Реестр некоторым езуитам, за веру убиенным. На лат. E. 158 (159). Erasmi Roterodami instructio militis christiani. Lat. 1. В Гамбурге. 1662. Еразма Ротеродамского наставление воину христианскому. На лат. «У оной книги переплет ветх». 159 (160). Μϑοι κα βος Αισπου. 1. В Венеции. 1644. Притчи и житие Эзопово. На греч. «У оной книги переплет и оболочка ветхи». (По описям 1701–1735 гг. за 681, 1738–1749 гг. за 677). 160 (161. Л. 19 об.). " Ερμηνεα, τν πτ. ϑανασμων αμαρτημτων, χειργραος. 1. – – Толкование о седми грехах смертных рукописное. Греч. «Ветха». F. 161 (162). Ανϑολογα διαφρων πιγραμμτων ρχαων. 2. В Венеции, 1503; в Флоренции, 1519. Собрание разных надписей древних. На греч. «В переплете ветхи». (По описям 1701–1735 гг. за 593, 1738–1749 гг. за 591. Изд. 1519 г.). G. 162 (163). Gabrielis Bucelini historia universalis sacra et profana, in tres partes divisa, tribus tomis, variarum editionum. Latine. 1 том в Улме 1672, 2 – в Августе 1666, 3-й – в Франкофурте 1664. Гавриила Букелина история всеобщая церковная и гражданская, на три части разделена, в трех томах, разных изданий. По лат. «У оных книг по местам оболочки ветхи». (По описям 1701–1735 гг. за 732–734. 1738–1749 гг. за 725–727). 163 (164). Ejusdem secunda pars memoratae historiae uno tomo. Latine. 1. В Августе. 1666. Тогожде вторая часть помянутой истории, в одном томе. По лат. 164 (165. Л. 20). Γαληνο περ εεξας, Προχλου περ κινσεως, ωννου το Χρυσοστμου σγκρισις βασιλιχς δυναστεας κα πλοτου, υπεροχς, κα Δωνος περ πιστεας. 1. В Париже. 1531. Галена о врачебных вещах, Прокла о движении, Иоанна Златоустог о сравнение царские власти, и богатства, и превосходства, и Дионово слово о неверствии. По греч. «У оной книги оболочка ветха». (По описям 1701–1735 гг. за 678, 1738–1749 гг. за 674). 165 (166). Gregorii Hornii historia ecclesiastica, ejusdem brevis et perspicua introductio ad universalem historiam, sine indicio anni et loci. Latine. 1. Григория Горния история церковная; тогожде краткое и ясное введение во всеобщую историю. Без показания места и года. На латин. яз.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

упомянутый Отчет проф. В. Н. Перетца об экскурсии в Житомир, в ст. С. А. Щегловой. Подробные сведения о Смотрицком, равно как и о других деятелях острожской школы, приведены в книге К. В. Харламповича «Западнорусские православные школы XVI и начала XVII века, отношения их к инославным, религиозное обучение в них и заслуги их в деле защиты православной веры и церкви», Казань 1898, стр. 240–241, 262–276. В числе способствовавших приобретению текста Геннадиевской Библии в Москве известны: литовский писарь Михаил Гарабурда, бивший с посольством в Москве в 1570, 1572, 1573 годах; киевский иерод. Иоаким, списывавший Библию в Москве, в целях издания ее в Литве (Чт.О. И. и Др. Р. 1883, 1, отд. V). 131 Викторов, А. Е. Отчет Моск. Публ. и Рум. Муз. за 1870–1872гг, 1873–1875. Архим. Леонид, Евангелие, напечатанное в Москве в 1564–1568 гг. (Памятн. древн. письм.), Спб, 1882. 133 Каратаев. Описание славянорусских книг, напечатанных кирилловскими буквами. 1878 г. 1. стр. 94. Родосский, А. С. Описание старопечатных и церковно-славянских книг, хранящихся в библиотек Спб. Духовной Академии, вып. I, Спб. 1891, стр. 34–35. Конспективный обзор литературы об Острожской Библии – у С. А. Щегловой в Отчет об экскурсии семинария русской филологии в Житомире. Киев 1911, стр. 111–119 (из Унив. Изв. 1911 г.). Цетиньское 1 издание – Псалтирь с восследованием 1495 года, напечатано по повелению воеводы черногорского Гюрга Цьрноевича священником Макарием, при митрополите зетском Вавиле; венецианских 9 изданий: 1) Служебник 1519 г, по повелению воеводы Божидара Вуковича, напечатан иеромонахом Пахомием из Черной Горы; содержит избранные чтения Евангелия и Апостола. 2) Псалтири с Часословом 1519–1520 гг., по повелению Божидара Вуковича, трудом иером. Пахомия; 3) Псалтирь с Часословцем. 1527–1531 г., в Венеции или Горажде (в Герцоговине на р. Дрине, иждивением Божидара Вуковича; 4) Псалтирь с восследованием, 1546 г., на средства Винцента, сына Божидара; 5) Триодь Постная, 1561 г. на средства того же Винцента, сына Божидара, трудом Стефана из Скадра (Скутари); 6) Псалтирь с Восследованием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/oc...

