Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУХОВНО-УЧЕБНОЕ УПРАВЛЕНИЕ при Святейшем Синоде, орган управления духовными школами, существовавший в 1839-1867 гг. Инициатива его создания принадлежала обер-прокурору Святейшего Синода гр. Н. А. Протасову . До учреждения Д.-у. у. существовала Комиссия духовных училищ , к-рая не подчинялась Синоду, работала на коллегиальной основе, в ее состав входили архиереи, высшие чиновники, а возглавлял ее первоприсутствующий член Синода. В 30-х гг. XIX в. в рамках общего изменения церковно-политического курса, которое было ориентировано на укрепление церковной дисциплины, Протасов поставил вопрос о пересмотре уставов духовных школ 1814 г. Он собирался ужесточить бюрократический порядок управления духовными школами и принципиально пересмотреть учебные планы, ориентировать учебный процесс в семинариях на подготовку сельских пастырей. Предполагалось отменить в семинариях преподавание философии, сократить изучение догматического богословия, математики, греч. языка, расширить преподавание катехизиса, богослужебного устава, церковного пения, а также ввести агрономию, иконописание, в епархиях с «инородческим» населением - языки местных народов. Этому решительно воспротивился член Комиссии духовных уч-щ митр. Московский св. Филарет (Дроздов) , к-рый подчеркивал, что в задачи семинарий входит, в частности, подготовка абитуриентов ДА, поэтому семинарское образование должно сохранить высокий теоретический уровень. Митр. Филарета поддержали и др. члены комиссии. Тогда Протасов обратился к имп. Николаю I , который одобрил предложения обер-прокурора. По словам Протасова, император был удивлен, когда узнал, что в семинариях преподают философию: «Как? У духовных есть философия, эта нечестивая, безбожная, мятежная наука? Изгнать ее» (см.: Смолич. История РЦ. Кн. 8. Ч. 1. С. 428). В результате конфликта обер-прокурора с Комиссией духовных уч-щ последняя была упразднена, вместо нее учреждалось Д.-у. у. с урезанными полномочиями.

