—555— ключение, одно замечание частного характера: в отзыве о кандидатском сочинении было, между прочим, сказано: «о. Варфоломей неканонические прибавления к книгам каноническим и легендарные сказания считает, по-видимому, документами одинаковой ценности и достоинства» (см. Журналы Совета за 1912 год, стр. 365). Нечто подобное рецензирующему приходится сказать и теперь. На стр. 25-ой печатного сочинения читаем: «легенда идет, по-видимому, таким путем: она старается заполнить пустоту в биографии пророка и проясняет многое неясное... И вот книга Zohar так объясняет повторение двух последних коренных имени ... Другое предание представляет собой конец книги Даниила в греческом тексте»... Покончив с неканоническим прибавлением к книге пророка Даниила, автор продолжает: «перейдем к легендам с христианским оттенком»... (стр. 28). Опять неканонический отдел ветхозаветной священной книги замешался среди легендарных сказаний иудейских и христианских. Находя отмеченные недостатки рецензируемого сочинения не имеющими существенного значения, рецензент приходит к тому выводу, что вопрос о присуждении автору степени магистра богословия, ввиду высокого научного достоинства его труда, может быть решен не иначе, как в положительном смысле». б) Экстраординарного профессора Академии по кафедре еврейского языка с библейской археологией священника Е.А. Воронцова: «Сочинение о. Варфоломея состоит из двух частей: исагогической и экзегетической. В первой части автор сначала останавливается на имени пророка, особенно подробно говорит о виде имени в масоретском тексте, попутно касаясь ассирийского производства этого имени и его начертания в тексте LXX. Далее следуют данные для определения личности пророка, каковые почерпаются из анализа настроений пророка, поскольку последние открываются в его священной книге. При отсутствии Библейских данных касательно происхождения и жизни пророка, особенно важное значение приобретает нравственный облик пророка, в котором различимы горячая вера пророка и обращение его

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Убежденный в том, что проповедование слова Божия есть прямой и притом весьма естественный долг пастырского служения 46 , проникнутый любовью к ближним, Филарет с пастырскою ревностью и настойчивостью занимался проповедничеством. «Каждое священнослужение архипастыря, запечатленное необыкновенным благоговением, говорит один из современников Филарета, напаяло души предстоящих и млеком евангельского учения» 47 Да и в самых проповедях Филарета есть довольно ясные указания на то, что поучал он с церковной кафедры весьма часто и вообще обнаруживал в этом деле самое живое и искреннее усердие. Проповедник нередко, напр., ссылается в своем церковном слове па содержание бесед, говоренных им гл» прошлые воскресные дни 48 , а в первой беседе первого тома 49 он прямо заявляет, что будет, проповедовать, по возможности, «в каждый воскресный день, как такой, который Сам Бог освятил и отделил на служение Ему и на поучение в законе Его». В виду того, что проповедническая деятельность Филарета продолжалась несколько десятков лет, в виду его неистощимой плодовитости, необыкновенной ревности к проповедованию, его навыка говорить без приготовления 50 , можно было бы ожидать, что число проповедей, оставшихся после Филарета, будет очень значительно. Действительность, однако, далеко не оправдывает таких ожиданий. До нас дошло от Филарета всего только три небольших сборника его проповедей. Но мы имеем основание предполагать, что указанные три сборника вовсе не заключают в себе всей совокупности церковных слов, сказанных святителем в течение долговременнаго служения его Церкви. Наше предположение подтверждается отчасти тем уже, что в них опущены некоторые беседы, сохранившиеся в отдельных брошюрах, именно: 3 беседы па 16 гл. евангелия от Матфея, 2 беседы на 19 – 25 ст. 9-ой гл. того же евангелия и 1 беседа о благочестии. Но, помимо всяких соображений и догадок, мы имеем и более сильное фактическое основание утверждать, что многие из проповедей Филарета действительно не дошли до нас. Известно, что митрополит Филарет 1-го Сентября 1857 г. совершил последнее в своей жизни освящение новоустроенной кладбищенской церкви в Киево-Фроловском женском монастыре, при чем сказал поучение, по обычаю, без предварительного приготовления, на притчу Спасителя: «уподобися царство небесное человеку – царю, иже уготова брак сыну своему» ( Мф. 24: 1–4 ). Между тем беседы этой нет ни в сборниках, пи на страницах наших периодических духовных журналов. Сохранился лишь конец указанной проповеди, помешенный в Полтавских епархиальных ведомостях 51 . Многие из проповедей Филарета могли легко затеряться потому, что он говорил свои краткие беседы по большей части импровизацией и не думал хранить и распространять их в обществе. До нас дошли, очевидно, только те из них, которые предварительно составлял он пред произнесением, а равно и те, какие сохранили нашему времени счастливый случай да благочестивое внимание слушателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

