Периодизация могла иметь дополнительные деления внутри периодов, причем не только хронологические, скажем, «литература конца XV – первой половины XVI века» или «литература периода первой крестьянской войны и борьбы русского народа с польско-литовской интервенцией», но и географические – выделялись литература Киевская, Черниговская, Новгородская, Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская и т. д. Но основные исторические вехи, к которым привязывали периодизацию, оставались неизменными: монголо-татарское нашествие; свержение монголо-татарского ига, связанное с ростом Москвы и образованием Московского государства; Смутное время и т. д. Вот как выглядит периодизация древнерусской литературы в наиболее популярных учебниках и «Историях», изданных (и переизданных) в последние десятилетия ХХ – начале XXI века: Гудзий Н. К. История древней русской литературы. 7-е изд. М., 1966; 8-е изд. М., 2002. 1. Литература Киевской Руси. 2. Литература периода феодальной раздробленности XIII–XIV bb. 3. Литература периода объединения Северо-Восточной Руси и образования русского централизованного государства (с конца XIV до начала XVI b.). 4. Литература периода укрепления русского централизованного государства (XVI–XVII bb.). Кусков В. В. История древнерусской литературы. 7-е изд. М., 2002. 1. Начальный период формирования древнерусской литературы (конец X – первая половина XI bb.). 2. Литература Киевской Руси (середина XI – первая треть XII bb.). 3. Литература периода феодальной раздробленности (вторая треть XII – первая половина XIII bb.) – период формирования и развития местных и областных литератур. 4. Литература периода борьбы русского народа с монголо-татарскими завоевателями и начала формирования централизованного государства (вторая половина XIII–XV b.). 5. Литература централизованного русского государства (конец XV–XVI bb.). 6. Литература формирующейся русской нации (XVII b.). Литература переходного периода, в котором выделяются два этапа: первый от начала века до 60-х годов и второй от 60-х годов до конца XVII – первой трети XVIII bb. «Последний этап и может быть определен как переходный период от литературы Древней Руси к литературе Нового времени» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

В этом заключается основной парадокс раннепротестантской идеологии. Духовно-культурными последствиями ранней Реформации стали признание высокого статуса и достоинства любого труда, формирование новых личностных установок, содействие научно-техническому прогрессу, санкционирование буржуазного предпринимательства, создание минимального образовательного уровня, поднятия престижа национальных языков, усиление позиций светской власти, создание новых церковных организаций. 1 Вопрос о хронологических рамках истории средних веков, особенно её верхней границы, в ориентологии является дискуссионным. В современной отечественной медиевистике используются несколько вариантов периодизации западноевропейской средневековой истории. Один из них, разработанный классиками марксизма, господствовал в советской исторической науке в 30–90-е гг. XX в. В советской историографии курс истории средних веков было принято делить на 3 периода: 1) конец V – середина XI вв. раннее средневековье (раннефеодальный период); 2) середина XI – конец XV вв. расцвет средневековья (с XIII в. классическое средневековье); 3) XVI – середина XVII вв. позднее средневековье. Другая периодизация, принятая в зарубежной историографии, и разделяемая большинством отечественных медиевистов конца XIX – начала ХХ вв., была возрождена в российской научной и учебной литературе с 90-х годов ХХ в. В этом варианте периодизация средневековой истории выглядит следующим образом: 1) V (IV)X вв. рождение средневековой европейской цивилизации; 2) XIXIII вв. расцвет европейской средневековой цивилизации; 3) XIVXV вв. позднее средневековье, разрушение средневековой цивилизации; 4) конец XV – до 40-х годов XVII вв. раннее новое время. Жак Ле Гофф предлагает вариант так называемого «долгого средневековья», временные рамки которого им устанавливаются от начала глубокого кризиса Римской империи в III в. и завершаются второй половиной XVIII, и даже началом XX столетия. 2 Под влиянием протестантской концепции, разработанной немецкими исследователями вв.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

