Радуйся, всякое упокоение плотское возненавидевый; радуйся, в раздранней ветсей ризе ходивый. Радуйся, плещи твоя на ударения вдавый; радуйся, ланиты твоя от заушений не отвративый. Радуйся, оскорбления и оплевания кротце и незлобивее терпевый; радуйся, за оскорблявших тя Богу моливыйся» (ик. 2 акафиста Прокопию Устюжскому). «Силою Господа сил укрепляем, мраз и зной добльственне претерпел еси, Прокопие блаженнее, полунаг, во единой ризе, лето и зиму обходяй стогны Великаго Устюга, не имый места, где главу приклонити, токмо в притворе соборнаго Пресвятыя Богородицы храма нищете пребываяй» (конд. 3). «Радуйся, первый в Российстей стране юродства Христа ради подвиг приявый; радуйся, великим праведником Симеону и Андрею Христа ради юродивым верно подражавый. Радуйся, подобно им поругания и биения претерпевый; радуйся, на высоту безстрастия возшедый. Радуйся, во глубину смирения приникни» (ик. 3). «Радуйся, прозорливче, сокровенная сердец человечества Духом Божиим прозиравый; радуйся, ко вразумлению слышащих сия им покаяния ради открывавый. Радуйся, небоязненный сильным мира суда Божия провозвестниче; радуйся, обидимых и гонимых заступниче» (ик. 7). Юродство есть особый деятельный вид христианской спасительной жизни, когда христианин, не желая сообразоваться веку (см. Рим.12:2 ), отрекается от обычного обнаружения человеческого разума и от обыкновенной, признаваемой за нормальную, человеческой жизни. Он не отказывается от своей воли, не удаляется в пустыню и обычно не поселяется в обители, а остается жить среди мира и по преимуществу – среди скученного населения больших городов; ибо по смыслу его духовного призвания именно мир должен быть местом этого трудного подвига. Наружно юродивый – человек умственно ненормальный: он говорит необычные речи и совершает необычные поступки, на которые невольно обращает внимание окружающих. И при этой видимой ненормальности он совершает свое спасение и достигает вечного блаженства, как, например, св. Алексий, человек Божий, св. Прокопий Устюжский, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Исправив рукопись, преосвященный находил, что можно ее напечатать. Святейший Синод разрешил представленную иеромонахом Амфилохием службу к печатанию, о чем и послал Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету указ от 3 июля 1858 года за 6176. Что касается акафиста в честь иконы Божией Матери, именуемой Боголюбская, то уже в 1860 году иеромонах В. представил в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет рукописный акафист. Но акафист не был разрешен к печатанию. Основания отказа цензором были указаны следующие: «Во внутреннем составе акафиста нет связи и порядка, потому кондаки и икосы, кроме первого, можно переставлять одни на место других кому и как угодно, в самих приветствиях, обращенных к Богородице, недостает в большей части икосов соотношения, встречаются во многих местах и буквально тождественные воззвания. Во внешнем составе со 2-го кондака и икоса ни в одном из последующих не удержаны начальные слова образцовых акафистов». В 1861 году иеромонах В. снова представил свой акафист, сделав в нем исправления. Но определением Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета 27 июня 1861 года и он не был одобрен. В 1884 году в Московский духовно-цензурный комитет представил рукописный акафист иконе Божией Матери Боголюбской Н. Щ. Комитет находил возможным его отпечатание и в этом смысле послал донесение Св. Синоду 6 мая 1884 года за 196. Святейший Синод определил 12 октября 1884 года за 2169 поручить прочесть акафист и дать о нем отзыв преосвященному Феоктисту, епископу Рязанскому. Преосвященный Феоктист 12 апреля 1885 года за 2205 указал в акафисте целый ряд неточных выражений. Таковы: «Единей бо токмо Тебе нетленней и Пречистей Богоматери дадеся благодать прошения рабов исполняти» (конд. 3); «Радуйся, совершенный разум младенцем подавающая; радуйся, праведных в райских селениях вселяющая» (ик. 3); «Даровав нам Твоея Матери икону паче солнечных лучей просвещающую земножителей. Радуйся, Церковь освятившая тоя явлением» (ик. 7); «Радуйся, примирение наше с Богом соделавшая; радуйся, Бога и человека соединившая; радуйся, спасение человеком устроившая; радуйся, смертное наше естество безсмертием озарившая» (ик.