http://pravenc.ru/text/180665.html

А.Н. Надеждин 75-тилетие с. -петербургской семинарии 1 марта 1884 года исполнилось 75 лет, со времени открытия спб. духовной семинарии на основаниях всеобщей и коренной реформы духовных училищ 1808 года. На таких основаниях петербургская семинария открыта первая, так же как и петербургская духовная академия; в других семинариях реформа вводилась не ранее, как спустя 5 лет после того, т. е. по окончании 1-го курса спб. академии в 1814 году. Семидесятипятилетие свое семинария, по определению правления, с разрешения Высокопреосвященного митрополита, отпраздновала особым торжеством. В воскресенье 4 марта, после архиерейского священнослужения, устроен был акт в одном из классов. Акт происходит под председательством самого Высокопреосвященного митрополита Исидора, в присутствии членов св. Синода, некоторых чиновников духовного ведомства и многих почетных гостей, большею частию из бывших воспитанников, или наставников спб. семинарии. Семинарской корпорации особенно утешительно было видеть своим гостем Владыку митрополита, весьма давно неудостоивавшего семинарию своим посещением. На акте читал историческую записку о спб. семинарии преподаватель гражданской истории, им составленную и потом напечатанную в «Христ. чтении» (1884 г. 5–6); секретарь сообщил сведения о спб. семинарии к 1-му марта 1884 г., с кратким извлечением из отчета за минувший учебный год; о. ректор читал телеграммы и письма, полученные к этому дню от разных лиц, большею частью преосв. архиереев; синодальный обер-прокурор К. П Победоносцев так же почтил семинарию письмом своим, на имя ректора, в котором высказывал сожаление, что по болезни «должен отказать себе в удовольствии присутствовать на (семинарском) торжестве». Подробности празднования описаны в особой брошюр, изданной семин. правлением в память 75-летия семинарии. Год 75-летия спб. семинарии ознаменован еще важным в семинарской жизни событием, это – изданием нового устава дух. семинарий, Высочайше утвержденного 22 авг. 1884 года. Особенности этого устава, весьма быстро составленного комиссией, под председательством московского митрополита Иоанникия, заключаются в следующем: выборное начало отменено, состав правления сокращен, власть епархиального архиерея над семинарией увеличена, так же как и начальственный авторитета ректора; классические языки и математика ослаблены, новые языки сделаны необязательными, словесность и русская история несколько усилены, богословские науки увеличены в числе и раздроблены по всему семин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К епископу Владимиру К преосвящ. Владимиру (Ужинскому), епископу Курскому (1822−1831), потом архиепископу Черниговскому (до 1836 г.) и Казанскому (до 1848 г; † 1855 г.), архим. Макарий писал впервые из Глинской пустыни Курской епархии, прося его, как Епархиального Архиерея, ходатайствовать перед Св. Синодом об отправлении его в Сибирь в миссионеры. Затем, через 11 лет, архим. Макарий поручал вниманию его, тогда Казанского архиепископа, своего казанского благодетеля почетного гражданина г. Казани П. Л. Крупеникова. Два первых письма перепечатываются из книги П. В. Птохова: «Архимандрит Макарий (Глухарев), основатель Алтайской миссии» (М., 1899 г.), стр. 39−42, нашедшего их в деле Синодального архива 1829 г., 417. Третье печатается по оригиналу, сохранившемуся в доме Н. П. Крупеникова в Казани. 58 Повергаясь мысленно к стопам Вашим, милостивейший Архипастырь, всенижайше прошу исходатайствовать в Св. Синоде установленным порядком, перемещение меня в Иркутскую епархию. Ибо самым темпераментом своим, будучи понуждаем искать, согласной с моими склонностями, деятельности, обретаю желание служить, как Господь повелит, и поможет тем о Христе братиям моим, которые в 1825 году из общежительных монастырей Великой России отправлены в Иркутскую епархию, для проповедания слова Божия народам языческим. 261 Посему всенижайше прошу Ваше Высокопреосвященство представить сие желание Св. Синоду, да соизволят перевести меня в ведение Иркутского Архиепископа, не лишив меня, если возможно, того пособия и содержания, которое получаю доселе по благодетельному снисхождению комиссии Духовных Училищ 262 , дабы Его Высокопреосвященство архиепископ Иркутский соизволил употребить меня на служение означенным братиям в деле проповедания Евангелия народам языческим, если усмотрит во мне какую-либо к тому способность, или в противном случае позволить мне в том Иркутской епархии монастыре, который будет избран мною, жить, как живу в Глинской Пустыни. Если возможно то, чтоб и я был отправлен в Иркутск, как означенные монахи, с подорожною по казенной надобности и с прогонными деньгами из казны; то всепокорнейше прошу исходатайствовать для меня сие милостивое вспоможение. Если же сие невозможно, то ограничиваюсь прошением надлежащего свидетельства из Духовной Белградской консистории, с которым бы мне можно было в Иркутск отправиться, и паки с глубочайшей благодарностью повергаюсь к стопам Вашим, святительского благословения и решения сему, желанно и прошению всенижайше испрашивая, и притом донести осмеливаюсь, что прежние опыты обещают мне укрепление сил от путешествия столь дальнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Заседание рабочей группы " Богословие и Богословское образование " Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru Первым с докладом, посвященным работе Синодальной Богословской комиссии, выступил митрополит Минский и Слуцкий Филарет. В своем сообщении о деятельности Богословской комиссии митрополит Филарет особенно подробно остановился на работе расширенного пленума в стенах Московской Духовной Академии 19-20 февраля 2001года, посвященному анализу богословских, нравственных и пастырских аспектов проблем, возникших с введением в РФ новой системы учета налогоплательщиков. Кроме того, Председатель Синодальной Богословской комиссии рассказал, что в 2001 году комиссия по поручению Святейшего Патриарха рассмотрела богословские изыскания священника Георгия Кочеткова и пришла к выводу, что выдвинутые в адрес священника Георгия Кочеткова обвинения в богословских отклонениях исключительно серьезны и в значительной степени представляются обоснованными. «Священник Георгий Кочетков признал допущенные им неточности, письменно исповедал Православную веру и взял на себя обязательство не использовать в катехизической практике, а также прекратить распространение тех печатных произведений, которые подверглись обоснованной критике со стороны Комиссии» - заключил митрополит. Затем владыка рассказал о богословских конференциях, проводившихся в межсоборный период, а также о контактах с зарубежными богословскими центрами. Вторым выступил с докладом, посвященном работе Учебного комитета при Священном Синоде, архиепископ Верейский Евгений. Предметом особенного внимания докладчика был вопрос о реорганизации и реформе духовных учебных заведений. «Сейчас у нас 5 духовных академий, 3 богословских института, 31 духовная семинария, 39 духовных училищ, 1 пастырские курсы», - сообщил владыка.

