Перевод же Толковой Псалтири, согласно записи на многих рукописях, завершен в декабре 1522 г. Поскольку в упомянутом послании Василию III говорится, что перевод занял год и пять месяцев, то надо сделать вывод, что перевод выполнялся между июнем 1521 г.– декабрем 1522 г., а благословение митрополита Варлаама следует относить к началу этого срока (ок. июня 1521 г.) 2. Причины второго суда и характер Судного списка При изучении второго периода жизни в России (после осуждения 1525–1531 гг.) одним из самых неясных оставался вопрос о причинах второго суда – зачем понадобилось снова судить уже осужденного, находящегося в заточении узника, лишенного причастия. В связи с этим следует обратить внимание на источник, ранее не привлекавший внимания исследователей. В Описи архива Посольского приказа 1626 г. среди «грамот греческих упомянута пергаменная грамота 1531 г. Василию III прота Святой Горы Анфима с его подписью и печатью: «Грамота на харатье Русии прота Святые горы Анфимы ермонаха писана лета 7039-го году, за рукою и за печатью прота Святые горы еромонаха». 5 Грамота не сохранилась, содержание ее в Описи не раскрыто, но совпадение ее даты с датой второго суда не оставляет сомнений в том, что судьба прп. Максима занимала в ней какое-то место. Важно особо отметить два обстоятельства. Во-первых, совпадение имени прота, направившего грамоту в 1531 г., с именем игумена Ватопеде Анфимия, направившего в 1516 г. «брата Максима» в Москву с грамотой тому же Василию III и митрополиту Варлааму. Возможно, это одно и то же лицо. Во-вторых, соединение в 1515 г. двух просьб просьбы Москвы к афонским властям: о переводчике и молитве о рождении наследника (брат великого князя оставался бездетным в течение уже десяти лет); просьба о переводчике излагалась попутно. Так судьба афонского ученого монаха с самого начала невольно оказалась в сопряжении с историей московского престола, с событиями из жизни великокняжеской семьи. Долгожданный наследник (будущий Иван грозный) родился в августе 1530 г., т. е. незадолго до второго суда (он происходил, вероятно, в мае 1531 г., как следует из Судного списка Вассиана (Патрикеева). Вполне естественно и предположить, что грамота прота Анфима 1531 г. содержала поздравления по случаю этого важного события и попутно (снова попутно) просьбу об облечении участи ученого монаха и его возвращении в родную обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

756. Интерфакс. Ртуть в Петропавловской крепости//Koммepcahmъ-daily. 17.07.1998, 128 (1531). 757. Берг Михаил. Частная жизнь Николая II – взгляд из Смольного//Koммepcahmъ-daily. 17.07.1998, 128 (1531). 758. Пестерева Ольга, Синицын Андрей. Николай II вернулся в Санкт-Петербург//Koммepcahmъ-daily. 17.07.1998, 128 (1531). 759. Сенаторов Юрий. Кого все-таки сегодня похоронят//Koммepcahmъ-daily. 17.07.1998, 128 (1531). 760. Сюн Юрий. Как Ельцин уничтожил дом Ипатьева//Koммepcahmъ-daily. 17.07.1998, 128 (1531). 761. Коц Игорь. Недельный рейтинг " КП " . Люди и овцы, которые нас удивили//Комсомольская правда. 17.07.1998. 762. Устюжанин Василий. Ельцин покается за нас всех? Накануне церемонии погребения в верхах все смешалось: ехать, не ехать?//Комсомольская правда. 17.07.1998. 763. Попов Роман. Часть останков Романовых не будет захоронена. Фрагменты костей сохранят для продолжения экспертиз. Значит, сомнения остаются даже у властей?//Комсомольская правда. 17.07.1998. 764. Ярополов Ярослав. " Убийство императора. Версии "http://Московская правда. 17.07.1998, 131 (1762). 765. Искупая грехи предков...//Московская правда. 17.07.1998, 131 (1762). 766. Сервер для царя//Московская правда. 17.07.1998, 131 (1762). 767. Кто там шагает правой?//Московская правда. 17.07.1998, 131 (1762). 768. Сроки совпали случайно//Московская правда. 17.07.1998, 131 (1762). 769. Доходное дело!//Московская правда. 17.07.1998, 131 (1762). 770. Бычков Сергей. Чартерный рейс царской семьи. Немцов обидел Росселя, а Россель наехал на питерского губернатора//Московский комсомолец. 17.07.1998. 771. Будберг Александр. Первый президент отдаст долг последнего императору//Московский комсомолец. 17.07.1998. 772. Еще вчера утром мало кто мог предположить, что все так обернется с похоронами...//Московский комсомолец. 17.07.1998. 773. Григорьева Екатерина, Виноградов Захар, Пипия Бесик, Тимченко Святослав, Добрынина Светлана. Сегодня в Санкт-Петербурге будет захоронена семья последнего российского царя. Глава Российского государства, вопреки всем прежним заверениям, примет участие в церемонии погребения//Независимая газета 17.07.1998, 128 (1699).

