Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 6. Периодизация истории Средних веков в Западной Европе К Оглавлению Исторический период Средних веков, или феодализма — один из самых продолжительных периодов в истории Европы, он длился 11-12 столетий. Феодализм многих европейских народов начался с разложения родоплеменных отношений. Другие народы вступили на путь феодализма, пройдя через рабовладельческий уклад. Переход к феодализму связан с появлением мелких, средних и крупных землевладельцев, монопольной собственностью которых становится земля. Земля как объект собственности явилась основным условием существования феодализма. Переход к феодализму и становление нового вида собстенности — земли, связан с подчинением крестьян землевладельцам. В своем развитии феодализм проходит несколько стадий, каждая из которых характеризуется новыми явлениями в экономике, политике, государственности, культуре и духовно-религиозной жизни. Отечественная периодизация феодализма в Западной Европе и в Византии строится на принципе стадиального развития общества. Переход к феодализму произошел в разных странах не одновременно. Раньше других на путь феодализма вступили те народы, которые прошли рабовладельческую стадию. Именно эти страны развивались быстрее и более всесторонне, чем те, которые вступили на путь феодализма, минуя рабовладение, непосредственно от первобытно-общинного строя. Начало западно-европейского средневековья связано с крушением Западной Римской империи. Верхнюю хронологическую границу историки определяют от XV до XVII в. История феодализма делится на три больших периода: 1) Раннее средневековье — время формирования феодального способа производства, V-XI вв. 2) Классическое, или развитое средневековье — период развитого феодализма, конец XI-XV вв. 3) Позднее средневековье — период разложения феодальных отношений и зарождение капиталистического способа производства, XVI — середина XVII вв.

http://sedmitza.ru/lib/text/441040/

Период готики проходит от середины XII дo XV вв. XV cmoлemue (в Италии -”кватроченто”, т.е. “четырёхсотые” годы) время раннего Ренессанса предваряемое проторенессансными эпохами (ду- и треченто), первая треть XVI называют Высоким Возрождением, а его оставшуюся часть – поздним. Своеобразный характер имеет Северное Возрождение, особенно в Германии и Голландии. Новое Время, начинающееся периодом Возрождения, продолжается периодом XVII-XX вв. с эпохами частично сосуществовавших барокко как стиля контрреформации (XVII-XVIII столетия) и классицизма (XVII-XIX вв.) с доминированием первого в католических странах и, к примеру, нетипичностью его для Англии. Середина XIX – начало ХХ вв. – это время эклектики и поисков национальных стилей, завершённое на рубеже веков эпохой модерна. Двадцатое столетие характеризуется разнообразием стилей, но, к сожалению, тенденции собственно храмовой архитектуры и традиции собственно христианского изобразительного искусства в западной культуре не получили в это время интенсивного развития. При этом отдельные выдающиеся произведения церковного характера вызывают определённый интерес. Русское искусство заслуживает отдельного рассмотрения. Не говоря о языческой предыстории и эпохи медленной христианизации, началом целостного процесса храмостроительства, становления живописной традиции и искусства малых форм можно считать официальное Крещение Руси, то есть конец Х века. Домонгольский период включает в себя эпоху христианской Киевской Руси – до начала XII века, затем эпоху удельных княжеств b XII столетии с региональными архитектурными школами и рубеж XII-XIII вв. как время сложения общерусского по характеру храмового зодчества. Монументальная живопись известна c XI века, но первые иконы, написанные на Руси, скорее всего, связаны c XII столетием. Новгородская земля, наименее пострадавшая от монголо-татарского нашествия, и её школы архитектуры и живописи (как Новгорода, так и Пскова) характеризуются расцветом b XIV-XV и отчасти ещё b XVI веке. Первый подъём Московского государства начинается b XIV веке, продолжаясь до середины XV.