В медицинских училищах столицы будет реализовываться программа «Духовные основы милосердия» 28 мая 2008 г. 15:46 В Голицынском кабинете храма святого благоверного царевича Димитрия при 1-й Градской больнице по инициативе Департамента здравоохранения г. Москвы и Комиссии по церковной и социальной деятельности прошло собрание заместителей по воспитательной работе медицинских училищ г. Москвы. Поводом для собрания послужила программа «Духовные основы милосердия» (ДОМ), которая была в качестве эксперимента запущена в медицинском училище 19 в прошлом учебном году. Проект оказался успешным, и было решено предложить реализовывать программу и в других медицинских училищах Москвы. О программе рассказал ее автор, клирик храма царевича Дмитрия иерей Николай Петров. Основным ее содержанием стало раскрытие понятия «милосердие» как категории нравственности. Отец Николай отметил, что в программу входит обзор многих исторических аспектов становления института сестричества. Также выступила Любовь Капитанчук, заместитель по воспитательной части медицинского училища 19. По ее словам, ребятам интересно посещать занятия. Первая их реакция была — удивление, что с ними говорят о таких высоких вещах, что об их профессии говорит священник. Любовь Валентиновна поблагодарила преподавателя курса «Духовные основы милосердия» диакона Иоанна Ковалева, клирика храма святого великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках, за то что он смог найти общий язык с аудиторией: «Вскоре уже студенты ходили за мной и спрашивали, когда приедет преподаватель», — рассказала она. Председатель городского объединения заместителей директоров по учебной работе Елена Конюшкова от лица Департамента здравоохранения выразила благодарность как организаторам, так и собравшимся, и сообщила, что желающие реализовывать программу у себя медицинские училища могут отправлять заявку в Департамент здравоохранения. Заявки будут обработаны, а со следующего учебного года в заинтересованных медицинских училищах будет реализовываться программа «Духовные основы милосердия». Милосердие.ru /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/412871.htm...

профессор Иван Игнатьевич Малышевский (25.07.1828–23.01.1897) Аудиокниги профессор Иван Игнатьевич Малышевский Русский историк церкви, славист, общественный деятель; доктор богословия, профессор Киевской духовной академии. Биография Родился в 1828 году в местечке Негневичи, Новогрудского уезда Минской губернии, в семье униатского священника. Родители были шляхетского происхождения. Первоначальное образование получил дома. В 1837—1843 годах обучался в Жировичском духовном училище (тогда при униатской духовной семинарии), в 1843—1849 годах — в Минской духовной семинарии, которую окончил с отличием. В 1849—1853 годах учился в Киевской духовной академии, окончив её со степенью первого магистра богословия. Преподавал в Киевской академии: бакалавр (1853—1861), экстраординарный профессор (1861—1862), ординарный профессор (1862—1897); читал главным образом курсы русской истории и истории Русской церкви. Кроме этого он был преподавателем французского языка (с 1857), истории русского раскола (с 1858). С 1863 года бессменно возглавлял кафедру истории Русской церкви Киевской духовной академии. С 1866 года — член правления академии. В 1873 году защитил диссертацию «Александрийский патриарх Мелетий Пигас и его участие в делах Русской Церкви» (Киев, 1872) и был удостоен учёной степени доктора богословия. Награждён Макариевской премией. В работе «Сказание о посещении Русской страны св. апостолом Андреем» (1888) И. Малышевский высказал мнение о появлении русской версии о Хождении апостола Андрея после русско-византийского церковного конфликта середины XII века, связанного с поставлением в митрополиты русина Климента Смолятича. И. И. Малышевский пользовался большим уважением и популярностью в академическом кругу. Был действительным и почётным членом Киевского общества летописца Нестора, Московского археологического общества, членом Русского археологического института в Константинополе, Киевской археологической комиссии, Киевского отделения Славянского благотворительного общества, Киево-Владимирского братства (по обращению евреев в православие), Киевского Попечительства о слепых и иных обществ. Принимал участие в строительстве Владимирского собора в Киеве, впоследствии избран почётным старостой. Был избран в гласные Киевской городской думы, в этой должности заботился об увеличении числа народных училищ в Киеве и о лучшем устройстве уже имевшихся. Всего И. И. Малышевский состоял почётным или действительным членом около двадцати научных и благотворительных обществ и учреждений. Был женат на дочери И. П. Максимовича, Антонине. Умер 11 (23) января 1897. Похоронен на Щекавицком кладбище Киевского Братского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

