Михайлова приказу Уварова: Десятник Иван Андреев Якушко Меншиков Мелешка Горчаков Ивашко Рукавичников Васка Акинфиев большой Арефейко Сопухин Гаврилко Яковлев Евсешка Ошурков Тимошка Семьиных Ларка Хайдук Десятник Григорий Коновак Спирка Попов Кипрушка Кубышкин Ивашко Одежин Коземка Пастухов Ивашко Карапчин Прошка Босых Ивашко Хлыщов Ларка Карпов Микитка Иванов Десятник Алексей Тараканов Кирьянко Махонин Пашко Федоров Алешка Капыловых Гаврилко Головиных Евдокимко Онкудиновых Степка Афонасьев Федка Степанов Афонка Голенищев Андрюшка Карповых Федка Горчаков Ортюмка Корякин. 113 . Царская грамота в Сумской острог старцу Игнатию о назначении его на место заболевшего Иоиля в управители монастырских доходов. 13 марта 1674 г. 1027 От царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, в Сумской острог, Соловецкого монастыря соборному старцу Игнатию. В прошлом в 181 году, августа в 7 день, послана наша великого государя грамота в Сумской острог к приказному старцу Иоилю, по челобитью Соловецкого монастыря Московския службы строителя старца Иринарха Тарбеева, велено Сумским стрелцом наше великого государя жалованье, денги и хлеб, давать из монастырския казны, по прежнему нашему великого государя указу и по записи, какову они на себя дали в монастырь; а вместо монастырьского корму тем же Сумским стрелцом, сту человек, которые наперед сего живали в Соловецком монастыре летом, переменяясь по пятидесять человек, велено им дать, сверх их годового окладу, пятидесять человеком на три месяца по три четверика ржи и овса человеку, а другим пятидесять человеком потому ж на три месяца; и впред монастырьские дела все и хлеб, которой прислан Соловецкого ж монастыря из покупных запасов с Колмогор, Двинским стрелцом на жалованье, ведать ему Иоилю и давать хлебное жалованье месячное, по нашему великого государя указу, по чему им давать указано, сполна. И ныне бил челом нам великому государю Соловецкого монастыря Московския службы строитель старец Иринарх Тарбеев: в нынешнем де во 182 году, марта в 2 день, писал к нему из Сумского острога ты Игнатей, что де Сумского острога приказной старец Иоиль лежит в конце живота, и дряхл, и не говорит; а которая наша великого государя монастырьская казна, денги и хлеб, и наши великого государя грамоты, которыя посланы были к нему Иоилю о всяких наших великого государя делах, и крепости, по совету братскому и взяв монастырьских крестьян, принял ты Игнатей; и чтоб нам великому государю пожаловати б его строителя, велеть тебе старцу Игнатью, вместо старца Иоиля, в Сумском остроге и во всех волостках, и соляные и о том в Сумской острог к тебе соборному старцу Игнатию дати б нашу великого государя грамоту, чтоб наш великого государя указ старцы и служки и крестьяне ведали и были тебе послушны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Понятно отсюда происхождение названия села. В конце XVII ст. село Колчеданское уже существовало, и именовалось Ново-Колчеданским острогом. В ноябре 1673 г. Шадринской слободы драгунского строя полуполковник Пётр Антутин писал в Тобольск, к воеводе Ивану Борисовичу Репнину, что «он, Антутин, на Исети и Колчеданке речках драгунами разных слобод построил Ново–Колчеданский острог, мерою в 127 саж.; на верху караульню, а подле избы ворота, а с третьей стороны выведены «бои» (отверстия в стене для стрельбы); а большего того острогу построить не успели, потому что всё замёрзло, и многие драгуны от того острожного дела разбежались». На это донесение в марте 1675 г. последовал указ от Тобольского воеводы Петра Михайловича Салтыкова в Колчеданский острог драгунского строя капитану Черкасову: достроить Колчеданский острог, и между землями его и Катайского острога провести межу до устья р. Синары и р. Абызовки. В 1682 г. по указной памяти Тобольского воеводы, князя Алексея Андреевича Голицына, приказчик Колчеданского острога Тимофей Житцкой подробно обмежевал земли этого острога. Когда улеглись башкирские волнения, Колчеданская деревянная крепость мало-помалу разрушилась, а острог в 1795 г. переименован сначала в Колчеданскую слободу того