3) Ясно проповедывали св. Отцы и учители Церкви. Например: Св. Григории Богослов , упомянув в одном месте о кончине царя Констанция, замечает, что он переселился из здешней жизни, «принесши, как сказывают, бесполезное раскаяние при последнем издыхании, когда всякий бывает искренним судиею самого себя, по причине ожидающего там судилища» 1640 . Св. Иоанн Златоуст внушал своим слушателям: «Никто из живущих на земле, не получив разрешения в грехах, по переходе в будущую жизнь, не может избежать истязания за оные. Но как здесь преступники из темниц приводятся на суд в оковах: так, и по отшествии из сей жизни, все души приведутся на страшный суд, обремененные различными узами грехов» 1641 . «По отшествии из здешней жизни, мы предстанем на страшный суд, отдадим отчет во всех делах своих; и – если пребывали во грехах, то подвергнемся истязанию и казни; а если решимся хотя мало внимать себе, то удостоимся венцов и благ неизреченных: зная сие, заставим молчать противомыслящих, а сами вступим на путь добродетели, да с упованием, приличным Христианину, предстанем на оный суд, и получим обетованные нам блага» 1642 . И еще: «Уготовляй на исход дела твоя, и уготовися на путь ( Притч. 24, 27 ). Если ты у кого похитил что-либо, возврати, и скажи подобно Закхею: возвращу четверицею похищенное ( Лук. 19, 8 ). Если ты поносил кого, если сделался врагом кому-либо, примирися до судилища. Все разреши здесь, чтобы тебе без скорби увидеть оное судилище. Доколе мы здесь, дотоле имеем добрые надежды: а как отойдем туда, – уже не властны будем покаяться и смыть с себя грехи. Посему должно приготовляться непрестанно к исходу отсюда. Ибо что, если Господу угодно будет позвать нас вечером? что если завтра?» 1643 . Блаж. Августин называет «справедливейшим и весьма спасительным верование, что души бывают судимы, как только исходят из тел, прежде нежели явятся на тот суд, где они будут судимы уже в телах воскресших» 1644 . Св. Димитрий ростовский : «Нам, православным Христианам, довлеет комуждо на всяк день и на всяку нощь чаяти неизвестного часа кончины жизни своея, и ко исходу быти готову: то нам страшный суд комуждо свой, прежде общего всем суда страшного» 1645 . «Суд есть двоякий: особенный и общий. Особенный суд всяк человек, умирая, имеет; ибо тогда увидит все дела своя» 1646 . «Мы чаем по вся дня и нощи и на всяк час пришествия к нам Господня, но еще не того страшного пришествия, имже приидет судити живых и мертвых и воздати комуждо по делам его; еще не того на всяк час чаем времени, в неже (по словеси Петра апостола) небеса с шумом мимоидут, стихии же сожигаемы раззорятся, земля же и, яже на ней, дела сгорят ( 2Петр. 3, 10 ), но чаем кождо своего смертнаго часа, в оньже суд Божий приидет пояти душу от тела, в кий час комуждо свое особое бывает о содеянных истязание; того часа на всяк час ожидаем, якоже сам Господь, оберегая нас, в Евангелии учит: будите готови, яко, в оньже час не мните, Сын человеческий приидет ( Лук. 12, 40 )» 1647 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Слово Апостольское часто к мысли о благодати обращается, и все в Христианстве на ней утверждает. Хочет ли оно возвести нас к началу нашего спасения? Оно возводит нас к благодати: «явися благодать Божия спасительная всем человеком» ( Тит.2:11 ). Хочет ли указать на спасение наше, как уже совершившееся? Указание опять относится к благодати: «благодатию есте спасени» ( Eф. II. 5 ). Хочет ли изъяснить цель, силу и действие воплощения Сына Божия и пришествия Его на землю? И сие изъясняет мыслию о благодати: «благодать и истина Иисус Христом бысть» ( Ин. 1:17 ). Хочет ли показать, как произошли в церкви Апостолы, Пророки, благовестники, Пастыри, Учители, и их дело служения спасению прочих человеков? Показует начало сего в благодати: «Единому комуждо нас дадеся благодать, по мере дарования