Блаженный Лазарь 291 не был из потомков владетельного дома св. Немани 292 . В честь св. Стефана Немани те всегда соединяли с собственным своим именем имя Стефана. Но он был женат на Милице, происходившей от св. Сте­фана Немани, чрез второго сына его Волкана 293 . Потому и он писался Стефан Лазарь. Звание князя дозволил ему носить царь Душан, как родственнику Неманичей. При ц. Уроше он был правителем Сремской придунайской области. Когда в 1371 году погиб похититель царской власти последнего Уроша, Лазарь, не объявляя себя владетелем всей Сербии, употреблял меры к поправлению печального состояния её. Прежде всего обратил он внимание на дикие своеволия областных правителей. Герцеговинский наместник Николай Алтаман более походил на атамана разбойничьих шаек, чем на охранителя покоя и нравственности общественных: с шайками подобных себе испорченных людей он нападал на соседей и производил грабежи и убийства. Князь Лазарь с сильными отрядами преследовал его из одного места в другое; тот заперся в крепости Ужице; осадив его тут, Лазарь довёл дело до того, что Алтамана выдали Лазарю. Князь приказал лишить его зрения и вывесть за границу. Потом разбил он у Браничева Радича Бранковича. Для довершения победы над разрушительным своеволием мечтательных кралей, Лазарь прошёл с войском Далматию и Боснию 294 . Выгнав венгров из Срема и Мачвы, присоединил к Сербии знатную часть по правую и левую сторону р. Тиссы до нынешнего Темесвара.– Для того, чтобы наместники не отделяли личных интересов от интересов всей Сербии, он выдал за них дочерей своих. После таких подвигов Лазаря вся Сербия объявила его верховным властителем Сербии 295 . Церковь сербская примирена была благочестием его с патриархом цареградским. Тот негодовал на правителей Сербии за присвоение сербскому архиепископу звания патриарха и за провозглашение сербского владетеля Душана царём. Особенно это негодование стало сильно тогда, как царь Душан, завоевав греческие области, подчинил ведению сербского патриарха церкви, дотоле бывшие в ведении константинопольского патриарха и выслал из своих областей греков епископов.– Деспот Иоанн Углеш в 1368 г. передал церкви своей области ведению цареградского патриарха 296 . Блаженный Лазарь положил устроить дела мирным соглашением. По определению собора послан был умный инок Исаия в Константинополь. На соборе цареградского патриарха определено оставить в силе права независимого сербского архиепископа, предоставить ему и звание патриарха, но с тем, чтобы пользовался последним только в Сербии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

После этого события благоверный князь заключил союз с сербским боснийским королем Твртко I (1353–1391) и победил Алтомановича. Вскоре он подчинил своей власти области Герцеговины и Баната и стал называться «во Христе Боге благоверным и самодержавным господарем Сербии и Приморья Стефаном великим князем Лазарем». Сербский же народ нередко величал его не иначе, как царем Лазарем. Особую любовь и заботу князь Лазарь проявлял к святым Божиим храмам и монастырям, став для многих из них ктитором и благотворителем. После примирения Сербской и Константинопольской Церквей первым его благодеянием стала постройка в Крушевце прекрасной церкви святого Стефана, известной сейчас под названием Лазарица. По словам патриарха Даниила III, этот христолюбивый правитель «горы и холмы державы своей наполнил обителями монашеского жития», где поселилось множество монахов, служивших Богу в уединении и молитвенном безмолвии. Многие монахи из порабощенных областей Балканского полуострова и со Святой горы, спасаясь от турок, стекались в державу Лазаря. Благочестивый князь с любовью принимал подвижников и предоставлял им убежище в своих землях. Особенно много монашествующих поселилось в окрестностях Крушевца и Сталача, где и по сей день сохранилось немало церквей того времени. Приходили к святому князю и известные подвижники-синаиты – ученики и последователи преподобного Григория Синаита. Один из них просил Лазаря подарить им какое-нибудь уединенное место, где бы они могли подвизаться в тишине и удалении. Вняв их мольбам, святой князь построил в тихом и укрытом месте на реке Млаве церковь Пресвятой Богородицы и основал около нее монастырь. В 1379 году Лазарь снабдил монастырь необходимым хозяйством и подарил его синайским монахам и святому Григорию. Сербский патриарх Спиридон вместе с церковным Собором подтвердил это княжеское дарение. Этот монастырь, посвященный Введению во храм Пресвятой Богородицы, существует и по сей день и носит название Горняк. В 1380 году в Крушевац прибыл с Афона попечитель монашеской больницы Хиландарской лавры монах Герасим, который был родным братом Вука Бранковича, зятя Лазаря.

