Скачать epub pdf «Добро пожаловать, мы рады видеть Вас и разговаривать в мире и добре, – приветствовал нас Его Святейшество Патриарх Сербский Павел в здании Патриархии в Белграде. – Я не стану представлять сербов, Православие и веру православную лучшими, чем они есть. Это бессмысленно, Бог точно знает, кто есть кто. Нет народа, в котором нет преступников ни в мирное время, а тем более во время войны. Но, представлять злодейским целый народ нельзя, нельзя весь народ называть преступным» «Вспомните о преступлениях Второй Мировой войны и что, теперь, нужно всех хорватов называть усташами, или всех мусульман такими-сякими? Есть и хорошие и плохие мусульмане, я жил с ними 10 лет и некоторые из них были моими добрыми приятелями. Гимназию я закончил в Тузле, а Семинарию – в Сараево. За время учёбы в Сараево я был председателем Общества трезвости молодёжи всех школ Сараево, в том числе и медресе Гази Хусрав-бега, где училось несколько моих друзей. Несколько лет назад Вы сказали следующее: «Потерять Косово, основу Святосавия 1 , значит поставить под вопрос и наши души и себя самих. Косово – колыбель сербской духовности и государственности, душа и сердце детей светосавских». Скажите, теперь Косово для Сербии потеряно? – В Средние века Косово для нас было центром церковной и государственной жизни. Еще святой Арсений, первый наследник святого Савы, перенес Патриархию в Печ, и там сербские архиепископы и патриархи были годами. Здесь наши важнейшие монастыри, наши величайшие достижения в истории, культуре, живописи и зодчеству. Но не как территория важно для нас Косово, хотя здесь и находятся монастыри, проповедовавшие веру, учившую жить по-человечески. Монастыри в других частях Сербии тоже делали это. Вот, чем важно для нас Косово: святой князь Лазарь и наши предки вышли на Косово не отнимать чужое, но защищать своё, не посягать на чужую свободу, но защищать свою, не налагать свою веру на других, но защищать свою. В Косовской битве 1389 г. погибли и князь Лазарь и султан Мурат. Мы держимся того принципа, что оборонительная война благословенна. Однажды у меня спросили, бывает ли праведная война. В Святом Писании говорится: «настала война на небе». Сатана, по-вашему шайтан, был ангелом, который из гордости восстал против Бога. Сейчас все сектанты, сатанисты, заявляют: «нет власти надо мной, я – всё и вся». Что он считает добрым, то и делает; точно как тот шайтан или сатана со своими сторонниками из ангелов, так же восставшие против Божьей власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Stojchev...

Распятое Косово Косово распяли на кресте, и оно висит на нем вот уже пять лет. Как православный епископ Косово и Метохии я стою не только под крестом с распятым Косово, но и сам я распят на этом кресте. Поэтому мне тяжело говорить об этом. И все же я не могу молчать, ибо от меня ожидают, чтобы я говорил. Что такое Косово для сербов? То же, что Иерусалим для еврейского народа. Косово было и осталось колыбелью сербской государственности, сербской культуры, сербской духовности. Там — наши глубочайшие корни, там — наши величайшие православные святыни, там — заветное наследие династии Неманичей. Поэтому Косово означает не только географическое понятие. Это слово — символ духовных ценностей, вечных христианских ценностей, ради которых стоит жить, и ради которых стоит умереть. Такой духовный, мистический заряд слово Косово получило в далеком 1389 году, который разделил историю сербского народа на период до Косовской битвы и период после Косовской битвы. Святой князь Лазарь вступил в Косово Поле, чтобы бороться турецкими полчищами. Он не захватывал чужих земель, а защищал свою собственную, не пленил чужой народ, а защищал от плена свой собственный народ, не навязывал другому народу своей веры, а защищал свою веру от другого. Это и есть косовский выбор и косовский завет. Это оплот истории сербского народа. С тех пор Косово стало символом страдания за истину, за правду, за веру. За 600 с лишним лет, прошедших после Косовской битвы, в нашей истории было много страданий. А что происходит сегодня? Сегодня мы находимся на высшей точке этих страданий. Однако причины страданий не вчерашние. Их корни уходят в глубину веков. Понадобится много времени, чтобы обо всем этом хотя бы вкратце рассказать. Поэтому мы обратимся лишь к самым последним событиям, начиная с июня 1999 года, когда вступила в действие международная миссия в Косово и Метохии. Столкновение двух экстремизмов — сепаратистского стремления косовских албанцев и тоталитарного режима Слободана Милошевича — привело к трагическим столкновениям в Косово и Метохии, в которых пострадали невинные жертвы с обеих сторон (как сербов, так и албанцев), после чего начались трехмесячные бомбардировки силами натовского альянса.

