Попытка осмыслить значение события в более широкой исторической перспективе была сделана в «Задонщине», поэтическом произведении о войне с Мамаем и Куликовской битве, возникшем, по-видимому, вскоре после битвы, но сохранившемся в различных обработках XV-XVI вв. Этому способствовало знакомство неизвестного автора со «Словом о полку Игореве». Куликовская битва, по убеждению автора «Задонщины», положила конец долгой эпохе иноземного господства, начавшейся с поражения рус. князей на р. Калке в 1223 г. Для отпора завоевателям вокруг Д. И. объединилась вся Русская земля, в этом произведении впервые говорилось об идущем на помощь к Д. И. войске из Вел. Новгорода и о его погибших в битве посадниках. Здесь же упоминались герои битвы «чернецы» Ослябя (см. Андрей (Ослябя) ) и Пересвет (см. Александр (Пересвет) ), погибшие в сражении. Во времена хана Батыя Бог «казнил Рускую землю за согрешения». Но теперь это время закончилось, и Русская земля во главе с Д. И. одержала победу над «погаными». В «Задонщине» не случайно подчеркивалось, что рус. князья - потомки равноап. кн. Владимира, что Д. И. выступил против Мамая, «помянувши прадеда своего князя Владимера Киевскаго». Для автора Куликовская битва открывала новую эпоху в истории Руси - эпоху возрождения славы и могущества Древнерусского гос-ва. Куликовская битва. Миниатюра из " Сказания о Мамаевом побоище " . XVII в. (ГИМ. Барс. 1798) Куликовская битва. Миниатюра из " Сказания о Мамаевом побоище " . XVII в. (ГИМ. Барс. 1798) Самым крупным произведением, главным героем к-рого был Д. И., стало «Сказание о Мамаевом побоище», написанное в нач. XVI в., более чем через 100 лет после Куликовской битвы. Став излюбленным чтением рус. людей, произведение неоднократно перерабатывалось книжниками XVI-XVII вв. и сохранилось в ряде редакций. Неизвестный автор использовал «Летописную повесть», «Задонщину», а также рассказы о битве, к-рые бытовали в отдельных боярских и купеческих родах, где говорилось о подвигах их предков, совершенных на Куликовом поле. В этом отношении «Сказание...» как бы соединило рассказы о битве, имевшие хождение в рус. обществе. Отсюда появление в «Сказании...» мн. эпизодов, к-рых не знают более ранние источники. Основа нек-рых из них, вероятно, достоверна; другие противоречат известным фактам, в частности, не подтверждается сообщение автора «Сказания...» о пребывании митр. Киприана в Москве во время Куликовской битвы. По мнению ряда исследователей, одним из источников «Сказания...» послужили предания, связанные с серпуховским княжеским двором, в к-рых подчеркивалась роль в событиях, связанных с Куликовской битвой, серпуховского кн. Владимира Андреевича Храброго и братьев его жены - князей Андрея и Дмитрия Ольгердовичей.

