В первой половине XVI века к западу от Успенского собора были построены храм Архангела Гавриила с колокольней и белоснежная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с трапезной палатой. На вершине Ивановской горки в 15311534 годах на вклад великого князя Василия III в ознаменование рождения у него наследника – будущего царя Ивана Грозного – была построена четырёхстолпная церковь Иоанна Предтечи с приделом преподобного Кирилла. В 1560 году на западном склоне Ивановской горки построили церковь преподобного Сергия Радонежского с трапезной палатой. Особенно покровительствовал Кириллову монастырю Иван Грозный, который даже высказывал желание навсегда остаться здесь и принять монашеский постриг. Трижды он приезжал сюда на долгое богомолье, не раз посылал игуменам письма. Царь даровал монастырю право беспошлинной торговли. Правда, при Иване Грозном Кирилло-Белозерский монастырь стал местом заточения опальных знатных бояр и бывших государевых любимцев. Против своей воли сюда попали бояре Хабаров и Шереметевы, князья Воротынские, Кемские, Палецкие, М.И. Кубенский, Д.П. Елецкий, митрополит Московский Иоасаф, протопоп Сильвестр , бывший советник царя, и многие другие. Под конец жизни Иван Грозный прислал в монастырь поминальный список «избиенных, истопленных и сожжённых с жёнами, чадами и домочадцами, убитых ручным сечением, огненным стрелянием и пытками». В этом помяннике было более 3200 жертв, на помин души которых царь прислал более десяти тысяч рублей. Перед смертью Иван Грозный отослал в монастырь две грамоты с просьбой даровать ему отпущение грехов. Начало XVII века для России было временем сплошных бедствий. В 1601 – 1603 годах один за другим последовали неурожаи, приведшие к голоду. Для Севера Руси, где своего хлеба не хватало даже в лучшие годы и к весне пользовались привозным, это было настоящей бедой. В народе росло недовольство Борисом Годуновым, на юге страны полыхали крестьянские войны. В такой обстановке легко распространился слух о якобы спасшемся «законном» царевиче Димитрии, сыне Ивана Грозного. В России началось Смутное время, когда один самозванец сменялся другим, а русские земли становились лёгкой добычей для поляков, литовцев и шведов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В. Черторицкой 608 . В определении времени написания сборника исследовательница испытывает некоторые колебания: с одной стороны, соглашается с датировкой его 10-ми годами XVI в., с другой стороны, называет и начало XVI в. Поэтому датировка Нижегородского сборника требует уточнений. Филиграни: 1) Большая тиара – типологически близкая к указанной в альбоме Ш. Брике под 4895 (1498 г.); 2) Рука в рукавчике под звездой – сходная со знаком из того же альбома под 11165 (1505 г.); 3) Голова быка под стержнем, обвитым змеей и увенчанным литерой W под короной, – Пиккар, XVI, 502 (1512–1519 гг.); 4) Голова быка под крестом, обвитым змеей и увенчанным 5-лепестковым цветком, – Пиккар, XVI, 383 (1518, 1519 г.); 5) Голова быка под крестом, обвитым змеей, – тождественный (!) знак имеется в альбоме Н. П. Лихачева под 3359 (1519 г.); 6) Голова быка под стержнем с несколькими пересечениями (2 варианта) – оба варианта находят соответствие в альбоме Я. Синарска-Чаплицка (1983 г.) под 1102 (1524 г.) и 1103 (1526 г.). Рукопись, таким образом, может быть датирована концом 10-х – началом 20-х годов XVI в. Сборник в 1 , на 702 листах, представляет результат совместной работы нескольких писцов, поскольку одни и те же филиграни встречаются на листах, переписанных разными копиистами; кроме того, Оглавление всего сборника (л. 1–4) написано рукой одного из писцов (того самого, который переписал л. 373–402). 3) РГБ, ф. 113 (Собр. Иосифо-Волоколамского монастыря), 490 (л. 249 об. – 259 об.), датируется 1543 г. Рукопись представляет собой сборник, составленный и отредактированный митрополитом Даниилом, находившимся в 1539–1547 гг. в ссылке в Иосифо-Волоколамском монастыре. На л. 1 об. помещена запись XVI в.: «Книга святого Иоанна Дамаскина , писмо Данила митрополита, о 8-ми частех». Запись относится к первой части сборника (л. 2–174), содержащей сочинения Иоанна Дамаскина и действительно писанной рукой митрополита Даниила (исключая текст на л. 138 об. и частично на л. 143). Подробности о сборнике Вол., 490 сообщает монастырская опись 1573 г.: «Книга в десть Иоана Дамаскина, в начале писмо Данила митрополита, да в тои же книге приписи иже от Иоана Златоустаго и Ярославским чюдотворцем, писмо Мити Лапшина» (РГБ, ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Риме было известно о покупке у Андрея Палеолога «византийского наследия» французским королем Карлом VIII в 1494 году, теперь этой картой играет Римский престол. Предложения Льва X, переданные Дитрихом, были весьма обширны: 1) папа хочет великого князя и всех людей Русской земли «приняти в единачьство и согласие Римской Церкви, не умаляя и не пременяя их добрых обычаев и законов… и грамотой апостольского престола утвердить»; 2) «поскольку Церковь Греческая не имеет главы, патриарх и все царство в тур- ских руках, а папа ведает, что есть на Москве духовнейший митрополит, и хочет его и тех, кто будет после него, возвысить и учинить патриархом, каким был прежде Константинопольский»; 3) «а наияснейшего и непобедимейшего царя всея Ру- сии хочет короновать в христианского царя». Тавтология «царя короновать в царя» допущена переводчиками, надо полагать, сознательно, поскольку в предложениях папы речь шла скорее всего о королевской коронации (латинского оригинала мы не имеем). А королевская коронация того, кто уже именует себя царем, по их мысли, не имела ценности. Напомним, что предложения папы были получены и выслушаны в Москве в марте 1519 года, когда здесь находился посланец константинопольского патриарха, того, кто в предложениях папы объявлен «бывшим», «прежним». Едва ли могут быть сомнения в том, что московские власти — и церковные, и светские, включая дипломатов, в 1519 году в какой-то форме сообщили посланцу патриарха митрополиту Григорию полученные предложения, как и в том, что в этих обсуждениях принимал участие и ватопедский старец Максим, знающий, образованный и опытный. Если бы мы писали исторический роман, а не научную биографию, то могли бы домыслить в ходе этого обсуждения несколько диалогов, сконструировать речи Максима Грека и других лиц. Но мы воздержимся от неизбежного субъективизма. Вполне достаточно привести наказ дипломату Константину Тимофеевичу Замыцкому, отправленному с ответным посольством в Пруссию (апрель 1519 года); ему предписано в самой общей форме выразить готовность к совместной борьбе против турок, но предложения о соединении Церквей на условиях Флорентийской унии отвергнуты: «И учнет маистр говорите: а того велики государь хочет ли, чтобы ему с папою быта в единачестве и в согласье о законе? И Костянтину говорити: государь наш с папою хочет в дружбе и согласье быти… а как наперед того государь наш с Божьею волею от прародителей своих закон греческой держал крепко, так и ныне, за Божьею волею, закон свой греческой хочет крепко держати» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

