Архимандрит Лука (Головков): Будущий иконописец должен быть примером христианской жизни 7 октября 2010 г. 16:20 Заведующий Иконописной школы Московской духовной академии архимандрит Лука (Головков) в интервью сайту Академии  рассказал о деятельности школы.   — Отец Лука, закончились вступительные экзамены в Московскую духовную академию и семинарию. Как Вы можете охарактеризовать сегодняшний уровень абитуриента? — В этом году абитуриенты, поступавшие в Иконописную школу, были достаточно подготовленные. Мужская группа даже была подготовлена лучше, чем обычно, поэтому на первый курс было набрано больше студентов. В школе стабильный конкурс и пока никаких тенденций к изменению этой ситуации нет. — Кого бы Вы хотели видеть на первом курсе Иконописной школы? — В связи с высоким уровнем подготовки поступающих, мы ориентируемся на то, что поступать будут к нам в первую очередь выпускники художественных училищ или художественных студий, имеющие уровень близкий по подготовке к тем, кто заканчивал училища. Это оптимальный вариант абитуриента, который достаточно много умеет и ему не нужно объяснять какие-то азы работы с композицией, с рисунком, а нужно лишь изучать особенности иконописания, особенности канонической живописи, особенности технологии работы с материалом — весь спектр проблем живописи православной. (...) — Тяжело ли поступить в Иконописную школу, не имея художественного образования? — Кто-то поступает с первого раза, кто-то не с первого раза. Мы советуем тем, кто недостаточно подготовлен, позаниматься с художниками, может быть поучиться в художественной школе или в училище. И это помогает. Те, кто при первом поступлении не имел реальных шансов, при второй попытке часто кардинально меняются. У нас достаточно много поступивших из числа поступавших повторно. Художественную составляющую приемная комиссия оценивает по двум параметрам. Абитуриенты выполняют за шесть часов фрагмент иконы. Также педагоги просматривают домашние работы. И то и другое важно. Здесь педсовет видит, как поступающий работает, что он выполняет, какой результат у него получился за шесть часов, как он понимает икону на сегодняшний день, насколько может ее воспринять. С другой стороны, просмотр домашних работ, в том числе и светских, дает понимание художественного уровня абитуриента — как он работает с композицией, с цветом, насколько интересный он художник, насколько красиво он работает с цветом, приобрел ли он какие-то навыки или глубоко художественно мыслит. Оба экзамена важны для того, чтобы увидеть перспективного и талантливого иконописца и принять его в школу.

http://patriarchia.ru/db/text/1291895.ht...

Владимирский собор (Сергач) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Владимирский собор построен полтора века назад в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. Строительство велось с 1817 по 1821 год. Содержание История [ править править код ] Центральным храмом Сергачского благочиния является Владимирский собор. Его величие и красота завораживают, а купола, уходя глубоко в поднебесье, напоминают людям о быстротечности земной жизни и о вечном царствии небесном. Владимирский собор находится на вершине холма в старой части города. Здесь, близ источника под названием Колоды, в древности была срублена из дуба часовня во имя 3234преподобного Сергия Радонежского. Отсюда пошла и первая улица будущего поселения, получившая название Сергиевской. Когда в 1802 году был высочайше утвержден план застройки уже уездного города Сергача, здесь образовалась площадь, «на коей положена быть каменная церковь». Такое соседство собора и расположившихся вдоль главной площади официальных зданий остается и по сей день. Построен собор был полтора века назад в честь победы России в Отечественной войне 1812 года, как дань памяти погибшим сергачанам. Строительство велось с 1817 – 1821 год. В 1817 году, когда началось строительство, в городе, на базарной площади, было две церкви: ветхая деревянная Владимирской Божьей Матери с приделом в честь преп. Сергия Радонежского (1752г.) — благолепием иконостаса, ризницею и прочей утварью она «удовольствована изрядно», при ней «пашенной, сенокосной и усадебной земли 33 десятины», и, рядом с ней была вторая – Ильинская (1737г.). От времени церкви разрушились, и в середине 50-х годов XIX века построили новую — Дамаскинскую (церковь сгорела в 1936 году). В 1816 году Комиссия духовных училищ выделила на строительство каменного собора в городе Сергаче 37.024 рубля 50 копеек. В начале 1817 года из Духовной Консистории была выдана книга со шнуром и печатью, в которой должны быть записываемы всякие расходы (кому именно, когда, сколько выдано денег). Оговорено также было, чтобы ежемесячно рапортовать о расходах суммы и об успехах в работе.

http://azbyka.ru/palomnik/Владимирский_с...

