Слово о содействии прежде всего направляю к ближайшим моим сотрудникам, – пастырям церкви Алеутской. В сию страну вступаю я впервые, мало зная ее. Вы же трудитесь здесь давно, раньше меня; многие из вас сроднились с нею, а иные и родились в ней. Уповаю, что в предстоящем служении моем вы окажете мне великую услугу своим знанием сего края и людей его, своим опытом, явитесь для меня воистину сотрудниками, мужами совета и разума. О содействии и сотрудничестве мне прошу не только пастырей, но и всю мою паству возлюбленную. Церковь Христову св. Ап. Павел мудро сравнивает с телом, а в теле не один член, но много ( 1Кор.12:14 ), и они имеют не одно и то же делание ( Рим.12:4 ), но каждый свое: око – свое, рука – свое, и каждый член необходим и не может обойтись без другого, все они пекутся друг о друге, и нет распри в теле ( 1Кор.12:21,25,26 ); так и вы, братие, тело Христово и уди отчасти (ст. 27), и комуждо вас дадеся благодать по мере дарования Христова ( Еф.4:7 ), дадеся к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова (ст. 12). Посему вы с истинною любовию возращайте в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви (ст. 15–16). Еще св. Златоуст говорил: «не слагайте все на духовных; вы и сами многое можете, вы знаете друг друга лучше нас»... Посему и вы, братие, назидайте друг друга: вразумляйте безчинныя, утешайте малодушныя, заступайте немощныя, долготерпите ко всем; блюдите, да никтоже зла за зло кому воздаст, но всегда доброе гоните друг ко другу и ко всем ( 1Сол.5:4–15 ). Бог же всякия благодати, призвавый вас в вечную Свою славу о Христе Иисусе, Той да совершит вы, да утвердит, да укрепит, да оснует. Тому слава и держава во веки веков, аминь ( 1Петр.5:10–11 ). 11/23 декабря 1898 г. г. Сан-Франциско Речь Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, при вступлении на архиерейскую кафедру. Сан-Франциско, 1898.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Сырная седмица — преддверие Великого поста. Святая Церковь называет ее «светлым предпутием воздержания», «началом умиления и покаяния», поэтому не подобает истинным чадам Церкви Христовой предаваться в масленицу разгулу, мирским забавам и развлечениям. В сырную субботу совершается воспоминание святых мужей и жен, «в постничестве просиявшие светло, преподобно же пожившия». Примером святых подвижников Церковь укрепляет нас на подвиг духовный, «яко да и первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть», помня, что и святые подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были людьми, облеченными немощами плоти подобно нам. В эту последнюю перед Великим Постом субботу Церковь призывает православных христиан почтить «в подвизех просиявшия божественныя отцы, яже изнесе своим всякое место, и град, и страна». Как напутствие перед прохождением подвига поста Церковь предлагает нам жития всех тех, кто подвигом постным вошел в «рай сладости», наслаждаясь ныне Небесного Царствия. Этот древний праздник объединил памяти множества святых разных стран и народов, причем для некоторых из них этот день остался единственным днем их гласного церковного поминовения. На следующий день, в воскресенье, в храмах совершается так называемый «Чин прощения», когда христиане взаимно испрашивают друг у друга прощения обид, чтобы с чистой совестью и мирной душой вступить в святое время Великого поста, подражая хотя бы в эти дни Четыредесятницы подвигу великих преподобных отцов. Сырная суббота — это особенный и единственный день в году, когда совершается память всех монашествующих. И естественно, что их память совершается незадолго перед началом Великого поста, потому что «житие постническое» — это просто синоним монашеской жизни, и потому что в житии постническом все, не только монахи, но и миряне, и белое духовенство — все подражают этой монашеской добродетели. Поэтому последняя предпостная суббота — праздник, когда Церковь предлагает особенно, конечно, монахам поучиться у тех, кто прошел этим жизненным путем так, что попал в Царствие Небесное, а также и всем вообще христианам поучиться у монашества тому, в чем состоит монашество главным образом.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202721...

