сост. Ю.П. Зуев III. Вероисповедная политика Российского государства в период сословно-представительной монархии (2-я половина XVI–XVII в.) Царствование Ивана IV (1533–1584) Домострой «Домострой» – русский литературный памятник XVI в. Представляет собой тщательно разработанный свод правил общественного, религиозного и в особенности семейно-бытового поведения. Предполагают, что «Домострой» возник в XV в. в среде богатого новгородского боярства и купечества. Автор его пользовался литературными источниками в виде сборников «слов» и поучений («Измарагд», «Златоуст», «Златая цепь» и др.). «Домострой» служил правящему классу нравственным кодексом. В середине XVI в. переработан приближенным молодого царя Ивана IV Васильевича протопопом Сильвестром , который заключил изложение «Домостроя» посланием к своему сыну Анфиму. Содержит ценные сведения о социальном укладе в Русском государстве, дает подробное описание повседневной жизни родовитого боярства и купечества со множеством бытовых подробностей. Написан в большей своей части живым языком, местами украшен пословицами и поговорками. Текст «Домостроя» (Сильвестровская редакция, отрывок) 7. Како царя и князя чтити и повиноватися во всем и всякому властелю покарятися и правдою служити им во всем, к большим и к меншим, и скорбным и маломощным ко всякому человеку какову быти, и себе о сем внимати Царя бойся и служи ему верою и всегда о нем Бога моли и ложно отнюдь не глаголи пред ним; но, с покорением, истину отвещай ему яко самому Богу, и во всем повинуися ему. Аще земному царю правдою служиши, и боишися его: тако научишися и Небесного Царя боятися: сей временен, а Небесный вечен и судия нелицемерен: воздаст комуждо по делом его. Такоже и князем покаряйтеся, и должную ему честь воздавай яко от него посланном, во отмщение злодеем, в похвалу же добродеем. Князю своему прияйте всем сердцем, и властелем своим: ни мыслите на ня зла. Глаголет бо Павел Апостол: вся владычества от Бога учинена суть: да, аще кто противится властелем, то Божию повелению противится. А царю и князю и всякому вельможе не пещися служити лжею и клеветою и лукавеством, погубит Господь вся глаголющая лжу, а шепотники и клеветники от народа прокляти суть. Стареишим себе честь воздавай, и поклонение твори; средних яко братию почитай; маломожных и скорбных любовию привечай; юнейших яко чада люби; всякому созданию Божию не лих буди; славы земной ни в чем не желай; вечных благ проси у Бога; всякую скорбь и тесноту с благодарением терпи; обидим не мсти, хулим моли; зла за зло не воздавай; согрешающая не осуждай; воспомяни своя грехи; о тех крепко пекися; злых мужей совету отвращайся, буди ревнитель правожительствующим, и тех делания написуйи в сердцы своем, и сам такоже твори.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12     Предисловие Если бы всякому удобно было объяснять провещания божественных Пророков, и, простираясь далее буквального смысла, погружаться в глубину и уловлять сокровенный там бисер разумения; то, может быть, и справедливо было бы признать излишним писать толкование на пророчества, потому что всякому не трудно при самом чтении постигать пророческую мысль. Но поскольку, хотя у всех нас одна природа, однако же не всем дано равное ведение; ибо сказано: «комуждо дается явление Духа на пользу: овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о томже Дусе: другому же вера, темже Духом» ( 1Кор. 12, 7–9 ) , а равно и все прочее сообщается раздольно; то думаю, что не худо поступлю, если незнающим божественных пророческих писаний письменно сообщу их учение, из детства будучи вскормлен ими, и собрав хотя малое некое сведение у многих благочестивых писателей. Ибо и закон Божий повелевает, чему научились у отцов, обучать тому потомков. Сказано: научи этому «сыны твоя и сыны сынов твоих» ( Втор. 4, 9 ). Поэтому и великий учитель Давид говорит: «внемлите людие мои закону моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст моих: отверзу в притчах уста моя, провещаю ганания исперви» ( Пс.77:1, 2 ). Потом показывая, откуда дознал это, продолжает: «елика слышахом и познахом я, и отцы наша поведаша нам: не утаишася от чад их в, род инь» ( Пс.77:3, 4 ). И объясняя причину сего знания, говорит еще: «закон положи во Израили: елика заповеда отцем нашим, сказати я сыновом своим: яко да познает род ин, сынове родящиися, и возстанут и поведят я сыновом своим» ( Пс.77:5, 6 ). И показывая пользу сего обучения, присовокупляет: «да положат на Бога упование свое, и не забудут дел Божиих, и заповеда Его взыщут» ( Пс.77:7 ). Поэтому, прияв учение сие от отцов, обязаны мы воздать справедливый долг младшим себя и тем, которые будут после нас; и притом справедливость требует воздать долг сей благопризнательно. И не закон только Божий побуждает нас к этому; многие, люди значительные, ко мне близкие, усердными и настоятельными просьбами понуждали меня отважиться на сей подвиг.