Г. Э. Щеглов Глава 3. Служба (1908–1914) 3.1. Особые поручения С 1908 года С.Г. Рункевич уже мало занимался научной работой. В этот и ближайшие годы он не издал ничего нового и не опубликовал практически ничего, кроме мелких рецензий, заметок и кое-каких статей. Вся его деятельность и энергия теперь сосредоточились главным образом на служебных обязанностях. Занятия по должности, работы в различных комиссиях и разного рода специальные поручения занимали почти все его время. Уже в 1907/08 учебном году из-за недостатка времени он не имел возможности читать лекции в университете и 10 января 1908 года по собственному заявлению вышел из состава приват-доцентов 404 . 26 января С.Г. Рункевича назначили «в состав Комиссии по пересмотру положений о наградных списках священно-церковнослужителей и клировых ведомостях» 405 , в результате работы которой была выработана новая форма послужных списков, очистившая формуляры лиц духовного звания от многочисленных отметок о судимости 406 . 4 марта С.Г. Рункевич был командирован в помощь Тамбовскому епископу Иннокентию (Беляеву), проводившему по поручению Синода ревизию дел Владикавказской епархии. Это была единственная ревизия епархии за всю ее историю. 12 марта Рункевич получил еще отдельное поручение провести ревизию Александровской миссионерской семинарии 407 в селе Ардон центральной Осетии. Ему необходимо было на месте выяснить вопрос о преобразовании этой семинарии по образцу обычных епархиальных семинарий, и о средствах ее содержания. А, кроме того, «выяснить меру должного образовательного уровня у окончивших курсы Владикавказских духовных училищ» 408 . Вопрос о преобразовании Ардонской семинарии был вызван неудовлетворительной постановкой в ней учебно-воспитательного процесса и часто происходившими среди учащихся беспорядками. Серьезные волнения, сопровождавшиеся стрельбой и битьем окон, в семинарии начались еще в феврале 1905 года и происходили они на общей волне бунтарских настроений, царивших тогда в духовных семинариях. В революционный 1905 год волна беспорядков и бунтов в духовных семинариях прокатилась буквально по всей России. Очень часто беспорядки сопровождались совершенно дикими эксцессами: оскорблением и избиением преподавателей и семинарского начальства, погромами, поджогами, стрельбой и даже взрывами (Минская духовная семинария. – Г.Щ.). Беспорядки продолжались и в последующие годы. Кажется, не было ни одной семинарии, которую бы не коснулись брожения. И порой, несмотря на достаточно жесткие меры, предпринимаемые духовными и светскими властями, бунты в некоторых семинариях повторялись снова. Церковная пресса мало писала об этом, предпочитая не выносить сор из избы, и только в светской периодике можно было встретить частые и более подробные сообщения о беспорядках в духовных школах.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Глава III. С. Д. Нечаев Одновременно с увольнением Мещерского от синодальной службы последовало и высочайшее назначение обер-прокурором св. Синода д. с. с. Степана Дмитриевича Нечаева. 10 апреля 1833 года св. Синоду был сообщен именной императорский указ о назначении нового представителя государственной власти в высшее церковное учреждение, – указ, данный пр. Сенату 2 апреля того же года. «Члену комиссии духовных училищ, состоящему за обер-прокурорским столом в св. Синоде, д. с. с. Нечаеву», писал в своем указе император Николай 749 , «повелеваем быть обер-прокурором св. Синода, на том самом основании, как был предместник его, т. с. кн. Мещерский, с производством... всех окладов, кои штатом присвоены званию обер-прокурора св. Синода». Нечаев вступил в отправление обер-прокурорских обязанностей уже в достаточной степени подготовленным к своей новой службе, так как, состоя с 1 декабря 1828 года чиновником за обер-прокурорским столом в св. Синоде, он имел возможность, во время частых и иногда довольно продолжительных отлучек Мещерского из Петербурга, несколько раз официально исполнять обязанности синодального обер-прокурора 750 и