«Важнейшие эпохи в истории русских икон устанавливаются довольно твердо: древнейшая эпоха, которую можно назвать новгородской, характеризуется строгостью выражения в типах и композициях, некоторой угловатостью форм, простотой замысла и композиций, незначительным числом красок, недостатком переходных тонов и теми техническими признаками, которыми специалисты до последнего времени определяли так называемую новгородскую школу. Эпоха эта продолжается от начала христианства до XV века. Она может быть названа первичной эпохой русской иконописи, сложившейся под воздействием Византии. Следующая эпоха обнимает собою века XVI и XVII и может быть признана эпохою высшего развития русской иконописи на началах самобытных. Она характеризуется свободою изобретения; изяществом форм, наклонностью к сложным символическим и историческим композициям, разнообразием светлых колеров и теми техническими признаками, какими обычно определяется школа московская. Третья эпоха – переходная обнимает конец XVII века и начало XVIII века. Полное ослабление старых иконописных традиций в смысле стиля и иконографии, явное склонение к подражанию западно-европейской живописи в трактовании сюжетов и живописи форм составляют её главные признаки» 4 . Ученик Н. В. Покровского В. И. Успенский в брошюре «Очерки по истории иконописания» (Спб. 1899), развивая положения учителя, подверг детальной критике признаки деления на школы в схеме Д. А. Ровинского. В защиту особенной и самостоятельной новгородской школы В. Н. Щепкин написал обширную статью: « Новгородская школа иконописи по данным миниатюры» (Москва, ип 4°, во 2-м томе «Трудов XI Археологического съезда»). Нельзя не согласиться с проф. Н. В. Покровским , что система «писем», заимствованная у иконников и любителей, во многом не согласна с исторической правдой, насколько мы ее знаем даже при настоящем далеко недостаточном изучении материала, но и деление на три эпохи имеет существенные недостатки. Оно хронологически обобщает памятники разных мест, уничтожая те определения происхождения, к которым стремились старообрядческие иконники. А между тем несомненно, что должны существовать Московские иконы XV века и Новгородские XVI–XVII столетий 5 . Кроме того вторая эпоха включает два века, иконописные произведения которых наиболее известны и отличаются большим разнообразием в «пошибах» письма. Может быть, и для этой эпохи имеется мало данных для разграничения памятников по местностям производства, но во всяком случае такое разграничение – одна из главных задач исследователя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

Все эти крестные ходы второго и третьего рода совершались по тому же самому чину, как и ходы из местных московских соборов в кафедральный Успенский, и все сопровождались церковным звоном (Стоглав. Гл. 35). В церковном пении нашем произошла значительная перемена. В первые четыре века нашей Церкви у нас пели «на речь», то есть произносили при пении слова священных песней точно так же, как они произносились в речи, в разговоре и как писались: то был период праворечия, или истинноречия, в нашем церковном пении. С пятнадцатого века и особенно с половины его у нас настал период раздельноречия, или растяжноречия, в церковном пении, начали петь слова не так, как они произносились в речи и писались, а с изменением в них полугласных букв на гласные, иногда с прибавкою гласных, иногда даже с отнятием согласных; например, слова песни: «Съгрешихом, беззаконовахом... пред Тобою... но не предажь нас до конца» – начали петь: «Согрешихомо и беззаконновахомо передо Тобою, но не предамже насо до конеца». Такое растяжноречие в церковном пении входило постепенно, и в нотных книгах 1-й половины XV в. оно встречается еще весьма редко, лишь в немногих словах. Но со 2-й половины этого века оно стало усиливаться и распространяться более и более, и под конец 1476 г. новгородский летописец с изумлением заметил: «Той же зимы некоторые философове начаша пети: «Огосподи, помилуй», а друзеи: «Осподи, помилуй» (Собр. лет. 4. 130). В продолжение же XVI в. достигло высшей степени, так что некоторые слова при пении трудно было и понять; например, пели вместо «Спас» «Сопасо», вместо «изми» – «иземи», вместо «во мне» – «во моне». Нотные знаки и теперь оставались прежние, безлинейные, писались непосредственно над словами и слогами текста и назывались знаменами и крюками, но в начертании их совершилась перемена: их стали писать скорописью. Потом для удобнейшего понимания этих крюковых нот к концу XV в. начали прибавлять иногда пояснительные знаки на полях нотных рукописей, а во 2-й половине XVI в. при каждой крюковой ноте отдельно от нее начали писать киноварные подметные слова, или пометы, обозначавшие какую-либо перемену в степени или исполнении звука.