Разделы портала «Азбука веры» 9 Фев 2023 В Ставрополье состоялось прославление в лике святых священника Димитрия Семенова, погибшего от рук красноармейцев в 1918 году В Избранное 5 февраля 2023 года, в Неделю о мытаре и фарисее, праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл совершил Божественную литургию в храме Воздвижения Креста Господня с. Бешпагир Грачевского района Ставропольского края. На малом входе была вынесена икона священномученика Димитрия Семенова и оглашено постановление Священного Синода от 25 августа 2022 года о включении отца Димитрия в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал 76), сообщает «Cедмица.RU» . Житие священномученика зачитал председатель комиссии Ставропольской епархии по канонизации святых иерей Евгений Шишкин. Затем икону священномученика передали митрополиту Кириллу. При пении хором величания архиерей благословил верующих образом прославленного святого, икону возложили на аналой в центре храма для поклонения верующих. По окончании Литургии к правящему архиерею обратился иеромонах Марин (Дьячихин). Священник поблагодарил владыку Кирилла за радость совместной молитвы и преподнес в дар образ священномученика Димитрия Семенова. Митрополит Кирилл обратился к присутствующим со словом проповеди. За усердные труды во славу Святой Церкви в год 10-летия Ставропольской митрополии юбилейной грамоты были удостоены Любовь Ореховская и Мария Почтанцева. Архиерейскими грамотами были награждены Алексей Тимченко, Олег Юсупов, Борис Шивидов, Борис Бабенко, Николай Любченко и Татьяна Макеева. Затем духовенство и верующие крестным ходом прошли к месту строительства нового Крестовоздвиженского храма, где правящий архиерей совершил чин закладки церкви. Димитрий Евтихиевич Семенов родился 30 октября 1873 года в селе Бешпагир Ставропольского уезда Ставропольской губернии в семье священника. Окончил три класса Ставропольской духовной семинарии. Получил свидетельство на звание учителя народных училищ.

http://azbyka.ru/news/v-stavropole-sosto...

Святейший Патриарх Кирилл: Духовное возрождение невозможно без возрождения монашеской жизни 11 июня 2011 г. 09:14 10 июня 2011 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Синодальной комиссии по делам монастырей . Открывая заседание, Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что развитие монастырской жизни стало предметом особого внимания Архиерейского Собора 2011 года. «Это неслучайно, потому что монастыри всегда были средоточием духовной жизни нашей Церкви и от состояния монастырей, от духовного состояния монашествующих во многом зависело духовное благополучие всей Церкви, — отметил Предстоятель. — Влияние монастырей на жизнь людей во многом формировало и образ благочестия». Перечислив актуальные общецерковные задачи — такие, как развитие миссионерской и социальной деятельности, молодежное служение, активизация участия Церкви в общественной жизни, — Святейший Владыка подчеркнул, что было бы «глубочайшим заблуждением считать, что только на это и направляются сегодня усилия Священноначалия, Архиерейских Соборов, Священного Синода и Патриарха». «Если мы одновременно не будем работать над укреплением духовной жизни, то с перечисленными задачами мы просто не справимся, ведь главным аргументом, который использует Церковь, являются не логические доводы, не рациональная аргументация. Величайшей силой, которую Церковь использовала, преображая мир, была сила благодати Божией и сила молитвы. Вот поэтому монастыри должны в полной мере вернуть себе былую славу, а, может быть, и приумножить ее», — заявил Святейший Патриарх Кирилл. Говоря о важности открытия новых монастырей, Предстоятель указал на неприемлемость формального подхода, когда для принятия Синодом соответствующего решения достаточно прошения правящего архиерея. По словам Его Святейшества, Синодальная комиссия по делам монастырей должна предварительно направлять в регионы инспекционные группы, чтобы «ознакомиться с условиями на месте и вообще, убедиться в наличии монашествующих», — «подобно тому, как до рассмотрения Синодом через особую процедуру изучения проходит вопрос открытия духовных школ, семинарий и даже духовных училищ».

http://patriarchia.ru/db/text/1539368.ht...