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Федотов излагает точку зрения М.Н. Сперанского, несколько смещая при этом акценты. В тексте, на который ссылается Федотов, сказано следующее: «…конец XV—XVII в. — время создания стиха в той форме, как мы его знаем теперь» ( Сперанский М.Н.Духовные стихи из Курской губернии//ЭО, 1901, т. 50, 3, с. 18. В последние десятилетия в результате открытия новых письменных источников была уточнена хронология ряда духовных стихов. Например, установлено, что духовный стих о царевиче Иоасафе сложился на основе стиха покаянного 8-го гласа «Приими мя пустыня…» не позднее середины XVI в. и первоначально вообще не был связан с Повестью Варлааме и Иоасафе (см.: Петрова Л.А.К вопросу об истоках рукописной традиции цикле стихов о Варлааме и Иоасафе//Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги. 1985. Л., 1987, с. 39—51). Однако в целом вопрос о времени появления духовных стихов до сих пор не может считаться решенным. Не использованы в полной мере и возможности, которые открывают новейшие публикации покаянных (умиленных) стихов по рукописям XV—XVII вв. 49 Утверждение имеет принципиально важное значение для Федотова, поскольку позволяет рассматривать духовные стихи, зафиксированные в XIX в., в контексте русской средневековой культуры, ср.: «В России — в народных слоях ее — средневековье удержалось до середины XIX века» (Фед. НГ, с. 82—83). 50 Петр Васильевич Киреевский(1808—1856), русский фольклорист, археограф, публицист, создал огромное фольклорное собрание, публикация которого продолжается и в наши дни. При жизни П.В. Киреевскому удалось издать лишь небольшую часть духовных стихов, имевшихся в его распоряжении (Русские народные песни, собранные П. Киреевским, ч. 1. Русские народные стихи//М., 1848). Материалы из архива П.В. Киреевского легли в основу наиболее полного собрания русских духовных стихов — «Калеки перехожие», подготовленного к печати П.Л. Бессоновым. 51 Это утверждение не вполне точно. Хотя в XIX—XX вв. былины действительно бытовали главным образом на Русском Севере, однако фиксировались они также и в центральных губерниях России, Поволжье, Приуралье, на Дону и в некоторых других местах. 52

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=839...

Первые восемь книг «Этимологии» выстроены в единую систему, предполагавшую ступенчатость образования: тривиум – квадривиум – медицина – право – теология. Подобный порядок в конце XII–XIII в. утвердится и в средневековых университетах. Такая схема образования своим окончательным утверждением в определенной степени была обязана Исидору Севильскому . Начиная с IX книги материал «Этимологии» становится более мозаичным. Он как бы призван служить подкреплением основной образовательной схемы. Разнообразные исторические, географические, военные, этнографические, демографические, выражаясь современным языком, сведения собраны в IX книге. Интересные данные Исидор сообщает о различных племенах, древних и близких ему по времени. Толкованию алфавита посвящена Х книга. В XI книге – «О человеке и чудовищах» – некоторые философские размышления, сведения об анатомии соседствуют с полным наивного удивления повествованием о людях с лошадиными ногами, об одноглазых циклопах и прочих диковинных созданиях, якобы обитающих на краю земли. Космография представлена в XIII книге. Исидор пишет: «Мир есть небо, земля, море и божий творения в них» 207 . Мир сотворен богом из ничего и должен иметь конец во времени. Но вместе с тем он признает, что мир находится всегда в движении и что его мельчайшими частицами являются атомы, «столь же неделимые, как точка в геометрии» 208 . Исидор довольно много внимания уделяет также четырем элементам, из которых состоит все в мире, в том числе и человек. Казалось бы, взаимоисключающие представления в «Этимологиях» мирно соседствуют. И такой эклектизм в данном случае играет положительную роль, позволяя ввести в христианскую концепцию мира некоторые элементы философских представлений античности. Вселенная у Исидора