успел приобрести довольно значительное влияние на церковное управление 751 . Располагая достаточной опытностью в исполнении специальных обязанностей представителя государственной власти в высшем церковном учреждении и умело пользуясь преимуществами своего положения. созданными предшествовавшею историей прокуратуры, Нечаев, не смотря на кратковременное пребывание в должности синодального обер-прокурора, успел оказать довольно важные услуги интересам обер-прокурорской власти и в значительной степени усилил ее влияние на разнообразные стороны церковной жизни. Предшественники Нечаева, окончательно закрепившие за прокуратурой исключительное право непосредственных сношений с верховной властью по делам духовного ведомства, поставили синодального обер-прокурора в такое положение, что он иногда имел возможность составлять различные императорские рескрипты и указы и, за высочайшею подписью, отсылать их по принадлежности. Представив. в первые же дни своей обер-прокурорской службы, один из таких рескриптов на утверждение государя и получив его обратно с надлежащей высочайшей подписью для доставления по принадлежности, Нечаев заявил в своем всеподданнейшем докладе от 8 апреля 1833 года, что порядок, соблюдающийся в аналогичных случаях по другим ведомствам, и самое приличие требуют рассылки подобных указов и рескриптов за именной императорской печатью. «Такой печати», писал обер-прокурор 752 , «не было исходатайствованно моим предшественником, кн. Мещерским. Я считаю обязанностью, как для настоящего случая, так и для могущих быть впредь рассылок именных указов и рескриптов духовным и светским лицам,... испрашивать у Вашего Величества повеления снабдить меня императорской печатью из Кабинета». Желание Нечаева было удовлетворено, и синодальный обер-прокурор получил в свое распоряжение императорскую печать 753 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

З. составлял описи журналов Синода и материалов Синодальной канцелярии за многие годы. Как и его предшественники, в частности А. Н. Львов (1889-1901), собирал и описывал епархиальные архивы (многие посещал лично), сохраняя сведения о времени возникновения архива, о составе, об условиях хранения документов, о суммах ассигнованных средств, о количестве служащих, о наличии справочной лит-ры и опубликованных документов (см.: Сведения о консисторских архивах. 1908). З.- автор записки о задачах епархиальных церковно-археологических комитетов, созданных в 1906-1908 гг., и о требованиях к условиям хранения и описанию документов (РГИА. Ф. 814. Оп. 1. 112. Л. 103-106). По инициативе З. принято синодальное определение от 15 февр. 1906 г. об охране рукописей и старопечатных книг, которые было разрешено собирать в архив и б-ку Синода из церквей. При нем в архив Синода поступило свыше 400 старинных рукописей и более 1 тыс. книг XVII-XVIII вв. староцерковной печати. Под рук. и при участии З. изданы «Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего Правительствующего Синода» (сост. А. И. Никольский. СПб., 1904-1910. 3 т.), «Список книг церковной печати, хранящихся в Библиотеке Святейшего Правительствующего Синода», «Опись документов и дел, хранящихся в Архиве Святейшего Правительствующего Синода, с указателями к ней. Дела Комиссии духовных училищ 1808-1839 гг.» (СПб., 1910), тома ПСПиР за 1738-1741, 1796-1801, 1881-1894 гг., 7 т. ОДДС. З. добился утверждения закона об обязательном бесплатном экземпляре нек-рых произведений печати для б-ки Синода (21 янв. 1910) и о присылке в Комиссию по разбору Синодального архива всех печатных изданий епархиальных церковно-археологических учреждений, отчетов об их деятельности и об открытии таких комиссий там, где их еще не было (25 июня 1911). При З. были расширены и оборудованы помещения архива и б-ки Синода, приведена в порядок и систематизирована б-ка Синода, к-рая по его инициативе пополнялась новейшими рус. и зарубежными справочниками и критическими исследованиями (в т. ч. поступили «Патрология» Ж. П. Миня, словарь Ш. Дюканжа и др.).

