д. Для обеспечения успеха в избранном деле человек обычно обставляет себя такими условиями, которые благоприятствуют делу. Тот же жизненный прием замечается и в христианском подвижничестве. Чтобы лучше выполнить взятый на себя подвиг, христианский подвижник ставит себя в такие положения, которые вызывают и поддерживают избранные им труды. Человеческая природа, вследствие ее падшего состояния, влечет человека долу. Христианский же подвижник стремится ввысь; он борется с низменными тяготениями своей природы, заглушает в себе нравственно-понижающие склонности и дает перевес и простор духовным порывам, влекущим горе, к небу. Наглядным и как бы осязательным осуществлением этих стремлений является один из труднейших христианских подвигов – столпничество. При прославлении святых для характеристики их высоких нравственных качеств нередко прилагают к ним в акафистах наименование «столпа»: «непоколебимый столп веры», «неподвижный столп благочестия», «твердый столп иночества», «непоборимый столп терпения», «столп, непоколебимый житейскими бурями», «столп крепости от лица вражия», «столп веры, показующий путь к земле обетования», «непоколебимый столп, достигающий неба» и т. п. Христианский столпник в свойствах столпа находит для себя наглядный образ для своего духовного подвига. «Странное твое житие бысть, преподобный отче Савво; ты На небо показуя путь, на высоту столпа возшел еси, и учил мудрствовати горняя, а не дольняя» (конд. 8 акафиста Савве Вишерскому). «Весь был еси в вышних, и горе оком твоея души взирал еси непрестанно» (ик. 8 того же акафиста). «Новую тварь показа тя Зиждитель, от миролюбия к толикому Боголюбию сердце твое обратив, преподобне отче; яко ты на столп, аки Илия на огненную колесницу возшед, бдение, пост и молитву, аки кони быстротечныя от земли к небеси, стяжал еси, и тако ко Христу представ, выну ходатайствуеши о нас, вопиющих тебе: Радуйся» и проч. (ик. 7 акафиста Никите Столпнику). Обычные подвижнические труды, молитву и бодрствование, сердечное сокрушение о грехах, пост, послушание и чистоту жизни столпник несет при особенных условиях, увеличивающих их трудность.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Скачать epub pdf Глава XVII Два года отдыха. – Пребывание св. Александра в Ростове. – Рождение сына Даниила. – Учреждение сарайской епархии. Кончина ростовского епископа Кирилла и избрание ему преемника Радуйся, до конца в подвизех служения Богу претерпевый. (Акаф., ик. 6) Радуйся, о благе народа усердно в житии своем пекийся. (Ик. 9) Радуйся, всем нам образе вернаго Богу служения. (Ик. 7) Весною 1259 года Александр спешил из Новгорода в Ростов. Он казался чрезвычайно утомленным, да это и понятно: только что окончены были тяжкие хлопоты в Орде, требовавшие страшного напряжения сил, как начались волнения в Новгороде. Много пережил и перечувствовал за последнее время Александр Ярославич. Нелегко ему было заставить согнуться под ярмо свободный народ, тяжело отдавались в его сердце укоры новгородцев: князь-де стоит заодно с сыроядцами... Отдых, хотя бы только временный, был необходим для него, и он надеялся его найти среди семьи и близких его сердцу родственников. В Ростове жила почтенная княгиня Мария Михайловна, старшая в роде и всеми глубокопочитаемая дочь замученного в Орде св. кн. Михаила черниговского и вдова доблестного князя-страстотерпца Василька Константиновича. Ее сыновья Борис и Глеб Васильковичи более всех понимали Александра и были его всегдашними и лучшими помощниками 353 . В Ростове же он должен был встретиться с епископом Кириллом, пользовавшимся глубоким уважением от князей и народа. К приезду Александра в Ростов поспешила, конечно, из Владимира и его семья. Как ни спешил великий князь прибыть в Ростов к Вербному воскресенью, но, вероятно, весенняя распутица задержала его в дороге: он мог приехать только в среду Страстной недели. Семья, дорогие родственники и народ готовились с радостью встретить великого князя. Престарелый Кирилл также вышел навстречу ему с крестом и благословил его. «Отче и господине! – воскликнул Александр, здороваясь с маститым пастырем, – благодарю тебя: твоею молитвою я благополучно и в добром здоровье съездил в Новгород и твоею же молитвою благополучно возвратился!» 354

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