«Сказание от Божественных писаний, како подобает настоятелю учити и наказывати сущих под ним» слово 11-е, л. 1490. «Духовная грамота вторая грешного и худого игумена Иосифа отцем и братиям моим, хотящим слышати вкратце о всех, иже зде написанных о монастырском и иноческом строении» слово 12-е, л. 1497–1574. Нач. «Во имя святыя единосущныя и животворящия Троицы Отца, глаголя, и Сына и святого Духа единого и нераздельного.» «О церковном благочинии и о соборной молитве» слово 1-е, л. 1597. «О трапезном благоговеинстве и о благочинии, и о пищи и о питии» слово 2-е, л. 1497 об. «Яко не подобает беседовати по павечернице» слово 4-е, л. 1499. «Яко не подобает иноком исходити вне монастыря без благословения» л. 1500. «О соборных делех», слово 6-е, л. 1500. «Яко не подобает во обители быти питию, от него же пиянство бывает» слово 7-с, л. 1500. «Яко не подобает в монастыри женскому входу быти» слово 8-е, л. 1500 об. «Яко не подобает в монастыри на дворцах монастырских жити отрочатом юным!» слово 9-е, л. 1501. «О еже како подобает соборным и старейшим братиям, им же правление монастырское вручено есть и всем служебником, иже суть в монастыри с настоятелем, или не сущу настоятелю, попечение имети о церковных и монастырских винах нужных сключающихся к спасению душам» слово 13-е, л. 1502. «Грани Юстиниана Царя новых заповедей» л. 1520. «От правил св. Григория Акрагантийского» л. 1519 об. «Продаже 1-е Преп. отца нашего Иосифа игумена соборным старейшим братиям и всем служебником иже суть в монастыре, о церковном благочинии и о соборной молитве» л. 1530. об. Предание 2-е о трапезном благоговейнстве и о благочинии, и о пищи и о питии» л. 1539 об. «Предание 3-е о одеждах и о обущах и о иных вещех» л. 1545. «Предание 4-е о еже не подобает беседовати по павечернице» л. 1547 об. «Предание 5-е яко не подобает иноком исходити вне монастыря без благословения» л. 1548. об. «О судех и о пошлинах» л. 1553. «Предание 6-е о соборных делех и о соборных службах» л. 1553. «Предание 7-е яко не подобает во обители питию быти, от него же пиянство бывает» л. 1554.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Работа В. над Кормчей стала новым этапом в истории нестяжательства (см. Нестяжатели ) как направления церковной мысли. Содержанием предыдущего этапа было по преимуществу обсуждение вопроса о типах монастырского устройства (Скитский устав - Предание прп. Нила Сорского и общежительные уставы преподобных Евфросина Псковского и Иосифа Волоцкого). Учение и аскетическая практика прп. Нила, идеалом к-рого было пустынножительство в скиту, стали вершиной раннего этапа и всего движения в целом. Вмешательство верховной власти в 1503 г. сделало вопросы внутримонашеской полемики предметом соборных обсуждений, связало их с гос. политикой. Вопрос о типах мон-рей отошел на второй план, хотя и сохранял свое значение (ему посвящено послание прп. Максима Грека вел. кн. Василию III, 1518-1519 гг.), главным сделался вопрос о монастырском землевладении. Центральной фигурой 2-го этапа нестяжательства стал В., подчинивший задачам происходившей тогда полемики свою работу над Кормчей. В. приступил к составлению новой редакции Кормчей книги, как он свидетельствовал на Соборе в 1531 г., по поручению митр. Варлаама , Ростовского архиеп. Вассиана II (Санина) , епископов Крутицкого Досифея, Суздальского Симеона. Работа началась до 1515 г. (дата смерти епископов Вассиана и Симеона) и в основном завершилась в 1517 г. (дата определяется по показаниям на Соборе 1531 г. и подтверждается записями на нек-рых рукописях). Возможно, В. начал изучать Кормчие еще в