С тех пор как Милица впервые встретилась с Лазарем во владениях своего отца, они искренне полюбили друг друга. Вступив в брак, живя честно и богоугодно, они родили пятерых дочерей (Мару, Драгану, Елену, Феодору, Оливеру) и трех сыновей (Стефана, Вука и Добривоя, который скончался вскоре после рождения). Благочестивая Милица воспитывала своих детей в страхе Божием, научив их необходимым наукам и привив полезные навыки, как и подобало княжеской семье. В воспитании сыновей и дочерей ей помогала родственница монахиня Евфимия, бывшая супруга деспота Иоанна Углеши, погибшего в битве на реке Марице. После смерти царя Душана и кончины его сына Уроша Кроткого в 1371 году князь Лазарь стал фактическим правителем Сербии. На его плечи легла ответственность за сербский народ, державу и Церковь. Однако в это время сербские князья и вельможи уже были раздираемы начавшимися междоусобиями и несогласием. Лазарю довелось быть правителем Сербии вплоть до трагической Косовской битвы, произошедшей в 1389 году. Во время своего правления супруги воздвигли церкви и монастыри, устроили школы и богадельни, лечебницы и странноприимницы. Их стольным градом был Крушевац. Исполненная всякими добродетелями Милица — благоразумная, милостивая, щедрая и тихая нравом мать и супруга — была лучшим примером своим детям. О характере воспитания в семье говорит тот факт, что, несмотря на опасное и полное искушений время, все дети Лазаря и Милицы сохранили непоколебимой свою веру, а один из ее сыновей — Стефан, деспот Сербский — был прославлен в лике святых угодников Божиих. Четыре их дочери были выданы замуж за христианских правителей и вельмож. Старшую дочь Мару отдали за сербского вельможу Вука Бранковича; вторую дочь Драгану — за Александра, сына Болгарского царя Шишмана; третью, Елену — за Зетского правителя Георгия Стратимировича-Балшича; четвертую Феодору — за Мачванского и Венгерского правителя Николу Гаровича. Младшей дочери Оливере был уготован тяжелый крест, о котором будет сказано позже. Суровое испытание постигло Милицу и множество сербских жен во время трагичной и славной Косовской битвы в день святого Вита 15 июня 1389 г. Храброе сербское войско сразилось с турецкими завоевателями во главе с султаном Мурадом и его сыном Баязидом. В этой битве царь Лазарь сложил свою голову вместе с сотнями благородных сербских витязей.

http://pravoslavie.ru/133069.html

     Как справедливо указывает публицист Марко Маркович, для серба Косово - то же, что Голгофа для каждого христианина. На Косове в жертву приносится целый народ. Отсюда и самая очевидная параллель - с Голгофой. Было ли когда большее поражение, чем распятие Христа на Голгофе? Но христиане, оплакивая смерть Христа, одновременно славят Его Воскресение. Поражение попускается во имя искупления. Душу народа отягощает столько грехов, что только кровью можно смыть и искупить их… Народное сознание считает косовскую жертву богоугодным делом. Ибо кто со Христом страдает, тот со Христом и спасется. Кто со Христом распят, со Христом и воскреснет. Как после Голгофы последовало Воскресение Христово, так и после Косовской битвы последовало воскресение сербского народа. По словам свт.Николая Велимировича, Косово «приостановило моральный распад сербского народа. Дало нам целую галерею витязей веры, чести и самоотверженности, которая, « без сомнения, ценится выше, чем какая-нибудь галерея мраморных изваяний, созданных в мирные времена народами, которые не имели своего Косова».      Сербское воинство на Косовом Поле явило собой образ истинно православного воинства, для которого Высшее и Вечное важнее временного и тленного, а Царство Небесное – дороже земного. Поэтому Видовдан является праздничным, памятным днём для всех нас – православных людей Сербии, России, Болгарии, Греции и любых других стран.      …Сегодня место битвы - край Косово и Метохия, колыбель сербской культуры и государственности, средоточие огромного количества православных святынь – захвачено албанскими сепаратистами под руководством и при всяческой поддержке их западных хозяев, и фактически отторгнуто от Сербии. Вновь, как 620 лет тому назад, по грехам нашим, из-за нашего духовного оскудения и внутренних раздоров, враги Православной веры празднуют земные победы. Оставшиеся на Косово сербы подвергаются жестоким лишениям и преследованиям. Кто поможет им?      Князь Лазарь, принимая мученическую смерть в сражении, верил, что его жертва ведёт к будущему Воскресению, что его временное поражение предопределяет вечную грядущую Победу. На нас, почитающих его подвиг - православных христианах и патриотах, как в Сербии, так и за её пределами - в первую очередь на нас лежит этот долг. Мы не можем, не вправе допустить, чтобы священная православная земля Косово и Метохии вновь была потеряна сербами – потомками воинов, умиравших в 1389 году на Косовом поле, мы не вправе содеять их жертву напрасной.