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 4 Кол.4:1 .  Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах. «Господие, правду и уравнение рабом подавайте, ведяще, яко и вы имате Господа на небесех». «Уравнением» назвал Апостол не равночестность, но надлежащее попечение, каким и слугам надлежит пользоваться от господ. Кол.4:2 .  Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением. «В молитве терпите, бодрствующе в ней со благодарением». Ибо должно прежде возблагодарить за дарованное и тогда уже произносить прошение. Кол.4:3 .  Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах Кол.4:4 .  Дабы я открыл ее, как должно мне возвещать. «Молящеся и о нас вкупе, да Бог отверзет нам двери слова, проглаголати тайну Христову». Апостол показал обычное смиренномудрие; но учит и нас не полагаться на себя самих, а искать взаимной друг у друга помощи. «Еяже ради и связан есмь», «да явлю ю, якоже подобает ми глаголати». Указал на причину своих уз, ибо говорит: они делают проповедь более явною. Так и в Послании к Филиппийцам говорил: «яко узы мои явленны о Христе быша во всем судищи и в прочих всех» ( Флп. 1, 13 ). Кол.4:5 .  Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. «В премудрости ходите ко внешним», то есть к не уверовавшим еще. Не давайте им, говорит Апостол, никакого повода ко вреду, употребляйте все меры к их спасению. «Время искупующе». Настоящий век не ваш; посему пользуйтесь им, как должно, и делайте его своею собственностию, искупая добрыми делами. Кол.4:6 .  Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому. «Слово ваше да бывает всегда во благодати, солию растворено». Украшайтесь духовным благоразумием. Так и Господь повелел апостолам иметь в себе соль ( Мк. 9, 50 ) и их самих назвал солию ( Мф. 5, 13 ). Апостол же научает, как и достигать сего. «Ведети, како подобает вам единому комуждо отвещавати». Ибо предлагать учение надлежит иначе неверному, а иначе верному, иначе совершенному, а иначе несовершенному, иным образом немощному, а иным здравому.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru 1 егда филопатор уведа от возвестивших бывшее держимых от себе мест отнятие антиохом, заповеда всем воем своим пешцем и конником (собратися): взяв же и сестру свою арсиною, изыде вскоре даже до рафийских мест, идеже ополчишася вои иже при антиохе. 2 Тогда некто Феодот решился исполнить свой замысел, взял с собою лучших из вверенных ему Птоломеем вооруженных людей, и ночью проник в палатку Птоломея, чтобы наедине убить его и тем предотвратить войну. 2 феодот же некто исполнити навет умыслив, поят предврученныя ему крепчайшия оружники птоломеевы, прииде нощию на птоломеев намет, яко да сам убиет его и сим разрушит брань. 3 Но его обманул Досифей, сын Дримила, родом Иудей, впоследствии изменивший закону и отступивший от отеческой веры: он поместил в палатке одного незначительного человека, которому и пришлось принять назначенную Птоломею смерть. 3 Сего же проведе досифей сын дримилов нарицаемый, родом иудеанин, последи же изменив законы и от отеческих догматов отчуждився, незнаменита некоего заключи в намете том, емуже случися подъяти онаго мучение. 4 Когда же произошло упорное сражение, и дело Антиоха превозмогало, то Арсиноя, распустив волосы, с плачем и слезами ходила по войскам, усильно убеждая, чтобы храбрее сражались за себя, за детей и жен, и обещая, если победят, дать каждому по две мины золота. 4 Составленней же бывшей тяжцей брани и воем антиоховым паче мужающимся, арсиноа безпрестани проходящи вои, со умилением и слезами плетеницы влас разрешивши, моляше, да помогут самим себе и чадом и женам мужественно, обещавающи дати победившим комуждо два мнаса злата. 5 И так случилось, что противники поражены были в рукопашном бое, и многие взяты в плен. 5 И тако супостатом случися рукосечением побежденым быти и многим плененным ятым быти. 6 Достигнув своей цели, Филопатор рассудил пройти по ближним городам, чтобы ободрить их.