http://pravenc.ru/text/178205.html

В 1482 г., после смерти Марии Бургундской, верховная власть в Н. перешла к Габсбургам. Максимилиану Габсбургу, правившему в Н. в качестве регента при сыне Филиппе до 1493 г., удалось заметно укрепить центральную власть. Он преодолел оппозицию городов, в 1492 г. подавил мощное антиналоговое восстание крестьян и городского плебса в Сев. Голландии и Зап. Фрисландии, получившее название «война хлеба и сыра», положил конец борьбе «крючков» и «трески». Его политику продолжили Бургундский герц. Филипп Габсбург (1493-1506), при котором была отменена бóльшая часть положений «Великой привилегии», и его сын, герц. Карл II (1515-1555; впосл. император Свящ. Римской империи Карл V). На рубеже столетий важнейшим политическим фактором в Северных Н. оставалась начатая в 1492 г. герцогом Гелдернским Карлом Эгмонтом (1492-1538) и длившаяся более 40 лет борьба за независимость Гелдерна от власти Габсбургов. Нидерланды в XV-XVI вв. Нидерланды в XV-XVI вв. В 1512 г. все нидерландские владения Габсбургов были объединены в т. н. Бургундский округ империи. В 1524 г. к этому округу имп. Карл V присоединил Фрисландию. В том же году по рекомендации архиепископа Кёльнского капитулы и горожане Утрехта избрали своим епископом Генриха Баварского, оказавшегося между 2 противоборствующими сторонами - Карлом V и герцогом Гелдернским Карлом Эгмонтом. Под угрозой аннексии Утрехтского еп-ства герц-ством Гелдерн Генрих Баварский был вынужден обратиться за помощью к Габсбургам. В 1528 г. он поклялся в верности имп. Карлу V и передал ему все светские владения и права Утрехтских епископов, к-рыми они обладали с XI в. Т. о., Утрехтское еп-ство было секуляризировано и присоединено к Бургундскому округу. Западная часть епископских земель (Nedersticht) была преобразована в сеньорию Утрехт, восточная (Oversticht) - в сеньорию Оверэйссел. С того времени епископ Утрехта осуществлял только духовное попечение в пределах своего еп-ства и потерял политическое влияние в регионе. Карл V получил право номинировать кандидатов в епископы. В 1529 г. епископом Утрехта был поставлен кардинал нидерланд. происхождения Виллем ван Энкевойрт, к-рый, активно участвуя в политике Папского престола, редко посещал Н. Льеж сохранил статус епископства-княжества, в церковном отношении подчинялся Кёльнскому архиеп-ству, в адм. отношении входил в Нижнерейнский-Вестфальский округ империи. В 1536 г. Карлу V удалось присоединить к своим владениям также Гронинген и Дренте. В 1543 г., после долгого противостояния Карла V с Карлом Эгмонтом и смерти последнего (1538), не оставившего законных наследников, Карл V захватил Гелдерн. Т. о., в состав Бургундского округа вошли 17 провинций Н.: герц-ства Брабант, Лимбург, Люксембург, Гелдерн; графства Фландрия, Артуа, Геннегау (Эно), Голландия, Зеландия, Намюр; сеньории Фрисландия, Мехелен, Утрехт, Оверэйссел, Дренте, Гронинген, Лилль (с Дуэ и Орши). Согласно Прагматической санкции (1549), Бургундский округ мог быть передан в наследство только как единое целое.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Когда все запоют: «Един свят, един Господь», ибо Он один – освящение и сочетающихся рабов Своих мир и единение, [иерей] причащает новобрачных... потому что конец всякого чинопоследования и всякого Божественного таинства печать – Священное Причащение (PG. 155. Col. 512). Однако в XVI–XVII веках причащение из православного чина венчания было исключено. Причины этому нужно видеть не в законодательстве византийских императоров – Византийская империя к этому времени прекратила свое существование, – а в существенно возросших к этому времени требованиях к причастникам (для которых стал обязателен многодневный пост и т. д.), а также всеобщей практике причащаться редко. Произошло это не резко, а постепенно. В рукописях, старших XV века, причащать супругов, вступающих в первый брак, предписано безоговорочно; в XV–XVI веках большинство Евхологиев и Требников следует старой традиции, но появляются и такие рукописи, где допускается венчание без принятия супругами Святых Таин 116 . Иногда рукописи предписывают своеобразную «замену» – недостойные Причащения жених и невеста вместо Святых Таин вкушают мед с миндалем 117 . Затем появляются рукописи, где причащения нет вообще, но возглас «Преждеосвященная Святая...» и причастен еще сохранены 118 . Возглас «Преждеосвященная Святая...» и причастен – без причащения венчающихся (каковое, однако, на практике могло и совершаться) – указаны, в том числе, в дониконовских русских печатных Потребниках и до настоящего времени присутствуют в практике приемлющих священство старообрядцев. В греческих печатных Евхологиях XVII века уже нет ни возгласа, ни причастна, ни упоминания причащения. Русские печатные издания Требника со 2-й половины XVII века и вплоть до современных, не оглядываясь на византийскую и древнерусскую традицию, следуют позднейшим греческим изданиям. Исключение к XVII веку причащения из православного чина венчания нарушило многовековую литургическую традицию Церкви, а связь между христианским браком и освящающим его на протяжении всей жизни супругов таинством Евхаристии для многих перестала быть очевидной. Тем не менее в Церкви осознание этой связи не утрачено – так, в России в большинстве храмов желающих повенчаться приглашают причаститься за литургией в день свадьбы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