http://pravoslavie.ru/40145.html

И поскольку не было ему довольно дел его добрых, ибо имел он в себе Духа Святого, который учил его стремиться к вышнему, воздвиг и другой храм - Сысоевац, который лежал под горою, на восточной стороне и вблизи лавры, и основал лечебницу для отдыха больных монахов, обессилевших и пришлых. Радовался всему этому Христов раб, князь Лазарь, и воздавал хвалу и славу Богу за все добродетели, что были дарованы ему. И проводил он так жизнь свою в простоте сердца и украшенный милосердием и кротостью. Поскольку прошло немало времени, настигла и нас из-за грехов наших стрела, Богом пущенная, измаильтяне, и дабы не хвалилась всякая плоть пред Богом, поднялся Мурат... со множеством агарян... И как увидел этот муж дивный Лазарь, что война собирается, потрудился он за Бога и отечество свое. На себя принявши тот зов мученический, и огласивши его воинам и вельможам своим, укрепил их и утвердил молитвой своей. И когда настала битва, стоял такой звон и грохот, что сотрясалось и место, где это происходило. И столько крови пролилось, что виделся и след конский сквозь пролитую кровь, и мертвых было без числа, и был тут и Мурат убит, царь персидский. А затем и этот дивный муж, князь святой Лазарь. Окружило его множество турок, и схватили его, и приведен он был со многими его вельможами, словно овца на заклание. Тогда была отсечена честная глава его и многих вельмож его, в день пятнадцатый месяца июня. Следовал он Христа примеру, пролив кровь свою Его ради, и был в те дни последние Лазарь новым мучеником, и привел собор великий мучеников ко Христу, Богу своему, в Горний Иерусалим, как некогда привел Иисус Навин людей Божьих в землю обетованную. Потому был погребен он вблизи того места в митрополии... А через короткое время сын Лазаря, Стефан стал носителем скипетра сербского. И имея великое усердие, с матерью своею, уже монахиней Евгенией, бывшей некогда вдовой Милицей, принял он благословение от архиерея. А затем, собрав множество народа, епископы и игумен святой обители со многими монахами откопали честное тело Лазаря и, о чудо, нашли его нетленным, словно благоухающий шиповник, и взяли его со свечами и кадилами, и перенесли, и положили в честной его монастырь Раваницу, так и до сего дня лежит во гробе, совершая исцеления и даруя здравие тем, кто к нему с верой приходит.

http://pravoslavie.ru/put/sv/vidovdan.ht...