http://drevo-info.ru/articles/13708.html

I. Учение о частном суде в слове Божием, у святых отцов и церковно-историческое Несомненна жизнь души человека после смерти телесной: в эту жизнь веруют и самые язычники. Какова же она? Тайны в настоящем случае дано понимать только христианину. Первее всего мы встречаемся здесь с мыслью о суде Божием. То бывает суд особый для каждого человека. Учение об этом суде было известно еще в Ветхом Завете. У сына Сирахова читаем: удобно есть пред Богом, в день смерти, воздати человеку по делом его... В скончание человека открытие дел его 1 . Если в самый же день смерти бывает человеку воздаяние: значит тогда же, а не в отдаленном каком времени, и совершается над ним суд. С другой стороны, открытие дел его вслед за смертью не может для себя иметь иной цели, как только рассудить эти дела и по ним-то определить ему или награду, или наказание. Решительную проповедь о суде тотчас после смерти находим у апостола Павла: лежит человеком единою умрети, потом же суд 2 . В этих словах не допускается никакого промежутка между смертью и судом. Следовательно, надобно понимать здесь суд тотчас после смерти, а не тот, который будет во второе пришествие Христово. В святоотеческом учении суд этот признается со всею ясностью. Григорий Богослов говорить о праведниках, что их души «тотчас же начинают ощущать то блаженство, которое ожидает их после всеобщего суда. Также без сомнения и грешные души (прибавляет он) предъиспытывают ожидающие их муки». Но могло ли бы быть такое разделение душ на добрые и злые и такое им воздаяние, если б предварительно не совершался над ними суд Божий? Блаженный Августин признает справедливым и спасительным такое верование, что «души бывают судимы, как только исходят из тел, прежде нежели явятся на тот суд, где они будут судимы уже в телах воскресших 3 ». Св. Лествичник рассуждает: «суд о трудах наших узнаем во время исшествия своего 4 » Св. Димитрий Ростовский учит: «нам страшный суд комуждо свой прежде общего всем суда страшного 5 . Суд есть двоякий: особенный и общий. Особенный суд всяк человек умирая имеет, потому что тогда увидит все дела свои 6 ». За тем тот же учитель Церкви убеждает христиан во всякое время ожидать пришествия Христова и, понимая под этим пришествием час смерти для каждого, говорить: «в он же (т. е. вслед за часом смертным) суд Божий приидет пояти душу от тела, и комуждо свое особое бывает о содеянных истязание 7 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

Часть III. О делах раскольнических 1. О сугубстве раскольнических дел Розыск о раскольнических делах. Не хощу аз глаголати зде о делах человеческих тайных и безвестных, ниже о гресех, бывающих или от немощи, или от неведения, и яже на церковь Христову не восставляют брани. Да не возглаголют уста моя дел человеческих 632 таковых; кто мя постави судию над ними? и аз грешен есмь, и немощам человеческим подлежащь; аще бо святый Илиа (по Иаковлю словеси) человек 6е подобострастен нам 633 ; кольми паче мы грешные. Довлеет комуждо своя грехи зрети; есть общий всех судия Владыка наш, хотяй судити живых и мертвых. Но о тех делех речь ми есть, яже, деются яве, в противность святой Христовой церкви. И не от немощи деются, но от злобы диавольской, и не от неведения, но нарочно от упрямства; о таковых делах предлежит нам слово. Суть же в них, якоже слышим, и добрая (по человеческому мнению) дела: пощения многая, молитвы продолженные, поклонов число многое, трезвость и воздержание от хмельного пития, и от ядения мяс и рыб, и самое то их пустынное (акибы по подражание Святых отец) пребывание, и иные подвиги и труды, имиже Богу угождати мнятся, яже мы не охуждаем, рассмотрит же та всевидец Бог. Но понеже доносится слуху нашему о их хвастании, имже над церковь Христову превозносятся, хвалящеся о своих подвизех и трудах молитвенных и постнических: нас же укоряют о ядении и питии, и о всем житии нашем в грешныя ны, себе же в святые вменяюще. Нужда убо ми надлежит и о добрых делах рассмотрение сотворити, якоже и о злых: злыми бо они своими делы яве противятся святой церкви Христовой мнящимися же добрыми их делы, отай, якоже свиния рыющая носом, подкапывают церковь , многия от простолюдинов лицемерием своим прельщающе. О делех убо обще рекущи, о злых и о добрых, сотворим розыск. Сугубая в человецех дела обычно делаются: ово добрая, ово злая. Злая дела всегда суть злая, ниже могут когда быти добрая, якоже не может быти сажа снетом, блато златом, желчь медом. Добрые же дела. и) Овогда совершенно зрятся быти добра, но о Богоугождении неизвестна.