События из жизни святых мучеников и мучениц акафисты обычно передают в такой последовательности. Прежде всего упоминается о родителях святого мученика или святой мученицы, их детстве, просвещении светом христианского учения, их крещении. Например, в акафисте св. Димитрию Солунскому упоминается о том, что его бездетные родители молили Бога о даровании им чада (конд. 2). В акафисте св. великомученице Варваре говорится о ее родителе, суровом язычнике Диоскоре (конд. и ик. 4). Святой мученик Трифон уже в детстве показал образ святого жития (ик. 1). Святая великомученица Екатерина после видения ею, еще язычницей, Богоматери и Спасителя обращается к благочестивому старцу, который наставляет ее в таинствах веры и крестит ее (конд. 2). Христианская ревность святых мучеников и мучениц, желающих обличить суету идолослужения и сделать язычников последователями Христа, вызывает их на подвиг открытого мужественного исповедания христианской веры и обличения язычества. Так, св. Димитрий Солунский исповедует веру перед неверными (ик. 3). Святой великомученик Георгий исповеданием Триипостасного Бога обличает царя (ик. 2). Святой Пантелеймон дерзновенно проповедует Христа перед царем Максимианом (ик. 2). Святой мученик Авраамий Болгарский открыто изобличает магометанскую прелесть (ик. 3). Святая мученица Параскева бесстрашно предстает на суд и открыто исповедует Святую Троицу (конд. 3). Святая великомученица Екатерина дерзновенно обличает нечестивого царя Максимиана за идолопоклонство (конд. 3). Святые Вера, Надежда и Любовь , укрепляемые своей матерью Софией, небоязненно исповедуют Христа перед мучителем царем (ик. 4–5) и т. д. Это исповедание христианской веры и обличение языческого суеверия вызывают злобу в язычниках против исповедников. Язычники прибегают к разным средствам, чтобы сломить мужество христиан. В одних случаях прибегают к увещанию. В акафисте св. великомученице Екатерине рассказывается, например, о том, что царь, чтобы победить в прении мудрую отроковицу, собрал 50 мудрецов, но всех их посрамила св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

(γεργητoς) – необработанный. Невъздланнаго грьзда. прозбьши лоза. Ик. 26 дек. на Собор Богородицы. Из Кондак. XI в. 1. Син. тип. Библ. л. 46. τòν γεργητoν βτρυν. βλαστσασα μπελος. В словаре Востокова сего слова нет. В старопечатн. минеях: невоздланныи гроздъ виноградъ; в минеи 1710 г.: возрастивша винограде. Слова таиный в рукописи по-гречески нет. (δυτoς) – незаходящий. ко свтильника незаходимаго слнца. Конд. 21 окт. преп. Илариону. Из конд. XI в. 1. Син. тип. Библ. л. 34. σ φωστρα δυτoν τo νoητo σε λoυ. В словаре Востокова сего слова нет. В часослове XIV–XV в. 1. Сев. собр.... размнаго и в старопечатных минеях так же, а в минеи 1710 г.... мнаго.... Незвщанно (φρστως) – несказанно. И радуютсе незвщанно на земли рожьщсе и поють. Конд. 29 дек. в неделю по Рождестве Христове. Из минеи XIV в. 75 Библ. Унд. л. 230. χαρουσι κα τν φρστως ν γ τεχθντα ανυμνoσι. В словаре Востокова сего слова нет. В старопечатных минеях и минеи 1710 г.... радютс. инеизреченно на земли рождшагос воспвають. (δαπνητoς) – ничего не издерживающий; без издержек. Съкровище живот неизготовано. Икос. начин. греч. буквою ψ , на Благовещение Богородицы. Из Конд. XI в. Син. тип. Библ. θησαυρ τν ζως δαπνητε. В словаре Востокова слова нет. В старопечатных триодях и новопечатных... живота неистощимое. В Конд. XI в. 1. Синод. тип. Библ. в кондаке в неделю блудн. сына слово δαπνητoς переведено: неизготовавъшии. Неископанъ (νρικτoς) – невыкопанный, невырытый. Кладзь неископанъ. Ик. 