Об этом слово святого Николая Сербского «Царев завет», в котором он заново переживает то, что произошло со святым князем Лазарем несколько столетий назад, переживает так, как будто это было только вчера. Сама книга с царем заговорила: «О, князь Лазарь, благородный родом, Ты какое Царство крепче любишь? Или любишь Небесное Царство? Или любишь Царство ты земное? Если любишь Царство ты земное, Седлай коней, подтяни подпруги, Каждый витязь, саблей препояшься, Да на турок нападайте сразу, Турецкое все изгинет войско. Если ж любишь Небесное Царство, На Косове ты поставишь церковь , Но не мрамор в основанье нужен, Шелк и пурпур постели под камни, Все царево причасти в ней войско Перед тем, как все оно погибнет, И ты, княже, с ним погибнешь вместе». Когда Лазарь выслушал то слово, Стал он думу непростую думать: «Боже милый, что я пожелаю? Царство мне какое больше любо? Пожелаю Царства ли земного? Если здесь я пожелаю Царства, Пожелаю Царства я земного, Так земное короткое Царство, А в Небесном Царстве век превечен». Лазарь выбрал Небесное Царство, А не Царство краткое земное. Глава первая Еще не отшумела битва на Косовом поле, когда турецкие воины ввели сербского царя в шатер султана. Закрыв глаза, султан Мурат лежал в предсмертной агонии. Когда ему объявили, что Лазарь схвачен и приведен, султан с трудом открыл глаза, и взгляды обоих, обреченных на смерть, встретились. Без гнева, без злобы и радости султан прошептал: – Воля Аллаха! И снова сомкнул очи. Разочарованные тем, что не смогли обрадовать своего умирающего господина таким драгоценным пленником, слуги султана вывели Лазаря из шатра, поставив перед турецким войском. Перед шатром лежали мертвые тела трех сербских воевод: Обилича, Косанчича и Топлице. Как три срубленные сосны. Лазаря поставили над их главами, держа прямо, ибо он был тяжело ранен. Из открытых ран еще текла кровь. Он стоял с обнаженной, опущенной головой, с лицом обескровленным, безжизненным, похожим на полотно, запачканное кровью и грязью. Волосы спутались с длинной бородой и слипшимися прядями спадали на бледное чело и похудевшее лицо.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

О великий Господи Иисусе Христе, единственный Непобедимый, Всемогущий! И храмы, Твое имя носящие, воскресают, как же тогда люди и народы? И как же Тебе не воскреснуть, Вечная Истина и Вечная Жизнь! 90 Косово поле (серб. «Поле черных дроздов») – межгорная котловина на юге Сербии, ограниченная на севере хребтом Копаоник, на юге – Шар-Планина, длиной 84, шириной около 14 километров. Это холмистая плодородная равнина, житница Сербии. На ней расположены города Косовска Митровица, Урошевац, Приштина. Именно близ Приштины 15 июня 1389 года произошло решающее сражение между объединенными войсками сербов и боснийцев под предводительством святого князя Сербского Лазаря (см. примечание 12), насчитывавшими около 15–20 тысяч воинов, и армией турецкого султана Мурада I (1359–1389) – около 27–30 тысяч. В этот день со стороны турок на битву вышел султан Мурад I с двумя сыновьями, со стороны же сербовкнязь Лазарь, находившийся в центре, с тестем Югом Богданом (см. примечание 15) на левом фланге и двумя зятьями: Милошем Обиличем (см. примечание 88) и Вуком Бранковичем (правый фланг). Когда разгорелся бой между христианами и магометанами, сербский воевода Милош Обилич сумел пробраться к шатру турецкого султана и поразить его ножом. Внезапная гибель Мурада внесла смятение в ряды турок, но затем турецкое войско возглавил его сын Баязид (1389–1402). Турки обрушились на левое крыло сербов. Вук Бранкович, ранее обвинявший Милоша в измене, сам проявил малодушие и изменил общему делу, отступив со своим войском. Затем Баязид обратился на правое крыло сербов. Юг Богдан стоял твердо, но силы были неравны, и Юг погиб вместе со своими девятью сыновьями. А тяжело раненый князь Лазарь был захвачен в плен и казнен. Сербское войско потерпело полное поражение, но Баязид, видя, с каким мужеством принял смерть святой Лазарь, позволил сербам взять его тело и предать погребению в храме Вознесения Господня в Приштине. По результатам своим битва на Косовом поле на века определила судьбу Сербии как турецкой вассальной державы (вплоть до 1878 года), хотя лучшие сыны Сербии и принесли в этой битве себя в жертву за весь свой народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Поэтому Косово, после имени Божия, есть самое святое слово сербского языка. Оно означает не только территорию, не только греографическое понятие. Его значение гораздо шире и выше этих простых понятий. Это слово - символ духовных ценностей, вечных христианских ценностей, ради которых стоит жить, и ради которых стоит умереть. Такой духовный, мистический заряд слово Косово получило от знаменитой Косовской битвы, состоявшейся в далеком 1389 году. Это событие было переломным историческим моментом, разделившим историю сербского народа на период до Косовской битвы и период после Косовской битвы. Глубокий смысл, который Косовская битва приобрела в сознании сербского народа, вытекает из сознательного выбора святого князя Лазаря и всех его витязей, а тем самым и всего сербского народа. Надо было выбирать между царством земным и Царством Небесным. И они выбрали Царство Небесное, вечные христианские ценности и цели. Святой князь Лазарь вступил на Косово Поле бороться с сильнейшим врагом, с тьмочисленными турецкими полчищами. Он не захватывал чужих земель, а защищал свою собственную, не пленял чужих народов, а защищал от плена свой собственный народ, не навязывал другому своей веры, а защищал свою веру. Это и есть косовский выбор и косовский завет. Это оплот истории сербского народа. С тех пор Косово стало синонимом любого страдания за истину, за правду, за веру, «за крест честной и свободу златую». Страданий же было много в нашей истории, от Косовской битвы вплоть до наших дней. Это 600 с лишним лет. А что происходит сегодня ? Сегодня мы находимся на высшей точке этих страданий. Однако причины страданий не вчерашние. Их корни уходят в глубину веков. Понадобится много времени, чтобы обо всем этом хотя бы вкратце рассказать. Поэтому мы обратимся лишь к самым последним событиям, начиная с июня 1999 года, то есть с тех пор как в Косово и Метохии задействована международная миссия в лице вооруженных сил НАТО и КФОР, и штатского управления ООН и УНМИК. Когда речь идет о страданиях Православной Церкви в Косово и Метохии, надо различать два вида этих страданий:

http://pravoslavie.ru/5228.html

Илл. 1. Князь Лазарь и княгиня Милица — традиционные портреты семьи ктитора в Моравской школе. Церковь Успения Богородицы монастыря Любостинья, 1395–1398. Ктиторская композиция, расположена в притворе у входа. обращает к умершему супругу такие слова: “Собери сбор своих собеседников, святых мучеников, и со всеми помолись Богу, Который тебя прославил, скажи Георгию, растрогай Дмитрия, убеди Федора, поведи Меркурия и Прокопия”[ 1 ].Красноречивы слова князя Лазаря, сохранившиеся в народной памяти: “Лучше нам подвиг смерти, чем жизнь, лучше смерть от меча принять, чем плен неприятеля нашему народу дать”[ 2 ]. Царица Милица после достижения совершеннолетия сына Стефана ушла в монастырь, приняв в постриге имя Евфимия. Лазарь и Милица вошли в народный эпос; она стала идеалом сербской женщины и сербской царицы и, как ее муж, почиталась заступницей сербов. Их сын деспот[ 3 ] Стефан был глубоко верующим человеком, переводил труды афонских монахов. Интересную характеристику Стефана Лазаревича приводит Мириана Татич-Бурвич: “По­ли­тик, витязь в полном и наилучшем значении этого понятия, меценат и знаток книг, и сам он действительно был последним и наикомпетентнейшим представителем риторского знания”[ 4 ]. Помимо государственной деятельности, он очень много делал для развития религиозной литературы Сербии. Он пригласил из Болгарии ученика Патриарха Евфимия Константина Философа, и тот по примеру своего наставника провел в Сербии реформу письменности и предпринял большую работу по исправлению книг. Многое Стефан Лазаревич переводил сам, необычайно много переписывал из Писания самолично, как ни один из властителей Сербии до него. Впоследствии это отметит Константин Философ, когда будет писать “Житие деспота Стефана”, а также опишет изменения, к которым привела реформа. Эти же вопросы он будет затрагивать и в других своих книгах: в “Сказании о славянской письменности” и в “Беседах на Евангелия”[ 5 ]. Реформа, проведенная в Сербии, исправляла не только книги, но и религиозную жизнь. Она упорядочивала литературные произведения и церковное богослужение, устанавливала и утверждала единство Вселенской Церкви.

http://pravmir.ru/rastsvet-tserkovnogo-i...

