) Василий II Болгаробойца (976–1025) Константин VIII (1025–1028) Роман III Аргир (1028–1034) Михаил IV Пафлагон (1034–1041) Михаил V Калафат (1041–1042)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

иерарх здешнего монашества, тот, кого Феодор Студит называл «архимандритом Готфии», состоял в переписке если и не с опальным, то все же известным вождем иконопочитателей, принимал от него наставления в истинной вере, упреки в обмирщении местного монашества, его отходе от требований иноческого устава и. даже обращался к Феодору с просьбой быть посредником в раздоре с неким «боголюбимейшим отцом и киром Филаретом», архиереем епархии, возможно, Готфской, Херсонской или Сугдейской 2607 . По мнению Х.-Ф. Байера, эпитет «боголюбимейший», который был использован Феодором в письме по отношению к этому архиерею, указывает на то, что упомянутый Филарет не мог быть иконоборцем 2608 . Замечание не бесспорное, ибо нам не известно содержание этого письма и те упреки или наставления, которые, как и в письме архимандриту Готфии, в нем тоже могли быть. Ортодоксы-студиты были не единственными опальными иконопочитателями. В самом начале правления Михаила II (820–829) Херсон по неясным причинам вынужден был покинуть вместе со своим учеником Парфением прибывший туда из Константинополя ради «отдыха» (eis anapsyxin) предварительно амнистированный (adeias) Иоанн Психаит, искусный проповедник, знаменитый подвижник православия; вероятно, при Феофиле (829–842) «за дерзновенное обличение ереси», то есть иконоборчества, здесь отбывал ссылку монах, преподобный Иосиф Гимнограф (810–883 или 886), причем он оставался в городе «во узах и озлоблении», вероятно, вплоть до смерти Феофила, после чего его вернула в столицу августа Феодора, воцарившаяся с сыном Михаилом 2609 . Если это так, тогда изгнание Иосифа последовало, скорее всего, после 832 г., когда Феофил издал указ «о непоклонении иконам» и стал применять насилие к непокорным, переполнив застенки «почитателями икон, богомазами, монахами, епископами, пастырями и паствой» 2610 . В частности, в 838 г. он организовал ссылку части столичных монахов в провинцию 2611 . Именно присылка в окраинный город с ведома властей самых ярых иконопочитателей из числа духовенства в корне противоречит предположению о якобы «оппозиционном направлении, которое господствовало в Херсонесе в связи с иконоборчеством» 2612 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

68. Иконоборчество - возникшее в начале VIII в. еретическое движение против иконопочитания, ошибочно принятого за осужденное в Ветхом Завете идолопоклонство. С догматической точки зрения запрет на изображение Сына Божия (Его принципиальная неизобразимость) отрицает полноту воплощения Бога-Слова. Гонения на иконы начались при Льве III Исавре (717-741), который в 730 г. запретил почитание икон; продолжились при его сыне Константине V Копрониме (741-775) и внуке Льве IV Хазаре (775-780). Иконоборческий собор 754 г. в Иерии осудил иконопочитание; на нём были сформулированы основные принципы иконоборчества, а почитание икон приравнено к идолопоклонству и объявлено ересью; были уничтожены десятки тысяч священных изображений (икон, фресок, скульптур), преследовались те, кто их хранил. Сын Льва IV Константин VI (780-797) под влиянием своей матери святой Ирины созвал в Никее VII Вселенский Собор (787), осудивший ересь иконоборчества и утвердивший догмат иконопочитания. Вторая волна гонений на иконы была при Льве VApмяhuhe (813-820), который созвал новый иконоборческий собор (815), на котором были отменены постановления VII Вселенского Собора и вступили в силу постановления иконоборческого собора 754 г., однако иконы предписывалось не считать идолами. Гонения продолжились при Михаиле II Травле (820-829) и Феофиле (829-842). Окончательное восстановление иконопочитания произошло в 843 г. при святой царице Феодоре, когда были канонизованы его ревностные защитники, а иконоборцы преданы анафеме. Римская Церковь, не пострадавшая от иконоборцев, всегда твёрдо противостояла императорам-иконоборцам. Однако это не помешало ей на соборах во Франкфурте (794, инициатива Карла Великого) и Париже (825) признать служение перед иконами идолопоклонством; впрочем, не отрицалось их значение как украшений храмов. Всё это в конечном итоге привело Запад к замене сакрального церковного образа светским бездуховным полотном Ренессанса и, в качестве реакции на это, к восстановлению элементов иконоборчества в протестантизме.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/15/...

Фотия к болгарскому князю Михаилу (Βαλττας 6), на что указано было Курцем (S. IV Anm. 3) (§§ 13–15). Лев, чувствуя свое бессилие бороться с Антонием словами, велел бичевать и изгнать его в бессрочную ссылку. Святой перенес так много оскорблений по щекам, что глаза его гноились и голова страшно тряслась от чрезмерных ударов. По прибытии на место ссылки он опять подвергся жестоким побоям (§ 16). Здесь Антоний пережил царствование Льва Армянина († 820), царь Михаил II вернул его из ссылки, строго наказав ему сидеть смирно; но Антоний безбоязненно проповедовал иконопочитание. – Несколько странным кажется умолчание о следовавшем за ним имп. Феофиле, лютом преследователе иконопочитателей; неужели и при нем Антоний оставался неприкосновенным? – «Когда тяжелая зима ереси миновала и проглянула весна непорочной веры православных» (то есть в 842 году), Антоний был назначен архиепископом Солунским. На своем новом месте служения он жил уже не долго, скончавшись 2 ноября седьмого индикта, то есть 844 года.– Русский агиолог, архиеп. Сергий, сначала относил кончину его к 829-му, потом к 828-му году; действительно, и в 829 г. шел седьмой индикт, но ученый иерарх упустил из вида, что агиограф говорит о смерти Антония уже после 842 года. Епископ Арсений (стр. 49) и Ed. Kurtz (S. III) отнесли кончину к 843 г., но тогда шел шестой, а не седьмой индикт. – Говорят, пишет агиограф, что Антонию не удалось отслужить здесь, в Солуни, ни одной литургии, не совершить ни одной хиротонии; он рукоположил только одного клирика, получившего имя Антония (§ 17). – Из этого явствует, что прибытие Антония в Солунь произошло или поздно, напр. в октябре 844 г., или он мог прибыть и ранее, но не мог служить напр. по болезни. – Он был погребен в левой стороне храма Св. Димитрия, в приделе Иоанна Крестителя. Мощи его и доныне (μχρι το νν) остаются целыми и неповрежденными. «И я сам недостойный удостоился видеть их; ибо когда через 46 лет после его преселения ко Господу (в 889 г.) преставился другой наш архипастырь, то мы пожелавши и сего положить в склепе Антония, нашли всесвятое тело Антония с украшавшими его архиерейскими одеждами почти все целым и не изменившемся, так что видны были честные кресты омофора и другие отличия архиерейского облачения» (§ 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010