– От некоторых мирян и даже священников приходилось слышать: «Зачем вообще нужны православные кинофестивали, какой от них толк?». Как выразился один священник, с точки зрения катехизации, фестиваль – это как фейерверк: ярко вспыхивает и тут же угасает. Что бы вы на это могли ответить? – Я бы не согласилась с батюшкой, что фестиваль лишь фейерверк. Фестиваль – это скорее ярко горящий факел, который должен осветить путь. Чему? На фестивале фильмы проходят некий отбор, своего рода цензуру. В России нет цензуры, а фестивальный отборочный комитет является, по сути, цензором. Недавно смотрела каталог кинофестиваля «Радонеж», и мне очень понравилось, что организаторы включили туда рубрику «кинофестиваль “Радонеж” рекомендует», опубликовав список лучших фильмов предыдущего фестиваля. Это уже картины, одобренные священством, режиссерами, православными специалистами в области кино, и теперь люди могут смотреть их для пользы своей души. И еще. Часто можно услышать: почему наши фестивальные фильмы не показывают по телевидению? А меня не очень бы это и радовало. Потому что показали б его единожды, да еще в ночное время по ТВ, а в следующий раз – в лучшем случае только лет через пять повторили бы. Считаю, что целесообразнее – тиражирование. Сейчас почти в каждом доме, в каждой воскресной школе, духовно-просветительском центре, практически во всех школах, вузах есть видеомагнитофоны. И перед нами стоит задача увеличить выпуск на дисках тех фильмов, которые стали победителями на кинофестивалях. Мы хотим наводнить рынок не боевиками, которыми завалены все торговые точки каждого города, а достойными православными, нравственными фильмами, сеющими в людских душах разумное, доброе, вечное. Для чего еще нужны фестивали? Православным режиссерам негде показывать свои фильмы, тиражированием они не занимаются, они – создатели. К примеру, кто-то делает автобусы, а кто-то их эксплуатирует. В этом смысле фестиваль – своего рода эксплуатационная творческая база, где отсматривают, цензурируют продукцию, которая создается в России и за ее пределами: наш фестиваль – международный. Далее мы тиражируем и распространяем лучшие фестивальные кинофильмы, отвечая за ту продукцию, которую фестиваль рекомендует. Подобные мероприятия и нужны именно для развития религиозного киноискусства в современных условиях. У нас сейчас нет другого инструмента цензуры, только фестивали. Уникальное явление: фестиваль берет на себя функции цензурного комитета.

http://pravoslavie.ru/29164.html

Посему я опасаюсь, как бы он в переводе его куда-нибудь в Киргизскую или Урмийскую миссию или в простые преподаватели усмотрел в этом унижение, не пал духом и не погряз бы в бездне каких-нибудь пороков. Нет, его бы нужно держать на людях, чтобы убедиться, действительно ли он таков, как описывает его Владимир Карлович со слов преосвященного Николая. Я осмелился бы предложить воспользоваться как-то высказанным Владимиром Карловичем предложением направить его в цензурный комитет (как выражался покойный преосвященный Савва, „комитет раненых архимандритов и иеромонахов)» (ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1.Д.4. Л. 3–4 об. Черновик, Автограф архим. Арсения (Стадницкого)) . Выражением «комитет раненых...» автор намекал на Александровский комитет о раненых, в который назначались заслуженные престарелые генералы, удалявшиеся от собственно военной деятельности. Цензурный комитетДуховно-цензурный комитет существовал с конца XVIII в. Его ведению подлежало рассмотрение и исправление сочинений, издаваемых духовенством, одобрение их к напечатанию, причем исключительно в синодальных типографиях. Первоначально существовал при МДА и СПбДА. В 1828 г. Московский цензурный комитет был упразднен (стал отделением Петербургского комитета). С 1857 г. Петербургский цензурный комитет отделился от СПбДА в самостоятельное учреждение. 922 Помощник инспектора – по Уставу православных духовных академий (1884 г.), в академии полагалось два помощника инспектора, которые определялись епархиальным преосвященным по рекомендации инспектора и представлению ректора; должны были иметь ученую степень магистра или кандидата духовной академии; обязанности их определялись инструкцией, составляемой инспектором и утверждаемой епархиальным преосвященным (§ 40–41, 43, см.: Устав 1884 г. С. 243). В декабре 1898 г. в МДА помощниками инспектора были кандидаты МДА выпуска 1897 г. иеромонах Анастасий (Грибановский) (с 13.08.1898 г. по 14.10.1900 г., подробнее см. примеч. к гл. V, л. 67 об. – ссылка 1037) и Александр Иванович Покровский (с 22.04.1898 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