Кобона. Церковь Николая Чудотворца. С. М. Прокудин-Горский. Село [Кобона]. 1909 год.Снимок сделан на пересечении Староладожского канала и реки Кобоны. На дальнем плане церковь Николая Чудотворца. На ближнем- плавучий мост через р.Кобону, по которому проходит озерный бечевник. фото с http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=157 Александр Качалин 2 июня 1909 Карта и ближайшие объекты Согласно архивным документам, каменная Никольская церковь в с.Кобона Новоладожского уезда СПб губ. была построена в 1817-1820гг. В том же 1820г. в храме были устроены 2 боковых придела свв. Апостолов Петра и Павла и вмч.Параскевы Пятницы, упраздненные в 1861г., когда церковь перестраивалась по проекту арх.М.А.Щурупова. Храм был закрыт в 1938г., пострадал в годы войны и лишь в 1998г. был официально возвращен церковной общине (первая служба в нем прошла еще в 1997г.). С 2000г. он действует как подворье Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря. Сведения о том, что храм был освящен в 1823г. и имел лишь один боковой придел Апп.Петра и Павла (содержащиеся в справочнике " Земля Невская Православная " , СПб, 2006, с.92) не соответствуют действительности. (ЦГИА СПб, Ф.19, оп.113, д.976, 1839г.; ф.19, оп.113,д.2704, 1874г.) Село Кобона находится в 104 верстах от Петербурга, в 45 вестах от Новой Ладоги, на Ладожском канале, у речки Кобоны, в 150 саженях от Ладожского озера, на ровном болотистом месте. По преданию, здесь прежде была деревянная, пятиглавая, с деревянною колокольнею церковь, сгоревшая в св. четыредесятницу 1815 г. от неосторожности церковного сторожа. Она была во имя св. Николая, с приделами Петра и Павла. В конце 1815 г. служили в деревянном дворце, который был устроен для отдыха императрицы Анны Иоанновны, во время копания Ладожского канала. Через 6 лет, при усердии священника Стефана Алексеева, выстроен на сборные деньги нынешний каменный храм во имя св. Николая, с приделами Петра и Павла и Параскевы Пятницы. Постройкой распоряжался с.-петербургский купец Филатов. На окончательную отделку храма было выдано из комиссии духовных училищ 10 000 руб. без процентов, с уплатою в течение 5 лет, постройка церкви стоила 19 000 руб.

http://sobory.ru/article/?object=03539

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Николай (Доброхотов), еп. Тамбовский и Шацкий. Портрет. 2-я пол. XIX в. (Тамбовское епархиальное управление) Николай (Доброхотов), еп. Тамбовский и Шацкий. Портрет. 2-я пол. XIX в. (Тамбовское епархиальное управление) (Доброхотов Никифор (Никанор?) Васильевич; в схиме Филарет; 4.04(08?).1800, Орловская губ.- 21.10.1864, Трегуляевский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь Тамбовской губ.), еп. Тамбовский и Шацкий. Род. в семье диакона, служившего впоследствии в сане протоиерея в архиерейском доме при тамбовском в честь Казанской иконы Божией Матери монастыре и скончавшегося в 1854 г. Доброхотов обучался в Орловской ДС, где подружился с И. А. Борисовым (впосл. архиепископ Херсонский и Таврический свт. Иннокентий ). В сент. 1821 г., по окончании семинарии, Доброхотов был назначен учителем лат. языка Севского ДУ, с 1823 г.- инспектором уч-ща и преподавателем греческого языка. Согласно личному делу, Н. «свободное от должности время посвящал чтению разных богословских и философских сочинений, имея в виду поступление в духовную академию для высшего в науках духовных образования» (Биогр. словарь выпускников. 2014. С. 467). По воспоминаниям прот. Н. И. Соколова, иером. Иннокентий (Борисов) «звал его в академию, но Доброхотов не соглашался. Но когда Доброхотов стал просить места в городе, а архиерей стал навязывать ему в невесты одну девушку, которая ему нисколько не нравилась, то вышла неприятность. И вот, после 4-летней службы учительской, Доброхотов, бедняга, сам искал спасения в академии» ( Соколов. 1906). Однако тамбовский прот. Г. В. Хитров, хорошо знавший Н., писал, что Доброхотов оставил мысли о женитьбе после смерти невесты. В 1825 г. он поступил в старший класс КДА, причем сразу письменно изъявил согласие принять монашество по окончании академического курса. В 1827 г. окончил КДА со степенью магистра и Комиссией духовных училищ назначен профессором словесности и евр. языка в Могилёвскую ДС.