4. Резолюция Митрополита Филарета на представлении о. Ректора Московской Духовной Академии о сочинении двух студентов оной 9 Июня 1830 г. В июне 1830 г. Ректор Московской Духовной Академии 2 представил Митрополиту Филарету исправленные им сочинения двух студентов, приготовленных для прочтения на испытании: из коих одно заключает в себе объяснение и защищение правильности приложения Св. Евангелистом Мфеем к Иисусу Христу пророчества Исаии (7:14), а второе о духе и о свойствах Христианского мученичества. По прочтении сих сочинений Преосвященный Филарет написал на представлении следующую резолюцию: Ни того, ни другого рассуждения ну могу признать достаточно приготовленным, ни для напечатания, ни для прочтения в публичном собрании. Рассуждение о мученичестве и теперь бесконечно обширно и, как в отношении к логике, так и в отношении к словесности слабо. Это принужденное скопление слов, выражений, исторических обстоятельств, выписок, а не систематическое произведение ума, которого бы все части были направлены к определенной цели. Я прочел около половины оного (дочитать не имею ни времени, ни терпения), но не встретил еще ничего, что прямо и с силою было бы направлено к указанной во вступлении цели, то есть к защищению мученичества от нареканий. После неопределенного и утомительного рассказа о гонениях иудейских, римских, персидских, магометанских, российских поставлено восклицание: таково начало и происхождение мученичества! Маккавеи предъуготовили (сие слово написал о. Ректор) ветхозаветную церковь к таковым же подвигам в новозаветной церкви. На что ж было приготовлять ветхозаветную церковь к таким подвигам, которые не в ней, а в последующей за нею новозаветной Церкви совершиться должны? Мне кажется это не значит очищать сочинение от погрешностей. Сочинение о пророчестве: се Дева, при подобном несовершенстве неудобно для чтения в собрании потому, что в нем много сухого филологического разбирательства слов, от которого слушатель, знающий еврейский язык, соскучится, а не знающий задремлет. Убеждаю о. Ректора между двугодовыми упражнениями студентов отыскать к открытому испытанию, хотя небольшое рассуждение, но достойное внимания слушателей. Впрочем ни мало не возбраняется представить оба рассуждения, о коих здесь говорено, Комиссии Духовных Училищ на ее усмотрение. Филарет М. Московский Июня 9 1830 г. Дело К. Д. У. 1830 г. Апреля 22 3404. Читать далее Источник: Мнения, отзывы и письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по разным вопросам за 1821–1867 гг., собранные и снабженные пояснительными примечаниями Л. Бродским. – М.: Синод. тип., 1905. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Журналу СПбДА " Христианское чтение " исполнилось 195 лет марта 2016 Журналу Санкт-Петербургской духовной академии " Христианское чтение " исполнилось 195 лет. Академический журнал - первый в истории русской православной периодики печатный орган. Академия с первых лет существования регулярно издавала сборники студенческих работ и проповедей. Встал вопрос о том, чтобы не только студенты, но и преподаватели имели возможность публиковать результаты своей научной и исследовательской деятельности. Инициатором учреждения журнала стал ректор академии архимандрит Григорий (Постников), ученик и преемник святителя Филарета (Дроздова). После утверждения проекта Комиссией духовных училищ в 1821 году в свет вышел первый номер журнала. Это стало важным событием в истории высшей духовной школы и Русской Православной Церкви. " Христианское чтение " продолжало выходить в 1916-1917 годах, в 1918-м редакция прекратила свою деятельность из-за отсутствия средств. Издание журнала под названием " Вестник Ленинградской духовной академии " было возобновлено в 1990 году по благословение митрополита Алексия (вскоре избранного Патриархом). Главными редакторами возрожденного журнала были иеромонах Сергий (Кузьмин) и протоиерей Владимир Мустафин . В 2008 году, по дореволюционной традиции главным редактором журнала стал ректор духовных школ епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков) , ныне архиепископ Петергофский . Ответственным редактором журнала стал протоиерей Димитрий Юревич . С 2009 года журнал начал выходить в новом формате, с учетом требований Высшей аттестационной комиссии к рецензируемым научным изданиям. Итогом долгой подготовительной работы стало включение в 2015 году " Христианского чтения " в перечень ВАК. Основная цель журнала - публикация оригинальных научных статей, освещающих с точки зрения вероучения и предания Православной Церкви проблемы в сфере богословских, библейских, церковно-исторических, литургических и смежных с ними дисциплин. " Христианское чтение " ставит своей задачей способствовать развитию богословской науки, сотрудничеству церковных и светских ученых, представляющих различные исследовательские и образовательные институты. ИА " Вода живая " - сайт СПбДА , 04.02.16 Поделиться Упоминания в новостях 1 апреля 2024 28 марта 2024 24 марта 2024 24 марта 2024 19 марта 2024 31 марта 2024 4 марта 2024 29 февраля 2024 31 января 2024 31 декабря 2023 7 апреля 2024 24 марта 2024 23 февраля 2024 18 февраля 2024 30 ноября 2023 18 апреля 2024 18 апреля 2024 17 апреля 2024 17 апреля 2024 17 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=985...

