Журналу " Христианское чтение " - 200 лет января 2021 Журнал был основан по инициативе ректора академии архимандрита Григория (Постникова) (1784-1860), ученика и преемника святителя Филарета (Дроздова). В состав редакции помимо ректора вошел ректор духовной семинарии архимандрит Поликарп (Гойтанников). После утверждения проекта Комиссией духовных училищ в январе 1821 года в свет вышел первый номер издания под названием " Христианское чтение " . С 1848 по 1917 годы журнал выходил с приложениями, в которых публиковались переводы святоотеческих творений, " Лекции по истории древней Церкви " профессора Василия Болотова, " Журналы (протоколы) заседаний совета Санкт-Петербургской духовной академии " . В 1918 году редакция прекратила свою деятельность в связи с закрытием Петроградской духовной академии и из-за отсутствия средств. Издание под названием " Вестник Ленинградской духовной академии " было возобновлено в 1990 году. Номер открывался благословением митрополита Алексия (Ридигера) , вскоре избранного Патриархом Московским и всея Руси. В 1991 году, в связи с возвращением Ленинграду исторического названия, духовная академия и семинария стали Санкт-Петербургскими, а журналу вернули название " Христианское чтение " . Новый этап начался в 2009 году, когда главным редактором журнала стал ректор епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков), ныне митрополит Тверской и Кашинский , а ответственным редактором - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич (ныне завкафедрой библеистики СПбДА). Журнал стал выходить в новом формате, с учетом требований ВАК. Периодичность выхода удалось довести до шести выпусков в год. Появились тематические номера: " Богословие - библеистика " , " История Русской Православной Церкви " , " История Церкви " и другие. 29 декабря 2015 года трудами ответственного редактора, проректора по научно-богословской работе иерея Игоря Иванова (ныне завкафедрой иностранных языков СПбДА) журнал был включен в перечень ВАК по специальностям " Теология " , " История " и " Философия " .

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Загубье. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты Загубье, Преображенская церковь. Построена в 1829, придел Георгия Победоносца. Разрушения велики, работ не ведется, в таком виде действует. Изначально деревянная церковь на этом месте построена в 1718 году. В 1824 г. она сгорела. В 1825 начата и в 1829 г. закончена нынешняя. Последний настоятель до разрушения (известно лишь его имя - Пахомий) был арестован и увезён в неизвестном направлении в 1936 г. С 1996 г. Началось создание общины, но официально Приход, как юридическое лицо зарегистрирован лишь в 2000 году. В том же году назначен Настоятель - иерей Александр Дягилев. Службы в полуразрушенной Преображенской церкви велись под временным навесом в алтарной части с 1998 по 2003 годы. Но в связи с тем, что стоять под разрушающимся куполом - риск для жизни прихожан, было принято решение богослужения в храме прекратить, решение его судьбы отодвинуть на неопределённый срок, а с 2004 года богослужения ведутся в приписной церкви св. вмч. и цел. Пантелеимона , расположенной рядом, на тот момент ещё строящейся, но уже пригодной для периодического совершения богослужений. С 31 июля 2005 года богослужения там стали совершаться достаточно регулярно. Село Загубье находится в 200 верстах от Петербурга, в 45 верстах от Новой Ладоги, на юго-восточном берегу губы Ладожского озера, так что по отношению к реке Свири, протекающей отсюда в 10 верстах, оно будет „за губой " , почему и называется Загубье. Через село проходят: старый канал - времен Екатерины II и новый - Александра III, открытый в 1883 г. В 1718 г., по отписке здешнего прихода от соседнего Пашского, была построена деревянная церковь и освящена 12 мая 1718 г. игуменом Стороженского монастыря Киприаном, по благословению Аарона, епископа Карельского и Ладожского. В 1824 г. она сгорела. В 1825 г. заложена нынешняя каменная; она строилась на средства прихожан, с пособием в 3 000 руб. асс. от комиссии духовных училищ. 4 августа 1829 г. она освящена во имя Преображения Господня благочинным, протоиереем Никольского Сясьского погоста Иоанном Семеновым и местным священником Федором Иоанновым.