же Тобольского уезда, а после – в село нового Камышловского уезда. В настоящее время в состав прихода входят с. Колчедан и деревни: Черноскутова, Соколова, Большая и Малая Горбунова, Бурнина (с выселками Одинка и Камышёвка), Воронина – все по р. Исети; Боевка и Грязнуха – при речке Грязнушке; Чуга – при речке Караулке, с выселком Водолазова на р. Исети. Прихожане в количестве 4 672 душ муж. п. и 4 568 душ жен. п., по происхождению все русские, и состоят из государственных крестьян, отставных и уволенных в запас армии солдат. Первая деревянная церковь в приходе сгорела. Построенная на том же месте другая деревянная церковь во Имя Сретения Господня по ветхости была разобрана в 1849 г., и из неё построены амбары, которые существуют и по нынешнее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ходжа остановился на ночлег в Старом Баре и нашел здесь много своих соплеменников, с которыми мог поговорить на родном языке. Он рассказал, что видел сон о том, что должен пойти в монастырь Острог, чтобы получить исцеление. Вера в возможное выздоровление заставила его отправиться в столь далекое путешествие. Весной ходжа отправился в Острог и потом говорил, что был удивлен величественности этой редкой святыни и красотой окружавшей ее природы, которая его просто очаровала. В монастыре над ним по обычаю была прочитана молитва перед ракой с мощами святого чудотворца Василия, после чего ходжа действительно почувствовал, что здоров. Благодарный ходжа оставил в монастыре большое пожертвование и свои костыли и вернулся в Подгорицу пешком, а оттуда поездом добрался до Бара. На обратном пути он задержался на несколько дней в Старом Баре, где повсюду с легкостью ходил даже без палки. Так ходжа вернулся домой совершенно здоровым, благодаря Бога и Его славного чудотворца Василия Острожского, по молитвам к которому люди получают исцеления, не взирая на свое вероисповедание. Свидетельство Байро Б. из Старого Бара записал иеромонах Серафим Кашич. Исцеление сумасшедшей албанки Крестьянин из Албании Зефа Сиништович рассказывал отцу Максиму Йововичу об исцелении своей соседки Дроны Бершич. Дрона была выдана замуж за довольно богатого человека из близлежащего села, но затем повредилась рассудком и постоянно совершала грубые выходки в отношении домашних и ближайших соседей. Опасности для окружающих она не представляла, но ее частые припадки были невыносимы и для самой нее и для близких. Муж часто водил ее к врачу, но это не приносило успеха. Когда решили вести ее в Острог, муж не хотел и слышать об этом – как это его жена пойдет к «влашскому святому другой веры». Но все же в июле 1930 года ее повел в Острог кум Дода Кальевич, уроженец тех же мест. Они, как это было принято, приступили в раке с мощами, а потом попросили священника прочитать особую молитву над больной. В присутствии нескольких паломников, после прочитанной молитвы больная вышла наружу совершенно нормальной. Все были удивлены и поражены столь быстрым выздоровлением и Божией милостью, которая изливается на несчастных и больных.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Острог. Кафедральный собор Богоявления Господня. Свято-Богоявленский собор Собор. Действует.   Престолы: Богоявления Господня Год постройки:1453. Адрес: Украина, Ровенская обл., г. Острог, ул. Академическая, д. 5 Координаты: 50.326603, 26.521136 Проезд:Расположен на территории Острожского замка Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Острог, Богоявления Господня кафедральный собор (ул. Замковая гора, 5). ЗАМОК, XIV—XIX. Расположен на холме, поднимающемся на высоту около 20 м над равниной. Построен на месте древнерусского городища XI—XII вв.. нерегулярный в плане, его конфигурация обусловлена рельефом холма. Состоял из каменных и деревянных укреплений, был окружен рвом, наполняющимся водой из р. Грабарка. Его обороноспособность дополнялась Окольным замком, ныне не существующим. В настоящее время комплекс сооружений на Замковой горе состоит из: «Вежи мурованной», Новой башни (Круглой), Богоявленской церкви и надвратной колокольни. Богоявленская церковь, XV—XVI