http://e-vestnik.ru/db/raspyatoe_kosovo/

«Прежде верен. А теперь неверен» К социально-психологическому портрету сербской знати XIV–XV веков Диакон Владимир Василик    Сегодня 28 июня – день святого Вида – годовщина Косовской битвы , происшедшей 15 июня (по старому стилю) 1389 года. В следующем, 2014 году исполняется 625 лет со дня этого судьбоносного сражения, которое, по мнению ряд исследователей, привело в конечном счете к покорению Балкан османами. В этой битве погиб святой благоверный сербский князь Лазарь и цвет сербской знати. Для того чтобы понять причины поражения и сербской катастрофы в целом, необходимо рассмотреть многие аспекты сербской истории, в частности – судьбы сербского дворянства. Проблемам сербского нобилитета, казалось бы, в историографии уделялось достаточное внимание. Следует упомянуть классические работы Новаковича, Динича, Ферьянчича, Наумова, недавнюю книгу Благоевича и т.д. Издан ряд памятников, имеющих прямое или косвенное отношение к сербской знати, рассмотрен ряд важных социально-политических аспектов формирования и функционирования сербского нобилитета. Однако целый ряд проблем до сих пор представляется нерешенным. Прежде всего – это генезис дворянства. Еще в XIII веке в хрисовулах встречается термин «воины» (воиники). В документах XIV века он исчезает и появляется термин «властела». Как считают исследователи, это означает, что «воины» как общественный слой исчезли, превратившись в дворянство-властелу, либо растворились в массе «себров» – работников господских и монастырских хозяйств . Действительно, «Законник» Стефана Душана знает понятия «властела» и «себр»; «воиник» в нем не встречается . Однако неизвестно, когда и при каких обстоятельствах произошел этот процесс. Далее, не вполне ясны соотношения внутри самого дворянства. В «Законнике» выстраивается следующая иерархия: великий властелин, властела, властеличичи, прониары, прониаровичи. Как видим, дворянство разделялось на владельцев наследственной неотчуждаемой земли (баштины) и держателей условного владения (пронии) за службу . Однако прония, начиная со второй половины XII века, на Балканах все более феодализируется и теряет характер условности . С другой стороны, не вполне ясны различия внутри властелы – среди лиц, входящих в круг «великой властелы», просто властелы и властеличей.