25 дек. Рождеству Христову. Из Конд. XI в. 1. Син. тип. Библ. φραρ νικτoν (νρυ–). В словаре Востокова сего слова нет. В старопечатных минеях и минеи 1710 г. так же. (δυλoς) – не разграбленный, безопасный, обезопасенный. Пода вьсмъ некрадомо господьство. Конд. янв. св. Василию Великому . Из Конд. XI в. 1. Син. тип. Библ. л. 48. νμоν (–μων) πσιν δυλoν. τν κυριτητα. В словаре Востокова сего слова нет. В часослове XIV–XV в. 1. Сев. собр.... некрадомо скровище. В старопечатных минеях так же, и в минеи 1710 г. гдьство, как в Кондакарие XI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

334 См., например, акафисты: «Достойно есть» (ик. 6), Толгской иконе (конд. 2–4, ик. 4, 8–11), Феодоровской иконе (ик. 6), Грузинской иконе (конд. 4, ик. 5), иконе «Знамение» (конд. и ик. 5), Казанской иконе (ик. 3), Почаевской иконе (ик. 4, 6), «Троеручице» (ик. 7). 335 Примеры заимствованы из отзывов о неодобренных акафистах Лаврентию Калужскому, Стефану Сурожскому, иконам Божией Матери Любечской, Донской, Черниговской, об акафисте заупокойном, акафистах Иоанну Златоусту , Симеону Столпнику, Василию Блаженному, Кресту и Ризе Господней и др. 336 Из отзывов о неодобренных акафистах всем святым, Стефану Сурожскому, Михаилу и Феодору Черниговским, Палладию, Трифону Вятскому, Петру, Алексию и Ионе, Филиппу, иконам «Взыскание погибших», Одигитрии Смоленской, Кресту и др. 337 Если об известном Божием угоднике, например св. Лаврентии юродивом, или о чудотворной иконе фактического материала недостаточно, чтобы создать обычный акафист с 13-ю кондаками и 12-ю икосами, нам думается, возможна была бы форма уменьшенного акафиста – малый акафист, заключающий в себе 6 икосов и 7 кондаков, при 6-ти и даже 4-х возглашениях, кроме заключительного припева. Не решаем вопроса, возможно ли чтение подобного акафиста при богослужении, но для домашнего, келейного чтения употребление такой литературной формы, думаем, допустимо. 338 Из отзывов о неодобренных акафистах всем святым, Иоанну Предтече, Феодосию Углицкому, Благовещению, Феодору Стратилату и др. 339 Из отзывов о неодобренных акафистах Стефану Сурожскому, Святому Причащению, Абалацкой иконе Божией Матери, Андрею Критскому , Феодору Стратилату, Параскеве, Симеону Столпнику, Стефану Сурожскому, Михаилу Архангелу, Феодосию Углицкому, иконе «Знамение», Симеону Столпнику, иконе «Блаженное Чрево», Анастасии Римлянине. Читать далее Источник: Православные русские акафисты. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. – 656 с. – (Серия «Литургическая библиотека»). ISBN 978–5–88017–345–7 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

В 9-й молитве у св. Ефрема есть место, которое могло навести на составление акафиста его автора: «Подвигни язык мой и уста мои песнословить Тебя с обрадованной душею и усердным сердцем и возгласить оное ангельское песнопение, которое Тебе, Матеродевственная, провещал Гавриил». Молитва эта переходит в прославительные воззвания к Богоматери. У св. Ефрема в числе прославительных возглашений есть между прочим: «радуйся, Адамово воззвание, радуйся, искупление Евы» (9-я молитва); в акафисте встречаем: «радуйся, падшаго Адама воззвание, радуйся, слез Евиных избавление» (ик.1). У св. Ефрема встречается: «мост всего мира, возводящий нас к премирному небу» (4-я молитва); в акафисте – «радуйся, мосте, преводящий сущих от земли на небо» (ик.2). В 4-й молитве у св. Ефрема встречаем: «лествица небесная, по которой сходят к нам небесные ангелы»; в акафисте – «радуйся, лествице небесная, еюже сниде Бог» (ик.2). У св. Ефрема: «самая твердая опора