Это ли не образ тебе? Это ли не указание на то, что спасение может быть улучено везде – лишь бы воля твоя искала его?! Спасайся на горе, – повторяет преподобный Андрей слова Писания, – спасайся там, «откуда придет помощь твоя» ( Пс.120:1 ), спасайся высокими подвигами, превышающими человеческое естество. А если не можешь, если нет у тебя на то ни Божьего дара, ни сил для преодоления телесных и духовных немощей (ведь сказано: «кто может вместить, да вместит» ( Мф.19:12 )), – моли Господа, чтобы даровал Он тебе иной путь ко спасению, чтобы указал Он тебе дорогу в духовный Сигор, туда, куда ты можешь добраться, несмотря на все свои слабости, потому что этот путь соответствует твоим силам. «Многи суть пути ведущии к животу, и многи, иже к смерти» 497 , «и не всякий путь благоуспешен для всякого человека, но каждому человеку по мере внутреннего возрастания его» и в соответствии с его знанием «совесть показывает » 498 . «Богу возлюбленно, еже есть по силе» 499 – таков опыт преподобных отцов. «Всякая мера добра есть» и «изящна, по речению премудрых», а «всеумеренное есть изряднейшее» 500 . Напротив того, «небезопасно все то, что преступает меру» 501 . Ведь «диавол имать обычай прилагати душе... трудов безмерие, или всесовершенную праздность» 502 , и во всем, что не имеет меры и своего чина и последования, можно узреть бесовское наведение 503 . Таким образом, «безмерная и безвременная маловременна суть, паче вредна и неполезна» 504 . Поэтому, раздавая «комуждо чувству подобающее дело», следует, «соразмерность почтивше» и соблюдая «порядок и чин», не искать «вышемернаго», но дать телу «делание по силе» 505 , «избегая какой-либо случайной чрезмерности», – причем так, чтобы труд, совершаемый «по силе произволения», не послужил поводом к многопопечению и рассеянию 506 . «В дому Отца Моего обители многи суть», – сказал Христос ( Ин.14:2 ). И хотя «некоторые утверждают, что и Царство одно, и геенна одна; мы же говорим, что многие степени, различия и меры[,] и в самом Царствии и в самом наказании изобилие», так что «есть меры избыточествующие, и есть меры малые» 507 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Какие же ереси, по мнению Аввакума, внесены были при Никоне в учение православной церкви? Сам Аввакум не имел здравого понятии как о ереси, так и о православном учении. Дрожа всем существом своим и возмущаясь до глубины души за малейшее отступление от буквы старопечатных книг, Аввакум довольно свободно относился к важнейшим догматам православного учения. Устами он исповедовал символы веры Никейский и Афанасиев, но под внешние звуки и слова подкладывал свои представления о Св. Троице, о воплощении и т. п., поражающие своей непосредственностью и свидетельствующие о том, что Аввакум совершенно не понимал христианской догматики. Аввакум например, учил, что «Тройца трисущня и имеет три равныя естества или существа» и что «в Тройце комуждо особое седение Отцу, Сыну и Св. Духу», что «неспрятавшись сидят три цари небесные, а Христос сидит на особом (четвёртом) престоле, равно соцарствуя св. Тройце», что «в воплощении Сын Божий сошел с небеси в Пречистую Деву весь благодатию, а существом весь горе со Отцем небеснем» и т. д. и т. д. 1 При такой спутанности богословских понятий, очевидно, как мог рассуждать Аввакум о чистоте или поврежденности учения православной церкви. Раздражённый против православной церкви за мнимые изменения древлеправославного учения, Аввакум задался целью во что бы то ни стало оклеветать её. И вот, не обращая никакого внимания на настоящую истину содержимого православной церковью учения, Аввакум придирался к тем или иным исправленным словам в новопечатных книгах; страсть закипала в его душе со всей силой, и он живо выдумывал страшные хулы на православное учение. Аввакум находил в православном учении и так называемые, «латынския прелести», и «жидовство», арианство и монофизитство с монофелитством, нисколько не подумав о том, что все эти ереси и не могут содержаться в одной системе вероучения, так как взаимно исключают одна другую. В русском обществе с XV века начали распространяться тревожные ожидания кончины мира и пришествия антихриста; к началу XVII века ожидания эти получили особую напряжённость под влиянием некоторых сочинений, написанных в этом смысле, – и Аввакум увидел теперь в новом исправлении церковных книг ясные признаки этого последнего времени; в его воображении живо возникли все те мрачные черты, какими характеризуется это время в Св. Писании, и, не долго думая, он применяет их к православному церковному учению. Ему кажется, что уже явились в православной церкви те лжехристы и лжепророки, которых предвещает Писание при кончине мира; они уже внесли в православную церковь ереси погибельные и многих прельстили; только малое число верных (т. е. раскольников) осталось, и те скрываются в горах и пустынных убежищах 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vzgljad-...