«…Сама история до известной степени устанавливает периодизацию литературы. Литературные изменения в основном совпадают с историческими», – утверждает в вузовском учебнике по древнерусской литературе Д. С. Лихачев . Это же мнение разделяет и последняя по времени издания академическая «История русской литературы», расширяя его уже и на литературу Нового времени: «.. литературная периодизация естественно совмещается с исторической» . В зависимости от того, какие исторические события или явления избирались для точки отсчета, строилась как периодизация литературного процесса, так и вся история литературы. Для древнерусской литературы такими историческими вехами, или «точками отсчета», были: монголо-татарское нашествие 1237–1240 гг.; период раздробленности Древней Руси после него – вторая половина XIII–XIV bb.; время консолидации русских княжеств вокруг Москвы и образование русского централизованного государства в XV–XVI bb.; церковный раскол в середине XVII в. Соответственно и история литературы делилась на: домонгольскую (или Киевской Руси) – XI – первая треть XIII века; периода раздробленности – вторая треть XIII–XIV bb.; периода объединения Северо-Восточной Руси и образования Московского государства – конец XIV – начало XVI b.; периода укрепления русского централизованного государства XVI–XVII bb. Схема чисто условная. Если, скажем, «домонгольскую литературу» называть «литературой Киевского периода», то «большой натяжкой» будет относить к ней новгородскую и псковскую литературы, поскольку административно ни Новгород, ни Псков не подчинялись Киеву. Однако явления в севернорусской литературе были тождественны явлениям в южнорусской литературе, что свидетельствует не только о наблюдаемом едином литературном процессе, но и о единой древнерусской литературе, получившей компромиссное наименование «литературы древнерусского государства». В стремлении детализации периодизации могли быть внесены уточнения и в определение границ того или иного периода. Например, «литература периода феодальной раздробленности и объединения Северо-Восточной Руси (XIII – первая половина XV века)» или «литература периода укрепления централизованного государства (вторая половина XV–XVII век)» . Наряду с историческим подходом здесь уже выступает и социально-экономический.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Колокольные звоны: когда можно попасть в 1913 год… (+Фото) Среди программ 11 Московского Пасхального фестиваля – традиционная программа колокольных звонов. О некоторых её особенностях – в беседе с главным звонарем Московского Кремля Игорем Коноваловым. 23 апреля, 2012 Среди программ 11 Московского Пасхального фестиваля – традиционная программа колокольных звонов. О некоторых её особенностях – в беседе с главным звонарем Московского Кремля Игорем Коноваловым. — Насколько архитектура колоколен связана с качеством звонов? — Архитектурная конструкция здесь – как дека, на которую натянуты струны — колокола. Между архитектурой и колокольным звоном – прямая связь. Скажем, чем выше арки колоклен, чем они больше, чем более открыты вовне (не в ущерб прочности конструкции), тем это лучше для звука. Колокольное искусство за время своего существования на Руси пережило как значительные взлёты, так и падения. Например, ко времени исключительно благоприятному для колокольной архитектуры можно отнести период с начала XVI и по конец XVII века. В качестве примера исключительно удачного расположения колоколов назовём колокольню Ивана Великого в Московском кремле. Её создатель Бон Фрязин вместе с русскими зодчими, ему помогавшими, поставил каждый колокол в акустическую раковину. Каждый большой колокол первого яруса Ивановского столпа поставлен в акустическую раковину, устроенную наподобие задников певческих полей в Прибалтике. Каждая арка колокольни, в силу своего устройства как бы выталкивает звук колокола вовне, наполняя всё пространство столицы в XVI веке мощным звучанием колоколов. Тогда, в конце XVначале XVI веков не было таких звонов, как сейчас — исполняемых в согласии с ритмом большого колокола – на четыре четверти. Тогда каждый из колоколов благовествовал свою сторону. И Бон Фрязин сделал так, что каждый из восьми колоколов нижнего яруса Ивана Великого пушкой выстреливал свой звук в нужном направлении. Фото: Юлия Маковейчук   Потом это повторили замечательные зодчие царя Алексея Михайловича в Звенигороде. И самый благозвучный колокол России – звенигородский Царь-колокол был благозвучен не только сам по себе, он ещё стоял в специальной акустической нише. Если кто будет в Звенигороде, пусть обязательно обратит внимание: звонница открыта, как громадная печь, в одну сторону – в сторону Москвы-реки.

http://pravmir.ru/kolokolnye-zvony-kogda...