протоиерей Петр Преображенский (28.10.1828–3.06.1893) Патрология Переводы Статьи протоиерей Петр Преображенский Духовный писатель, патролог, переводчик раннехристианских текстов. Почетный член МДА и СПбДА, один из учредителей московского Общества любителей духовного просвещения. Биография Происходил из московской священнической семьи. Учился в Московской духовной семинарии. В 1851 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию в звании магистра богословия («Жизнь и заслуги Оригена как апологета христианства»). Преподавал логику, психологию, латинский язык в Новгородской, а с 1855 года в должности профессора — логику, психологию, патристику и латинский язык в Московской духовной семинарии. В течение двух сроков, с 1877 по 1884 гг., он был гласным Московской городской думы. В 1882 году был возведён в сан протоиерея; с 1883 года служил в церкви преподобного Феодора Студита у Никитских ворот. П. А. Преображенский был почётным членом Петербургской (1883) и Московской (1884) духовных академий. Являлся одним из учредителей московского Общества любителей духовного просвещения (1863), членом правления Заиконоспасского духовного училища (с 1867), комиссии по хозяйственной части духовных училищ (с 1872), правления Московской духовной семинарии (1873—1885), правления епархиального свечного завода (с 1887); основателем (1882) и вице-президентом отделения пчеловодства при Московском обществе акклиматизации растений и животных. В 1860 году вместе с протоиереем Н. А. Сергиевским и протоиереем Г. П. Смирновым-Платоновым основал богословский журнал «Православное Обозрение». С 1875 до 1891 год был его редактором-издателем. Поместил в нем много оригинальных и переводных статей: «Ориген и его заслуги как апологета христианской религии», «Апологетическая деятельность древней церкви и ее значение для настоящего времени» (1866, 11, 12) и др. Издал в русском переводе, с введениями и примечаниями: «Писания мужей апостольских» (издание второе, Санкт-Петербург, 1894), «Сочинения древних христианских апологетов» (второе издание, Санкт-Петербург, 1894), «Сочинения святого Иустина Философа и Мученика» (Москва, 1891), «Сочинения святого Иринея Лионского» (Москва, 1871). Переводы Преображенского не утратили значимость до настоящего времени — современные переиздания мужей апостольских, как правило, используют его тексты.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Статистика Чистович Иларион Алексеевич писатель, сын диакона Калужской губернии. Образование получил в Санкт-Петербургской духовной академии; читал в ней сначала отечественную, церковную и гражданскую историю, а затем психологию и историю философии. В 1871 г. Чистович защитил диссертацию на степень доктора богословия: " Древнегреческий мир и христианство в отношении к вопросу о бессмертии и будущей жизни человека " (СПб., 1871). Состоял вице-директором канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода, потом управлял контролем при Святейшем Синоде и был членом учебного при Синоде комитета. Преподавал философские науки в Императорском училище правоведения. Главный философский труд Чистовича: " Курс опытной психологии " (СПб., 1868, несколько изданий). Исторические его сочинения " История Санкт-Петербургской духовной академии " (СПб., 1857); " Санкт-Петербургская духовная академия за последние 30 лет, 1858 - 1888 годы " (СПб., 1889); " Феофан Прокопович и его время " (СПб., 1868). Во " Временнике Общества Истории и Древностей при Московском Университете " Чистович напечатал между прочим: " Процесс по делу об учреждении типографии при киевской митрополии " (1855) и " Проект издания российских летописей в 1734 г. " (1856); в " Чтениях " того же общества - " Выговская раскольническая пустынь " (1859), " Материалы для биографии Бецкого " (1863) и " Иона Сальникеев " (1868); в " Дне " 1861 - 1862 гг. - " Арсений Мацеевич " ; в " Православном Обозрении " - " Исправление славянской Библии перед изданием 1751 г. " (1860) и " Решиловское