Слово о содействии прежде всего направляю к ближайшим моим сотрудникам – пастырям Церкви Алеутской. В сию страну вступаю я впервые, мало зная ее. Вы же трудитесь здесь давно, раньше меня; многие из вас сроднились с нею, а иные и родились в ней. Уповаю, что в предстоящем служении моем вы окажете мне великую услугу своим знанием сего края и людей его, своим опытом, явитесь для меня воистину сотрудниками, мужами совета и разума. О содействии и сотрудничестве мне прошу не только пастырей, но и всю мою паству возлюбленную. Церковь Христову святой апостол Павел мудро сравнивает с телом, а в теле не один член, но многие (см. 1Кор.12:14 ), и они имеют не одно и то же делание (см. Рим.12:4 ), но каждый свое: око – свое, рука – свое, и каждый член необходим и не может обойтись без другого, все они пекутся друг о друге, и нет распри в теле (см. 1Кор.12:21,25,26 ); так и вы, братья, тело Христово и уди отчасти ( 1Кор.12:27 ), и комуждо нас дадеся благодать по мере дарования Христова ( Еф.4:7 ), дадеся к совершению святых, в дело служения, в созидание Тела Христова ( Еф.4:12 ). Посему вы с истинною любовию возрастаете в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви ( Еф.4:15–16 ). Еще святой Златоуст говорил: «Не слагайте все на духовных; вы и сами многое можете, вы знаете друг друга лучше нас». Посему и вы, братья, назидайте друг друга: вразумляйте безчинныя, утешайте малодушныя, заступайте немощныя, долготерпите ко всем; блюдите, да никтоже зла за зло кому воздаст, но всегда доброе гоните и друг ко другу и ко всем ( 1Сол.5:14–15 ). Бог же всякия благодати, призвавши вас в вечную Свою славу о Христе Иисусе, Той да совершит вы, да утвердит, да укрепит, да оснует. Тому слава и держава во веки веков. Аминь ( 1Пет.5:10–11 ). Поучение в праздник Рождества Христова, 25 декабря 1899 года Кто, братья, был внимателен к настоящему богослужению, тот не мог не заметить, как часто святая Церковь повторяет ныне в своих песнопениях ангельское славословие при рождении Христа: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение ( Лк.2:14 ). Этим Церковь указует на то, что настоящий праздник Рождества Христова есть по преимуществу праздник мира, благоволения и радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

в) Кроме общих обязанностей апостольства, какое особенное побуждение было у Св. Павла для сношения с Римлянами ( Рим. 1:8–12 )? г) Чем был задержать Апостол, многократно намеревавшийся прийти в им ( Рим. 1:13–17 )? д) Как объясняется 17-й стих предисловия «о правде Божией, являющейся в благовествовании Христовом от веры в веру»? Вопросы к содержанию вероучительной части Какие основные и руководящие мысли заключаются в каждом из семи отделов вероучительной части? Как развивается основная мысль первого отдела о безответности пред Богом язычников и иудеев ( Рим. 1:18–2:29 )? И в частности: а) О безответности язычников, по причине возможности для них естественного богопознания ( Рим. 1:18–25 )? б) Также возможности естественных понятий о добре и зле ( Рим. 1:26–32 )? в) Об осужденности иудеев за их уподобление язычникам в жизни ( Рим. 2:1–4 )? г) Об их заблуждении относительно прав своих и преимуществ, как народа Божия ( Рим. 2:5–16 )? д) О наибольшей преступности иудеев, сравнительно с