вв. Памятник был связующим звеном между древнерусским культовым зодчеством и архитектурой Украины XVI—XVII вв. Прямых сведений о времени строительства нет. Большинство исследователей относят ее основание к первой половине XV в., другие к первой половине XVI в. На каменных обрамлениях четырех амбразур северной оборонной стены сооружения имеются резные надписи, указывающие дату 1521 г. Одними исследователями эта дата связывается со временем приспособления церкви под оборону, другие считают ее временем основания. В 1887—1891 гг. восстановлена из руин с изменением первоначальных архитектурных форм, представлявших выразительное сочетание традиционных форм древнерусского зодчества с готи-ко-ренессансными чертами. Конфигурация плана трехнефного объема сохранена, апсидная часть удлинена в восточном направлении. Сложена из кирпича, структурно повторяет крестовокупольную схему древнерусских храмов. Трехнефная, трехапсидная, четырехстолп-ная, пятикупольная. План без восточной части — квадратный, опорные столбы квадратного сечения поставлены на его диагоналях. Средний неф шире боковых, апсидная часть понижена по отношению к основному объему. Северная оборонная стена толще других, кроме бойниц в форме перевернутой замочной скважины; имеет широкий уступ, который в древности был огражден и служил дозорной площадкой. Стена над уступом декорирована глухой аркадой. Южный и западный фасады укреплены уступчатыми контрфорсами. Полуциркульным сводам соответствуют снаружи закомары. Значительно вытянутые подкупольные восьмигранные световые барабаны имеют глухие основания, декорированные уступчатыми арочными нишами, повторяющимися в закомарах. Северо-восточный барабан сохранил первоначальную трехмастную композицию. В древности декоративное убранство сооружения носило готико-ренессансный характер, выявленный в каменных резных наличниках и порталах, стрельчатых подпружных арках, переплетах окон, очертаниях закомар. В интерьере масляная живопись 1887—1891 гг.

http://sobory.ru/article/?object=29155

Братский острог являлся первым по времени из числа построенных на бурятских землях. Он имел громадное значение как сторожевой пост, прикрывавший путь с Енисея на Лену и как опорный пункт для сбора ясака с бурят. Вскоре Братский острог становится удобным пунктом для снаряжения экспедиций за Байкал. Первую церковь в Братском остроге построили в 1631 году (по другим данным — в 1649 г.). При последующих переносах острога на новые места, вероятно, переносили и церковь. В 1675 году русский дипломат Николай Гаврилович Спафарий, проездом в Китай остановившись в Братском остроге, записал: «в остроге церковь во имя Пресвятой Богородицы Владимирской». На чертеже Братского острога 1701 года Семёна Ульяновича Ремезова отчётливо читаются формы довольно крупной деревянной церкви, занимающей почти всё внутреннее пространство острога. В 1707 году храм сменяет другая двухпрестольная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери с тёплым приделом Богоявления Господня. Длина новой церкви составляла 9 саженей (19,2 м); ширина 6 саженей 1 аршин (13,5 м). В течение всего XVII века Братский острог был приписан к Енисейскому острогу. С утратой военного значения в XVIII веке острог превратился в село Братско-Острожное. К началу XIX века Владимирская церковь значительно обветшала, поэтому в нескольких метрах южнее её в 1843 году на средства прихожан строится новая деревянная церковь, проект которой был разработан в Петербурге по просьбе декабриста Петра Александровича Муханова, отбывавшего в 1833-1842 годах ссылку в Братске. В памяти сельчан сохранилось имя строителя нового храма — им был плотник М.С. Карпов. Новый храм, так же как и старый, был с двумя престолами: зимним во имя Богоявления Господня (освящен в 1843 г.) и летним во имя Владимирской иконы Божией Матери (освящен в 1844 г.). Старинный иконостас с иконами, освященными ещё первым иркутским епископом святителем Иннокентием Кульчицким, по утверждению жителей села, был перенесён из Кафедрального Богоявленского собора г. Иркутска в новый храм села Братско-Острожное.