К началу XX в. в монастыре было 2 храма: деревянный в честь Успения Пресвятой Богородицы (XVI в.) и двухэтажный (верхний - во имя прп. Александра Куштского, нижний - во имя свт. Николая Чудотворца, где у левого клироса под спудом покоились мощи прп. Александра Куштского). Успенская церковь была построена вскоре после пожара 1519 года. Деревянная шатровая церковь Успения Пресвятой Богородицы одна из старейших в России. Крестчатый сруб храма завершен восьмериком под шатром с главкой, с запада окружен галереей на консолях. Рукава креста завершены кровлей бочкой. Перевезена в Спасо-Прилуцкий монастырь в 1960-х годах. Для богослужений не используется. Сохранился праздничный резной золоченый иконостас (ок. 1718) из Успенского храма с иконами вологодских мастеров XVI-XVIII вв., находящийся в Вологодском областном краеведческом музее. Использовалась информация из православной энциклопедии К вопросу о датировке храма Успения Пречистой Богородицы, находившейся в Александро-Куштском монастыре Успенская церковь Александро-Куштского монастыря относится к числу тех деревянных храмов Русского Севера, которые, к сожалению, до сих пор не стали объектом специального научного исследования. Вероятно, этим объясняется тот факт, что в известных источниках она датируется 1519 годом. Датировка эта основана на сопоставлении с храмами, также не имеющими твердо обоснованной даты возведения. До настоящего времени во внимание не принимался тот факт, что храм 1519 года мог впоследствии быть перестроен или возведен заново, например, вследствие пожара или ветхости. Такие примеры известны во множестве в истории русского северного зодчества. Ряд особенностей облика Успенской церкви наводят на мысль о несколько более позднем времени возведения. Сходное предположение высказывал архитектор-реставратор Петр Дмитриевич Барановский, изучавший храм в 1922 году. Он датировал его рубежом XVI-XVII веков, произвел обмеры и составил проект реставрации Обратимся к наиболее характерным особенностям архитектуры этого храма.