мученику». Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет от 19 июля за 508 представил службу с акафистом св. мученику на рассмотрение Святейшего Синода, который 4 сентября/И октября 1874 года за 1316 постановил: «Принимая во внимание, что служба св. Авраамию употребляется лишь в означенной обители, Св. Синод не усматривает потребности в печатном издании той службы». 9 марта 1876 года игумения Мария снова обращается с прошением в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет. Находя употребление во вверенном ее управлению монастыре службы с акафистом св. мученику Авраамию крайне неудобным по причине часто допускаемых в ней переписчиками грубых ошибок, она просит цензурный комитет «исходатайствовать благословение Св. Синода на отпечатание означенной службы хотя бы в ограниченном количестве для употребления собственно в монастыре». В то же время Антоний, архиепископ Владимирский и Суздальский, 2 июня 1876 года за 341 обращается с рапортом в Святейший Синод. В рапорте он пишет: «Владимирского Успенского женского монастыря игумения Мария в прошении изъяснила, что в июле 1874 года она обращалась в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет с просьбой о разрешении напечатать рукописную службу с акафистом св. мученику Авраамию, которая доселе в обычное время совершается во вверенной ей обители. В октябре того же года цензурный комитет прислал выписку из указа Св. Синода от 14 октября 1874 года за 2857, где сказано, что Св. Синод, принимая во внимание, что вышеупомянутая служба употребляется лишь в одном Успенском женском монастыре, не усматривает потребности в печатном издании оной. Настоятельница полагает, что она не вполне раскрыла воззрению комитета основания своего желания иметь печатную службу, высказав мне то именно обстоятельство, что служба совершается издавна по рукописи, и совершается по благословению епископскому, но при этом не упомянула, и Св. Синоду осталось неизвестным, о крайнем неудобстве употребления службы по рукописи. Это неудобство происходит частью по причине почти неизбежно допускаемых переписчиками грубых ошибок, пропусков и других неправильностей, а частью от трудности подыскать в нужное время искусных писцов».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

разрешения напечатать сии рукописи во избежание на будущее время повреждения их переписчиками. Московский комитет препятствий к напечатанию не имеет. Святейший Синод 25 мая 1870 года за 609, «не встречая препятствий к напечатанию одобренных духовной цензурой рукописей», разрешил их напечатать. Дело о разрешении к напечатанию акафиста свтт. Феодору и Иоанну Суздальским началось в конце 70-х годов. В 1879 году на имя преосвященного Феогноста, епископа Владимирского и Суздальского, благочинный города Суздаля прот. Богородице-Рождественского собора Александр Кротков подал следующее прошение: «Благочестивые почитатели угодников Божиих Феодора и Иоанна, епископов Суздальских, чудотворцев, нетленно в Суздальском соборе почивающих, обращаясь к ним с молением, многократно заявляли мне желание слышать при молебных пениях и акафистное святителям чтение. В настоящее время один из усердных почитателей оных святителей, внемля общему голосу благочестивого желания слышать при молебном пении у мощей святителей и акафистное им чтение, составил таковое и просит их принять его к употреблению». Резолюцией преосвященного Феогноста на этом прошении разрешено было прот. Кроткову представить акафист свтт. Феодору и Иоанну в цензурный комитет. От 19 октября 1879 года акафист был представлен в цензурный комитет и затем возвращен автору для исправления. Как на недостаток рукописи было указано цензурой на «немногосодержательность» акафиста «вследствие скудости исторических сведений об ублажаемых в акафисте епископах». 25 июня 1881 года прот. А. Кротков снова обратился с прошением о разрешении к печати исправленного акафиста в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет. 14 июля 1881 года за 528 Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет доносил Святейшему Синоду: «Суздальского Богородице-Рождественского собора протоиерей Александр Кротков с разрешения Преосвященного Феогноста, епископа Владимирского и Суздальского, представил в комитет рукопись «Акафист святителям Феодору и Иоанну, Суздальским чудотворцам», составленный одним из усердных почитателей святителей с просьбой о рассмотрении к напечатанию».