http://sobory.ru/article/?object=01390

Л. Анисов XXXVI глава 29 июня 1807 года, в день своего семидесятилетия, митрополит Платон, отслужив в Чудовом монастыре Божественную литургию, обратился к пастве с последней своей проповедью. В прощальном Слове, как бы извиняясь, Московский владыка объяснил, что по слабости здоровья прекращает говорить проповеди, и призвал собравшихся воздать благодарение Богу за то, что Господь помог ему «сей спасительный проповедания Божия слова подвиг продолжать через целые пятьдесят лет». Он заплакал, как и все те, кто слушал его. В тот год смерть родного племянника, единственного помощника в хозяйстве, так опечалила владыку, что он едва мог утешиться, «призывая себе на помощь рассудок и веру» 293 . После кончины племянника митрополит утвердил первое и написал второе завещание. Приведем его текст: «Книги все, какие после меня останутся, в библиотеку Спасо-Вифанской семинарии, в которую уже вся моя библиотека и отдана. Денег после меня других не останется и потому прошу в изыскании их не трудиться, ибо какие были деньги от жалованья и доходов, те все, по желанию моему, распределены, а именно: 1. Положено 10000 руб. в банк на Лавру для поминовения моего, на что и билеты из Воспитательного дома в Соборе есть с моею подписью. 2. Положено на семинарию и на учеников Платоновых 10000 руб., на что и билет в Соборе с моею подписью. 3. Положено еще 10000 руб. на богадельных Вифанских и на монастырь Спасо-Вифанский и на семинарию Вифанскую, на что есть билет с моею подписью. 4. А как разделять с сих 30 000 рублей полученные проценты и как их распорядить, предоставляю будущему Начальнику и Учрежденному Собору, с тем что они могут и весь капитал потребовать, ежели какая по какому месту польза или необходимая нужда принуждать будут. Положено еще 10 000 рублей: на Московскую академию – 4 000 руб., на Чудов – 2 000 руб., на внуков моих – 4 000 руб., на что есть и билет в Соборе с надписью моею». Он готовился к своему исходу. Но, отметим здесь, духа не угашал. В начале декабря 1808 года вышел Указ Святейшего Синода о вызове в Комиссию духовных училищ иеродиакона Филарета (Дроздова) , «для усмотрения и определения его соответственно его знанию и способности».

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Широков Андрей Алексеевич; 25.11.1893, Казань - 19.08. 1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), еп. Волоколамский. Отец был преподавателем химии и естествознания реального и промышленного училищ в Казани. По окончании в 1913 г. гимназии выразил желание принять монашеский постриг, но по настоянию родителей поступил на историко-филологический фак-т Казанского ун-та, к-рый окончил в 1917 г.; был оставлен профессорским стипендиатом на кафедре истории Церкви. В 1920 г. поступил в КазДА, а после закрытия академии в апр. 1921 г.- в организованный преподавателями ДА казанский Богословский ин-т. Учился с буд. архиереями Питиримом (Крыловым) , Палладием (Шерстенниковым) и Серафимом (Шамшевым) , в июле 1922 г. вместе с ними был принят послушником в братию казанского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-ря, являвшегося тогда центром духовной жизни епархии и оплотом борьбы с обновленчеством . 4 янв. 1923 г. временно управлявшим Казанской епархией Чистопольским еп. сщмч. Иоасафом (Удаловым) пострижен в монашество с именем Иоанн, вскоре рукоположен во иерея. В апр. того же года И. в числе братии Иоанно-Предтеченского монастыря поддержал еп. Иоасафа в борьбе с обновленцами, захватившими ЕУ. В мае обновленческим ЕУ был запрещен в священнослужении. 14 июня арестован ГПУ в числе наиболее деятельных иноков Иоанно-Предтеченского мон-ря по обвинению в распространении «контрреволюционных прокламаций» (воззваний еп. Иоасафа с обличениями обновленцев) и в связях с сосланным Казанским митр. сщмч. Кириллом (Смирновым) . В защиту монахов выступали с коллективными обращениями прихожане - рабочие местной слободы. 30 июня И. за недостатком улик был освобожден под подписку о невыезде, но в нояб. того же года вновь арестован. Проходил по одному делу с игум. Питиримом (Крыловым) и иеродиак. Серафимом (Шамшевым). 14 дек. 1923 г. вместе с ними приговорен Комиссией НКВД по адм. высылкам к 3 годам заключения в Соловецком лагере особого назначения. В лагере сблизился с Курским архиеп. сщмч. Иувеналием (Масловским) . В 1926 г., после освобождения, направлен для проживания под надзором ОГПУ во Владимир.