истинной веры»; в акафисте: «радуйся, твердое веры утверждение» (ик.4). У св. Ефрема: «немолчныя уста апостолов»; в акафисте: «радуйся, апостолов немолчныя уста» (ик.4). У св. Ефрема: «Матерь и Раба незаходимой звезды»; в акафисте: «радуйся, звезды незаходимыя Мати» (ик.5). У св. Ефрема: «похвала иереев»; в акафисте: «радуйся, честная похвало иереев благоговейных» (ик.12). В 5-й молитве у св. Ефрема встречается: «радуйся, Дево отроковица, сеннолиственное дерево, с которого все собираем плод»; в акафисте – «радуйся, древо светлоплодовитое, от негоже питаются вернии; радуйся, древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози» (ик.7). У св. Ефрема: «радуйся, пристань и покров плавающих»; в акафисте: «радуйся, пристанище житейских плаваний» (ик.9). У св. Ефрема: «радуйся, стена призывающих Тя»; в акафисте: «стена еси девам, Богородице Дево, и всем к Тебе прибегающим» (ик.10). Имеются и другие выражения в акафисте, которые, несомненно, взяты также из молитв св. Ефрема. Кроме того, как указывает А. Петровский , в акафисте встречаются заимствования из слов Иоанна Златоуста на Благовещение 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

праведный Иосиф прославляется как избранный хранитель Пресвятой Девы Марии, пестун и кормитель Богочеловека, ныне предстоящий пред Престолом Христа Бога и имеющий к Нему великое молитвенное дерзновение. С 1-го икоса и до конца акафиста воспоминаются важнейшие моменты жизни и служения праведного Иосифа, насколько они известны из евангельской истории и предания. Сначала воспоминаются и прославляются события призвания Иосифа быть хранителем девства Пресвятой Марии (ик. 1) и стать обручником Ее (конд. и ик. 2). Когда Сила Вышнего осенила Пресвятую Деву к зачатию (конд. 3), праведный Иосиф приходит в смущение (ик. 3); узнав же от ангела тайну предстоящего рождения Спасителя мира, предреченную пророком (см. Ис.7:14 ; Мф.1:20–23 ), он принимает Непорочную Марию в дом свой и служит ей со страхом и верностью (ик. 4). В 3-м воззвании икоса 4 возглашается праведному Иосифу: «Радуйся, яко прежде всех людей сподобился еси увидети велию благочестия тайну, яко на земли явися Бог». Нужно сделать замечание, что нельзя с достоверностью утверждать, что Иосифу первому из людей была открыта тайна Боговоплощения. Из повествования 1-й главы Евангелия от Луки (см. ст. 39–45, 56) вытекает, что о тайне воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии узнала праведная Елисавета, и от нее, несомненно, – муж ее священник Захария, так что праведный Иосиф, призванный сначала только охранять девство Пресвятой Марии, может быть, уже третьим лицом из людей удостоился радости узнать великую тайну и потом сделаться ее хранителем и служителем. Почитая Богоизбранную Отроковицу как Пресвятую Деву и Матерь Спасителя мира и служа ей со страхом и благоговением (конд. 5), Иосиф удостоился первым поклониться рожденному Богочеловеку. И если ангелы принесли родившемуся Спасителю пение, пастыри вифлеемские – исповедание, волхвы – поклонение и дары, то праведный Иосиф всего себя принес в дар Господу, отдав Ему на служение и жизнь, и труды свои (ик. 5). Совершив над Младенцем в восьмой день по рождении предписанное законом обрезание и дав Ему указанное Ангелом имя Иисус (конд.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