http://sobory.ru/article/?object=05131

традиции, с другой - тесной связью с архитектурой Италии и Франции; существенным было и влияние архитектурного решения дворца Карла V в Гранаде. В работах мастеров региона стремление к насыщенной декоративности сочетается с обилием элементов ордерного декора (здание ратуши в Севилье, ок. 1527-1534, Диего де Рианьо). Воздействие итал. образцов в наибольшей степени проявилось в творчестве скульптора и архит. Диего де Силоэ, сыгравшего заметную роль в истории зодчества всей И. Полученное в мастерской отца Хиля де Силоэ образование было продолжено во время работы в Италии, в основном в Неаполе. По возвращении Силоэ приступил к активнейшей строительной деятельности во мн. городах И. Для его работ характерно смешение готических и ренессансных элементов. Он создал арочные галереи, близкие по пропорциям к готическим (башня церкви в Санта-Мария-дель-Кампо около Бургоса, 1528-1534), продолжал использовать нервюры как организующий элемент декора сводов, заполняя пространство между ними скульптурой в античном духе (церковь монастыря Сан-Херонимо в Гранаде, 1504-1543, Хакопо Флорентино, с 1525 Диего де Силоэ). Он же использовал новые для испан. зодчества итал. формы, напр. парадную 3-пролетную лестницу («Золотая лестница» в кафедральном соборе в Бургосе, 1519-1526), алтарь в виде купольной ротонды (Большая капелла собора Санта-Мария-де-ла-Энкарнасьон в Гранаде, нач. 1525). Эта классицизирующая линия в архитектуре юга И. была закреплена в творчестве ученика Силоэ Андреса де Вандельвиры, к-рый постепенно отходил от скульптурного декора, структурно связанного с готикой, и делал акцент на разработке ордера (работы в соборе Асунсьон-де-ла-Вирхен в Хаэне, 1562-1575). «Золотая лестница» кафедрального собора в Бургосе. 1519–1526 гг. «Золотая лестница» кафедрального собора в Бургосе. 1519–1526 гг. В Толедо развитие платереско связано с именем Алонсо де Коваррубиаса. Свою деятельность он начал как скульптор и в этом качестве участвовал в оформлении церкви монастыря Сан-Эстебан в Саламанке.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