http://pravenc.ru/text/469562.html

Петрозаводск. Церковь Иоанна Богослова при бывшей Олонецкой Духовной семинарии. Домовая церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Представление о необходимости открытия Олонецкой Духовной семинарии было подано в мае 1829 г. в Святейший Синод первым Олонецким епископом Игнатием (Семеновым). 27 октября (9 ноября н.ст.) этого же года семинария была открыта. Она действовала в Петрозаводске 89 лет и за эти годы подготовила 67 выпусков. Первоначально семинария размещалась в здании Петрозаводского духовного училища на набережной Онежского озера у общественной пристани. Воспитанники, уроженцы Олонецкой губернии, были вызваны из Петербургской и Новгородской семинарий. Первые преподаватели приехали из Новгородской и Петербургской духовных школ. При семинарии была создана библиотека. Согласно распоряжению Комиссии духовных училищ из 21 семинарии России были высланы имевшиеся у них вторые экземпляры книг. Архиепископ Олонецкий Игнатий (Семенов) в 1850 г. завещал передать семинарии свою уникальную личную библиотеку, содержавшую многочисленные печатные книги и рукописи. К концу XIX в. в Олонецкой духовной семинарии было сформировано богатое систематическое книжное собрание, одна из лучших семинарских библиотек России. Первоначально в семинарии был введен трехгодичный курс обучения с преподаванием 28 дисциплин. Существовало 3 отделения: риторики, философии и богословия. Согласно уставу семинария находилась в Санкт-Петербургском академическом округе и помимо местного архиерея подчинялась академическому правлению. Кроме богословских дисциплин преподавались общеобразовательные: риторика, математика, гражданская история, география, философия, древние языки. До 40-х гг. XIX в. часть предметов преподавалась на латинском языке. С самого начала существования до 1872 г. в семинарии преподавался карельский язык. С 1845 г. началось преподавание естественных наук, агрономических знаний, медицины, необходимых для сельского пастыря. В 1855 г. возникло миссионерское отделение с преподаванием истории раскола.

http://sobory.ru/article/?object=37643

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Сентября 30 ( 13 октября) Священномученик Вячеслав Занков Священномученик Вячеслав родился в 1892 году в городе Сычевка Смоленской губернии в дворянской семье. Его отец Сергей Занков служил инспектором народных училищ Москвы и Московской губернии. В 1914 году Вячеслав Сергеевич поступил в Московский университет, который окончил в 1918 году и стал работать учителем школы 11 Рогожско-Симоновского района Москвы. В 1920 и 1921 годах он работал в отделе народного образования Рогожско-Симоновского района, а в 1921-1923 годах был сотрудником отдела высших учебных заведений Народного комиссариата просвещения. В это время он уже был священником. Вячеслав Сергеевич был рукоположен во священника в 1920 году ко храму Святой Троицы, что в Зубове в Москве, в котором он прослужил до 1932 года, когда был переведен в храм святителя Николая в Хамовниках. Возведен в сан протоиерея. В 1934 году награжден крестом с украшениями. В том же году был переведен в Покровскую церковь в селе Черкизово, а в 1936 году назначен служить в Казанский храм села Котельники. На новом месте он организовал ремонт храма, продолжал неустанно проповедовать слово Божие, призывал прихожан к усердной молитве. Позднее председатель сельсовета обвинил его в том, что «он ведет агитацию... среди подростков и детей. Заставляет их молиться». А свидетельница по делу показывала: «во время похорон моего ребенка в церкви были дети», и священник Занков сказал им: «вы, девочки, молитесь и пойте за мной». Одну из этих девочек вызвали на допрос в НКВД, и она подтвердила, что «многие школьники ходят в церковь к Занкову». Свидетели показали, что женщинам отец Вячеслав говорил об абортах: «Многие из-за плохой материальной обеспеченности убивают своих детей и греха не боятся, так как жизнь у них такова, что некогда думать о своих грехах и о жизни после смерти. Вы, женщины, не соблазняйтесь, как соблазнились многие». Протоиерея Вячеслава арестовали в ночь с 16 на 17 сентября 1937 года и, обвинив в контрреволюционной деятельности, содержали под стражей в Таганской тюрьме. При аресте у него были найдены напечатанные на машинке лекции профессора Московской Духовной академии Н.Д. Кузнецова по курсу «Обоснования христианского мировоззрения», прочитанные тем в 1922 году, рукопись 1912 года «Односторонность в суждениях по вопросу о содержании духовенства» священника Воскресенской церкви города Самары Василия