Христова» ( Еф.4:7 ). Хочет ли укрепить Христианина в подвиге? Укрепляет благодатию: «Ты убо, чадо мое, возмогай во благодати, яже о Христе Иисусе» ( 2Tuм. II. 1 ). Хочет ли остеречь от греха? – Остерегает благодатию: «грех вами да не обладает: несте бо под законом, но под благодатию» ( Puм. VI. 14 ). Хочет ли благоустроить нашу внешнюю деятельность? – Благоустрояет благодатию: «Слово ваше да бывает всегда во благодати, солию растворено, ведети, како подобает вам единому комуждо отвещавати» ( Koл. IV. 6 ). Хочет ли приветствовать и благословить? И для сего призывает в помощь благодать: «благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» ( Рим.1:7 ). Видите, Христиане, что в Христианстве все благодатию, и ничего без благодати. Да печется же каждый из нас обрести для себя благодать. Да не придет кому лестный помысл, что если в спасении нашем все действуется благодатию, то нам уже не много нужно попечения о нашем спасении. Нет, соучастники благодати; благодать могущественная и действенная нам возвещена и дарована для того, чтобы укрепить нашу немощь, ободрить нашу безнадежность, одушевлять нашу благую деятельность, а не для того, чтобы обеззабочивать наше нерадение, и усыплять нас в бездействии. «Молим, – пишет святый Павел к Коринфским Христианам, – не вотще благодать Божию прияти вам» ( 2Kop. VI. 1 ). Как? Неужели благодать, «спасительная всем человеком», может быть принята «вотще»? Видно, может сие случиться, когда от сего так заботливо предостерегает Апостол: «молим, не вотще благодать Божию прияти вам». Спасительна благодать Божия сама в себе: но не спасает нас без нас. «Не вотще» приемлется она, когда приемлется с верою, когда верно употребляется и сохраняется, когда обращаем ее в нашу жизнь и дела: но вотще, – когда вера оскудевает, когда наше житие и дела благодать Божию оскорбляют и отревают. Благодать есть талант небеснаго Домовладыки, который вернаго и усерднаго раба обогащает, а невернаго и лениваго осуждает, и отъемлется у него. Итак «молим, не вотще благодать Божию прияти вам», – «смотряще да не кто лишится благодати Божия» ( Ebp. XII. 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Для подобных же мне, для которых самая благодать не безопасна, потому что в ней находят повод к небрежной безпечности, привожу на память другую притчу. «Человек некий отходя призва своя рабы, и предаде им имение свое: и овому убо даде пять талант, овому же два, овому же един, комуждо противу силы его» ( Mamф. XXV. 14–15 ). Продолжение известно: получившие более, полученное умножили деланием и оборотом, и приобрели новое благоволение господина своего; а получивший один талант, закопал его в землю, и за лукавство и леность лишился последняго и подвергся тяжкому осуждению. «Человек» в сей притче означает Бога Творца и Промыслителя, Который «рабам своим», то есть, всем человекам дает различные дары, естественные и благодатные, внутренние и внешние; в особенности же Богочеловека Христа, Который, «отходя» от земли на небо, «восшед на высоту, даде даяния человеком» ( Eф. IV. 8 ), как то, дары Святаго Духа, Евангелие, Таинства, и вообще «вся Божественныя силы, яже к животу и благочестию» ( 2Nemp. I. 3 ). Сии различные таланты даются нам, по притче, «комуждо противу силы его», а по изъяснению Апостола, «по мере дарования Христова» ( Еф.4:7 ), то есть, вполне удовлетворительно для потребностей нашей жизни, которыя предведение Божие определяет, и щедрота Божия наполняет. Смотрите же. Правда, что все зависит от дарованных талантов, без которых рабы, как были, так и остались бы ни с чем. Но не одно получение талантов, а делание и приращение вводит в радость Господа. И удивительно, что те, которые более имеют, более стараются приобретать; а получивший менее совсем не старается. Не указывает ли сие на нас, которые часто говорим, что мы не Апостолы, не