В этом же году князь щедро наделил обитель имениями в Поморавье, Подунавье и Посавине. Княжеская грамота гласит: «Аз, во Христа Бога благоверный князь Лазарь, ревнуя иже прежде мене бывшим благочестивым царем, на их же престол Богу мя вознесшу и царствия саном украсившу, и славою от многих его дарований еже на мне, мало тому восхотех принети, елико по силе, благоволением Отца, поспешением Сына, совршением Светога Духа, воздвигох от основания монастир в славу светаго Вазнесения, мне же в ктиторию, егоже по силе моей украсив, иже в нем жительство в соединение братием изволих, якоже апостоли уставише и правили светих отец утврдише. Приложих же к потребам вся изобилне, доходке и села, винограде насадих и друге купих у Црепа и Юга… И саставих општежитие, да се држи у манастиру… И вся елика приложих, не узех ничию баштину, не сотворих по силе, но вса са искупом и с заменою, якоже кто хотеше». Первым игуменом новой обители стал Арсений – муж, одаренный добродетелями, украшенный разумом, наделенный «даром Святого Духа учить многих». В это время в Раванице подвизался и известный подвижник преподобный Ромил Раваницкий, который после своей кончины был похоронен в обители. Князь Лазарь с усердием занимался строительством и восстановлением храмов. Он проявлял отеческую заботу о сиротах и немощных, строя и содержа странноприимницы и больницы. При храмах и монастырях им устраивались школы для народа. Так, в Крушевце была открыта школа, в которой учились его сыновья и дочери и другие дети столицы. При его царском дворе собралось много ученых и мудрых мужей. Были здесь и искусные изографы, и мастера-ювелиры из южных сербских и греческих земель, бежавшие от насилия «злобных измаилтян». По словам Константина Философа, видя «огнем попаленные» и разрушенные турками города, «обители и церкви благочестивых» и «многие убийства и текущие реки крови», князь Лазарь всеми силами старался восстановить и привести в порядок все, что мог, и утешить обездоленных. Но турецкая напасть все сильней терзала сербские земли.

http://pravoslavie.ru/40145.html

Косовская битва Воин-великомученик По словам Константина Философа, видя «огнем попаленные» и разрушенные турками города, «обители и церкви благочестивых» и «многие убийства и текущие реки крови», князь Лазарь всеми силами старался восстановить и привести в порядок все, что мог, и утешить обездоленных. Но турецкая напасть все сильней терзала сербские земли, христиан уводили, других обращали в рабство, третьих грабили, четвертых убивали. Царь Лазарь боролся против турецких набегов. Не терпя страданий вдовиц, он твердо решил, что или устранит их позор или сам примет мученическую смерть. Турки же неуклонно продвигались на запад, не довольствовались выплатой дани и податей со стороны христиан, но стремились все христианские народы полностью покорить себе. Во главе огромной турецкой силы стоял султан Мурад I. Его первая встреча с войском царя Лазаря произошла у местечка Плочник на Топлице в 1387 году. Тогда, по сообщениям древних сербских летописей, Мурад отступил перед князем Лазарем. В следующем году турки прорвались в Боснию, но там их встретил храбрый Влатко Вукович, воевода боснийского короля Твртко, и одержал над турками героическую победу под городом Билечем. Но, как предзнаменование надвигающихся бед, среди сербов вновь вспыхнули междоусобия, ссоры и предательства, порожденные властолюбием сербских правителей. Не было среди них единодушия и преданности господарю, который должен был с мольбой призывать сербов на бой на Косово. Для этого Лазарь провел в Крушевце собор со своими воеводами и вельможами, и оттуда направил общее обращение ко всем сербам. Но и на этот призыв отозвались не все. Не пришла помощь и от западных христиан. Сербские войска начали собираться около Крушевца и во главе с царем Лазарем и воеводами двинулись на юг в направлении Косово, а войска Мурада двигались им навстречу северней от Скопье. На помощь князю подоспели боснийский воевода Влатко Вукович и с ним бан Иваниш Хорват из Хорватии. Зять Лазаря Вук Бранкович, господарь Косова, тоже приготовил войско.