http://pravenc.ru/text/2565974.html

Никита Петрович Гиляров-Платонов (04.06.1824–25.10.1887) Собрание сочинений Никита Петрович Гиляров-Платонов Русский публицист, общественный деятель, богослов, философ, литературный критик, мемуарист, преподаватель МДА. Примыкал к славянофилам. Биография Родился в Коломне в 1824 году в семье Петра Матвеевича Никитского, священника церкви великомученика Никиты. В 1831 году поступил в Коломенское духовное училище, которое окончил в 1838 году. Фамилию Гиляров Никита Петрович получил вслед за старшим братом Александром, который был переименован смотрителем Коломенского училища за свой весёлый нрав (лam. hilaris — весёлый). В 1844 году с отличием окончил Московскую духовную семинарию, в 1848 году — Московскую духовную академию. За особые успехи в учении с 1846 года получал стипендию митрополита Платона и в знак почёта дополнительную фамилию Платонов. Ему была присвоена степень магистра богословия (тема магистерского сочинения «О потребности вочеловечения Сына Божия для спасения рода человеческого»). Оставлен бакалавром по кафедрам библейской герменевтики и учения о вероисповеданиях, ересях и расколах. Участвовал в переводе творений святых отцов в МДА (в Редакционном комитете). В 1855 году отправлен в отставку за либеральное отношение к старообрядчеству. Также уволен из духовного сословия. Переехал в Москву, где сотрудничал в журналах и газетах славянофильского круга: «Русская беседа», «Москва», «День», «Русь» И. С. Аксакова, а также «Русский вестник» М. Н. Каткова. Переводил изданные за границей сочинения А. С. Хомякова на русский язык. С 23 мая 1856 г. служил в Московском цензурном комитете. С 31 мая по 2 сентября 1857 г. был командирован Министерством народного просвещения за границу для изучения организации еврейских училищ (в особенности раввинских) в Европе, еврейской литературы. В 1858—1859 гг. участвовал в составлении «Свода печатных мнений по крестьянскому вопросу» в комиссии Я. И. Ростовцева. 11 августа 1862 г. — уволен из цензурного комитета за «цензурные провинности» и отправлен в комиссию Министерства народного просвещения князя Д. А. Оболенского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

профессор Сергей Викторович Троицкий (14.03.1878 г. - 27.11.1972) Апологетика Догматическое богословие Каноническое право Патрология Философия профессор Сергей Викторович Троицкий Крупнейший русский канонист, богослов и церковный историк. Профессор МДА, доктор церковного права. Биография Сергей Викторович Троицкий родился 14 марта 1878 года в семье священника, преподавателя Томской духовной семинарии. В 1891 г. окончил Томское духовное училище, в 1897 г. - Тверскую духовную семинарию. Поступил в Петербургский археологический институт, параллельно обучаясь в Петербургской духовной академии. В 1900 году окончил археологический институт со званием преподавателя этого института, а на следующий год - Духовную академию со званием кандидата богословия. С декабря 1901 г. по 1915 г. - преподаватель Александро-Невского духовного училища в Петербурге. С 1906 года состоял членом редакции «Церковных ведомостей», а в 1917 году назначен помощником редактора этого журнала. Также работал в комиссии при Учебном комитете по пересмотру программ древних языков для семинарии и училищ (1909 г.). В 1910 г. посетил Балканы и Австро-Венгрию, в 1912 г. - Германию для изучения издательского дела в Католической Церкви. В 1913 г. посетил Афон для исследования ереси имябожников. 27 мая 1913 года защитил в Киевской духовной академии магистерскую диссертацию «Второбрачие клириков. Историко-каноническое исследование». В мае 1915 года назначен чиновником особых поручений при Обер-прокуроре Священного Синода. На Поместном Соборе 1917 года состоял делопроизводителем соборной канцелярии. 1919-1920 гг. провел в Одессе, где был избран приват-доцентом Новороссийского университета по кафедре церковной истории. Не мог принять советскую власть, вследствие чего эмигрировал в январе 1920 года в Югославию. После эмиграции сразу же был выбран профессором церковного права на юридическом факультете в Суботице, а затем на юридическом факультете Белградского университета. 2 апреля 1924 года Совет Белградского университета признал магистерскую диссертацию С. В. Троицкого «Второбрачие клириков. Историко-каноническое исследование» заслуживающей степени доктора.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

