Комитет секретный цензурный при Св. Синоде Комитет секретный цензурный при Св. Синоде . 22 февраля 1848 года в Петербурге было получено известие о провозглашении французской республики, а 27-го был уже составлен комитет для рассмотрения «правильности действий цензуры по части журналистики». Этот временный ревизионный Меншиковский комитет чрез месяц уступил место постоянному «Комитету 2 апреля 1848 г.», существовавшему до 1855 г. Цель, характер и полномочия комитета определялись следующими тремя положениями: 1) Цель комитета есть высший, в нравственном и политическом отношении надзор за духом и направлением нашего книгопечатания. 2) Комитет, не касаясь предварительной цензуры, рассматривает единственно то, что уже вошло в печать, и о всех наблюдениях своих доводит до Высочайшего сведения. 3) Комитет, как установление неофициальное и негласное, не имеет сам по себе никакой власти, и все его заключения вступают в силу лишь чрез Высочайшее их утверждение. Надзору верховного секретного комитета, по прямому смыслу положения, была подчинена и область духовного книгопечатания. Так и было в действительности. Но это вмешательство начало все более и более тяготить ревнивого к власти тогдашнего синодального обер-прокурора графа Н. А. Пратасова. Он стал предпринимать попытки к более точному разграничению сфер влияния. И, в результате, спустя три года после возникновения комитета 2 апреля 1848 г., ведомство православного исповедания обзавелось собственным и вполне аналогичным ему комитетом 4 апреля 1851 года. История образования его такова. В начале 1849 года Пратасов обратился со всеподданнейшим докладом, «не благоугодно ли будет, в ограждение общей пользы, Высочайше повелеть, чтобы из выходящих в здешней столице духовных сочинений те, кои заключают в себе места гражданско-политического содержания, были сверх духовной цензуры предоставляемы рассмотрению опытных и сведущих светских сановников, кого Вашему Величеству благоугодно будет для сего назначить». Государь предоставил отправлять подобные сочинения на рассмотрение существующего по части цензуры комитета под председательством д. т. с. Бутурлина.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

В царствование Екатерины II цензурные полномочия были официально предоставлены Синодальной конторе, московскому и петербургскому митрополитам, а фактически – духовным особам из Академий, или избранным «ученым и просвещенным архимандритам», подписи которых можно, напр., видеть на многих изданиях Новикова. Именным указом 16 сентября 1796 года, уничтожавшим почти все частные типографии, учреждены смешанные цензурные комитеты. В каждом из них, – наряду с двумя светскими цензорами, – должна была находиться и уполномоченная Синодом духовная особа. А спустя два года был извлечен из архива и проект 1756 года, когда по типу переводческой конторы была учреждена Московская духовная цензура. Согласно положению о ней «учреждаемая в Москве духовная цензура» находится в непосредственном ведении Св. Синода, состоит из председателя и трех членов, известных по своим познаниям в словесных науках и языках; избираются они из монашествующего или белого духовенства, по рассмотрению и утверждению Св. Синода. Предметом деятельности цензуры служат свидетельствование, рассмотрение и исправление как переводов, касающихся Церкви и церковного учения, так и вообще – сочинений, издаваемых «соборным» и не соборным духовенством. Обязанность духовной цензуры состоит не в том лишь, чтобы, – по примеру гражданской, – делать простое одобрение или неодобрение сочинения к печатанию («поскольку таковыя упражнения не суть важны»), но в том, чтобы делать им «рецензию, или строгое пересматривание и исправление». Все сочинения, одобренные цензурой, как не заключающая в себе, по ее мнению, ничего противного закону Божию, правилам государственным, благонравию и литературе, надлежит издавать в печать с дозволения Синода, исключительно в типографиях, ведомству его принадлежащих. Но вскоре выяснились, неудобства нового порядка, ибо для московской духовной цензуры ненормальными оказались ее отношения с одной стороны к гражданской цензуре и типографиям, а с другой – к Синоду и местной епархиальной власти. Светская цензура упорно отстаивала мысль, что «Богословие, катехизис, проповедь и толкование догматов» исчерпывают весь объем духовной цензуры. Авторы, стараясь избежать невыгодных условий печатания в синодальной типографии, уклонялись и от духовной цензуры. Сношения в каждом отдельном случае с Синодом вызывали крайнее замедление; притом, ввиду этих сношений, утрачивался и смысл цензорского рассмотрения. Наконец, митр. Платон ревниво смотрел на водворение цензуры в московских пределах, где