http://pravenc.ru/text/199679.html

Отдел V. Время служения в Московской Духовной Академии (1814–1819 г.) Глава IX. Состав лиц Московской духовной Академии и открытие её. – Деятельность Архимандрита Филарета в Академии «Прибыв на должность Инспектора Московской духовной Академии в самом начале Сентября месяца (1814 г.), я и устроил и открывал сию новую Академию» 196 . «Отцом Инспектором новооткрытой нашей Московской Академии Архимандритом Филаретом я очень доволен» 197 . В состав наставников новооткрытой Московской Духовной Академии, как уже замечено, были назначены лучшие воспитанники первого курса Санкт-Петербургской Академии – в числе восьми человек 198 , со званием Бакалавров. Кроме же сего Св. Синодом было поручено преосвященному Августину, Архиепископу Московскому сделать представление, кого бы он мог сам признать достойными к назначению в Академию, из лиц, служивших при существовавшей дотоле древней Славяно-Греко-Латинской Академии. Преосв. Августин рекомендовал Ректора сей Академии – Архимандрита Симеона, (впоследствии бывшего Архиепископа Ярославского) в Ректоры же ново-открываемой Академии, а двух соборных Иеромонахов: Никанора (впоследствии Митрополита Санкт-Петербургского) и Гермогена, как имеющих отличные способности и сведения, рекомендовал в Бакалавры, – первого из них по кафедре исторических наук, а второго – богословских. Рекомендация его была принята во внимание. Таким образом, наличный комплект начальствующих и учащих в Московской Академии состоял из четырёх лиц монашествующих и восьми светских. На первых порах этих лиц было достаточно, так как сначала был открыт один только младший курс; судя же по количественному отношению лиц монашествующих – 4 и светских – 8, состав этот был совершенно пропорциональный. Эта пропорциональность была, само собой, благопотребна сколько вообще для новообразованного рассадника собственно духовного просвещения, столько в частности для рассадника, помещённого в стенах и под сенью иноческой обители. Кроме поименованных лиц Преосв. Архиепископ Августин рекомендовал было и в инспекторы для новой Академии и профессора философских наук, Префекта Славяно-Греко-Латинской Академии Архимандрита Парфения, «отличающегося, – как писал он в донесении Комиссии духовных училищ, – сверх многих других сведений, познаниями философскими, и по собственному благонравию и деятельности своей, весьма способного к должности Инспектора» 199 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Преосвященнейший Виссарион, в мире Василий Петрович Нечаев, сын диакона Тульской губернии, Крапивенского уезда села Коледина, родился 13 марта 1822 года. Получив начальное и среднее образование в пределах Тульской епархии, он в 1844 году выпущен был из Тульской духовной семинарии студентом, с засвидетельствованием от семинарского начальства о способностях его, как «очень хороших», прилежании – «постоянно ревностном» и поведении – «весьма честном». Как один из лучших воспитанников семинарии, он в том же году, вместе с двумя товарищами своими – Гр. Як. Успенским и Александром Никаноровичем Ивановым 1 , – послан был на казенный счет, для получения высшего богословского образования, в Московскую духовную академию. Здесь, сдав приемные экзамены весьма хорошо 2 , он был принят и затем во все четыре года академического образования стоял в числе лучших студентов. Курсовое сочинение о св. Димитрии Ростовском , которое он писал на четвертом году этого образования, завершило дело и окончательно решило участь его: отличные достоинства этого сочинения доставили В. П. Нечаеву третье место по списку в числе магистров XVI курса (выпуска 1848 года), давшего России многих доблестных деятелей на поприщах церковном и гражданском, по большей части уже скончавшихся, а частию и доселе здравствующих. Так, из 24-х магистров сего курса 3 три были архиереями: Василий (Левитов), епископ Пензенский († 1892 г.); Григорий (Медиоланский); епископ Пензенский же († 1881 г.) и Вениамин (Карелин), епископ Рижский († 1874 г.). Затем протоиереи Московские: В.