202. 1) Отсечением своей воли в жертву себя приносите Богу: будьте всегда таковы и во всем, и милость Божия выну будет с вами. – 2) Только делайте все чисто, смиренно и благообразно. – 3) Богатитесь добродетелями каждый по дару своему: ибо не всем все дается, но плодов от всего у нас причащаются все, потому что мы все – одно тело. 38] 4. Желаю вам улучить чаемые блага, и быть благоплодной и благоприятной Богу жертвою чрез послушание ваше: ибо вы, чрез отсечение воли своей, всегда заклаете себя в жертву и приносите ее на духовном жертвеннике в воню благоухания Владыке Богу. Почему божеской ревную ревностью, да будет непорочное ваше приношение и служение неотметно и не лишено благостынного благоволения Божия. – Будет же сие, если пребудете ревностны, терпеливы и постоянны в молитве, смирении, сокрушении, богомыслии, воздержании, в борьбе с сопротивными и преодолении их. – Молю убо вас, будьте таковы и терпите, теките и проходите стезями добродетелей, боритесь и побеждайте, – и получите венцы небесные. 5. Не вотще течете и не всуе трудитесь, но смотрите, не поткнитесь, и малыми какими попущениями нерадения и небольшими поскользновениями не низриньте с высоты упование ваше, и в конец не разорите духовного дома добродетелей ваших. Потому, как чистые все чисто делайте для чистого Господа; все смиренно приносите, гордым противящемуся, Господу; все невинное и непорочное посвящайте жениху Христу. «Слово ваше да бывает всегда, во благодати, солею растворено, ведети, как подобает вам единому комуждо отвещавати» ( Кол. 4, 6 ); нрав ваш да будет благостынею украшен, да даст благодать приближающимся; движение ваше, поступь и беседа да будут, как Богом управляемые, назидательны для видящих. Желаю, чтоб все вы были, не как я, ибо я нечист и неразумен, но как святые отцы наши, как Акакий, как Досифей, как Авва Кир, как Антиох, как Петроний, а потом, как Евфимий и Савва, – приложу уж, – и как Антоний великий . 6. Итак, богатитесь добродетелями, наполняйте сокровищницу свою слезами, сокрушениями, долготерпениями, трудами, скорбями, по данной вам благодати: ибо один одно, другой другое имеет естественно и богодарованно. И если ты в одном превосходя, в другом уступаешь ближнему, не печалься и не завидуй: «коемуждо бо якоже Бог разделил есть меру веры», так и есть. Впрочем никто не лишается ничего: ибо все вы едино есте многочисленное тело, и добродетели ваши взаимно переходят от одного к другому и обратно, по безмерной благости Бога, Который каждого из нас мыслит как всех, и всех, как каждого.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Колми паче Небесная Царица и Мати Царя царей державнейшаго, толико щедрая и благоутробная, толико милостивая и человеколюбивая, толико славная и высокая, толико крепкая и премудрая, толико препетая и превознесенная; аще и всем есть любезная и возжеленная, и всяк человек по должности своей ублажает ю, и славу проповедует, и высоте чюдится, и величеству ужасается, но еже восхватили ю по достоинству отнюд невозможно, зане превозшла есть всякий чин похвалы. И аще вси земнороднии общею любовию и усердием ю почитают и славословят, колико паче тии величают благость ея, иже особная некая и превеликая дарования приемлют от нея, ихже самая совесть, самое сердце, самое чувство на сие понуждает непрестанно. И аще аггели поют славу ея, яко тоя ради человеком спасение бысть, коликая должность есть самем человеком пети ю и величати и вся в славу ея творити, яко тоя ради смерть умертвися, грех попрася 2552 , диавол упразднися, ад раскопася 2553 , небо отверзеся и Бог к человеком примирися, живот вечный всем дадеся, Царство уготовася безконечное, венцы сплетошася пресветлии и неувядаемии, повиннии аду 2554 вознесошася превыше небес, превыше аггел, превыше всякаго начала и власти и всякаго имене именуемаго не точию в веце сем, но и во грядущем. Но понеже и благодарения