Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Видовдан Как проигранное сражение стало сербским национальным праздником 01.07.2021 622 Время на чтение 5 минут Источник: Православная жизнь И почему для сербов так важна память о Косовской битве. Фото: pravlife.org Ежегодно 28 июня в Сербии отмечается национальный праздник «Видовдан» (Видов день), установленный в память о знаменитом сражении на Косовом поле в 1389 году. Тогда сербское войско во главе с князем Лазарем Хребеляновичем противостояло турецкой армии – более сильному и многочисленному противнику. Все сербские воины и их благородный правитель погибли в том бою, а Сербия оказалась под османским игом. Почему же для сербов так важна память о Косовской битве, а князь Лазарь почитается как национальный герой? Об этом порталу «Православная Жизнь» рассказал сотрудник пресс-службы Сербской Патриархии Николай Сапсай. – Николай, Косовская битва – трагическое событие в истории средневековой Сербии, следствием которого стали пять веков турецкого рабства. Тем не менее она воспета в гимнах и народных песнях, а князь Лазарь после гибели почти сразу был причислен к лику святых. В чем же значимость этого сражения и почему князь Лазарь герой? – В житии благоверного князя Лазаря Сербского повествуется о том, что в конце XIV века огромная армия турок двинулась на завоевание Балкан и Европы. В июне 1389 года, в день памяти святого Вита (поэтому сам праздник именуется Видовдан), произошло решающее сражение с турками в Сербии на Косовом поле. Сербское войско возглавлял князь Лазарь, который в народе именовался царем Лазарем. Видя, что турецкая армия во много раз превышает их численностью, сербы понимали, что идут на верную смерть. На рассвете все воины приняли участие в Литургии и причастились, после чего князь Лазарь повел свое войско на битву за веру и Отечество. Бой был неравный, но сербские воины продержались до заката. Князь Лазарь сражался отважно, и, по свидетельству летописи, «имел шестнадцать ран, когда сел на третьего коня, потому что два были уже убиты под ним». Но враги все же схватили израненного правителя, после чего исход сражения был предрешен.

http://ruskline.ru/opp/2021/07/01/vidovd...