М. Сперанский – первенец курса, весьма даровитый, обладавший обширными и основательными познаниями, но в то же время весьма скромный (сконч. в 1878 г.); – С. Г. Вишняков († 1892), М.С. Боголюбский, И.Н. Александровский († 1886 г.), Д.И. Языков, Π.М. Волхонский († 1893 г.); иногородние: Г.П. Первухин, с честию подвизающийся на церковно-общественном поприще в Твери, в сане кафедрального протоиерея; М.А. Германов, бывший уже в 1850-х годах кафедральным протоиереем в Томске; A. Н. Иванов , выше упомянутый; Н.А. Барский, И.Г. Поспелов и иные. Заслуживают упоминания также – Η.П. Гиляров-Платонов, кончивший курс вторым магистром, бывший бакалавром академии (в 1848–1855 годах), впоследствии редактор Современных Известий (сконч. в 1887 г.); К. И. Снитко, бывший директором Виленских народных училищ и членом Виленской археографической комиссии и публичной библиотеки; В.И. Лествицын, известный писатель-археолог (сконч. в 1890 г.) 4 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Преосвященный Гавриил, архиепископ Рязанский (17-е июля день вступления на кафедру). Преосвященный Гавриил родился 17 апреля 1785 года в бедном селе Городкович, Спасского уезда, Рязанской губернии. Отец его Иван Яковлевич Городков был в то время пономарем, а впоследствии в том же приходе состоял священником, при рождении сына они дали ему имя Георгий. Как Иван Яковлевич, так и жена его Евдокия Филипповна, отличались богобоязненностью, простотой и, особенно, кротостью нрава. При значительном семействе и в бедном приходе, они не могли не трудиться над обработкой своей земли, которая, главным образом, и доставляла им пропитание. В таких обстоятельствах своих родителей, отрок Георгий сроднился со всеми недостатками и нуждами, ознакомился с самыми тяжелыми трудами, помогая своему отцу в полевых и других работах, даже и впоследствии, когда приезжал из семинарии на отдых от умственных занятий. Образование его шло своим чередом, и успехи в науках были ценимы начальниками тем более, что с ними соединялось отличное поведение тихого и скромного Городкова. Перед окончанием курса в семинарии Городков получил священническое место при Касимовском соборе и познакомился с тамошним протоиереем Поликарпом, который, полюбив его за кроткий нрав, предложил ему в супружество одну из своих дочерей. Обстоятельства, казалось, благоприятствовали этому делу, и между ними все уже было положено на слове, чему радовался и отец Городкова, бывший в то время священником. Но судьбы Божии устроили иначе. В 1809 г. при открытии первой по новому образованию С.-Петербургской духовной академии, вследствие требования комиссии духовных училищ, воспитанник семинарии Городков в числе других избран был к поступлению в состав студентов первого академического курса, и никакие усилия с его стороны, никакие попытки ходатайства некоторых лиц, близких к бывшему тогда Рязанскому архиепископу Амвросию, не могли отменить этого назначения. В декабре месяце 1808 года Георгий Городков отправился в Петербург, дав слово нареченной невесте возвратиться ее женихом. Но Промысл Божий, готовивший в нем сосуд особенного служения, доказал и в этом случае, что человек может только предполагать: не прошло еще и половины шести лет первого академического курса, как невеста студента Городкова, но воле ее отца, была выдана за другого, и студент Городков с того времени почувствовал в себе иное расположение, особенно просветлявшееся и укреплявшееся разумным сознанием цели, к которой человек предназначен, и с детства усвоенным благочестивым настроением души.