нждати (κβιζεσθαι) – вынуждать, вытеснять. Любъвию нжденъ Икос. 24 Февр. на обретение честн. главы св. Иоанна Предтечи, из Конд. XI в. 1. Син. тип. Библ. πφω κβιασθις. В словаре Востокова слова нждати нет. В Филаретовской минеи... пондивс, в Иосифовской: В минеи 1710 г. понжденъ. В минеи XVI–XVII в. 168. Большак. ошибкою писца написано: приндивс вм. пондивс. правлено (ερθμως) – благозвучно, стройно, согласно. ко да правлено похвалю. Конд. XI в. 1. Син. тип. Библ. Ик. 20 сент. св. мучен. Евстафию πως ερθμоς γκоμιασω. У Востокова нет. В служ. минеи 32 моего собр. в Рум. муз. и в старопечатных минеях и 1710 г. это слово заменено: блгосъчетанно. чнчьствовати (μαθητεειν) – быть учеником, μαθητυεσθαι – учить, обучаться. чнчьствовавъ. Конд. 3-го окт. св. Дион. Ареопаг. Из устава 328. XIII–XIV в. Син. Библ. μαθητευθες. В словаре Востокова сего слова нет. В конд. XI в. переведено: чивъс. В большом часослове XIV–XVb. Сев. собр. 1. начильс еси, в старопечатных начивс, 1710 г. ко ченикъ, согласно тому, как напечатано в часослове 1509 г. ς μαθητς. (φρυγανδης) – имеющий вид хвороста, похожий на него. Хврастная страстей… ссклъ еси. Конд. 12 ноября преп. Нилу. Из печатн. минеи 1710 г. τς φρυγανδεις τν παθν... συνκoψας. В словаре Востокова сего слова нет. Холюбьць (φιλχριστoς) – любящий Христа, Христолюбивый. Блгочьстьн въспоимъ холюбьци. Икос. 27 июля свю муч. Пантелеймону, из Конд. XI в. 1. Син. тип. Библ. εσεβς μνσωμεν φιλχριστoι. В словаре Востокова сего слова холюбьць нет. В старопечатн. минеях, минеи 1711 г. блгочестн воспоемъ... Цвтомъ творити (περιανθζειν) – кругом увенчивать, украшать цветами, убирать, оцвечивать. Цвт твор Икос. 9 июня св. Кирилу из служ. минеи XV в. 83. Библ. Унд. л. 50. περ νθζων τν ψιν. В словаре Востокова слова цвт творити нет. В старопечатных минеях и минеи 1711 г. так же, как в минеи XV в. 83. Цломдрьникъ (σφρων) – целомудренный. Иосифа прптаго цломдрьника. Икос в Великий Понедельник из Конд. XI в. 1. Син. тип. Библ. Iωσφ τòν oδιμων σφρoνα. В словаре Востокова слова цломдрьникъ нет. В триоди цветной Краковской 1491 г... прнопамтнаго и цломдрънаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

князем Петром своего Муромского удела (конд. 3), кратко упоминается о его княжении совместно с его супругой Февронией, о принятии ими перед смертью иночества (конд. 7), их единочасной кончине (конд. 8) и обретении их мощей, вместе, в единой гробнице почивающих (конд. 10). Наряду с этими событиями идут восхваления святого князя и святой княгини как правителей милостивых (ик. 5), даровавших стране продолжительный мир (ик. 3). Прославлением личных добродетелей, наряду с изображением государственных заслуг, характеризуется акафист св. благоверному князю Александру Невскому. Акафист упоминает о различных победах святого князя (ик. 5–6) и восхваляет его за христианские качества кротости и терпения (конд. 6). Уже 1-й кондак приносит «похвальная» князю: «верою враги видимыя и невидимыя победившему, и в вере своей, по речению апостолову, добродетель, в добродетели же разум, в разуме же воздержание, в воздержании же терпение, в терпении же благочестие, братолюбие и любовь явившему». Раскрытию этих мыслей посвящены дальнейшие икосы и кондаки, причем различные исторические события являются отчасти иллюстрацией тех или иных добродетелей святого князя. Так, рисуя смиренное терпение св. Александра, акафист в 7-м икосе говорит: «Дивно бе видети, како непобедимый воитель смиренно прекланяет главу свою пред неверными, ихже посла Господь на люди Своя ради грех их, дивно же есть воспомянути непобедимое смирение твое, блаженне Александре, имже и Господеви благоугодил еси, и люди своя спасл еси». Акафисты святым бессребреникам Спасение содевается разными путями. Одни святые созидают его, как мы видели, глубоким богомыслием в затворничестве или отшельничестве, другие – исповедничеством и страдальчеством за имя Христово, третьи – подвигом благовестничества и учительства, иные – уничижением и незлобием. Большинство христианских подвигов вызываются заповедью о любви к Богу, заповедью, которая именуется Господом Иисусом Христом первою и большею ( Мф.22:38 ). Христианин должен возлюбить Бога больше, чем самого себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