Кирилло-Белозерском мон-ре под влиянием прп. Нила Сорского, о занятиях к-рого до пострижения известно, в частности, что он был «судиям книгчий», т. е. имел отношение к судопроизводству. В. привлек ряд списков, по-видимому относящихся к разным редакциям («правила», принадлежавшие Симонову мон-рю, «правила» Ростовского архиеп. Вассиана II, привезенные с Афона, и др.). Публицистическая направленность Кормчей В. подчеркивается включением в нее сочинений составителя и трудов совр. ему авторов. Кормчая В. принадлежит к тому типу Кормчих книг, в к-рых материал расположен не в последовательном ряду (правила апостольские, Вселенских и Поместных Соборов, св. отцов, имп. законодательство и т. д.), но распределен тематически в соответствии с Указателем XIV титулов (граней), посвященных той или иной теме (правила о мон-рях включены в XI грань). Выделены 3 редакции Кормчей В., каждая последующая полнее предыдущих. 1-я редакция (РГБ. Ф. 228. 39, список 20-х гг. XVI в., написана частично рукой Исака Собаки), завершена в 1517 г., 2-я - после 1518 г. (включает переводы прп. Максима Грека, написанное им краткое Сказание об Афонской горе). Сохранились 2 списка этой редакции: РНБ. F. II. 74, ок. сер. XVI в. (?), РГАДА. Ф. 381. Тип. 181, 50-е гг. XVI в. 3-я редакция, самая полная, известна в рукописи Владимиро-Суздальского историко-художественного музея-заповедника 5636/399).

http://pravenc.ru/text/149879.html

Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Гавриила Архангела. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Архангела Гавриила и церковь Введения Кирилло-Белозерского монастыря Справа от Успенского собора располагается четырехстолпная церковь Архангела Гавриила, построенная в 1531-1534 годах Василием III в благодарность за рождение у него сына - Ивана Грозного. С церковью Архангела Гавриила соединяется массивная невысокая колокольня (1757-1761 гг.), к которой с северо-запада примыкает квадратная одностолпная трапезная палата с церковью Введения. Самое значительное здание монастыря - Трапезная палата с церковью Введения Марии в храм (1519 г.). Размеры этого здания определены укладом жизни. Традиционно церковь, трапезная палата, келарская выстроены по одной оси, что придает архитектурному ансамблю большую строгость. Стройный граненый столп церкви контрастирует с массивным объемом трапезной палаты. Вплотную к трапезной пристроена колокольня. Массивные формы и высота этого сооружения предопределялись большим количеством и значительным весом находящихся на ней колоколов. С востока к колокольне примыкает церковь Архангела Гавриила (1531 -1534гг.). Церковь Архангела Гавриила выстроена на вклад великого московского князя Василия III, приезжавшего в монастырь в 1528 году со второй женой Еленой Глинской молиться о даровании наследника, рождение которого отмечено сооружением двух храмов. В архитектурных формах церкви Гавриила и построенной одновременно с ней церкви Иоанна Предтечи в Ивановском монастыре отразились новые черты, внесенные в русское зодчество итальянскими мастерами, много строившими в Москве в XV-XVI вв. Особенно интересно решена верхняя часть церкви. Она выполнена в виде яруса звона, в северо-западном углу которого размещалась и часовая палатка. В 1638 году ярус звона переделали в ризницу с небольшими окнами, перекрытую сомкнутым сводом. К сожалению, уже в XVII веке верх храма был перестроен в ризничную палатку: при этом проемы звона заложили, превратив их в окна. В самом начале XIX века оба барабана и верхний ярус кокошников были разобраны и сделано новое покрытие с одной деревянной, обшитой лемехом главой.