Мысленно перебирая в тот час все свои слова и поступки, князь Лазарь вспомнил, что ночью во сне, накануне Косовской битвы, ему явился Ангел и задал вопрос: что дороже – земное царство или Царство Небесное? «Царство земное – кратко и временно, а Небесное – на веки вечные», – ответил Лазарь небесному посланнику. Он сам выбрал Царство Небесное, вечное, и тем самым заключил с Богом «царев завет», известный в народе как «Косовский завет». Но как же проигравший битву князь именуется национальным героем и прославлен в лике святых? Что за парадокс? Святитель Николай Сербский утверждал, что именно Косовская битва сделала сербов великим народом. Святитель называл Косово «национальной Голгофой», «духовным и нравственным воскресением». Он неустанно напоминал, что после сражения на Косовом поле турки повернули назад, приостановив дальнейшее шествие вглубь Балканского полуострова. «Поскольку сербское войско все на Косовом поле полегло – причем добровольно – за истину и правду Божию, – утверждает святитель Николай, – то оно и победило». С одной стороны, в этот день в жизни сербского народа произошла величайшая трагедия – поражение в битве, с которого началось утверждение турецкого владычества над Сербией. Поэтому для сербов Видовдан – день гибели земного «Сербского царства». Но вместе с тем – это и день памяти великого жертвенного подвига, победы Царства Небесного над царством земным, победы Вечной Жизни над преходящей, победы жертвенной любви над законами тленного мира. Данное событие со временем приобрело центральное место в истории сербского народа. В связи с чем стало праздноваться в качестве национального праздника. В какой бы точке земного шара сербы не оказались, они стараются организовать памятные мероприятия. В диаспоре их совместно проводят посольства и епархии Сербской Православной Церкви. Однако центральные торжества проходят на месте битвы в Косово и Метохии, на юге Сербии. – Известно, что в последний раз такое торжество было в 2017 году, его возглавлял Святейший Патриарх Ириней. В последующие годы по ряду обстоятельств Предстоятель Сербской Церкви не приезжал в Косово на Видовдан…

http://ruskline.ru/opp/2021/07/01/vidovd...

В пособии мы рассказали о 50 супружеских парах: Святые мученики Эспер и Зоя Атталийские, их сыновья Кириак и Феодул, II в. Святые Георгий исповедник и его супруга Ирина Константинопольские, IX в. Святые преподобные король Стефан и королева Ангелина Бранковичи, правители Сербские, и их сыновья Максим и Иоанн, XV в. Святые праведные Иоанн и Мария Устюжские, XIII в. Святые благоверные князья Димитрий и Мария Заозерские, Вологодские, и их сын преподобный Иоасаф Каменский, Спасокубенский, XIV-XV в. Святые благоверные князья Константин, Ирина и чада их Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы, XI в. Святые благоверные князья Георгий (Глеб) и Агафия Владимирские и их сын князь-мученик Владимир, XII-XIII в. Святые благоверные князья Довмонт (Тимофей) и его супруга Мария (Марфа) Псковские, XIII в. Святые апостол Андроник и его супруга и помощница Иуния, I в. Святые великомученик Евстафий Плакида, жена его, мученица Феопистия и чада их, мученики Агапий и Феопист, XI-XII в. Святые правоверный царь Иустиниан и царица Феодора, VI в. Святые священномученик протоиерей Владимир и его супруга, мученица Евфросиния Джуринские, XX в. Святые мученики Сирийские Терентий и Неонила и чада их: Сарвил, Фот, Нит, Феодул, Иеракс, Вил и Евникия, III в. Святые преподобные Андроник и Афанасия, V в. Святые мученики Хрисанф и Дария, Клавдий и Илария, III в. Святые благоверные князья Владимир и Агриппина, Ржевские чудотворцы, XII-XIII в. Святые благоверный великий князь Ярослав Мудрый, его супруга Ирина и их сын благоверный князь Владимир Новгородский, X-XI в. Святые святитель Григорий Назианзен -старший и его супруга, праведная Нонна, родители святителя Григория Богослова , III-IV в. Святые преподобные Завулон и Сосанна, родители святой равноапостольной Нины, III в. Святые великомученик благоверный Лазарь и благоверная Милица, князья Сербские, XIV-XV в. Святые праотцы Адам и Ева Святые преподобные Ксенофонт и Мария, их сыновья Иоанн и Аркадий, V в. Святые ветхозаветный патриарх Иаков (Израиль) и его жены Рахиль и Лия, ок. 1750–1650 гг. до Р. Х.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