Но как здесь преступники из темниц приводятся на суд в оковах, так и по отшествии из сей жизни, все души приведутся на страшный суд, обремененные различными узами грехов» 93 . «По отшествии из здешней жизни, мы предстанем на страшный суд, отдадим отчет во всех делах своих и если пребывали во грехах, то подвергнемся истязанию и казни; а если решимся хотя мало внимать себе, то удостоимся венцев и благ неизреченных. Зная сие заставим молчать противомыслящих, а сами вступим на путь добродетели, да с упованием, приличным христианину, предстанем на оный суд и получим обетованные нам блага» 94 . Уготовляй на исход тела твоя и уготовися на путь ( Притч. 24:27 ). Если ты у кого похитил что-либо, возврати и скажи подобно Закхею: возвращу четверицею похищенное ( Лук. 19:8 ). Если ты поносил кого, если сделался врагом кому-либо, примирися до судилища. Все разреши здесь, чтобы тебе без скорби увидеть оное судилище. Доколе мы здесь, дотоле имеем добрые надежды; а как отойдем туда, уже невластны будем покаяться и смыть с себя грехи. Посему должно приготовляться непрестанно к исходу отсюда. Ибо что, если Господу угодно будет позвать нас вечером? что если завтра?» 95 . Блаж. Августин называет «справедливейшим и весьма спасительным верование, что души бывают судимы, как только исходят из тел, прежде нежели явятся на тот суд, где они будут судимы уже в телах воскресших» 96 . Св. Димитрий Ростовский поучает: «Нам, православным христианам, довлеет комуждо на всяк день и на вояку нощь чаяти неизвестного часа кончины жизни своея и ко исходу быти готову: то нам страшный суд комуждо свой, прежде общаго всем суда страшного 97 ». Суд есть двоякий: особенный и общий. Особенный суд всяк человек, умирая, имеет; ибо тогда увидит вся дела своя 98 . Мы чаем по вся дни и нощи и на всяк час пришествия к нам Господня, но еще не того страшного пришествия, имже приидет судити живых и мертвых и воздати комуждо по делам его; еще не того на всяк час чаем времени, в неже (по словеси Петра апостола) небеса с шумом мимо идут, стихии же сожигаемы раззорятся, земля же и яже на ней дела сгорят ( 2Петр. 3:10 ), но чаем кождо своего смертного часа, в он же суд Божий приидет пояти душу от тела, в кий час комуждо свое особое бывает о содеянных истязание; того часа на всяк час ожидаем, якоже Сам Господь, оберегая нас, в Евангелии учит: будите готови, яко, в он же час не мните, Сын человеческий приидет ( Лук. 12:40 ) 99 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

6) 69 правило св. апостол: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». А в Тактиконе Никона Черногорца, сл. 3. л. 24 об. – 25: «В великий же пост, аще есть мощно мирским не причащатися рыбе разве субботы и недели, иноком же маслу. Аще ли не произволяют, вторник и четверток точию разрешают, они убо на рыбу, сии же на масло... И сей убо первый от мене устав... Вторый же сице: аще ли не произволяют запрещаемии в сем уставе, паче же немогут, в понедельники убо и среды и пятки да держат убо чисты всячески, сиречь мирстии убо мяса и сыра и рыб не вкушающе; разве масла точию: иноцы же аще не болезнуют, ни масла: иные же четыре дни в неделя быти невозбраненом о всем во всех, яко комуждо коегождо обетования ясти. Мирстии убо на вся и на мясо: иноцы же такожде на сыр и на яйца и млеко». (То же см. Потребник Филаретовский, гл. 18, л. 157 об. – 158 и Иоасафа л. 136). 7) Деяния всел. соб. 5-го, стр. 225: «Очевидно, дается нам позволение вновь пересматривать то, что там (т. е. в Халкидоне) совершено сверх дел веры относительно лиц. Следовательно, все, что совершается сверх веры, как оказывается по учению Льва, ни что не препятствует вновь подвергать обсуждению». 