геоцентрична. Небесная сфера возвышается над плоской землей. Описание «круга земель», его видимых частей и «подземного царства» содержится в XIV книге. XV книга – «О строениях и полях» – посвящена архитектуре, строительству в городской и сельской местности, отчасти сельскому хозяйству. Минералогия и химия, символика камней и металлов нашли отражение в XVI книге. Подробнейшее описание «сельских дел», землепользования, агрономии и т. п. можно найти в XVII книге. В XVIII книге – «О войне и игре» – решительно объединены рассуждения о военном деле и театральных действах. XIX книга распадается на три части – о мореплавании и флоте, о строениях (в добавление к книге XV), об одежде (ее виды, цвета, украшения, инструменты пошива и т. д.). Продовольствие, пища и предметы домашнего обихода, сельскохозяйственный инвентарь составляют предмет обсуждения XX книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Рис. 19. Энколпионы. украшенные выемчатой эмалью – гр. VI Рис. 20. Варианты рельефных энколпионов гр. VII.1. Литейная форма из раскопок близ Десятинной церкви в Киеве – VІІ.5.1. Крест с двусторонними изображениями из раскопок константинопольской церкви св. Полиевкта, конец XII века (по Harrison. Firatly 1967. fig. 21). Херсонесский киотный крест. Рис. 21. Рельефные энколпионы гр. VII (VII.2, VII.3 и VII.4), каменная форма для отливки креста ІІ.5.1 Рис. 22. Малые и миниатюрные рельефные энколпионы гр. VIII. Энколпионы индивидуальные и редких типов – гр. IX. Рис. 23. Большой низкорельефный энколпион – гр. VIII. 1.1. История почитания реликвии в христианском обществе не имеет конца. История бытования реликвария имеет своё начало и конец. Древнерусские энколпионы, порождённые в XI веке византийской традицией и ставшие её сильным, ярким и самостоятельным ответвлением, с прекращением массового их изготовления в Киеве в конце 30-х годов XIII века под влиянием татаро-монгольского нашествия вовсе не исчезли из жизни древнерусского населения. Они продолжали воспроизводиться на местах по старым образцам. Видоизменяясь, порой до неузнаваемости, а главное, послужили основой для создания крестов новых типов и форм, в том числе квадрифолийных. Изготовление крестов-мощевиков нового направления не получило того размаха, которым был отмечен домонгольский период, зато в большом количестве стали отливаться монолитные кресты с двусторонними рельефными изображениями по образцу створчатых складней. Такое явление определенно прослеживается в культовом литье Балкано-Дунайского региона в X–XIII веках, а в Киевской Руси только в редких случаях. Постепенное замещение крестов-мощевиков их подобиями на Руси в XV–XVI веках на первый взгляд кажется труднообъяснимым, но как нельзя лучше согласуется с мыслью А. Е. Мусина о тенденции к «перетеканию» реликвий из частного владения в соборные и монастырские ризницы и эволюции христианского сознания в процессе централизации и клерикализации церковной жизни Древней Руси в сторону признания за иерархией исключительного права на распоряжение и хранение реликвий 413 . Имея это в виду, логично предположить, что широкое тиражирование монолитных крестов, отлитых наподобие створчатых крестов-мощевиков, носило не только стихийный характер (что в медном культовом литье отчасти неизбежно), но и было инициировано Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Все это хорошо известно православным людям: предотвратить воцарение антихриста и конец истории, описанный в Священном Писании, - не в наших силах. Поэтому утопическую цель земной победы над антихристианским еврейством ставить себе не следует, да это и ни к чему, ибо обетование вечного Царства Небесного непреложно - и это главная победа и награда православных. Можно лишь пытаться отодвинуть конец истории для спасения к жизни вечной как можно большего числа достойных людей. Это долг каждого члена Церкви. Однако в зависимости от исторического отрезка, на котором происходили русско-еврейские столкновения, сила православной власти и сила ее сатаноизбранного противника была различной. Соответственно и правые русские