http://pravoslavie.ru/37572.html

Вместо, многократно повторяемых западными полититиками слов, о начале процесса установления мира и безопасности на территории Косово, начался процесс самой откровенной этнической чистки в южном сербском крае, уничтожение всего сербского и православного. В этой колыбели сербской истории и духовности, где более 1300 церквей и монастырей, где находится Патриарший монастырь, как исторический центр Сербской Церкви, сегодня почти не осталось сербов. Приведу пример: в главном городе края - Приштине, до прихода сил НАТО проживало 40 000 сербов, а сегодня их не более двухсот, и живут они, не имея никакой свободы передвижения, в полной изоляции, в гетто XXI века. Следовательно, уже по приходу сил НАТО в Косово, начался откровенный суд Линча над сербами. Албанские псевдовоенные формирования так называемой Освободительной армии Косова начали с массовых убийств сербов и неалбанцев, сожжения сербских домов, тотального уничтожения десятков сербских сел, массового изнасилования женщин, грабежа и уничтожения сербского духовного и культурного наследия. Там, где было сердце Сербии, там, где в 1389 году разыгралась знаменитая Косовская битва, там, где положил свою жизнь за Крест Честной и свободу златую святой князь сербский Лазарь, там, где и ныне почивают многочисленные нетленные и чудотворные мощи святых сербских королей и архиепископов, там, где находятся древнейшие сербские монастыри, совершается такое чудовищное преступление против малого и беззащитного православного славянского народа, о котором, если замолчим мы, люди, возопиют камни. В период с момента прихода на Косово так называемых НАТО-миротворцев, 10 июня 1999 года и по сей день, убито больше 1200 сербов, изгнано 230 тыс., сожжено и уничтожено больше 150 сербских монастырей и церквей, датируемых XII-XX вв., осквернены десятки сербских кладбищ, на многих из них выкопаны и разбросаны кости покойников. Об этом могу свидетельствовать и я самлично: два года назад в сопровождении военного патруля НАТО, я лично объездил некоторые части Косова. Зрелище ужасающее, описать его словами невозможно, его можно только пережить. Это даже не кадры из самого страшного фильма ужасов, это самая позорная действительность современной цивилизации. Особенно меня потрясло то, что даже сербские кости не могут спокойно почивать в земле. Могилы раскопаны, останки раскиданы, надгробия разбиты, на фотографиях на памятниках выцарапаны глаза покойных, кресты сломаны, сорняки метровой высоты, оскорбительные надписи на албанском языке - вот лишь некоторые детали этого своеобразного косовского ада. И могилы моего покойного деда Петра Мирковича, коренного жителя Косова, и моей бабушки Зорки, в южной части Косовской Митровицы, разорены и осквернены. То же самое можно сказать и обо всех могилах моих родных со стороны матери, которая родилась на Косово. В Косово сегодня нет мира ни живым, ни мертвым. Живые иногда хотели бы укрыться в могилу, а мертвые словно хотят бежать оттуда, как живые.