язычниками ( Рим. 2:17–24 )? е) О бесполезности обрезания без исполнения закона ( Рим. 2:25–29 )? ж) Чем замечательны слова Апостола Павла о воздаянии комуждо по делом, и о праведности пред Богом не слышателей, но творцов закона ( Рим. 2 : –13)? Как развивается основная мысль второго отдела об истинном значении преимуществ иудейских пред язычниками ( Рим. 3:1–20 )? И в частности? а) Какое преимущество быть иудеем, или какая польза от обрезания ( Рим. 3:1, 2 )? б) Не должны ли потерять своего значения богодарованные преимущества народа Божия от неверности иудеев ( Рим. 3:3, 4 )? в) Если же наша неправда открывает правду Божию, то не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев свой на нечестие и неправду человеков ( Рим. 3:5–9 )? г) При всем значении преимуществ иудейских, есть ли у евреев какие-либо права и преимущества в деле оправдания ( Рим. 3:10–20 )? Как развивается основная мысль третьего отдела об устройстве спасения всех во Христе Иисусе ( Рим. 3:21–31 )? И в частности: а) О новом средстве оправдания верой во Иисуса Христа ( Рим. 3:21–23 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

При этом епитимия как «очистительное наказание» 26  с ранних христианских времен считалась необходимой для того, «чтобы чрез добровольное злострадание  здесь, грешнику освободиться от тяжкого невольного наказания  там ,  в другой жизни;  чтобы истребить в грешнике страстные вожделения плоти» 27 . Епитимия также имела для всякого христианина значение и особого напоминания, «знака грехопадений», который «непрестанно напоминает грешнику помилованному, что он был не то, чем должен быть, что он принадлежал к числу людей погибших, и избег осуждения единственно по милосердию Господа» 28 . В то же время епитимия воспринималась как средство, необходимое для «преуспеяния в духовной жизни» 29 , способное бывшего грешника «приучить к трудам и терпению» 30 . Потому епитимия — это еще и свидетельство о том, «совершенно ли кающийся возненавидел грех» 31 , свидетельство «благодарности» Богу и готовности грешника доказать Богу делом, «что он точно решился исправить свою жизнь и посвятить все остальные дни свои на заглаживание прежних грехопадений» 32 . Необходимость епитимии Архиепископ Платон (Фивейский) , говоря о необходимости назначения епитимьи, приводит слова святителя Петра, митрополита Московского , который в своем поучении иереям пишет: «Без епитимии детей своих не держите, но подайте заповедь противу греху комуждо по своей силе…» 33 . Святитель Феофан Затворник в письме к одному монастырскому духовнику также подчеркивает обязательность и важность епитимии: «Что всех допускаете к Св. Тайнам, мне думается, не худо. Но требуйте твердой решимости — воздерживаться прочее от грехов. Эта решимость есть настоящая сокровищница для Святых и Божественных Таин. — И епитимию налагайте и строго требуйте исполнения. Которые вновь грешат, журите — без гнева, а с сожалением, — и воодушевив, разрешайте, с увеличением епитимии небольшим» 34 . Священник Александр Ельчанинов в своих записях, предлагая советы молодым священникам, отмечал: «Давать епитимии всем. Епитимия — это памятка, урок, упражнение; она приучает к духовному подвигу, рождает вкус к нему» 35 .

http://azbyka.ru/epitimya-v-pastyrskoj-p...

