Если мы – Христовы, то претерпим до конца! Однажды, когда я был в Косово, мне написал один ходжа-албанец, и, помимо прочего, поставил мне такой вопрос: «Для нас мусульман неприемлем принцип — “пока у одних не стемнеет, у других не рассветет”. Что скажете Вы?». Я отвечаю «Этот принцип неприемлем и для христианства вообще и для Православия. Земля Божия достаточно широка и велика, чтобы места хватило всем, если мы останемся людьми. 15 ноября, 2009 Однажды, когда я был в Косово, мне написал один ходжа-албанец, и, помимо прочего, поставил мне такой вопрос: «Для нас мусульман неприемлем принцип — “пока у одних не стемнеет, у других не рассветет”. Что скажете Вы?». Я отвечаю «Этот принцип неприемлем и для христианства вообще и для Православия. Земля Божия достаточно широка и велика, чтобы места хватило всем, если мы останемся людьми. В Белграде скончался Патриарх Сербский Павел в возрасте 95 лет. Патриарх отошел ко Господу в 10.45 минут после принятия Святых Христовых Таин. Интервью, которое Его Святейшество Патриарх Сербский Павел дал во время своего посещения Черногории по поводу хиротонии новоизбранного епископа Сербской Православной Церкви, преосвященного епископа Будимлянского Иоаникия, журналу «Светигора», Радио-Светигора и вновь созданному ежедневнику «Голос Черногорца» 4 июня 1999 года. Понятие « Косово » проросло в наши души, и наиболее важно в нем то, что святой Князь Лазарь со своим воинством пошел не подавлять чью-то свободу, но защищать свою, не захватывать чужую землю, но освобождать свою, не насаждать свою веру, но отстоять Православие. Сражаясь за свои святыни, они сражались и за всю христианскую Европу. Такие войны для нас, как для христиан, не только допустимы, они — наш долг. СВЕТИГОРА: Ваше Святейшество, первый наш вопрос в этот тяжелый час — потеряно ли Косово для нашего народа? От Вас, как духовной главы сербского народа, столько лет своей архипастырской службы проведшего в Косово и в Метохии, от Вас ждут правдивого ответа на этот вопрос, с которым мы столкнулись сейчас таким трагическим образом.

http://pravmir.ru/esli-my-xristovy-to-pr...

Интервью , которое Его Святейшество Патриарх Сербский Павел дал во время своего посещения Черногории по поводу хиротонии новоизбранного епископа Сербской Православной Церкви, преосвященного епископа Будимлянского Иоаникия, журналу «Светигора», Радио-Светигора и вновь созданному ежедневнику «Голос Черногорца» 4 июня 1999 года. Понятие «Косово» проросло в наши души, и наиболее важно в нем то, что святой Князь Лазарь со своим воинством пошел не подавлять чью-то свободу, но защищать свою, не захватывать чужую землю, но освобождать свою, не насаждать свою веру, но отстоять Православие. Сражаясь за свои святыни, они сражались и за всю христианскую Европу. Такие войны для нас, как для христиан, не только допустимы, они – наш долг. СВЕТИГОРА: Ваше Святейшество, первый наш вопрос в этот тяжелый час – потеряно ли Косово для нашего народа? От Вас, как духовной главы сербского народа, столько лет своей архипастырской службы проведшего в Косово и в Метохии, от Вас ждут правдивого ответа на этот вопрос, с которым мы столкнулись сейчас таким трагическим образом. Его Свят. Патриарх Павел: Я провел в Косово 34 года, и не требовалось особенных усилий, чтобы понять и увидеть, что определенная часть албанцев систематически проводит работу, направленную на создание этнически чистого Косово. Не хочу обобщать, не скажу что все, но определенная часть это делала. Я указывал на это и Приштинским властям, и в Белграде, чтобы они имели ввиду, чтобы знали, что помимо других, менее болезненных причин, сербы выезжали из Косова и по этой причине. Подчеркну, что не только по этой, потому что в те времена люди переезжали из сел в города из разных побуждений. И все же эта причина, существующая и по сей день – самая болезненная. Проблема рождаемости, которая особенно обострилась благодаря огромной рождаемости албанцев и небольшой рождаемости сербов, и переросла сегодня в один из аргументов в пользу того, что Косово принадлежит тем, кто составляет там численное большинство, аргумент этот навязывался нам еще тогда, сорок лет назад.