ей достойнаго принести не можем, сего ради комуждо нас достойно есть Елисаветин вопити «Откуду мне се, да прииде Мати Господа моего ко мне». И Елисавет убо свята бе, и праведна, и пророчица, и пророча 2555 жена, и мати болшаго в рожденных и ужика 2556 толикой Царице, темже и достойна бе имети ю в дому своем три месяцы и словеса ея слышати и целование от нея но обаче зрящи к ея высоте и величеству неприкладному 2557 и славе, превосходящей всяк ум, не мняше себе достойну быти пришествия ея: «Откуду, – рече, – мне се, да прииде Мати Господа моего ко мне». Мы же толико смиреннии и ничтожнии, толико недостойнии и неключимии 2558 , толико грешнии и безответнии, елико и Елисавета много отстоящий и толико, елико земля небесе и человек аггела.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возлюбленнии, аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, лож есть: ибо не любяй брата своего, егоже виде, Бога, Егоже не виде, како может любити? И сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего. Всяк веруяй, яко Иисус есть Христос, от Бога рожден есть: и всяк любяй рождшаго, любит и рожденнаго от него. О сем вемы, яко любим чада Божия, егда Бога любим, и заповеди Его соблюдаем. Сия бо есть любы Божия, да заповеди его соблюдаем, и заповеди Его тяжки не суть. Яко всяк рожденный от Бога, побеждает мир: и сия есть победа побеждшая мир, вера наша. Кто есть побеждаяй мир, токмо веруяй, яко Иисус есть Сын Божий? Апостолом паремии. 1) Соборнаго послания Петрова чтение [зачало 58]. Братие, благословен Бог и Отец Господа нашего Иисус Христа, иже по мнозей своей милости порождей нас во упование живо, воскресением Иисус Христовым от мертвых, В наследие нетленно, и нескверно, и неувядаемо, соблюдено на небесех вас ради: Иже силою Божиею соблюдени верою, во спасение готовое явитися во время последнее. О немже радуйтеся, мало ныне, аще лепо есть, прискорбни бывше в различных напастех: Да искушение вашея веры, многочестнейше злата гибнуща, огнем же искушена, обрящется в похвалу и честь и славу, во откровении Иисус Христове. Егоже не видевше любите, и на Негоже ныне не зряще, верующе же, радуетеся радостию неизглаголанною и прославленною: Приемлюще кончину вере вашей, спасение душам. 2) Соборнаго послания Петрова чтение [зачало 58, от полу]. Возлюбленнии, препоясавше чресла помышления вашего, трезвящеся, совершенне уповайте на приносимую вам благодать, откровением Иисус Христовым: яко чада послушания, не преобразующеся первыми неведения вашего похотении: Но по звавшему вы святому, и сами святи во всем житии будите. Зане писано есть: святи будите, яко Аз свят есмь. И аще Отца называете нелицемерно судяща комуждо по делу, со страхом жития вашего время жительствуйте: Ведяще, яко не истленным сребром, или златом избавистеся от суетнаго вашего жития отцы преданнаго: Но честною кровию, яко Агнца непорочна, и пречиста Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

При отстаивании интересов музея его позиция проста. " Справедливая жесткость абсолютно необходима. Толстовское всепрощение — это не дух православия, либерально потакать разгильдяйству — не значит любить, — уверен отец Порфирий. — Отсюда неизбежные выговоры внутри музея. Иначе с приступами " русской болезни " или лени обращаться нельзя " . Еще одной актуальной проблемой, которой музей и монастырь противостоят сообща, он называет деятелей, проводящих на острове " авторские экскурсии " . " История вообще — удобнейшая почва для интерпретаций. А далее все зависит от яркости подачи материала и мощности информационного ресурса " , — отмечает отец Порфирий. Туристы у главного входа в Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь. Фото:РИА Новости/Владимир Трефилов      " Динамичная история Соловков не стала в этом отношении исключением. Но проблема не в этих горе-изобретателях, а в том, что их искаженные личными