http://pravicon.com/info-2763

Милош и три друга его бросились на коней; но их окружили и изрубили. Если бы сербы воспользовались смятением, последовавшим за смертию султана,– напали на турок, победа полная была бы на их стороне. Но Вук Бранкович, тайный приятель сына Вулкашинова, действовавшего теперь за магометан, распространил слух, что Милош отправился предателем в стан вражеский и в стане Лазаря явился страх. Князю Лазарю пришлось возбуждать мужество в дружинах сербских. Между тем сын Мурата – Баязет явился предводителем турецкого полчища. Одушевленные Лазарем, сербы решились дорого продать жизнь. Центром и крылом правым начальствовал Лазарь, левым крылом – Юрий Кастриот с албанцами. Вук Бранкович вызвался стоять с запасным войском позади, чтобы подкрепить сражающихся, когда явится нужда.– Быстрый напор турок встречен был холодно и немного спустя враги начали мешаться. Задние отряды, выдвинутые Баязетом, возобновили жестокую сечу. Пять часов продолжа­лась битва. Пора было подкрепить сражающиеся войска сербов: но Бранкович не трогался с места. Лазарь бился в первых рядах; раненный, на истомленном коне, он бросился сменить коня. Сербы дрогнули. Явясь снова в ряды своих, Лазарь силился удержать пошатнувшихся. Враги, пользуясь колебанием сербов, ударили на них всеми силами. Сражавшиеся сербы то пали от меча, то взяты в плен; цел остался Бранкович, не тронувшийся с места с своими дружинами. Кн. Лазарь, покрытый 16 ранами, взят был в плен и приведён с несколькими из своих к Баязету. Крепость сил была у него гигантская: он мог одним ударом разсечь двух людей с лошадью. Но теперь он был весь израненный. Отрубить ему голову,– сказал султан;– нет, прежде пусть мы лишимся жизни – не хотим видеть смерти его,– сказала дружина князя. Так умер христианский князь 308 . Тело страдальца князя, едва найденное, погребено в ближайшем храме приштинской епископии. Спустя два года и 8 месяцев оно оказалось нетленным и тогда перенесено в Задушбину князя – в Рованицкий монастырь; здесь оно положено было в мраморном гробе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Иоанн Владимир до 1016 Стефан Воислав 1040–1051/2 Михайло Воиславлевич (король) ок. 1052–1077–1081 Константин Бодин 1082-ок. 1101 Владимир II 1103–1114 Георгий (Джордже) 1114–1118, 1125–1131 Грубеша Браниславлевич 1118–1125 Градихна Браниславлевич 1131–1142 Радослав Грубишнич (князь) 1142–1148/9 Михайло III ок. 1162–1189 Ок. 1189 Зета (Дукля) включена в состав владений Стефана Немани, который поставил королем Дукли своего сына Вукана Неманича (1189–1208) В Рашке Вукан ок. 1083-ок. 1114 Хронология следующих великих жупанов не может быть точно установлена; важнейшие из них: Урош I, Урош II, Деса, Тихомир. Стефан Неманя 1166/8–1196 Стефан Первовенчанный (король) 1196–1217–1227/8 Стефан Радослав 1227/8–1234 Стефан Владислав 1234–1243 Стефан Урош I 1243–1276 Стефан Драгутин 1276–1282 (до 1316 в Среме) Стефан Урош II Милутин 1282–1321 Стефан Урош III Дечанский 1321–1331 Стефан Урош IV Душан (царь) 1331–1345–1355 Стефан Урош V (царь) 1355–1371 † Вукашин Мрнявчевич (король) 1365–1371 После битвы при Марице (1371) государство распалось на несколько владений, крупнейшими из которых правили Лазарь Хрбелянович, Марко Мрнявчевич, Вук Бранкович и Константин Драгаш Лазарь Хрбелянович (князь) 1371–1389 Стефан Лазаревич (деспот) 1389–1402–1427 Георгий (Джурадж) Бранкович 1427–1456 Лазарь Бранкович 1456–1458 Стефан Бранкович 1458–1459 Стефан Томашевич 1459 В 1459 последние остатки сербского государства захвачены османами 7. Иран (сасаниды) Ардашир I Папакан 224–241 Шапур I 241–272 Хормизд I 272–273 Бахрам (Варахран) I 273–276 Бахрам II 276–293 Бахрам III 293 Нарсе 293–302/3 Хормизд II 303–309/10 Адарнарсе 310 Шапур II 310–379 Ардашир II 379–383 Шапур III 383–387/8 Бахрам IV 388–399 Йездигерд I 399–420 Бахрам V Гур 420–437/8 Йездигерд II 438/9–457 Хормизд III 457–459 Пероз 459–484 Балаш (Валагш) 484–488 Кавад I 488–496 Замасп (Джамасп) 496–499 Кавад I (повторно) 499–531 Хосров I Ануширван 531–579 Хормизд IV 579–590 Бахрам Чубине 590–591 Хосров II Парвиз 590,591–628 Кавад II Широе 628 Ардашир III 628–630