дело " (отдельно, СПб., 1861); в " Христианском Чтении " - " История православной церкви в Финляндии " (1853), " Обозрение лютеранских и реформатских обществ в России с половины XVI до начала XVIII века " (1857) и " Неизданные проповеди Стефана Яворского " (1867); в " Страннике " - " Новгородский митрополит Иов и его переписка " (1861) и " Митрополит Амвросий Подобедов " (1860). В 1878 г. Чистович напечатал " Историю перевода Библии на русский язык " (2-е изд., СПб., 1899). Последним по времени его ученым трудом был " Очерк истории западнорусской церкви " (СПб., 1882 - 1884). После смерти Чистовича, в 1894 г. вышло в свет его сочинение " Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия духовных училищ " (СПб.). Все сочинения Чистовича по истории русской церкви составлены на основании архивных первоисточников и вносят в науку много новых фактов, а отчасти и новых взглядов на более крупных церковно-исторических деятелей. См. " Памяти историка нашей академии - И.А. Чистовича " ( " Церковный Вестник " , 1893, 45); Н. Б. " И.А. Чистович " ( " Церковные Ведомости " , 1893, 46); " Санкт-Петербургская духовная академия за последние 30 лет " (стр. 53 - 54 и 133). Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/309

митрополит Григорий (Постников) (01.11.1784–17.06.1860) Догматико-полемические труды Жития святых Нравственно-аскетические труды Письма митрополит Григорий (Постников) Митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский, член Святейшего Синода. Проповедник, богослов, исследователь и борец со старообрядчеством. Основоположник церковной периодической печати в России. Биография В миру Георгий Петрович Постников родился в семье диакона. Первоначальное образование получил в Перервинской и Троицкой семинариях; затем окончил Петербургскую духовную академию. 13 августа 1814 года был удостоен звания магистра и 17 августа определён бакалавром академии. Был любимым учеником епископа Филарета (Дроздова). 25 августа 1814 года был пострижен в монашество; 27 августа рукоположён во иеродиакона; 28 августа — во иеромонаха. 19 марта 1816 года назначен инспектором Санкт-Петербургской академии; в том же году — вице-президентом Российского библейского общества. Участвовал в переводе Священного Писания на русский язык. Первым начал преподавать богословие на русском языке. 18 июля 1817 года удостоен степени доктора богословия и 29 июля того же года возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Волоколамского Иосифова монастыря. С 1 октября 1817 года экстраординарный профессор Петербургской академии; со 2 мая 1819 года — ректор академии и ординарный профессор. По его предложению Синод принял решение о начале издания в 1821 году журнала «Христианское — первого русского печатного церковно-богословского органа. 11 июня 1820 года избран членом Российской академии. С 21 августа 1821 года член комиссии духовных училищ. 7 мая 1822 года хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии; настоятель Сергиевой пустыни. С 4 января 1826 года епископ Калужский и Боровский; с 3 марта 1828 года архиепископ Рязанский и Зарайский; с 28 июля 1829 года архиепископ Тверской и Кашинский. С 2 марта 1829 года член Святейшего Синода. С 1 марта 1848 года архиепископ Казанский и Свияжский. По его инициативе в 1855 году в Казани начал выходить журнал «Православный Собесдникъ», ставивший задачу борьбы с расколом. За восемь лет пребывания на Казанской кафедре провёл в епархии в общей сложности не более трёх лет, по большей части находился в столице, исполняя обязанности синодального члена. Высочайшим рескриптом, данным в Москве 26 августа 1856 года Александром II, был возведён в сан митрополита. Рескриптом от 1 октября 1856 года назначен на столичную кафедру. 30 мая 1858 года освятил Исаакиевский собор в Петербурге. Скончался 17 июня 1860 года, после трехнедельной болезни. Погребён в Александро-Невской Лавре в Свято-Духовой церкви, под алтарём.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

