Будущий владыка родился в семье пономаря, ставшего затем священником, поэтому с детства церковную службу знал и любил. В училище (семинарию) поступил 1800 (или в 1802) году. В 1808 г., в свою бытность еще в философском классе (следовательно, вероятнее, что поступил в 1802 г.), определен лектором по классу французского языка в Архангельскую духовную семинарию, и потом еще более полутора  лет (с января 1809 г. по сентябрь 1811 г.) занимал в сем классе должность учителя. В 1811 г. окончил курс и оставался лектором, пока 25 января 1812 г. не поступил учителем греческого языка и всеобщей истории в высшее отделение Архангельского уездного духовного училища. 26 сентября 1819 г. определен инспектором Архангельских духовных училищ. В ноябре к предметам преподавания прибавились Священная история, география и катехизис, а всеобщая история была упразднена. 14 июля 1816 г. перемещен в Архангельскую духовную семинарию на профессорское место учителя греческого и французского языков. 24 сентября 1817 г. был определен экономом семинарии. 29 июня 1819 г. комитет Архангельского отделения Российского библейского общества пригласил Семенова, сделавшегося известным своей ученостью и даром проповедничества, вступить в должность секретаря, что он и исполнил. Он принимал самое живое участие в составлении «Симфонии на Пятокнижие» (М. 1823 г.), епископа Архангельского и Холмогорского Парфения (Петрова †1819). 21 апреля 1820 г. подал его преемнику преосв. Иосифу (Величковскому) прошение о пострижении в монашество. 25 июля 1820 г. в Архангельском монастыре пострижен архимандритом Онежского Крестного монастыря, ректором семинарии, Павлом (Моревым) с именем Игнатия. 1 августа 1820 г. рукоположен в иеродиакона и 15 августа — в иеромонаха. По определению Св. Синода от 10 января 1821 г., вел проповедническую деятельность. С 3 февраля 1821 г. — игумен третьеклассного Николаевского Корельского монастыря Архангельской епархии. 1 марта 1821 г. был вызван в СПбДА; 26 марта отбыл из монастыря и 11 апреля прибыл в СПб. 13 апреля ректором, доктором богословия, архим. Григорием (Постниковым) представлен был архим. Филарету (в схиме Феодосию (Амфитеатрову), митр. Киевскому и Галицкому, святителю). Журналом правления академии 18 апреля введен в должность бакалавра Санкт-Петербургской духовной академии; 12 июля 1821 г. выдержал экзамен, и с 3 августа являлся магистром богословия. 26 июля 1821 г. Комиссия духовных училищ определила его на кафедру богословских наук. 29 сентября 1821 г. назначен библиотекарем СПбДА. Игумен Игнатий ознакомился с академической библиотекой, привел ее в порядок, составил каталоги; в то же время он проповедовал в академической церкви и напечатал в «Христианском Чтении» несколько статей, преимущественно переводов с греческого. С 3 ноября — действительный член академической конференции. 8 ноября 1822 г. возведен в сан архимандрита.

http://bogoslov.ru/article/571154

Скачать epub pdf ГЛАВА XII. Религиозное просвещение Революционные события 1917 г. явились катастрофой для духовного образования в России. По богословским школам удар был нанесен уже на самом раннем этапе борьбы с Церковью декретом Совнаркома «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви»: «Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается» 868 . Церковным и религиозным обществам запрещалось владеть собственностью, поэтому духовные школы, существовавшие на средства Святейшего Синода, практически теряли финансовую основу, а специальные богословские школы могли создаваться только заново, без предоставления им денежных средств и без права пользоваться учебными помещениями прежних академий, семинарий и духовных училищ, которые подлежали конфискации. Помещения, библиотеки и даже часть педагогического персонала духовных учебных заведений использовались новыми властями для устройства общеобразовательных средних школ, педагогических училищ, учительских институтов. Высшее церковное управление своим указом от 1 ноября 1918 г. вынуждено было констатировать, что не располагает средствами содержать духовные учебные заведения. Однако профессура духовных академий предпринимала попытки в той или иной форме сохранить православные школы. В Московской Духовной Академии трудности начались уже при Временном правительстве. Обер-прокурор Святейшего Синода В. Львов 13 марта 1917 г. направил для ревизии академии комиссию во главе с профессором Петроградской Академии Б. В. Титлиновым. Комиссия обвинила ректора, епископа Волоколамского Феодора (Поздеевского) , в неправомерных действиях, не назвав их конкретно, и на этом основании Святейший Синод по указанию Львова уволил епископа Феодора с поста ректора и назначил его настоятелем Даниловского монастыря. Временное исполнение обязанностей ректора возложено было на инспектора академии архимандрита Илариона (Троицкого) . Одновременно смещен был и редактор академического органа «Богословский вестник» священник Павел Флоренский , его заменил профессор М. М. Тареев . После начала 1917/18 учебного года, новым ректором избрали профессора по кафедре истории и обличения западных исповеданий А. П. Орлова, который через месяц был рукоположен и возведен в сан протоиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В.