В 1506 г. папа Римский Юлий II (1503-1513) отправил Дж. П. Караффу легатом ко двору кор. Фердинанда V (II) Арагонского в Неаполе: король Неаполя как вассал папы Римского должен был принести понтифику оммаж, а папа в свою очередь совершить инвеституру короля, однако папскому легату не удалось добиться согласия короля на проведение этих церемоний. В июне 1507 г. Караффа приехал в Кьети. Конфликт с испан. властями (территория еп-ства входила в состав Неаполитанского королевства) усугубил характерную для всего его семейства антииспан. ориентированность молодого епископа. В своем диоцезе он начал проводить церковные реформы, направленные на укрепление епископской власти, регламентацию образа жизни клириков, упрочение дисциплины в мон-рях, строгое выполнение предписаний, связанных с соблюдением постов, праздничных дней, совершением богослужений и т. п. В нач. 1513 г. приехал в Рим для участия в работе Латеранского V Собора (1512-1517). В 1513-1519 гг. выполнял дипломатические поручения папы Римского Льва X (1513-1521) в Англии, Нидерландах и Испании. В Испании он был близок к кружку сторонников церковных реформ во главе с кард. Франсиско Хименесом де Сиснеросом , познакомился с Адрианом Флоренсзоном Буенсом (папа Римский Адриан VI в 1522-1523), воспитателем будущего имп. Карла V Габсбурга (король Испании Карл I в 1516-1556, император с 1519). Верный своим антииспан. пристрастиям, Караффа выступал против поддержки папой Львом X кандидатуры Карла Габсбурга на имперских выборах. И хотя в дек. 1518 г. король утвердил его на архиепископской кафедре Бриндизи, после избрания Габсбурга императором (28 июня 1519) Караффа покинул Испанию. Приехав в 1520 г. в Рим, Караффа принимал участие в деятельности оратория Божественной любви - добровольного объединения клириков и мирян, выступавших за проведение реформы католич. Церкви путем возрождения молитвенных практик, в т. ч. совместных, утверждения благочестивого образа жизни католиков, оказания помощи больным и нуждающимся ( Paschini P.

http://pravenc.ru/text/2578529.html

Московский пожар 1812 года обошел стороной храм и близлежащие постройки. 20 августа 1830 г. в храме на отпевании своего дяди, поэта В.Л. Пушкина, присутствовал А.С. Пушкин. Под его сводами молились К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, Ф.С. Рокотов, Иван Муравьев-Апостол и его три сына-декабриста Сергей, Матвей и Ипполит, Марина Цветаева. В 1905 году в церкви случился пожар. В огне сгорел образ святого Василия Блаженного. Но как оказалось, это было только началом испытаний. После закрытия храма в 1933 году, он был разграблен и разорен. В разное время помещение использовалось как учебная аудитория, склад и общежитие. В 1994 год храм был передан РПЦ и отреставрирован (арх. Н.Д. Недович), а в 1997 году освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. intomoscow.ru Никиты, великомученика, в Старой Басманной слободе церковь (Старая Басманная улица, дом 16/1, строение 1). На северо-восток от границы Земляного города в древности отходила дорога, продолжавшая улицы Маросейку и Покровку. Она шла в царские села Покровское и Измайлово и в Немецкую слободу. Вдоль дороги со второй половины XVI века располагалась дворцовая Басманная слобода, где жители выпекали казенный хлеб с клеймом («басман»). В 1519 г. здесь выстроили деревянную церковь в честь Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. В 1518–1519 гг. в Москве для поновлення находилась Владимирская икона Божией Матери из Владимира. Это был список с древней Владимирской иконы XI века, сделанный XV веке. В день ее проводов 15 сентября 1519 г. и была освящена новая церковь в Басманной слободе, в присутствии великого князя и митрополита. В память этого события 15 сентября – на день великомученика Никиты – был установлен сюда ежегодный крестный ход из Успенского собора Кремля, просуществовавший до 1683 г. В XVI–XVII веках храм был однопрестольным. Первый каменный храм с приделом великомученика Никиты построили в 1685 г. С этих пор повелось именовать всю церковь Никитской. В 1745 г. приступили к строительству новой каменной церкви. Тогда же построили временный придел в честь Рождества Иоанна Предтечи. Перестройка завершилась 31 мая 1751 г. Был построен большой храм с трапезной и колокольней. Главный престол, как и ранее, освятили в честь Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богродицы; в трапезной были приделы великомученика Никиты и Рождества Иоанна Предтечи. В трапезную вошли остатки стен церкви XVII века. Авторство проекта приписывается одному из ведущих архитекторов середины XVIII в. Д.В. Ухтомскому.