дотоле он был полномочным цензором и ослаблял ее значение. По всему этому, в первое десятилетие существования цензуры чрез нее проходило ежегодно не более 12–15 сочинений, а затем приток сочинений еще более сократился за учреждением духовных цензурных комитетов при академиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Вместо предисловия В 1897 г. нами было напечатано исследование «Синодальныя учреждения прежняго времени». В параллель этому исследованию в 1899 г. нами было предпринято другое, в котором мы поставили себе задачей обозреть «Синодальныя учреждения настоящаго времени». К группе этих учреждений нами отнесены Московская Св. Синода и Грузино-Имеретинская Синодальная конторы, а также Духовные цензурные комитеты с синодальными типографиями. Особенности этой группы учреждений в том, что они находятся в особом отношении к Св. Синоду, действуют на особых основаниях, и не смешиваются с другими синодальными учреждениями. Из поименованных синодальных учреждений настоящего времени нами обследована Московская Св. Синода контора. Намереваясь продолжить начатое исследование, в настоящий раз предполагаем обозреть учреждения нашей духовной цензуры, которые довольно разнообразны. На первом плане между этими учреждениями должны быть поставлены и стоят «Духовные цензурные комитеты», действующие в С.-Петербурге и Москве с особым устройством, и представляющие в собственном смысле центральные органы для действий духовной цензуры. Они рассматривают все, предназначаемые для издания духовные произведения, и разрешают их в печать собственной властью, или в особых случаях, смотря по характеру и предмету сочинения, с одобрения Св. Синода. При всех православных духовных академиях, на основании их устава, имеется своя цензура для рассмотрения сочинений, представляемых на ученые степени, и вообще для ученых и других собственно академических изданий. Кроме того при духовных академиях в Киеве и в Казани действуют свои, как бы особые комитеты в лице временно назначаемых из состава академических преподавателей цензоров. Комитеты эти пользуются ограниченной компетенцией. Киевский – рассматривает сочинения, представляемые лицами, подведомственными киевской духовной академии и преимущественно служащими в академии наставниками. Казанский – принимает к рассмотрению сочинения, поступающие от лиц собственно его училищного ведомства, а также может, с разрешения Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛАГИН Николай Васильевич (12 (по др. сведениям, 9). 08.1817, имение Жары Нерехтского у. Костромской губ.- 31.10.1891, С.-Петербург), духовный писатель, издатель, историк, цензор. Происходил из старинного дворянского рода; один из 14 детей гвардии поручика Василия Дмитриевича Елагина (1789-1868), участника войны 1812 г. Окончил в С.-Петербурге 1-й кадетский корпус, в 1836-1840 гг. служил в одном из конных полков. В 1840 г. был командирован в канцелярию Мин-ва народного просвещения, занимался самообразованием. В 1841-1850 гг. трудился в имп. Археографической комиссии, к-рой со временем передал в дар собранную им коллекцию древних грамот. С 1843 г. - письмоводитель в экспедиции гос. кредитных билетов. С 22 апр. 1848 г. сторонний цензор С.-Петербургского цензурного комитета, до 1858 г. служил под началом председателя цензурного комитета и попечителя С.-Петербургского учебного окр. М. Н. Мусина-Пушкина. 12 марта 1857 г. был прикомандирован к Главному управлению цензуры, 29 апр. назначен при нем чиновником особых поручений. Деятельность Е. в качестве цензора вызывала отрицательную реакцию в либеральных кругах. Е., отличавшийся строго религ. мировоззрением, стремился ограничить в цензурируемых им произведениях информацию о дуэлях и самоубийствах как греховных и уголовно наказуемых деяниях; он придерживался мнения, что любовные сцены всегда должны приводить к законному браку, а отрицательные персонажи - раскаиваться или получать должное возмездие. В деятельности редактора «Отечественных записок» и «Санкт-Петербургских ведомостей» А. А. Краевского Е. видел «злонамеренные цели», прежде всего пропаганду республиканских начал, а также «чувственной жизни». Мемуаристы В. Р. Зотов, А. В. Никитенко, А. А. Чумиков обвиняли Е. в ограниченности, бесцеремонности и чрезмерной придирчивости (напр., он требовал убрать упоминания об участниках мятежа 14 дек. 1825 г., о разгроме прусской армии во время Семилетней войны, поскольку прусская династия находилась в родстве с Домом Романовых). Вместе с тем, по словам Н. Н. Фирсова, Е. не был чужд либеральных тенденций и «редко давал повод к препирательству», сохраняя благожелательные отношения даже с редакцией радикального «Русского слова» во главе с Г. Е. Благосветловым.