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Соответственно перемещается и внимание с объекта познания – Бога, на субъект познания – человека. Смена мировоззренческих взглядов сказалась в творчестве писателей и изографов. Происходящие перемены особенно заметны в иконе. Постепенно, к концу XVI века, обратную перспективу вытесняет привычная для нас линейная перспектива. Изограф взглянул на мир глазами обыкновенного человека. Линии предметов потянулись от зрителя к центру иконы и сошлись где-то в глубине бесконечности. Наблюдателем мироздания стал человек. В результате значительных изменений в мировоззрении в центре мироздания и, как следствие, в центре внимания литературы, оказался человек. Возник интерес к личности, к поступкам, чувствам и мыслям человека, отразившийся в исторической литературе и возникновении в XV веке оригинальных бытовых повестей. В произведениях появилась личностная оценка писателем происходящих событий. Так наряду с официальной точкой зрения в литературе стал проявляться частный взгляд на историю и личности. Именно в XVI b. происходит «обнаружение» человека. Это повлекло за собой развитие в литературе авторского начала, психологизации личности и т. д. (Андрей Курбский, Иван Грозный). Конечно, XVI век еще нельзя сравнивать с XIX веком, с расцветом глубоко психологической русской прозы, но все же к концу XVI века наметился существенный поворот во взглядах на человека. Из творения, подвластного двум началам – добра и зла – он постепенно превращался под пером писателей в мыслящую, способную к познанию (но пока еще не к самопознанию) личность. 2.2.1.2. Осмысление творчества и писательского труда Конец XV b. – 30-е годы XVII b. можно назвать вторым периодом в развитии писательского сознания, поскольку это – эпоха рационализации сознания, смены теоцентрического мировоззрения на антропоцентрическое и проявление рассудочного начала в писательском творчестве. До начавшейся в начале XVII века секуляризации сознания мировоззрение древнерусского книжника было религиозным, и основой для понимания как отдельного древнерусского творения, так и всей средневековой словесности в целом, служило Православие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Чудо 6 «О разслабленом мужи» изложено на основе рассказа «О клирице о Михаиле» Жития митрополита Алексия 535 . Наиболее оригинальным выглядит повествование о чуде 7 «О князе Романе», в нем лишь начальная фраза «Ни же се да умолчим съдеянное святым» – выписана из 4-го чуда Жития митрополита Алексия, а последующие слова «не токмо стяжавше дар от Бога еже немощныа исцеляти» (Нижегор., 39, л. 39) заимствованы из 2-го чуда Жития митрополита Алексия 536 . Чудо 8 «О жене слепои» почти целиком выписано из рассказа «О жене слепои» Жития митрополита Алексия (заменены только имена) 537 . Литературным образцом для чуда 9 «О отроковице Анастасие» послужил рассказ «О отроковици» Жития Сергия Радонежского (Троиц., 116, л. 395). В чуде 10 «О Леонтие» только первые слова «Ин же пакы некыи человек именем» (Нижегор., 39, л. 42 об.) выписаны из 6 чуда Жития митрополита Алексия 538 , весь остальной текст заимствован из чуда «О Захарии» Жития Сергия Радонежского (Троиц., 116, л. 391 об. – 392). Описание чуда 11 «О Данииле» в значительной мере основано на тексте «О корчете» Жития Димитрия Прилуцкого 539 . Тот же источник использован в чуде 12 «О жене»: здесь использован рассказ «О жене раслаблене» Жития Димитрия Прилуцкого 540 . При этом несколько необдуманно выписана фраза «никогда же можаше видети лица преподобнаго, яко же преди рекохом» (Нижегор., 39, л. 44). Но о сокрытии лица игумена «преди» говорилось именно в Житии Димитрия Прилуцкого, поэтому упомянутое замечание, механически занесенное в Антониевскую редакцию, лишено смысла. Чудо 13 «О Софоние иноце», как уже было сказано, основано на Слове митрополита Феодосия о чуде с монахом Наумом, следовательно, источником являлось Житие митрополита Алексия с сопровождавшим его Словом митрополита Феодосия. Таким образом, использование во всех трех частях одних и тех же источников (и одних и тех же стилистических трафаретов) позволяет считать, что все три части рассматриваемой редакции принадлежат одному лицу, а именно, обозначенному в заголовке иеромонаху Антонию. Указанные источники свидетельствуют о времени не ранее 80-х годов XV в. (в первую очередь это касается Жития Димитрия Прилуцкого, Статьи о проявлении мощей ярославских чудотворцев, Статьи об убиении Батыя), а самые ранние списки редакции и ее переработок относятся к началу XVI в., что и определяет время создания Антониевской редакции как конец XVначало XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Удивительный даже для средневековой мистики, почти сюрреалистический алогизм этой легенды, сочетание возвышенных «явлений» Богоматери, героических