В заключение рапорта преосвященный Неофит пишет, что он приемлет долг представить акафист св. праведному Симеону, Верхотурскому чудотворцу, на благоусмотрение Святейшего Синода. Святейший Синод 11/21 декабря 1859 года препроводил рукопись в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет. По поручению комитета отзыв о рукописи дал архимандрит Макарий. 23 января 1860 года он донес комитету, что хотя по внешнему сложению своему акафист выдерживает условия, требуемые образцовыми акафистами, но как в содержании его встречается: 1) много повторений одной и той же мысли, почти без всяких оттенков или буквально тождественных; 2) есть по местам в икосах воззвания к святому черезмерные, например, «радуйся, святче Божий, во святых прославляемый» (ик. 8), «радуйся, неисчерпаемая пучино милосердия» (ик. 11), «радуйся, неисчерпаемая пучино чудных исцелений» (ик. 2), – потому без исправления замеченных (на самой рукописи) недостатков акафист этот не может быть одобрен к напечатанию. Получив донесение Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета, что акафист этот без исправления указанных недостатков не может быть одобрен к печатанию, Синод определил 5/18 февраля 1860 года означенный рукописный акафист праведному Симеону отослать при указе к преосвященному Пермскому с тем, что если он признает нужным исправить через кого-либо из благонадежных и способных духовных лиц означенный акафист по замечаниям цензуры, то сделал бы распоряжение об отсылке оного на рассмотрение в один из цензурных комитетов, учрежденных в Санкт-Петербурге, Москве и Киеве, сообразно с 182, 184 и 199-й статьями XIV тома Свода законов Цензурного устава. Через два года акафист св. праведному Симеону снова был представлен в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет. В отношении от 9 марта 1862 года за 116 преосвященный Неофит писал комитету, что в исполнение указа Святейшего Синода от 25 февраля 1860 года за 757 «поручено было пермским епархиальным начальством исправление означенного акафиста настоятелю Верхотурского монастыря, архимандриту Гавриилу (Любомудрову, кандидату Санкт-Петербургской духовной академии 1825 года), который, исправив оный акафист по указаниям духовной цензуры, присовокупил и вновь составленную им службу святому праведному Симеону, Верхотурскому чудотворцу».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Равно Он только есть истинная виноградная Лоза, ибо кроме Него нет ни одного существа, могущего быть источником духовной жизни человечества; без общения с Ним она невозможна, как невозможна жизнь виноградной ветви в отделении от лозы. Наименование Лозы истинной, принадлежащее собственно Господу нашему Иисусу Христу, усвояется и Матери Его, по Ее материнской близости к Нему. Нет иного имени, данного под небесем, о нем же подобает спастися, кроме имени Христа Иисуса; нет другого источника жизни духовной для людей, кроме Его одного. Он один есть Лоза истинная; но кому обязано человечество явлением среди него этого единственного Источника жизни и спасения? Оно обязано Матери Его: от Ее девственных кровей произошел Тот, Кто для нас есть истинная лоза. Родивши Его, Она чрез это сама стала истинной лозой для человечества. В подобном смысле св. Церковь усвояет Ей и другие имена, которые собственно принадлежат Сыну Ее. Так собственно Сыну Ее, Господу Иисусу Христу, принадлежит наименование Камня или скалы, – Хлеба жизни, – Двери спасения. Камень, давший воду жаждавшим в пустыне Евреям, – это, по словам апостола, был сам Христос ( 1Кор.10:4 ); Хлебом жизни, который предъизображен был манной, питавшей Евреев в пустыне, – и Дверью спасения Сам Христос называет Себя ( Ин.6:35; 10:9 ). Но теми же именами св. Церковь чествует и Пресвятую Богородицу в акафисте, в честь ее составленном: «Радуйся Каменю, напоивший жаждущия жизни» (Ик.6). «Радуйся Пище, манны преемнице (заменившая манну)» (Ик.6). «Радуйся Дверь спасения» (Ик.10). Соответственно сему Богоматерь достойно и праведно именуется Лозой истинной, как виновница тех благ, которые дарует людям Господь Иисус, наша Лоза истинная. Она виновница их не только по рождению от Нее Христа, но и по матернему дерзновению, с каким она ходатайствует пред Сыном своим и Богом за грешников, прося Его не лишить их участия в этих благах. Совокупность тех благ, какие дарованы людям Господом Иисусом, называется в рассматриваемой нами церковной песне животом, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Коридор ШИЗО в одной из колоний центральной России. Фото Анны Ольшанской 27 сентября 2013 г. Протоиерей Александр Пелин: На проверку в ИК-14 меня позвала совесть Надежда Толоконникова, осужденная участница панк-группы Pussy Riot, объявила голодовку в знак протеста против нарушения прав осужденных мордовских колоний и потребовала возбуждения уголовного дела в отношении заместителя начальника