http://religare.ru/2_47504.html

Юго-западная часть Тобольского уезда – нынешний Шадринский, части Екатеринбургского, Ялуторовского и Челябинского уездов по р. Исети, стали усиленно заселяться также с половины XVII в., т. б. одновременно с заселением рек Тобола, Тавды, Туры. Прежде всего тут возник Далматов Успенский монастырь, основанный монахом Далматом в 1644 г., в качестве колонии Невьянского Богоявленского монастыря, из которого вышел основатель Далматова монастыря. В 1650 г. построен Исетский острог, в продолжение всего XVIII в. служивший средоточием управления Исетским дистриктом; в 1660 г. основан Мехонский острог (сначала слобода) на левом берегу р. Исети; около 1662 – 1664 гг. появляется Шадринская слобода, ныне уездный город, с церковью Архангела Михаила; поэтому слобода стала называться Архангельской-Шадринской, а с 1712 г. – Архангельским или Малоархангельским Шадринским – городком; в 1668 г. построена Масленская слобода с острогом на р. Масленке. Из других слобод и острогов, возникших по р. Исети и её притоку Миасу, нужно назвать Бешкильскую (1666 г.), Терсютскую (1668 г.), Исть-Миасскую (1670 г.), Красногорский острог (1671 г.), Красномысскую слободу (1674 г.), Окуневский острог, Ингалинскую и Барневскую слободы (1676 г.), Белоярскую – Теченскую на р. Тече (1682 г.), Крутихинскую (1685 г.), Мурзинскую, Чумляцкую, Теченскую и Тамукульскую. Тут же на р. Миас стояло село Воскресенское, принадлежавшее тогда сибирскому митрополиту. В верховьях Миаса, на месте башкирской деревни Челябы, построен Челябинский острог, переименованный в 1736 г. в крепость, а в 1787 г. в город. В конце XVIII в. в 64 вер. к юго-западу от Челябинска основана Чебаркульская слобода, переименованная в 1736 г. вместе с Челябинском и Средне-Миасской слободой в крепость. 382 Так шла в XVII в. русская колонизация ближайшего Зауралья в пределах тогдашних обширнейших Верхотурского и Тобольского уездов. Русский человек давно встал твердой ногой в Сибири, но он долго не мог закончить заселение края. Даже в самом конце XVIII в. многие десятки тысяч десятин плодородной земли только в Исетском крае оставались не вспаханными за недостатком рук. 383 XVIII в. заметно пополнил пустоту населения только остяцкого, татарского и киргизского Зауралья, отодвинув вместе с тем южную русскую сибирскую границу от устья р. Уй, при впадении её в р. Тобол, через Ишим по среднему и верхнему течению Иртыша, по верховьям Енисея в Забайкалье до р. Аргуни и Амура. Несмотря на то, что рядом с правительственной колонизацией всегда шла вольная русская народная колонизация, заселение Сибири в XVIII в. к старых и новых расширенных границах, особенно в восточной и северо-восточной Сибири, нужно назвать необыкновенно слабым. 384