http://sobory.ru/article/?object=05132

пророков, обычно изображали в куполе и в вост. части храма: в алтаре кафоликона (мон-рь вмц. Екатерины на Синае, 550-565), как один из больших пророков И. часто представлен в ряду пророков в куполе и барабане главы (мон-рь Хора; ц. Панагии Аракос близ Лагудеры на Кипре, 1192; Введенская ц. мон-ря Нова-Павлица; ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в Студенице; ц. Успения Богородицы в Дафни, ок. 1100; ц. Панагии Паригоритиссы в Арте; монастырь Паммакаристос в К-поле, ок. 1315; ц. св. Апостолов в Фессалонике, 1312-1315; ц. Богородицы Одигитрии в Пече, ок. 1337), в центральной апсиде на арке (Токалы-килисе в Гёреме), в парусах (ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана), Палермо), на склоне подпружной арки (ц. Рождества Христова на Красном поле в Вел. Новгороде, 90-е гг. XIV в.), на стене в пресбитерии рядом с композициями «Гостеприимство Авраама» и «Жертвоприношение Авраама» (ц. Сан-Витале в Равенне). В базиликальных постройках фигура И. помещалась в среднем поясе на сев. и юж. стенах между окнами (ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, ок. 520; ц. Сант-Анджело ин Формис, Капуа, между 1072 и 1087). Рельефная фигура И. украшала «Портик славы» собора в Сантьяго-де-Компостела, Испания (1166-1190), сев. портал в Шартрском соборе (ок. 1210), зап. портал в Амьенском соборе (1225-1236). Пророки Аввкум, Иеремия, Иона. Икона. Ок. 1497 г. (ГРМ) Пророки Аввкум, Иеремия, Иона. Икона. Ок. 1497 г. (ГРМ) Изображение И. включалось в пророческий ряд высоких иконостасов на Руси: иконы «Прор. Иеремия» из т. н. Кашинского чина (2-я четв. XV в., ГРМ), из главного иконостаса Софийского собора в Вел. Новгороде (XVI в.), из новгородского Антониева в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря (60-е гг. XVI в., НГОМЗ) и из московского Иоанновского монастыря (2-я пол. XVI в., СПГИАХМЗ); икона «Пророки Иеремия и Гедеон» из Троицкого собора ТСЛ (1425-1427); иконы «Пророки Аввакум, Иеремия, Иона» (ок. 1497, ГРМ) и «Пророки Даниил, Иеремия, Исаия» из собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (ок.

http://pravenc.ru/text/293630.html

Идея слияния исторических задач Царьграда с зада­чами всея Руси в символическом государственном гербе впервые, по сохранившимся историческим документам, проявлена на изображении печати, привешенной к ме­новой грамоте Великого князя Uoahha III Васильевича с племянниками его князьями Волоцкими. Писана та грамо­та была «на Москве лета седмь тысящ пятаго», то-есть в 1497 году от Рождества Христова, июля ме­сяца 25 . Печать эта двусторонняя. На одной стороне ее изображен, скачущий направо, крылатый всадник, кото­рый поражает копьем змея; вокруг этого изображения имеется надпись: „Иоанн, Божьей милостью, Господарь 26 всея Руси и Великий Князь”. На другой стороне этой печати находится изображение двуглаваго орла с опущен­ными распластанными крыльями и с короной на каждой голове; 27 кругом орла сокращенная надпись: „И Великий Князь Влад(имирский) и Моск(овский) и Нов(городский) и Пск(овский) и Тве(рской) и Уго(рский) и Вят(ский) и Пер(мский) и Бол(гарский) 28 . Так образовался русский государственный герб, в существенно основных своих элементах оставшийся от 1497 года до ныне неизменным. Бывавшие же в этом гербе частные, временные дополнения касались большей частью различных комбинаций двух неизменных основных элементов, орла и всадника, и проявлялись в присоединении к двуглавому орлу различных эмблем и гербов областей и губерний русских. Важнейшим из таких частных видоизменений в гербе 1497 года было соединение в печатях в одно изображение обеих составных его частей – орла и всад­ника. Именно, всадник перенесен с противоположной стороны печати на грудь орла, то есть всадника стали изображать в средине орла. Впервые печать и золотые монеты с