256–656). который уже делает шаг вперед в смысле большой единообразности с савваитскими традициями, но будним дням следовала тому же правилу: одна кафизма летом, две – зимою, три – в Великом Посту. См. J. Mateos, La psalmodie variable dans l " office byzantin. Societas Academia Dacoromana, Acta Philosophica et Theologica. т. II, 1964. c. 327–339. 222 Это также теперешний обычаи на Вечерне, которая предшествует Преждеосвященным. В Мессине кафизмы Малых Часов 1-ой недели Поста имели ектению на каждую «славу» (Типикон. с. 199). 223 На Утрене Великого Четверга и Дня Пасхи, где нет псалмопения, Иверский Типикон (Кекелидзе, с. 283, 292) предусматривает одну молитву и соответствующую ей ектению после каждой песни канона. В современной практике одни только ектении следуют за песнями на Пасхальной Заутрени. В Мессине каждая песнь сопровождалась ектенией и святоотеческим чтением в тот же самый день. Мы уже видели, что на второй день после праздников Господних песни канона с 1 до 6 заменяли псалмопение Псалтыри (сравн. с примеч. 14 этой главы; та же практика в Иверском монастыре (сравн. Кекелидзе, с. 247). 224 Народ ( λας) означает просто «собрание» (qahal по-еврейски), без указания на состояние присутствующих верующих: монахи или миряне. То же и в Типиконе Мессины (ср. с. 44). 225 Присутствие только одной кафизмы-седален подверждает тот факт, что кафизма-разделение Псалтыри была единой: так как с другой стороны имеются три ектении и три молитвы, следует предположить, что каждая из трех «слав» кафизмы выполняла функцию антифона. Напомним, что кафизма-седален была пением, во время которого монахи отдыхали, сидя после долгого стояния, продолжавшегося во время исполнения части Псалтыри. На месте каждого перерыва Псалтыря писали слово «кафизма», чтобы обозначить место пения тропаря, В древних рукописных псалтырях слово «кафизма» появляется лишь после Пс. 8 . который представляет собой конец первого разделения, и она обозначена как «1-ая». Позднее эти разделения Псалтыри были сами названы тоже «кафизмами».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Некоторые пессимисты находя, что жизнь есть зло и что с их стороны было бы большим благодеянием для человечества, помочь ему избавиться от нее и погрузиться в царство небытия, проектировали даже искусственным образом прорыть такой канал во внутренность земли, который бы доставил нужное количество паров для того, чтобы взорвать нашу планету. Без сомнения о гибели этого предприятия пожалеет гораздо меньшее число лиц, чем о гибели предприятия панамцев. В прежнее время, многих пугала мысль о возможности погибнуть земле от иной причины. Через года, а иногда через десятки лет, на небе являются светила, которые и чаруют своей красотой и вместе страшат, как предвестники бедствий, светила, которые загадочны и прекрасны: это – кометы. Откуда они идут и куда уходят? Простой народ думал, что они посылаются небом, чтобы возвестить горе земле. Ученые начали думать, не могут ли эти блуждающие пришельцы, пришедшие из таинственных глубин безмолвного неба в солнечную систему, не могут ли они на своем неверном пути, как-нибудь столкнуться с землей