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

И по государеву цареву и великого князя Алексея Михаиловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, указу, по заручной челобитной Соловецкого монастыря старца Матвея, Соловецкого-ж монастыря старец Иоиль в Сумском остроге перед стряпчим, перед Игнатьем Андреевичем Волоховым, на очную ставку ставлен, и челобитная чтена, и выслушев старец Иоиль челобитную на очной ставке, в ответе сказал – кривошеею и страдником ево, старца Матвея, называл, а бить де ево не хотел и не хваливался; а в прошлом де во 176-м году в генваре месяце, как посылал ис Сумского острогу стольник Александр Хитрово в монасгырь с отпискою сумского стрельца пятидесятника Федосейка Евъстратъева, грамотки де не посылывал. И Матвей старец сказал и говорил на очной ставке: Иоиль де, принеси к великому государю вину, писал де ты в монастырь грамотку о том, как стольнику Александру Хитрово велено Сумской острог и Соловецкого монастыря усольи все на великого государя отписать, и в той же грамотке писал, что таможника Елизарка Александр Хитрово на чеп сажал и в тюрму, что от него Александра в монастырь с отпискою не поехал И старец Иоиль сказал: такую я грамотку в монастырь писал, а к варам де я не приставал. И Матвей старец сказал: Азарью де старцу келарю и казначею старцу Геронтию в воровстве был он Иоиля и завотчик, и от тех де воров он Иоиль в Сумской острог и послон, а ныне он сказывает, бутго был к ним и не прикладен. И выслушев Иоиль старец Матвеевы речи, сказал: писал де стольник Александр Хитрово в монастырь, чтоб де прислали в Сумской острог какова старца нибудь, и они де меня и послали в Сумской острог. И Матвей старец на очной ставке говорил: сказал де он Иоиль, что к варам не прикладен, а от них де он и послон, и сам то он Иоиль сказал, как де он ис Соловецкого монастыря в Сумской острог приехал, и он де к великому государю повинные челобитные и ко освященному собору в церковном правиле по се число не принашивал и крест кладет на лицо свое по уставу монастырскому, как в Соловецком монастыре, два пальца протягает, а «аллилуия» говорит дважди, а не трегубая. Иоиль старец сказал – крест я кладу три пальца вместе 1 совокупляю и «аллилуия» говорю трегубоя, а что де челобитные к великому государю повинные не принес и ко освященному собору, и в том великий государь волен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

498 Миллер. Ежемесячные сочинения... 1757 г. апрель, стр. 34, ср. янв. 46–49; февр. 99–114; март 195–210. Исетская провинция не имела городов, в ней были только слободы и новопостроенные крепости, распределенные по трем дистриктам: Шадринский – в нем: Шадринский острог, Далматов монастырь, слобода Барневская, Масленская, Буткинская; Исетский – в нем Исетский острог, Бешкильская слобода, Ингалинская слоб., Красногорский острог, Берсуцкая сл., Мехонский острог, Миасская слобода; Окуневский – в нем: Окуневский острог, слободы: Воскресенская, Чумляцкая, Песчанская, Течинская – все на р. Исети с ее притоками – Миассом, Ингалом и Течью. Новые крепости: Миасская, Челябинская, Иткульская, Чебаркульская, Уйская, Укликарагайская и по Уйской линии до Тобола крепосцы: Петропавловская, Степная, Троицкая, Каракульская, Крутоярская, Усть-Уйская. Состав остальных дистриктов и уездов Тобольской епархии нами уже показан раньше. Что представляло собой Екатеринбургское ведомство см. карту при II т. «Пермского Края», изд. под ред. Д. Смышляева. Пермь 1893 г. На эту карту 1734–1736 года нанесены Екатеринбургское ведомство, уезды: Соликамский, Чердынский, Кунгурский, Верхотурский, Туринский, вотчины господ Строгановых и заводов статского действительного советника Акинфия Демидова и части уездов – Тобольскаго, Пелымского, Березовского, башкирских жилищ, Уфимского, Осинского и Казанского, Слободского и Кайгородского уездов… 500 Миллер. Ежемесячные сочинения... 1757 г. стр. 304 сн. февр. 114–123. Более подробный состав Иркутской провинции нам уже известен… 501 Напр. в Нерчинском заказе в 1751г. было 14 приходов вместо 8-ми, бывших в нем в 1729г., а именно: в Нерчинске, в Унде, на Газимуре, в Бунском нерчинском заводе, в Аргунском остроге, в Сретенске, Куенге, Торге, Урульге, Городище, Чите, Яровне, Дорониске и Телембинске (Прот. М. Чефранов, Блаженный Софоний 3-ий еписк. иркутский... стр.22). 503 Опис. Док. и Д. Арх. Св. Син., XXXI, 7, стр. 29. Прежние начальники Пекинской миссии, напр., архимандрит Геврасий Ленцевский (с 1743 г.) только «в некоторых отношениях» состояли в ведении иркутского епархиального начальства (Полн. Соб. Пост. и Расп. по Вед. Прав. Исп., Царств. Елизаветы, I, 507, ср. 184).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