8) Иероним ч. 2. п. 66, стр. 258–259: «Церковные предания, в особенности те, которые не вредят вере, должно сохранять так, как они преданы предками, и что обычаи одних не разрушаются противоположным обыкновением других... Пусть каждая провинция исполняет свои обычаи и правила предков считает установлениями апостольскими». 9) Киприан Карф. ч. 1, п. 59, стр. 284 (а по 2 изд. 331): «В этом деле (т. е. чиноприеме) и мы никого не принуждаем, никому не даем закона, потому что всякий предстоятель свободен управлять своею церковью по своей воле, имея дать отчет в своем действовании Господу». 10) Там же, п. 60, стр. 300 (а по 2 – 349): «Все это (т. е. об обычаях чиноприема еретиков) в краткости мы написали тебе, возлюбленнейший брат, по мере сил наших, не имея в мыслях наших ни предписывать ни навязывать кому-либо своего мнения; пусть всякий епископ по свободному своему произволению поступает так, как считает должным». (То же у Иеронима ч. 4, стр. 90).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Подать ума в задние ворота (то же) . За дело побить – уму-разуму учить. Это не бьют, а ума дают. Кнут не мука, а вперед наука. Кнут не мучит, а добру учит. Бьют не ради мученья, а ради ученья (или: спасенья). Битому псу только плеть покажи. Битому коту лишь лозу покажи. Что мучит, то и учит (или: то для переду учит). Испуган зверь далече бежит. Пуганая ворона и куста боится. Ежовая голица учить мастерица. Пуганый француз и от козы бежит (с 1812 г.) . Ожегшись на молоке, станешь дуть и на воду. За эту песню и по боку свистнут (или: треснут). Лежа кнута не добудешь (т. е. без вины) . Хороши и честь и гроза. На добре – спасибо, а за грех – поплатись! За службу – исполать, за вину – потазать. Что грозно, то и честно. Где грозно, там и честно. Вовремя грозой да лозой, а не в пору колом да дубиной. Временем грозой, а временем и лозой. Каков грех, такова и расправа. Всем сестрам по серьгам. Суженые яства ряженому ясти. Каков привет, таков и ответ. Каково аукнешь, таково и откликнется. Сами заварили, сами и расхлебывайте! Как заварили, так и расхлебывайте! Как Марина заварила, так и расхлебывай (М. Мнишек?) . Кто чего стоит. Комуждо по заслугам. Каждому свое. Человек сам себе убийца. Каждая река своим устьем в море впала. Всякому от себя (прибавка: а иному и от людей). Кому пиво с суслом, а кому плеть с узлом. Кто как постелется, так и выспится. Как постелешься, так и выспишься. Сама (мышь) залезла в кувшин, а кричит: “Пусти!” Без понукалки и сказочник дремлет. Не все по шерсти, ино и впротив. И по шерсти гладь, и против шерсти гладь! Не все такать, ино и покалякать. Изручью бью, изручь и кормлю. Которая рука по головке гладит, та и за вихор тянет. Где гнев, там и милость. Не слуга в лаптях: купи сапоги! Служить стану – по кафтану. Тукманку дать – ума придать. Святым кулаком да по окаянной шее. Нет того спорее, что кулаком по шее. Лозою в могилу не вгонишь, а калачом не выманишь. Нелюбимого сына лозою, а любимого – жезлом. Кого люблю, того и бью. К лавке лицом, по заду дубцом – вот тебе и под венцом.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Слово апостольское часто к мысли о благодати обращается и все в христианстве на ней утверждает. Хочет ли оно возвести нас к началу нашего спасения – оно возводит нас к благодати: явися бо благодать Божия спасительная всем человеком ( Тит. 2, 11 ). Хочет ли указать на спасение наше, как уже совершившееся, – указание опять относится к благодати: благодатию есте спасены ( Еф. 2, 5 ). Хочет ли объяснить цель, силу и действие воплощения Сына Божия и пришествия Его на землю – да, и это объясняет мыслию о благодати: благодать и истина Иисус Христом быстъ ( Ин. 1, 17 ). Хочет ли показать, как произошли в Церкви