http://sobory.ru/article/?object=01882

д " Э. Первоначально Фишер благосклонно отнесся к экзегетическим идеям Л. д " Э., однако затем изменил мнение, увидев в рассуждениях Л. д " Э. опасную для католич. Церкви тенденцию к пересмотру традиций, закрепившихся не только в церковной литературе, но и в церковно-литургической жизни. Фишер написал 3 трактата в защиту учения об одной Марии Магдалине (основное соч.: Joannes Roffensis. De unica Magdalena libri tres. Parisiis, 1519; ответ Клихтове: Eversio Munitionis quam Jod[ocus] Clichtoveus erigere moliebatur. Lovanii, 1519; критика 2-го трактата Л. д " Э.: Confutatio secundae disceptationis. Parisiis, 1519), однако Л. д " Э. не ответил ни на один из них; полемику вели его единомышленники. Значительную поддержку Л. д " Э. в печатной и устной полемике первоначально оказывал его ученик Клихтове, однако в 1519 г. под давлением коллег по теологическому факультету он изменил позицию и впоследствии выступал с критикой взглядов Л. д " Э. Из сферы библейской текстологии и экзегетики дискуссия постепенно перешла в сферу богословских рассуждений о нормативных принципах толкования Свящ. Писания, о значении патристической традиции и церковного авторитета для его верного понимания, о ценности мира и порядка в Церкви (ср.: Cameron. 1969. P. 18-20). Попытку пересмотреть сложившуюся традицию церковной экзегезы противники Л. д " Э. видели и в изданных вместе с трактатом о Марии Магдалине еще 2 небольших сочинениях Л. д " Э.; в 1-м, «О тридневном воскресении Христа» (De triduo Christi; критическое изд.: Porrer. 2009. P. 255-314), он предлагал согласование евангельских повествований о времени, прошедшем между смертью Иисуса Христа и Его воскресением из мертвых; во 2-м, «Из трех одна Мария» (De una ex tribus Maria; критическое изд.: Ibid. P. 315-394), он оспаривал закрепившееся в католической традиции предание о том, что помимо Пресв. Богородицы у прав. Анны были еще 2 дочери с именем Мария (Мария Клеопова и Мария Зеведеева) от 2 последующих браков. В 1519-1520 гг. в полемику с Л. д " Э.