http://pravoslavie.ru/5695.html

И, ибо прошло немало времени, царь Стефан Душан переселился из этой жизни в непреходящие века, а наследником царским стал сын царский - царь Урош. И так держал он сербский скипетр и управлял. Но краткое время спустя, и он оставил этот свет в печали и несчастии из-за своих вельмож, которые выходили из-под власти его... Тогда промыслом и волей Божией, по причине своей кротости, справедливости, достоинства, благонравия, взошел помянутый муж, князь Лазарь, на сербский престол. Сперва он был благословлен руками архиепископов, всех священников и Собором сербским. И так стал он самодержцем над сербами, проводя жизнь свою со всяким достоинством, кротостью и справедливостью, ибо был он смирен и тих, и милостив, справедливым судьей, и был не как те, кто властвует, а как отец, что своих чад опекает и поучает. Архиереям, священникам и инокам выказывал почести, старцев согласно апостолу почитал, вельможам на встречу шел, молодых наставлял и любовь к ним выказывал. За обиженных заступался, имел и око милостивое, и руку протянутую и щедрую. Нагих одевал, слабым давал покой, а монастырям удаленным слал, что им нужно было. Всем и всегда помочь готов был, дабы достойным быть Духа Святого, которого в сердце своем желал еще с молодых лет. И основал он города сильные, создал и Крушевац, столицу свою, в которой воздвиг красивейшую церковь великому первомученику архидьякону Стефану, ради молитв за поминаемого сына своего Стефана, которую теперь называют Лазарица. Города и церкви воздвигал и обновлял, а другие восстанавливал во славу, хвалу и честь Господу Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу, и ради укрепления и силы отечества своего и христианского рода... ...Воздвиг от основания и храм во славу Христа, Бога нашего, что во славе вознесся, на месте, наываемом Рованица, по высоте и красоте восхитительный, заложенный на четырех столбах. И украсил его живописью, росписями и изображениями воплощения Сына Божьего и Пречистой Матери Его, и святых Его, и бесчисленных чудес, и мук, которым подвергся нас ради и дабы вознсти нас до высшего достоинства, и украсил его золотом и разными узорами, и обогатил его серебряными и позолоченными сосудами, и даровал ему потиры, дискосы, кадила, чаши для богослужений, царские врата из серебра позолоченного, иконы большие и малые, в окладах и с позолотой, жемчугом и дорогим каменьями украшенные, разные занавеси из дорогих материй, золотом и пурпуром вышитые… И теперь стоит он, словно цветок неувядающий, и может его видеть и любоваться им всякий, кто придет. Оградил его стеною и семью башнями укрепил… и построил кельи, и прилепил их к стенам, словно гнезда птичьи, для отдыха монахам и всем, кто желает спастись. И добавил к тому села и дохода предостаточно, и насадил виноградники и сады разные. Собрал в нем затем множество монахов, и устроил лавру, и установил житие общее, на удивление многим, из далеких стран сюда приходящим. Поставил им игумена, по имени Арсения, мужа, полного достоинств и разума.

http://pravoslavie.ru/put/sv/vidovdan.ht...

Хотя в Призрене была семинария, мне никогда не приходило в голову туда поступать. Однажды на вечернем богослужении в нашем соборе святого Георгия Победоносца, проходя мимо меня, кадивший церковь священник внезапно спросил меня, в каком классе я учусь. Я ответил, что заканчиваю восьмой. А он мне говорит: «Почему бы тебе не поступить в семинарию?» И ушел кадить дальше, не дожидаясь ответа. А я крепко задумался. А потом и вовсе поступил в семинарию, которая с того момента стала моей главной и единственной «школой» в жизни! – То есть вот так просто: слова священника, как будто между делом сказанные, настолько горячо коснулись сердца, что вы приняли судьбоносное для вас решение? – Да! – Невероятно! Отец Деян, вы ведь родились в Призрен, в Косове. Сегодня духовная колыбель сербского народа стала местом его национальной боли. Мрачных историй о том, что случилось после провозглашения независимости этих земель и фактического захвата Косова албанскими сепаратистами, увы, достаточно. Понятно, что этот нарыв образовался не сразу. Почему такой сценарий стал возможен? Слабость государства или промах политиков? Духовное наказание сербскому народу? – Священное пространство Косова и Метохии, колыбель сербского народа, парадоксальным образом одновременно является и фундаментом, и венцом нашей национальной и духовной идентичности. Косово – это колыбель и могила сербского народа. Могила, в которой, как пшеничное зерно, наши враги хоронили нас веками, и мы снова и снова, с помощью Бога, выходили из этой могилы и воскресали, принося обильные плоды. Поэтому проблема Косова – болезненный вопрос для каждого серба. Князь Лазарь выбирал между царством земным и Небесным. И сделал выбор в пользу второго. Реальность, в которой мы живем сегодня в Косово и Метохии, несомненно, можно назвать «Божией педагогикой». Реальность, в которой мы живем сегодня, несомненно, можно назвать «Божией педагогикой» Я уверен, что ничего не происходит без воли Бога или по крайней мере без разрешения Бога. Бог в воспитательных целях временно забирает святыни у тех, кто их недостоин, ожидая покаяния и исправления людей. Боже! язычники пришли в наследие Твое, осквернили святый храм Твой … (Пс. 78: 1), и остальное из того, что мы читаем в псалме 78, – вот что случилось. Сербский народ много согрешил против Церкви Божией и своих святых предков. Во времена коммунистической Югославии мы дистанцировались от Бога сильнее, чем за весь период турецкого ига. Это повлияло на весь строй духовной жизни народа. В течение десятилетий атеистическое правительство не придавало значения сообщениям Церкви о фактах захвата церковной собственности, о тихом, но постоянном терроре и жестком давлении на сербский народ в Косово и Метохии. Сербы все больше теряли надежду на выживание в этом регионе и постепенно покидали его. Сегодня мы знаем, что вся эта история была спланирована…