8. Составленные Преосвященным Филаретом правила об увольнении в отпуск должностных лиц, служащих в духовно-учебных заведениях 12 Ноября 1832 г. Киевское Академическое Правление доносило в 1832 г. Комиссии Духовных Училищ, что Правление Харьковского Коллегиума ходатайствует об увольнении профессора Коллегиума Прожанского для излечения болезни к Кавказским минеральным водам. Академическое Правление, приняв во внимание, что Прожанский, в случае замедления в отпуске его, мог бы потерять самое благоприятное время для пользования себя минеральными водами, дозволило Харьковскому Коллегиумскому Правлению уволить его к упомянутым водам, а исполнение его обязанностей поручить местным наставникам. Изъяснив сие, Академическое Правление просит постановить правило, коим оно на будущее время могло бы руководствоваться в случае поступления от наставников Духовно-учебных заведений прошений об увольнении их в отпуск на продолжительное время. Ввиду вышеизложенного, Комиссия Духовных Училищ поручила Преосвященному Филарету составить правила. Исполняя поручение Комиссии, Митрополит Филарет представил следующий проект: Правила об увольнении в отпуск должностных лиц по Духовным Училищам. 1) Во времена вакациальные наставники увольняются к родственникам в той же епархии, беспрепятственно, местным начальством. 2) Если значительная часть учеников в вакациальное время остаются в училище не распущенными, то инспектор училища в сие время может быть уволен только с разрешения Епархиального Архиерея, с поручением должности его другому. 3) Отпуск ректора или смотрителя училища в вакациальное время зависит от усмотрения Епархиального Архиерея, по мере надобности с поручением должности другому. 4) В учебное время по свойству службы училищной, отпуска должностных при училищах лиц всемерно избегать надлежит. 5) В случаях необходимо требующих отлучки и не терпящих отсрочки местное начальство может дать отпуск от одного до семи дней, и в то же время донести Епархиальному Архиерею, почему неизбежна нужда и почему нетерпима отсрочка. 6) Отпуск на 28 дней по самой крайней надобности в учебное время допущен быть может только по особенному разрешению Епархиального Архиерея. 7) Если такой отпуск дается Ректору Академии или семинарии, то Епархиальный Архиерей в то же время доводит до сведения К. Д. У. по какой причине сие сделано и кому поручена должность уволенного. 8) Отпуск на время более 28 дней не иначе может быть допущен, как по особенному разрешению (Св. Синода) или 3 Комиссии Духовных Училищ, которой о сем надлежит представлять с изъяснением, почему сие неизбежно, и как займется должность увольняемого. Читать далее Источник: Мнения, отзывы и письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по разным вопросам за 1821–1867 гг., собранные и снабженные пояснительными примечаниями Л. Бродским. – М.: Синод. тип., 1905. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

О заседании рабочей группы «Богословие и Богословское образование» 7 червня 2008 р. 08:52 Первым с докладом, посвященным работе Синодальной Богословской комиссии, выступил митрополит Минский и Слуцкий Филарет. В своем сообщении о деятельности Богословской комиссии митрополит Филарет особенно подробно остановился на работе расширенного пленума в стенах Московской Духовной Академии 19-20 февраля 2001 года, посвященному анализу богословских, нравственных и пастырских аспектов проблем, возникших с введением в РФ новой системы учета налогоплательщиков. Кроме того, Председатель Синодальной Богословской комиссии рассказал, что в 2001 году комиссия по поручению Святейшего Патриарха рассмотрела богословские изыскания священника Георгия Кочеткова и пришла к выводу, что выдвинутые в адрес священника Георгия Кочеткова обвинения в богословских отклонениях исключительно серьезны и в значительной степени представляются обоснованными. «Священник Георгий Кочетков признал допущенные им неточности, письменно исповедал Православную веру и взял на себя обязательство не использовать в катехизической практике, а также прекратить распространение тех печатных произведений, которые подверглись обоснованной критике со стороны Комиссии», — заключил митрополит. Затем владыка рассказал о богословских конференциях, проводившихся в межсоборный период, а также о контактах с зарубежными богословскими центрами. Вторым выступил с докладом, посвященном работе Учебного комитета при Священном Синоде, архиепископ Верейский Евгений. Предметом особенного внимания докладчика был вопрос о реорганизации и реформе духовных учебных заведений. «Сейчас у нас 5 духовных академий, 3 богословских института, 31 духовная семинария, 39 духовных училищ, 1 пастырские курсы», — сообщил владыка. С небольшим докладом о выпуске Православной энциклопедии выступил руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия» Кравец Сергей Леонидович. Он рассказал об успехах и трудностях уникального церковно-научного труда, объединившего сотни богословов, историков, ученых-краеведов, филологов разных стран. Поднятые в докладах вопросы живо заинтересовали участников рабочей группы. Некоторые из них — повышение уровня богословского образования, проблема ИНН, нравственное состояние общества, выработка концепции духовного образования и другие — вызвали дискуссию среди участников. В прениях выступали: архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, епископ Сарненский и Полесский Анатолий, архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, епископ Черниговский и Нежинский Амвросий, епископ Барнаульский и Алтайский Максим, протоиерей Владимир Воробьев, архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин и другие. Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2762909...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010