и тем произвесть погибель земного шара? Со 2-ой половины 18-го столетия, у ученых, однако, стали являться основания полагать, что эта встреча земли с кометой может оказаться и неопасной. Так в 1770 году комета Лекселя прошла чрез систему Юпитера, под влиянием притяжения этой системы, она совершенно изменила свой путь, но сама не оказала никакого влияния на систему, она даже не изменила движения маленьких спутников большой планеты, очевидно, ее масса была очень ничтожна. В 1832 г. комета Биела 29 октября (н. с.) перерезала земную орбиту в месте, на которое земля пришла через месяц. В 1846 г., та же комета снова пришла к земле, разделенная на 2 части, в 1872 г. 27 ноября (н. с.) земля находилась в массе этой кометы и единственным следствием этого было на земле громадное количество падающих звезд, число которых, полагают, простиралось, по крайней мере, до 160 миллионов. 27 ноября (н. с.) 1886 г., мы снова встретились с этой кометой, встреча опять разрешилась дождем, падающих звезд, но на этот раз, этот дождь был далеко не так обилен, как прежде.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Иллюстрация: нейросеть Midjourney «Бабушка, я твою чашку разбила!» Как влюбленные нашли друг друга через 30 лет История одного новогоднего чуда 30 декабря, 2023 История одного новогоднего чуда Иллюстрация: нейросеть Midjourney Императорский фарфор, глубокий ультрамарин, а на медальоне — диковинная царь-птица. Бабушка берегла чашку с юности, а под Новый год любимая внучка ее случайно разбила. И запустила цепь невероятных событий! Публикуем рассказ из книги «Новогодние и рождественские истории будущих русских классиков», которая вышла в издательстве «Никея». Императорская чашка  Чашка действительно заслуживала внимания: настоящий императорский фарфор — глубокий ультрамарин с золотой короной вкруговую, а по центру медальон, где старательно растопырила хвост царь-птица. Несколько непослушных перышек не влезли в овал и кокетливо выглядывали за ободок. Красиво. Умели мастерить царские ремесленники. Блюдечко тоже сплошь из кобальтового ажура в белой каемке.  Баба Вася берегла реликвию с дремучих времен. Какая-то романтичная история украшала фарфоровый шедевр: то ли кого-то из предков Государь Император наградил, то ли в приданое досталась. В общем, сызмальства Лина постановила для себя: если случится конец света, в первую очередь надо спасать чашку. Все свои двенадцать лет с маленьким хвостиком она держалась этой заповеди, не дышала лишний раз на чудо и смотрела только из-под опущенных ресниц.  И в тот злополучный раз она ничего плохого не планировала — только показать Женьке неземную красоту. Любопытная эта Женька, все время хватается за чужое, вертит так и сяк. Вот и чашку безгрешную не оставила в покое: протянула руки загребущие. Лина, конечно, отреагировала, схлынула назад всем телом, не выпуская сокровище из рук, и с размаху впечатала драгоценную жар-птицу в угол серванта. Тонкий печальный звон прозвучал вражеской канонадой.  Чашка распалась на части, как спелый арбуз, ополовиненная жар-птица ехидно косила уцелевшим глазом, как будто издевалась.  — Ой! — пропищала гадина Женька. 