http://pravoslavie.ru/139542.html

     Только благодаря общим усилиям всех православных, неравнодушных к судьбе Косово людей, край вновь сможет стать сербским. Нет надежды на то, что ситуация будет разрешена официальными правительствами, «мировым сообществом» и прочими властно-силовыми институтами сегодняшнего мира. Не будем надеяться «на князи и сыны человеческия» (Пс.145 ) Не будем перекладывать наш долг ни на кого другого. Только если мы - православные - преодолеем внутренние раздоры, возрастем духовно и будем научаться крепости духа Христова , ратному искусству и мудрости – сможем выстоять и победить в новой Косовской битве.      «Мир во зле лежит» - говорит св.апостол Иоанн Богослов (1 Иоан. 5, 19). То есть зло – это обычное состояние нашего грешного мира, и искоренить зло вокруг нас полностью мы не в состоянии. Но означает ли это, что мы должны оставаться праздными и бездействовать, не помышляя о борьбе за сербское Косово? Нет и ещё раз нет.      Господь, определив каждому из нас место в этом мире, дав разум и свободу воли, призвал нас к действованию. Как учит Св.апостол Иаков, «как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2, 26). Так будем же бороться со злом в меру наших сил и возможностей. Князь Лазарь, избрав перед битвой Царство Небесное, тем не менее не стал бездействовать – не сложил оружие, не повернул войско вспять. Он стал сражаться, показав тем самым пример, что должно исполнять свой долг, даже не имея надежды на земную победу.      Поэтому в Видовдан мы вновь и вновь вспоминаем подвиг князя Лазаря и просим его святой помощи. Мы верим в его предстательство пред Господом за многострадальную землю Косова и Метохии, за её православных людей.      Всероссийское движение «Косовский Фронт» поздравляет всех православных людей с великим духовным праздником, желает крепости духовной и успехов в нашем общем святом деле освобождения Косово и крепкой веры в грядущую Победу! Всероссийское движение «Косовский фронт» скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/37572.html

Бог знает, случайно ли то, что драма Косова совпадает с драмой Патриарха Сербского Павла, на протяжении многих лет епископа Рашско-Призренского, а ныне Архиепскопа Печского. И слова, которые он повторяет чаще всего, касаются Косова. К самым значимым святыням, наряду с Печской Патриархией, Дечанами, храмом Богородицы Левишкой, Грачаницей, Патриарх Павел относит и Косово Поле, «на котором защищен наш наиважнейший национальный и духовный принцип». Для него Косово — это не только край и земля, на которой находятся наши наиважнейшие святыни, «но также и учение, которое в них преподавалось и которому нас они учили». Слова Патриарха Павла превосходят все определения Косовского Завета и Царства Небесного. Такие слова до него, пожалуй, не произносились ни на одном языке, а тем более не произносили их духовные вожди ни одного народа. «Если бы основание нашего независимого государства, его сохранение и развитие были возможны только через преступление, я бы скорее согласился, чтобы исчезла не только Великая, но и малая Сербия, и все сербы вместе со мной, чем согласился на бесчеловечное и нечеловечное. Вот это для меня Косовский Завет и определение за Царство Небесное». «Святой князь Лазарь не против жизни на земле и не против царства земного. Но коль уж необходимо одно терять, то лучше потерять земное, чем небесное». Однако «ничто не потеряно, пока не потеряно». Помимо всего этого, Патриарх Павел является одним из наиболее плодотворно воздействующих сербскоязычных писателей. Его голос и его манера говорить — самый одухотворенный тон для публичных выступлений у нас. Патриарх, пишущий так, как говорит, а говорящий так, как живет, являет собой самую убедительную личность нашего времени. Такой стиль речения не мог прийти лишь из книг. Наш Патриарх выступает и устно и письменно; однако он больше письменный, чем устный. Он пришел от книги и служил книге — той единственной, единой и наиважнейшей, чье слово его родило и чьим героем является он сам. Рейтинг: 10 Голосов: 40 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/45546.html