http://pravoslavie.ru/62453.html

О нейтралах Вот снова наступил Видовдан 31 , день, который никогда не превратится в ночь, пока сербы будут оставаться христианским народом, любящим Крест и свободу. День этот показал цену Небесного Царства. И земное царство не легко достается, турки дорого заплатили за него, но Небесное Царство намного дороже, и князь Лазарь заплатил за него, пожертвовав собой и всем сербским войском. В этот день один православный народ, потеряв все, обрел больше потерянного. Этот день Страшным Судом стоит над народом, благословляя и проклиная одновременно. Кого благословляет Видовдан? Тех, кто живет и дышит верой во Христа и за Христову веру страдает и погибает. Кого он проклинает? Проклинает нейтралов, это нужно подчеркнуть особо, ибо актуально в наши дни. И Сам Господь отверг как проклятых тех, кто нейтрален в решительной борьбе Христа с антихристом. Свидетельство этому мы находим в последней книге Священного Писания , где Господь повелевает евангелисту Иоанну написать Лаодикийской Церкви и сказать: «Знаю, ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих!» ( Откр. 3:15–16 ). Такими теплохладными в Лаодикии были те, кто, называя себя христианами, принимал участие в языческих празднествах и соблюдал языческие обычаи. Теплохладными во времена Косовской битвы были те сербы, которые не хотели идти на Косово из страха перед мусульманской силой. Позже многие из этих нейтралов потуречились (приняли ислам . – Прим. перев.). Знатный дворянин Вук Бранкович был типичным нейтралом тех времен. Ни холоден, ни горяч. Он был проклят не потому, что не пошел на Косово, не за то, что боролся против сербов на стороне турок. Нет! но только потому, что оставался нейтралом в ходе сражения, которое определило судьбу Сербии и Балкан на половину тысячелетия. Он думал так, если победят сербы, он останется на их стороне, будучи сербом и княжеским зятем, если же победят турки, они будут благосклонны к нему, ибо он не оказывал им сопротивления. Ошибочный расчет. Вскоре после битвы один турецкий паша сказал ему: «Если ты не был верен своему правителю, как будешь верен моему?» И проклят был сербами, и презираем турками. Так нейтральный Вук потерял оба царства: и земное, и Небесное. И остался проклятым сербским народом. Горечь проклятия чувствовали его потомки и часто жаловались, как тяжко им под этим проклятием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