таким соединением встречаются в царствование Uoahha IV Грозного 29 . Затем печати с таким же соединенным изображением орла со всадником встречаются в царствование Феодора Иоанновича, обоих Лжедмитриев и царя Михаила Феодоровича 30 . И одновре­менно продолжала существовать тогда, первоначально усвоенная Иоанном III, форма государственного герба с изображением орла и всадника отдельно 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Алонием Сшкилом (Шило), сильно пострадал в Смутное время, восстановлен в 60-х гг. XVII в., в 1680-1681 приписан к Юрьеву мон-рю, в 1687 - к Новгородскому архиерейскому дому, в 1725 деревянные церковь и колокольня разобраны и перевезены в Юрьев мон-рь), Коломецкий Троицкий (мужской, ныне урочище Коломцы у впадения р. Гнилка (М. Глинка) в р. Волхов в Новгородском р-не; основан не позднее нач. XV в., вскоре после весны 1680 приписан к Николаевскому Липенскому мон-рю, в 1692 числился приписным к Новгородскому архиерейскому дому; следов мон-ря не сохр.), Николаевский с Поля (мужской, в Новгороде; основан в 1390; согласно описи 1617 г., разорен; вероятно, не был восстановлен), во имя Двенадцати апостолов на Чудинцеве («на Пропастех») (женский, в Новгороде; основан в 1432 Новгородским архиеп. Евфимием I, упом. в кон. XVI в., запустел в Смутное время, восстановлен не позднее 1617, время упразднения неизв.), Николаевский Кречев особный (мужской, ныне в черте г. Ст. Русса; упом. с сер. XV в., в 1676 приписан к Иверскому Валдайскому мон-рю), Успения Пресв. Богородицы (мужской, в Демянске; впервые упом. в 1495, последнее упоминание под 1582, разорен в Смутное время), Петропавловский (женский, в Ст. Руссе; упом. с 1497/98, разорен в Смутное время, согласно описи 1625 г., не существовал), Сергиев (мужской, на р. Полисть, близ Ст. Руссы; упом. с 1497/98, в 1677 приписан к Иверскому Валдайскому мон-рю как «запустелый»), Иоанно-Предтеченский Струпинский (мужской, ныне дер. Теребутицы Шимского р-на; впервые упом. в писцовой книге 1497/98 г.; согласно описанию 1628 г., находился в запустении), Покровский Пустошский (Пустошный) (мужской, ныне дер. Пустошь Старорусского р-на; упом. с 1499, в 1664 приписан к Новгородскому архиерейскому дому; вероятно, прекратил существование в кон. XVII - нач. XVIII в.), Гдицкий (Вдицкий) во имя св. Параскевы Пятницы (мужской, ныне дер. Вдицко Новгородского р-на; упом. в писцовых описаниях в 1500; вероятно, запустел в Смутное время, в описи Водской пятины 1628 г.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Самою древнею и большею из церквей был каменный одноглавый («об одном верху») собор во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1497 году. Он служил обычным местом молитвенных собраний общины и потому выделялся своим размером, приданным ему еще в XV веке, и своими внутренними украшениями. По словам летописца, (в 1497 году) он был (как мы видели) 291 длиною (от порога до горнего места) в 12 саженей, а шириною в 10 саженей 292 . На 12 саженей (по измерению 1497 года) от земли возвышалась церковная глава, на вершине которой блистал крест покрытый позолотою 293 . В начале XVII века (как и в XV-м) план главной массы церкви представлял собою почти квадрат, к которому в восточной части примыкали алтарные полукружия. Передней части храма, над которою в настоящее время возвышается западная глава церкви (см. рисунки IV, V и VI) и внутри которой росписано Кириллово житие (см. на рисунке VI, – В), равно как полукруглого (в плане) притвора (см. на рисунке V 5) в 1601 году и ранее не существовало 294 . Собор начинался уже в том месте, где ныне заканчивается (для входящего в церковь ) упомянутый четвероугольник с росписью жития преп. Кирилла (см. на рисунке V 4 и на рисунке VI, В и Г). Об этом первоначальном виде плана главной массы и церкви легко догадаться, следя за разностью в архитектуре