В начале XVI в. обнаруживалось стремление к национальному освобождению от Рима , а потому для всей внутренней жизни немецкого народа было важно, кто станет во главе этого национального движения, кто, защищая народные права против курии, утвердит этим самым свое политическое значение — император или князья. Этот политический вопрос осложнялся одним немаловажным обстоятельством: княжеской властью были недовольны и города, и так называемое имперское рыцарство, и крестьянство, да и в интеллигентных кругах Германии были люди, мечтавшие о полном внутреннем переустройстве государства. Из их среды выходили планы и проекты реформ, излагавшиеся в тогдашней публицистике. Годы, непосредственно предшествовавшие выступлению Лютера и избранию на престол Карла V , были временем большого возбуждения, выразившегося в развитии литературы памфлетов и летучих листков. Особенно сильно было движение, происходившее среди имперского рыцарства и крестьянства. Оба сословия сходились в стремлении к устранению княжеского произвола и к объединению всех земель под властью единого государя. Словом, в то самое время, как князья были настроены против императора, против них самих готово было восстать имперское рыцарство, города находились с ними в ссоре, а крестьяне начинали бунтовать против своих господ. Прибавим, что конец XV и начало XVI вв. были для Германии временем умственного расцвета, временем наибольшего процветания гуманизма, выставившего таких деятелей, как Рейхлин , Эразм Роттердамский , Ульрих фон-Гуттен : это были годы, когда рядом со старым религиозным брожением, принимавшим мистический оттенок, выступало и даже выдвигалось на первый план новое гуманистическое движение, принимавшее, у младших своих представителей, светский характер. Судя по тому, что происходило в умственной жизни Германии, можно было думать, что общественному движению предстояло совершиться под идейным влиянием гуманизма. Так называемый " рейхлиновский спор " , получивший широкое общественное значение и взволновавший не только ученые круги, но и вообще образованное общество в Германии, служит лучшим свидетельством того, какое возбуждение господствовало в Германии во втором десятилетии XVI в. Если бы мы захотели указать на отдельного человека, которого можно было бы назвать выразителем всех тогдашних движений в Германии , то без всякого колебания должны были бы остановиться на имени гуманиста из имперских рыцарей, Ульриха фон-Гуттена , который очертя голову бросился в борьбу. Но не ему суждено было сделаться главным героем реформации.

http://drevo-info.ru/articles/4705.html

Беляев сделал интересное наблюдение относительно положения служилых людей «в украинных городах». Согласно ему дети боярские на южных рубежах по состоянию равнялись с городовыми казаками, при этом казаки находились по своему статусу наравне со стрельцами с. 16, 19]. Следовательно, по мысли ученого, служилые по прибору и по отечеству в приграничных районах имели разное социальное, но практически одинаковое имущественное положение. Беляев также проанализировал происходившие в середине XVII в. в составе русского войска изменения, связанные с реорганизацией отдельных ее частей и появлением служилых людей нового строя: рейтар, драгун, солдат. Не оставил без внимания историк и вольное казачество: донских, волжских, яицких и терских казаков, отмечая их участие в обороне границ. Достаточно подробно И.Д. Беляев описал технические вопросы, связанные с организацией полков, их делением, управлением войском в мирное и в военное время, практикой сборов войска, а также снабжением служилых людей оружием и продовольствием. В 1846 г. в один год с публикацией исследования «О русском войске в царствование М.Ф. Романова» из-под пера И.Д. Беляева вышел не менее интересный труд, рассказывающий «О сторожевой и станичной службе на Польской украине». В рамках своего исследования ученый попытался освятить историю появления и развития системы защиты и предупреждения рубежей Русского государства от прохода в центральные уезды из степных районов кочевых отрядов. Основываясь на упоминании о посылке князем Иваном Дмитриевичем на Тихую и Быструю Сосну ратников для сбора информации о войсках Мамая, Беляев взял период конца XIV в. за начало отсчета появления сторожевой службы с. 2]. Под 1444 г. Иван Дмитриевич нашел летописное упоминание о функционировании городовых казаков с. 3]. Дальнейшее развитие сторожевой службы исследователь связывал с увеличением границ Московского государства с. 4]. В конце XV – первой половине XVI в., по мысли историка, продолжалось укрепление «украинных городов» и появление новых сторожевых и станичных разъездов. Автор отметил, что во второй половине XVI в. произошла систематизация накопленных за предыдущий период истории навыков и знаний. Под руководством М.И. Воротынского в 1571 г. был разработан указ о станичной и сторожевой службе, призванный упорядочить и систематизировать порядок и обязанности сторожей на «Поле» с. 7]. Беляев стал одним из первых исследователей, кто провел детальный анализ этого исторического источника, остающегося до сих пор важным звеном в понимании геополитической ситуации на южных рубежах. Конец XVI в. исследователь охарактеризовал появлением новых крепостей, вокруг которых формировалась выработанная за предыдущие годы система сторожей с. 31]. В период Смутного времени, по меткому выражению Беляева, «правительству некогда было думать об украине и ее укрепления» с. 34].