деяний Меркурия и красивой, но жутковатой в своей какойто сакральной торжественности и почти языческой обрядовости смерти героя-все это в сочетании с общим удивительно просветленным тоном легенды предвещает пока лишь на уровне художественно-эстетического сознания новый этап и в истории Древней Руси, и в ее эстетике. Глава III. Под знаком вечности. Конец XIV-haчaлo XVI века Со второй половины XIV в. начинается медленный, но неуклонный процесс объединения русских земель вокруг Москвы, на что была нацелена политика ряда московских князей й чему способствовала победа русских войск на поле Куликовом в 1380 г. Московский князь Дмитрий Иванович собрал под свое начало воинов почти всех русских княжеств, чтобы дать отпор Мамаю, и его победа убедила многих князей в необходимости объединения под началом Москвы. Однако этот процесс продолжался на протяжении всего XV в. и проходил отнюдь не безболезненно, так как утрата самостоятельности оказалась по душе далеко не всем князьям, да и их подчиненным. Тем не менее к концу XV столетия западный мир с удивлением обнаружил на своей восточной границе мощное государство Московию, с которым ему пришлось теперь считаться всерьез. Еще в первой половине XIV в. митрополит Петр перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, которая стала с этого времени главным духовным центром «всея Руси». Москва, приняв политическую и духовную власть у Владимира, осознала себя наследницей Древнего Киева, так как владимирские князья вели свой род от Владимира Мономаха . Князь московский унаследовал титул Великого князя, а митрополит московский продолжал именоваться митрополитом «Киевским и всея Руси». Высокого расцвета достигает к концу XIV-haчaлy XV в. культура Москвы, ориентировавшаяся и на лучшие достижения Владимира, и на киевскую старину, и на духовную и художественную культуру Византии и южных славян, связи с которыми активизировались в это время. Византия переживала в XIV в. последний взлет духовной и художественной культуры, и отголоски его были хорошо слышны на Руси, достигая ее и непосредственно из Константинополя, и через Афон и южных славян. Исихазм паламитского толка, идеи византийских гуманистов, изысканная живопись палеологовского времени тем или иным путем проникали в Московскую Русь и способствовали формированию ее средневековой культуры и художественно-эстетического сознания, достигшего в рассматриваемый здесь период своих классических форм выражения. Не осталась Русь равнодушной и к реформам славянского языка и литературного стиля, проведенным Евфимием Тырновским в 70-е годы XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

В музее имени Андрея Рублёва пройдет выставка «Поклонный крест XVI века: Итоги реставрации» Москва, 31 мая 2018 г. Крест поклонный. " Распятие Христово, святитель Николай и двое неизвестных святых " . Конец XV - первая половина XVI века. Тверь. Фрагмент. Собрание музея имени Андрея Рублева. Фото: А.Цимерман.      Выставка «Поклонный крест из села Толмачи Тверской области. Итоги реставрации» откроется 7 июня 2018 года, сообщает сайт музея . Резной белокаменный крест из села Толмачи в Тверской области был привезен в Москву сотрудниками музея имени Андрея Рублева А.А. Салтыковым и В.В. Кириченко в августе 1966 года. Крест связан с традицией установки монументальных поклонных крестов на открытых пространствах, которая появилась на Руси уже в XI веке. Эта традиция, известная как в Византии, так и в западных странах, широко распространилась в северных землях — Новгороде, Пскове, Твери. Крест из села Толмачи был создан в первой половине XVI века и с двух сторон имеет резные изображения Распятия и избранных святых.      Открывающаяся в музее выставка посвящена пятидесятилетней истории изучения и реставрации креста. Впервые он был отреставрирован в 1968 году художником-реставратором каменной скульптуры О.В. Яхонтом. В 2018 году была проведена повторная реставрация памятника в мастерской музея. На каждом этапе концепция реставрации вызывала дискуссию в профессиональном сообществе: при первой реставрации памятника обсуждалась возможность реконструкции утраченных элементов изображения, сейчас приобрел остроту вопрос о том, сохранять или удалять позднюю живопись на обороте креста. В связи с подготовкой креста к экспонированию был проведен полный комплекс физико-химических исследований с привлечением специалистов ГОСНИИР. Выставка будет интересна как профессиональному сообществу – реставраторам, музейным сотрудникам, студентам учебных заведений, обучающимся по направлению «Реставрация», так и широкому кругу посетителей музея, неравнодушных к вопросам сохранения культурного наследия. Куратор выставки – А.С. Макарова, художник-реставратор музея имени Андрея Рублева, научный сотрудник ГОСНИИР, председатель молодежной секции Союза реставраторов России. Выставка продлится до 26 июня 2018 г. Адрес музея : Андроньевская площадь, 10 31 мая 2018 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/113394.html