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн менюжский, 24 июня. Иоанн московский юродивый, 3 июля. Иоанн псковский, 24 окт. Иоанн ростовский, 3 сент. Иоанн суздальский епископ, 15 окт. Иоанн яренский, 3 июля. Иов почаевский, 28 окт. Иоасаф , митр. моск., 27 июля. Иоасаф псковский прап., 4 мая. Иона климецкий, 6 июня. Иона пермский епископ, 29 янв. Иона псковский, 29 мар. Иона соловецкий, 12 июня. Иосиф алавердский, 15 сент. Иосиф заоникиевский, 23 июня. Иосиф печерский, 28 авг. Иосиф грузин муч., 16 сент. Иулианиа , княгиня вяземская, 21 дек. Иулиания лазаревская, 2 янв. Калужской иконы Божией Матери, 8 сент. и 12 окт. Кассиан преподобный авнежский, 15 июня. Кассиан печерский, 28 авг. Кассиан угдицкий, 2 окт. Кассиан спасокаменский, † 1463. Кетевань , царица кахетинская, 13 сент. Киккской иконы Божией Матери, 26 дек. Киприан увотский юродивый, 2 окт. Киприан устюжский, 29 сент. Киприан стороженский на Ладожском озер. Кипрской иконы Божией Матери, 20 апр. и 9 июля. Кипяжской иконы Божией Матери, 20 апр. Кирилл Алйанов, 17 июня. Кирилл важский, 9 июня. Кирилл челнский, 8 дек. Кириак преподобный, 28 апр. Климент , еп. Белицы, 27 июля. Климент Алфанов и братья его, 17 июня. Колайцев 9 бр. мучч. грузин, 22 февр. Коломенской иконы Божией Матери, 9 июня. Константин косинский, 29 июля. Константин князь грузинский, 10 нояб. Константин князь аргветский, 2 окт. Коприй печенгский, 4 февр. Корнилий палеостровский, 21 авг. Корнилий переяславский, 22 июля. Корнилий псковский, 20 февр. Корнилий , ученик Александра свирского . Корсунской иконы Божией Матери, 9 окт. Косма пр. яхронский, 18 февр. Косма ученик Варлаама хутынского. Ксенофонт преподобный робейский, 28 июня. Купятицкой иконы Божией Матери, 15 нояб. Лаврентий калужский юродивый, 10 авг. Лаврентий затворник, 28 авг. Лазарь авва мурманский, 8 мар. Лазарь князь сербский, 15 июня. Левкий , преподобный волоколамский, 7 апр. Леонид преподобный устьнедумский, 17 июля. Леонид , ученик Александра свирского . Леонтий печерский, 28 авг. Лидской иконы Божией Матери, 27 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

