М. Путинцев Биографический очерк 3-го мая 1884 года, в 10 часов вечера, в г. Омске скончался, после продолжительной болезни, бывший законоучитель Сибирского кадетского корпуса, магистр богословия, протоиерей Александр Иванович Сулоцкий. Почивший окончил свою многотрудную и многополезную жизнь на 72 году от роду, оставив после себя истинно-праведническую «с похвалами» память в сердцах всех, не только лично его знавших, но и знакомых с ним по слуху или по его сочинениям, помещавшимся во многих столичных и сибирских периодических изданиях, а частью напечатанных отдельно. Покойный о. протоиерей был один из достойнейших пастырей Церкви Христовой, опытный и ревностный наставник юношества, трудолюбивый писатель и исследователь родной старины, преимущественно сибирской, примерный муж и отец, добрый, благожелательный, кроткий, скромный и в высшей степени приятный член общества, наконец, высокой нравственности христианин. Усопший пользовался общей любовью и уважением не только в Омске, где он прожил около 40 лет, но и по всей обширной Сибири и далекому Туркестану, где расселялись его многочисленные ученики, знакомые, друзья, корреспонденты и прочие. Один из учеников покойного Александра Ивановича, лично ему многообязанный и благодарный, я считаю своим священным долгом, в память незабвенного наставника моего и многих, а равно и в назидание благочестивых читателей «Душеполезного Чтения», предложить несколько биографических сведений о почившем о. протоиерее. Покойный о. протоиерей Александр Иванович Сулоцкий родился в 1812 году, Ярославской губернии, Ростовского уезда, в селе Сулость, по имени которого и дана была ему фамилия Сулоцкий. Отец его был бедный причетник. Воспитывался Александр Иванович сперва в Ярославской Духовной семинарии, из которой, как лучший ученик, отправлен на казенный счет в Санкт-Петербургскую Духовную академию (1833 г.). По окончании академического курса (1837 г.), со степенью кандидата богословия, Александр Иванович бывшей комиссией Духовных училищ определен был учителем церковной истории и греческого языка в Тобольскую Духовную семинарию (1838 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович) (1783, с. Богдановка Коломенского у. Московской губ.- 13.07.1834, Тифлис), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834). Род. в семье дьячка Михаила Антипова, рано осиротел. Мать, не имея возможности прокормить семью, просила еп. Коломенского и Тульского Афанасия (Иванова) оставить причетническое место отца за малолетним Матвеем. Епископ побеседовал с мальчиком, велел ему учиться и предрек, что он станет архиереем. Матвей был определен на казенный кошт в Коломенскую ДС, где по месту рождения ему присвоили фамилию Богданов. Он проявил незаурядные способности и окончил семинарию в числе первых учеников. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию, в 1801 г. перешел в класс поэзии Троицкой лаврской семинарии, был причислен к т. н. платоникам, т. е. находился на полном содержании ректора ДС митр. Московского Платона (Левшина) и являлся его непосредственным воспитанником. Как и все платоники, Матвей получил еще одну фамилию - Платонов ( Новиков, Барзилов. 2000. С. 299-300). В 1808 г. принял постриг с именем Моисей и окончил семинарию. Согласно предписанию Комиссии духовных училищ, в числе 7 лучших воспитанников семинарии продолжил образование в только что открытой СПбДА (1809), к-рую окончил в 1814 г. со степенью магистра 5-м по общему списку. Преподавал в СПбДА курс церковной словесности (1814-1817). Вместе с коллегами ректором СПбДА архим. Филаретом (Дроздовым) , преподавателем свящ. Г. П. Павским и ректором СПбДС архим. Поликарпом (Гайтанниковым) участвовал в работе Российского библейского об-ва по переводу с древнегреч. языка и изданию книг Свящ. Писания (1816-1818). М. выполнил перевод Евангелия от Луки. Четвероевангелие было издано в 1819 г. (Шестой отчет Российского библейского об-ва. СПб., 1819. С. 32). Позже под рук. М. в КДА осуществлялся перевод кн. Левит.