«Радуйся, Свеще неугасимая, в молитвах за нас у Престола Господня присногорящая; радуйся, огнем любви Божия и наша хладные сердца воспламеняющая» (ик. 5 акафиста иконе Божией Матери «Неопалимая Купина»); «Радуйся, яко во глубину смирения приникл еси; радуйся, яко на высоту безстрастия возшел еси» (ик. 4 акафиста Митрофану Воронежскому ); «Радуйся, возшедый на высоту совершенства духовнаго; радуйся, достигнувый глубины смирения христианскаго» (ик. 4 акафиста Петру, митрополиту [Московскому]); «Радуйся, строгость власти материнскою любовию умерявшая; радуйся, материнскую любовь строгостию власти отрезвлявшая» (ик. 9 акафиста Евфросинии Суздальской); «Радуйся, яко клас зрелый пшеничный на землю, тако тихо старческую главу твою на ложе смерти склонивый; радуйся, яко путник дальним странствием утомленный, мирно сном смерти почивый» (ик. 7 акафиста Симеону Богоприимцу); «Радуйся, яко радостно уневестилася еси Безсмертному Небесному Жениху, Христу; радуйся, земнаго обручника паче небеснаго знати не восхотевшая» (ик. 1 акафиста мученице Параскеве); «Радуйся, незлобивая голубице, от иссушений лукаваго врага свободившаяся; радуйся, словесная агнице, от злаго волка мучителя к доброму пастырю Христу Богу прибегшая» (ик. 3 того же акафиста); «Радуйся, агнице вседобляя, пастыреначальнику Христу принесшаяся, яко жертва благоуханная; радуйся, Безсмертному Жениху Христу непорочное мучение твое, яко вено пречестное, представившая. Радуйся, отроковице чистая, истинное исповедание веры православныя пред неверными явившая; радуйся, праведная обличительнице, неправду нечестиваго судии яве открывшая» (ик. 4 того же акафиста); «Радуйся, силою свыше на брань противу сил преисподних препоясанная; радуйся, победоносною славою в вышних от Христа победителя одеянная. Радуйся, оружием благоволения Божия венчанная на земли; радуйся, цветом неувядаемым украшенная на небеси» (ик. 10 того же акафиста). Второй член ритмической пары возглашений, находясь в соотношении с первым членом, несет продолжение мысли, то повторяя первую мысль в новом ее освещении, то пополняя ее, то обосновывая, то вообще уясняя. Особенно оживляется внутренний ритм внесением в параллелизмы контрастов внешнего мира для выражения контрастов в мире духовном.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

5 акафиста Варсонофию Казанскому; ик. 7 акафиста Арсению Тверскому). В борьбе с порочными и надменными они нередко встречают себе недругов и врагов. Побеждая в себе человеческие немощи: потребность покоя, уныние и гнев, – они ищут укрепления в уповании на Бога и не падают духом при порицаниях и клевете, стойко выносят обиды, оскорбления и гонения и в случае нужды для блага Церкви запечатлевают свое дело мученическим подвигом (ик. 8 акафиста Леонтию Ростовскому). Не прельщение благами мира, не желание первенства и власти, не искание богатства и роскоши, не домогательство человеческой славы и похвал побуждали их искать сана святительского, а единственно из любви ко Господу Иисусу Христу они приняли предложенное им высокое звание, чтобы отдать свои силы и здоровье, дар мысли и слова, жар сердца и энергию воли на служение благу