- Является ли атеист, живущий соответственно нравственным образцам и на деле исполняющий все десять заповедей Божиих, праведником или попадёт в ад только потому, что атеист? - Прежде всего, подобный случай невозможен. Мы, христиане, и даже и мы, монахи, знаем, какую борьбу ведём со своими слабостями и грехами. А что может человека сделать высоконравственным, когда не верует в Бога? Это принципиальный вопрос. Вообще говоря, если бы такой случай был возможен, Христос и не явился бы. Священное Писание свидетельствует, так написано в Евангелии: Иисус сказал... никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин.14:6). Через Христа приходят к Богу. Кто не верует в Христа, не может придти к Богу, что значит: нет спасения. И ещё Господь говорит: Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется (Ин.10:9). И здесь весь ответ на поставленный вопрос. - Что касается Косова, - " провоцирую " дальше Владыку, - не сказал ли однажды святитель Николай (Велимирович), что " Богу не столько дела до держав, сколько до людей " и " Богу не столько до народов, сколько до спасения отдельных живых душ. Потому не надо бояться и говорить: погибнут нынешние христианские государства и народы, пропадём и мы. Пусть будет со странами и народами, что будет, - никогда ни один верующий в Господа не погибнет " . Не значит ли это, что можем в определённой ситуации и в отдалённом будущем Косово и отдать, что оно не будет частью сербского государства, так как из этого следует, что Богу важнее спасение индивидуальных душ, чем спасение отдельных государств? - Эти слова Святого Владыки Николая нельзя толковать вне контекста и как отрицание главенствующего значения сохранения христианского государства. Ибо Косово и Метохия для Сербии и сербского народа не только вопрос территории; это сердцевина нашего национального и личного самоотождествления. Мы не можем видеть в Косове всего лишь вопрос географии, но духовную вертикаль, связующую нас с Небесами, когда святой князь Лазарь выбирает Царствие Небесное. Косово есть совокупность духовных ценностей, ради которых стоит жить, за которые стоит умереть, когда потребуется, как нам показал царь Лазарь. Не можем, следовательно, отречься Косова, как будто бы оно не имеет своей первенствующей, сущностной ценности. В любом случае важно, чтобы души спасались. Одна душа есть сублимация всех душ на свете. И в этом контексте мы никогда не смеем отдать Косово.

http://ruskline.ru/analitika/2009/04/02/...

А князь Лазарь, несомненно, всю жизнь был верным чадом Православной Церкви, что он подтвердил и накануне Косовской битвы, причастившись вместе со всем войском своим Пречистых Таин Христовых, таким образом приготовшись к переходу из царства земного в Небесное Царство. Это недвусмысленно показывает, что основная отличительная черта каждого мученика - сознательно и добровольно приносить себя в жертву Христа ради, ибо только сознательная и добровольная жертва имеет вечную бесценную значимость. Каждый из них мог избежать страданий и смерти, если бы отрекся от Христа и поклонился идолам (чего от мучеников неизменно требовали), но тогда бы он именовался не мучеником, а отступником или предателем. На Косовом поле были примеры и одного, и другого. Хотя все прибыли на Косово поле сознательно и добровольно: За Крест Честной кровь проливать И за веру с братьями умирать , - однако не все до конца устояли в этом решении. Если князь Лазарь и его войско остались верными своему завету и определению и все до одного остались на Косово, - то Вук Бранкович со своими сторонниками изменил и себе, и князю. Этим он лишил себя права именоваться мучеником, а получил именование «предатель». Из этого следует, что смерть мученика существенно отличается от смерти обычного воина. Воин сражается, страдает и гибнет ради какого-то человека (царя или короля), ради сугубо человеческих и земных интересов, тогда как мученик принимает страдания ради «Сына Человеческого». Мученичество мучеников предполагает свидетельство о Том, Который на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине (Ин. 18:37). В этом случае ученик страдает так же, как и Учитель, а точнее сказать - вместе с Учителем, ибо находится в том эсхатологическом времени, в котором слово «истина» означает именно открытие Самого Бога, Который всегда «Тот же». Учитывая это различие, святой владыка Николай, смысл и масштаб Косова постигший глубже всех из нашего рода, писал: «Косово - уникальное явление в двадцативековой истории христианского мира» (Епископ Косово и Видовдан. С.69). Чтобы доказать это, святой владыка старается отыскать в истории как сербов, так и других христианских народов, нечто подобное Косову; и не находит. По его мнению, «Косово отличается от всех сербских побед и поражений двумя особенностями:

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Утвердившись в Галлиполи и пользуясь не прекращавшимися внутренними смутами в Византии и в славянских государствах Болгарии и Сербии, турки стали продолжать свои завоевания на Балканском полуострове. Преемник Урхана, султан Мурад I, после занятия целого ряда укрепленных городов в ближайших окрестностях Константинополя, овладел такими крупными центрами, как Адрианополь и Филиппополь и, двигаясь на запад, начал угрожать Фессалонике. В Адрианополь была перенесена столица турецкого государства. Константинополь постепенно окружался турецкими владениями. Император продолжал платить дань султану. Эти завоевания поставили Мурада лицом к лицу с Сербией и Болгарией, которые к тому времени уже потеряли свою былую силу благодаря внутренним раздорам. Мурад двинулся на Сербию. Навстречу ему выступил сербский князь Лазарь. Решительное сражение разыгралось летом 1389 г. в центре Сербии, на Коссовом поле. Вначале казалось, что победа была на стороне сербов. Рассказывают, что один из сербских храбрецов, Милош Обилич, или Кобилич, пробрался в турецкий лагерь, притворился перешедшим на сторону турок и, проникнув в шатер Мурада, убил его ударом отравленного кинжала. Возникшее после этого среди турок замешательство было быстро устранено сыном убитого Мурада Баязидом, который, окружив сербское войско, нанес ему полное поражение. Попавший в плен князь Лазарь был казнен. Год сражения на Коссовом поле может быть признан годом падения Сербии. Жалкие остатки сербского государства, продолжавшие еще существовать в продолжение семидесяти лет, не заслуживают названия государства. Сербия в 1389 г. подчинилась Турции. 877 Через четыре года (в 1393 г.), т.е. уже после смерти Иоанна V, столица Болгарии, Тырново, также была завоевана турками, а немного позднее вся болгарская территория вошла в состав Турецкой империи. Незадолго до смерти престарелому и уже больному Иоанну V пришлось вынести новое унижение, ускорившее его кончину. Перед опасностью для столицы от турок Иоанн приступил к исправлению городских стен и возведению укреплений. Узнав об этом, султан приказал ему разрушить построенное, угрожая в случае отказа ослепить сына императора и наследника Мануила, находившегося в то время при дворе Баязида. Иоанн вынужден был исполнить это требование. Константинополь вступил в критическую пору своего существования. Генуя, Черная смерть 1348 г. и венецианско-генуэзская война