При этом епитимия как «очистительное наказание» с ранних христианских времен считалась необходимой для того, «чтобы чрез добровольное злострадание здесь, грешнику освободиться от тяжкого невольного наказания там , в другой жизни; чтобы истребить в грешнике страстные вожделения плоти» . Епитимия также имела для всякого христианина значение и особого напоминания, «знака грехопадений», который «непрестанно напоминает грешнику помилованному, что он был не то, чем должен быть, что он принадлежал к числу людей погибших, и избег осуждения единственно по милосердию Господа» . В то же время епитимия воспринималась как средство, необходимое для «преуспеяния в духовной жизни» , способное бывшего грешника «приучить к трудам и терпению» . Потому епитимия — это еще и свидетельство о том, «совершенно ли кающийся возненавидел грех» , свидетельство «благодарности» Богу и готовности грешника доказать Богу делом, «что он точно решился исправить свою жизнь и посвятить все остальные дни свои на заглаживание прежних грехопадений» . Необходимость епитимии Архиепископ Платон (Фивейский), говоря о необходимости назначения епитимьи, приводит слова святителя Петра, митрополита Московского, который в своем поучении иереям пишет: «Без епитимии детей своих не держите, но подайте заповедь противу греху комуждо по своей силе…» . Святитель Феофан Затворник в письме к одному монастырскому духовнику также подчеркивает обязательность и важность епитимии: «Что всех допускаете к Св. Тайнам, мне думается, не худо. Но требуйте твердой решимости — воздерживаться прочее от грехов. Эта решимость есть настоящая сокровищница для Святых и Божественных Таин. — И епитимию налагайте и строго требуйте исполнения. Которые вновь грешат, журите — без гнева, а с сожалением, — и воодушевив, разрешайте, с увеличением епитимии небольшим» . Священник Александр Ельчанинов в своих записях, предлагая советы молодым священникам, отмечал: «Давать епитимии всем. Епитимия — это памятка, урок, упражнение; она приучает к духовному подвигу, рождает вкус к нему» .

http://pravoslavie.ru/106539.html

Церковные пустые земли, которые около Воскресенского монастыря близ, пожаловать великому государю утвердить за Воскресенским монастырём и из оброка выложить. Отвечал священный собор: Святого третьего вселенского собора правило восьмое глаголет: в каждой области сущу епископу иже суть под нею, правды да соблюдаются чисто и неподвижно; аще же уставу сему противно вводить кто, всуе труждается. Толкование же того правило глаголет: Елико епископ от иные области отъяша что и под свои руце взяша, еже не бе исперва под ними, или село, или виноград, или землю, или ино что, еже от иныя епископии восхитиша, ничтоже от того своего да сотворят, ни да удержат, но да возвратит вскоре в епископию, по ним же беша и прежде была, яко чисто и неподвижно блюсти подобает, коеяждо области сущая под нею стяжания, да не буесть мирския власти изветом святительства влезет в ня. Аще ли устав ин введёт кто, повеленным на семь соборе противу глаголя и боряся, ничтоже успеет, но всуе труждается. И святых апостол 34 правило не повелевает епископам без своего старейшего что творить, но токмо в своём пределе комуждо, и старейшему же без оных ничтоже творить. В толковании же глаголет: не подобает ни продать ни отдать церковных неких вещей. Антиохийского собора правило 24 глаголет: Всем причётникам соборной церкви подобает ведать всё церковное имение; да когда умрёт епископ – церковное особное да сохранится; а еже есть епископское, по завету его да управится. Кирила Александрийского правило 2-е глаголет: Сокровища и стяжания церковные неподвижна и неотъемлема и непродаема церкви подобает хранить. Агкирского собора правило 15 глаголет: Аще что церковное пресвитеры продадут, да будет нетвёрдо. Вселенского 4 собора правило 25 толкование глаголет: Всё вдовствующей церкви иконом да держит, и церковное имение цело да хранит. Вселенского 6 собора правило 35 повелевает скончавшегося епископа причётникам