В. Каширина Концепция создания специализированной кадетской школы-интерната на базе Вышенско-Куплинской школы Андрей Речицкий, протоиерей, настоятель храма пророка Божия Илии на Новгородском подворье г. Москвы, член Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, член Комиссии по церковному просвещению и деятельности Воскресных школ при Епархиальном совете г. Москвы Обращаясь к трудам и пастырской деятельности свт. Феофана, мы видим, какое большое значение он придавал образованию и христианскому воспитанию детей. Управляя сначала Тамбовской, а затем и Владимирской епархиями, святитель Феофан много трудов положил для развития в них духовного и народного образования. При его непосредственном участии и попечении было открыто много церковноприходских училищ, воскресных и частных школ, а также два женских епархиальных училища (в Тамбове и Владимире). Заботиться об образовании и христианском воспитании детей святитель Феофан не переставал, даже удалившись для подвига затвора в любимую Вышу. Здесь, на Выше, святитель Феофан благословил создание Куплинской школы, близ монастыря. В этом году исполняется 130 лет со времени создания Вышенско-Куплинской школы в 1886 г. по благословению святителя Феофана, Затворника Вышенского , трудами и заботами архимандрита Аркадия, наместника Успенского Вышенского монастыря. Из архива Тамбовской духовной консистории: «В полуверсте от монастыря, за рекой Цной, в деревне Купля находится монастырская усадьба, на которой в 1886 г. открыта церковноприходская школа. Сначала она помещалась в старом деревянном доме, а к концу 1890 г. построен для нее каменный 2-х этажный дом... Школа переименована во второклассную». В Сборнике материалов и статистических сведений по народному образованию в Тамбовской губернии за 1901 г. указано, что 2-х этажное каменное крытое железом здание Вышенско-Куплинской школы Шацкого уезда являлось собственным, построенным для школы на средства монастыря. Число классных комнат – 4 (110, 110, 99, 99 кв. арш.). Число учащихся на 1901 г. – 82 человека. До семидесяти учеников из числа беднейших крестьянских детей жили в школьном пансионе за счет Вышенской пустыни. Сотни учащихся получили в Купле не только начальное образование, но самое главное – христианское воспитание.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Серафим, митрополит Новгородский, Санкт -Петербургский, Эстляндский и Финляндский (Глаголевский Стефан Васильевич) Родился в 1757 году в городе Калуге в семье причетника. Первоначальное образование получил в Калужском духовном уездном училище. Затем продолжил его в Николо-Перервинской духовной семинарии и в филологической семинарии ученого «Дружеского общества», основанного в Москве известными мистиками Н. И. Новиковым и И. Г. Шварцем. Окончил свое образование в Московской духовной академии и Московском университете. С марта 1785 года начал педагогическую деятельность учителем Троицкой духовной семинарии. В 1787 году определен учителем риторики в Московской академии и академическим катехизатором. 2 декабря 1787 года пострижен в монашество в Заиконоспасском монастыре. С 21 августа 1790 года – префект Московской Славяно-греко-латинской академии. С 1791 года – цензор печатных книг. 12 февраля 1795 года возведен в сан архимандрита Можайского Лужецкого Рождество-Богородицкого монастыря и назначен членом Московской духовной консистории. В том же году вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди. 28 сентября 1798 года назначен ректором Московской духовной академии и настоятелем Заиконоспасского монастыря. 25 декабря 1799 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии, Московским митрополитом Платоном. 29 января 1804 года назначен епископом Вятским и Слободским. 7 июля 1805 года переведен епископом Смоленским и Дорогобужским. 