Апостолы, Пророки, Благовестники, Пастыри, Учители и их дело служения спасению прочих человеков, – показывает начало сего в благодати: единому комуждо нас дадеся благодать по мере дарования Христова ( Еф. 4, 7 ). Хочет ли укрепить христианина в подвиге – укрепляет благодатию: ты убо, чадо мое, возмогай во благодати, яже о Христе Иисусе ( 2Тим. 2, 1 ). Хочет ли остеречь от греха – остерегает благодатию: грех вами да не обладает: несте бо под законом, но под благодатию ( Рим. 6, 14 ). Хочет ли благоустроить внешнюю деятельность – благоустраивает благодатию: слово ваше да бывает всегда во благодати, солию растворено, ведети, како подобает вам единому комуждо отвещавати ( Кол. 4, 6 ). Хочет ли приветствовать и благословить – и для этого призывает в помощь благодать: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа ( 1Кор. 1, 3 ). Видите, христиане, что в христианстве – все благодатию, и ничего без благодати. Да печется же каждый из нас обрести для себя благодать. Да не придет кому лестный помысл, что если в спасении нашем все действует благодатию, то нам уже немного нужно попечения о нашем спасении. Нет, соучастники благодати, благодать могущественная и действенная нам возвещена и дарована для того, чтобы укрепить нашу немощь, ободрить нашу безнадежность, одушевить нашу благую деятельность, а не для того, чтобы обеззаботить наше нерадение и усыпить нас к бездействию. Молим, пишет св. Павел к коринфским христианам, не вотще благодать Божию прияти вам ( 2Кор. 6, 1 ). Как? Неужели благодать, спасительная всем человеком ( Тит. 2, 11 ), может быть принята вотще? Видно, может так случиться, когда от этого так заботливо предостерегает Апостол: молим не вотще благодать Божию прияти вам. Спасительна благодать Божия сама в себе, но не спасает нас без нас. Не вотще приемлется она, когда приемлется с верою, когда верно употребляется и сохраняется, когда обращаем ее в нашу жизнь и дела, но вотще – когда вера оскудевает, когда наше житие и дела благодать Божию оскорбляют и отрывают.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Пс.61:12–13 Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия, и Твоя, Господи, милость: яко Ты воздаси комуждо по делом его. Единою значит: «однажды», двоя – то же, что «двояко», или «дважды». Держава значит: «сила, крепость, владычество». После того как псалмопевец увещевал народ возложить упование на Бога и оставить суетные надежды на неправедно приобретенные богатства, он, в заключение псалма, обращает их внимание на Божие слово, которое, быв однажды (единою) изречено, остается непременяемым и непререкаемым навсегда. А из всего, что изречено Богом (глагола Бог), и что он слышал, ему, псалмопевцу более других известны и памятны два главных предмета (двоя сия слышах): управление во всем мире всемогущей силы Божией (зане держава Божия) и Его неограниченное милосердие (и Твоя, Господи, милость). Это два главных свойства неограниченного Существа Божия, и они оба будут действовать на всемирном и всеправедном суде Божием, на котором каждому воздано будет по заслугам: яко Ты воздаси комуждо по делом его, т.е. Ты воздашь, говорит псалмопевец, каждому соответственно добрым или худым делам его: сделавших добрые дела наградишь вечно блаженной жизнью, а беззаконновавших и соделавших худые дела Ты накажешь вечной казнью. По словам блж. Феодорита, «слово единою употреблено не в означении числа, но в том смысле, что будет это непременно. Единою определил Бог, и невозможно этому не совершиться. Говорит же пророк двоя, т.е. наказание беззаконных и человеколюбие, оказываемое благочестивым» с. 284]. А св. Василий Великий говорит об этом так: «Однажды было мне Божие явление, но два предмета, о которых говорил мне Бог: т.