О добродетели Изо всех сил взращивай в себе добро к людям. Сильней сдави сухой ствол своей души, и всегда сможешь выдавить, словно капли воды, добро, оправдание для прощения врагов, а значит, одержать над ними духовную победу – победу добром. Людям часто кажется, что, если бы они находились в иных обстоятельствах, они были бы лучше. Богатому кажется, что добродетели мешает богатство, бедному кажется, что – бедность, ученому – ученость, невежественному – невежество, больному – болезнь, старому – старость, молодому – молодость. Это самообман и признание своего нравственного поражения. Если бы святой царь Лазарь покинул поле битвы, то считался бы побежденным; но он остался и сложил голову в бою, но считается победителем. Адам утратил веру в раю ( Быт. 3:8–10 ), Иов укрепил веру на гноище ( Иов. 2:7 – 10 ). В битве на Косовом Поле, которая произошла 15/28 июня 1389 г., погиб князь Лазарь и большинство сербской знати. Князь Лазарь был обезглавлен. Турецкий султан Мурат, пораженный мученической смертью князя Лазаря, позволил забрать его тело двум монахам. Тело святого князя было погребено в православной церкви Вознесения Господня в Приштине. Пророк Илия ни разу не сказал, что голод мешает ему быть послушным Богу ( 3Цар. 17 )! И царь Давид не говорил, что корона мешает его послушанию ( 1Цар. 25 ). Если зажжешь все свои добродетели, словно огромные свечи, хорошо сделаешь. Но если при этом не победишь в себе славолюбие, оно, как ураганный ветер, погасит все свечи. Ты снова зажжешь их, но ветер снова их задует. Потому сначала останови ветер. Добродетельные люди заботятся о том, чтобы их жизнь принесла достойные плоды, а не о славе и похвале соседей. Слава сама сопутствует им, как эхо. Даже если эхо не всегда слышится на земле, оно непременно отзывается на небе. Ибо жизнь настоящего человека всегда связана с небом и вечностью. Когда Христос творил добро, Он часто решительно запрещал говорить об этом ( Мф. 12:11–16 ; Мк. 1:34; 3:10–12; 8:25–26 ; Лк. 4:40–41 ). Святые Божии усвоили Его учение и избегали людской славы как огня. Некая римская матрона отправилась из Рима в Египет, чтобы увидеть святого Арсения Великого . Арсений принял ее, но, когда она стала восхвалять его, он быстро вернулся в келью и закрыл за собой дверь. Другой евангельский наследник говорил: «Всякое похвальное слово обо мне заново открывает исцеленные раны моей души».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Сербские торжества в Косово и Метохии (версия для печати)/Православие.Ru Сербские торжества в Косово и Метохии Православие.Ru , 30 июня 2004 г. 28 июня 2004 г., Грачаница 28 июня в Косово и Метохии, как и во всей Сербии, прошли традиционные торжества, посвященные дню памяти Косовской битвы. Именно в этот день 615 лет назад, в 1389 года, состоялась знаменитое сражение между сербскими войсками под предводительством князя Лазаря и османскими под предводительством султана Мурада и его сына Баязида. В этот день Православная Церковь совершает память святого Витта, и поэтому в сербскую традицию он вошел под названием Видовдан. В этот день Сербский Патриарх Павел совершил Божественную литургию в монастыре Грачаница, а также отслужил на Газиместане парастас в память всех сербских воинов. Предстоятелю сослужили несколько сербских архиереев. Торжества в Грачанице В своей беседе после поминовения всех героев, «которые честно пострадали, защищая отечество, от битвы на Косово и до наших дней» Предстоятель Сербской Церкви подчеркнул, что «Видовдан и святой князь Лазарь благодаря непреходящим ценностям, за которые они положили свои жизни находятся сейчас в глубине памяти и сердца всего нашего народа». - Это и сейчас должно быть для нас примером и путем, которым нужно идти, чтобы мы защищали свободу, помня о том, что она необходима всем, – сказал Патриарх Павел. - Пусть будет слава всем нашим покойникам, пострадавшим до сегодняшнего дня, мученикам и новомученникам, и чтобы Господь помог нам, чтобы и мы выстояли на Его пути, не взирая на все трудности, - сказал глава Сербской Православной Церкви. На Газиместане На Газиместане и в Грачанице Патриарху Павлу сослужили епископы: Рашко-призренский Артемий (Радосавльевич), бывший Захолмско-герцеговинский епископ Афанасий (Евтич), Липлянский Феодосий (Шибалич), а также духовенство Рашко-призренской, Захолмско-герцеговинской и Жичской епархий. В своей беседе на литургии в Грачанице владыка Артемий призвал косовских сербов оставаться в своих домах, «крепко держаться своих святынь, могил своих предков и святой земли Косово и Метохии», потому что без Косово для сербов нет и православия и сербского государства. По словам владыки Артемия, благодаря евангельским добродетелям, по которым он жил и готовности положить свою жизнь и пролить кровь за непреходящие ценности, святой князь Лазарь и сейчас является вождем сербского народа, а тем более тех, кто остается в Косово и Метохии на протяжении последних пяти лет в совершенно ненормальных условиях жизни, которые тяжелее, чем во времена турецкого рабства.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