пристрастиями представления транслируются на доверчивых экскурсантов, которые, может быть, больше и не доберутся до Соловков. Немало тех, кто улавливает ложь и подлог. Такие с возмущением рассказывают о том, что и в каком тоне пришлось им услышать. А другие не готовы воспринять информацию критически и ею напитываются. Такие души откровенно жаль. Вместо того, чтобы соприкоснуться с духом наших предков, которые сотворили дивное для всего мира соловецкое чудо и которого всем нам так не хватает, чтобы вновь обиходить свою землю и нас самих, — вместо этого человек переходит из одной тьмы в другую. На этом-то информационном поле светские работники музея и церковные экскурсоводы монастыря стоят по одну сторону баррикад " , — утверждает архимандрит и директор. Миряне и монахи Взаимоотношения между населением Соловецкого поселка и монастырем не всегда были гладкими. Это признают и местные жители, и монахи. Монах Соловецкого монастыря кормит птиц на подворье. Фото: Александр Кудрявцев      Например, возникла обида среди жителей поселка из-за появления монашеского скита на излюбленном месте для шашлыков у лесного озера. Туда, в Савватьевский скит, поселился отец Иаков по образцу " древних отец скитских, еже комуждо особь келия, и пища, и молчание " . Недовольство местных он сносил с монашеским смирением и продолжал восстанавливать скит. Со временем миряне прониклись уважением к его терпению и самоотверженности.

http://pravoslavie.ru/102762.html

Св. супруги, в первую очередь И., много помогали нуждающимся. Во время голода в 1570-1572 гг. И. раздавала нищим хлеб, полученный на пропитание от свекрови. Святая втайне от близких во время «мора» занималась врачеванием, не боясь заразиться. Благотворительность Осорьиных распространялась не только на муромскую вотчину: в 1588 г. в березопольском поместье Осорьиных в Нижегородском у. упоминается ц. во имя вмч. Георгия Победоносца, при к-рой существовали «две кельи нищии, питаются от церкви Божии» (Выпись из нижегородских дозорных книг 1588 г.// Анпилогов Г. Н. Нижегородские документы XVI в. (1588-1600 гг.). М., 1977. С. 174). Вместе со св. супругами жили родители прав. Георгия. В кон. 50-х - 60-х гг. XVI в., когда Осорьин находился на службе в Астрахани, его родители скончались, приняв перед смертью иноческий постриг. И. похоронила их «честно... многу милостыню и сорокоусты по них разда, и повеле служити по них литоргию, и в дому своем покой мнихом и нищим поставляше во всю 40-цу по вся дни». Праведница «и в темницы милостыни посылаше» (Житие Юлиании Лазаревской. 1996. С. 107-108). Прав. Иулиания Лазаревская раздает милостыню нищим. Роспись придела во имя прав. жен Анны, Тавифы и Иулиании в Троицком мон-ре Мурома. 2008 г. Мастер А. Топорищев Прав. Иулиания Лазаревская раздает милостыню нищим. Роспись придела во имя прав. жен Анны, Тавифы и Иулиании в Троицком мон-ре Мурома. 2008 г. Мастер А. Топорищев У прав. супругов было 13 детей (10 сыновей и 3 дочери), из к-рых 6 умерли в младенчестве. Известны имена 5 сыновей, доживших до совершеннолетия: Григорий (род. ранее 1574), Каллистрат (Дружина; род. в 1578), Иван (род. в 1580), Георгий (род. в 1587) и Дмитрий (род. в 1588). Последним ребенком была дочь, родившаяся в 1590 г. (см. Феодосия (Осорьина) , прп.). В 1588 г. погиб старший сын Осорьиных (имя неизв.), в 1589/90 г. в бою с крымскими татарами был убит Григорий. После смерти сыновей И. попросила у мужа разрешения принять монашеский постриг. Прав. Георгий не согласился, но святые дали обет воздерживаться от супружеской жизни. И. продолжала строго соблюдать посты, проводила ночи в молитве. Утром она шла в церковь «к заутрени и к литоргии», затем «ручному делу прилежаше и дом свой богоугодно строяше». Святая «рабы своя довольно пищею и одеянием удовляше и дело комуждо по силе задавааше, вдовами и сироты печашеся и бедным во всем помагааше».