http://sobory.ru/article/?object=38618

По этому описанию Лосицы на устье Борового потока, впадающего в Ворсклу, там, где ныне Литовка. Хотмыжский воевода от 5 октября 1645 г. писал в Белгород: «Прибежали из Лосицкаго острога от сотника Захара Коханова кромские казаки и сказали: посылал их сотник из Лосицкого острога в Литовскую сторону на Ольшанской (в Алешню) для вестей. И 2 окт. сказывал ольшанскаго урядника Яна Козловскаго слуга,– поидить Федька в Лосицкой вскоре; а князь Вишневецкий с большими воинскими людьми и с пушками пошел под Путивль сент. 30 и с ним пошли литовских воинских людей до 15 000 и из Путивля ему идти вниз по Боровой к Лосицкому острогу и Государевых служивых людей кн. Вишневецкий, переграбя до единаго, хочет выслать». Здесь еще яснее видно, что Лосицкий острог находился невдали от устья речки Боровой. По этому известию Лосицкий острог принадлежал тогда Москве, но кн. Вишневецкий хотел отнять его и, имея большое число войска, конечно, отнял его. Нынешнее название места Литовки также подтверждает ту мысль, что здесь был Лосицкий острог, принадлежавший князю Литовской Руси. По ведомости 1785 г. здесь видим еще литовскую мельницу, которою владеют «дворцовые крестьяне» Литовки. Между старыми антиминсами хранится антиминс, на котором едва можно разобрать следующее: « Петра Могилы митрополита Киевскаго и Галицкаго, при державе короля Владислава четвертаго 1646 года положен в храм Архистратига Михаила в крепость. в имении кн. Вишневецкаго ». Полагаем, что антиминс сей принадлежал Лосицкому храму: с одной стороны, усилие кн. Вишневецкого взять Лосицкий острог указывает на то, что в Лосицах были имения князя Иеремии Михаила Вишневецкого, так же как до 1654 г. были имениями его Глинск, Ромны, Лохвица, Пирятин, Прилуки; с другой – известно, что отец и дед сего Вишневецкого были православные. К тому же по одному акту 1734 г. Литвиновка и Бакировка называются селами. Число прихожан бакировского храма в 1730 г. – 315 муж., 280 жен., в 1750 г. – 480 муж., 463 жен., в 1770 г. – 519 муж., 506 жен., в 1790 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Совершенно здоровая девочка играла с детьми и посещала школу. Записал Максим Йовович в 50-х гг. XX века. Исцеление скорченной мусульманки В 60-х гг. XX века Максим Йовович записал рассказ Радоша Ч. их Хорогоша в Воеводине. «С давних пор, - рассказывал Радош, - я начал посещать наши величайшие святыни, особенно монастырь Острог, дивясь многим чудесным событиям, которые часто там случаются и исцелениям больных, которые до того нигде не могли найти исцеления». Весной 1948 года он пришел вечером в Верхний монастырь и переночевал в нем. На следующий день он своими глазами видел как двое мусульман из Боснии, из окрестностей Рогатицы, привезли на коне больную женщину, возрастом около 30 лет. У женщины были скорченные ноги, и она постоянно, уже на протяжении нескольких лет, лежала дома. Женщина совершенно не могла передвигаться на своих ногах, и сопровождавшие внесли ее в храм и устроили лежать около раки с мощами. Так она пролежала здесь около трех часов, и над ней были прочитаны положенные молитвы. После этого, к великому удивлению присутствующих, при выходе из церкви женщина с легкостью и не испытывая боли уже могла опираться на ноги. Однако ее спутники все же поддерживали ее за руки. Через ночь ее уже не нужно было поддерживать, потому что она могла самостоятельно ходить и немного прогуливалась. На второй день, веселая и радостная, она месте со своими спутниками отправились домой, а позднее пришло