На Видовдан этого года приходится ровно 550 лет со дня мученической смерти святого князя Лазаря и Косовской битвы (1389). Для нашего народа Косово — самое великое событие и самое трагическое вдохновение. В нем вся вера сербского народа, вся мудрость, вся этика. Вера, которая напоминает о том, что Бог владеет царствами; мудрость, которая утешает тем, что всякое зло преходяще и невечно, как и люди. Этика, которая возвышает до сознания того, что больше чести умереть достойно, чем недостойно жить. В Косовском выборе — полное единство мотива и цели борьбы, и полная решимость на смерть. И честной князь и воеводы, великие и малые, и все войско шли на Косово с решимостью пожертвовать жизнь свою за «Царство Небесное», за «Крест Честной», «за веру христианскую», «за прекрасное имя Иисусово». « Если желаешь ты Царства Небесного, То построй на Косово церковь, Не ставь ее на фундамент мраморный, А пусть будет она из чистого багряного шелка; Прикажи причаститься войску; Все оно в бою погибнет, И ты, князь честной, вместе с ними. Возлюбил князь Царство Небесное, А не временное, земное » . И князь после долгих раздумий и гефсиманского томления решился на смерть и на царство вечных ценностей и отбросил все привременное, обманчивое и преходящее. Когда евреи захотели сделать Христа своим царем, то Он, видя помышления их, ушел в пустынное место. А когда римский прокуратор Пилат спросил: «ты ли Царь», Иисус ответил ему: «Царство Мое не от мира сего». Этого царства не от мира сего возжелал и князь Лазарь с полным сознанием, что путь к этому царству — крест, страдания и смерть. И в полной ясности он согласился на свою Голгофу, как на врата к Царству Небесному. В сознании и подсознании всего народа звучала одна таинственная нота — на Косово Христос раздает венцы мученической славы, и что необходимо добыть эти венцы; что одно царство гибнет, а другое приобретается; и что пробил решающий час всем пожертвовать за Крест Честной. С таким настроением в душе сербское войско сделало предсмертные приготовления. Простилось с домашними, причастилось на Косове и пошло под крестоносными знаменами на крест в день святого Вита и святого Амоса, крестной славы честного князя.