http://pravoslavie.ru/32697.html

Отец Никола Драгичевич В нескольких километрах от Приштины есть городок Косово Поле. Понятно по названию, что находится он рядом с историческим и духовным центром края – тем самым полем, где святой князь Лазарь вместе с соратниками сделал тяжелый, но светлый и спасительный выбор: лучше погибнуть за Христа и жить с Ним в вечности, чем спасти жизнь сейчас и потом вечно стыдиться. Потерпев в земной битве поражение из-за предательства части войска, косовские мученики победили в битве духовной. Помнят ли об этом их потомки? Как они живут в Косово? Да и можно ли назвать это жизнью? Оказывается, как считает и показывает собственным примером отец Никола Драгичевич, настоятель храма во имя святой великомученицы Екатерины в Косовом Поле, не просто можно – настоящая-то жизнь только так и начинается, если ты ставишь Христа во главу своего существования. Об этом – наш с ним разговор сегодня. «Колючка» как повод вспомнить о Христе – Отец Никола, большой ли приход у вашего храма? Скольких прихожан он объединяет? Где они живут? – Нас сейчас 50 человек, я имею в виду постоянных прихожан, тех, кто часто приходят на службы в храм. Живут они в четырех сербских деревнях рядом с Приштиной: Косово Поле, Кузьмин, Угляре и Батусе. – Как часто совершаются богослужения в храме? – По воскресным дням и великим праздникам. Ежедневно совершать литургию пока (надеюсь – пока!) затруднительно. Зима в Сербии – Не понаслышке знаю, что сербы не чувствуют себя на своей духовной родине, в Косово и Метохии, в безопасности. Количество сербских семей здесь, судя по статистике даже последних, относительно мирных, лет, резко сокращается. Часты и т.н. бытовые провокации – сам видел, когда был в Косовском Поморавье. А как дело обстоит в центральной части Косово? Могут ли православные спокойно прийти на службу в свой храм? Ты едешь в храм из села, которое обнесено колючей проволокой – Сложный вопрос. Прежде всего, сербы приходят в храм с верой в Бога – это и есть, наверное, главное условие безопасного передвижения. Существенных трудностей для человека, желающего приехать в нашу церковь, сейчас нет – транспорт работает неплохо. Другое дело, что ты едешь или идешь в храм из села, которое обнесено колючей проволокой. Вот это чувство выхода из анклава, преодоления «колючки», оно, знаете, хоть и сильное, но не из самых радостных, уверяю. Чувствуешь себя узником, живя в таких условиях. Впрочем, мы привыкли. Вера – главное в нашем деле.

http://pravoslavie.ru/119433.html

Продолжается осквернение сербской святыни в Косово Грачаница, 11 июня 2011 г. 10 июня 2011 г. епископ Рашко-Призренский Феодосий выразил острый протест в связи с продолжающимся осквернением церкви Св. Иоанна Предтечи в Самодреже под Вучитрном, осудив происходящий вандализм. Владыка подчеркнул, что больше нельзя терпимо относится к унижению Сербской Православной Церкви, становящимся условием для восстановления святынь, разрушенных в предыдущие годы. Восстановление религиозных объектов, по словам владыки, и свобода вероисповедания являются фундаментальными человеческими правами. Владыка обратился к международным представителям на территории Косово с тем, чтобы они повлияли на местные органы власти, которые должны обеспечить условия для восстановления храма и защиты собственности Сербской Православной Церкви там, где она находится под угрозой. Современная церковь Св.Иоанна Предтечи в Самодреже (општина Вучитрн) построена в 1932 году на месте древнего средневекового храма, в котором, согласно преданию, князь Лазарь причащал свое войско перед Косовской битвой. Около церкви находится несколько древних могильных крестов. Историки предполагают, что здесь были похоронены воины, павшие в Косовской битве. В настоящее время в Самодреже не осталось сербского населения. Количество сербских семей здесь стремительно уменьшалось, особенно начиная с 1980-х гг. Перед войной в 1999 г. оставалось только 20 сербских семей, но все они были эвакуированы так как могли подвергнуться нападению. Сейчас в селе живут одни этнические албанцы, которые в 1999 г. взорвали и подожгли храм. Кров, купола и внутреннее убранство церкви были полностью уничтожены. Около храма расположена сельская школа, построенная при коммунистах на церковной земле. Начиная с 1999 года, албанские школьники используют разоренный храм как помойку и общественный туалет. Представители Церкви потребовали от международных представителей очистить церковь и защитить от дальнейшего осквернения. В защите храма по просьбе Рашко-Призренской епархии особое участие принимали канцелярия специального представителя ЕС, ОБСЕ и неправительственная организация «Каменный мост». Ими был организован целый ряд встреч с местными представителями общины Вучитрн и жителями села Самодрежа с целью найти путь решения проблемы.