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Глава 17 Так Пророк, предвозвестив обращение язычников, снова обличает в нечестии Иудеев. Иер.17:1 . Грех Иудин написан есть писалом, на ногти адамантове, на скрижали сердца их, и на розех олтарей их. Всего крепче совесть; письмена на ней начертанные прочны. Если и все люди засвидетельствуют о чем в совести своей, как о добром; то собственная совесть не терпит лукавства лжесловесников, но терзается, уязвляется, и произносит неподкупный приговор. Сие и здесь говорит Пророк, а именно обвиняют тебя дела, и обвинение подтверждает совесть твоя. Напоминает же им о рощах, об алтарях, о прелести, в какой пребывали они, и угрожает, что все богатство их вместе с идолами предано будет врагам. Предсказывает и запустите города. После сего называет народ жалким и злосчастнейшим, подвергает проклятию того, кто отступает от Бога и возлагает упование на человеческое могущество, уподобляет его бесплодным и ничего не стоящим деревьям, которые растут в пустынях, и о которых не прилагается никакого попечения. Ибо говорит: Иер.17:6 . И будет яко дивия мирика в пустыни, и не узрит, егда приидут благая, и обитати будет в сухоте, и в пустыни, в земле сланей; и необитаемей. Сказанное: в «сухоте», сирский толковник перевел: в норах. А всем сказанным изобразил Бог бесполезность такой выгоды. Но уповающего на Бога уподобляет и приравнивает растению, непрестанно орошаемому, которое не терпит вреда от сильного зноя, и всегда приносит зрелый плод. Сказал же сие не напрасно, а советуя не полагаться на помощь Египтян, но исправлением жизни привлекать себе Божие содействие. Иер.17:9 . Глубоко сердце паче всех, и человек есть, и кто познает его? Иер.17:10 . Аз Господь испытуяй сердца, искушаяй утробы, еже воздати комуждо по пути его, и по плодом изобретений его. Для людей, говорит Бог, недоведомы замыслы ближнего; потому что движения сердца сокрыты; а для Меня Творца и они явны; потому что сужу не дела только, но и помыслы, о тех и других произношу одинаковый и правдивый приговор. После сего снова обращает речь к царю вавилонскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Вопрос. Хорошо ли принимать на себя попечение о ком-нибудь? Ответ. Прекрасное дело, чтобы всякий был внимателен к себе, и делал все по Богу, для всех представляя в себе образец добрых дел. Если же принимаешь на себя попечение о ком-нибудь; то строго испытай свою совесть, по Богу ли делаешь сие, или нет; ибо много козней вражиих. Поэтому смотри и на то, не делаешь ли сего по зависти, или по соперничеству, или по человекоугодию. Но, может быть, скажешь: " желаю знать разность между тем и другим " . Слушай, при содействии благодати. Делающий по ревности и зависти бывает таков: когда видит, что другой благоденствует, а сам он находится в тесных обстоятельствах и в скорбях, тогда под видом благочестия начинает клеветать на благоденствующего, будто бы он худо пользуется своим обеспеченным положением. А делающий по любви к удовольствиям таков: хотелось бы иному (выражусь скромнее) сблизиться с кем-нибудь, но труд его не достигает желаемого; между тем видит, что тот человек незастенчив с другими; и это огорчает его, и начинает он о сем, как бы под видом благочестия, отзываться худо, будто человек сей не хранит своего целомудрия; как это можно видеть в поведении какого-нибудь безрассудного юноши, который так поступает с своею возлюбленною. А делающий из человекоугодия таков: в тайне поступает худо; в присутствии же других, которые не знают дел его, притворяется имеющим ревность о добродетели. Но кто трудится по Богу, тот, трудясь о своем спасении, не будет другому полагать претыкания или соблазна, но все мысли и действия устремит к тому, чтобы угодить Господу Богу, сказавшему: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и искренняго твоего яко сам себе (Мф.22:37.39). Итак, памятуя сказавшего: испытаяй сердца и утробы Боже (Пс.7:10), и: Иже воздаст комуждо по делом его (Апок.2:23), будем все делать по Богу, потому что Бог поругаем не бывает (Гал.6:7). Если приметишь, что какой-нибудь помысл влечет тебя на свидание с отроком или женщиною красивого лица; то знай, что приближаешься к вражиим сетям. Если, и по вразумлены, не оставляешь своего намерения; то знай, что ты уже опутан сетями, и нелегко тебе преодолеть сластолюбие. Если ты не был в силах, или, лучше сказать, не захотел избежать сего вредного свидания; то почему же врагу, на самом деле, не сделать тебя своею жертвою? Если скажешь: " и свидания имею, и вреда не терплю " ; то и это признак души страстной. Ибо как возможно ходить по угольям, и не обжечь ног?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/8...