е. что Бог силен на суде, и что Он же милостив» с. 270]. «Наступит для нас время, исполненное страха и трепета, в которое откроется все, что сделано каждым в тайне и во тьме, – и горе душе, которая не имеет Помощником Господа. Пока есть у нас силы, поработаем Господу в правоте сердца, чтобы во время скорби иметь Его своим Помощником, избавляющим нас от всяких бед» (Псалтирь св. Ефрем Сирина ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Человек некий, отходя призва своя рабы и предаде им имение свое: и овому убо даде пять талант, овому же два, овому же един, комуждо противу силы его ( Мф. 25:14–15 ). Продолжение известно: получившие более полученное умножили деланием и оборотом и приобрели новое благоволение господина своего; а получивший один талант закопал его в землю, и за лукавство и леность лишился последнего и подвергся тяжкому осуждению. Человек в сей притче означает Бога Творца и Промыслителя, Который рабам Своим, то есть всем человекам дает различные дары, естественные и благодатные, внутренние и внешние, в особенности же Богочеловека Христа, Который, отходя от земли на небо, восшед на высоту, даде даяния человеком ( Еф. 4:18 ), как то: дары Святого Духа, Евангелие, таинства и вообще вся Божественныя силы яже к животу и благочестию ( 2Пет. 1:3 ). Сии различные таланты даются нам, по притче, комуждо противу силы его, а по изъяснению апостола, по мере дарования Христова, то есть вполне удовлетворительно для потребностей нашей жизни, которые предвидение Божие определяет, а щедрота Его наполняет. Смотрите же. Правда, что все зависит от дарованных талантов, без которых рабы как были, так и остались бы ни с чем. Но не одно получение талантов, а делание и приращение вводит в радость Господа. И удивительно, что те, которые более имеют, более стараются приобретать; а получивший менее совсем не старается. Не указывает ли сие на нас, которые часто говорим, что мы не апостолы, не святые, не праведные, не имеем их благодати и тем думаем извинить у себя недостаток подвигов и добродетелей? Не то же ли это, как если бы мы сказали: пусть получившие пять или два таланта трудятся, чтобы приобрести другие пять или два; мы получили один, и потому нам позволительно меньше заботиться; довольно, если возвратим полученный. Но Божественный Раздаятель не попустит, чтобы дар Его был расточен безвозмездно и чтобы под личиною немощи укрылись лукавство и леность, но, наконец, отымет пренебреженный дар и неключимому рабу оставит только тьму кромешную. Мысли свт. Феофана о том же

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

ВОПРОС: Что нового принесло христианство? ОТВЕТ: Какая же это действительная новость, которой мы должны искать, желать, которую должны действительно полюбить, к которой должны мы привязываться всем сердцем, всем существом нашим? Эта новость – есть благодать Божия, принесенная на землю воплотившимся Сыном Божиим, благодать обновления, примирения с Богом, прощения грехов, возрождения, освящения, обожения. Вот наша истинная, животворная, вечная новость – благодать Господа нашего Иисуса Христа и обновление наших душ Божиею благодатию. Мы должны возродиться, обновиться, обожиться, отбросить от себя с отвращением всякую прелестную нелепость и ветхость греховную, и жить в новости христианской жизни, свято, непорочно. Если «кто во Христе, тот новая тварь», – говорит св. Апостол ( 2Кор.5:17 ). ВОПРОС: Скоро ли будет конец мира? ОТВЕТ: Знайте, – громогласно повторяю вам: скоро паки приидет Господь Иисус Христос судити живым и мертвым. Но в другой проповеди о.