колонии. Об этом она написала в открытом письме, которое вызвало широкий резонанс в обществе. В колонии были проведены проверки. В составе одной из них ИК-14 посетил председатель комиссии Общественной палаты Республики Мордовия по сохранению духовного и культурного наследия протоиерей Александр Пелин. —  Отец Александр, многие впервые задумались об условиях содержания осужденных в колониях России, прочитав несколько дней назад письмо Надежды Толоконниковой. Расскажите подробнее о Вашей поездке в ИК-14. Кто пригласил Вас и почему Вы поехали? —  Совесть. Никто специально меня не приглашал. Незнакомый журналист обратился ко мне «в личке» социальной сети Фейсбук с вопросом: «Почему Церковь молчит, в то время, когда в мордовской колонии  творятся безобразия? Вместо того, чтобы выразить протест,  Мордовская митрополия заключила соглашение о сотрудничестве с УФСИН?» Я ответил, что работа ведется: есть храм в колонии и закрепленный за ним священник. Однако ему этого показалось мало. И тогда я пообещал в оперативном порядке собрать комиссию и съездить в колонию. Предварительно я договорился с главой Центрального духовного управления мусульман Мордовии, членом Общественной палаты Российской Федерации муфтием Фагимом-Хазратом Шафиевым  и председателем комиссии общественной  палаты по взаимодействию с правоохранительной системой Валерием Крутовым. Мы договорились, что втроем посетим колонию в среду, тем более, что в этот день намеревались приехать и группы правозащитников из Москвы, члены Совета при Президенте по защите прав человека. В этот же день намечалось заседание Общественного наблюдательного совета по  соблюдению законодательства о защите прав осужденных. Мне показалось важным именно в этот день приехать в колонию и принять участие в заседании, чтобы продемонстрировать позицию Церкви.

http://e-vestnik.ru/interviews/protoiere...

Скачать epub pdf Глава IX Внутреннее состояние России в первой половине XIII века. – Невозможность борьбы с татарами. – Погребение Ярослава Всеволодовича. – Беспорядки во Владимире. – Грозный приезд Александра. – Отправление в Орду Радуйся, яко не устрашился еси, призвав Бога, приити к Батыеви, исполняя его веление. (Акаф., ик. 7) Радуйся, злобы неверных не устрашивыйся. Радуйся, твари паче Создавшаго не послуживый. Радуйся, солнцу и огню в стане безбожных не поклонивыйся. (Ик. 8) Радуйся, веры Христовы непобедимый исповедниче. (Ик. 1) Несмотря на то, что Новгород не был завоеван татарами, доблестному новгородскому князю, которому «не обретеся противник во брани никогда же», благодаря которому «королю части римскыя отъ полунощныя страны» не удалось обратить «в работу себе славянских людей», пришлось наравне с другими князьями испить горькую чашу унижения от свирепых завоевателей и принять от них честь, которая показалась Даниилу Галицкому «злее зла» 184 . «Мне покорил Бог многие народы: ты ли один не хочешь покориться державе моей?» В таких выражениях Батый прислал ему приказ явиться в Орду. «Если хочешь сохранить за собою свою землю, прийди ко мне: увидишь честь и славу царства моего» 185 . Естественно недоумение: если в самую печальную эпоху монгольского ига могли же удаваться нам решительные победы, да к тому же над врагами вовсе недюжинными, что же помешало нам, русским, имея во главе такого героя, сбросить позорное иго? В самом деле, не странно ли звучит после одушевленного рассказа летописца о знаменитых побоищах Невском и Чудском призыв – приказ «царя от восточныя страны»: «аще мыслеши соблюсти землю твою невредиму, то потщися немедленно приити ко мне», т. е. прийти с поклонами?! И доблестный князь, краса и утешение своей земли, спешит исполнить волю варвара... Рассмотрение обстоятельств того времени даст нам вполне удовлетворительное объяснение этого факта. На Западе мы имели дело с народами оседлыми, культурными, которые, имея свои собственные территории, высылали против нас избыток своих сил в виде более или менее значительных колоний или крестоносных дружин. Это не было в строгом смысле слова движение народов. С такими врагами Александр мог переведаться теми силами, которыми он располагал, силами земли новгородской. Не то – восточные варвары. Благодаря кочевому быту, они имели возможность переселяться целыми ордами в виде громадных масс. Эго была стихийная, страшная сила, которую можно было побороть также лишь с напряжением всех сил народных, при дружном участии всей Руси. Но вот этого-то условия и недоставало: у нас не было государственной централизации.