http://pravmir.ru/babushka-ya-tvoyu-chas...

Всего верней, что и в былые годы Пастернак — инстинктивно — об этом знал. Перехватывающая через край образная его речь стремилась к слову, хоть и оставалась иногда словами, была скорописью (как он сказал о шекспировских метафорах), к которой вынудила его прибегнуть сама природа его дара. Когда же он позже обратился к изображению и повествованию, то и здесь он искал души и сути изображенного, хотя подчас (в «Спекторском», например) и терял эту суть, впадая в бескрылую предметность. На втором этапе своего пути он избавился от юношеских соблазнов, но подвергся другим, более свойственным зрелым годам. Цель, которая не переставала виднеться или хотя бы мерещиться ему вдали, еще не была достигнута. Он говорит о своем герое, ближе к концу романа (в 14-ой части): «Всю жизнь мечтал он об оригинальности сглаженной и приглушенной, внешне неузнаваемой и скрытой под покровом общеупотребительной и привычной формы, всю жизнь стремился к выработке того сдержанного, непритязательного слога, при котором читатель и слушатель овладевают содержанием, сами не замечая, каким способом они его усваивают. Всю жизнь он заботился о незаметном стиле, не привлекающем ничьего внимания, и приходил в ужас от того, как он еще далек от этого идеала». Всю жизнь. Эти три раза повторенные слова лучше подходят к автору, чем к гораздо более молодому его герою. И писал он их зная, что нашел под конец то, чего всю жизнь искал. Этим сдержанным, непритязательным слогом написана вся широко разлившаяся повесть о докторе Живаго, как и заключающие ее стихи, как и все другие стихи после 1940 года. Не то, чтобы всякая связь с прошлым была на последней этой ступени порвана: к тому, к чему он пришел, он медленно шел — всю жизнь. Кое-что из плохого, что было в старом (легкий звон не вполне уместной побрякушки) встречается изредка и в новом, а лучшее, что там было, и вообще в нем полностью сохранено. Зоркости глаза и тонкости слуха отнюдь не меньше в поздней прозе, чем в ранней, и в «Зазимках», чем в «Мельхиоре» или любом стихотворении «Сестры моей жизни».

http://azbyka.ru/fiction/esse-vejdle/18/

Филиппов утверждал, что термин этот имеет точный и ясный смысл, и этим показал, что не читал книги Кизеветтера «Городовое положение» 334 . После общества я поспешил домой, т. к. надо было рано вставать. 19 марта. Суббота. Встав в 7-м часу, выехал в Академию на экзамен по систематической философии; приехал уже к концу экзамена, т. к. Ф. К. Андреев вел дело очень быстро. Затем был у И. В. Попова , где обедал в обычной компании с С. И. Смирновым и Туницким. Разговоры все еще возвращаются к последнему Совету. Домой вернулся с последним поездом. Дождь и грязь. 20 марта. Воскресенье. Ужасное злодеяние немцев: нападение подводной лодки на безоружное госпитальное судно «Португалия» в Черном море 335 показывает, с каким врагом мы имеем дело и чего должны ждать в случае поражения. Для современного немца нравственного закона, очевидно, не существует. Это принцип зла, вооруженный всеми сложными приспособлениями науки. После таких злодеяний, война, естественно, должна принять беспощадный характер, и конец ее, видимо, ознаменуется еще большими жестокостями, чем начало. Было собрание «Высокого Комитета» нашего нового Исторического общества у М. К. Любавского, где шла речь о разных мерах относительно журнала, который будет обществом издаваться. Говорили за чаем об отставках военного министра и ген. Иванова, главнокомандующего Юго-западным фронтом, получившего очень почетное назначение состоять при особе государя 336 . Вечер у Холей; был С. К. Богоявленский. Беседа с Шуриком о летописях; он к ним почувствовал какое-то влечение. 21 марта. Понедельник. Подписался в сберегательной кассе на новый заем 337 на 3 000 рублей, куда вошли 1 625, полученные с Сытина за второе издание 2-ой части учебника, 550 рублей академической премии 338 . Был у меня С. А. Голубцов , закончивший занятия первым вопросом своей программы. Он изложил мне ход этих занятий и произвел на меня самое лучшее впечатление. Все у него очень толково и дельно. Затем пришел Шурик, интересующийся летописями. Ему я разъяснял в доступной форме состав Лаврентьевского списка 339 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