На днях министр обороны  США Эштон Картер во время своего выступления в комитете по вооруженным силам сената перечислил пять глобальных стратегических вызовов для США: Россия, Китай, Северная Корея, Иран и терроризм. На первом месте названа, разумеется, Россия, которая никому не угрожает, а всего лишь мешает хищническим настроениям США, зацикленным на «лаврах» мирового диктатора. Технологические воздействия, применяемые сегодня против населения атакуемых стран, нацелены на изменение национального лица и глубинного кода народа, на вырывание народного сердца. Сама технология, впервые опробованная в Косово и применённая вновь на Украине, получила название «вырывание сердца». Очевидно, что отработанный в Югославии сценарий пытаются применить и в России, где Украине, судя по всему, отведена роль, аналогичная Косово. Косово — духовное сердце Сербии (как Киев — мать городов русских3), поскольку именно там родилась сербская нация как единое целое. Это произошло в День святого Витта (Видовдан, по-сербски) 15/28 июня 1389 г., в ходе Косовской битвы, когда, согласно преданию, князь Лазарь, поставленный явившимся ему ангелом перед выбором, предпочёл мученичество победе, лишь бы сербский народ до конца времён оставался православным. На вопрос ангела (по другой версии свт. Николая) Лазарь ответил, что «земное царство — на миг, а небесное царство — навек» за малена царство, а небеско увек и довека»). В битве на Косовом поле сербы потерпели поражение и оказались под игом Турции, которое удалось сбросить только благодаря победе России в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Видовдан считается роковым днём для Сербии. 28 июня 1914 г. австрийский престолонаследник эрцгерцог Франц Фердинанд и его жена Софи, прибывшие в Сараево в связи с подготовкой к очередной годовщине Косовской битвы, были убиты сербским националистом Гаврило Принципом, что послужило поводом к началу Первой мировой войны. 25 июня 1991 г. на вечернем заседании парламента Словении была провозглашена независимость республики; 27 июня части Югославской народной армии (ЮНА) пересекли границы республики и начали операцию по взятию под контроль границ Словении. А 28 июня 1991 г. начались боестолкновения ЮНА и словенских частей самообороны, этот день можно считать началом гражданской войны, в дальнейшем охватившей практически всю территорию Югославии, и началом распада страны. 27 июня 2001г. президентом Сербии В. Коштуницей и премьер-министром Сербии З. Джинджичем было принято решение о выдаче бывшего президента Сербии Слободана Милошевича Гаагскому трибуналу как подозреваемого в совершении военных преступлений. Основной причиной выдачи была судьба кредита, обещанного США и их союзниками в обмен на выдачу Милошевича. 28 июня 2001 г. Милошевич был отправлен в Гаагу. Перед тем как подняться на борт самолёта, Милошевич спросил: «Знаете ли вы, что сегодня Видовдан?».4

http://radonezh.ru/analytics/realnost-et...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010