http://pravenc.ru/text/2563990.html

Преосвященный Серафим (Глаголевский) назначен в Минск высочайшим указом 7 февраля 1812 года 3122 . Преосвященный Серафим происходил из духовного звания 3123 , родился под Москвой 3124 и первоначальное воспитание получил в Перервинском духовном училище, только что учреждённом тогда Московским митрополитом Платоном в Перервинском Николаевском монастыре 3125 . После учения в «разных семинариях» поступил в Московскую академию. В 1787 году принял монашество и назначен был учителем в академии «публичнаго катехизиса, риторикии истории». В 1790 году произведён в архимандриты Лужецкого Можайского монастыря 3126 и в том же году вызван был в Петербург на чреду священнослужения и проповеди слова Божия 3127 . После годичного пребывания в Петербурге вернулся назад и, продолжая учительство, с 1792 года состоял префектом академии 3128 . С 1796 года присутствовал в Московской консистории. В 1798 году назначен ректором академии и переведён архимандритом в Московский Заиконоспасский училищный монастырь 3129 . В 1799 году в день Рождества, хиротонисан в Троицесергиевой лавре 3130 во епископа и, будучи Московским викарием, три года присутствовал в московской св. синода конторе. В 1801 году, 15 сентября, получил орден св. Анны 1 степени. 29 января 1804 года переведён епископом в Вятку, 7 июля 1805 года в Смоленск 3131 . При перемещении в Минск преосвященный Серафим получил степень архиепископа, подписав архиепископскую присягу 28 февраля в Смоленске 3132 . Ему в это время было 52 года от роду 3133 . Преосвященный отправился из Смоленска в Минск через два дня после выезда из Минска преосвященного Иова, 5 марта 3134 , прибыл в Минск 8 марта 3135 и 13-го уже вступил в управление новой епархией 3136 . Однако, ему не долго пришлось быть в Минске. Летом он должен был покинутъ город при нашествии Наполеона 3137 и, не успев вернуться назад, был вызван в Петербург для присутствования в св. синоде 3138 . 30 августа 1814 года преосвященный Серафим возведён был в члены св. синода 3139 , тогда же назначался членом комиссии духовных училищ 3140 и был переведён на тверскую кафедру 3141 . В Минскую епархию не было тотчас же назначено архиерея и её управление поручено Могилёвскому преосвящённому Даниилу 3142 . Принимая, затем, различные награды 3143 , преосвященный Серафим 15 марта 1819 года был назначен митрополитом Московским 3144 , а 19 июля 1821 года переведён на Петербургскую митрополию 3145 , на которой и скончался 17 января 1848 года 3146 . Служение этого владыки принадлежало другим епархиям, а в Минской, по своей кратковременности, оно не оставило заметных следов.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

протоиерей Иоанн Скворцов (1795–17.08.1863) История Древней Церкви История Русской Православной Церкви Каноническое право Литургика Священное Писание Нового Завета протоиерей Иоанн Скворцов Русский философ, один из основателей Киевской религиозно-философской школы. Его научная и преподавательская деятельность объединяла философские, богословские, естественные, математические и языковедческие знания. Отец профессора Константина Скворцова . Биография Сын священника села Стыткова (Стескова), Ардатовского уезда, Нижегородской губернии. Первоначальное образование получил в Нижегородском духовном училище и Нижегородской семинарии, а в 1814 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Своими успехами и богословско-философскими сочинениями он обратил на себя внимание тогдашнего ректора академии, архимандрита Филарета, впоследствии знаменитого митрополита Московского. Курсовое рассуждение молодого студента: «О составе человека» было первым печатным трудом начинающего, но многообещающего автора. Окончив курс в академии первым по списку, 18 июня 1817 года он был удостоен конференцией академии степени магистра богословия и назначен профессором философии, математики и физики в Киевскую семинарию, в число учеников которой должны были войти воспитанники высших классов преобразованной согласно проекту Комиссии духовных училищ 1808 года Киевской духовной академии. Новая академия была открыта в сентябре 1819 года, и Скворцов 22 сентября того же года был назначен в неё бакалавром философии. Состоявшееся 28 сентября 1819 г. открытие Киевской академии сопровождалось торжественным актом, на котором Иван Скворцов произнёс на латинском языке речь: «О метафизическом начале философии»; с 26 сентября 1819 года по 10 июля 1820 года Скворцов был библиотекарем академии. Посвящён 4 марта 1820 года в сан священника и определён к Владимирской Киево-Печерской церкви; уже 15 июля 1821 года он был возведён в сан протоиерея. В первые годы академической службы он один преподавал логику, метафизику, космологию и нравственную философию, а некоторое время ещё психологию и историю философии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Псков. Домовая церковь Трёх Святителей при Государственном университете. Бывшая церковь Трёх Святителей при Духовной семинарии Домовая церковь. Действует.   Престолы: Трёх Святителей Год постройки:приблизительно 1840 - 1850. В 1901-1903 перестроена и увенчана куполом; в 2010 вновь открыта. Архитектор:А.К. Павловский (перестройка 1901-1903 гг.) Ссылки:   Адрес: Россия, Псковская область, г. Псков, Советская ул., д. 21 Координаты: 57.814857, 28.334057 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 2009 году в Псковском государственном университете открыт храм Трех Святителей (по ул.Советской, д. 21) в здании бывшей Псковской духовной семинарии (1725-1918). 18 августа 2010 года по прибытии в Псков Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Псковский государственный педагогический университет им. С.М.Кирова, где совершил чин малого освящения храма в честь Трех Святителей, воссозданного на месте домового храма бывшей Псковской духовной семинарии.  Духовная семинария на Великолуцкой улице (ныне Советская, 21) являлась одним из старейших учебных заведений Пскова. Она была создана на базе существующих с 1733 года греко-латинских классов, которые размещались в одном из приделов Троицкого собора. В 1738 году для семинарии (тогда ещё Славяно-Латинской школы) построили двухэтажное здание рядом с подворьем Псково-Печерского монастыря. Между 1746 и 1752 годом школа в официальных бумагах стала именоваться Семинарией. В конце 1770-х годов первоначальный дом семинарии погиб в огне. Через некоторое время, помимо восстановленного учебного здания, на территории появилась конюшня с каретником, ледник с магазином и кухня с хлебней. Чуть позже – в начале XIX века построили и Училищный дом – для проживания воспитанников. Однако помещений всё равно не хватало, их недостаток и побудил семинарское управление обратиться к архиепископу Евгению (Болховитинову) с предложением расширить владения. Его начинание продолжил Евгений II (Казанцев). Архиепископ добрался до комиссии духовных училищ при Синоде, где ему выдали разрешение на покупку семинарией за счёт собственных средств деревянного дома на каменном основании. Особняк, принадлежавший жене инспектора Псковской врачебной управы Ефима Яворского, обошёлся семинарии в 6,5 тыс. рублей.