Крест и светлые символы нашей веры Удивительным примером страдания за веру и за правду служит пример великого просветителя и духовного отца нашего святого Саввы 21 . В то время, когда он находился в Жиче, на земле своего отца и своих братьев, там царили страшные интриги и клевета. Но он пережил все это, утешаясь словами Христа: «Блаженны изгнанные правды ради...» ( Мф. 5:10 ). Нам известно, что и князь Лазарь 22 был гоним знатью, князь Лазарь старался всех объединить и примирить, призывал дворянство к согласию и защите родины от внешних врагов. А когда он узнал, что на Сербию идет турецкое войско, что он чувствовал? Конечно же, он думал не об интересах своих родных и друзей, а об интересах государства и готовился к отражению нападения врага. Однако именно тогда он подвергался самым жестоким нападкам и гонениям за правду. Но он вышел на Косово поле защищать веру и защищать правду, не оглядываясь на клевету и неправду... Посмотрим дальше. Деспот Стефан Лазаревич 23 был гоним своим братом Вуком, который ходил к турецкому султану, чтобы свергнуть собственного брата. Итак, и Стефан был гоним за правду. Вы знаете, что Султан II приговорил Вука к смертной казни, Сам Господь помог Стефану, Он наказал Вука. Перед смертью рядом с Вуком не было священника, а он хотел причаститься, тогда он с одним своим другом разломил пополам яблоко и так причастился... А каким жестоким гонениям за правду подвергался наш народ. Он бежал из городов в пещеры, – в пещерах жил серб, в пещерах жил его священник и его гайдук. Рядом с пещерами были монастыри, а рядом с монастырями жил народ. Сербский народ вынужден был скрываться, ибо был гоним турками, был гоним сербский народ и немцами, и латинянами в Далмации. Но все он вынес и пережил... Часто человек терпит гонения за свою неправду. Однажды я разговаривал с одним заключенным, который был приговорен к 12 годам тюрьмы. – Что ты чувствуешь? – спросил я его. – Внутри мука, и вокруг мука, – ответил он. – Как же это! – Лучше бы я умер, сразу после приговора, чем так страдать и душой и телом. Кто знает, выдержу ли я...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 34. Начало Первой мировой войны. Кончина настоятеля Оптиной пустыни архимандрита Ксенофонта (Клюкина). Избрание на его место архимандрита Исаакия II (Бобракова). Романовы в Оптиной: князь Константин Константинович младший (сын К.Р.), Великий князь Дмитрий Константинович (брат К.Р.). Трудности военного времени Летом 1914 года, а именно 15 июня, в Сербии был убит австрийский эрцгерцог Франц Фердинанд. Еще за год до своей смерти он намекал на то, что мировое масонство приговорило его к казни. Пусть это было и так, но последствия этого дела оказались весьма страшными для многих стран: это убийство стало причиной Первой мировой войны (в России эту войну называли Второй Отечественной, – первая была в 1812 году). Австрия обвинила сербское правительство в организации убийства и, объявив Сербии войну, тем самым вынудила Россию встать на защиту братской православной страны. К Австрии присоединилась Германия. Государь Император Николай Александрович, исчерпав все возможности мирного разрешения вопроса, отдал приказ о мобилизации войск. «Моя совесть спокойна, – сказал он. – Я сделал все от меня зависящее, чтобы предотвратить войну». Война оказалось трудной и затяжной. 20 июля везде в России читался Высочайший Манифест о начале войны, где говорилось: «Презрев уступчивый и миролюбивый ответ Сербского правительства, отвергнув доброжелательное посредничество России, Австрия поспешно перешла в вооруженное нападение, открыв бомбардировку беззащитного Белграда. Вынужденные в силу создавшихся условий принять необходимые меры предосторожности, Мы повелели привести армию и флот на военное положение, но, дорожа кровью и достоянием Наших подданных, прилагали все усилия к мирному исходу начавшихся переговоров. Среди дружественных сношений союзная Австрии Германия, вопреки Нашим надеждам на вековое доброе соседство и не внемля заверению Нашему, что принятые меры отнюдь не имеют враждебных ей целей, стала домогаться немедленной их отмены и, встретив отказ в этом требовании, внезапно объявила России войну.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Косово поле Косово поле - представляет большой параллелограмм, лежащий между Македонией и Боснией; на С омывает его река Ситница, на Ю Неродимка; окружено на ЮВ высоким хребтом Любетином, на СЗ Рогозном; котлообразные углубления, болота. Прежде Косово поле слыло плодородным, теперь это пустырь, поросший мелким кустарником и лесом; обработаны лишь ближайшие окрестности городов и деревень. Здесь не раз сталкивались войска из сев.-зап. областей Задунайского полуо-ва с войсками из юго-вост. областей его. Таковы, напр. битвы 1073 г., когда сербы победили греков и их союзников болгар; 1170 г., когда Неманя отстоял свою власть от братьев и греков; 1389 г., когда пало сербское царство; 1403г., когда Стефан Лазаревич разбил султана Мусу; 1448 г. - поражение Гуниада турками; 1689 г. - австрийский полководец Пикколомини побежден турками; 1831 г. - султан Махмуд разбил боснийцев. Из всех этих битв наибольшее значение имело поражение сербов турками 15 июня (день св. Вита, по-сербски " видов дан " ) 1389 г. Встретились войска близ Лаба, впадающего в Ситницу. Во главе турок стоял Мурад, с двумя сыновьями, во главе сербов - князь Лазарь, с тестем Югом-Богданом и двумя зятьями, Милошем Обиличем и Вуком Бранковичем. Силы турок были многочисленнее раза в три, но сербы не отчаивались. Битва началась в 6 ч. утра и была очень кровопролитной. Сербские войска уже одолевали, когда один из их отрядов, предводимый Вуком Бранковичем - неизвестно, отчаявшись ли в успехе или изменнически - отступил за р. Ситницу, а за ним побежали боснийцы. Расстроенные полки сербов были разбиты. Погиб Юг Богдан с 9 сыновьями, пал Милош, а князь Лазарь, раненый, взят в плен и казнен; но и сам Мурад нашел смерть в этой битве, по преданию - от руки Милоша Обилича. Со времени этой битвы сербы стали данниками турок. Ни одно событие старо-сербской истории не оставило такого глубокого следа в народной памяти, как косовская битва. Она записана в летописи, о ней составлены целые рапсодии. Косовская битва в народном сербском эпосе.