http://pravenc.ru/text/1237859.html

Потом моли мужа отпустити ю в монастырь, и не отпусти. Но совещавшеся вкупе жити, а плотного совокупления не имети. И устрои ему обычную постелю, сама же с вечера по мнозе молитве возлегаше на пещи без постели, точию дрова острыми странами к телу подстилаше, и ключи железны под ребра своя подлагаше, и на тех мало сна приимаше, дóндеже 317 рабы ея усыпаху. И по том вставаше на молитву во всю нощь и до света. И потом в церковь вхожаше к заутрени и к Литургии, и потом ручному делу прилежаше и дом свой богоугодно строяше. Рабы своя довольно пищею и одеянием удовляше и дело комуждо по силе задаваше, вдовами и сироты печашеся и бедным во всем помагаше. И пожив с мужем 10 лет по разлучении плотне, и мужу ея преставльшуся, она же погребе и 318 честно и почти пением и молитвами, и сорокоусты, и милостынею. И паче мирская отверже, и печашеся о душе, как угодити Богу, ревнуя прежним святым женам, моляся Богу, и постяся, и милостыню безмерну творя, яко многажды не остати у нея ни единой сребреницы, и займая даяше нищим милостыню, и в церковь по вся дни хождаше к пению. Егда же прихождаше зима, взимаше у детей своих сребреники, чим устроити одежду, и то раздая нищим. Сама же без теплыя одежды в зиму хождаше, в сапоги же босыма ногама обувашеся, точию под нозе свое ореховы скорлупы и чрепие 319 острые вместо стелек подкладаше и тело томяше. Во едино же время зима бе студена зело, яко земли расседатися от мраза. Она же неколико время к церкви не хождаше, но в дому моляся Богу. Во едино же время зело рано попу церкви тоя пришедшу единому в церковь , и бысть ему глас от иконы Богородичны «Шед, рцы милостивой Ульянеи, что в церковь не ходит на молитву? И домовная ея молитва богоприятна, но не яко церковная. Вы же почитайте ю, уже бо она не меньши 60 лет, и Дух Святый на ней почиет». Поп же, в велицем ужасе быв, абие прииде к ней, пад при ногу ея, прося прощения, и сказа ей видение. Она же тяжко внят 320 , еже он поведа пред многими, и рече: «Соблазнился еси 321 , егда о себе глаголеши. Кто есмь аз, грешница, да буду достойна сего нарицания». И закля его 322 не поведати никому. Сама же иде в церковь и, с теплыми слезами молебная совершив, целова икону Богородицыну. И оттоле боле подвизася к Богу, ходя к церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благоверный же князь Феодор оженися ею и град Ярославль притяжа во обдержание себе, по брате же князе Михаиле наследова господства и Смоленска града. Живяше же благочестно и богоугодно во граде Ярославле. Измлада бо Христа возлюби и пречистую его матерь; зело же по преизлиха чтяше священники, яко слуги Божия, и монашеский чин вельми любяше, и нищих миловаше; еще же от всякия неправды огребашеся, и яко изящный воин угождая во всем своему владыце. И тако ему добре и благоговейно живущу во граде Ярославле, и родися ему сын, князь Михаил, и просвещен бысть святым крещением. В та же лета, по пленении нечестиваго царя Батыя, заповедь его обдержашеся, яко князем российским ходити в орду, и тамо царствующих комуждо их приимати отеческия хоругви же и державу. Некогда же идоша князи Российстии во орду, купно же с ними тамо прииде и сей блаженный князь Феодор и дары многи удовли (удовлетворил) царя же и царицу его. Царица же яко виде благородие лица его, уязвися сердце ея, еже любити его, яко же египтяныня Иосифа, и на Россию нехотя отпустити его, мужества ради и красоты лица его. Царь же всегда повелеваше ему пред собою стояти у себе, и чашу от руку его приимаше. И три лета держаше его у себе. По сем царица мысляше дщерь свою дати ему в жену. Он же не хотяше, но поведа им, глаголя, яко имам супружницу, внуку Всеволожу. И прошашеся у царя на свое ему господство в Ярославль; царь умолен быв от него, отпусти его с честию. Благоверный же князь Феодор прииде ко граду Ярославлю и услыша, яко