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Из прилагаем. схемы можно увидеть эту пронизанность всего иконостаса Киево-Соф. Соб. апокалипсическим духом и, отсюда, убедиться в апокалипсическом моменте идеи и иконы Софии. Иконы расположены так: А – ик. Спасителя. Б – ик. Божией Матери, с написью: «Предста Царица одесную меня», так что Б. М. отождествляется с «Невестою» Пс.44 (по евр. счету – 45:11). В – ик. Софии Премудрости. Г – Эммаусская группа и напись: «Ту есмь посреде их», т. е. опять загадочное свечение преображенной плоти. Но особый тон иконостасу дают в особен. медальоны, расположенные под перечисленными выше икон. и, к сожалению, неудобо-разглядываемые из-за решетки. а изображает восемь ангелов около жертвенника с пылающим пламенем. Один из них изливает пламя из амфоры на цепи, причем цепь обмотана около руки ангела; два другие ангела получают трубы из рук, протягивающихся из-за облака; наконец, пять остальных трубят в трубы; под иконою подпись: «И изыде дым кадильный молитвами святых от руки Ангела пред Бога. Апокалипсис И». бим. подпись: «И даны быша Жене два крыла Орла великаго, да воспарит Богу в пустыню. Апок. ДБ». На верху иконы представлена стоящею Жена с младенцем. Оба они простирают руки вверх, к левому углу композиции, где изображен свето-лучащий треугольник. Жена повернула голову направо, как бы молясь за стоящую вправо от нее Жену, стоящую на луне. У этой, второй, женск. фигуры на голове – корона, а на спине – ангельск. крылья. Руки ее сложены молитвенно, а лицо обращено влево, либо к Жене с младенцем, либо к Треугольнику. В нижней части иконы расположены Архангел, вооружен. щитом и рыцарск. шлемом в страусовых перьях; в деснице его нечто вроде пламенных перун, которыми он поражает расположенного справа от него Семиглавого Зверя, выходящего из бездны. Под Архангелом – пространство, заполненное огнем, а справа, т. е. под зверем, – темные волны. Наконец, под сияющим Треугольником, Символом Троицы, над Архангелом помещено какое-то желтое (золотое?) изображение с вертикальн. написью; но ни изобр., ни написи мне не удалось разобрать, ибо мешала решетка перед иконою. М. б., дозволительно сделать предположение, что это – Иерусалим Горний. – Замечу кстати, что в Софийском Соборе имеется еще одно софийное изображение – стенопись над вратами ограды. А в Десятинной Церкви, в левом, – северном, – пределе на царских вратах времени Петра Могилы – та же софийная икона Богоматери, но без такой написи и без окружающих фигур; это – упрощенная композиция Софии Киевской.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

В акафистах отмечаются, кроме общих черт, и те особенности, которыми отличался тот или другой святитель – славимый угодник Божий. Наряду с архипастырскими трудами изображается в акафистах и вообще жизнь святителей, причем, как уже указано выше, акафисты святителям со стороны содержания однородны с акафистами в честь преподобных. В акафистах преподобным и святителям мы замечаем последовательное изложение земной их жизни, начинающееся указанием на факты детства, если такие известны, и оканчивающееся изображением их праведной кончины и посмертного прославления. В этих акафистах излагается не только внешняя жизнь и деятельность святителей и преподобных, но и внутренняя их жизнь и внутреннее делание. В одних из акафистов преобладает изложение внешних фактов жизни святых угодников, в других больше уделено внимания прославлению внутренних подвигов благочестия. Остановимся сначала на рассмотрении внешней жизни и деятельности преподобных и святителей, как она изображается в акафистах. Так как внешняя жизнь и деятельность преподобных и святителей имеет общие черты, то содержание этих акафистов может быть заключено в более или менее одинаковую схему. Факты жизни во всех почти акафистах излагаются в порядке их совершения, причем события, случившиеся раньше, и в акафистах рассказываются прежде других событий, совершившихся позднее. Начало акафиста обычно посвящается воспоминанию о детстве воспеваемых угодников Божиих и даже об их родителях. Иногда в акафистах сообщается об особенных событиях, предшествовавших рождению прославляемых лиц. Так, в акафисте Петру, митрополиту [Московскому], говорится: «Прежде рождения твоего видением Божественным рождшей тя во избранника Божия предуказанный» (ик. 1). В акафисте другому московскому святителю, митрополиту Алексию, сказано: «Честных родителей добрейший сыне, от пелен Богу посвященный» (ик. 1). В акафисте свт. Стефану Пермскому рассказывается, что его рождение было предсказано матери его «трехлетней сущей» (ик. 1). Упоминание в акафисте о родителях преподобного или святителя встречается нередко 312 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