http://fond.ru/kalendar/963/vyacheslav/

Свято-Воскресенский храм (Майкоп) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… История [ править править код ] Свято-Воскресенский храм построен в 1833 году в характерном для Кубани псевдорусском стиле. В XIX веке постепенно строились церкви на замену временным молитвенным домам. Всем миром приобреталось и наживалось церковное имущество. Этому способствовала существующая традиция жертвовать в храм. Жизнь станичного духовенства была неразрывно связана с жизнью станичного казачьего общества и влияла на все области этой жизни, не ограничиваясь только службой в храме. И значительная связующая роль здесь принадлежала церковным советам во главе со старостами, избираемыми из самых уважаемых казаков на 3 года и утверждаемыми в Ставропольской консистории. Большое влияние на развитие православия в Майкопском отделе оказала Свято-Михайловская Афонская пустынь, ставшая центром духовной жизни и местом паломничества. Во времена войн и бедствий через церкви прихожане оказывали поддержку нуждающимся. Так во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов при сборе пожертвования на «военные надобности и в пользу больных и раненных воинов». В некоторых станицах кроме училищ дети могли получить начальное образование в церковно-приходских школах, где занятия проводили приходские священники, дьяконы, псаломщики. В основном для этих школ использовались церковные сторожки. Революционные события, сотрясшие Россию в 1917 г., стали началом коренных изменений всех сфер жизни, в том числе церкви. Не обошла она стороной и Майкопский отдел. Духовенство продемонстрировало тесную связь со своими прихожанами и готовность поддержать их в моменты испытаний. В 1922 году в СССР в церквях и монастырях было проведено изъятие ценностей для помощи голодающим. Для этого в отделах и населенных пунктах Кубанской области были организованы специальные комиссии. На каждый храм, монастырь, часовню, мечеть составлялись отдельные описи с включением каждого предмета отдельно с указанием материала. При этом в обязательном порядке представлялась опись церковного имущества до 1917 года. В недельный срок местные советы должны были предоставить заверенные описи. На основании этих описей областной комиссией устанавливался очередной порядок производства работы: день и час. Причем в первую очередь подлежали изъятию ценности из наиболее богатых церквей и монастырей.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Воскресе...

Сентября 30 (13 октября) Священномученик Вячеслав (Занков) Составитель священник Олег Митров Священномученик Вячеслав родился в 1892 году в городе Сычевка Смоленской губернии в дворянской семье. Его отец Сергей Занков служил инспектором народных училищ Москвы и Московской губернии. В 1914 году Вячеслав Сергеевич поступил в Московский университет, который окончил в 1918 году и стал работать учителем школы 11 Рогожско-Симоновского района Москвы. В 1920 и 1921 годах он работал в отделе народного образования Рогожско-Симоновского района, а в 1921–1923 годах был сотрудником отдела высших учебных заведений Народного комиссариата просвещения. В это время он уже был священником. Вячеслав Сергеевич был рукоположен во священника в 1920 году ко храму Святой Троицы, что в Зубове в Москве, в котором он прослужил до 1932 года, когда был переведен в храм святителя Николая в Хамовниках. Возведен в сан протоиерея. В 1934 году награжден крестом с украшениями. В том же году был переведен в Покровскую церковь в селе Черкизово, а в 1936 году назначен служить в Казанский храм села Котельники. На новом месте он организовал ремонт храма, продолжал неустанно проповедовать слово Божие, призывал прихожан к усердной молитве. Позднее председатель сельсовета обвинил его в том, что «он ведет агитацию… среди подростков и детей. Заставляет их молиться». А свидетельница по делу показывала: «во время похорон моего ребенка в церкви были дети», и священник Занков сказал им: «вы, девочки, молитесь и пойте за мной». Одну из этих девочек вызвали на допрос в НКВД, и она подтвердила, что «многие школьники ходят в церковь к Занкову». Свидетели показали, что женщинам отец Вячеслав говорил об абортах: «Многие из-за плохой материальной обеспеченности убивают своих детей и греха не боятся, так как жизнь у них такова, что некогда думать о своих грехах и о жизни после смерти. Вы, женщины, не соблазняйтесь, как соблазнились многие». Протоиерея Вячеслава арестовали в ночь с 16 на 17 сентября 1937 года и, обвинив в контрреволюционной деятельности, содержали под стражей в Таганской тюрьме. При аресте у него были найдены напечатанные на машинке лекции профессора Московской Духовной академии Н. Д. Кузнецова по курсу «Обоснования христианского мировоззрения», прочитанные тем в 1922 году, рукопись 1912 года «Односторонность в суждениях по вопросу о содержании духовенства» священника Воскресенской церкви города Самары Василия Красносамарского и конспект лекций по курсу «Современная апологетика» 1923 года, написанный рукой отца Вячеслава. Эти апологетические сочинения стали объектом пристального внимания следователей НКВД.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Статистика Герасим Павский, прот. Герасим Петрович Павский родился 4 марта 1787 года в Павском погосте Лугского уезда Санкт-Петербургской губернии в семье диакона. Первоначальное образование получил в Александро-Невской Духовной семинарии, по окончании которой был определен на должность учителя арифметики и репетитора по медицинскому классу. В 1809 году открылась Санкт-Петербургская Духовная Академия, и Герасим Петрович был определен в число студентов первого курса. «Слушая лекции архимандрита Филарета (Дроздова), Павский получил сильную любовь к изучению Священного Писания, так что впоследствии труды по исследованию и переводу Священного Писания сделались первою целью всей его жизни», — писал биограф. В 1814 году он окончил Академию со степенью магистра богословия, присужденною за труд «Обозрение Книги Псалмов», и был оставлен преподавателем еврейского языка. В 1815 году Герасим Петрович принял священный сан и был определен на место священника в Казанский собор. В 1816 году Герасим Петрович был назначен членом Цензурного комитета, учрежденного при Академии. В 1817 году в течение полугода занимал место законоучителя в Царскосельском лицее. В феврале 1819 года открылся Санкт-Петербургский университет, и Г.П. Павский по приглашению попечителя Петербургского учебного округа С.С. Уварова занял кафедру богословия, на которой проработал до 1826 года. В 1821 году Комиссией Духовных училищ ему была присуждена степень доктора. Одновременно с преподаванием в университете Герасим Петрович принимал участие в деятельности Российского Библейского общества, учрежденного в 1812 году, членом которого он состоял с 1815 года. В 1817 году был начат перевод на русский язык Нового Завета, а в 1820 году Общество приступило к переводу на русский язык Ветхого Завета. Одним из активных справщиков был Г.П. Павский. В 1826 году Общество было закрыто, и Герасиму Петровичу было поручено преподавать Закон Божий наследнику престола, будущему императору Александру II, а затем и великим княжнам. Герасим Петрович был причислен к Большому собору Зимнего дворца и назначен духовником царских детей. В 1835 году вследствие конфликта с митрополитом Филаретом, а также интриг недоброжелателей из числа придворных Герасим Петрович подал прошение об увольнении. С 1836 года он состоял протоиереем домовой церкви Таврического дворца.