7 февраля 1812 года переведен в Минск с возведением в сан архиепископа и назначением присутствующим членом Святейшего Синода. С 30 августа 1814 года – архиепископ Тверской и Кашинский, постоянный член Святейшего Синода и член комиссии духовных училищ. С 15 марта 1819 года – митрополит Московский и Коломенский. С 19 июня 1821 года – митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский и священноархимандрит Александро-Невской лавры. Скончался 17 января 1843 года. Погребен в Александро-Невской лавре в церкви Святого Духа, перед местной иконой Сошествия Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Григорий, Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский (Постников Григорий Петрович) Родился в 1784 году в селе Михайловском Никитского уезда Московской губернии в семье диакона. Первоначальное образование получил в Перервинской и Троице-Сергиевской духовных семинариях, а затем окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. 25 августа 1814 года пострижен в монашество; 27 августа рукоположен во иеродиакона; 28 августа – во иеромонаха. 19 марта 1816 года назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии. 18 июля 1817 года удостоен степени доктора богословия и 29 июля того же года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Иосифо-Волоколамского монастыря. С 1 октября 1817 года – экстраординарный профессор Санкт-Петербургской духовной академии. Со 2 мая 1819 года – ректор Санкт-Петербургской духовной академии и ординарный профессор. С 21 августа 1821 года – член комиссии духовных училищ. 7 мая 1822 года хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 4 января 1825 года (по другим источникам – с 1826 года)-епископ Калужский и Боровский. С 3 марта 1828 года – архиепископ Рязанский и Зарайский. Со 2 марта 1829 года – член Святейшего Синода. С 28 июля 1829 года (по другим источникам – с 25 июля 1831 года) – архиепископ Тверской и Кашинский. С 1 марта 1848 года – архиепископ Казанский и Свияжский. 26 августа 1856 года возведен в сан митрополита. С 1 октября 1856 года – митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Скончался 17 июля 1860 года. Погребен в Александро-Невской лавре в Свято-Духовской церкви, под алтарем. В студенческие годы Григорий был любимым учеником великого святителя митрополита Московского Филарета (Дроздова) , а впоследствии стал единомысленным с ним архипастырем. Преосвященный Григорий отличался всесторонним образованием. Это был ревнитель чистоты веры и нравственности. Строго соблюдал церковный устав, в догматических убеждениях относительно веры и Православия был стоек, непреклонен и неуступчив. Почти за каждым богослужением преосвященный Григорий говорил поучения простые, краткие и общедоступные.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иннокентий, святитель, епископ Пензенский и Саратовский (Смирнов Иларион Дмитриевич) († 1819, память 10/23 октября) Родился 30 мая 1784 года в селе Павлове, расположенном недалеко от Москвы, в семье бедного церковного причетника. С детских лет Иларион отличался исключительно кротким нравом. Поэтому, когда он поступил в Московскую Перервинскую духовную семинарию, был прозван Смирновым за кротость и безукоризненное поведение. Окончив Перервинскую духовную семинарию лучшим учеником, Иларион был переведен в лаврскую семинарию, где продолжил образование по классам: историческому, философскому, богословскому и иностранных языков. В 1805 году, еще до окончания семинарии, он, как один из способнейших воспитанников, был назначен учителем в начальном грамматическом классе этой же семинарии. Затем ему было поручено преподавать поэзию, одновременно он занимался толкованием воскресных Евангелий и преподавал для всей семинарии катехизис. С 1809 года Иларион начал читать в семинарии курс философии и в это же время был назначен префектом семинарии. Любовь к науке, усердие в исполнении обязанностей, простота сердца, верность в слове – вот что характеризовало молодого преподавателя. 13 октября 1809 года Иларион, с ранних лет полюбивший уединение, был пострижен в монашество с именем Иннокентий митрополитом Платоном (Левшиным) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. На следующий же день он был рукоположен во иеродиакона, затем – во иеромонаха. 6 августа 1810 года иеромонах Иннокентий был назначен игуменом Николаевского Угрешского монастыря, а 14 октября он был переведен в Московский Знаменский монастырь. 22 января 1812 года по представлению Комиссии духовных училищ ему было предложено место преподавателя богословия в Санкт-Петербургской духовной академии. 