Большие утраты в золотном шитье. В надписях буквы сбились, нити отстают, штопка желтым шелком, большие утраты, в результате чего надпись плохо читается. Подкладка позднейшая. ИКОНОГРАФИЯ На пелене представлен один из двух основных вариантов иконографии «Явление Богоматери Сергию», известный с середины XV в. 608 АТРИБУЦИЯ Удлиненные пропорции фигур с маленькими кистями рук и ступнями ног, формы базиликообразных сооружений, палеография надписи на кайме, отсутствие светотеневой моделировки в ликах, простой узор золотного шитья с незаметной прикрепой, дают основания датировать пелену второй половиной XVI в. Хороший рисунок и высокое качество исполнения, сюжет, особенно распространенный в Москве, предполагают ее столичное происхождение. Так как все добавления прошиты насквозь через подкладку из репса XIX в., они могут быть датированы этим временем. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 16, 17323; Маясова 1998. С. 48, примеч. 73. 69. ПАЛИЦА МИТРОПОЛИТ АЛЕКСИЙ Москва, конец XVI и XVIII в. Атлас (XVI в., иностранное производство), камка (XVII в., иностранное производство), бархат, галун (XVIII в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити; ткачество, шитье. 45x46 Поступила из Чудова монастыря Московского Кремля в 1918 г. 609 Инв. ТК-2431 Кат. 69 Изображения вырезаны из фона и перенесены на красный бархат (первоначальная красная камка видна по контурам и складкам одежд). Митрополит Алексий изображен в рост, прямолично, с отведенными в стороны руками. Правой рукой благословляет, левой – держит на плате закрытое Евангелие. На святом – крестчатый саккос, омофор и клобук с херувимом на очелье. Личное шито тонким, некрученым темно-песочного цвета шелком «в раскол» «по форме» с небольшими оттенениями по абрису лика и под глазами святого. Белки шиты белым, губы – красным шелком, усы и бороды – тонким крученым серым шелком «атласным» швом. Черты лика святого, пряди волос, контуры лика и рук прошиты темно-коричневой нитью. Одежды, нимб, Евангелие вышиты прядеными серебряными и золотными нитями с малозаметной прикрепой однообразным простым швом.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Такое состояние непрерывной борьбы стало уже нормальным для государства в XVI в. Герберштейн, наблюдавший Московию при отце Грозного, вынес такое впечатление, что для нее мир – случайность, а не война. ВОЙНЫ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ На европейском фронте шла борьба со Швецией и Ливонией за восточные берега Балтийского моря, с Литвой – Польшей за Западную Русь. В 1492 – 1595 гг. было три войны со Швецией и семь войн с Литвой – Польшей совместно с Ливонией. Эти войны поглотили не менее 50 лет, следовательно, на западе в эти 103 года мы круглым счетом год воевали и год отдыхали. НА ЮГО-ВОСТОКЕ Зато на азиатской стороне шла изнурительная непрерывная борьба. Здесь не было ни миров, ни перемирий, ни правильных войн, а шло вечное обоюдостороннее подсиживание. Флетчер, нам уже известный, пишет, что война с татарами крымскими, ногаями и другими восточными инородцами бывает у Москвы каждый год. Золотая Орда в XV в. уже распадалась и окончательно разрушилась в начале XVI в. Из ее развалин образовались новые татарские гнезда, царства Казанское и Астраханское, ханство Крымское и орды Ногайские за Волгой и по берегам морей Азовского и Черного, между Кубанью и Днепром. По завоевании Казани и Астрахани наиболее беспокойств причинял Москве Крым по своей связи с турками, которые завоевали его в 1475 г. и положили здесь конец господству генуэзцев, владевших Кафой-Феодосией, Судаком-Сурожем и другими колониями по берегам Крыма. Прикрытый широкими пустынными степями, отрезанный от материка перекопью – широким и глубоким шестиверстным рвом, прорезывавшим узкий перешеек с высоким укрепленным валом, Крым образовал неприступную с суши разбойничью берлогу. Литвин Михалон, писавший о татарах, литовцах и москвитянах в половине XVI в., насчитывает в Крыму не более 30 тысяч конных ратников, но к ним всегда готовы были присоединиться бесчисленные татарские улусы, кочевавшие по обширным припонтийским и прикаспийским степям от Урала до нижнего Дуная. В 1571 и 1572 гг. хан крымский дважды нападал на Москву с полчищами в 120 тысяч человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010