8(21) ноября 2019 года, Собор Архистратига Михаила. Кандидат исторических наук Алексей Поповкин, специально для «Русской народной линии» Примечания: 1. Внутренняя и внешняя политика. 28 октября 1869 г.//Всемирная иллюстрация, 1869. 45, 1 ноября. С. 290. 2. Шишкин Николай Павлович (1830-1902), русский дипломат, министр иностранных дел России в 1896—1897 годах, с 1863 по 1875 гг. работал в Сербии. 3. Belgrade, 9 novembre//Correspondance Slave. 19 nov. 1869. P.131 4. Joш неколико речи о нашем г. Митрополиту у Pycuju//Пастир, 1869. С. 720-722. 5. Отчёт о деятельности Санкт-Петербургского отдела Славянского благотворительного комитета с 11 мая 1869 года по 11 мая 1870 года//Журнал Министерства Народного Просвещения. – 1870. – Ч. CXLXI. Сентябрь. Приложение. С. 8. 6. Филиппов Тертий Иванович (1825-1899) – русский учёный, государственный деятель, церковный публицист. С 1889 года и до кончины был членом Комитета министров - Государственным контролёром (отвечал за финансовую дисциплину). Многолетний член Славянских комитетов и Обществ. Эпитроп Св. Гроба Господня. 7. Отчёт о деятельности Санкт-Петербургского отдела Славянского благотворительного комитета с 11 мая 1869 года по 11 мая 1870 года//Журнал Министерства Народного Просвещения. – 1870. – Ч. CXLXI. Сентябрь. Приложение. С. 7-12. 8. Первые 15 лет существования Санкт-Петербургского Славянского Благотворительного Общества. Санкт-Петербург. 1883. С.35- 38. 9. Хроника.//Новое время. 1869. 31 октября. 10. Joш неколико речи о нашем г. Митрополиту у Pycuju (Из «Голоса»)//Пастир, 1869. С. 691. 11. Там же. С. 693. 12. Посещение Вильны высокопреосвященным Михаилом, архиепископом Белградским, митрополитом всея Сербии//Литовские Епархиальные ведомости. 1869. 30 ноября. С. 1287-1290. 13. Проезд Сербского Митрополита Михаила через Вильну//Вестник Западной России. 1869. Кн. X. Т. IV. Отд. IV. С. 37-38. 14. Из писем графини Антонины Блудовой протоиерею П.Г. Лебединцеву мы узнаём о том, что графиня настойчиво просила о приезде Митрополита в Острог: «Он бы истинно обрадовал меня и, как славянин, даже и должен бы приехать к нам в Острог, где единственная православная церковь во имя Свв. Кирилла и Мефодия. Маршрута два из Петербурга: один через Варшаву, Тересполь на Острог, а потом Почаев и Броды в Львов, Прагу и Вену; другой – через Варшаву, Тересполь на Острог, потом на Житомир, назад в Киев и Одессу. По тому или другому будет наша карета в Тересполе, только бы телеграфировал мне в Острог, когда будет выезжать в Варшаву».

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/26/...

Временем наивысшего развития О. а. стал период 1587 г.- нач. 20-х гг. XVII в. Основным его содержанием была борьба против попыток заключения унии православной и католич. Церквей и против Брестской унии 1596 г. После Г. Смотрицкого ректором школы являлся некий Максим (упом. в 1592) (возможно, слуга кн. Острожского Мартин Грабкович, посланный в 1595 к Льву Сапеге с целью добиться созыва Собора для заключения унии с Римом). В 1594-1595 и 1596 гг. ректором был Кирилл Лукарис (см. Кирилл I Лукарис ), преподававший в О. а. греч. язык (вторично Кирилл Лукарис находился в Остроге в 1600-1601). В Острожской школе преподавали львовские братчики Юрий Рогатинец и Гаврило Дорофеевич, вероятно, также буд. митрополит Киевский Иов (Борецкий) , к-рый в нач. XVII в. был связан с типографией в Дермани. В Острог были приглашены книжники, учившиеся в европ. и вост. высших учебных заведениях: Киприан Острожский, получивший образование в Венеции и Падуе, ученик Мелетия I (Пигаса) Исаакий (Борискович), учившийся в рим. Греческой коллегии Эммануил Ахиллеос. Накануне Брестского Собора 1596 г. в Острог приехал для «отправовання наук освобожденных» сщмч. Никифор (Парасхес-Кантакузин) , написавший здесь несохранившиеся публицистические произведения. Острог посещали митр. Пелагонийский Иеремия, еп. Стагонский Авраамий Гацид, архимандрит, впосл. Иерусалимский патриарх, Феофан IV . Охридский архиеп. Афанасий привез в Острог регалии визант. императоров. С О. а. сотрудничали польск. деятели. Среди них - астроном, математик, д-р медицины, выпускник Краковской академии и Падуанского ун-та католик Ян Лятош (1539-1608), к-рый за критику григорианской календарной реформы вынужден был оставить преподавание в Кракове. Последние 10 лет жизни он провел в Остроге, составляя сочинения, направленные против григорианского календаря (публиковал в Вильно). Предполагают, что в деятельности О. а. мог участвовать латиноязычный поэт, выпускник Краковской академии Симон Пекалид. Авторитет О. а. усилился благодаря деятельности полемиста-протестанта (член общества чешских братьев ) польск. шляхтича Мартина Броневского , которого кн. Острожский пригласил в Острог для полемики с униатами и католиками. Сочинение Броневского, писавшего под псевдонимом Христофор Филалет, «Αποκρισις» (Апокрисис) вышло в Остроге в 1598-1599 гг. Протестант Мотовило составил ответ на трактат П. Скарги «O jednoci Kociola Boego pod jednym pasterzem i o greckim od tej jednoci odstpieniu» (О единстве Церкви Божией под одним пастырем и об отступлении греков от этого единства). Ответ не сохранился, упоминается в 2 письмах кн. Курбского кн. Острожскому).