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Особенно останавливает на себе внимание молящихся в славянской речи употребление вместо имени существительного прилагательных, местоимений и причастий в среднем роде множественного числа. Приводим примеры: «Дивная и преславная видена быша о Тебе, Пресвятая Дево, во обители Твоей во время брани Збаражской, егда явилася еси верху горы Почаевския, от нашествия и обложения монастырь Почаевский избавляя» (ик. 7 акафиста Почаевской иконе Божией Матери); «Всем вся благая и спасительная даруеши от святой чудотворной иконы Твоея, Богомати Пречистая, юже яко сокровище многоценное зряще, со гласом радования и благодарения взываем Ти» (ик. 8 акафиста Толгской иконе Божией Матери); «Прибегающее к заступлению твоему, сицевая радостная тебе приносим» (ик. 1 акафиста Димитрию Солунскому); «По силе нашей похвальная восписуем Ти, с любовию и верою» (конд. 11 акафиста иконе Божией Матери «Достойно есть»). Употребление во множественном числе прилагательных, выражающих только качество предметов и не указывающих ни на один из них в отдельности, местоимений, заменяющих предметы, и причастий, выражающих действие, но не обозначающих определенно действующее лицо, сообщает церковнославянской речи возвышенность, отвлеченность и духовность. Речь, не связанная с единичными предметами, особенно мелочного и вещественного характера, возвышается над действительностью. Оторванность от предметов единичных, сообщая речи возвышенность, легко уносит мысль молящихся в мир идеальный. Вообще употребление славянской речи в богослужебных песнопениях сообщает им характер отрешенности от всего мирского и достоинство нравственной чистоты и святости. При употреблении славянской речи нет опасности, чтобы примешалось к слову что-нибудь нечистое, плотское и низменное, что повлекло бы за собой понижение молитвенного настроения вместо возвышения его. Нужно сказать, что у слов есть как бы своя атмосфера. При употреблении того или другого слова в сознание вступают не только те представления и понятия, которые являются содержанием его, но легко проскальзывает в мысли и ряд побочных полуосознанных представлений, цепляющихся за первые, основные. Как в музыке с основными тонами слышатся и призвуки их, обертоны, и при музыкальном творчестве нельзя их игнорировать, так и в творчестве церковно-поэтическом нельзя не принимать в соображение те побочные мысли, которые легко могут быть вызваны употребляемым словом и могут сообщить надлежащий или ненадлежащий строй и смысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

19. Свм. Патрикия, еп. Прусск., Акакия, Менандра и Полиена; пр. Корнилия, комельск. чуд.; м. Калуфа, пр. Иоанна, еп. готфск., св. благов, кн. Иоанна (Игнатия) угличск.; пр. Сергия шухтемск., Корнилия палеостр. 20. Обр. мощ., св. Алексия, митр. моск. (1431 г.); Фалалея, муч. Аскалона, Астерия, Александра; п. Довмонта, кн. псковск. 