известие от ее соседей, что она выздоровела полностью. Рассказ одного мусульманина из Мркоевца о своем исцелении Асан Б. из барского среза рассказывал Максиму Йововичу: «Я страдал от одной неизлечимой болезни, из-за которой врачи разводили надо мной руками. Я мучался много лет, так что жизнь мне была ненавистна. Я знал по преданиям моих предков, что многие наши земляки излечились от различных болезней, отправившись в Острог, чтобы поклониться и помолиться святому Василию Чудотворцу. Решил и я, чтобы мои ближайшие родственники отвели меня в монастырь Острог. Совершенно скорченного и неспособного сдвинуться с места, двое моих родственников отвезли меня туда весной 1932 года. Там я переночевал. На следующий день перед ракой надо мной была прочитана длинная молитва, а сам я, по совету священника, лег под раку. Некоторое время я слушал, как монах поминает в молитве мое имя и молится Богу о моем выздоровлении. В это время мной овладел какой-то глубокий сон, и я крепко заснул, не слыша уже ничего, что происходило около меня. Проспав два часа, я проснулся, чувствуя себя легким как перышко, и встал без чьей бы то ни было помощи на свои ноги. Я вернулся с сопровождавшими меня домой совершенно здоровым и вот сейчас, как здоровый человек, тружусь на всякой полевой и домашней работе и не таю своего чудесного исцеления, которое мне оказано по воле Божией, как и многим в монастыре Острог».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

В 1915 г., когда в Свято-Климнтовском храме полностью прогнила крыша, и, несмотря на целые стропила, началась довольно сильная течь, ремонт вновь стал неизбежен. С позволения Московской Духовной консистории и Императорского Археологического общества была перекрыта заново вся кровля главной Преображенской церкви, «но без… изменения прежнего вида ея и цвета окраски». Документальные свидетельства об этом ремонте — последнее, что известно о жизни храма накануне советской эпохи. В столичном Замоскворечье есть удивительный по своей красоте и истории создания храм. Многие специалисты не раз отмечали, что " монументальный размах сочетается в нём с богатой декоративной фантазией " . Речь идёт о храме во имя священномученика Климента, папы Римского. Впервые церковь упоминается под этим названием в 1612 году. В том документе речь идёт о сражении между нашими ополченцами и войсками Ходкевича. В книге Г. Н. Бибикова " Бои русского народного ополчения с польскими интервентами 22-24 августа 1612 года " (Исторические записки, Москва, 1950) рассказывается о том, что у " острожка (Климентьевский острог), что был у Климента Папы Римского " , развернулись тяжёлые бои между казаками, оборонявшими острог, и пехотой гетмана Ходкевича. Во время этих боёв, когда войска гетмана захватили острог и церковь святого Климента, Авраамий (Палицын) совершил один из своих подвигов, остановив отступление казаков из острога. Как писал святитель Авраамий, " казаки, убо которые от Климента святаго из острожка выбегли, и озревшися на острог святаго Климента, видеша на церкви литовские знамена... зело умилишася и воздохнувше и прослезившеся к Богу, - мало бе их числом, - и тако возвращеся и устремишася единодушно ко острогу приступили, и вземше его " . Первый же каменный храм на том месте был поставлен, очевидно, в 1657 году, а пятью годами позже перестроен с тремя приделами - Преображенским, Знаменским и Никольским. Эти работы осуществились чаяниями думного дьяка Александра Степановича Дурова, по преданию, в честь своего чудесного спасения от царского неправедного гнева.

