При сем дерзнул вашему царскому пресветлому величеству предложити: Пресвятая и Живоначальная Троицы Сергиева монастыря о бывшем казначее Феоктисте, которого по вашему царскому указу, присланному ко мне от правительствующих сенаторов, велено мне, богомольцу вашему, из оного монастыря его, старца, перевесть в иной монастырь. Да на него ж, старца, подали мне, богомольцу вашему, отписки того ж Троицкого монастыря архимандрид Георгий и келарь Иосиф, в которых отписках объявлены его старцовы дела безчиннья и пьянство, и досадительные слова архимандриту и келарю, и прежнее блудное его старцово дело со старецею Епраксиею, по которому делу по указу святейшего Адриана патриарха велено его, старца, отлучить от иеродьяконского служения и послать в приписной монастырь в Варзугу к промыслу, а без указу от того промыслу отнюдь в Троицкий монастырь старца, не велено брать. И потом по указу святейшего патриарха послан он, старец, вместо варзугской службы, в Астрахань в Троицкий приписной монастырь, а по какому указу из Астрахани свободился, о том не известно. И по выше помянутому вашему царскому указу, присланному ко мне от правительствующих сенаторов, и по помете моей посланы были в Троицкий монастырь данилова монастыря архимандрит Варлаам, да дьякон из духовного приказу, которым велено его, старца, с грамотою выслать на Вологду в Спасский каменный монастырь, а по отпискам архимандрита и келаря розыскать и его старцов житьи, братею и прочими служительми того Троицкого монастыря. И в то время не послан он, старец, в Каменный монастырь, для того что сказал за собою дело великое ваше царское, и взят он, старец, из того Троицкого монастыря к правительствующим сенаторам и потом он, старец, при слан κо мне, богомольцу вашему, с указом вашим царским от правительствующих сенаторов, в котором вашем царском указе написано, что ему, старцу, в Троицком монастыре казначеем не быть за клеветы его, старцовы, на архимандрита и келаря, и определить мне его в иной монастырь, по моему рассмотрению. И по тому вашему царскому указу и рассмотревши прежнее вышепомянутое дело его старцово со старицею и за сущую его ябеду приказную, о которой его ябеде еще до казначейства его аз известен, послал его, старца, в оный Каменный монастырь в братство. А ныне по челобитью его старцеву высланы в Санкт-Петербург троицкий архимандрид и мои приказные люди, в чем есть мне о том печаль не малая, что он, старец, наносит клеветы напрасные и бил челом, исполняя злобу на мя, а вышепомянутые дела его старцовы повелено взять у меня, богомольца вашего, в монастырской приказ и послать в Санкт-Петербург, которые дела аз рассмотревши не обретох вины своей и приказных моих, и на оном деле пометы о нем, старце, мои, богомольца вашего, а не приказных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Листы от переплёта синего цвета без филиграней; на листах с текстом «белые» буквы «КГКОСП»; филигрань напоминает: Клепиков 1978, 343 (1804, 1816), 344 (1808, 1816). Содержание ркп, опис.: Востоков 1842, 474. Отписки новгородского митрополита Никона царю – А 4 . РГБ, ф. 579 (собр. Рукописей и гектографов братства Петра митрополита), 7 Сборник материалов о патриархе Никоне и его времени. Рукопись сборная XVIII в. (л. I–III, 1–46) и XIX в. Скоропись разных почерков. 439 л. (III+438 л. пронумерованных; нет л. 20, 372; л. 47 чист.), 1° Переплёт – картон в замше с тиснением. На корешке вытесненный золотом заголовок: «Сборник. Жития Никона и Илариона, переписка с царём. Чин литургии и Нового Иерусалима, собора 1654. 1667», На л. I название сборника: «Сборник Дяний церковныхъ и событий историческихъ, современныхъ»; далее добавлено другим почерком: « Никону патриарху ». На л. IIIoб. миниатюра с изображением патриарха Никона выполнена монохромной акварелью, пером, чернилами. На л. II, 1 заставки-рамки пером; орнамент – барокко. В рукописи имеются многочисленные пометы и правка. На л. 225об. приписка, сделанная «правящей» рукой: «Списки сии съ рукописью, въ Софийской библиотек хранящейся, написаны согласно. Многия ошибки и непонятных слова допущены въ них потому, что в самой рукописи находятся. Софийскаго собора библиотекарь священникъ Зиновий Орловъ, 1837-го марта 2». Филиграни; на л. 1–46 «Pro Patria» типа: Клепиков 1978, 1278 (1793, 1798); на л. 47–173 филиграней и штемпелей нет; бумага белая, лощёная, плотная; на л. 176–225 и 227–238 оттиски двух разных штемпелей плохо различимы; на л. 227–238 штемпель фабрики Сергиевской типа: Клепиков 1978, 185 (1844 и 1858), 186 (1844). Содержит семь разделов: I. «Известие» о патриархе Никоне Ивана Шушерина с дополнениями (л. 1–46об.); II. Житие Илариона Суздальского (л. 48–160об.), грамоты митрополита Илариона строителю Флорищевой пустыни Иринарху (л. 161–165об.), Сказание о Флорищевой пустыне (л. 166–173); III. Переписка новгородского митрополита Никона с царём Алексеем Михайловичем при перенесении мощей митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву (л. 174–225об.);