Святые, не Праведные, не имеем их благодати, и тем думаем извинить у себя недостаток подвигов и добродетелей? Не то же ли это, как если бы мы сказали: пусть получившие пять, или два таланта, трудятся, чтоб приобресть другие пять или два; мы получили один, и потому нам позволительно меньше заботиться; довольно, если возвратим полученный; можно и в землю зарыть его. – Видите, как принятый уже талант или дар Божий благодатный, или же и естественный, может оказаться вотще принятым, и не только вотще, но и к осуждению принявшаго: ибо Раздаятель прозорлив, и, после крайняго милосердия, совершенно правосуден; не попустит, чтобы дар Его был расточен безвозмездно, и чтобы под личиною немощи укрылись лукавство и леность, но наконец отымет пренебреженный дар, и неключимому рабу оставит только «тьму кромешную» ( Мф.25:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Деян 3:11–16 Деяния святых Апостол, зачало 9. Во дни оны, рече Петр к людем: покайтеся убо и обратитеся, да очиститеся от грех ваших, яко да приидут времена прохладна от лица Господня, и послет пронареченнаго вам Христа Иисуса, Егоже подобает небеси убо прияти даже до лет устроения всех, яже глагола Бог усты всех святых Своих пророк от века. Моисей убо ко отцем рече: яко Пророка вам воздвигнет Господь Бог ваш от братии вашея, яко мене, Того послушайте по всему, елика аще речет к вам. Будет же, всяка душа, яже аще не послушает Пророка онаго, потребится от людий. И вси же пророцы от Самуила и иже по сих, елицы глаголаша, такожде предвозвестиша дни сия. Вы есте сынове пророк и завета, егоже завеща Бог ко отцем вашым, глаголя ко Аврааму: и о семени твоем возблагословятся вся отечествия земная. Вам первее Бог, воздвигий Отрока Своего Иисуса, посла Его благословяща вас, во еже отвратитися вам комуждо от злоб ваших. Деян 3:19–26 Деяния святых Апостол, зачало 10. Во дни оны, глаголющым апостолом к людем, наидоша на них священницы и воевода церковный и саддукее, жаляще си, за еже учити им люди и возвещати о Иисусе воскресение мертвых. И возложиша на них руки и положиша их в соблюдение до утрия, бе бо вечер уже. Мнози же от слышавших слово вероваша: и бысть число мужей яко тысящ пять. Бысть же наутрие собратися князем их и старцем и книжником во Иерусалим, и Анне архиерею и Каиафе и Иоанну и Александру, и елицы беша от рода архиерейска, и поставльше их посреде, вопрошаху: коею силою или коим именем сотвористе сие вы? Тогда Петр, исполнився Духа Свята, рече к ним: князи людстии и старцы Израилевы, аще мы днесь истязуеми есмы о благодеянии человека немощна, о чесом сей спасеся, разумно буди всем вам и всем людем Израилевым, яко во имя Иисуса Христа Назореа, Егоже вы распясте, Егоже Бог воскреси от мертвых, о Сем сей стоит пред вами здрав. Деян 4:1–10 Деяния святых Апостол, зачало 11. Во дни оны, видяще иудеи Петрово дерзновение и Иоанново и разумевше, яко человека некнижна еста и проста, дивляхуся, знаху же их, яко со Иисусом беста. Видяще же исцелевшаго человека с нима стояща, ничтоже имяху противу рещи. Повелевше же има вон из сонмища изыти, стязахуся друг со другом, глаголюще: что сотворим человекома сима? Яко убо нарочитое знамение бысть има, всем живущым во Иерусалиме яве, и не можем отврещися, но да не более прострется в людех, прещением да запретим има ктому не глаголати о имени сем ни единому от человек. И призвавше их, заповедаша има отнюд не провещавати ниже учити о имени Иисусове. Петр же и Иоанн отвещавша к ним реста: аще праведно есть пред Богом вас послушати паче, нежели Бога, судите? Не можем бо мы, яже видехом и слышахом, не глаголати. Они же призапрещше има, пустиша я, ничтоже обретше како мучити их, людий ради, яко вси прославляху Бога о бывшем. Лет бо бяше множае четыредесяти человек той, на немже бысть чудо сие исцеления.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-n...