21. Св. вел. царей равноап. Константина и матери его Елены; княз. муромск. Константина, Михаила и Феодора; п. Кассиана углич. Сретение ик. Б. М. Владимирской; свят. Василия, еп. рязанского; п. Аганита маркуш.; прим. Пахомия; ик. Б. М. Оранской. В 312 г. во время похода на Максентия, правителя некоторых западных областей Римской империи, император Константин и его войско увидели на небе крест, сияющий звездами, с надписью: «сим побеждай», и действительно победили. Так образом, Сам Бог указал нам знамение победы, честный крест, а наши сектанты отвергают его. 22. М. Василиска; ик. Б. М. «Умиление»; п. Иакова; воспомин. св. отцов 2-го Всел. собора (381 г.). 23. П. Михаила исповедн., еп. синадскаго; обр. чест. мощ. св. Леонтия, еп. рост.; преп. Михила черноризца. пр. Еефросинии девицы, княжны полоцк.; Паисия. 24. П. Симеона столпника, иже на Дивной горе: пр. Никиты столпника, переяславского чудот.; мучч. Мелетия стратилата, Стефана, Иоанна и с ним 1218 воинов с женами и детьми, Серапиона египтянина, Каллиника волхва, Феодора и Фавста. 25. 3-е обретение главы Иоанна Предтечи (850г.); свм. Ферапонта, еп. кипрского. День рождения Государыни Императрицы Александры Феодоровны. 26. Св. ап. Карпа и Алфея; св. муч. Георгия нов.; мучч. Аверкия и Елены; пр. Иоанна психаита, исповедника, обретение мощей пр. Макария, игумена калязин. Ик. Б. М. Селигерской. 27. Священномуч. Ферапонта сардийск.; обр. мощ. Нила столб, чуд.; мц. Феодоры девицы и Дидима воина; пер. мощ. св. трех святит. Киприана, Фотия и Ионы, митр. киевских и всея России чудотв., пр. Ферапонта, белоез. чудотворца, Ферапонта монзенск. 28. Пр. Никиты, еп. халкид.; св. Игнатия еп. ростовск. чудотв., муч. Елладия; св. Евтихия еп. мелетинского; мц. Еликониды; п. Софрония (болг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

«Иногда после знакомства с новой темой я задаю домашнее задание — прочитать ту или иную главу Священного Писания, а потом мы вместе ее обсуждаем, — говорит отец Александр. — Нужные книги есть в библиотеках ИК Московской области». Задача священника — не перегрузить своих подопечных знаниями, объясняет отец Александр, а научить применять Христовы истины в повседневной жизни, чтобы они были нравственными постулатами и помогали воцерковлению, социализации. «Священник всегда работает на будущее, но он не может дать гарантии осужденному, каким оно будет, — продолжает отец Александр. — Тем не менее старается по мере сил помогать и быть рядом, если человек обращается за поддержкой после освобождения». Проверка знаний в ИК 6 проходит в виде викторин и/или тестов. «Мне важно знать, что мои подопечные усвоили, чтобы они могли осо­знанно участвовать в богослужении. Как поняли Священное Писание, как расставляют приоритеты, чтобы вовремя их направить и донести тот смысл, который вкладывает в данный евангельский отрывок Церковь», — поясняет он. Священник использует и смешанные формы катехизации и миссии, например частную и общую беседу с заключенными, которые не ходят в храм, но готовы поговорить со священником, теплые поздравления по внутреннему кабельному телевидению, просветительские листовки в храме. А также проводит до трех огласительных бесед перед крещением. Как правило, те, кто принял крещение в ИК, продолжают образование в воскресной школе и нередко становятся полноценными членами Церкви. Еще одна форма обучения — образовательные лекционные занятия, которые проводят в колониях подготовленные в епархиях катехизаторы из мирян под непосредственным руководством священников, возглавляющих, соответственно, тюремные отделы или отделы религиозного образования и катехизации. «Живое Евангелие» У катехизатора  Нижегородской епархии  Татьяны Фалиной основная форма работы — лекции: «Но подчас все может измениться. Приезжаешь в ИК с одной темой, а тебе задают вопрос, который волнует не только этого человека, но и весь зал. Например: " Как пережить кризисный период? " или " Как преодолевать трудности разлуки с близкими? " ».

http://patriarchia.ru/db/text/6089759.ht...