хранить имение. В толковании же глаголет: по смерти епископа ни причётникам его, ни митрополиту достоит взять себе что-либо от имения овдовевшей церкви. Седьмого вселенского собора правило 12: досмотреть, пристойно ли написать здесь и Карфагенского собора правило 27 и 33. Правило Карфагенского же собора. И по сим правилам те церковные земли святейшему патриарху Никону возвратить в дом патриарший по-прежнему, а к Воскресенскому монастырю не приписывать и не утверждать и из оброка не выкладывать. А когда будет святейший патриарх Московский и всея Росии, и тогда о сем совет сотворит с великим государем и с освященным собором; а мы несмы не рушители правил святых отец, зане церковное твёрдо и недвижимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

По Своем воскресении Он Сам предначал сие дело Духа изъяснением им от всех писаний, начен от Моисея и от всех пророк, яже о Нем ( Лук. 24:27 ), и вообще отверзением им ума разумети Писания (24:45). Потом вскоре исполнил и обетование Духа. Тогда помянулись в уме богопросвещенных все глаголы Иисуса, которых цели и отношения к себе они прежде не легко постигали; разрешились все намеки Его и указания, раздражавшие доселе их любопытство; мысли их свободно сами собой воспаряли к высшим тайнам царствия Божия; Дух Святый внутренно возвещал им всю волю Отца Небесного. Уразумели высоту собственного назначения, увидели слепоту рода человеческого, от них ожидающего просвещения; сердце их отозвалось пламенной ревностью на звание Божие, и все принесли себя на пользу братий. Тогда с оружием ума, озаренного высшим светом, они устремляются на лжебожие и нечестие язычников, с мечем слова Божия – на ожесточенное неверие Иудеев, чтобы пленять всех в послушание веры, вместо рабства изводить в свободу чад Божиих. В том же учении доставляют всем потребную по силам их пищу от младенцев, новорожденных о Христе, до мужей совершенных. К большей славе благодати Господа, разделяющего всем и дарования, и служения, и действия комуждо на пользу, – и приемлющие от них истины, сами получают силу быть орудиями дальнейшего их распространения, приемля от излияния Духа или дар учения, или языка, или откровения, или сказания ( 1Кор. 14:26 ), так что прежде жатва была многа, делателей же мало, ныне же нужно было убеждать верующих, да не мнози бывают учители ( Иак. 3:1 ). Когда же Божественное учение во всех необходимейших частях было уже достаточно раскрыто, утверждено и объяснено; когда слово Христово, вселившись в некоторых, столь глубоко укоренилось, так объяло весь дух их, так внедрилось в их уме и сердце, что и без непосредственного Божественного наставления только при помощи сего всесильного слова они достаточны были научити ( 2Тим. 2:2 ): тогда источник непосредственных откровений и озарений мало по малу начал сокращаться, и распространение учения христианского, равно как и объяснение его, сделавшись обязанностью некоторого звания людей, стало приближаться к более обыкновенным путям.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Большая скорбь и грусть всегда предшествуют великому утешению и неописанной радости. Нет слов к изъяснению радости, которою животворится и просвещается Христа ради терпевшая душа: нет чувств, которые бы не ощущали посещения всеобъемлющей любви! И так возьмемся к нашему Творцу единомысленными сердцами:-Христос с нами! Да разгорается искра любви к Нему в душе нашей! Хотя мы еще и на земле и низки, но в скорби распространяемым сердцем-к Богу близки! Внегда скорбети ми, призвах Господа, и услыша мя. Пусть мы всего, всего лишимся на свете! Ведь нам отверзто небо; мы в нем все найдем! Прочь плотское утешение! В Боге наше наслаждение! Прочь мирские суеты! Исчезайте прелестей мечты! Никакой страх, ни мысленное страхование не может никак устрашить душу, ограждающуюся страхом Божиим. Нам не много надобно: только нужное и самопотребнейшее, чтобы прикрыть телесную наготу и подкрепить куском хлеба немощные силы; крепость же души нашей-слово Божие. А кто разумеет