http://pravoslavie.ru/47008.html

Расцвет церковного искусства Моравской Сербии в преддверии турецкого завоевания (конец XIV — первая половина XV века) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 2, 1994 19 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 2, 1994 Искусство Моравской школы (конец XIV — первая половина XV века) — важное и значительное явление в истории сербской культуры.Моравская школа — последняя по времени школа в искусстве независимого средневекового Сербского государства. Несмотря на постоянно усложнявшуюся политическую ситуацию, строительство храмов и монастырей было весьма интенсивным, а их убранство отличалось поразительным для кризисного времени богатством и высоким уровнем мастерства. Особенностью Моравской школы были строгая, ясная последовательность в расположении росписей, цельность и осязаемость изображения, внимание к деталям быта и интерьера. На смену мелкости и дробности сцен в росписях предыдущего периода пришли четкость и монументальность, превосходное сочетание живописи и архитектуры. Во фресках Моравской школы присутствует дух переломного времени — грусть и меланхолия с одной стороны, и светлая надежда — с другой. В то время весь византийский мир испытывал постоянно усиливающееся давление со стороны турок-османов. Завершился этот период крайне трагично для православного мира — Византия и Балканы были завоеваны мусульманами. Принято считать, что тяжелые исторические моменты способствуют упадку искусства, однако церковное искусство нередко представляет исключение из этого правила. Так, времена Моравской школы — “лебединой песни” сербского средневекового искусства — можно признать моментом небывалого подъема и расцвета церковных искусств. Усилия народа, искавшего утешение и надежду в Церкви, сконцентрировались и выразились в размахе строительства храмов, в их отделке, в богатстве росписей. В это время в Сербии наблюдается особый всплеск религиозности. Ярки и показательны личности правителей Сербии (илл. 1). Князь Лазарь, ставший героем народного эпоса, мыслился ходатаем сербов перед Богом. Царица Милица, его жена,

http://pravmir.ru/rastsvet-tserkovnogo-i...

Вернуть Хиландару первозданный облик Архитектор Драгомир Кривокуча / Восстановление величайшей святыни сербского народа – монастыря Хиландар на Афоне, серьезно пострадавшего три года назад от пожара, – дело первоочередной важности для Сербии. Корреспондент белградского журнала «Православие» встретился с заместителем начальника восстановительных работ архитектором Драгомиром Кривокучей, чтобы узнать, как идет реконструкция и реставрация монастыря. Архитектор Драгомир Кривокуча – человек молодой и чрезвычайно энергичный. На Святой Горе он проводит более 220 дней в году. Его преданность работе покоряет каждого, что сталкивается с ним. – Господин Кривокуча, каковы особенности архитектуры монастыря? - Монастырь выстроен как крепость. Это своего рода город. Ведь в то время, когда возводился монастырь, существовала серьезная угроза нападения и пиратов, и разбойников, и всевозможных завоевателей. Поэтому монастырь окружен крепостными стенами с высокими башнями и минимальным количеством отверстий. Войти в монастырь можно только через одни ворота. Южная часть монастыря застроена во времена святого Саввы, тогда же была возведена церковь, только была она несколько меньше, чем сейчас. В XIV веке, в правление короля Милутина, старая церковь была разрушена и построена новая, с одним притвором. Позднее князь Лазарь, как гласит предание, присоединил еще один притвор. Это было последнее серьезное изменение в архитектурном облике монастыря. – Что было предпринято после пожара? – Главное, что надо было сделать сразу после пожара, – наладить в монастыре нормальную жизнь, то есть обеспечить подачу электричества, работу водопровода и других коммуникаций. Первые месяцы все было направлено на то, чтобы удовлетворить основные потребности монастыря. В то время возможность монастыря принимать паломников и размещать работников была минимальна. Поэтому в первую очередь были реконструированы мастерские в северо-восточной части монастыря, где на втором этаже были устроены жилые комнаты. Эти комнаты поделили между паломниками и рабочими, потому что монастырь пожелал не прекращать приема паломников, несмотря на сложившуюся ситуацию. Потом был перестроен комплекс построек в северной части монастыря, что планировалось сделать и до пожара, чтобы увеличить возможности монастыря принимать паломников. Этот комплекс состоит из трех объектов, которые находились в крайне плохом состоянии и не использовались долгое время.