Радуйся, от уст Сергиевых глубину премудрости духовныя почерпнувый. Радуйся, сотаинник ему верен бывый. Радуйся, содружество с ним до конца живота его сохранивый. Радуйся, велию любовь о Христе к нему стяжавый» (ик. 5 акафиста Димитрию Прилуцкому). «Радуйся, преподобнаго чудотворца Сергия многолюбимый друже и собеседниче; радуйся, преподобнаго чудотворца Кирилла [Белоезерского] духовный руководителю и наставниче» (ик. 4 акафиста Стефану Махрищскому). «Слышав о добродетельнем житии твоем, великий Сергий Радонежский возлюби тя зело, отче Кирилле. От егоже уст святых много словес душеполезных слышал еси, и слагая их в сердце твоем, был еси добрый ученик великаго учителя, воистинну достойный благохвалений таковых: Радуйся, богоноснаго Сергия избранный друже и собеседниче» (ик. 4 акафиста Кириллу Белоезерскому). Под руководством старцев подвижник преуспевает в нравственных подвигах и со временем иногда сам становится руководителем других. Акафисты отмечают и те моменты в жизни прославляемых подвижников, когда они, опытные в нравственной жизни и украшенные добродетелями, облекаются пастырскими полномочиями – сначала в звании игумена, а потом иногда и в сане святителя 316 . В акафисте св. Иосифу Волоколамскому читаем: «Радуйся, яко во обители твоей мнози души своя спасоша; радуйся, яко из нея пастыреначальницы изыдоша» (ик. 8). Когда святые подвижники по воле Божией и церковному избранию вызываются на служение в мире на высоком поприще святительского звания, они несут блистание и чистоту высокой христианской жизни и своей пастве. Находя образец и опору для своих подвигов в подвигах уже прославленных наставников благочестия и святости, они, охваченные условиями, запросами и требованиями текущей жизни, являются учителями христианского подвижничества и праведности, словом и делом подавая пример христианской жизни своим пасомым, живущим в мире, и ведя их на высоту нравственного совершенствования и святости. Приводим из акафистов несколько мест, изображающих моменты облечения саном святых угодников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

И вот в 1922 г. 7 марта в понедельник на 4-й недели В[еликого] поста, в день иконы Б[ожией] М[атери] «Споручницы грешных», к иконе которой я всегда заходила, когда шла в Лавру, в этот день явилось горячее желание помолиться в храме усыпальнице о. Иоанна Кроншт[адтского]. Среди дня я поехала в Иоанновский монастырь. Так там бывало хорошо отвести свою греш[ную] душу. Стала молиться в уголку, не помню о чем, конечно сознавая всю свою греховность и прося его св[ятых] молитв и помощи, и вдруг среди молитвы загорелось такое желание принять давно предлагаемый д[уховным] от[цом] тайный постриг, что хоть бы сейчас тут в усыпальнице, что было невозможно. С таким горячим желанием поехала прямо из монастыря о. Иоанна на кварт[иру] духов[ника]. Он жил у своих благодетелей в комнате. Прихожу и объявляю, что теперь согласна, т. к. и желание то явилось по св[ятым] мол[итвам] о. Иоанна, и стала просить у духовн[ика] назначить время и как готовиться. День пострига я выразила желание 608 в Страстн[ую] Пятницу, т. к. 1-я смерть Господа, 2-я день кончины опт[инского] старца моего схиархим[андрита] Варсонофия 609 1 апреля, и 3-я будет моя смерть для мира. Назначил в В[еликую] пятн[ицу] 1 апр[еля] после В[еликих] часов до выноса Плащаницы. Духовн[ик] назначил правило и приготовить, что можно было по тому трудн[ому] времени, а мантию получила чудесно. По Божию внушению и по св[ятым] молитвам о. Иоанна в день Благовещения пришла к моей кварт[ирной] хозяйке ее кума, будучи причастница в хр[аме]-усып[альнице] о. Иоанна, т. к. она его очень чтила, и вдруг обращается ко мне и говорит, что у нее есть мужск[ая] мантия, которую она хочет подарить мне. Я ее очень поблагодарила, но ничего