http://lib.cerkov.ru/authors/306

К 200-летию научного журнала Санкт-Петербургской духовной академии «Христианское чтение» 26 января 2021 г. 09:00 Научному журналу  Санкт-Петербургской духовной академии   «Христианское чтение» исполнилось 200 лет. Журнал по праву считается старейшим научно-богословским периодическим печатным изданием России. В октябре 1820 года на одном из заседаний конференции академии ректор архимандрит Григорий (Постников) (1784-1860), ученик и преемник святителя Филарета (Дроздова), обратился к профессорской корпорации: «Не полезно бы было с будущего года начать при академии повременное христианское издание?». Это предложение было единодушно принято. В состав редакции журнала, помимо ректора академии, вошел также ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии архимандрит Поликарп (Гойтанников). После утверждения проекта Комиссией духовных училищ в январе 1821 года в свет вышел первый номер академического журнала, получившего название «Христианское чтение». С 1848 по 1917 годы «Христианское чтение» выходило с приложениями. Это были переводы святоотеческих творений, но и не только они. Так, начиная с 1906 года в качестве приложения к журналу публиковались отредактированные профессором А.И. Бриллиантовым «Лекции по истории древней Церкви» профессора В.В. Болотова. В 1870-1915 годах в виде приложения выходили «Журналы (протоколы) заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии». В 1918 году редакция «Христианского чтения» была вынуждена прекратить свою деятельность в связи с закрытием Петроградской духовной академии и из-за отсутствия средств. Издание журнала под названием «Вестник Ленинградской духовной академии» было возобновлено в 1990 году ЛДАиС. Номер открывался благословением  митрополита Алексия (Ридигера)  (вскоре избранного Патриархом Московским и всея Руси): «Божие благословение на издание ежеквартального журнала " Вестник Ленинградской духовной академии " , который должен стать преемником издававшегося Санкт-Петербургской духовной академией " Христианского чтения " , публиковавшего серьезные богословские исследования, осуществлявшиеся профессорами академии».

http://patriarchia.ru/db/text/5758001.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010