митрополит Михаил (Десницкий) (19.11.1761–05.04.1821) Нравственно-аскетические труды митрополит Михаил (Десницкий) Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский, первенствующий член Святейшего Синода. Богослов, проповедник, духовный писатель. Биография Родился в семье сельского пономаря; в день своего крещения лишился отца. При поддержке митрополита Московского Платона (Левшина) окончил Троицкую семинарию (в Троице-Сергиевой лавре). С 1782 г. продолжал свое образование во вновь открытой в Московской филологической семинарии, слушал курс в Московском университете и изучал богословские науки в Московской академии. В 1785 году хиротонисан во иерея к церкви Иоанна Воина в Москве. В 1796 году переведён в Большую церковь Зимнего дворца. В 1799 году принял монашеский постриг и назначен придворным иеромонахом. 6 декабря того же года — архимандрит Юрьева монастыря и законоучитель в 1-м Кадетском корпусе. 20 июня 1802 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 17 июня 1803 года награждён орденом Святой Анны 1-й степени. 18 декабря 1803 года переведён епископом Черниговским и Нежинским. 18 ноября 1806 года — архиепископ. В 1813 году вызван в Санкт-Петербург; с 30 августа 1814 — член Святейшего Синода и Комиссии духовных училищ. С 15 февраля 1815 года по 7 февраля 1816 года управлял Псковской епархией, оставаясь архиепископом Черниговским. С 16 июля 1816 года — член Совета Императорского Человеколюбивого общества; также, член Библейского общества, в каковом качестве участвовал в редактировании перевода на русский язык книг Священного Писания. С 26 марта 1818 года, по удалении в Новгород впавшего в опалу митрополита Амвросия (Подобедова), — митрополит Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский, священноархимандрит Александро-Невской лавры; по кончине того, с 25 июня того же года — одновременно и митрополит Новгородский (полный титул — митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский). 30 (18) августа 1818 года — освятил домовой храм апп. Петра и Павла в госпитале на Б. Сампсониевском пр., д. 1. 7  сентября (26  августа) 1819 года — освятил церковь св. Двенадцати Апостолов в новопостроенном здании Санкт-Петербургской духовной академии. Как и ряд иных иерархов той эпохи, находился в конфликте с влиятельным министром духовных дел и народного просвещения князем А. Н. Голицыным, насаждавшим идеи христианского универсализма; незадолго до своей кончины жаловался на него императору Александру I. Скончался 24 марта 1821 года. Чин погребения его 29 марта в Александро-Невской лавре возглавил митрополит Грузинский Варлаам (Эристов) (тогда на покое, присутствующий в Синоде); похоронен был «в новостроющейся церкви, заложенной им самим во имя Святаго Духа, и на том месте, над коим назначено быть жертвеннику».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Сергач. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Здесь, близ источника под названием Колоды, в древности была воздвигнута часовня во имя преподобного Сергия Радонежского. Отсюда пошла и первая улица будущего поселения, получившая название Сергиевской. Когда в 1802 году был высочайше утвержден план застройки уже уездного г.Сергач, здесь образовалась площадь, " на коей положена быть каменная церковь и каменное казенное строение (присутственные места) " . Такое соседство собора и расположившихся вдоль главной площади официальных зданий остается и по сей день. Этот великолепный храм с голубым куполом виден всему городу: с объездной дороги, снизу - от поселков Юбилейный и Сахарный. А раньше - его можно было и слышать: рядом с собором стояла величественная колокольня, звон ее колоколов разливался на всю округу, на 30 верст окрест. Взоры людей поражает величие соборной церкви Владимирской Божьей Матери, мастерство строителей и умение выбрать подходящее место. В семьях коренных горожан сохранились отголоски семейных преданий об участии предков в строительстве собора. Храм был возведен полтора века назад в честь победы России в Отечественной войне 1812 года, как дань памяти погибшим сергачанам. Строительство велось всем миром и началось в 1817 году, в 1816 году Комиссия духовных училищ выделила на возведение каменного собора в г.