О пременении сердца и мысли вашего N. N. нужно умолять Господа всем сердцем и по многим церквам поминать имя его на проскомидии, – пока не придет недоведомыми судьбами в страх Божий. Гордые мысли смиряются болезнями. Нужно наблюдать всегда угодное Господу, а не человеческому изволению. Спасти душу от вечной погибели есть дело, важнейшее всех дел! Вся община, по просьбе вашей и вере, с усердием может читать Псалтирь и на всяком славе поминать имя его, умоляя о нем Господа: и так тайная молитва каждого сердца привлечет вам явную милость Божью. Прощайте. Января 9-го, 1827 года 234. Марии Петровне Колычевой Радуйтесь о Господе! Христос посреди нас. Вышел сеятель святи семя. Ово пало на камени-посохло: ово при пути, и птицы позобали его; ово в тернии, и подавлено было тернием; ово же пало на добрую землю, и выросло и принесло обильный плод. Так! зерно, ежели не умрет, едино пребывает; аще же умрет, многий приносит плод. Как вам угодно, рассуждайте и познавайте, что есть истина... – Сердце-земля; Божие слово-семя; земледелец- ум. Возделывайте же землю вашу, чтобы плоды ее собрать в житницу Христову. Будет суд живым и мертвым. Господь воздаст комуждо по делом его. Нужно успевать, пока время есть: нужно возрастать в любви Божией; а любящим Бога вся споспешествуют во благое. Искренно любящий вас о имени Христове, Марта 6-го, 1832 г. непотр. р. 243. Марии Петровне Колычевой Когда всем сердцем, всей душой Мы в Боге Слове ищем свой покой, Тогда мы веселимся и радуемся о Господе; Тогда мы все имеем, Когда Христос посреди нас: Сый истинный наш Бог! Заповеди Его свет для нас. Нет ничего нужнее в свете и нет выше сей науки, как только знать Бога и соблюдать заповеди Его, делать, говорить и жить по ним в кротости и смирении души своей. Делать, говорить и жить о Господе есть свет души, есть то же, что ходить в полудни, все видеть как за собой, так и перед собой, и не спотыкаться, не соблазняться, следовать только по заповедям. О заповедях: В 1-й заповеди повелевается знать единого только Бога истинного, Который есть Отец, Сын и Дух Святой, есть Бог пресущественный и непостижимый, и кроме Него нет иного; ложным же богам и идолам не служить и не поклоняться.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Песнь девятая, ирмос – «Бога человекам»  Осквернивше душу злыми похотми и теплыми слезами не омывше и милостынею не очистивше, страшнаго ангела посланника не поминающе, мы же тя, ангеле, по достоянию величаем. Бога нам поведавши, святый ангеле, и душу мою окаянную из тела изъимаеши, и плоть разтлиши и гробу предавши, молим ти ся, святый ангеле, изъми душу мою от сети ловящ их. Тя величаем. “Слава” От Бога посланному, всех ангел пристращен еси, святый ангеле, не устраши мою душу убогую, наполнену злосмрадия, и очисти, и престави ю престолу Божию непорочну. Тя величаем. “И ныне” О Божия Мати Пречистая, вся спасаеши и милуеши, такожде помилуй мене, грешнаго и злосмраднаго, в час разлучения. И в муку посланному, тогда же ми помози, от огня изхити мя и от муки избави мя. Тя величаем. Тоже «Достойно есть», яко и «Тресвятае», и по «Отче наш» – трапарь, глас пятый  Небесных сил избраннаго воеводу, от Бога посланнаго мудраго оружника и грознаго полченина и победителя вражиим силам, святого ангела, поюще, хвалим. Смертию нас назирает, и от суеты мира избавляет, и на суд праведны ко Христу представляет, и от вечных мук избавляет. «Слава», «И ныне», Богородичен  Упование наше, Богородице, крепкая помощнице скорбящим, и от смерти изъимаеши и от муки избавляеши, комуждо по достоянию благодать даеши. Тоже и отпуст: «Честнейшу херувим», «Слава», «И ныне», «Господи, помилуй» – дважды, «Господи, благослови»  Конец всем благим. Слава свершителю Богу. Аминь. Молитва к Господу нашему Иисусу Христу, ко святому Архангелу Михаилу  Господи Иисусе Христе Сыне Божий, великий царю, безначальный и невидимый и несозданный, седяй на престоле со Отцем и со Святым Духом, приемля славу от небесных сил, посли архангела своего Михаила на помощь рабу своему ( имярек ) изъяти мя из руки враг моих. О великий Михаиле Архангеле, демоном прогонителю! Господи Исусе Христе, излей миро, яко благ и человеколюбец, на раба твоего ( имярек ) и запрети всем врагом, борющимся со мною, сотвори их яко овец и сокруши их яко прах пред лицем ветру.