http://sedmitza.ru/lib/text/429649/

Под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси состоялось заседание Синодальной комиссии по делам монастырей. Москва. 14 мая. ПРАВМИР — 10 июня под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси состоялось заседание Синодальной комиссии по делам монастырей. На заседании обсуждались вопросы выполнения решений Архиерейского собора 2011 года, разработки «Положения о монастырях и монашестве» и «Типового внутреннего устава монастыря». На данном заседании участниками было решено, что для принятия решения об открытии новых монастырей необходима работа специальных инспекционных групп Синодальной комиссии по делам монастырей. Святейший Патриарх Кирилл так выразил эту мысль в своем вступительном слове: «Подобно тому, как до рассмотрения Синодом через особую процедуру изучения проходит вопрос открытия духовных школ, семинарий и даже духовных училищ, — так же, мне кажется, сейчас должны изучаться вопросы, связанные с открытием новых монастырей. Нужно продумать, как в этом процессе могла бы участвовать Синодальная комиссия по делам монастырей. Мне кажется, не может быть формального отношения Синода к прошению того или иного правящего архиерея. Комиссия всегда должна направлять инспекцию — так, как мы поступаем в случае открытия духовной школы, — чтобы ознакомиться с условиями на месте и вообще, убедиться в наличии монашествующих. Если создается монашеская община, то Церковь, Синод должны быть уверены в том, что все организовано правильно». Также на заседании были подняты проблемы организации монашеской жизни на Севере и Дальнем Востоке России и связанных с ней вопросов миссии и социальной работы среди населения этих регионов. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024

http://pravmir.ru/dlya-ocenki-vozmozhnos...

епископ Лоллий (Юрьевский) (01.12.1875–11.02.1935) Библиографические заметки Богословские труды Богослужебные заметки Жизнеописания. Исторические труды Описания монастырей Поучения епископ Лоллий (Юрьевский) Епископ Русской Православной Церкви, епископ Ямпольский и Могилёвский, викарий Подольской епархии. Церковный историк. Биография В миру Александр Иванович Юрьевский, родился 19 ноября 1875 года в Тобольской губернии. В миру Александр Иванович Юрьевский, родился 19 ноября 1875 года в Тобольской губернии. В 1890 году окончил Ишимское духовное училище, в 1896 году - Тобольскую духовную семинарию по I разряду, в 1901 - Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 19 августа 1901 года рукоположен во диакона, 26 августа этого же года - во священника на сверхштатную должность при Тобольском кафедральном соборе. Со 2 августа 1901 по 1913 год преподавал гражданскую историю в Тобольском епархиальном женском училище. С 1901 года состоял хранителем Тобольского епархиального церковного древлехранилища. С 1904 по 21 января 1914 года - настоятель Сретенской церкви города Тобольска. 3 декабря 1904 года был утвержден членом Правления Тобольской духовной семинарии от духовенства на трехлетие 1905-1907 годов. 16 декабря 1904 года утвержден членом ревизионного комитета по поверке экономических отчетов Тобольских епархиального женского и мужского духовного училищ на трехлетие 1905-1907 годов. В 1906 году - священник Тобольского Сестричного союза. 22 января того же года избран председателем Тобольского епархиального братства вмч. Димитрия Солунского. С 22 сентября 1910 года - преподаватель гомилетики и соединенных с ней предметов. В 1913 году упоминается членом Подготовительной Комиссии к общеепархиальным съездам духовенства Тобольской епархии, делопроизводителем архивной комиссии при епархиальном братстве. С января 1914 года - инспектор Тобольской духовной семинарии. Состоял товарищем председателя Комитета Общества вспомоществования нуждающимся учащимся в Тобольской духовной семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