http://pravenc.ru/text/2581675.html

В 2006-2007 гг. в создаваемом музее " Обдорский острог " была построена церковь иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " . Храм является хорошим примером стилизации построек русского деревянного зодчества XVII-XVIII вв. Острог был заложен в 1593 году казаками Березовского воеводы Никиты Траханиотова, достигшими низовий реки Полуй, недалеко от ее слияния с Обью. В задачи Обдорской крепости также входил контроль за передвижением товаров на пути в крупнейший по тем временам центр ярмарочной торговли за Полярным кругом – легендарную Мангазею. Крепость представляла собой небольшой четырехугольник, огороженный стоячим тыном, с двумя смотровыми и двумя проезжими башнями. Внутри нее располагался типичный для подобных острогов набор административных и жилых построек, а также Васильевская церковь, срубленная в 1602 году. Во второй половине XVIII века Обдорская крепость начинает утрачивать свое военно-оборонительное значение. По указу Екатерины II были вывезены пушки, а в 1799 году находящийся в ней военный гарнизон был расформирован. Застава была преобразована в центр Обдорской волости Березовского уезда Тобольской губернии – село Обдорск. В 1807 году стены и башни деревянного острога по распоряжению Тобольского губернатора А.М. Корнилова были снесены " за ветхостью " . Острог был реконструирован в 2006 году, в настоящее время открыт для посещения. Является местом проведения городских, окружных и фольклорных мероприятий. Острог выполнен в духе древней крепости и построен по старинной технологии - без единого гвоздя. С 2015 года на территории Обдорского Острога организована церковная община Сибирского войскового казачьего общества. http://salehard-34.cerkov.ru/ 20 января 1751 г. протопоп Андрей Васильев, служащий в Обдорске (Салехард) написал долгожданный рапорт, что «церковь по надлежащему чиноположению генваря перваго дня сего 1751 году освящена». 1 января 2011 года православной церкви в Салехарде исполнилось 260 лет со дня основания. Но если сейчас спросить любого салехардца, о какой именно церкви идет речь, практически все ответят, разговор идет о храме святых Петра и Павла. На самом деле этот храм был построен много позже, а вот до него в Обдорске (ныне Салехард) была церковь, выстроенная на высоком мысу вдающимся в р. Полуй. Именно на этом месте с середины XX в. стоял Речной вокзал, а сейчас размещается так называемый «Обдорский острог».