30 августа 1812 года игумен Иннокентий был возведен в сан архимандрита. В сентябре 1813 года архимандрит Иннокентий был утвержден ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии и профессором богословия, а также членом Комитета духовной цензуры, оставаясь в то же время преподавателем церковной истории в академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ (В 1913-1917 - Императорская Московская Духовная Академия, в 1944-1946 - Православный Богословский ин-т), преемница московской Славяно-греко-латинской академии , высшее духовное учебное заведение, действовавшее в 1814-1921 (1928) гг. в Троице-Сергиевой лавре и в Москве и после закрытия возрожденное в 1944 г. С 1944 г. составляет единый учебный комплекс с Православными Богословско-пастырскими курсами (с 1946 МДС). Основание и первые годы деятельности МДА основана указом имп. Александра I Павловича от 30 авг. 1814 г. об утверждении проекта Устава духовных академий, что стало 2-м этапом реализации реформы духовного образования. Проект реформы, составленный в 1808 г. и проверенный на 1-м выпуске СПбДА, в 1814 г. был исправлен и получил Высочайшее утверждение. В указе говорилось, что 1-й выпуск СПбДА обучение завершил, а значит, получили образование учителя для открытия по новому Уставу Московского духовно-учебного округа во главе с МДА; император призывал Комиссию духовных училищ (КДУ) при Синоде, призванную руководить российской духовно-учебной системой, обратить «свое внимание как на сих новообразованных учителей, так и на самыя училища, чтобы устроить их в прямом смысле: училищами истины» (ПСЗ. Т. 32. С. 910). Академия был открыта в Троице-Сергиевой лавре на месте старой Троицкой семинарии, т. к. здания Славяно-греко-латинской академии в Москве были «очень ветхи, не уместительны» ( Смирнов С. К. 1879. С. 1). 21 мая 1814 г. управляющему Московской епархией еп. Августину (Виноградскому) был прислан указ Синода, в к-ром высказывалось предложение о размещении новой академии в лавре, на что преосвященный дал согласие (Там же. С. 1-3). Академии были переданы здания Лаврской семинарии, в т. ч. нижний этаж т. н. царских чертогов, построенных при имп. Петре I Алексеевиче для проживания в них особ царской фамилии. Помимо этого академии был отдан верхний этаж «чертогов» и разрешено употребить на перестройку 30 тыс. р. ассигнациями из средств, принадлежавших Славяно-греко-латинской академии, хранившихся в Опекунском банке (РГИА. Ф. 802. Оп. 1. Д. 1116).

http://pravenc.ru/text/2564190.html

XVIII. Св. Синод в царствование Александра II Царствование Императора Александра II, ознаменовавшееся столь многими и крупными преобразованиями в политической, общественной и народной жизни, не коснулось ведомства Святейшего Синода. Между тем, произведенные графом Протасовым, по его инициативе, с Высочайшего соизволения, перемены в среде духовного ведомства провели решительную грань, отделившую Синод от его прошедшего. В то время, как граф Протасов восторгался своими нововведениями по духовному ведомству, видел в них залог и обеспечение правильного и успешного течения дел-современные ценители реформ графа Протасова думали о них иначе, словом не одобряли. Известный церковный ревнитель А. Н. Муравьев, в свое время много говоривший и писавший о переменах графа Протасова по духовному ведомству, так отзывался о духи и направлении его реформ: «Учреждение министерства духовных дел, соединенного с просвещением народным, было первым нарушением Регламента Петра Великого, ибо оно подчинило Синод светскому влиянию министра, хотя весьма благонамеренного и благочестивого, каков был князь Голицын, но сих двух добродетелей недостаточно для управления делами церковными: необходима опытность духовная и соблюдение тех основных правил, соборных и отеческих, на коих держится церковь православная, ибо она не может быть управляема мимо епископов и без соборного совещания. По возникшим от того неустройствам духовным, первенствующий член митрополит Серафим принужден был, при всем своем смирении, просить Государя Императора отпустить его на покой, если не восстановится прежний порядок управления церковного. Порядок был восстановлен, но кратковременное министерство оставило по себе неблагоприятный пример для будущего. Еще прежде министерства, в начале сего столетия, при образовании училищ, учреждена была духовная комиссия при Святейшем Синоде, которая состояла из членов духовных и светских; но первенствующий член Синода имел всю распорядительную часть и один, своим лицом, сносился со всеми ведомствами по сему предмету.