http://pravenc.ru/text/189667.html

На той же неделе, в четверг (18 марта), и в той же самой академической аудитории происходил другой магистерский диспут (коллоквиум): преподаватель Таврической духовной семинарии священник Николай Ильич Ильинский защищал представленные им для получения степени магистра богословия труды свои: 1) «Синтагма Матфея Властаря . Исследование» (1–239 стр. Москва 1892 г.) и 2) „Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах, составленное и обработанное смиреннейшим иеромонахом Матфеем, или алфавитная Синтагма Матфея Властаря . Перевод с греческого“ (стр.1–Х11– 410+L11.Cuмфeponoль 1892г.) В обычном кратком биографическом очерке (curriculum vitae), прочитанном пред началом диспута, секретарь академии сообщил собранию, что магистрант – сын священника села Михайловского, Богородицкого уезда, Тульской губернии. Образование свое он получил в Тульском духовном училище (1862–66 г.), затем в Тульской дух. семинарии (1866–73 г.) и наконец в Московской дух. академии (1873–77 г.), окончил курс наук по существовавшему в то время церковно-практическому отделению со степенью кандидата богословия и с правом на получение степени магистра без новых устных испытаний. Служебную деятельность свою Н. И. Ильинск ий начал в сентябре 1877г. в качестве преподавателя греческого языка в Таврической дух. семинарии, а с 30 ноября 1881г. он состоит в той же Таврической семинарии преподавателем литургики, гомилетики и практического руководства для пастырей. 2 февраля 1879г. преосвященным Таврическим Гурием он был рукоположен во священника к Сретенской церкви, что при Таврическом Епархиальном женском училище; затем в январе 1881г. определен был на священническое место к церкви детского приюта графини Адлерберг, а 22 декабря того же года перемещен, согласно прошению, на настоятельское место к Андреевской церкви, что при Сиротском доме тайного советника Фабра. Кроме этого места и должности преподавателя духовной семинарии, о. Николай занимает в настоящее время еще несколько должностей. Так, он состоит законоучителем Симферопольской женской гимназии и Епархиальным Таврическим экзаменатором; вместе с тем он же и член различных епархиальных учреждений – административных и благотворительных: цензурного комитета, училищного совета, миссионерского комитета, комитета по устройству приюта для призрения вдов и сирот Таврического духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shos...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СМАРАГД (КРЫЖАНОВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Смарагд (Крыжановский) Смарагд (Крыжановский) ( 1796 - 1863 ), архиепископ Рязанский . В миру Крыжановский Александр Петрович, родился 9 марта 1796 года в с. Великой Березянке Таращенского уезда Киевской губернии в семье местного священника. Семья священника была большая, но обеспеченная. Воспитывая своих детей в труде, отец заботился и об образовании их. В 1805 году поступил в Киевскую духовную семинарию , а затем и в академию , где проучился до III курса ( 1815 г.), затем был отправлен для продолжения образования в Санкт-Петербургскую академию , которую закончил в 1819 году с присвоением звания магистра богословия (9 августа 1819 года). Как лучший выпускник, он был оставлен в С.-Петербургской академии преподавателем богословских наук. 29 августа 1819 года был пострижен в монашество с именем Смарагда в честь одного из сорока севастийских мучеников . В том же году 8 сентября он был рукоположен во иеродиакона , а 20 сентября - во иеромонаха . 30 июня 1821 года был переведен инспектором и преподавателем богословия в Киевскую духовную академию , где в 1823 году был утвержден действительным членом академической конференции. 23 февраля 1824 года, по представлению ректора архим. Моисея и по ходатайству академической конференции, Комиссия духовных училищ присвоила ему звание профессора с утверждением его членом цензурного комитета. Такое продвижение по службе объясняется успешным и быстрым исполнением всех ответственных поручений. Так, например, при ревизии в 1822 году Волынской, Минской и Черниговской семинарий он произвел всестороннюю и тщательную проверку жизни семинарий и представил обоснованный отчет о своей ревизии. В 1823 году проводил ревизию Каменец-Подольской семинарии; в 1821 - 1825 годах состоял членом комитета по построению академических зданий

http://drevo-info.ru/articles/14870.html