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Филарет, Митрополит Московский, в его отношениях и деятельности по вопросу о переводе библии на русский язык Источник Параграф I II III     23-го Февраля 1816 года объявлено было Св. Синоду Высочайшее повеление следующего содержания: «Его Императорское Величество как внутренним божественным достоинством Священного Писания , так и самыми опытами убеждаясь в том, сколь полезно чтение оного людям всякого звания для преспияния в благочестии и благонравии, на коих зиждется истинное благо людей и народов, и посему обращая внимание на действия Российского Библейского Общества, с прискорбием усматривает, что многие из россиян, по свойству полученного ими воспитания, быв удалены от древнего славенского наречия, не без крайнего затруднения могут употреблять издаваемые для них на сем единственно наречии священные книги, так что некоторые прибегают в сем случае к пособию иностранных переводов, а большая часть и сего иметь не может. Но как из отчета Российского Библейского Общества за 1814 год Его Императорскому Величеству известно, что в подобных изъясненным здесь обстоятельствах в церкви греческой патриаршею грамотою одобрено народу чтение Священного Писания Нового Завета на новейшем греческом наречии, вместо древнего 1 , то Его Императорское Величество находит соответственным с обстоятельствами, чтоб и для российского народа, под смотрением духовных лиц, сделано было преложение Нового Завета с древнего славенского на новое российское наречие, каковое преложение и может быть издано для желающих от Российского Библейского Общества вместе с древним славенским текстом, подобно как издано уже с дозволения Святейшего Синода послание к Римлянам, на славенском и российском наречии совокупно 2 . Само собою разумеется, что церковное употребление славянского текста долженствует остаться неприкосновенным» 3 . В исполнение этого Высочайшего повеления и по благословению Св. Синода, предпринят перевод священных книг на российское наречие и определением Комиссии духовных училищ от 16 марта того же 1816 года, «дело сие поручено ректору с.-петербургской духовной академии, о.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

6. Замечания, сделанные Преосвященным Филаретом конференции Московской Духовной Академии об усовершенствовании дел Академических. 13 Июля 1830 г. 22 Апреля 1830 года Комиссия Духовных Училищ, предоставила Преосвященному Филарету обревизовать Московскую Духовную Академию по ученой части с тем, чтобы по окончании публичных испытаний благоволил уведомить Комиссию о последующем с доставлением в оную сочинений студентов. Исполнив поручение, Преосвященный Филарет писал: Комиссии Духовных Училищ предложение К исполнению поручения Комиссии Духовных Училищ обозреть Московскую Духовную Академию приступил я Мая 8 дня, резолюциею, коею требовал представления мне на рассмотрение сочинений, приготовляемых к открытому испытанию. Вследствие сего 30 Мая представлены мне два рассуждения студентов высшего отделения и одно студента низшего отделения. Оказалось, что сочинения сии неудовлетворительно отделаны, и недостаточно исправлены, почему и возвращены Академическому правлению в следующий день при предложении, с которого представляю при сем засвидетельствованный список. В Июне опять представлены мне два рассуждения; и опять не оказались соответственными назначению. При сем представляю список с резолюции данной мною о них 9 Июня. Прибыв в Лавру 26 Июня, вновь немедленно потребовал я от Ректора Академии рассуждений. Тотчас представлены два: одно о Хилиазме, длинное, но не окончательно отделанное, другое об обете Иеффая, не очень обширное, впрочем соответственное назначению, оно в тот же вечер послано для напечатания, и потом читано на открытом испытании. Экземпляр оного при сем представляется. Дабы из вышеозначенных неудачных опытов Комиссия Духовных Училищ не заключила о недостаточной успешности студентов, не излишним почитаю присовокупить, что сочинение, удостоенное напечатания, представлено мне было в рукописи студента с весьма немногими и небольшими поправками Ректора, и едва потребовало исправления нескольких слов от меня. Предварительные испытания студентов Академии кончены были до меня и составлен предварительный разрядный список. Дабы поверять оный лично, с большею свободою, нежели на открытом испытании, держаны мною два Академических Собрания 27 и 28 дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