Сергач - 37024 руб.50 коп. В 1820 году были освящены алтари - в правом приделе в честь пророка Божия Илии, в левом - в честь Сергия Радонежского, а главный - в честь Владимирской иконы Божией Матери, в 1828 году. К ноябрю 1829 года Василий Федоров составил подробные отчеты о строительстве. Храм закрыли в 1930-х годах, в его здании разместилась швейная фабрика. Со времен храм лишился и своей колокольни. Лишь после долгих 60-ти лет поругания, в 1993 году, собор вернули Нижегородской епархии. С 1994 года здесь начали совершаться регулярные богослужения, которые совершались в боковом приделе в честь святого пророка Божия Илии. К активным восстановительным работам смогли приступить только в 2003 году: был отреставрирован центральный придел собора, отремонтирован пол(потребовалось окола 40 машин песка), зашпаклевали, оштукатурили и побелили стены, обновили алтарную часть и иконостас. Летом 2004 года был частично подновлен фасад. Осенью 2005 года была полностью отремонтирована купольная часть храма: заменили кровлю, установили новую главку и крест. Весной 2006 года приступили к капитальному ремонту фасада и росписи шатра. Ссылки: 1.http://sergach-online.ru/storiya/cerkvi.html 2.http://www.nne.ru/news.php?id=2888 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=04645

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНЦЕВ Михаил Васильевич (30.09.1865, Смоленск - 21.07.1945, Москва), композитор, педагог, муз. критик. В 1894 г. окончил С.-Петербургскую консерваторию по классам Ю. И. Иогансена (гармония, контрапункт) и Н. А. Римского-Корсакова (композиция). В 1894-1896 гг. преподавал пение в Елизаветинском ин-те в С.-Петербурге. С 1896 г. жил в Витебске, где преподавал хоровое пение в различных учебных заведениях, был редактором газет «Витебские губернские ведомости» и «Народный листок» (1905-1912), членом Витебской архивной комиссии. В 1918 г. организовал Народную консерваторию (где читал лекции по истории и теории музыки), а также Гос. хор и кружок белорус. песни. В 1936-1938 гг. член Аттестационно-экспертной комиссии при Управлении по делам искусств в Москве. В стиле духовных сочинений А. преобладает гармоническое изложение, но в экспозиционных разделах иногда используются имитационные формы, в т. ч. каноны. Литургию А. трактует как единый муз. цикл, объединяя песнопения в группы по тематическому или тональному признаку (ектении, песнопения евхаристического канона). Муз. соч.: «Литургия св. Иоанна Златоуста». Соч. 15. М., 1903 (Херувимские песни 8 и 9 опубл. также в сб.: Песнопения рус. литургии: Партитура/Сост. Б. Тевлин. [М.], 1990. Вып. 2); «Милость мира». СПб., 1909 (прил. к журн. «Баян»); Херувимская песнь. М., 1911; «Достойно есть». М., 1911; ГЦММК. Ф. 290. 14 «Символ веры» (2 февр. 1917. Ркп.). Соч.: Приготовительный курс элементарной теории музыки в связи с преподаванием хорового пения: Руководство для учеб. заведений, приспособленных к обучению детей и взрослых лиц, желающих петь в хоре. М.; СПб., 1897; Краткие сведения для певцов-хористов: Пособие для сельских нар. и церковноприходских школ, а также городских и духовных училищ. М., [б. г.]; Методическая хрестоматия классного хорового пения для всех учебных заведений. Курс 1 (младший). Курс 2 (старший). Витебск, 1903; Нотная терминология: Справ. словарь для регентов, учителей и всех музыкантов. Витебск, 1904. Лит.: А. Б. Анцев М. Херувимская песнь. Достойно есть: [Рец.]//Хоровое и регентское дело. 1912. 5/6. С. 121; Н. Ф. Б[укреев]. «Литургия св. Иоанна Златоустого» ... муз. М. Анцева: [Рец.]//Изв. С.-Петербургского об-ва муз. собраний. 1903. Окт.-нояб. С. 1. Н. Ю. Плотникова Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/75554.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010