А.А. Половцов Паплонский, Иван Иванович Паплонский , Иван Иванович, писатель и педагог, происходил из дворян Ковенской губернии, родился в Видах той же губернии 21-го ноября 1819 года. Окончив курс Виленской гимназии, П. поступил в Московский университет, из которого вышел со степенью кандидата 1-го отделения философского факультета в 1840 г. и в том же году (19-го сентября) определен был и. д. учителя русского языка в Варшавское уездное училище, а 20-го июля следующего года назначен и. д. младшего учителя русского языка во вторую Варшавскую гимназию; оставаясь на этой должности, П. 20-го июля 1843 г. получил назначение и. д. профессора русской словесности на Варшавских юридических курсах (до 20-го июля 1846 г.), затем был и. д. учителя того же предмета в Варшавской художественной школе (26-го июля 1844 г.), в Варшавской губернской гимназии (20-го июля 1845 г.), в Варшавском благородном институте (с 11-го августа 1848 г.), был переводчиком при Медицинском Совете царства Польского (с 19-го апреля 1850 г.), преподавал всеобщую историю в Художественной школе (с 28-го июля 1850 г.), где, кроме того, с 19-го декабря того же года читал и курс русской словесности. В 1853 г. (11-го января) П. был назначен старшим цензором Варшавского цензурного комитета с оставлением в звании учителя Художественной школы, но уже 18-го августа 1855 г. был определен чиновником особых поручений при попечителе Варшавского учебного округа; через четыре года ему было поручено временное управление Высшим женским училищем, а еще через месяц (в сентябре 1859 г.) – преподавание русского языка и словесности в бывшей Варшавской Римско-Католической Духовной Академии. В течение этого периода времени П. неоднократно ревизовал различные учебные заведения, рассматривал рукописи учебников, составляемых для училищ Варшавского учебного округа, состоял председателем Комитета, учрежденного для рассмотрения рассуждений, писанных учениками местных заведений для получения медалей, выбирал темы для подобных сочинений и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

[Рец. на:] Порфирий (Успенский), еп. Книга бытия моего: Дневники и автобиографические записки Источник Часть I: С 3 мая 1841 по 1 мая 1844 г Кто не имел опытов, тот мало знает; а кто странствовал, тот умножил знание. Многое я видел в моем странствовании, и я знаю больше, нежели сколько говорю. ( Сир. 34, 10, 11 ) Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих солнце… ( Еккл. 7, 11 ) Все эти изречения Св. Писания как нельзя более применимы к почившему 19 апреля 1885 года преосвященному епископу Порфирию (Успенскому) , заглавие новой книги которого мы только что выписали и который, почти целую четверть века самых лучших дней жизни своей проведя в странствиях по разным землям запада и особенно востока и, следовательно, имев много разнообразных опытов, весьма умножил свое знание ( Сир. 34, 10 ) и мог смело сказать о себе: «Многое я видел в моем странствовании, и я знаю больше, нежели сколько говорю» (ст. 11). Родившись в 1804 году в Костромской губернии и по окончании низшего и среднего образования в местных духовно-учебных заведениях докончив его в С.-Петербургской духовной академии, преосв. Порфирий (в миру Константин Александрович Успенский) при самом же окончании курса академического, именно 15 сентября 1829 года принял монашество и тем самым покорил свою волю в послушание воле Божьей и воле начальства. 9 ноября того же года, уже будучи в сане иеромонаха, он назначен был на должность законоучителя в С.-Петербургский 2-й кадетский корпус и на этой должности чрез год был утвержден в степени магистра богословия. Но при талантливости и живости, даже пылкости характера, обладая неутолимою жаждою кипучей деятельности и не удовлетворяясь однообразием занятий, он, естественно, не мог долго оставаться при одной законо-учительской должности и на одном месте, и вот уже в 1831 году мы видим его в Одессе, где он с должностью законоучителя (а с 1838 г. Профессора богословия) в Ришельевском лицее соединяет разнообразные другие должности (члена цензурного комитета, директора попечительного о тюрьмах комитета и т.д.), причем в 1834 году возводится в сан архимандрита и уже в то время совершает более или менее продолжительное путешествие в Крым и Бессарабию (в 1833 и 1836 годах); а в 1840 году мы видим его назначенным в настоятели церкви при Императорской Российской миссии в Вене.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Д.