http://pravoslavie.ru/38381.html

Епископ Митрофан совершил литургию на месте строительства Лазаревского храма Кингисеппа июня 2018 28 июня 2018 года, в день памяти святого благоверного князя Сербского Лазаря, а также свт. Ионы митрополита Московского и свт. Михаила, первого Митрополита Киевского, Преосвященнейший епископ Гатчинский и Лужский Митрофан в сослужении епископа Буэнос-Айресского Ценнтрально-Южноамериканского Кирилла (Сербский Патриархат), совершил Божественную литургию в г. Кингисепп на месте заложенного в 2016 году храма в честь святого князя Лазаря . Его Преосвященству сослужили: благочинный Ямбургского округа иером. Пантелеимон (Вахрушев); руководитель епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению и настоятель храма иерей Тимофей Смирнов; протоиерей Мирчета Шливанчанин (Сербский Патриархат). После сугубой ектении епископ Митрофан вознес молитву о мире на Украине. По окончании богослужения было совершено славление святому князю Лазарю. Молитву святому покровителю Сербского народа зачитал епископ Буэнос-Айресский Кирилл, после чего совершил традиционное для сербов освящение Славского калача и жита. Епископ Кирилл, поблагодарил епископа Митрофана за радость братской молитвы в день, особо важный для Сербской земли и ее народа, когда вспоминается " Видовдан " день памяти о знаменитом сражении на Косовом поле в 1389 году и Лазаре Хребеляновиче (последнем независимом правителе Сербии), погибшем в этой битве и впоследствии канонизированном, а также все сербские мученики. Владыка Кирилл особо подчеркнул важность духовных связей между братскими народами и пригласил епископа Митрофана посетить Сербию и ее святыни. В память о своем визите он преподнес строящемуся храму икону св.кн. Лазаря и святителя Василия Острожского. В ответном слове правящий архиерей Гатчинской епархии отметил важность совместной молитвы и взаимной поддержки народов России и Сербии. Также архипастырь обратил внимание верующих на тот духовный пример, который нам являет святой князь Лазарь и призвал всех вспоминать о нем в своей повседневной жизни.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Я – русская, но сразу после этого я – сербка» В русских сердцах болью отзываются политические события в Сербии 12.01.2024 233 Время на чтение 3 минуты Фото: ntv.ru На сербско-русском сайте «Саборник» было опубликовано поздравление сербов с Новым годом и Рождеством Хрисовым от Ольги Корнеевой. По предложению главного редактора сайта «Саборник» и постоянного автора «Русской народной линии» Ранко Гойковича публикуем заметку Ольги Корнеевой на РНЛ: «С Наступающим Новым Годом, уважаемые братья и сёстры! Те политические события, которые сейчас происходят в Белграде, с болью отзываются в русских сердцах. Мы от всей души желаем и молим Бога о мире и процветании братской православной Сербии! Храни, Боже, Сербию! ... Русский, который хотя бы раз в жизни был в Сербии, тот влюбляется в эту прекрасную страну и в этот прекрасный сербский народ. Это невозможно передать – это надо видеть: - неповторимый дух Белграда (городу около 2 000 лет); - разрушенное бомбардировками здание Министерства обороны – живое свидетельство того, какую жестокость и горе пережил сербский народ в 1999 и не сдался; - легендарный Калемегдан – красивейшее место «встречи» рек Савы и Дуная; - величественный храм Святого Саввы (крупнейший православный храм на Балканах; и это самый красивый храм, который я видела в жизни); - прекрасные церковь Ружица и часовня Святой Параскевы; - древние православные храмы и монастыри, пережившие турецкое иго (в них душа замирает от прикосновения к вечности); - прекрасная балканская природа (горы, леса, реки и улыбающееся солнце). Русская православная душа радуется, находясь на братской сербской земле. Постоянное чувство, что находишься на второй Родине, что ты в маленькой России – Дух один. Воистину, «Одна Вера, одна кровь, один язык, один народ!». Близки русскому сердцу и сербские святые – святой князь Лазарь, святитель Савва, святитель Пётр Цетинский, святая Параскева, святитель Николай (Велимирович)... А сербы? А сами сербы – прекрасны. Прекрасны своей открытой душой, добрым сердцем, смелостью, отвагой и любовью к Богу. Небесный народ, который 600 лет живёт по Косовскому завету святого князя Лазаря.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/12/ya...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афон, новости 04.12.2011 Наконец, Пояс Богородицы осенил Русь крестом и показал русским самих себя. Оказалось, что желающих приложиться – более 5 млн. человек! К нашему удивлению, только в Москве приложилось более 1,5 млн. Русский народ не только проснулся, но и увидел себя. 23.11.2011 По Преданию, Честной Пояс Богородица передала апостолу Фоме. С тех пор он хранился в Иерусалиме. Позже Пояс Богоматери был передан в Константинополь. Там его разделили на две части. На Афоне пояс Богоматери находится примерно с 14 века. В Константинополе хранилось две части Пояса. Одну часть передал Ватопеду сербский князь Лазарь, а вторую вселенский патриарх. 23.11.2011 Пояс Пресвятой Богородицы уже несколько дней в Москве. Взору москвичей предстало, поистине, необычное зрелище. Огромная очередь к Поясу, начавшаяся от м. Кропоткинская увеличивается с каждым днем. В среду очередь достигла метро Воробьевы Горы. 18.11.2011 Пояс Пресвятой Богородицы – одна из величайших святынь христианской ойкумены – с 19 по 27 ноября будет находиться в Москве в храме Христа Спасителя. Поскольку 19-20 будет отмечаться также и 65-летие патриарха Кирилла, первые дни приложиться к Поясу Богоматери будет трудно 17.11.2011 Несомненно, что Пояс Пресвятой Богородицы – не только святыня, но и символ. На Афоне греки называют этот пояс «агиа зони» - Святой Пояс, так он упоминается и в Предании. Интересно заметить, что термин «зони» указывает на женский пояс, именно носимый вокруг талии. У греков был и другой типично женский пояс «тениа», коим подпоясывались под грудью. 14.11.2011 Пояс Пресвятой Богородицы – одна из величайших святынь христианской ойкумены. Божия Матерь сама сплела этот пояс из шерсти верблюда еще в детстве. Пояс почитался издревле, как и одежда Христа, Его хитон, как Его «последняя одежда» - погребальные пелены - плащаница из Турина. Интересно заметить, что в православной аскетике все эти элементы одежды получили символическое толкование. 10.11.2011

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=1&pid=46

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010