супружница его умре, сын же его князь Михаил во граде бяше. И хотяше святый во град внити, теща же его и боляре не прияша его и нелепая словеса глаголаша ему: «мы такого обычая не имамы, еже от инуду пришедша прияти, довлеет (достаточен) нам отечеству наследник, князь Михаил, сын твой». Святый же князь Феодор паки шед во орду и моли царя о управлении державы своея. Царя же скоро посла ко граду Ярославлю с великим прещением, дабы его прияти на свое княжение во град Ярославль. Они же посланию цареву не внимаху и блаженнаго Феодора на княжение не приимаху, – ему же тогда пребывающу у царя во орде и честь велию приемлющу от него.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Что же сказать нам этим людям? Убеждать их к вере и разъяснять им заблуждения их, – очевидно дело бесполезное. Это поистине люди, подобные книжникам и фарисеям, которых учил и убеждал сам Христос Спаситель, – а они все-таки остались глухи к его проповеди. Это люди, о которых сказал псалмопевец, что они очи имут – и не видят, уши имут и не слышат, ноздри имут и не обоняют. Они уже сами себя отлучили от церкви. Надо предоставить их собственной участи и суду их собственной совести, ибо и Господь Иисус Христос никого насильно не привлекал к себе, а только приглашал и убеждал идти за собою: аще кто хощет идти по мне... да грядеш вслед мене! Мы можем только сожалеть об этих заблудших, впрочем отнюдь не проклиная и не отсылая их в геенну, и молиться вместе с церковию, да коснется Господь своею благодатию ума их, и да сокрушит окаменение сердец их. При всем том мы не можем обойти своей обязанности сказать в нынешний день и этим отчуждившимся сынам церкви несколько слов, направляя их между прочим и к тем, которые может быть только еще стоят на этом пути добровольного отчуждения, хотя и не совсем еще порваны узы, связующие их с церковию. «Вы самодовольные пока и спокойные в своем неверии! Вы, изобретающие для себя пути жизни и убеждения вне правил и учения церковного! Что, если вся ваша философия окажется ошибкой в конце жизненного пути вашего? Не можете же вы отвергать несомненной и дознанной веками истицы, что ум человеческий, предоставленный самому себе, может жестоко ошибаться. Что, если на смертном одре просветлеют очи вашей совести, чтобы увидеть и постигнуть к какому ужасному концу привело вас отчуждение от водительства церкви, от ее святых таинств и ее учения? Согласно с вашей все отрицающей и ни во что духовное и небесное не верующей философией, вы полагаете, что конец земной жизни человека есть и конец его бытия; что за пределами смерти ничего нет, кроме ничтожества. Но что, если все это не так? Что, если по смерти есть иная жизнь, есть суд и праведное воздаяние комуждо по делом его, – есть все, чему учит св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

л. 4 в руку таковую молитву. И оттоле утвердися таковому 1 написанию 2 полагати умрьшим, преже бо сего ин не сотвори сицея 3 вещи в Руси. Пишет бо и 4 сию молитву: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии си 5 12 и воздати хотя 6 комуждо по делом его, тогда убо, Владыко, раба своего Симона и Георгия одесную тебе стати сподоби в славе своей и слышати благый твой глас: «Приидете, благословении Отца моего, наследуйте уготованное вам царство» 13 . Рци же и 7 се 8 : «Отче, да отпуститься греси родителема моима и ближним 9 моим». Феодосий же воздвиг руце свои и рече: «Да благословить 10 Господь от Сиона, узрите благаа Иерусалиму 11 вся дни живота вашего и до последних рода вашего!» 