http://sobory.ru/article/?object=48069

Сайт СПбПДА: М.В. Шкаровский. Храм святых Двунадесяти апостолов Петроградской Духовной Академии ноября 2013 10 июня 1817 года на соседнем с Лаврой участке Монастырского острова митрополит Амвросий совершил торжественную закладку и освящение места для нового здания Санкт-Петербургской Духовной Академии 10 июня 1817 года на соседнем с Лаврой участке Монастырского острова митрополит Амвросий совершил торжественную закладку и освящение места для нового здания Санкт-Петербургской Духовной Академии с водружением креста в основании " назначенного посреди дома Академического храма во имя Двенадцати апостолов " . 26 августа 1819 года храм во имя святых Двунадесяти апостолов торжественно освятил митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Михаил в присутствии приглашенных членов Святейшего Синода, Комиссии Духовных училищ и академической конференции. Сердце столичного храма богословской науки забилось. Ввиду тесноты помещения для расположенных в Александро-Невской Лавре Духовно-учебных заведений, после их преобразования в 1808-1809 гг., митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Амвросий (Подобедов) в 1811 г. возбудил ходатайство о постройке для Духовной Академии на лаврской земле особого здания. В том же году архитектор Александр Егорович Штауберт предложил проект подобного здания, но осуществить его не удалось. 3 марта 1817 г. был высочайше утвержден проект трехэтажного академического здания, составленный архитекторами Луиджи (Алоизия Ивановича) Руска и Джакомо Кваренги, а 6 марта император Александр утвердил строительный комитет, состоявший из членов академического правления и архитектора Л. Руска. 1 10 июня 1817 г. на соседнем с Лаврой участке Монастырского острова митрополит Амвросий совершил торжественную закладку и освящение места для нового здания Санкт-Петербургской Духовной Академии с водружением креста в основании " назначенного посреди дома Академического храма во имя Двенадцати апостолов " . 2 Строительные работы вчерне были завершены осенью 1817 г.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Успенский Колоцкий монастырь. Часть 2 Уже в ноябре 1812 года начали выделяться средства на восстановление разграбленных и разрушенных французами монастырей и храмов. Часть средств была получена от частных пожертвователей, другая часть выделялась Комиссией духовных училищ. Указом от 27 ноября 1812 года Александр I дал особые полномочия члену Святейшего Синода архиепископу Рязанскому и Зарайскому Феофилакту (Русанову; †1821) по распределению средств на восстановление православных храмов и монастырей. В Смоленской епархии из десяти монастырей неприятели побывали в шести, и все шесть в той или иной степени пострадали. Про Колоцкий монастырь говорилось, что он был совершенно разорен.На восстановление Колоцкого монастыря Синодом было отпущено 10 000 рублей. Настоятелем монастыря игуменом Иоасафом на эти средства был возобновлен собор, сделан и вызолочен иконостас, расписаны стены. В 1818 году монастырь посетил император Александр I, поклонился чудотворной иконе Божией Матери, приняв в дар от настоятеля список с этого образа . В 1837 году посетил монастырь будущий государь, а тогда еще наследник престола Александр Николаевич. Поклонившись чудотворному образу Божией Матери, всходил он на колокольню и долго смотрел оттуда на Бородинское поле, обозревал настоятельские и братские кельи и оставил в память своего пребывания милостивое пожертвование в пользу монастыря . Монастырь постепенно возрождался, но приведен был в прежний вид только к 1839 году, и последующие годы, вплоть до революции до 1917 года, он вел спокойное, мирное существование. Нового ничего не прибавлено против того, что было в 1794 году, но зато все, что