В 2002 году мне удалось посетить келью святителя Иоанна Златоуста, вернее то, что от осталось. Территория заросла настолько, что девственный лес скрыл от человеческих глаз даже большой храм обители. В храме остались только голые стены, нет ни окон, ни дверей, не сохранилось ничего из церковного убранства, остались черепа почивших насельников лавры, по афонской традиции на деревянных полках костницы. Да груды полусгнивших книг напоминают о том, что здешними келиотами осуществлялась издательская деятельность. Но, если судьба афонской кельи ясна, то что же стало с Дечанской лаврой? Вспомним историю этой обители. Высоко-Дечанская Лавра находится в сердце древней Сербии, у самой албанской границы, где достигла своего расцвета сербская династия Неманичей, где князь Лазарь пал смертью храбрых со своим войском, защищая сербскую землю от турецкого нашествия. В 1330 году сербский краль Стефан Дечанский одержал победу над греками и болгарами при Вельбужде, и по возвращении из похода решил построить храм во славу Христа Спасителя. Посоветовавшись с сыном Душаном (впоследствии царь Душан Сильный) и архиепископом Даниилом, он выбрал место на реке Быстрице в двух километрах от Дечан и заложил церковь Вознесения Господня. По преданию, именно это место облюбовал великий сербский святой Савва для монастыря, но неожиданная смерть не позволила осуществиться этому начинанию. В архитектуре этого храма видна смесь западного и византийского стилей. Главным зодчим был католик-далматинец Фра Вита. Высоко-Дечанская лавра была построена св. Стефаном, как " задужбина " , то есть монастырь, в котором, по завещанию, он должен был найти последний приют . Храм покрыт огромным количеством фресок: всего их десять тысяч, а в главном приделе - 365, по числу дней в году. Храм имеет два придела: св. Николая, в память о чудесном исцелении краля Стефана, и св. Димитрия. Замечательный иконостас храма был уничтожен турками. В храме находится рака с мощами Стефана Дечанского, он почитается сербским народом как великий целитель. Даже в условиях гонений на церковь во время титовского режима не прекращался поток паломников к гробнице этого святого. Интересно, что среди них были и албанцы-мусульмане, и просто неверующие. Стефан Дечанский считается целителем от беснования и расстройства ума. Больных, по традиции, сначала ведут на монастырский источник, дают умыться святой водой, затем дают пить и уже после этого ведут в храм .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