http://sedmitza.ru/text/716465.html

Скачать epub pdf «Добро пожаловать, мы рады видеть Вас и разговаривать в мире и добре, – приветствовал нас Его Святейшество Патриарх Сербский Павел в здании Патриархии в Белграде. – Я не стану представлять сербов, Православие и веру православную лучшими, чем они есть. Это бессмысленно, Бог точно знает, кто есть кто. Нет народа, в котором нет преступников ни в мирное время, а тем более во время войны. Но, представлять злодейским целый народ нельзя, нельзя весь народ называть преступным» «Вспомните о преступлениях Второй Мировой войны и что, теперь, нужно всех хорватов называть усташами, или всех мусульман такими-сякими? Есть и хорошие и плохие мусульмане, я жил с ними 10 лет и некоторые из них были моими добрыми приятелями. Гимназию я закончил в Тузле, а Семинарию – в Сараево. За время учёбы в Сараево я был председателем Общества трезвости молодёжи всех школ Сараево, в том числе и медресе Гази Хусрав-бега, где училось несколько моих друзей. Несколько лет назад Вы сказали следующее: «Потерять Косово, основу Святосавия 1 , значит поставить под вопрос и наши души и себя самих. Косово – колыбель сербской духовности и государственности, душа и сердце детей светосавских». Скажите, теперь Косово для Сербии потеряно? – В Средние века Косово для нас было центром церковной и государственной жизни. Еще святой Арсений, первый наследник святого Савы, перенес Патриархию в Печ, и там сербские архиепископы и патриархи были годами. Здесь наши важнейшие монастыри, наши величайшие достижения в истории, культуре, живописи и зодчеству. Но не как территория важно для нас Косово, хотя здесь и находятся монастыри, проповедовавшие веру, учившую жить по-человечески. Монастыри в других частях Сербии тоже делали это. Вот, чем важно для нас Косово: святой князь Лазарь и наши предки вышли на Косово не отнимать чужое, но защищать своё, не посягать на чужую свободу, но защищать свою, не налагать свою веру на других, но защищать свою. В Косовской битве 1389 г. погибли и князь Лазарь и султан Мурат. Мы держимся того принципа, что оборонительная война благословенна. Однажды у меня спросили, бывает ли праведная война. В Святом Писании говорится: «настала война на небе». Сатана, по-вашему шайтан, был ангелом, который из гордости восстал против Бога. Сейчас все сектанты, сатанисты, заявляют: «нет власти надо мной, я – всё и вся». Что он считает добрым, то и делает; точно как тот шайтан или сатана со своими сторонниками из ангелов, так же восставшие против Божьей власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Stojchev...

Распятое Косово Косово распяли на кресте, и оно висит на нем вот уже пять лет. Как православный епископ Косово и Метохии я стою не только под крестом с распятым Косово, но и сам я распят на этом кресте. Поэтому мне тяжело говорить об этом. И все же я не могу молчать, ибо от меня ожидают, чтобы я говорил. Что такое Косово для сербов? То же, что Иерусалим для еврейского народа. Косово было и осталось колыбелью сербской государственности, сербской культуры, сербской духовности. Там — наши глубочайшие корни, там — наши величайшие православные святыни, там — заветное наследие династии Неманичей. Поэтому Косово означает не только географическое понятие. Это слово — символ духовных ценностей, вечных христианских ценностей, ради которых стоит жить, и ради которых стоит умереть. Такой духовный, мистический заряд слово Косово получило в далеком 1389 году, который разделил историю сербского народа на период до Косовской битвы и период после Косовской битвы. Святой князь Лазарь вступил в Косово Поле, чтобы бороться турецкими полчищами. Он не захватывал чужих земель, а защищал свою собственную, не пленил чужой народ, а защищал от плена свой собственный народ, не навязывал другому народу своей веры, а защищал свою веру от другого. Это и есть косовский выбор и косовский завет. Это оплот истории сербского народа. С тех пор Косово стало символом страдания за истину, за правду, за веру. За 600 с лишним лет, прошедших после Косовской битвы, в нашей истории было много страданий. А что происходит сегодня? Сегодня мы находимся на высшей точке этих страданий. Однако причины страданий не вчерашние. Их корни уходят в глубину веков. Понадобится много времени, чтобы обо всем этом хотя бы вкратце рассказать. Поэтому мы обратимся лишь к самым последним событиям, начиная с июня 1999 года, когда вступила в действие международная миссия в Косово и Метохии. Столкновение двух экстремизмов — сепаратистского стремления косовских албанцев и тоталитарного режима Слободана Милошевича — привело к трагическим столкновениям в Косово и Метохии, в которых пострадали невинные жертвы с обеих сторон (как сербов, так и албанцев), после чего начались трехмесячные бомбардировки силами натовского альянса.