Владыко Господи Боже наш, высокий и славный Человеколюбче, воздая противу трудом славу же и честь и причастники творя Своего Царства, помяни яко Благ нас нищих Твоих; яко имя Тебе Человеколюбец. Аще и добрых дел не имамы, но многия ради Своея милости спаси ны; мы бо людие Твои, и овцы паствины Твоея, и стадо, еже новоначат паствити, исторг от пагубы идолослужения. Пастырю добрый, положивый душу Свою за овцы, не остави нас, аще и еще блудим; не отверзи нас, аще и еще согрешихом Ти, аки новокуплени раби, во всем не угодяще господину своему. Не возгнушайся, аще мало стадо, но рци к нам: «Не бойся, малое Мое стадо; яко благоизволи Отец ваш небесный дати вам Царство» ( Лк.12:32 ). Богатый милостию и Благий щедротами, обещавыйся приимати кающихся, ожидая обращения грешных, не помяни многих грех наших, приими нас, обращающихся к Тебе, заглади рукописание соблазн наших, укроти гнев, имже прогневахом Тя, Человеколюбче; Ты бо ны еси Господь и власть или жити нам, или умрети. Утоли ж гнев, Милостиве, егож достойны есмы по делом нашим, мимоведи искушение наше; яко персть есмы и прах, и не внийди в суд с рабом Твоим. Мы людие Твои – Тебе ищем. Тебе мили ся деем, Тебе припадаем: согрешихом, злая сотворихом, ни соблюдохом, ни сотворихом, якоже заповеда нам; земнии суще, к земли приклонихомся, и лукавая содеяхом пред лицем славы Твоея, на похоти телесные предахомся, поработахомся грехови и печалем житейским, быхом бегуни своего Владыки, убози от добрых дел, окаянни злаго ради жития. Плачемся, просим, и молим, и каемся своих злых дел – просим, да страх Твой послеши в сердца наша, молим, да на Страшнем суде помилуеши ны; ныне же спаси, ущедри, призри, посети, умилосердися, помилуй; Твое бо есмы создание, Твоею руку дела. Аще бо безакониа наша надзриши, Господи, Господи, кто постоит? Аще бо воздаси комуждо по делом его, то кто спасется? Яко от Тебе очищение есть, от Тебе милость, избавление, и душа наша в руку Твоею, и дыхание наше в воли Твоей. Донеле ж бо благое призирание Твое на нас бяше, благоденствовахом; а егда с яростию призре на ны, ищезохом, аки утреняя роса, не постояхом, акы прах пред лицем ветру, и уж мали оставшеся милости просим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Kievsk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru 1 Господие, правду и уравнение рабом подавайте, ведяще, яко и вы имате Господа на небесех. 2 Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением. 2 В молитве терпите, бодрствующе в ней со благодарением: 3 Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, 3 молящеся и о нас вкупе, да Бог отверзет нам двери слова, проглаголати тайну Христову, еяже ради и связан есмь: 4 дабы я открыл ее, как должно мне возвещать. 4 да явлю ю, якоже подобает ми глаголати. 5 Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. 5 В премудрости ходите ко внешним, время искупующе. 6 Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому. 6 Слово ваше (да бывает) всегда во благодати, солию растворено, ведети, како подобает вам единому комуждо отвещавати. 7 О мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе, 7 Иже о мне, вся скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верен служитель и соработник о Господе, 8 которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши, 8 егоже послах к вам на се истое, да разумеет яже о вас и утешит сердца ваша, 9 с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем. 9 со Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, иже есть от вас: вся вам скажут, яже зде. 10 Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы (о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его), 10 Целует вы Аристарх спленник мой, и Марко анепсий Варнавин, о немже приясте заповеди: аще приидет к вам, приимите его: 11 также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они - единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою. 11 и Иисус нареченный Иуст, сущий от обрезания: сии едини споспешницы во Царство Божие, иже быша ми утешение.

http://drevo-info.ru/articles/7675.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010