не сказала, что готовлюсь к постригу и она мне нужна. Но поразило меня еще то, что она прислала мантию в Вел[икий] Четверг накануне пострига, в день ик[оны] Бож[ией] Мат[ери] Иверския 31/III 1922 г. Три дня пребывания моего в Лавре у старушки-монах[ини], там проживавшей, прошли хорошо. Слава Богу за все, за все милости ко мне, грешной. Страшно то, что по св[ятым] молитвам бат[юшки] о. Иоанна 7 /III Сама Матерь Божия поручилась за мя, грешную. В день Благовещ[ения] Б[ожией] М[атери] желание подарка мантии и 31/III в [праздник] Иверск[ой] ик[оны] Б[ожией] М[атери] получила подарок сей, котор[ого] не стою. Когда подумаешь обо всем, то страшно становится. Какая милость Божия и какая я великая грешница, неключимая, ленивая, нерадивая. Почему все описала, что, м[ожет] быть, этим предложением о. Германа послужить у чудотв[орной] ик[оны] Бож[ией] Матери есть воля Божия, м[ожет] б[ыть], перед смертию моею М[атерь] Б[ожия] дает мне это последнее послушание. Так ли я понимаю? Но как благословите, дорог[ой] Владыченька, так и поступлю, а так бы хотелось хоть 1-ю неделю быть больше в храме. Простите, что, м[ожет] б[ыть], много лишнего наболтала. Простите Господа ради за все.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Иноческая жизнь своим строем дает необходимые условия для продолжительного и настойчивого вырабатывания высоких христианских качеств и добродетелей. В обители, не связанный житейскими заботами и не развлекаемый мирской суетой, инок вступает в решительную борьбу с непримиримым врагом спасения. Подавляя в себе греховные наклонности, он развивает и укрепляет в себе высшие христианские качества и добродетели и стремится приобрести неколеблющееся благочестивое настроение духа. И после многолетних подвижнических трудов с Божией помощью он приобретает нравственную стойкость и способность успешно бороться с грехом и искушениями. Но в начале иноческой жизни инок трудится не сам по себе, а возрастает в подвигах под руководством опытных в нравственной жизни старцев, иногда – великих подвижников и праведников. Великие и в то же время смиренные подвижники обычно скрыты от наблюдения мирских людей. Но высота их великих трудов и тяжких подвигов не может быть скрыта от избранного круга их учеников, которые в свою очередь и сами в своей жизни стремятся осуществить подвижнические заветы своих наставников. «Вперив ум в божественная, – изображает акафист деятельное состояние подвижника, – вся помыслы долу влекущия низложил еси, и неленостно прилежал еси трезвению и молитвам непрестанным, восходя от силы в силу к совершенству духовному» (конд. 4 акафиста Арсению Тверскому). «Имея истинное ведение о кознях мира, плоти и диавола, ты, святителю, крепко противу тех вооружился еси бдением, постом и молитвою» (ик. 3 акафиста Гурию Казанскому). «Спасти хотя душу, нерадил еси о твоей плоти; но паче измождил еси ю постом, бдением, молитвами и всяким удручением, да возможеши неленостно воссылати к Богу теплыя молитвы» (конд. 10 акафиста Димитрию Ростовскому ). В акафистах изображается и отношение подвижников к их духовным руководителям. Так, в акафистах прп. Димитрию Прилуцкому, Стефану Махрищскому и Кириллу Белоезерскому указывается на их отношение к прп. Сергию Радонежскому. «Радуйся, спостниче и собеседниче преподобнаго Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Святитель прославляется далее: «Радуйся, христоподражательно младенцы возлюбивый; радуйся, сердца их невинныя Христовым познанием украсивый. Радуйся, сладким брашном их питая, души их в любовь Пресладкаго Иисуса пленивый; радуйся, мудро их уловивыи. Радуйся, чрез чада родителей ко спасению призвавый» (ик. 4). В акафистах изображается, как иногда святители, а также и преподобные несли людям слово вразумления с опасностью для жизни. Так, в