Корнилий, митрополит Сибирский и Тобольский С 1646 по 1661 год – игумен Спасо-Преображенского монастыря в Арзамасе. С 1662 года – архимандрит Новгородского Хутынского Варлаамиева монастыря. 24 июля 1664 года хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан архиепископа. 6 февраля 1665 года прибыл в Тобольск. 25 мая 1668 года возведен в сан митрополита. Скончался 23 декабря 1678 года в схиме (по другим источникам, в 1677 году). Погребен в Тобольском соборном храме. Митрополит Корнилий в своей епархии строго наблюдал за жизнью и деятельностью духовенства, заботился о распространении христианства среди инородческого населения; во многих слободах и острогах, как-то Шадринской, Бешкильской, Торсютской, Иркутской, Красногорском и других, построил церкви. По его грамоте построен монастырь в честь Вознесения Господня в Иркутском остроге. Оставил богатые вклады в архиерейскую ризницу. Труды: Грамоты: С просьбою к воеводе о принятии мер против дерзости раскольников в Енисейске//Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. – СПб., 1846–1875. – Т. 7, 69. Против нетрезвых духовных лиц. О наблюдении за благочинием в церквах. О наблюдении церковного устава в монастыре. О надзоре за поведением духовенства//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1841–1842. – Т. 4, 203, 213. Литература: Никанор (Каменский) , архиепископ. Собрание сочинений. – Казань, 1909. – С. 962–963. Щегольков Н. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. – Арзамас, 1911. – С. 33, прим. 87. Шишонко В. Н. Пермская летопись с 1263–1881 г./Сост. член разных ученых обществ, директор народных училищ Пермской губернии Василий Шишонко: в 7 т. – Пермь, 1881–1889. Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем: в 3 т. – СПб., 1890–1897; 1892. – Т. 2, 809. – С. 139. Нестор (Анисимов) , иеромонах. Православие в Сибири (исторический очерк). – Казань, 1909. – Вып. 4. – С. 14–15.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Калужская и Боровская епархия 14 лютого 2011 р. 14:17 Учреждена 26 октября 1799 г. резолюцией императора Павла I. Административные и географические границы новоучрежденной епархии полностью соответствовали границам Калужской губернии. На момент образования объединяла 692 прихода и 8 монастырей. В 1799-2011 гг. на Калужской кафедре пребывало 40 архипастырей. К 1917 г. епархия насчитывала 743 храма, в том числе 609 соборных и приходских, 26 монастырских, 42 домовых и 52 приписных; 8 мужских и 5 женских монастырей, 2 женские монашеские общины. На приходах служило 949 клириков. Сеть православных учебных заведений состояла из 626 церковноприходских школ, в которых работало около 30000 учителей, действовала Калужская духовная семинария, 3 духовных училища, Епархиальное женское училище и множество приходских училищ. Социальную и благотворительную деятельность осуществляли 9 богаделен, 32 братства, 406 церковноприходских попечительств и 18 обществ трезвости. В 1918 г. в епархии были закрыты все духовные учебные заведения, духовная консистория, епархиальная библиотека, прекращено издание Калужского церковно-общественного вестника, упразднены все домовые храмы. Все церковное имущество было национализировано, церковноприходские школы были переданы в Народный комиссариат образования. Стали закрываться храмы и монастыри, а их имущество изыматься. С начала 20-х гг. XX в. в Калужской епархии существовал обновленческий раскол, который прекратил свое существование в 1939 г. В 1937 г. по обвинению в «контрреволюционной деятельности» был расстрелян архиепископ Калужский и Боровский Августин (Беляев, священномученик, память 10/23 ноября), занимавший кафедру с 1934 г. С ним было расстреляно 18 священнослужителей и мирян. После расстрела архиепископа Августина епархия до 1942 г. была лишена архипастырского руководства. За это время почти все храмы были закрыты, многие разрушены. Всего, по имеющимся данным, за 1929-1941 гг. были приговорены к разным мерам наказания, в том числе и к расстрелу, 411 священников, 116 церковнослужителей, 5 приходских старост, 161 человек из монашествующих.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1416372...