А этими методами датировки превышают миллионы и миллиарды лет. Период полураспада урана составляет миллиарды лет, поэтому изотопный метод применим только к древнейшим объектам. А если все объекты возникли позже, то этот метод вообще не применим ни к каким объектам. Период полураспада радиоактивного углерода составляет 5 700 лет, но этот метод дает разбросы в тысячи лет. (с) Возможны датировки по бериллию. Предполагалось, что первоатмосфера состояла из метана и аммиака (с) А водород, гелий, аргон, водяной пар?.. К чему приведена цитата Гулда (хороший ученый, кстати, отрадно видеть, что его цитируют), вообще непонятно. Гулд прекрасно показал, что некоторые части(!) организмов могут вообще не изменяться из поколения в поколение и не более. Все те найденные останки, которые были внесены в реестр переходных видов, - таковыми признаны не были. (с) Ой, а как же австралопитеки!? Взять хотя бы нашумевшее открытие в области физики профессора Башкирского госуниверситета Нажипа Валитова. Он теоретически обосновал и экспериментально доказал, что информация посредством магнитных и гравитационных полей распространяется мгновенно независимо от расстояния по всей бесконечной вселенной. (с) Экспериментально доказал??? Сгонял на другой конец вселенной что ли? Что касается критерия Поппера, то (скучным голосом, ибо приходится повторять в н-ый раз) много раз говорилось, что к наукам, чей объект изучения чрезвычайно растянут во времени (космология, геология, история образования языков) он неприменим, либо применим с оговорками. Более того, конкретно к т.э. и отдельным ее постулатам критерий Поппера все-таки можно применить: - предположим, что новые организмы образуются не в результате каких-то (эволюционных) изменений, а под действием некоего определенного правила; тогда мы должны наблюдать одинаковые проявления такого правила (чего на самом деле не наблюдаем); - как известно, по т.э. каждый вид экологически обособлен; предположим, что это не так, и виды не обособлены; тогда бы мы видели, как вид занимает на определенную экологическую нишу, а все предоставленное пространство (скажем, 2 вида птиц занимали бы вперемешку весь остров), что на самом деле происходит далеко не всегда; более того, если бы виды не были бы обособлены, то мы бы регулярно видели межвидовые браки, в то время как на самом деле подобное явление - редкость.

http://ruskline.ru/analitika/2013/04/25/...

Кира 29 ноября 2013, 10:14 Нечеловеческая сила, В одной давильне всех калеча, Нечеловеческая сила Земное сбросила с земли. И никого не защитила Вдали обещанная встреча, И никого не защитила Рука, зовущая вдали. С любимыми не расставайтесь! С любимыми не расставайтесь! С любимыми не расставайтесь! Всей кровью прорастайте в них,- И каждый раз навек прощайтесь! И каждый раз навек прощайтесь! И каждый раз навек прощайтесь! Когда уходите на миг! Кира 29 ноября 2013, 10:12 Как больно, милая, как странно, Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,- Как больно, милая, как странно Раздваиваться под пилой. Не зарастет на сердце рана, Прольется чистыми слезами, Не зарастет на сердце рана - Прольется пламенной смолой. - Пока жива, с тобой я буду - Душа и кровь нераздвоимы,- Пока жива, с тобой я буду - Любовь и смерть всегда вдвоем. Ты понесешь с собой повсюду - Ты понесешь с собой, любимый,- Ты понесешь с собой повсюду Родную землю, милый дом. - Но если мне укрыться нечем От жалости неисцелимой, Но если мне укрыться нечем От холода и темноты? - За расставаньем будет встреча, Не забывай меня, любимый, За расставаньем будет встреча, Вернемся оба - я и ты. - Но если я безвестно кану - Короткий свет луча дневного,- Но если я безвестно кану За звездный пояс, в млечный дым? - Я за тебя молиться стану, Чтоб не забыл пути земного, Я за тебя молиться стану, Чтоб ты вернулся невредим. Трясясь в прокуренном вагоне, Он стал бездомным и смиренным, Трясясь в прокуренном вагоне, Он полуплакал, полуспал, Когда состав на скользком склоне Вдруг изогнулся страшным креном, Когда состав на скользком склоне От рельс колеса оторвал. Георгий 29 ноября 2013, 08:52 А Вы мне сейчас благодаря Вашему рассказу раскрыли и подтвердили убеждение (которое было лишь ощупью, как бы гадательно), что с любимыми не то, что нельзя расстаться, а даже и невозможно расставаться, раз есть любовь безусловная от Бога, который принес себя в жертву за нас. А такая любовь у моей жены Надежды была ко мне от начала до конца, представляете. Только я не сумел когда-то оценить её, не смог терпеть её недуг, слишком строгим был к ней и она при мне жить не выдержала и уехала из Москвы к сестрам своим. А я в итоге в свою Германию. Вот история любви, Может кому-то тоже будет поучительной, так что не расставайтесь с любимыми, ни при жизни, ни по смерти! Дорогой батюшка, дорогие братья и сестры: Прошу Ваших всех святых молитв за дочерей: Елисавету, Анну и Матрону, которые остались полусиротами и за меня грешного Георгия. Очень надо, чтоб Господь теперь нам помог, чтобы мы с детьми смогли жить вместе, чего весьма не просто, так как у меня нет русского гражданства, а я немец. А вот Архимандрит Серафим (Розенберг, барон фон) тоже ведь был немцом и такую замечатетльную статью его на этом сайте О любви к Богу и к ближнему ещё удалось прочитать. м./г. н./д. р.Б.Георгий (конец 3-ой части)