акафисте же свт. Леонтию Ростовскому говорится: «Не убоялся еси противустати сонмищу идолослужителей, со оружием и дрекольми на тя пришедшему, к нимже, в святительския ризы облеченный, из храма Божия кротко изшел еси» (конд. 3). В акафисте свт. Тихону Воронежскому передается о следующем событии из его жизни: «Проповедник воистинну благочестия явился еси, егда увидев безстудное празднество во граде твоем, яко добр воин Христов, притекл еси на игрище бесовское и словом вразумил еси заблуждшыя» (конд. 6). Развертывая одно за другим события из жизни и деятельности преподобных и святителей, почти все акафисты упоминают о построении прославляемыми лицами обителей 317 и храмов 318 , причем во многих акафистах выясняется их значение как для иноков, так и для мира. Покидая мир, родных и ближних, при вступлении в обитель инок умирает только для мира, но не исчезает бесследно и бесплодно для своих ближних, хотя бы и был для них невидим. Как в кадильнице каждый горящий уголь находится не в отдельности, а свет, теплота и аромат углей и ладана сливаются в одно целое и уже в этом целостном сочетании становятся ощутительными, так и иноки в обители невидимы миру в своей особности и отдельности, но совокупность их и совокупность их подвигов и трудов создают, так сказать, духовную кадильницу, от которой уже теплота и свет и духовное благоухание разливаются по всему христианскому миру. Высшее проявление христианской жизни есть молитва, то есть беседа души христианской с Богом и святыми. Чтобы эта святая беседа христианского рода с Богом и небесным миром не прерывалась, и существуют святые обители, братья и сестры, которые предаются постоянной молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Со 2-го кондака и далее изображается служение пророка Илии исключительно по Библии 306 . В акафисте не только изложены праведное житие и высокое служение св. пророка Илии, но изображено и величие его мощного характера и пламенной ревности по славе Божией. По поводу слов акафиста: «восхищенный с плотию твоею на небеса» (конд. 1) и «во плоти сый человечестей и подобострастен нам быв, восхищен еси с телом твоим на небо, явльшейся тебе колеснице огненней с кони огненными» (ик. 9) считаем уместным привести рассуждения бывшего епископа Костромского Платона из донесения его от 14 апреля 1866 года за 66 Святейшему Синоду об акафисте св. пророку Илии священника А. Свирского: «В припеве акафиста «радуйся, пророче Божий Илие, с плотию взятый на небо» заключается неправильное понятие. По учению Слова Божия, только один Господь Иисус Христос взошел на небо с плотью, и, по преданию, взята с плотью Преблагословенная Матерь Его, Пренепорочная Дева Мария. По свидетельству св. Ефрема Сирина , Илию поднял огненный вихрь, но, куда занес его, Писание не говорит; однако оно говорит, что через несколько лет прислано грозное письмо от него к царю Иудейскому Иораму (см. 2Пар.21:12 ). Принимающие и в буквальном смысле слова Писания о вознесении пророка Илии на небо, толкователи на основании 1Кор.15:51 и след., а также 1Кол.4:15 и след. говорят, что при самом вознесении пророка Илии на небо плоть его подверглась изменению, упоминаемому апостолом в местах, здесь указанных». На рубеже от Ветхого Завета к Новому стоят святые личности: Иосифа, обручника Пресвятой Девы, и Симеона Богоприимца. Святой Иосиф, происходивший из царского рода Давида (см. Мф.1:6 ; Лк.1:27 ), человек праведный по жизни (см. Мф.1:19 ), плотник по занятиям (см. Мф.13:55 ; Мк.6:3 ), удостоился чести сначала быть обручником Пресвятой Девы Марии, а потом быть зрителем и служителем великой тайны благочестия (ик. 4; ср. 1Тим.3:16 ). Основа содержания акафиста взята из первых глав Евангелий от Матфея и Луки 307 . В 1-м кондаке св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010