Иоанн говорит уже осторожнее, предположительно: «Вот придет некогда, и,      может быть скоро, Судия праведнейший, сидящий на Престоле славы, сотворит суд праведный всем и всех нас повлечет пред судилище Его ужасная река огненная». ВОПРОС: Должны ли мы все быть святыми? ОТВЕТ: Мы все, возлюбленные братия, можем и должны быть святыми – не своею силою и заслугами пред Богом – нет, а силою благодати Божией, а благодать «комуждо, – сказано, – нас дадеся» ( Еф.4:7 ), то есть дана каждому из нас, и – заслугами Христовыми. Да, мы можем быть святыми и действительно бываем уже святыми и в этой жизни, хотя ненадолго, тогда, когда достойно причащаемся святых, пречистых и животворящих Таин Христовых; о, тогда мы, несомненно, бываем святы святостью Христовою, и душа наша паче снега убеляется Кровью Христовой. Потому причащайся каждый чаще, причащайся достойно, и ты будешь часто возвращать теряемую святость, будешь часто обновлять растлеваемое грехом естество свое и мало-помалу сделаешься святым и по собственному расположению, возбуждаемому и поддерживаемому благодатию Христовой. Да, непременно сделаешься святым, если не будешь жить в духовной дремоте и бездействии, а будешь деятельно воевать на страсти и на врага бесплотного, ежедневно усиливающегося поджигать нас страстями и пристрастиями житейскими. Святость не есть завидная доля только одних апостолов, святителей, мучеников, преподобных и всех святых, а прекрасная доля всех нас. Апостол говорит, что Бог призвал всех нас не на нечистоту, а в святость (см.: 1Кор.4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И тако должном сущим всем епископам, князям, вельможам, священникам и инокам, и всему христоименитому исполнению послушать его, яко пастыря и учителя духовного, якоже рече и сам Христос: «слушая вас, мене слушает, и отметаяся вас, мене отмещется; мене же отметаяся, отметается пославшего Мя», – вы же се смеявше створить и отметаться. 1658 Ей! сбысться се слово Владычное на вас, нечувственных. Рцете мне, окаянные, аще представить 1659 можете, достоит ли епископом таковое творить, кроме повелетельного писания митрополитова? Которые книги святых, которое евангелие, который апостол вас научи таковое нечестие творить? Се убо соборная и апостольская церковь , от востока солнца далее до запада, и от конца до конца вселенной учить божественными и священными правилами, ка овое должны суть покорение иметь епископы к соборной Христовой и апостольской церкви, и никакоже нигде обретеся кто таковое беззаконие, якоже вы сотвористе. Кто от вас, окаянные, всяко возможет явить или представить творяща сия, яже предрехом? 1660 Но 1661 никтоже не может явить или представить: сия тужда суть соборные церкви. Никтоже да прельщает вас, елици в прегрешении сем ведетеся, но исправите себя, понеже испали есте от благодати: Христос вас не пользует, аще не возвратитесь на правое свое и доброе исповедание, на неже и званы бысте и исповедасте пред жертвенником на поставлении своем, и пред многими свидетелями ангел и человек, и пред Зижителем всех: сам бо рукописание ваше исповедательное держит, имея на небеси, егоже и нося приидет воздать комуждо, якоже сдея и сохрани свое исповедание. Сия же вся лукавая сдеявше, и не довольно бысть вашей пагубе таковое зло к молчанию, но и еще не стыдящеся позорствовать окаянство свое, да и еще посылаете по всей русской земли лукавые свои рукописания 1662 сложена 1663 ; да и еще лжу и клевету возлагаете на соборную Христову церковь и на святого царя, яко мздой поставление творят святительскому сану. 1664 И рцете ми вы, преступившей 1665 древнюю пошлину и своего исповедания и обещания, ежеся есте 1666 обещали каждый вас на своем исповедании, еже не приимать иного митрополита, но токмо иже от Константина-града посылаемого, от соборной и апостольской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010