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Симеона, бывших по молитвам пред его иконой и представляющих собой по-этому ряд восхвалений, прославляющих жизнь и чудеса собственно святого, имени коего посвящен; написан языком правильным, церковнославянским и сообразным с предметом и способен возбуждать молитвенное усердие в слушателе или читателе». 26 августа 1886 года цензурный комитет постановил, что акафист может быть одобрен к печати. 1 сентября дело об акафисте поступило в Св. Синод. 10 сентября согласно распоряжению Святейшего Синода акафист препровожден к преосвященному Серафиму, епископу Самарскому, на рассмотрение. Рассмотрев акафист, преосвященный Серафим донес Святейшему Синоду, что «заключение Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета касательно акафиста св. праведному Симеону Богоприимцу вполне верно», что «акафист соответствует всем требованиям для молитвословий этого рода». 17/29 сентября состоялось за 1964 постановление Святейшего Синода: «Представленный акафист разрешить к напечатанию, но не иначе, как со сделанными в самой рукописи исправлениями и с тем, чтобы рукопись эта была напечатана в Синодальной типографии» 254 . 92 Акафист свт. Савве, архиепископу Сербскому 23 августа 1886 года в заседании Московского духовно-цензурного комитета было заслушано мнение цензора прот. Капустина об акафисте свт. Савве, архиепископу Сербскому: «Представленная на рассмотрение Московского духовно-цензурного комитета от Высокопреосвященнейшего Михаила, митрополита Сербского, рукопись «Акафист святителю Савве, архиепископу Сербскому, и три молитвы» заключает в себе выраженные правильным церковнославянским языком чистые и назидательные мысли и чувствования; посему полагаю, что она согласно со сделанными им в ней исправлениями могла бы быть по 226 ст. Цензурного устава одобрена к напечатанию, за исключением 3-й молитвы, но на основании 257 ст. Цензурного устава должна быть представлена на благоусмотрение Св. Синода». Московский духовно-цензурный комитет представил означенную рукопись с отзывом о ней в Св. Синод; 17 сентября 1886 года согласно распоряжению Святейшего Синода рукопись была препровождена к преосвященному епископу Герману на рассмотрение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Рукопись акафиста, рассмотренная в Московском духовно-цензурном комитете, еще раз возвращена была для исправления. Представленная же в исправленном виде, встретила одобрительный отзыв со стороны Московского духовно-цензурного комитета. Приводим отзыв в формулировке прот. М. Боголюбского: «Акафист преподобному Алексию, человеку Божию, представленный игуменией Московского Алексеевскою девичьего монастыря: 1) вполне согласен с житием преподобного; 2) хваления, приносимые ему, приличествуют подвигам именно сего преподобного; 3) в составе своем акафист полон, имея в икосах обычные в акафистах 12 хвалений; 4) изложен слогом чистым и ясным. Потому много мог бы приносить пользы душевной для подвизающихся в Алексеевской обители. По 237 ст. Цензурного устава акафист сей прежде одобрения к печати должен быть представлен на рассмотрение и разрешение Св. Синода». Но дело об акафисте в Московском духовно-цензурном комитете было задержано прошением от 18 января 1884 года игумений Антонии возвратить рукопись, «так как по некоторым обстоятельствам монастырь отлагает напечатание означенного акафиста». Дело об акафисте было перенесено в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет. 7 января 1884 года за 5 от настоятельницы Московского Алексеевского монастыря поступило на имя Московского митрополита Иоанникия доношение: «Губернский секретарь Андрей Феодорович Ковалевский по вере своей к св. угоднику Алексию, человеку Божию, и по усердию к вверенной мне Алексеевской обители представил мне своего составления акафист св. праведному Алексию, человеку Божию, с предложением представить оный в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет для пересмотра, так как он все свои сочинения всегда представлял в Санкт-Петербург. Приемлю смелость просить архипастырского разрешения Вашего Высокопреосвященства по желанию автора представить акафист в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет». От 3 января 1884 года в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет от настоятельницы Московского Алексеевского монастыря поступило следующее прошение: «Представляя при сем в комитет рукописный акафист, составленный в честь св. Алексия, человека Божия, прошу означенный комитет рассмотреть и разрешить к напечатанию в самом ограниченном количестве экземпляров не для продажи, а для домашнего употребления во вверенной мне Алексеевской обители, так как благочестивое усердие богомольцев, притекающих к молитвенному покрову преподобного Алексия, человека Божия, в обители, посвященной его имени, давно выражается желанием слышать акафист пред Его чудотворной иконой».