14 Приим же убо молитву и благословение от святаго и 12 , акы некий бисер многоценный 13 , дар Быв преже варяг, ныне же христиан благодатию Христовою, научен бысть 14 святым отцем нашим Феодосием; оставив латинскую 15 буесть 16 , истиньне верова в Господа нашего Иисус Христа со всем домом своим, яко де 3000 душ, с иереи своими, чюдес ради // л. 4 об. бывающих 1 святою 2 отец 3 Антониа и Феодосиа. Сий убо Симон прьвый положен бысть в тою 4 церкви. Оттоле сын его Георгий велику любовь имеяше к святому 5 тому месту 6 . Быв 7 послан от Володимера Мономаха в Суждалскую землю сий Георгий, дасть же ему на руце сына своего Георгиа. По летех же мнозех седе Георгий Володимеричь в Кыеве 15 , тысятьскому же 8 своему Георгиеви, яко отцю, предаст всю 9 область Суждалскую. Восхоте убо сий Симонови 10 оковати гроб святаго Феодосиа, еже и сотвори. Посла единого от бояр 11 своих, сущих под ним, именем Василиа, и сему вдасть Георгий 500 гривен сребра 12 и 50 гривен злата 13 . Приим же убо Василий 14 , неволею емлется 15 пути, проклинаа живот свой и день рожениа своего, и 16 глаголаше 17 в собе: «Что смыслил 18 старейшина наш толико богатьство погубити? Каа мзда сего ради будет, еже мертваго гроб оковати? Но яко туне добыто, туне же и поврьжено! Люте же мне единому, не смевшу ся преслушати! Во что дом мой оставляю и кого ради 19 шествую пут есь 20 //

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но если кто изумил вселенную озарением благодатным, то святой Павел – эта громогласная труба Евангелия Христова. Смотрите, не достиг ли он в самое недро тайны сокровенной от всех веков и родов, и являемой святым Его ( Кол. 1:26 )? Не возвысился ли, по дару благодати, над всеми просвещенными века сего, и над всей земной мудростью, до такой степени, что желал, чтобы многоразличная премудрость Божия, им познанная, поведана была на небеси, самим предстоятелям славы Божией, самим началам и властям сил бесплотных ( Еф. 3:10 )? В таком-то необъятном величии Дух благодати просветил умы Апостолов и укрепил сердца их на всякую мысль благую, на всякое дело Божие и на всякий подвиг во славу Распятого. Не отвергаю, братия, что подобной высоты и обилия небесных осияний требовала для Апостолов самая высота служения их в благодатном царстве Божием, и что такие осияния, составляя исключительное преимущество их одних, как всемирных деятелей, на поприще проповеди Евангельской, конечно, для обыкновенной среды верующих, – для нас, обуреваемых волнами забот и печалей века сего, не мыслимы. Однако же излияние от Духа, коего сподобились Апостолы в празднуемый день, есть излияние, по намерению Самого Вседержителя, не на одних Апостолов, но и на всяку плоть, на всякого призывающего имя Господне и ищущего спасения о Христе Иисусе ( Иоил. 2:28,32 ; сн. Деян. 2:17,21,38 ). Ибо, как заслуги Искупителя объемлют собой все человечество: так и просвещение от Духа есть достояние, общее для всех верующих в искупление. Различие здесь в том только, что одним из них, напр. Апостолам, как первенцам церкви и насадителям ее во всем мире, Дух всепросвещающий дан был не в меру ( Иоан. 3:34 ), другим же всем ниспосылается не только по мере веры, но и соответственно цели призвания каждого к царству Христову. Нужно ли повторять, братия, что и нам явление Духа дается комуждо неодинаково, но всем на пользу, – дается на тот конец, чтобы всем нам, при помощи благодатной, не только познать разумно Единого истинного Бога, в Троице славимого и поклоняться Ему духом и истиной, но и саму веру в тайну Триипостасного единства, утвердить в себе непоколебимо, как основной камень нашего спасения; – на тот конец, чтобы, при осиянии умов светом богоразумия, и сами сердца наши были чисты и исполнены св. ревности и любви ( Рим. 5:5 ), не говорю, к Богу, но и к богопреданным уставам церкви, и ко всему, что истинно, свято и благочестно; – на тот конец, чтобы, вчинив нас, как живые и освященные члены в тело церкви Христовой, предохранить наше верование от расколов и сечений, от суемудрых и душевредных пониманий Слова Божия, а особенно, от тех самовольных служений Богу, которые нередко внушает нам самопрельщенный разум.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010