было разорено и повреждено, – исправлено. Об этом свидетельствует сохранившаяся опись, составленная в 1860 году. В монастыре сохранился каменный собор Успения Божией Матери с приделами Николая Чудотворца и пророка Божия Илии, устроенный еще князем Андреем Дмитриевичем. Внутри храм был благоустроен и утеплен, снаружи имел пристройки и крытую галерею. Были каменный двухэтажный настоятельский корпус, два каменных одноэтажных корпуса для братии, четырехъярусная колокольня над вратами с десятью колоколами. Монастырь обнесен каменной стеной с шестью башнями. Из хозяйственных построек – три амбара, кузница, скотный двор и при нем две избы для рабочих и приходящих странников и другие. При монастыре был фруктовый сад (400 плодовых деревьев), разбитый на двух десятинах. Вне монастыря устроена деревянная часовня на каменном фундаменте, имелся также деревянный гостиный двор с тремя жилыми комнатами, кузница, гумно, мельница на реке Колочи, около монастыря находилась и школа грамоты. С восточной и северной сторон к стене примыкали два пруда – Трещенков и Святой.

http://pravoslavie.ru/4419.html

Юрий Белановский: Готовы ли мы узнать правду о Церкви в СССР? РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_89002.html 22 сентября 2011 Юрий Белановский Юрий Белановский: Готовы ли мы узнать правду о Церкви в СССР? Источник:  http://www.aif.ru/society/article/46070 Аргументы и факты Книга примечательна во многих отношениях и вполне достойна внимания любого образованного человека, интересующегося не только прошлым России, но и предстоящими судьбами нашей страны. Отец Георгий, безусловно, компетентен в выбранной теме, а большой педагогический стаж позволил популярно и доходчиво для неподготовленной аудитории раскрыть очень непростые вопросы церковной истории прошлого столетия. В книге затронуты такие темы как гонения на Русскую церковь; церковно-политический компромисс начала века с советской властью (о его идеологах, содержании и результатах); подвиг и прославление новомученников российских; примирение и объединение церквей (Русской Церкви за границей и Русской Церкви Московского Патриархата); Православная Церковь в годы Великой отечественной войны; возрождение церковной жизни на оккупированных территориях; участие Церкви в участи советских военнопленных и др. Книга рассказывает об известных исторических личностях прошлого столетия. Среди них императрица Мария Федоровна, император Николай Второй и его семья, патриархи Тихон и Сергий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), генерал А.И. Деникин, философ И.А. Ильин, писатель Александр Солженицин, протопресвитер Александр Шмеман и др. Страшные цифры Крупнейшая в мире Поместная православная Церковь была практически полностью уничтожена за первые двадцать лет советской власти. Большевистские гонения на христиан оказались по своей жестокости и масштабности беспрецедентными. Отец Георгий Митрофанов в своей книге приводит следующие цифры: из 67 тыс. церквей и колоколен, посчитанных в 1914 году, к 1940 году в стране осталось около 350 действующих, из 64 правящих архиереев и 66 тыс. приходского духовенства служили 4 архиерея и не более 500 священнослужителей. Монастырская жизнь была ликвидирована полностью: закрыты около 1 тыс. монастырей. Также подверглась полному уничтожению вся система духовного образования: закрыты 4 духовные академии, 57 семинарий, 185 духовных училищ. Согласно планам сталинского руководства, к концу 1942 г. в стране должны были исчезнуть любые формы организованной религиозной жизни. По данным Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий при Президенте РФ, только за период 1937-1941 гг. было репрессировано около 176 тыс. представителей православного духовенства, из которых около 111 тыс. расстреляно.