http://e-vestnik.ru/db/raspyatoe_kosovo/

Диакон Владимир Василик. «Прежде верен. А теперь неверен» (версия для печати) / Православие.Ru «Прежде верен. А теперь неверен» Православие.Ru , 28 июня 2013 г. Диакон Владимир Василик    Сегодня 28 июня – день святого Вида – годовщина Косовской битвы , происшедшей 15 июня (по старому стилю) 1389 года. В следующем, 2014 году исполняется 625 лет со дня этого судьбоносного сражения, которое, по мнению ряд исследователей, привело в конечном счете к покорению Балкан османами. В этой битве погиб святой благоверный сербский князь Лазарь и цвет сербской знати. Для того чтобы понять причины поражения и сербской катастрофы в целом, необходимо рассмотреть многие аспекты сербской истории, в частности – судьбы сербского дворянства. Проблемам сербского нобилитета, казалось бы, в историографии уделялось достаточное внимание. Следует упомянуть классические работы Новаковича, Динича, Ферьянчича, Наумова, недавнюю книгу Благоевича и т.д. Издан ряд памятников, имеющих прямое или косвенное отношение к сербской знати, рассмотрен ряд важных социально-политических аспектов формирования и функционирования сербского нобилитета. Однако целый ряд проблем до сих пор представляется нерешенным. Прежде всего – это генезис дворянства. Еще в XIII веке в хрисовулах встречается термин «воины» (воиники). В документах XIV века он исчезает и появляется термин «властела». Как считают исследователи, это означает, что «воины» как общественный слой исчезли, превратившись в дворянство-властелу, либо растворились в массе «себров» – работников господских и монастырских хозяйств . Действительно, «Законник» Стефана Душана знает понятия «властела» и «себр»; «воиник» в нем не встречается . Однако неизвестно, когда и при каких обстоятельствах произошел этот процесс. Далее, не вполне ясны соотношения внутри самого дворянства. В «Законнике» выстраивается следующая иерархия: великий властелин, властела, властеличичи, прониары, прониаровичи. Как видим, дворянство разделялось на владельцев наследственной неотчуждаемой земли (баштины) и держателей условного владения (пронии) за службу . Однако прония, начиная со второй половины XII века, на Балканах все более феодализируется и теряет характер условности . С другой стороны, не вполне ясны различия внутри властелы – среди лиц, входящих в круг «великой властелы», просто властелы и властеличей.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛАЗАРЬ СЕРБСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Великомученик Лазарь, царь Сербский Свв. Лазарь и Милица. Фреска монастыря Любостиня. Советник св. царя Стефана Уроша V После внезапной кончины властного царя Душана в 1355 году престол перешел к его молодому сыну Стефану Урошу V который не смог совладать с непокорными вельможами и держава, созданная Душаном, начала распадаться. Не только Сербия, но и соседняя Болгария оказалась в ту пору раздробленной на части. Что же касается Византии , то малодушие ее правителей заставляли их даже вступать в союз с врагами Православной веры. Пользуясь общим упадком христианских государств, турки стали все чаще совершать грабительские набеги на балканские земли, а впоследствии и захватывать их. Южные пределы былого Душанова царства пали под их напором. Князь Лазарь был одним из немногих оставшихся верным кроткому и милостивому царю Урошу, и стал его надежной опорой в государственных делах. Тогда же Лазарь получает сначала титул Новобрдского и Топлицко-Полимского, а затем Рудницкого и Моравского князя. Миролюбивый по природе князь Лазарь всем сердцем желал соединить раздираемое междоусобиями сербское царство и сплотить сербов для борьбы с иноверными завоевателями. Господарь Сербии и Приморья После смерти святого царя Уроша 4 декабря 1371 года Лазарь еще с большим усердием заботился об осуществлении своего благого намерения. Получив в свое управление Ново Брдо , Топлицу и Рудник , а затем Браничево и Мачву с Белградом , он перенес свою столицу в Моравскую область - в город Крушевац . Немало неприятностей причинял ему непокорный и вероломный Никола Алтоманович , который неоднократно нападал на его земли. Коварный Никола решил погубить Лазаря и завладеть его имением. Однажды он, якобы для разговора, пригласил безоружного князя, но, когда святой Лазарь пришел, один из слуг Алтомановича напал на него и ударил князя ножом. Лазарь упал будто мертвый, но, по промыслу Божьему, избежал смерти. Золотой крест, который он все время носил на груди, помешал нанести ему смертельную рану. После этого события благоверный князь заключил союз с сербским боснийским королем Твртко I и победил Алтомановича.