http://pravoslavie.ru/41372.html

«Вот теперь я точно из Косово никуда не уеду!», или Об особенностях празднования годовщины Косовской битвы Мария Петрович Литургия в Грачанице В Косово и Метохии прошли торжества, посвященные чествованию героев битвы на Косовом поле в 1389 году. 28 июня, Видовдан, память св. мученика Вита, для сербов – один из главных праздников, наполненный не только скорбью, но и торжеством христианского духа над ценностями мира: да, сербское войско, руководимое святым князем Лазарем, потерпело тогда поражение от турок, но герои предпочли остаться верными Христу, чем снискали себе не только мирскую, но, что важнее, небесную славу. Невозможно представить серба, который оставался бы равнодушным к этому дню – дню земного поражения, но небесной победы. Отсюда и ежегодные торжества по всей Сербии, особенно, конечно, в Косово и Метохии, несмотря на жесткое, а то и жестокое сопротивление представителей «независимого Косова». В сербских селах в Косово прошли торжественные мероприятия – в Прилепце, где родился св. князь Лазарь, в Великом Ропотово, в Шилово. А в Грачанице, где находится знаменитый монастырь, что неподалеку от места битвы, была литургия, которую возглавил Патриарх Сербской Православной Церкви Порфирий. По словам очевидцев, больше всего на богослужении было молодых сербов – они приехали как из собственно Сербии, так и из Черногории, и Боснии и Герцеговины. Патриарх Порфирий с епископами «Со всей Церковью, с ангелами, со всеми святыми мы радуемся тому, что Господь собрал нас здесь, – обратился Сербский Патриарх к народу. – Мы чествуем глубокий внутренний смысл этого праздника – смысл, который был, есть и будет в нем заложен… Каждый раз, когда я приезжаю в Косово, я чувствую, что вернулся домой: как в притче о блудном сыне, который отправился на страну далече, теряя себя, Бога, братьев». Газиместан, место Косовской битвы Дух Косовской битвы, ее глубокий внутренний смысл понимает всё больше молодых сербов-христиан. Если раньше могли считать, что Видовдан – «просто забытая традиция», то сейчас можно смело сказать: это внутренний стержень православного народа Сербии. Т.е. нынешняя православная молодежь воспитывается в поиске евангельской свободы, а не лжи, пустых слов и лозунгов. Для нас, сербов, Косовская битва – символ такой свободы, свободы выбора в пользу Христа.