силы считали уместными разные меры обороны от иудейской " тайны беззакония " . " ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС " В РУССКОЙ ИСТОРИИ В средневековой Европе, как мы знаем, бушевали христианско-еврейские конфликты: были установлены первые случаи ритуальных убийств и происходили массовые еврейские погромы и выселения, предпринимались антиеврейские меры католической инквизиции (казни, насильственные крещения), сжигался Талмуд. В сравнении с этим российская православная государственность долгое время не имела особых столкновений с сатаноизбранным народом. Впрочем, хазарское иго и затем разгром князем Святославом иудейской Хазарии в IX веке дали прививку против возможного еврейского проникновения на Русь и после ее Крещения способствовали четкому осознанию линии фронта в идущей Mipoboй войне сил добра и зла - как это отражено уже в слове " О законе и благодати " митрополита Илариона - первого русского первоиерарха. Изгнание евреев из Киевской Руси, жесткие меры против ереси жидовствующих в XV-XVI вв. были естественной и безкомпромиссной защитной реакцией. В Московской Руси, когда и правители и народ были самыми православными во всей нашей тысячелетней истории, для обороны достаточно было простых правительственных указов и силовых мер по недопущению слуг сатаны на Русь или по искоренению тайно проникнувшей заразы (наподобие того, как эти меры принимались в средневековье и в западных христианских государствах, изгонявших еврейские общины в полном составе.)

http://ruskline.ru/analitika/2005/11/02/...

Инде называется трубою: вострубит бо, и мертвии востанут нетленни, и мы изменимся ( 1Кор.15:52 ). Силою убо всемогущества Божия мы воскреснем с теми самыми телесами, которые здесь имеем, но точию прославленными. Всем нам, – говорит Павел, – явитися подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла ( 2Кор.5:10 ). А что самое сие тело, которое имеем, точию прославленное, воскреснет, тот же Апостол утверждает: сеется в тление, востает в нетлении. Сеется не в честь, востает в славе. Сеется в немощи, востает в силе. Сеется тело душевное, востает тело духовное ( 1Кор.15:42–44 ). Видишь ли, что оно будет прославлено. „Восстанет убо, – говорит Тертуллиан , – плоть, да ещё всякая, да ещё та самая, да ещё целая». И св. Григорий пишет: „исповедаем, что плоть наша по Воскресении будет и таже, и различна: таже по естеству, различна по славе; та же по точности, и различна по силе». § XV Что убо по Воскресении сем будет? Когда убо собраны будем Ангелами в сретение Господне на воздусе, тогда явится Сын Божий с тьмами Ангел и всеми святыми, и тогда сядет на престоле славы Своей. Конец явления сего – будет последнее решение сие: приидите, благословеннии Отца моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира ( Мф.25:34 ). И оное: идите от мене проклятии во огнь вечный. Сколь радостное решение первое для верных! Сколь страшное прещение для злочестивых! Каковым лицом тогда воззрят на Судию сего ожесточённые Иудеи, егда узрят язвы Его, которые Ему причинили? Какой стыд покроет того окамененного грешника, который во всю жизнь беззакониями своими вторично распинал Его; напротив того, какою восхищены радостью будут праведники, когда узрят Благодетеля и Искупителя своего, ублажающего их за постоянство в вере и благочестии, и в Небесное Своё Царство их призывающего: приидите благословеннии. Коль несходственное зрелище! Сии восплещут, те – восстенают. Сии возрадуются, те – возрыдают. Но что много? довольно сего, что Христово решение: и идут сии (грешники) в муку вечную, праведницы же в живот вечный, будет последнее – конец всему явлению. § XVI Се есть решительная минута! Она ясно покажет: кому быть вечно благополучну и кому несчастливу; кому во веки веселиться, и кому вечно мучиться: блажен и свят, иже имать часть в воскресении первем; на нихже смерть вторая не имать области ( Откр.20:6 ). Смерть же вторая есть геенна огненная, вечное мучение, поскольку отсюда начинается вечность. О вечность! ты всегда будешь начинаться, но – конца иметь не будешь! Глубочайшая бездна, невидимая человеческими очами! Веселитесь праведные в нынешнем веке: ибо веселье и царство ваше будет вечное; вы же – грешники – принесите покаяние в сей жизни, да избежите наказания, которое будет вечное. Покаяние есть единственное средство избежать огня геенского; иже бо не обрящетеся в книзе животней написан, ввержен будет в езеро огненное ( Откр.20:15 ). § XVII Суд будущий обязывает нас, дабы мы