http://sobory.ru/article/?object=41674

Извод А: Третий вид. Чудовский вариант Отличается чтениями: «украде у некоторых овцю», Темир-Аксак «постижен бысть многими людми», «вижь несмиренаго варвара», «великолепное имя», Владимирский протопоп совещался с «клиросом своим», вместо «мню же, великаго архаггела Михаила» написано «именем же великаго архаггела Михаила», и др. 1) ГИМ, Собр. Чудова монастыря, 277 (л. 296–311). Сборник первой четверти XVI в. Филиграни: Щит с лилией под крестом – Брике, 1568 (1500–1504 гг.); Голова быка под крестом, обвитым змеей и увенчанным 5-лепестковым цветком, – Пиккар, XVI, 383 (1518– 1519 гг.). Заголовок: «Сия повесть полезна от древняго писания сложена, являющи преславного бывшего чюдеси о иконе Пречистыя Богородици, иже нарицается Владимерьская, кака прииде от града Владимеря въ боголюбы град Москву, избави нас и град нашь Москву от нахожения безбожнаго и зловернаго царя Темиря Аксака». 2) Государственный архив Нижегородской области, ф. 2636 (Коллекция рукописной и старопечатной книги), оп. 2, 52 (л. 307 об. – 313). Рукопись в 1° на 702 листах, конца 10-х – начала 20-х годов XVI в. Написана несколькими полууставными почерками – но это совместная работа нескольких писцов: одни и те же филиграни встречаются у разных писцов, а Оглавление всего сборника (л. 1–4) составлено одним из писцов – именно, тем, который переписал л. 373–402. Филиграни чередуются: Тиара – несколько вариантов, один из которых близок Брике, 4895 (1498 г.); Рука под 5-конечной звездой – типа Брике, 11165 (1505 г.); Голова быка под крестом с 5-лепестковой розеткой, обвитым змеей, – Пиккар, XVI, 383 (1518, 1519 гг.); Голова быка под стержнем с короной, обвитым змеей, – Пиккар, XVI, 502 (1512–1519 гг.); Голова быка под крестом, обвитым змеей, ­­ Лихачев, 3359 (1519 г.); Голова быка под стержнем с несколькими пересечениями (два варианта) – близки к знакам в альбоме Я. Синарска-Чаплицка (1983), 1102 (1524 г.), 1103 (1526 г.). 3) РГБ, ф. 173 III (Собр. по временному каталогу библиотеки Московской Духовной Академии), 146 (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Важным событием в жизни Й. стала его встреча с Эразмом в нач. 1519 г. По поручению курфюрста Саксонского Фридриха III Мудрого (1463-1525), покровительствовавшего Лютеру, Й. и еще один эрфуртский гуманист, Каспар Шальбе, должны были доставить Эразму письмо курфюрста (не сохранилось), а также письмо Лютера (это было 1-е письмо Лютера Эразму; текст см.: Luther M. WA: BW. Bd. 1. S. 361-363). Возможно, Й. уже был знаком с Лютером через Ланга, но даже если личное знакомство произошло позднее, подобное поручение свидетельствует о том, что Й. в это время воспринимался вождями Реформации как надежный соратник, сочувственно относящийся к протестант. движению ( Delius. 1952. S. 15-16). В письмах курфюрст и Лютер сообщали Эразму о ходе спора с католич. теологами об индульгенциях и о папской власти, призывая его поддержать выступление Лютера против царивших в католич. Церкви злоупотреблений. В апр. 1519 г. Й. и Шальбе передали письма Эразму в Лёвене; поскольку Эразм ввиду занятости не сразу смог подготовить ответы, они вместе с ним путешествовали по разным городам Нидерландов. Ответ Лютеру Эразм написал лишь 30 мая 1519 г.; в нем гуманист соглашался объединить усилия с Лютером в борьбе с католич. схоластической теологией, однако делал акцент на необходимости реформирования образования, обходя молчанием вопросы об отношении к церковным злоупотреблениям и папской власти (текст см.: Luther M. WA: BW. Bd. 1. S. 410-414; ср.: Delius. 1952. S. 17). Вместе с этим ответом Эразм написал пространное прощальное письмо Й. (текст см.: JJBW. Bd. 1. S. 21-24). Центральной темой этого письма является обращенный к Й. призыв посвятить себя служению «славе Христовой» на поприще теологии (возможно, этот призыв продолжал темы, затронутые в беседах Й. с Эразмом). В частности, Эразм в письме предупреждает Й., что большинство современных им теологов-схоластов и монашеских учителей проповедуют «не Христа, но людей, то есть самих себя» (Ibid. S. 23); побуждает его избегать «скотистских тонкостей» (scotisticas subtilitates; речь идет об учении последователей католического теолога и философа Иоанна Дунса Скота ) и «схоластических догматов» (scholastica dogmata); убеждает учиться самому и учить других «истинному благочестию» (vera pietas), «просвещать людские умы философией Христовой (philosophia Christi)» (Ibidem). С письмами Эразма Й. направился во Франкфурт-на-Майне, где в это время пребывал курфюрст Фридрих; после вручения писем в кон. июня 1519 г. Й. вернулся в Эрфурт ( Peters. 2009. S. 43).

http://pravenc.ru/text/1238025.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010