http://religare.ru/2_89002_1_21.html

Предисловие Под этим наименованием мы разумеем 1 лиц, составлявших высшее управление духовными училищами и бывших руководящими деятелями духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Высшее управление духовными училищами сосредоточивалось в это время в особом духовно-правительственном учреждении, называвшемся Комиссиею Духовных Училищ. Поэтому задачу нашего очерка составляет выяснение тех начал, которые служили основанием управления духовными училищами, и изображение деятельности и характеристика членов Комиссии Духовных Училищ, как заправителей и руководителей духовного образования в России в рассматриваемое время. Комиссия Духовных Училищ образовалась из «Комитета об усовершении духовных училищ», давшего им новое устройство и преобразовавшего их из местных епархиально-архиерейских школ в учебные установления, имеющие одно общее управление, обеспеченные постоянными способами содержания и, наконец, признанные правительством в качестве государственных учреждений, наравне с учебными заведениями министерства народного просвещения и других ведомств. Комитет составил общий план и начертал общие правила постепенного преобразования духовных училищ и управления ими, а также изыскал и указал меры к поощрению духовной учёности и к возвышению духовного образования в России. Комиссия Духовных Училищ приводила этот план и эти предначертания в исполнение. Деятельность её была чрезвычайно многосторонняя. В ней сосредоточивалось высшее управление духовными училищами и составление для них уставов, – постепенное образование учебных округов, приискание и назначение профессоров в академии, начальников и преподавателей в семинарии и духовные училища, наблюдение за ходом и направлением учебной части в этих заведениях, составление программ, снабжение училищ учебными руководствами и пособиями и устройства библиотек, ревизии академии и семинарии и училищ, устройство училищных домов, изыскание способов для содержания бедных учеников, устройство ученических общежитий, ежегодный выбор и отправление воспитанников в С.-Петербургский педагогический институт, в С.-Петербургскую медико-хирургическую академию и в Московское отделение её и в медицинские факультеты университетов, образование и обороты училищных капиталов, отделение (в первое время) значительных сумм на постройки и возобновление церквей, наблюдение за действиями цензурных комитетов и составление правил в руководство духовной цензуры, составление положений о гражданских правах службы и о пенсиях наставников духовных училищ и проч. и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Период III. Александроневская главная семинария 1788–1797 Учебная часть Преобразование и переименование Александроневской семинарии в Главную семинарию находится в связи с общими правительственными распоряжениями о преобразовании училищ. В 1786 году 5 августа Высочайше утвержден был Императрицей Екатериной II Алексеевной Устав народных училищ в Российской империи, предначертанный Самой же Императрицей и приведенный в окончательный вид Комиссией об учреждении народных училищ. Правилами этого устава определены способ и цель преподавания наук в училищах, устройство их в правительственном и хозяйственном отношениях и взаимное отношение их, как частей одного органического целого. Цель учреждения училищ изложена в самом начале Устава: «Воспитание юношества было у всех просвещенных народов настолько уважаемо, что почитали его средством утвердить благо общества гражданского: да это и неоспоримо; ибо предметы воспитания, заключающие в себе чистое и разумное понятие о Творце и Его святом законе и основательные правила непоколебимой верности к Государю и истинной любви к отечеству и своим согражданам, суть главные подпоры общего государственного благосостояния.» Для достижения этой цели положено было учредить народные училища во всех губерниях и наместничествах Российской империи. Училища разделены на главные и малые: первые положено учредить в каждом губернском городе, последние, кроме губернских городов, в уездных и где, по усмотрению приказов общественного призрения, откроется надобность и возможность. Те и другие подчинены ведению приказов общественного призрения. Председатель приказа, генерал-губернатор или губернатор, сообразно с его должностью, назначен главным попечителем училищ. Он избирает директора для ближайшего и непосредственного надзора за училищами наместничества или губернии. Главное училище образует учителей для малых училищ и имеет за ними надзор, а Комиссия заботится о снабжении их учебными руководствами и другими пособиями 80 . В сообразность с устройством главных народных училищ, преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010