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Пусть кто-нибудь более потерпит неправду, понесет убыток, подвергнется уничижению 600 , только бы не нашлось в вас какого-либо плевела диавольского, но все вы во всякой чистоте и целомудрии пребывали во Иисусе Христе телесно и духовно. Глава XI. Последние времена; будем бояться Господа Уже последние времена. Устыдимся, устрашимся долготерпения Божия, чтобы оно не послужило нам в осуждение. Или будущего гнева убоимся, или настоящую благодать возлюбим. Что-нибудь одно из двух, только бы найтись нам во Христе Иисусе для истинной жизни. Без Него ничего да не будет у вас. Ради Его я и несу на себе узы, этот духовный жемчуг, в котором желал бы я и воскреснуть по молитве вашей. О, если бы я и всегда пользовался ею, чтобы мне обрести жребий ефесских христиан, которые силой Иисуса Христа всегда были единомысленны с апостолами. Глава XII. Похвала ефесянам Знаю, кто я и к кому пишу. Я осужденный, а вы помилованные; я в опасности, а вы стоите твердо. Вы путь для умерщвляемых ради Бога. Вы сотаинники Павла освященного, засвидетельствованного, достоблаженного, у ног которого желал бы я быть, когда приду ко Господу. Он во всем послании своем к вам поминает вас во Христе Иисусе. Глава XIII. Чаще собирайтесь для богослужения Итак, старайтесь чаще собираться для Евхаристии и славословия Бога. Ибо если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела. Нет ничего лучше мира, ибо им уничтожается всякая брань небесных и земных духов. Глава XIV. Храните веру и любовь и на деле показывайте себя христианами Это, впрочем, не безызвестно, если вы имеете к Иисусу Христу совершенную веру и любовь, которые суть начало и конец жизни. Вера – начало, а любовь – конец, обе же в соединении суть дело Божие; все прочее, относящееся к добродетели, от них происходит. Никто, исповедующий веру, не грешит, и никто, стяжавший любовь, не ненавидит. Дерево познается по плоду своему; так и те, которые исповедуют себя христианами, обнаружатся по делам своим. Теперь дело не в исповедании только, а в силе веры, если кто пребудет в ней до конца. Глава XV. Не словами только, но и молчанием будем исповедовать Господа Лучше молчать и быть, нежели говорить и не быть. Хорошее дело учить, если тот, кто учит, и творит. Поэтому один только Учитель, Который сказал и исполнилось; и то, что совершил Он в безмолвии, достойно Отца. Кто приобрел слово Иисусово, тот истинно может слышать и Его безмолвие, чтоб быть совершенным, дабы и словом действовать, и в молчании открываться. Ничто не сокрыто от Господа, напротив, и тайны наши близки к Нему. Посему будем все делать так, как бы Он Сам был в нас, чтоб мы были Его храмами, а Он, был в нас Богом нашим, как Он и действительно есть, и некогда явится пред лицом нашим, потому мы справедливо и любим Его. Глава XVI. Растлевающие веру ложным учением пойдут в огонь вечный

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Закрыть Промысл Божий над Россией в начале третьего десятилетия XXI века Слава Богу, в русских людях еще живы Евангельские заповеди, это прекрасно видно у наших воинах, которые сегодня сражаются 26.05.2022 1008 Время на чтение 8 минут Фото: Из личного архива автора В феврале этого года началась специальная военная операция Российских (русских) войск по защите республик Донбасса. Изначально, по предположению в патриотических кругах, при планировании этой операции видимо рассчитывали на поддержку местных элит на Украине и государственный переворот и тем самым закончить ее в течении месяца. Но воля Божия иная. Почему Господь не дал нам сразу Победу, а операция фактически превратилась