Ставрополь. Домовая церковь Иеремии пророка при бывшем Духовном училище. Иеремиевская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты ... 1 сентября 1823 года духовное училище в г. Ставрополе было открыто. Скоро было открыто и уездное духовное училище. На открытии духовного учебного заведения присутствовали начальник Кавказс­кой области — генерал-майор князь Петр Дмитриевич Горчаков и архимандрит Гаий. Они пожелали первым учащимся успехов в обучении и благообразного поведения в святых стенах училища. Как сообщают архивные документы, оба училища — приходское и уездное — зна­чились (как по мысли учреждения, так и в официальной переписи) отдельными и под­разделялись каждое на два отделения — высшее и низшее: смотритель их именовался не иначе как смотрителем приходского и уездного училищ... Училище помещено было с самого начала в на­емном доме чиновника Тимофеева, в центре города, на церковной площади против Троицкого собора, с платою по 950 рублей ассигнациями в год. На все предметы эко­номического управления в училище положены были оклады самые ограниченные. Нанятый под училище дом был и тесен, и ветх: нужно было нанять более прочный, вместительный и удобный или же построить для училища новое здание. И в 1836 году был куплен дом у жены комиссионера Серова за 35 тысяч рублей ассигнациями как наиболее выгодный для училища во всех отношениях, особенно в виде помещения в нем бурсы, открытие которой признано было настоятельно не­обходимым... Но материальные нужды не переставали стеснять заведение и с других сторон. Оно страдало от недостатка средств, которые необходимы были для содержа­ния дома, учеников и самих учителей. В 1847 году вблизи Кузнечного моста через речку Желобовку по Архиерейскому переулку купцом Иваном Ганиловским был построен двухэтажный каменный дом, который он и подарил духовному училищу. Сохранившийся архивный документ так повествует о новом этапе жизни Ставропольского духовного училища: «С 1847 года начинается новый период жизни Ставро­польского училища. В нем экономическая учебная часть с этого времени значительно улучшается. Такою счастливою переменою училище было обязано первому Кавказс­кому епископу Иеремии. В это время уже существовала Кавказская семинария, как первый духовный плод его архипастырских трудов. Также заботливостью епископа Иеремии выстроен был на училищной усадьбе большой двухэтажный каменный дом на средства благотворителя купца 1-й гильдии Ганиловского; устроено в этом новом заведении давно необходимое общежитие для бедных детей кавказского духовенства. Совместно с улучшением материального быта училища совершенствовалась в нем постепенно и учебная часть...

http://sobory.ru/article/?object=50307

В воскресенье, 27 ноября, в час пополудни скончался живший на покое в переславском Данилове монастыре бывший архиепископ черниговский Павел на 74 году от рождения. Павел Подлипский (в мире Пётр) родился в 1788 году июня 23 дня, Владимирской губернии, Переславского уезда в селе Подлипе, от причетника Ивана Емельянова, который был впоследствии священником в селе Ермове 1 . В январе месяце 1797 года Павел отдан был в переславское Духовное училище, а в сентябре этого же года переведён в Троицкую семинарию, что в Сергиевой лавре, где и обучался по 1809 год. В исходе 1808 года отправлен из богословского класса в Санкт-Петербургскую Духовную Академию; по окончании шестилетнего академического курса со степенью кандидата, 1814 года 13 августа определён во владимирскую семинарию профессором церковной истории и греческого языка. 1817 года января 17 пострижен в монашество преосвященным Ксенофонтом, епископом владимирским и суздальским; 2 июля утверждён инспектором владимирской семинарии, а 1 октября того же года произведён в юрьевский Архангельский монастырь во архимандрита, с дозволением употреблять при священнослужении камлотовую мантию с зелёными бархатными скрижалями. По случаю вызова в Санкт-Петербург ректора семинарии на чреду священнослужения и проповеди слова Божия, 1819 года 18 января поручена ректорская должность с преподаванием богословских уроков и с отправлением прежних должностей при семинарии. Февраля 25 того же года резолюциею епископа Ксенофонта определён во владимирскую Духовную консисторию Присутствующим членом; ноября 15 того же года по указу святейшего Синода переведён в Цареконстантинов монастырь. 1820 года 10 января Комиссиею Духовных училищ определён владимирской Семинарии ректором и богословских наук профессором, а 1 марта переведён в переславский Троицкий Данилов монастырь, коим и управлял до 1830 года. В этот период времени архимандрит Павел много потрудился для устройства троицкой Даниловой обители. В 1820 году его старанием куплен колокол весом в 142 пуда 23 фунта 335,4 кг] за 5 419 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010