http://drevo-info.ru/articles/8998.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Наша свобода не подчиняется их границам Видовдан на Косовом поле 30.06.2022 565 Время на чтение 3 минуты Фото: Предоставлены автором Жара невероятная, сложно дышать. Каково же было тем воинам в их доспехах тогда, на Косовом поле. Звон Грачаницы, стая птиц в небе над полем былой битвы, молитва и кресты. Видовдан. День Косовской битвы. Все православные собираются на поле – идут стезями героев прошлых времен. Косово живо и сегодня. Не просто живо – оно сияет тем светом, который светит над этой землей с тех пор, как здесь перед своей мученической и славной кончиной причастились князь Лазарь и его витязи в далеком, но очень близком 1389 году. Видовдан, день памяти святого мученика Вита, самый большой сербский праздник. В этот день на Косово, здесь, на Газиместане, сербский народ сделал свой заветный выбор: Царство Небесное важнее царства земного. Нет серба, который бы не был сегодня в Косово хотя бы в мыслях. По всему краю служится литургия. Патриах Сербский Порфирий и архиереи Сербской Церкви вместе с тысячами людей служат в монастыре Грачаница. Потом служится заупокойная лития по нашим павшим героям – как и всегда. «Видовдан – это наши очи. Святой князь Лазарь – наши уши. Святыни Косово и Метохии – наш разум», – говорит патриарх Порфирий. В Прилепце, месте, где родился князь Лазарь, также служится лития. Народ, остающийся здесь, несмотря на все испытания и унижения, идёт тем же путем, который выбрал святой князь, я думаю. Недавно в оставшихся сербских школах дети писали сочинение на тему «Как я расту». В одном из них читаем: « Постоянные спутники моего взросления – страх и неизвестность. Часто я спрашивал себя, как живут  мои сверстники в Нише, Белграде, Новом Саде. Мне эти города даже снились, очень хотел жить там, в остальной Сербии. А что здесь? Просыпаюсь и понимаю, что живу в селе Грнчар, в Косово и Метохии. Но вместо слез у меня улыбка, а на сердце все-таки радость… Да-да: я в своем доме, над домом мои горы, а над всем этим синее небо – это мой настоящий кров. В этой синеве я живу все 14 лет, и никуда отсюда не уйду, не уеду, как и мои родители. Нет, я никакой не герой, я обычный ребенок, подросток. Но знаю твердо: пока есть мы, православные сербы, будет и Косово».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/30/na...

15 июня 1389 г. на Косовом поле произошла судьбоносная для сербского народа битва против войск Османской империи. "/> Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К 620-летию битвы на Косовом поле 15 июня 1389 г. на Косовом поле произошла судьбоносная для сербского народа битва против войск Османской империи. Наталья Масленникова Косовский Завет Битва на Косовом поле происходила в день святого Витта (Видовдан) 15 июня 1389 года. Наверное, это самая героическая страница сербской истории, во всяком случае, Видовдан всегда оставался главным национальным праздником и даже в коммунистической Югославии занимал особое место. О том, как протекало сражение, сведений сохранилось очень мало. Известно, что битва была необыкновенно жестокой и кровавой. Лишь под конец турки стали брать верх над сербами. Князь Лазарь и несколько воевод попали в плен и были казнены по приказу Баязида. И сербы, и турки понесли очень большие потери. На следующий день после битвы османское войско покинуло Сербию. В христианском мире долго ходили слухи о победе сербов на Косовом поле... Сербский народ хранит трогательное предание о святом князе Лазаре. Перед битвой явился ему Ангел Господень и спросил князя: " О каком царстве помышляешь, Лазарь, земном или Небесном? " . Помолившись, отвечал Лазарь Ангелу: " Царство земное - быстротечно и суетно. Царство же Небесное - непреходящее, от века и до века " . Так боголюбивый князь Сербский избрал Царство Небесное и принял вместе со своим народом волю Божию. Бестрепетно стоял он перед грозным Баязидом, ожидая мученической кончины за веру Христову, за отечество народа своего христианского. Он не искал свободы " любой ценой " , то есть свободы от Бога и без Бога, но - свободу в Боге и с Богом. И потому тихо, с молитвой склонил главу свою под меч варвара. Год 1989-й оказался промыслительным для православного сербского народа. Тогда прославлялось 600-летие мученической гибели сербского войска на Косовом поле. Святые мощи князя Лазаря были пронесены по землям Срема, Боснии, Сербии, а в самый день битвы они были водворены в древнем монастыре Грачаница, что в Косове. Повсюду совершались богослужения, народ шел на поклонение своей главной национальной святыне (мощи святителя Саввы были сожжены турками в 1594 году), словно предуготовляясь к грядущим испытаниям.

http://sedmitza.ru/text/716450.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010