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

429 Дионисиев монастырь 430 . Основание монастыря приписывается св. Дионисию и относится к сер. XIV в. Во второй половине XIV в. монастырю покровительствовал трапезундский император Алексей III Великий Комнин. В XVI и XVII вв. Дионисиат занял пятое место в афонской иерархии. Библиотека монастыря содержит ок. 1100 манускриптов и 15 тысяч книг, будучи одной из самых богатых святогорских коллекций. Древнейший акт монастырского архива относится к 1056 г. и представляет собой гарантийный документ Константина Фасула, уступающего свои права на участок земли игумену монастыря св. Пантелеймона Митрофану (этот монастырь позже станет частью Русского афонского монастыря). Пергаменный свиток акта сохранил и две славянские пометы. 431 Дохиарский монастырь 432 Предание относит основание монастыря к X в. Первое упоминание о Дохиаре, находившемся на другом месте по сравнению с сегодняшним днем, относится к апрелю 1013 г. Название обители связывают с именем одного из ее основателей Иоанна Дохиара (т.е. «ключника», по имени ключника Великой Лавры Евфимия). После разрушения монастыря он был перенесен в XI в. на новое место на Афоне, где стоит и по сей день. Когда Дохиар, как и многие другие святогорские монастыри, переживал трудные времена, ему оказывали поддержку, в частности, византийский император Иоанн V Палеолог, сербский краль Стефан IV Душан (в XIV в.), затем – валашские господари, Александр и его супруга Роксана (в XVI в.). В настоящее время в афонской иерархии монастырь занимает десятое место. В дохиарской библиотеке хранится 545 рукописей и 5 тысяч книг. А в монастырском архиве – 62 греческих акта, датируемых периодом между 1037 и 1496 г.; это императорские и патриаршие грамоты, документы святогорских властей и гражданских чиновников, частные акты, фискально-правовые бумаги. Акт 1262 г. прота Арсения содержит подпись игумена «Русов» Мефодия (Акт. Дохиар.7). 433 Эсфигменский монастырь 434 Легенда относит основание Эсфигмена ко временам византийского императора Феодосия II и его сестры св. Пульхерии (V в.), однако временем основания монастыря считается рубеж X/Х1 вв. Название обители связывают с одним монахом-основателем, хотя существуют и другие этимологии (например, в проскинитарии Иоанна Комнина). Первые актовые упоминания обители относятся к 1016 г. (грамота Павла Ксиропотамита) и 1030 г. (завещание Димитрия Халки с подписью Эсфигменского игумена Феоктиста). Период процветания монастыря (при помощи императора Иоанна V Палеолога, сербского правителя Стефана IV Душана, деспота Георгия Бранковича и др.) чередовался со временем упадка (в эпоху османского владычества). В 1655 г. Эсфигмен получает разрешение на получение пожертвований в России на пять лет от царя Алексея Михайловича. Один из параклисов на территории обители построен в память о находившемся здесь в XI в. Антонии Печерском. Киновия занимает 18-е место в святогорской иерархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В то же время для Лактанция важно, что терпимая политика способствует не только успехам Церкви, но само расширение Церкви приводит к всеобщему благополучию. Так, в период правления веротерпимых императоров Церковь расширилась настолько, что «уже не было никакого, самого отдаленного уголка земли, куда бы не проникло почитание Бога, и не было никакого, живущего дикими обычаями народа, что не смягчился бы для дел праведных, устремленный к поклонению Богу» ( С 3:5). Терпимость в отношении христианской Церкви обеспечивает спокойное правление даже будущему гонителю Домициану: «...