А. Карпук Дмитрий Андреевич Карпук – кандидат богословия, преподаватель и секретарь кафедры церковно-исторических дисциплин, заведующий аспирантурой и архивом Санкт-Петербургской духовной академии. Митрополит Макарий (Булгаков) является одним из самых выдающихся архиереев XIX столетия. Широкую известность не только в Российской империи, но и за ее пределами владыке Макарию принесли его фундаментальные исследования по богословию и церковной истории. В бытность инспектором и профессором столичной духовной академии ему впервые пришлось столкнуться с духовной цензурой. И с этого времени митрополит Макарий был связан с ней на долгое время. Во-первых, сначала как член Санкт-Петербургского духовного цензурного комитета, действовавшего при академии. Во-вторых, как автор богословских работ и церковно-исторических исследований. Несмотря на архиерейский статус и авторитет владыки Макария в научных кругах, духовная цензура в лице разных своих представителей довольно строго подходила к его трудам. Некоторые сочинения приходилось серьезно переделывать, разрешение на публикацию других приходилось ожидать годами. В-третьих, в 1870 г. по инициативе тогдашнего обер-прокурора Св. Синода была учреждена Комиссия по пересмотру действовавшего устава духовной цензуры, председателем которой был назначен именно митрополит Макарий. Предложения Комиссии, вынесенные на рассмотрение Св. Синода, позволяют утверждать, что владыка Макарий был человеком чрезвычайно широких взглядов, по некоторым вопросам даже опережавшим свое время. Ключевые слова: митрополит Макарий (Булгаков) , митрополит Филарет (Дроздов) , архиепископ Иннокентий (Борисов) , митрополит Григорий (Постников) , граф Д. А. Толстой, Санкт-Петербургская духовная академия, духовная цензура, обер-прокурор Святейшего Синода, Санкт-Петербургский духовный цензурный комитет. Митрополит Макарий (Булгаков) (1816–1882), благодаря премиям его имени и многочисленным научным работам, хорошо известен не только как Московский митрополит, но и как крупнейший богослов и церковный историк XIX в. Выпускник Киевской духовной академии Макарий (Булгаков) в сане иеромонаха указом Св. Синода был переведен в Санкт-Петербургскую духовную академию в 1842 г. В столичной академии, куда его назначили по ходатайству тогдашнего ректора архимандрита Афанасия (Дроздова) 1 , Макарий пробыл 15 лет, вплоть до 1857 г., и прошел все звания и должности, начиная с помощника инспектора до ректора и с бакалавра до заслуженного ординарного профессора. Именно в столичной духовной академии ему пришлось впервые столкнуться с духовной цензурой. И с этого времени митрополит Макарий был связан с ней на долгое время, наверное, как никто другой из его

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Издательская деятельность православного духовенства в Прибалтийском крае при архиепископе Платоне Архиепископ Платон уделял много внимания работе обновленного комитета (с 22 июля 1850 г.) по переводу на эстонский и латышский языки православных церковных книг, изданию и распространению этих книг, потому что ощущалась острая необходимость ознакомить новоприсоединенных с истинами православия. Еще в 1847 г. преосвященный Филарет изложил обер-прокурору Святейшего Синода свое мнение о том, что «статьи и сочинения для православных лифляндских крестьян следовало бы издавать в виде журнала и что для издания такого журнала необходимо учредить особый комитет из лиц, знающих духовную литературу и способных не только выбирать готовые статьи из русских изданий, но и составлять свои» . Но вскоре преосвященный Филарет был переведен из Риги на Харьковскую кафедру, и издание журнала так и не осуществилось. В сентябре 1851 г. преосвященный Платон возобновил деятельность по подготовке и изданию журнала. Указом от 28 марта 1852 г. Святейший Синод разрешил издавать журнал, утвердив основные положения: «1) журнал назвать «Училищем благочестия», печатать на каждом языке в количестве 1000 экземпляров и издавать чрез каждые три месяца отдельными книжками; 2) издание журнала предоставить Рижской семинарии с назначением главным редактором ректора семинарии, помощником ему — инспектора, сотрудниками — наставников семинарии и ученых священников по избранию местного епископа и собственному желанию; 3) в состав журнала помещать на первый раз статьи одного духовно-нравственного и исторического содержания, заимствуя их из книг, издаваемых на отечественном языке и отсылая в оригинале и переводе на предварительное рассмотрение в Санкт-Петербургский духовный цензурный комитет; 4) предполагаемому журналу назначить самую крайнюю соразмерно стоимости его цену, дабы и беднейшие из крестьян могли бы без затруднения приобретать его покупкою» .

http://sedmitza.ru/lib/text/430298/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010