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Святейший Синод постановлением 19 декабря 1860/12 января 1861 года дал разрешение напечатать исправленную преосвященным Леонтием рукопись, содержащую акафист прп. Феодосию Тотемскому. Указ дан комитету 18 января 1861 года за 241 162 . 31 Акафист прп. Авраамию, Городецкому чудотворцу Казначеем Авраамиева Городецкого монастыря Чухломского уезда Костромской губернии иеромонахом Нафанаилом был представлен в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет в 1861 году акафист преподобному отцу нашему Авраамию, Городецкому чудотворцу. Рассматривавший рукопись архимандрит Макарий одобрил ее, и цензурный комитет представил акафист на благоусмотрение Святейшего Синода. В журнале Синода 15 февраля/30 марта 1861 года сделано было постановление: препроводить рукопись при указе преосвященному епископу Калужскому Григорию. Преосвященный Григорий, рассмотрев рукопись, в рапорте от 17 мая 1861 года донес Святейшему Синоду, что акафист «проникнут духом благоговения, составлен из выражений, приличных предмету, по примеру подобных акафистов печатных, и соответственно жизни преподобного Авраамия, а потому, по его мнению, печатание оного может быть разрешено для местного употребления». 12 июля/14 августа 1861 года Святейшим Синодом акафист прп. Авраамию Городецкому был разрешен к печатанию 163 . В 1859 году строителем Чухломского Авраамиева монастыря была представлена в Московскую духовную цензуру «Служба преподобному Авраамию Городецкому». Рассматривавший ее по поручению Святейшего Синода (16/26 ноября 1859 года за 19) епископ Вятский Агафангел не одобрил ее. И Синод в заседании 15/28 марта 1860 года не разрешил рукопись к печатанию. В 1891 году настоятель Авраамиева Городецкого монастыря игумен Гавриил по распоряжению преосвященного Августина, епископа Костромского, представил в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет вновь составленную «Службу преподобному Авраамию, игумену Городецкому, Чухломскому чудотворцу». Рассматривавший ее цензурный комитет нашел, что: 1) по мыслям и чувствам, выраженным в этой службе, она производит доброе влияние; 2) по внешней форме изложения она не отступает от принятых и одобренных Церковью служб св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

24 сентября/9 октября 1886 года за 2020 Синод определил: «Акафист святителю Савве, архиепископу Сербскому, разрешить к напечатанию, но не иначе, как со сделанными в самой рукописи исправлениями». Указ Московскому духовно-цензурному комитету был послан 10 октября 1886 года за 3628 255 . Акафист свт. Савве, архиепископу Сербскому, написан А. Ф. Ковалевским, но, как видим из дела, исправлен митрополитом Сербским Михаилом 256 . 93 Акафист свт. Спиридону, епископу Тримифунтскому, чудотворцу 10 марта 1886 года в Московский духовно-цензурный комитет обратился священник Московской Спиридоновской церкви Александр Цветков с прошением: «Представляя при сем акафист и молитву святителю Спиридону, Тримифунтскому чудотворцу, мной составленные, прошу согласно законам духовно-цензурного комитета допустить оные к напечатанию». Комитет поручил дать о представленном акафисте отзыв прот. М. Боголюбскому. Цензор прот. М. Боголюбский доносил комитету: «Рукопись «Акафист святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому, чудотворцу», представленный на рассмотрение цензурного комитета священником Московской Спиридоновской, за Никитскими воротами, церкви Александром Цветковым составлен на основании жития св. Спиридона и богослужебных песнопений в честь его; изложен он правильным церковнославянским языком; похваления святому исполнены благоговения к нему Акафист предназначается для употребления в Спиридоновской церкви в Москве, где есть чтимая жителями Москвы древняя икона святителя». Московский духовно-цензурный комитет, согласившись с мнением прот. М. Боголюбского, 13 марта 1886 года за 467 представил акафист на благоусмотрение Святейшего Синода, который возвратил рукопись при указе для исправлений. Когда исправления были сделаны, рукопись снова была представлена в Московский духовно-цензурный комитет. В заседании комитета 26 июня 1886 года цензор прот. М. Боголюбский доложил, что священник Московской Спиридоновской церкви Александр Цветков, согласно указу Святейшего Синода от 27 мая 1886 года за 1935 исправив указанные недостатки в рукописи, вновь представил акафист на рассмотрение Московского духовно-цензурного комитета.