http://pravoslavie.ru/140355.html

Женский монастырь Белошевичи Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Белошевичи (серб. Манастир — женский монастырь святой Матроны Московской. Принадлежит митрополии Черногорско-Приморской Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Недавно основанный монастырь в честь святой блаженной Матроны Московской находится в деревне Белошевичи в месте Нижний Грбаль (серб. Этот храм — особенный для Черногории, так как здесь нет больше храмов, посвященных этой святой угоднице Божией. Монастырь был построен на участке земли, который вместе со старым домом митрополии Черногорско-Приморской передал Душан Байкович из деревни Ковач вместе со своими сыновьями Йово (священником) и Данило. Строительство началось в 2006 году. Перед началом строительства монастырь получил благословение из Покровского монастыря в Москве , в котором хранятся мощи святой блаженной Матроны . Большую помощь в строительстве оказали послушники из монастыря Подмаине и простые христиане-добровольцы. 6 июля 2008 года митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий (Радович) освятил построенный монастырь. Современное состояние [ править править код ] Помимо храма святой Матроны Московской на монастырской территории находится часовня (параклис), посвященная святому пророку Амосу и мученику Виту, построенная в византийско-русском стиле. Таким образом была сохранена память о бывшем женском монастыре в честь святого Пророка Амоса, который находился неподалеку от этого места, в селе Загора. В 2011 году на Видовдан митрополит Амфилохий освятил часовню, расписанную новыми фресками. Примечательно также, что в день святого Пророка Амоса и мученика Вита праздновал свою Крестную Славу святой князь Лазарь Хребелянович , который по преданию происходит из Грбаля. Этот день памятен и чтим по легендарной битве, произошедшей в 1389 году на Косовом поле. Сербская Православная Церковь 28-го июня (по новому стилю) празднует память пророка Амоса, мученика Вита, святого мученика князя Лазаря Сербского и всех святых сербских мучеников.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Женский монастырь Раваница Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Раваница (серб. Манастир Раваница) — монастырь Сербской Православной Церкви, расположенный недалеко от города Чуприя в центральной Сербии. Содержание История [ править править код ] Монастырь Раваница был возведён в 1375-1377 годах на средства князя Лазаря Хребеляновича и является самой большой его задушбиной. В 1380-е годы главный храм был расписан. В 1389 году погибший в битве на Косовом поле князь Лазарь был похоронен в монастыре, позднее там же были погребены его вдова Милица и сыновья Стефан и Вук. В последующие годы монастырь неоднократно подвергался турецким нападениям, в 1690 году был оставлен братией, которые обосновались в заброшенном монастыре Врдник на Фрушка-горе, куда перенесли мощи святого князя Лазаря Сербского. Вновь восстановлен монастырь Раваница был лишь в 1717 году. Затем он снова подвергался разрушениям в ходе Первого сербского восстания и в 1943 году. Главный храм монастыря — уникальный памятник средневекового зодчества и ярчайших пример моравского стиля. Архитектура храма сочетает в себе сербский стиль постройки с пятью куполами в форме вписанного креста (короткие боковые приделы) и стиль афонской зодческой традиции с постройками в форме трилистника, т.е. по своим архитектурным характеристикам и живописи церковь монастыря Раваница является родоначальником моравского зодческого стиля. Это уникальный памятник средневекового зодчества. Изначально крепкая крепостная стена монастыря имела семь башен, до наших дней из них сохранились только три. Храм, сложенный из сменяющих друг друга рядов камня и цветного кирпича, украшен фигурной керамической плиткой и резьбой. Свет в него поступает через шестьдесят два великолепно оформленных окна, расположенных по большей части в большом куполе. Внутри сохранились многочисленные фрески удивительной красоты. Современное состояние [ править править код ] С 1946 года монастырь Раваница стал женской обителью. Сегодня она является местом духовного и физического исцеления. На территории монастыря есть целебный источник, насельницы Раваницы ухаживают за больными детьми. Люди со всего света приезжают, чтобы получить благословение и излечение от своих недугов. При монастыре изготавливают природные лекарства, такие как масло, эликсиры, чай, бальзамы и многое другое. Деятельность монастыря [ править править код ] Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

поиск:   разделы   рассылка ПЕРСОНАЛИИ Биография Артемий (Радосавлевич) (род. 1935), монах, б. епископ Рашско-Призренский и Косово-Метохийский. В миру Радосавлевич Марк, родился 15 января 1935 года в селе Лелич около Вальева на родине святителя Николая Жичского. Закончил начальную школу в родном селе, а затем учился в гимназии в Вальево, по окончании которой поступил в Белградскую духовную семинарию. В юные годы познакомился с известным сербским богословом и исповедником преподобным Иустином (Поповичем) и стал его духовным чадом. Отец Иустин в это время жил в монастыре Челие, расположенном в окрестностях Вальево, неподалёку от родного дома владыки Артемия. После окончания семинарии, 20 ноября 1960 года в Челие, отцом Иустином пострижен в монахи с именем Артемий. По благословению духовника продолжает образование на Богословском факультете в Белграде. Во время учёбы на факультете был рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха. В 1964 году с успехом заканчивает учёбу в Белграде, и с 1964 по 1968 год преподает в семинарии при монастыре Крка. Впоследствии учится в аспирантуре в Афинах и защищает докторскую диссертацию на тему: " Тайна спасения по учению св. Максима Исповедника " . По возвращении на родину назначен профессором Призренской семинарии, но уже через год, по благословению отца Иустина и владыки Рашско-Призренского Павла, удаляется в монастырь Црна Река, расположенный неподалеку от Нови Пазара. В течение 13 лет несёт послушание настоятеля этого монастыря. За это время он собрал вокруг себя около 20 молодых монахов. Вверенная ему обитель пережила настоящее духовное возрождение. Некоторые из насельников Црна Реки впоследствии становятся настоятелями монастырей Рашко-Призренской епархии, а один из первых духовных чад архимандрита Артемия – иеромонах Иустин (Стефанович) был впоследствии избран епископом Тимокским. В мае 1991 года был избран епископом Рашско-Призренским. Под руководством епископа Артемия в одной из древнейших сербских епархий происходит активное возрождение церковной жизни, развивается издательская деятельность, выходит в свет епархиальный журнал " Святой князь Лазарь " . Активно занимался богословской научной работой и переводом святоотеческой литературы. В своих богословских взглядах опирался на исихастскую традицию Святых Отцов и духовное наследие святителя Николая (Велимировича) и преподобного Иустина (Поповича).

http://religare.ru/25_361_110_1.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010