http://sobory.ru/article/?object=02177

Фактически вся страна как на ладони - далеко впереди видно, как полоса земли обрывается, упираясь в голубую гладь Адриатики. Одним из наиболее чтимых святых сербского народа является святитель Василий Острожский, который прославился в XVII столетии, как неутомимый защитник Православия и духовный просветитель сербского народа. Ныне его нетленные мощи почивают в горном монастыре Острог, в устроение которого святитель вложил немало сил при жизни. Ежегодно сюда стекаются десятки тысяч паломников со всех концов страны. Примечательно, что его чтут, как православные, так и местные мусульмане. Перед мощами святителя Василия верующие сербы произносят присяги, обеты, клятвы. Кстати сказать, местные жители, отправляясь в паломничество, всегда говорят, что идут не «в Острог», а «под Острог», свидетельствуя тем самым, что эта святыня неизмеримо выше приходящего к ней путника. Дорога в монастырь вьется вдоль горы узким серпантином, на ней с трудом могут разъехаться два встречных автомобиля. Придорожных ограждений почти нет, и прямо из-под колес автобуса виден зияющий провал, глубиной несколько десятков метров. Далеко внизу расстилается Белопавличская долина, окутанная дымкой свежей зелени. Наш приезд в Черногорию совпал с разгаром весны, которая в этом году припоздала: деревья только выбросили стрелки свернутых зеленых листочков, но уже в цвету стоят вишни и яблони. На склонах гор пробивается нежная светлая травка, распускаются желтые, белые и лиловые первоцветы, наподобие наших колокольчиков. Монастырь Острог по русским меркам небольшой, его братия сегодня составляет около тридцати человек. Он расположен на трех уровнях - один храм с братскими кельями у подножия горы, чуть выше на склоне еще один храм во имя святого мученика Станко. Мощи святителя почивают в маленькой Введенской церкви, на высоте 900 метров над землей. В этой церкви некогда служил сам святой Василий. У его мощей монах вполголоса читает акафист святителю, читает на сербском языке, но все вполне понятно. Делая земные поклоны, прикладываемся к честным останкам святителя; сзади полыхают фотовспышки - журналисты стремятся запечатлеть торжественный момент. Отношение к святым мощам у жителей Балкан несколько иное, чем у нас, в нем царит большая простота. Останки святых не скрывают от глаз верующих драгоценные раки, как правило, они прикрыты лишь стеклом. Да и само почитание святых мощей, которыми изобильно одарена Богом Сербская земля, несколько иное. В описании чудес святого Василия не раз говорится о том, как страждущие, помолясь угоднику Божию в надежде получить исцеление от его нетленных мощей, оставались спать прямо в церкви под ракой святителя, а, проснувшись, чувствовали себя уже здоровыми.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Третьим каменным храмом в городе стала Благовещенская церковь , возведенная енисейскими мастерами в 1804–1823 гг. Это был двухэтажный четырехпрестольный храм строгой классической архитектуры (полностью восстановлен уже в XXI в.). В 1820 г. была освящена каменная Всесвятская церковь, построенная на месте старой деревянной на территории бывшего кладбища. Всесвятская церковь имела самый большой в городе приход, в котором были две церковно-приходские школы, богадельня для престарелых, библиотека. Всесвятская церковь была уничтожена в 30-е годы, одной из первых в Красноярске. Говоря о строящейся церкви на горе, Добросердов имел в виду Троицкую церковь, расположенную в северной нагорной части города, строительство которой велось с 1836 по 1842 гг. 197 Город основан 25 июля 1641 г. как Ачинский острог на реке Белый Июс. Острог начинался со строительства стен из высокого частокола четырехугольной формы. По углам ставились сторожевые башни. Одна из них была оборудована под часовню. Первоначально население Ачинска состояло из гарнизона в 15 казаков-годовальщиков. После пожара в 1683 г. город перенесен на реку Чулым (приток Оби), при впадении в нее речки Ачинки. Свое название река и затем город получили по расположению на землях тюркской родоплеменной группы ачи, ачиги. В 1710 г. красноярский сын боярский И. Цицурин срубил новый деревянный острог на правом берегу реки Ачинки, у ее впадения в Чулым. На этом месте теперь расположена Ачинская пересыльная тюрьма. В 1782 г. острог был переведен в разряд уездных городов, а с 1822 г. стал окружным городом Енисейской губернии. С 1990 г. Ачинск включен в официальный список городов России, имеющих историческую и культурную ценность всероссийского значения. В описании Енисейской губернии Пестова говорится о том, что к 1830 г. в городе Ачинске было две каменных и одна деревянная приходские церкви, 2 больницы, одна богадельня, приходское училище, 2 кожевенных и 2 мыловаренных завода. Население города составляло 1,5 тыс. человек. На территории Ачинского района находится одно из древнейших известных поселений человека – Ачинская палеонтологическая стоянка (20–28 тыс.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010