http://pravoslavie.ru/66079.html

Было уже абсолютно всё равно: кто четник, кто партизан, так как толку ни от одних, ни от других не было. Уже две недели мы топтались на одном месте, под линией обороны неприятеля, а разговор о прорыве их линий так и не заходил. Нам всё уже изрядно надоело, ребята чувствовали неудовлетворение от подобных акций. У меня сложилось мнение, что необходимо создать русский отряд, хотя бы величиной с роту, получив определённый статус. Одно было явно очевидным - из четы Алексича надо было уходить, поодиночке или всем вместе. К тому времени мы представляли сплоченную обкатанную боевую группу, которую составляли я, Леонид, Денис, Роман, «Барон», Андрей Л., а так же присоединившийся к нам в конце августа Петя Малышев, бывший боец 2-го РДО. По возвращении из акции мы получили ещё одного бойца, Игоря М. из Сухуми, немца по национальности, служившего, по его словам, в группе специального назначения «Сатурн», и по всей видимости, участвовавшего также в абхазской войне на стороне грузин. Появился тогда и ещё один боец, Юра Ш. откуда-то из России, но мы его так и не видели, за исключением Леонида и Кренделя. Вернувшись тогда на базу, я застал Лёню и Кренделя в весёлом расположении духа и одновременно несколько ошеломленных. Юра, представившись капитаном-»афганцем», заявил, что в Боснию прибывает на мусульманскую сторону пакистанская группа «Чёрные аисты», и он решил создать собственную группу, в которую должны войти все те русские, кто хочет остаться в живых. После этого Юра сразу же отбыл в состав 2-ой Сараевской бригады, и там встретив ещё двоих русских, Сергея и Игоря из Молдавии, стал их командиром и провёл несколько разведывательных выходов, что для этой бригады было большим достижением. Затем эта русская тройка перебралась из этой части к Борису Пичугину, который ещё в июле ушел от нас в Касиндольский батальон, где вскоре стал командиром интервентного взвода. Главную силу в этом взводе составлял он, и к нему периодически присоединялось несколько сербов. Разумеется, русские ему были нужны. Трое ребят поначалу собрались остаться там, но в этом взводе им не понравилось, так что они вскоре соединились с нашим отрядом в операции на Нишичком плато, где в бою за Мошевичко Игорь и Юра были ранены. Юра был ранен весьма тяжело, так как в него попала пуля, когда он собирался бросать ручную гранату, и та, разорвавшись, дополнительно посекла его. Что касается Бориса, то он некоторое время оставался один. Зимой к нему присоединился Женя Калмык из Питера, а летом 1995 года ещё несколько русских. Впрочем, эти русские там не задержались, ибо местное командование не оказало им должного внимания и не понимало, что создание русского отдельного отряда не чья-то прихоть, а необходимость. В конечном итоге все русские из этого батальона ушли, а под конец ушёл и Борис, перебравшись в состав бригады специального назначения МВД Республики Сербской.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/24/russki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010