http://pravenc.ru/text/2463619.html

Новогрудок. Собор Бориса и Глеба. Собор. Действует.   Престолы: Бориса и Глеба Год постройки:Между 1519 и 1630. Адрес: Республика Беларусь, Гродненская область, Новогрудский район, г. Новогрудок, ул. Почтовая, д. 10 Координаты: 53.600171, 25.823938 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Борисоглебская церковь относится к храмам, приспособленным к оборо­не (1519 г.). В первой половине XVII в. она была реконструирована, достроена с западной стороны и получила иной облик. В архитектуре церкви много готических элементов: звездчатые своды на нервюрах, контрфорсы, стрельчатые проемы, декоративные пояса, стрельчатые арочки и т. д. Интересно отметить, что отдельные черты архитектуры церкви присущи и архитектуре бернардинского костела в Вильнюсе (1525-1594 гг.). http://globus.tut.by/novogrudok/ Собор святых благоверных князей Бориса и Глеба в г. Новогрудке. Построен на месте древнего храма XII века, фрагменты фундамента которого сохранились до наших дней. Древний храм XII века с 1317 года был кафедральным собором Литовско-Новаградской митрополии и при нем существовал мужской монастырь. В 1451 году храм посетил святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси (+1461). В 1517-1519 годах на месте старого был построен новый кирпичный храм в виде корабля на средства гетмана Великого Княжества Литовского князя Константина Острожского и митрополита Литовского Иосифа (Солтана). Храм перестраивался и реконструировался в XVII, XVIII веках, в 1873-1875 и 1923-1924 годах. Со второй половины XVIII века по 1915 год в храме находилась перенесенная из замковой Свято-Успенской церкви г. Новогрудка местночтимая Замковая икона Божией Матери. В период гонений, в 1961 году, храм был закрыт, и в нем разместили госархив. В 1996 году на праздник Рождества Христова собор был возвращен Православной Церкви. В нескольких метрах от старинной торговой площади находится самый древний каменный храм Новогрудка - Борисоглебская церковь, основанная во второй половине XII века. В начале это было четырёхстолпное, трёхапсидное строение, вскоре обнесённое галереей. Пол в церкви был выложен из тонких (около 2 см) керамических плиток разной формы, а стены украшали фрески. Археологи считают, что первоначально храм находился на торговой площади, куда сходились все основные новогрудские улицы. Но город расширялся, места для торговли не хватало. В конце XV века образовалась более широкая площадь, находящаяся на том месте, где и сейчас. С 1317 года был кафедральным собором Литовско-Новогрудской митрополии, при нём существовал мужской монастырь. Известно, что в 1451 году церковь Бориса и Глеба посетил святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси.

http://sobory.ru/article/?object=09620

Отзовемся, братья христиане, на приглашение Святой Церкви неизменным решением: «Во всяких, даже тягчайших бедах, да будет мне величайшим утешением правая Твоя воля, о Боже, как в жизни, так и смерти для перехода в жизнь бесконечную; буди воля Господня, буди, буди» 221 . И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек ( 1Ин 2,17 ).  138 в виду Томас Мор (1478–1535) – английский гуманист, государственный деятель, писатель, святой Католической Церкви.  150 V (1500–1558) из рода Габсбургов. Король Испании в 1516–1556 гг. Немецкий король в 1519–1531 гг. Император Священной Римской империи в 1519–1556 гг.  151 Николаевич Муравьев в сочинении «Жития святых Российской Церкви» за сентябрь месяц под 30-м числом говорит: «Некоторые неправильно смешивают Михаила, первого митрополита Киевского, с другим епископом, который за сто лет прежде его, во дни Аскольда, крестил Русь и совершил означенное здесь чудо». – Прим, перев.  158 Киприан и мученица Иустина пострадали в Никомидии в 304 году при гонениях Диоклетиана. Мученик Феоктист прославлен вместе с ними в лике святых. Память 2 октября старого стиля. 162 Ачети де Порти (или Серафино да Фермо; 1496–1540) – итальянский поэт, регулярный каноник Латерана.  165 Павел Фивейский (341) – первый христианский отшельник, подвизавшийся в Фиваиде в Египте. Память прп. Павла празднуется 15 января старого стиля. О преподобном Антонии см.: примечание к гл. 3, часть I.  167 Иоанн, патриарх Александрийский (617), за свое нищелюбие и милосердие прозван Милостивым. Его память совершается 12 ноября старого стиля.  171 Харитон Исповедник пострадал во время гонений на христиан при императорах Галерии (305–311), Максимиане (305–313) или Ликинии (311–324). После прекращения гонений был освобожден из темницы и продолжил свои подвиги в Палестине. Память 28 сентября старого стиля.  172 история рассказывает про святого Роберта (1029–1111) – первого настоятеля монастыря в Молезме (Франция).  179 Ирина (803) царствовала в 797–802 гт. Была свергнута с престола чиновником Никифором. Умерла в ссылке.  189 – символ сана древнеиудейского первосвященника, именно: щит, украшенный двенадцатью блестящими драгоценными камнями.  190 изложил это положение в следующем двустишии:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010