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Посему полагаю преподавание некоторых частей богословия на русском языке оставить без преследования». 47 Дело открытия особого цензурного комитета при московской духовной Академии началось по следующему случаю: в 1814 году московская Академия приставила архиепископу Августину в рукописи сочинения на случай открытия Академии. Августин препроводил их к митрополиту Амвросию, который передал оные в комиссию духовных училищ с испрашиванием дозволения напечатать их в Москве. При этом Амвросий предложил комиссии: не благоугодно ли будет для рассматривания подобных сочинений учредить и при московской Академии цензурный комитет на основании академического устава. Комиссия приняла и одобрила его предложение и 22 декабря 1814 года предписала учредить при Академии особый комитет независимо от существовавшего с 1799 года при Донском монастыре духовно-цензурного комитета. Первыми членами комитета назначены бакалавры: архимандрит Никанор, иеромонах Гермоген и Григорий Левицкий. Комитет открыть 9 января 1815 года 49 . На место двух последних в 1818 году избраны два новые члена: Кутневич и Тяжелов. Из дел академической конференции видно, что кроме сочинений, предназначавшихся к изданию в свет собственно от Академии, комитет рассматривал и сочинения духовного содержания, принадлежащие лицам посторонним, но таких было вообще немного. Так было до 1828 года. В этом году цензурный комитет получил новый устав; составлены были штаты – и комитет, существовавший в Донском монастыре, был закрыт, передав все свои дела и книги в новообразованный комитет при моск. дух. Академии. Членам назначено было жалованье по 800 руб. асс. в год. Деятельными, долгое время состоявшими на службе, членами комитета, были протоиереи: Ф. А. Голубинский и П. С. Делицын; первый проходил должность цензора с 1826 до 1851, последний с 1836 до 1863 года. Ими рассмотрено великое множество произведений духовной письменности. Все лица, имевшие с ними сношения по цензурному делу, находили в них крайнюю снисходительность, так что нередко по уважению к бедности авторов и переводчиков они принимали на себя труд обстоятельно исправлять и иногда до основания переделывать сочинения и переводы. Имена их, как цензоров, чрез распространение одобренных ими книг и картин по всей России, стали известны повсюду даже в простом народе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Согласно с этим отзывом Московский духовно-цензурный комитет в январе 1884 года сделал Синоду донесение, в котором говорил, что «комитет полагал бы разрешить означенный акафист к напечатанию». Заслушав это донесение Московского духовно-цензурного комитета, Синод 16/28 февраля 1884 года за 440 определил: «Представленный священником Алексеем Беляевым акафист священномученику Антипе разрешить к напечатанию согласно сделанным в нем изменениям». Указ для исполнения этого определения был послан в Московский духовно-цензурный комитет от 22 марта за 927. В 1886 году тот же священник А. Беляев в прошении Московскому духовно-цензурному комитету изъяснял: «Так как первое издание акафиста священномученику Антипе в количестве одной тысячи экземпляров все разошлось, покорнейше прошу разрешить напечатать еще одну тысячу». Акафист был одобрен комитетом 23 декабря 1886 года 230 . 75 Акафист Пресвятой Богородице пред иконой Ее, именуемой «Троеручица» 19 декабря 1883 года за 395 митрополит Московский и Коломенский Иоанникий обратился в Московский духовно-цензурный комитет с отношением, в котором было сказано: «Препровождая при сем в духовно-цензурный комитет «Акафист Пресвятой Богородице пред иконой Ее, именуемой Троеручица», доставленный ко мне от Преосвященного Михаила, митрополита Сербского, предлагаю комитету представить мне отзыв по рассмотрении означенной рукописи». Московский духовно-цензурный комитет поручил дать отзыв цензору прот. Михаилу Боголюбскому. В своем отзыве, данном 20 января 1884 года за 18, цензор прот. М. Боголюбский выразил следующее: «Акафист Пресвятой Богородице пред иконой Троеручицы составлен на основании преданий афонских монастырей и Сербской Церкви о происхождении иконы Богоматери, именуемой Троеручицей, и перенесении ее из обители Саввы Освященного в Сербию и потом – в Хиландарскую Афонскую обитель. Предание сие известно в нашей Церкви со времени путешественника Барского и печатания в изданной Афонским Пантелеимоновым монастырем книги «Вышний покров над Афоном или сказания о святых чудотворных на Афоне прославившихся иконах».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010