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

далее... Киевляне, стар и млад, входили в спокойные днепровские воды. Дряхлые старцы толпились у берега, а зрелые мужи и юноши смело шагали глубже, держа в руках младенцев. Взгляды всех были обращены к берегу. Там, на деревянном помосте, епископ Михаил и греческие священники в непривычных для русичей богатых церковных облачениях совершали Таинство крещения. Восприемником своего народа был сам великий князь Владимир, с дружиной стоявший тут же на помосте и ободрявший киевлян одним своим присутствием. далее... Учивший всю свою жизнь умеренности во всяком деле духовном и земном. преподобный сам стал мерой нашей культуры. Его житие позволяет проверить соответствие сегодняшних науки. искусства и школы их небесным образцам. Результаты наших измерений. возможно. будут неутешительны. но отчаиваться. наверно. не стоит. Ведь такая мера дается не каждому народу. далее... 28 июня (15 - по старому стилю) 1389 года произошла Косовская битва - одна из самых героических страниц сербской истории. Видовдан всегда был и остается главным сербским национальным праздником. В этот день празднуется также память благоверного князя Сербского Лазаря. Сербский народ хранит трогательное предание о святом князе, согласно которому перед битвой ему явился Ангел Господень и спросил: " О каком царстве помышляешь, Лазарь, земном или Небесном? " . Помолившись, отвечал Лазарь Ангелу: " Царство земное - быстротечно и суетно. Царство же Небесное - непреходящее, длящееся от века и до века " . далее... Нам предстоит путь на остров, называемый по-гречески Керкира, но более известный в мире под латинским названием Корфу. Этот остров, самый северный из островов Ионического моря, - западные ворота Греции, самая близкая к Италии точка. Святитель Спиридон Тримифунтский и благоверная царица Феодора, мощи которых почивают на острове, пользуются здесь огромным почитанием. Их имена носит добрая половина небольших рыбацких катеров и лодок. далее... Блаженный Феофилакт был родом из Еврипа или, точнее, из города Халкиса, лежащего близ Еврипа. В письме к брату императрицы Марии он сам упоминает о своих родственниках в Еврипе, а в одном древнем списке болгарских архиепископов прямо называется Феофилактом из Еврипа. Но, кажется, большую часть своей жизни он провел в Константинополе, ибо в одном из своих писем называет себя истинным константинопольцем и как в этом, так и в других письмах выражает такую привязанность к Константинополю, какую можно было приобрести только долговременным пребыванием в нем.

http://pravoslavie.ru/1424.html

Один из ярких примеров этого мы видим в житии святого великомученика (в наших святцах - благоверного князя) Лазаря Сербского. Ему был предложен Ангелом Господним очень суровый выбор: или победа над врагом и царство здесь, на земле, или - поражение в битве и - Царство Небесное. Князь выбрал Царство Небесное и повёл войска на битву и на смерть за Православную веру. Всё войско сербское полегло в битве, сам он был взят в плен, мучим и обезглавлен. Люди учёные сразу скажут: «Апокриф! Легенда! Этого нет в официальном Житии!» Да, это живая легенда народа, передаваемая из уст в уста - НАРОДНАЯ легенда. Православный сербский народ сложил эту легенду, освятил её своею любовью и прославил своего Князя за этот выбор. Это выбор, к которому призван всякий православный человек, всякий православный Царь и православный народ. Это выбор делал наш народ в самые трудные свои времена, сражаясь не за Россию (как призывал Пётр Великий) и не за Царя-батюшку (как в добрых старых сказках), но всегда - за Русь Святую и за Веру Православную. Даже в самые поздние времена, когда выработалась известная формула: «За Веру, Царя и Отечество» - впереди всегда стояла Вера Православная, потом - всегда Царь, как хранитель Православной Веры, а потом уже - Православное Отечество. Тот же выбор сделал и наш святой Государь Император, Николай Александрович, когда его благоразумные слуги предлагали одним внезапным ударом - как это у большевиков говорится? - «размозжить собачьи головы» врагам Империи, благо все имена их и все норы, в которых они прятались за границей, были прекрасно известны царской разведке. Николай Александрович отказался поступить беззаконно, потому что, как православный человек, ясно понимал, что в таком случае ему уже нечего будет защищать. Он сделал тот же выбор, что и святой Лазарь Сербский. Теперь он - с Господом. Теперь время нашего выбора. Но некоторые православные профессора и богословы всего этого почему-то не понимают, их это почему-то совершенно не волнует - зато их очень волнует...

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/24/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010