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/n...

В XVI в. в городах Англии возникают многочисленные театры. Большой популярностью в Лондоне пользовался театр «Глобус», в котором Шекспир был драматургом, актером и пайщиком. Драматургия Англии XVI в. была представлена Кристофером Марло, Беном Джонсоном и др. Конец английского Возрождения отмечен деятельностью выдающегося ученого и философа Фрэнсиса Бэкона (1561-1626). Ему принадлежит фундаментальный труд «Новый Органон» и сочинение «Новая Атлантида». Французское Возрождение Возрождение оформляется во Франции в конце XV — нач. XVI вв. Покровителем зарождающегося французского гуманизма выступил король Франциск I (1515-1547). Он приглашал к королевскому двору ученых, писателей, художников. Под его покровительством знаменитый французский гуманист Гийом Бюде, друг Томаса Мора, основал светский научный центр — Коллеж де Франс. Бюде был выдающийся ученый-филолог. Патриархом французского гуманизма и Реформации был Этьен д " Этапль, крупный ученый-филолог. Этьен д " Этапль перевел Библию на французский язык. При дворе короля Франциска I его сестра Маргарита Наваррская создала гуманистический кружок, который объединил французских гуманистов. Одним из виднейших членов этого кружка был крупный поэт Клеман Маро. Кроме собственных стихов он опубликовал также перевод «Метаморфоз» Овидия. Бонавентюр Деперье в сочинении «Кимвал мира» обличал католицизм и католическое духовенство. Его сборник рассказов «Новые забавы и веселые приключения» отличается ярко выраженным свободомыслием. Сорбонна начала преследовать писателя, король не мог его защитить. Деперье покончил жизнь самоубийством. Крупный издатель сочинений античных авторов, итальянских и французских гуманистов Этьен Доле из Лиона под нажимом Сорбонны был казнен за свободомыслие и антикатолическую деятельность. В кружок Маргариты Наваррской входил гуманист Жан Кальвин, перешедший затем на пути Реформации. Творчество самой Маргариты стало заметным явлением в культуре французского Возрождения. Ей принадлежит сборник новелл «Гептамерон», сразу получивший широкую известность. «Гептамерон» был написан под влиянием «Декамерона» Боккаччо. Начало трагического периода в гуманизме Франции вызвало глубокую душевную трагедию Маргариты Наваррской. Она замыкается в себе, обращается к католической вере. Ее перу этого периода принадлежит сочинение «Зерцало грешное души».