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Б. Пивоваров К 100-летию со дня кончины 16(3) мая 1984 года исполнилось сто лет со дня кончины крупнейшего церковного историографа Сибири, магистра богословия протоиерея Александра Сулоцкого . Труды протоиерея Александра Сулоцкого по истории культуры и духовного просвещения Сибири, а также рукописные материалы из архива ученого 1 получают заслуженное признание современной исторической науки 2 . Протоиерей Александр Сулоцкий , по свидетельству одного из его учеников – протоиерея Михаила Путинцева, «был один из достойнейших пастырей Церкви Христовой, опытный и ревностный наставник юношества, трудолюбивый писатель и исследователь родной старины, преимущественно сибирской, и высокой нравственности христианин» 3 . В некрологе отца Александра сказано: «Едва ли кто может приступить теперь к изучению Сибирского края в церковно-историческом отношении, не ознакомившись с его трудами... ему, как первому труженику по разработке церковно-исторического материала Сибирского края, останется всегда благодарен всякий, кто займется изучением церковной истории Сибири» 4 . Протоиерей Александр Иванович Сулоцкий родился в 1812 году в семье бедного причетника села Сулость Ростовского уезда Ярославской губернии. Фамилию он получил по наименованию своего родного села 5 . По окончании курса Ярославской Духовной Семинарии Александр Сулоцкий , как лучший выпускник, в 1833 году был отправлен на казенный счет в Петербургскую Духовную Академию. Благодаря замечательным способностям и редкостному усердию Александр Сулоцкий в 1837 году окончил академический курс со званием старшего кандидата богословия 6 . Комиссия Духовных училищ назначила его на должность преподавателя церковной истории и греческого языка в Тобольскую Духовную Семинарию. В Тобольск Александр Сулоцкий прибыл в начале 1838 года. Молодой преподаватель вскоре заслужил расположение Преосвященного Афанасия (Протопопова), архиепископа Тобольского и Сибирского (1832–1842). Впоследствии протоиерей Александр Сулоцкий вспоминал, как еще до поездки в Сибирь ему говорили, что архиепископ Афанасий очень строго относится к преподавателям Семинарии. На это А. Сулоцкий отвечал: «Что строгость? Была бы в Преосвященном справедливость!» В Преосвященном Афанасии он нашел не только ревностного начальника, но духовного наставника и благодетеля 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Бийск. Домовая церковь Иоанна Богослова при православной гимназии. Домовая церковь бывшего Миссионерского Катехизаторского училища Карта и ближайшие объекты Алтайское миссионерское Катихизаторское училище – центр по подготовке кадров, необходимых Алтайской духовной миссии (учителей и переводчиков, священников, дьяконов и псаломщиков) было открыто в 1883 г. Училище помещалось в собственном кирпичном здании. При нём имелась однопрестольная домовая церковь. По ходатайству покровителей Алтайской миссии, Всемилостивейшим повелением Государя Императора от 27 марта 1890 г. «учащим и учащимся Алтайского миссионерского Катихизаторского училища дарованы права, присвоенные учащим и учащимся духовных училищ». 21 августа 1890 г. для непосредственного заведывания учебной, воспитательной и экономической частями Катихизаторского училища, Преосвященнейшим Макарием, Епископом Томским и Семипалатинским, учреждён Совет училища в составе: заведующего училищем, его помощника и учителя наук. Ведению Совета передано дело наблюдения за всеми школами Алтайской миссии. 7 февраля 1891 г. совету Катихизаторского училища дано «высшею духовною властию право производить испытания на звание учителя церковно-приходской школы, а местною епархиальною властию учреждена при училище испытательная комиссия для ищущих должности псаломщика, а также диаконского и священнического сана». 17 марта 1893 г. воспитанникам-инородцам Катихизаторского училища даровано право поступать для продолжения образования в духовную семинарию. 14 сентября 1895 г. состоялось торжественное освящение нового кирпичного учебного корпуса Катихизаторского училища. Богослужение возглавил Преосвященнейший Мефодий (Герасимов), епископ Бийский, начальник Алтайской духовной миссии. После водосвятного молебна и окропления всех помещений в большом училищном зале общим хором учащихся из 300 человек была пропета молитва «Царю Небесный». Произносились торжественные речи, исполнялись духовные песнопения. Здание было построено на средства бийских купцов – Алексея Фёдоровича Морозова, Алексея Викуловича Соколова и Василия Николаевича Осипова.

http://sobory.ru/article/?object=35931

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010