он довольно долго правил, не подвергаясь опасности, пока не устремил нечестивых рук своих против Господа» ( С 3:1). Рассказы Лактанция о первых гонителях весьма кратки, что позволяет читателю ясно понять авторскую оценку случившегося. Так, он сообщает, что Нерон начал преследовать Церковь , убил апостолов Петра и Павла, и тогда Бог «увидел мучения народа Своего» и низверг тирана ( С 2:6–7). Домициан, правивший несправедливо, начал гонение и после этого «претерпел наказание, будучи предан в руки врагов» ( С 3:1–2). Деций «начал бесноваться против Бога», вскоре после этого попал в окружение и был убит варварами ( С 4:1–3). Валериан «поднял руку нечестивую на Бога... но Бог поразил его новым и исключительным видом наказания»: попав в плен к персам, император до смерти влачил рабское существование ( С 5:1–6). Наконец, Аврелиан «жестокими злодеяниями своими прогневил Бога», но еще до открытия гонений был убит приближенными ( С 6:1–2). Рассказы о первых гонениях не только чересчур кратки, но почти лишены деталей. Связь между действием героя и реакцией на него со стороны Бога настолько непосредственная, а приводимые в качестве примеров ситуации настолько схожи между собой, что возникает ощущение, что перед нами скорее exempla, нежели собственно исторические события. Это впечатление усиливается благодаря тому, что Лактанций слабо разрабатывает данный период на хронологическом уровне. Гонения датируются прежде всего по правлениям императоров, их инициировавших, а также через неопределенные хронологические пометы типа: «несколько лет спустя» (Домициан, С 3:1), «спустя много лет» (Деций, С 4:1), «несколько позже» (Валериан, С 5:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/o-t...

Столбец из восьми сставов. Писцовая скоропись XVII в. Филигрань «Лилия» типа: Диаова, Костюхина 1980, 926 (1671). Письмо датировано на основании пометы о доставке (22 ноября) и датам, упомянутым в нём. (л. 198) 2100 Великому государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Великия и Малыя и Блыя Росии самодержцу благодать, милость, мир, душевное спасение и многолтное здравие от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа и Святого Духа. Аминь. Богомолець твой, смиренный Никон патриархъ , Господа Бога молю и должное поклонение творю. В прошлом, государь, во 182 (1674)-м году апрля въ 2101 де[нь] по твоему, великого государя, указу присылан ко мн, богомольцу твоему, стряпчей твой, государевъ, Козьма Лопухин з запасною росписью, по чему мн, богомольцу твоему, с которого монастыря годового запасу и о келейном строении, которым монастыремъ, что здлать. И Кириловым, государь, монастырем приказал на моих кельишках здлать Да им же, государь, половина старые кельи снести, а на том мсте поставить келья брацкая на погребах и вверху, государь, чюланы подлать со всяким обиходом. И т, государь, кльишка нын под кровлю совершены. И Спаса Каменного, и Прилуцкого, и Троецкого, и Новозерского монастырей, которая им келья обиходная по твоему, великого государя, указу велено строить, вскор совершится и совсм построена будетъ. А Кирилова, государь, монастыря строитель Исаия, и келарь, и старцы твоего, государева, указу слушали худо и присылали нарядчиковъ самых худых людишекъ и плотничишков, деревенскихъ мужычишков, которые, государь, и топора в руках держать не умеют, человкъ по сороку, а в ыное время и по дватцати. И т, государь, мужыки приходили в понедлникь к вечеру, а в субботу рано и поидуть, а по иным, государь, дням половина и розбежатся. А то, государь, сказывали намъ их же кириловские нарядчичишка. за тм, государь, то келейное дло и замотчалося многое И в нынешнем, государь, во 183 (1674)-м году сентября въ 2102 де[нь] посылал я, богомолец твой, к приставу, к стольнику князь Самойлу Шайсупову, чтоб ему велти в Кирилов монастырь к строителю Исаию з братьею отписать, и велти б имъ прислати каменщиков, кому печи в кльях скласть, и противъ прежних бы отписокъ и росписи к келейным, и к потребным дверем, и к окнам прислали крюки, и петли, и закладки, и к пе//(л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Расположение таких книг старались по возможности приурочить к определенной дате памяти святого, с которым связывался данный текст. Так, «Маргарит» помещен на день кончины свт. Иоанна Златоуста (под 14 сент.), Житие сщмч. Дионисия Ареопагита - под 3 окт., в день его памяти. В случае, когда не удавалось привязать те или иные большие четьи книги к точной дате, их помещали в конце томов под последним днем тома. Так, Синайский (в редакции, подготовленной по поручению свт. Макария Досифеем (Топорковым)) и Египетский патерики помещены в конце июньского тома ВМЧ под 30-м числом, Патерик