иначе, тот не знает истины, не знает, что есть жизнь и свет, тьма и смерть, и суд и воздаяние комуждо по делам его, и не понимает, что есть правда и мзда, и что Мздовоздаятель грядет скоро со славою и силою многою... Таковый не понимает, что здешние скорби ходатайствуют там жизнь вечную; а сладость и утехи сего мира лишают оной и ввергают в муку вечную, где томлению и горестям не будет конца, не будет отрады. Чего бы здесь не пострадал, каких бы поношений и бесчестия не претерпел охотно ради того, Который ради меня распят и уничижен от мира, погребен, воскрес, вознесся на небо, ходатайствует о мне, призывает меня в славу царствия Своего, которому не будет конца? Я многогрешен и не достоин; но Сам Он научает меня удобному у Него испрошению прощения. «Оставь ты, что на кого имеешь – и оставится тебе всякое согрешение твое, да удивится на тебе милость моя.» Не буду я оставлен тобою, Господи; слава Тебе! – О дивный в благости! Внушением Твоим и побуждением Твоим-всем вся оставляю. Марта 26-го, 1829 г. 182. Марии Петровне Колычевой

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Иметь внимание, так как Бог все видит Должно убо нам пред Богом, яко вся назирающим и воздающим комуждо по пути его, с опасением, СТРАХОМ и БЛАГОГОВЕНИЕМ ходить, и, что воле Его святой угодно, творить, да не прогневаем величество Его. «Блюдите, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри», глаголет нам Апостол. ( Еф. 5, 15 ). О человече! Бог на тебе смотрит, и что ни делаешь, помышляешь, начинаешь, намереваешь, что любиши, чего ненавидиши, чем утешаешься, и чим оскорбляешися, чего ищеши, от чего убегаеши, каков к Нему, Создателю твоему, имеешися, како с ближним твоим поступаеши, видит; како и что говориши, како и что вопрошаеши и ответствуеши, слышит, и воздаст тебе по пути твоему, и по плоду начинаний твоих. «Блюдися убо, возлюбленне, – како опасно ходиши, не якоже немудр, но якоже премудр!» (4:8–9). Бог видит и слышит все слова, дела и помышления Смотрите и видите, христиане: Бог смотрит на всех нас, и видит, что мы делаем, и мыслим; и слышит, что говорим, и беседуем друг ко другу; и всякое дело, слово и помышление наше, доброе и злое, записывает в книге Своей, и в день последний, когда будет суд, воздаст всем по делам их. Берегитеся убо злых дел делать и зла мыслить, и праздных, скверных, хульных, смехотворных, осудительных и клеветных слов и речей говорить. Он Сам говорит к грешнику: обличу тя, и представлю пред лицем твоим грехи твоя ( Пс. 49, 21 ) (1:206). Бог все видит и испытывает Ходить пред Ним с опасением, яко Он все видит, и на всех смотрит, и испытует сердца и утробы, испытует праведнаго и нечестиваго, – ходить, говорю, пред Ним так, как ходят ученики пред учителем, дети пред родителями, раби пред господами, подвластнии пред властью... Опасаться всего, как птица сидит и опасается, туда и сюда присматривая, дабы или не поймана, или не устреляна была. Ибо многие враги окружают нас, и хотят уловить в сеть свою (5:72). Бог вездесущ и всеведущ, поэтому строго контролировать все свои дела, слова и мысли Когда подданные пред царем своим, подначальные пред начальником своим, раби пред господином своим, дети пред отцем своим имеются, ходят и обращаются; то со всяким страхом и опасением обращаются, чтобы в чем не проступиться, и тако бы их не оскорбить и не прогневать: почему всяких слов и дел непристойных берегутся, и тако им угождают. Христианине! да последуем и мы в том таковым людям, которые тако людям угождают, и пред Богом и Царем нашим вечным и Отцем нашим, Иже есть на небесах, да поступаем тако и обращаемся, и всего, что Ему противно и не угодно, да бережемся, и тако угодим Ему. Всегда бо и везде, где мы ни имеемся, пред Богом имеемся и обращаемся: и что ни делаем, говорим, мыслим и начинаем, пред Ним все делаем, мыслим, начинаем и говорим. Ибо Бог на всяком месте присутствует, и всякое дело наше видит, и всякое слово наше слышит (4:405).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010