Святой Церкви во славу Христова имени. Призванные руководить нравственной жизнью духовного стада, святители помнят, что они должны быть примером для пасомых (см. 1Тим.2:7 ) в своей жизни, в духе, милосердии, вере и чистоте (см. 1Тим.4:12 ); и они идут по пути нравственного совершенства впереди своих духовных овец. Не прилепляясь к земному и скоропреходящему, не ища удобств и радостей жизни временной, они стремятся единственно к достижению вечной жизни и вечных благ как для себя, так и для пасомых, их спасением созидая свое спасение. Твердые в вере, деятельные в благочестии, смиренные в почестях, бедные среди богатства, скромные среди похвал, воздержные и постники при возможности иметь обилие яств, удаленные от соблазнов мира среди мира, украшенные и другими добродетелями, они не знают меры в добродетели и восхождении к нравственному совершенству, пройденное и достигнутое обращая в ступень к высшему (ик. 4–5 акафиста Петру, митрополиту [Московскому]; ик. 1, 3, 5, конд. 4 акафиста Арсению Тверскому; ик. 1 акафиста Леонтию Ростовскому; ик. 9 акафиста Варсонофию Казанскому; ик. 3 акафиста Гурию Казанскому и др.). Таков общий образ святителя Церкви, какой осуществляли в своей жизни и деятельности прославляемые в акафистах святители.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Поскольку же многие из богомольцев желают иметь сей акафист, потому и написывается оного каждогодно до 100 и более экземпляров, в коих сказываются весьма значительные разности, то он, Григорий Патоков, с благословения настоятеля принял смелость, сообразуясь с полным житием преподобного и чудесами, от мощей его бывшими, написать акафист снова». Далее цензурный комитет указывает недостатки акафиста: «1) Основанием сего акафиста взяты житие преподобного и чудеса, по кончине его бывшие; но в Четьих-Минеях и прологах, издаваемых по благословению Св. Синода, не печатаются ни те, ни другие, да и едва ли были напечатаны когда особо; а посему комитет не имеет с чем поверить означенного акафиста. 2) В новосочиненном акафисте встречаются следующие несообразности и недостатки: а) сочинитель, приняв в основание неважные обстоятельства из жизни преподобного, восписывает ему похвалы несравненно того высшие (ик. 4, 8); б) взяв в основание икоса какую-либо мысль, не выдерживает оной в частных мыслях того же икоса, так что последние части не имеют ни малейшего отношения к главной (ик. 3–4); в) в некоторых кондаках и икосах повторяет одни и те же мысли с малым изменением в словах (конд. и ик. 7, ик. 10, 12). Употребляет выражения слишком напряженные и преувеличенные, как-то: «преподобных превосшедый трудами (ик. 8), душу свою за человеки положивый (ик. 10), всякий недуг телесный и душевный врачующий (ик. 12)». Посему цензурный комитет находит, что акафист должен быть возвращен без одобрения». Определение Синода 16 апреля/4 июня 1835 года 30 признало мнение цензурного комитета об акафисте основательным. В 1860 году акафист прп. Феодосию Тотемскому был прислан на рассмотрение в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет. 24 сентября 1860 года цензором архимандритом Феодором рукопись была одобрена и представлена комитетом в Синод. По синодальному определению 3/19 октября 1860 года за 36 рукопись была препровождена к преосвященному Леонтию, епископу Ревельскому. Преосвященный Леонтий 8 ноября того же года дал о рукописи одобрительный отзыв, засвидетельствовав, что она составлена в духе Православной Церкви и в исправленном виде может быть одобрена к изданию в свет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010