http://sedmitza.ru/lib/text/441100/

Конец XV века и век XVI – это расцвет публицистики в древнерусской литературе. Все отчетливее стала проявляться в ней вера в разум, в убеждающую силу слова, характерная для европейского Возрождения XVI века. От сочинения к сочинению (не только в публицистических, но и в исторических) все настойчивее утверждалась идея возможности организации общества на разумных началах, высказывались суждения о долге царя перед своими подданными, о служении государства интересам народа и многое другое (Иван Пересветов, Максим Грек, Ермолай-Еразм). Под этим натиском веры в разум в мирскую литературу все более проникает прагматизм во взглядах на историю и человеческую жизнь, вытесняя постепенно теологический взгляд на общество. Иван Пересветов в своих сочинениях старается не прибегать к подкреплению собственных рассуждений богословскими аргументами, но часто ссылается на естественные законы природы, предлагая следовать им в устройстве государства, и сам разрабатывает проекты, адресуя их царю («Большая челобитная», «Сказание о Магмете», «Сказание о царе Константине»). Писатели добились раскрепощения слова, публичной возможности обращаться к царю с советами и проектами реформ. В этот период так много спорят, что даже царь Иван Грозный вступил в полемику со своими противниками, и прежде всего, с князем Курбским. Спор шел по вопросу о богоданности и пределах царской власти. Публицистика вытеснила из повествовательной литературы беллетристику. Вот почему XVI век беден на сюжетные повести. Можно назвать только одну, вышедшую из-под пера уже упоминаемого писателя-публициста Ермолая-Еразма, – «Повесть о житии Петра и Февронии Муромских». Она совершенно не соответствует византийскому житийному канону и не была включена в Великие Четьи Минеи, к работе над которыми привлек Ермолая-Еразма митрополит Макарий. Однако после общерусской канонизации в XVI b. князя Петра (в монашестве Давида) и княгини Февронии (при постриге Ефросинии) Муромских «Повесть» стала очень популярной. Обычно «Повесть о житии Петра и Февронии Муромских» называют повествованием о любви, однако это слово ни разу не сказано еегероями по отношению друг к другу. В чем же выражается эта таинственная любовь?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Глава 18 Начало личной нравственной вменяемости Представив в XVII гл. вероломство Седекии такою же причиною падения Иерусалима, какою было и все историческое прошлое Израиля (гл. XVI), пророк в XVIII гл. обосновывает эту мысль XVII гл. (как XV гл. обосновывает XVI) на строгой божественной правде, которая не может допустить, чтобы кто-либо страдал за чужие грехи, и, следовательно, чтобы нынешнее поколение евреев было наказано за прежние грехи Израиля. Ст. 1–4 составляют введение или тему: провозглашение нравственной свободы и ответственности каждого пред Богом – в связи с одной народной пословицей; в ст. 5–20 эта мысль разъясняется на трех примерах; в ст. 21–29 поясняется, что развиваемое начало личной нравственной вменяемости приложимо не ко всему прежнему поведению человека, а к его нравственному состоянию при наступлении суда Божия; ст. 30–32 – увещательное заключение. Иез.18:2 .  зачем вы употребляете в земле Израилевой эту по­словицу, говоря: «отцы ели кислы­й виноград, а у детей на зубах оскомина»? «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина». О такой же поговорке упоминает и пророка Иеремия ( Иер 31.29 ; ср. Плач 5.7 ). Незрелый виноград и теперь в Сирии кушается в громадном количестве; (Делич, Hiob XV, 33). Оскомина является тотчас по вкушении кислых ягод и скоро проходит: поэтому является совершенно невозможным предположение, чтобы она передавалась от отцов детям (adductio ad absurdum). Между тем, по мнению тогдашних иудеев, выраженному в этой пословице, действия Иеговы, наказывающего их настоящими бедствиями Иудеи за грехи отцов, напоминает наследственную передачу оскомины. Легко догадаться, как могла возникнуть эта пословица, от которой веет сомнением в правде Божией и самопревозношением потомков над предками. Пословица имела для себя видимые основания и в Св. Писании: Бог говорит Моисею, что Он наказывает детей за вину отцов до третьего и четвертого рода ( Исх 20.5 ; Лев. 26.39–40 , но добавляя: «ненавидящих Меня», какое определение по грамматическому построению можно относить и к детям, и к отцам). И вот 3-й и 4-й род от нечестивого Манассии (Иоахаз, Иехония, Седекия – внуки и правнуки Манассии) караются. Даже Иосия, несмотря на свое благочестие, находит печальный конец в сражении у Мегиддо. И пророки возвещали, что за грехи Манассии Господь отвергнет от лица Своего Иуду ( 4Цар 24.3 ; Иер 15.4 ); со времени Манассии, действительно, Иудее приходилось все хуже и хуже, несмотря на некоторые старания умилостивить Иегову (ср. Иер 44.18, 14.20, 18.12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010