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Песнь девятая, ирмос – «Бога человекам» Осквернивше душу злыми похотми и теплыми слезами не омывше и милостынею не очистивше, страшнаго ангела посланника не поминающе, мы же тя, ангеле, по достоянию величаем. Бога нам поведавши, святый ангеле, и душу мою окаянную из тела изъимаеши, и плоть разтлиши и гробу предавши, молим ти ся, святый ангеле, изъми душу мою от сети ловящ их. Тя величаем. »Слава» От Бога посланному, всех ангел пристращен еси, святый ангеле, не устраши мою душу убогую, наполнену злосмрадия, и очисти, и престави ю престолу Божию непорочну. Тя величаем. " И ныне» О Божия Мати Пречистая, вся спасаеши и милуеши, такожде помилуй мене, грешнаго и злосмраднаго, в час разлучения. И в муку посланному, тогда же ми помози, от огня изхити мя и от муки избави мя. Тя величаем. Тоже «Достойно есть», яко и «Тресвятае», и по «Отче наш» – трапарь, глас пятый Небесных сил избраннаго воеводу, от Бога посланнаго мудраго оружника и грознаго полченина и победителя вражиим силам, святого ангела, поюще, хвалим. Смертию нас назирает, и от суеты мира избавляет, и на суд праведны ко Христу представляет, и от вечных мук избавляет. «Слава», «И ныне», Богородичен Упование наше, Богородице, крепкая помощнице скорбящим, и от смерти изъимаеши и от муки избавляеши, комуждо по достоянию благодать даеши. Тоже и отпуст: «Честнейшу херувим», «Слава», «И ныне», «Господи, помилуй» – дважды, «Господи, благослови» Конец всем благим. Слава свершителю Богу. Аминь. Молитва к Господу нашему Иисусу Христу, ко святому Архангелу Михаилу Господи Иисусе Христе Сыне Божий, великий царю, безначальный и невидимый и несозданный, седяй на престоле со Отцем и со Святым Духом, приемля славу от небесных сил, посли архангела своего Михаила на помощь рабу своему (имярек) изъяти мя из руки враг моих. О великий Михаиле Архангеле, демоном прогонителю! Господи Исусе Христе, излей миро, яко благ и человеколюбец, на раба твоего (имярек) и запрети всем врагом, борющимся со мною, сотвори их яко овец и сокруши их яко прах пред лицем ветру.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

И ныне, и присно, и во веки веков, аминь. Щедролюбиваго Бога рождшая плотию, со святыми всеми моли Того присно от бед спасти нас, всегда Тя величающих, Мати Дево Чистая. Молитва всем святым Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, их же словом проповеди. Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь. Молитва вторая О преблаженнии угодницы Божии, вси святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братий ваших, приносящих вам сие хвалебное пение и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у Преблагаго Господа: вемы бо, воистинну вемы, яко вся, елика восхощете, испросити у Него можете. Темже убо смиренно молимся вам: молите милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к хранению святых Его заповедей, яко да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти и в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь. Справка: В традиции Православной Церкви с древних времен в разные дни недели (седмицы) за богослужением воспоминаются те или иные события или святые – это называется «седмичным богослужебным кругом».

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-vsem-...