В лит-ре существует мнение, что предложение кандидатуры Е. на Патриарший престол было результатом компромисса, достигнутого между крупнейшими сербскими обл. правителями ( Р. Лазар Ucmopuja, култ, Он же. Сабрана дела. Београд, 2001. С. 108-109). О деятельности Е. во главе Церкви сохранилось мало сведений. Во 2-й грамоте кн. Лазаря (1380-1389) о монастыре Лешье упоминается о земельной тяжбе в суде между Хиландаром и семьей вельмож Вукославичей, которую князь передал на суд Е. ( Coлobjeb А. Jeдho из доба кн. Лазара//Архив за правне и друштвене науке. Београд, 1929. 18(35). С. 190-195). Первый срок пребывания Е. на Патриаршем престоле был непродолжительным. Согласно Житию, он упросил Собор и князя освободить его от первосвятительства по возрасту и немощи. Не исключено, однако, что после смерти Георгия Балшича (1379) необходимость в компромиссной фигуре патриарха отпала, и кн. Лазарь при отсутствии сопротивления со стороны Е. воспользовался возможностью возвести на Патриарший престол своего кандидата. Новым патриархом был избран Спиридон , а Е. удалился в пустыню возле царского (основанного Душаном) мон-ря св. Архангелов близ г. Призрен. После смерти своего преемника Е. согласился в 1389 г. на нек-рое время возвратиться на Патриарший престол, поскольку Собор для избрания нового главы Сербской Церкви не мог состояться из-за тур. нашествия и гибели кн. Лазаря. В 1390 г. на Соборе, созванном кн. Стефаном Лазаревичем, патриархом Сербским был избран Даниил III , а Е. вернулся в пустыню. Патриарх Даниил навестил Е. перед смертью, вместе со священниками и монахами торжественно отпел и похоронил его в ц. св. Димитрия в мон-ре Печ. Литературное творчество После открытия во 2-й пол. 70-х гг. ХХ в. в составе болг. сборника 3-й четв. XIV в. (Ath. Chil. N 341) цикла гимнографических сочинений с акростихами с указанием имени автора Ефрем Д. Богданович высказал мнение о тождестве гимнографа с соименным патриархом ( 1978; Он же. 1980. С. 182-184). Это мнение, однако, не получило широкого признания (обзор мнений см. в ст. Ефрем , гимнограф). Агиография

http://pravenc.ru/text/182079.html

– В этом году наш Патриарх вновь молился на Косовом поле! Божественная литургия по случаю празднования Видовдана состоялась в монастыре Грачаница. В проповеди к народу Святейший Патриарх Порфирий отметил, что православная вера является парадоксальной и каждый, кто попытается понять Евангелие лишь умом, обречен на провал. Ведь православная вера – вера любви, которая не только нелогична, но и антилогична. Предстоятель призвал народы в Косово и Метохии к мирному сосуществованию. «Различия не должны быть причиной конфликтов и разлуки. Различия – это дары, а дар – это то, что мы получили, чтобы приумножить его и отдать себя другим. Грачаница – это наши глаза, наши уши, наше сердце – так решил князь Лазарь в День святого Вита. Он выбрал веру во Христа, а не праздничную трапезу. И поэтому, когда они говорят нам оставить Грачаницу, отказаться от Косово и Метохии, ну, господа, вы бы позволили себе вырвать глаз, отрезать уши, вырвать сердце? Мы знаем, что вы не согласитесь. Это битва за существенную свободу», – сказал Патриарх. После Литургии на мемориальном комплексе Газиместан, посвященном битве на Косовом поле, Патриарх Порфирий вместе с архиереями отслужил панихиду по православным воинам, живот свой положившим за веру и Отечество. Несмотря на многотысячную группу верующих, посетивших эти святые места, многие не смогли оказаться на торжествах из-за ограничений, введенных полицией самопровозглашенного государства Косово, кого-то не пустили из-за национальной символики. Были случаи задержания при жестких осмотрах, которым подвергались и священнослужители, и монашествующие. В этот праздничный день Патриарх Порфирий также посетил город Крушевац и храм Лазарица, сооруженный еще при жизни князя Лазаря. В связи с 650-летием города – исторической столицы сербского князя, был открыт новый памятник святому Лазарю. – Как сегодня сербы сохраняют память о событиях более чем 600-летней давности и духовную связь с Косовским краем? – Несмотря на прошествие стольких веков от подвига князя Лазаря, битва за сохранение Косово и Метохии продолжается для сербов по сей день – и в прямом, и в переносном смысле. Стремясь с помощью Запада отнять у сербов эту святую землю, албанцы прибегают ко всевозможным средствам, в том числе переписывают историю, уничтожают памятники духовности и культуры сербского народа. Не стоит долго искать примеры притеснений православных на юге Сербии, так как даже в нынешнем 2021 году было несколько нападений на храмы, в связи с чем Сербская Православная Церковь просила ОБСЕ и KFOR защитить верующих в Косово и Метохии.

http://ruskline.ru/opp/2021/07/01/vidovd...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010