О причинах нехватки священников размышляет в телефонном в интервью «Русской народной линии» настоятель храма апостолов Петра и Павла в посёлке Ропша Гатчинской епархии протоиерей Аркадий Петровцев : Тема очень интересная и близкая для меня. В Брянской епархии я прослужил 18 лет. 10 лет из них я отдал тюремному служению, окормлял зону ИК-4 Брянской области. Один раз в неделю служил в зоне, иногда мероприятия проходили два раза в неделю. Ритм был серьёзный, поэтому я хорошо знаком с этой проблемой. К сожалению, до сих пор не отлажена система взаимодействия ФСИН и Русской Православной Церкви. Например, перед отъездом из Брянской епархии мне предложили должность штатного сотрудника в воспитательном отделе колонии. Я согласился, но такая традиция имеет под собой непостоянный и несистемный характер. В каждой зоне складываются особые отношения начальника ИК и духовенства. В течение 10 лет окормления тюрьмы мне не платили оклада. Я мог окормлять тюрьму, потому что у меня был хороший приход, было на что жить и что подарить заключённым. Мы привозили в ИК кресты, иконы, утварь, всё необходимое для Богослужения. И никто нас не финансировал. В служении тюремного и военного духовенства есть прорехи: до сих пор священники не являются штатными сотрудниками ведомств. Наш батюшка, отец Константин Голубев, в прошлом офицер Флота, ныне пытается заняться решением этого вопроса. Он ищет взаимодействия с военным руководством. Отец Константин рассказывал, что до сих пор священники в зоне СВО ничего не получают. Всё держится на энтузиазме и внутренних порывах. Государство не принимает таких законов, которые позволяли бы духовенству Русской Православной Церкви сотрудничать с военным и тюремным ведомствами. Если эта проблема решится, то и решатся все остальные. Нужно священников сделать штатными сотрудниками ведомств. Это касается и медицинских учреждений. Теперь о проблеме нехватки священников. У нас из прихожан Ропшинского прихода, где я являюсь настоятелем, до десятка людей учатся в духовных семинариях, в основном в СПбДА. И это только с одного нашего прихода.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/22/po...

Начальнику УФСИН России по Краснодарскому краю генерал-майору внутренней службы Пестову В.В. Копия : Председателю Общественной наблюдательной комиссии Краснодарского края V созыва Ахиджак А.К. Каклюгина Владимира Борисовича в интересах Каклюгина Николая Владимировича ЗАЯВЛЕНИЕ Уважаемый Виктор Владимирович! История вокруг моего сына, Каклюгина Николая Владимировича, 02.12.1980 года рождения, имеет широчайший общественный резонанс. Он изначально ни в чем не виновен и страдает непонятно за что, но вполне очевидно, за какие свои профессиональные действия. Об этом, в частности, свидетельствует статья журналиста издания «Российская газета» от 18.03.2020 г. А прямо сейчас в отношении него происходит провокация со стороны сотрудников ФКУ ИК-11 УФСИН России по Краснодарскому краю (далее – ИК-11), причастных к которой я прошу проверить на служебное соответствие, их действия в соответствии с Уголовным и Уголовно-исполнительным кодексами Российской Федерации. Так, 16 июня сего года мой сын, Каклюгин Николай Владимирович, находящийся в ИК-11 по сфабрикованному уголовному делу, в связи с ухудшившимся состоянием здоровья, что выявлено во время выезда 1 июня сего года в ФГБУЗ «Центральная районная больница» г. Приморско-Ахтарска профильными специалистами-врачами и назначено амбулаторное лечение, которое крайне сложно выполнять в условиях отряда в котором он проживал, так как отряд – это проходная комната, с шумом, с телевизором, а мой сын страдает в том числе гипертонической болезнью 2 ст. с высокой степенью риска, мочекаменной болезнью на стадии обострения, принял решение переехать в отряд в комнату, где получше условия проживания, там потише и поспокойнее. В тот день, когда мой сын переехал в отряд его видел начальник того отряда, Сокуров Иосиф Ибрагимович, который не провел с ним беседу, если в действиях моего сына были какие-либо нарушения, ничего ему не сказал. Мой сын, Каклюгин Николай Владимирович, врач психиатр-нарколог по образованию, кандидат медицинских наук, а не юрист, он не может знать и не знает всех норм Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, поэтому он просто не знал о том, что так делать нельзя, и Сокуров не разъяснил ему эти моменты.

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/29/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010