передней части церкви и главной массы, за законченностью покрытия главной массы, и сопоставляя нынешние размеры церкви со свидетельством летописца 295 (сравн. рисунки IV, V и VI). На месте нынешней передней части храма во второй половине XVI века были трехсаженной ширины каменные (успевшие уже обветшать к 1601 году) 296 , крытые тесом паперти 297 (т. е., корридоры или галлереи), со сводами, внутри которых были написаны стенные иконы 298 . К 1601-му году паперти эти находились у церкви Успения только с двух сторон: с западной и с северной 299 . Здесь обыкновенно собирался «черный собор» (т. е. весь многочисленный состав монастырского братства) для выбора игумена и сюда же исходили во время богослужения при совершении литии. Поэтому паперти были довольно вместительны. Длина западной из них по передней церковной стене была в 10 сажень, ширина (поперег от церковных дверей к папертной «решетке» т. е. наружной «стенке») в три сажени; северная паперть (по «сторонней», т. е. северной стене ее) была длиною в 8 саженей, а поперег в три сажени 300 . Но эти паперти не входили в план основной массы храма, а были только как бы наружными пристройками к ней, так что высота их (около 2 сажень 8 вершков в настоящее время) соответствовала приблизительно одной трети высоты главной массы. В папертях было несколько окон, а «в окошках окончины слюдные большие». У передних дверей (т. е. по западной стене?) была деревянная решетка, обитая слюдою. Середние двери были деревянные, обитые «железом немецким и лужены» 301 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Греческий текст письма, хранившийся в XVII в. в церкви Св. Троицы в Вильно, в настоящее время неизвестен и доступен для изучения лишь его латинский перевод . Вопрос о подлинности этого документа в течение длительного времени является предметом дискуссии исследователей. Сомнение вызывает тот пассаж в письме, где патриарх объясняет падение Царьграда и тяжелое положение дел в Константинопольской Церкви отказом греков от унии, заключенной во Флоренции с латинянами. Такая оценка унии, отражавшая взгляды латинской стороны, вряд ли могла исходить от пастыря Восточной Церкви . Особенно маловероятны подобные высказывания из уст патриарха Нифонта, который еще в молодости был упорным противником унии и поставил подпись под постановлениями Константинопольского Собора 1484 г., закрепившими окончательный отказ Константинопольской церкви от принятых во Флоренции решений . Оценка унии в этом пассаже противоречит тем рекомендациям, которые давал патриарх митрополиту в заключительной части письма. Все это позволяет присоединиться к выводу, уже сформулированному, в частности, А. Циглером, что пассаж этот не что иное, как интерполяция, внесенная в текст подлинника сторонником унии из числа католиков. Ряд вопросов вызывает и дата, поставленная в тексте латинского перевода письма: 5 апреля 1497 г., 11 индикта. Хотя все элементы даты согласуются между собой, послание не может относиться к этому времени, потому что в апреле 1497 г. Киевской кафедрой еще управлял митрополит Макарий. Поэтому уже в XIX в. митрополит Макарий (Булгаков) предложил считать временем написания послания 5 апреля 1498 г. (и соответственно не 11, а 1 индикта) . Такая дата представляется единственно возможной, так как во 2-й половине 1498 г. Нифонта на патриаршем престоле в Константинополе сменил Иоаким I . Поскольку письмо Нифонта было ответом на обращение к нему Иосифа, названного в письме митрополитом, то ясно (учитывая расстояние от Вильно до Константинополя), что Иосиф был возведен на митрополичью кафедру не позже конца 1497 г. и лишь соответствующие формальности утверждения его в должности великим князем Александром имели место 30 мая 1498 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/442973/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010