профессор Михаил Андреевич Остроумов (30.12.1847–1920) Каноническое право Философия профессор Михаил Андреевич Остроумов Профессор кафедры церковного права Таврического университета, канонист, богослов, философ. Биография Родился в селе Акаеве Темниковского уезда Тамбовской губернии в семье священника. В 1864 году окончил Шацкое духовное училище, в 1869 году - Тамбовскую духовную семинарию первым студентом. Поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет, но вскоре перешел в медико-хирургическую академию. Однако тиф и полное отсутствие средств принудили его оставить академию, хотя интерес к естественным наукам он сохранил навсегда. В 1870 году поступил в Московскую духовную академию на историческое отделение. В 1874 году окончил академию со степенью магистранта богословия. В 1874 году определён преподавателем всеобщей церковной истории, учения о русском расколе и логики в Тамбовскую духовную семинарию и всеобщей гражданской истории - в женском епархиальном училище. Член совета Тамбовского Богородично-Казанского миссионерского братства. С 1875 года - наставник психологии, обзора философских учений, педагогики и ди­дактики в Вифанской духовной семинарии. Руководил воскресной школой при семинарии. В 1878 году был утвержден в звании члена педагогических собраний и, по старым порядкам, назначен помощником инспектора семинарии. Неоднократно избирался членом комиссии для рассмотрения отчетов духовных училищ Московской епархии. Написал по обзору философских учений учебник, удостоенный Святейшим Синодом полной премии митр. Макария. 29 января 1881 года по семейным обстоятельствам вышел в отставку и поступил на службу в Козловское уездное земство наблюдателем за хозяйствен­ной частью начальных училищ и в тоже время преподавал педагогику в Козловской женской прогимназии, по найму от Козловского земства, а в 1882 году перемещен на должность инспектора народных училищ Козловского уезда. С 1884 года - приват-доцент Московской духовной академии, магистр церковного права (1887).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

8. Составленное Митрополитом Филаретом положение о занятиях и содержании воспитанников, окончивших Богословское учение (Не раньше 1830 года и не позже 1834 г.) В 5-м пункте Высочайше утвержденного в 6 день Декабря 1829 года положения Государственного Совета о преподании вящших способов к образованию духовного юношества написано: «Поскольку окончившие семинарское учение не вдруг вступают на священнослужительские места, но нередко остаются в ожидании вакансии, то дабы в продолжении сего времени не оставались они без надзора и руководства, и напротив, дабы вернее употребляли сие время на дальнейшее образование себя и на приготовление к будущему своему служению, сделать распоряжение, чтобы окончившие семинарский учебный курс состояли в семинарских списках и принадлежали к ведомству семинарий до действительного определения их на места священнослужительские, чтобы в продолжение сего времени они занимались повторительным слушанием Богословского учения, чтением писаний Святых Отцов и других книг руководствующих к будущему их служению, сочинениями, переводами и проповеданием Слова Божия, и чтобы беднейшие из них пользовались содержанием от семинарий». Комиссия Духовных Училищ, дав знать о сем постановлении подведомственным ей учебным заведениям, требовала от семинарских правлений мнения. По рассмотрении представленных семинарскими правлениями мнений, Комиссия Духовных Училищ признала полезным постановить на сей предмет общие правила, каковые и были составлены Преосвященным Филаретом. Положение об окончивших Богословское учение. 1) В каждом семинарском правлении содержать особый полный список учеников, окончивших семинарский курс, по которому и иметь оных правлению в своем ведении до определения к местам. 2) Тех, которые имеют особенную нужду по бедности, или обещают особенную пользу, помещать при семинарии и содержать на счет остаточных училищных сумм. 3) Иных, также по бедности, можно помещать для жительства, и частью для содержания, в монастырях или при Архиерейских домах, смотря по удобности и способам сих мест.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010