Большинство памятников XVII столетия формально вызвано заботой о состоянии современного им иконописания, и направлены они, одни в большей, другие в меньшей степени, к улучшению его качества. Как мы видели, уже в XVI веке, в связи с растущей потребностью в иконах, сильно увеличивается количество иконописцев . В их ряды вливается масса людей, не обладающих иногда даже достаточной ремесленной подготовкой, как о том свидетельствуют уже Деяния Стоглава, а затем памятники XVII века. Естественно, что при таком положении общий уровень иконописи не мог удержаться на достаточной высоте. В борьбе с плохим иконописанием как духовные, так и светские власти высказывают требование «писать по древним переводам». Но эти древние переводы являются единственным критерием правильности; они заменяют критерий богословский и вполне удовлетворяют и духовные, и светские власти. Для выправления положения Большой Московский Собор, не вдаваясь, как Стоглав, в подробности, выносит аналогичное ему постановление, учреждая надсмотр над иконописцами в лице старосты — художника «от духовного чина», то есть повторяет уже явно неудачный и не оправдавший себя способ борьбы с «плохописанием». Год спустя Грамота трех Патриархов, хотя и в общей форме, касается того же вопроса и предписывает уже искусным живописцам проверять других и свидетельствовать о достаточности их подготовки собственноручно подписанной грамотой. Следом за Патриархами царская Грамота в 1669 году устанавливает выдачу своего рода государственного диплома: «Хощем же дата наши царские граматы и всем изряднейшим иконописателем по разсмотрению комуждо противу хитрости утверждения ради» . Так работа иконописцев проходит путь от духовного наставничества и умного делания к контролю церковной власти, а затем и к контролю власти государственной. Уже Стоглавый Собор опирался на светскую власть, угрожая «царской грозой». Теперь же церковное искусство уже регулируется, наряду с мерами церковной власти, царскими указами. Особое внимание вопросу о качестве иконописи уделяет Иосиф Владимиров в первой части своего сочинения, а также Симеон Полоцкий в записке, поданной царю для рассмотрения на Соборе. Послание Владимирова, будучи первым по времени, послужило материалом для нескольких последующих памятников и в большей или меньшей степени оказало на них влияние. Им широко пользуется в своей записке и Симеон Полоцкий. Больше чем другие памятники, оно дает описание существующих в это время искажений и в самой иконописи, и в отношении к иконе, сопровождая все это острой полемической критикой. Критика Владимирова составлена умно, находчиво и толково, он остроумно и темпераментно обрушивается как на производство дешевых плохих икон, так и на их покупателей.

http://sedmitza.ru/lib/text/440368/

Чтобы яснее раскрыть вам, братия, промышление Святого Духа о нашем спасении, в следующем поучении скажу о благодатных действиях Святого Духа. Ему Просветителю и Освятителю нашему, Всесвятому Духу, слава честь и поклонение с Отцом и единородным Сыном Его, Спасителем нашим, ныне, и всегда и во веки веков. Аминь. Поучение 51 1) О благодатных действиях Святого Духа Иисус Христос говорил: аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе ( Ин. 12:32 ). Это исполнилось, когда Дух Святой сошел на апостолов и на всех членов первенствующей Христовой церкви, и до ныне исполняется: ибо Дух Святой сошел в церковь Христову для того, чтобы пребывать в ней до скончания мира. Такое обещание дал Христос Спаситель, говоря: Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с Вами во век ( Ин. 14:16 ). Сей Дух, чрез евангельскую проповедь и спасительные таинства, всех призывает и привлекает ко Христу Спасителю, и, по слову пророка, изливается на всяку плоть ( Иоил. 2:28 ), т. е. на всех верующих во Иисуса Христа. Иисус Христос говорит: веруяй в Мя, яко же рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы. Сие же рече о Дусе, Его же хотяху приимати верующие во имя Его, присовокупляет евангелист ( Ин. 7:38 ). Апостол Павел пишет: никто же может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым. Разделения же дарований суть, а тойжде Дух. Комуждо же дается явление Духа на пользу. Овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о томже Дусе; другому вера, темже Духом; иному же дарования исцелений, о томже Дусе и пр. Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо, якоже хощет ( 1Кор. 12:3–11 ). Так многоразличны, и так необходимы действия Святого Духа в деле нашего спасения. Как Дух Святой дает силы и благоустройство всем тварям мира видимого и невидимого: так, скажем словами церковной песни, Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется. 28 Как без этого видимого солнца нет на земле благотворного света, нет теплоты, и не могут жить ни люди, ни другие животные: так и без животворящего Духа Святого не может быть духовной жизни, не может человек достигать спасения, не может и положить начала сему подвигу.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010