в полноценную войну. Представим, если бы мы все прошло по плану, и Запад бы не ввел бы нынешние санкции (или ввел только малую часть). Мы бы продолжали жить по-прежнему, импортозамещение продолжало бы буксовать, на экранах ТВ бы постепенно продвигались западные уже не либеральные, а содомские идеи... Но мы знаем из Священного Писания и Святых Отцов что воля Божия о человечестве это спасение каждого человека и всех народов. Не только каждый человек, но и каждый народ у Господа имеет свое предназначение. Множество примеров есть в Ветхом Завете, ассирийцы, вавилоняне с царем Навуходоносором исполняли волю Божию о наказании (наставлении) избранного народа и возвращении его на путь Истины. Кратко рассмотрим воля Божию о русском (народы, населяющие территорию России) народе… Известна идеология концепция Москвы, России, как Третьего Рима, которая возникла вследствие развития мысли, изложенной иноком Филофеем в письме к Великому князю Василию III Ивановичу, которого тот уже именовал Царем. Конец XV начало XVI веков стали для нашей страны периодом становления в качестве державы мирового значения. Формула  «яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти» стала ядром государственной идеологии и внутреннего мироощущения русского человека на века вперед. Как можно понимать смысл этой концепции.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/26/pr...

Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Предыдущие фрагменты: Плата дани словенами, кривичами, чудью и мерей варягам, полянами, северянами и вятичами — хазарам (859). Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века. Иллюстрация: ru.wikipedia.org Под 6370-м годом от сотворения мира (862 от Р. Х.) в «Повести временных лет» помещен рассказ о событии, которое принято называть «призванием варягов», или, что то же, началом княжения Рюрика – родоначальника династии, правившей на Руси до конца XVI века: В «Летописи» зафиксирован конституционный характер княжеского правления «В лето 6370. Изгнаша варягы за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собе володети. И не бе в нихъ правды, и въста родъ на род, и быша усобице в них, и воевати сами на ся почаша. И ркоша: Поищемъ сами в собе князя, иже бы володелъ нами и рядилъ по ряду, по праву”» . Таким образом, в «Летописи» зафиксирован договорный, в наше время сказали бы – конституционный, характер княжеского правления – призываемый на престол князь и, очевидно, его преемники должны были править «по ряду, по праву», а не самовластно. Именно такой статус князей утвердился и продержался в течение нескольких веков в Новгороде, но не в Киеве, не во Владимире-на-Клязьме и не в Москве. И далее говорится, что посланцы «идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инеи и готе, тако и си. Ркоша руси чюдь, словене, кривичи и вся: Земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нетъ. Да поидете княжить и володеть нами”. И изъбрашася трие брата с роды своими, и пояша по собе всю русь, и придоша къ словеномъ первее. И срубиша город Ладогу» . Интерпретация этого текста, содержащего не одну загадку, вызывает затруднения, разрешить которые пытался сонм ученых мужей и – в наше время – также жен, отечественных и зарубежных, посвящавших этой теме статьи, трактаты и монографии в течение по меньшей мере последних трех столетий, но и до сих пор нельзя сказать, что все вопросы и недоумения, возбуждаемые этим кратким летописным рассказом, получили окончательное и доказательное разрешение. Хотя летописное сообщение о призвании Рюрика было записано чрез два столетия после самого этого события, его достоверности можно доверять, хотя и не безоговорочно, потому что устная традиция, равно как и записи, сделанные до окончательной редакции «Повести временных лет», могла воспроизводить реальные события, с одной стороны, с искажениями, а с другой, – в виде некоего резюме, для наглядности представленного при этом в лицах. По остроумному замечанию В. О. Ключевского,

http://pravoslavie.ru/154336.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010