Римский находится в статье под 11 марта, поскольку был тематически связан с днем памяти свт. Григория Великого (Двоеслова), папы Римского. Также в состав ВМЧ включались крупные исторические сочинения, такие как «Косма Индикоплов» (под 31 авг.), «Хожение игумена Даниила в Святую землю» (под 30 июня). Необходимо отметить наличие в Софийском комплекте созданной по поручению свт. Макария особой редакции Жития прп. Пафнутия Боровского (1 мая, составлена Вассианом I (Рыло) , архиеп. Ростовским) еще до общерус. канонизации этого святого. Вероятно, значительная часть дополнений «первоосновы» выполнялась в условиях «распределенного скриптория», когда писец, получив задание и запас бумаги, работал самостоятельно. Отмечено большое количество случаев, когда писцу принадлежит в рамках Софийского комплекта только 1-2 статьи, и крайне малое число статей, к-рые переписывали неск. сменявшихся писцов. Первые статьи за каждый месяц были предварены полихромными заставками, представляющими собой образцы характерного стиля художников, работавших при дворе архиеп. Макария. Подобные заставки были сделаны и для 2 др. комплектов ВМЧ ( Серебрякова Е. И. Орнамент в Великих Минеях Четьих митр. Макария//Abhandlungen zu den grossen Lesemenäem des Metropoliten Makarij. 2006. Bd. 2. S. 381-449). Судя по сохранившимся томам, в их создании участвовали ок. 50 писцов, однако есть сведения об именах только 3 из них. Постриженик Пафнутиева Боровского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря Аркадий в 1538 г. переписал для июльского тома комплекс антиеретических статей, в т. ч. «Просветитель» прп. Иосифа Волоцкого. Именно этому писцу принадлежит переписанный в том же году лицевой список «Космы Индикоплова», к-рый был включен в августовский том ВМЧ. Еще 2 имени известны благодаря техническим пометам, обозначавшим принадлежность писцу данного объема выполненной работы в апрельском томе: «Варла(а)мского дияка Данилка» (РНБ. Соф. 1320. Л. 153 об.), «Марка богоявленского часть» (Там же. Л. 244). Среди редакторских и технических помет Софийского комплекта выделяются пометы и глоссы, которые, вероятно, принадлежат самому свт. Макарию ( Попов Н. П. Автографы митр. Макария, собирателя Великих Миней//ЛЗАК. 1913. Вып. 25. Отд. 2. С. 4-5).

http://pravenc.ru/text/2563256.html

«Да будет и се ведомо. Егда после настоящих помет, которых имели будут странныя, после тех другия, по них третьи, или многия, и те переменяются друг от друга имети же образом, яко же от настоящих помет первыя странныя, такожде в высокия, ο них же ныне вкратце речем. «Странныя высокия пометы поются, егда придут от настоящих помет– от владей покой, и тот покой по настоящему да сохранит свой чин, а по предыдущему вменится в мыслете. Так все странныя пометы свои перемены вмеют. По сему образу различие все: едино высоких странных помет чсрнилом ознаменовать первую половину, низких же вторую киноварью. Разум же всех сих слушать у таких строк предыдущих попевок, и по той догадывайся, с которых мест настанут странныя пометы. «Да будет ведомо и ο сем, где которыя пометы ставятся. Егда переводка после статии, или иного знамени, скорая или тихая ниже настоящаго знамени, и у той переводиси пометы ставятся вниз. Аще ли ровно, то ставят в средине: рцы; аще выше будет, то ставятся на верх. Α где стрела мрачная, или полукрыжевая, или простая с сорочьем крюк, или с чашкою полной, или скамеица, или паук с сорочьею ногой закинутся чрез степень, или две, или три, и у тех знамен ставят по две пометы: в начале и конце. Если переводка, или голубчик тихой буде ступится чрез степень и у тех также ставить по две пометы. Где же ступают по обычаю, там тех степенных помет не ставят. Тако же и над сложитиями степенными пометами не помечать, а помечать их тихо». III. Русские церковные напевы В нашем церковном пении существуют разные роды пения: напевы Греческие, Болгарские и Русские. А. Напевы греческие Из Греческих напевов в наших нотных книгах находятся: столповое, демественное и троестрочное. Полагают, что первые два из них относились к разряду мелодическому, а последний принадлежал к симфоническому; но это мнение не всегда верно, потому что встречаются безпрерывные уклонения от нормы. Из столпового пения образовался напева особенный вид: путевой. Столповое древнее пение было единственное, речитативное, без тактов, основанное на одних ударениях, и редко далее трех нот простиравшееся. Оно разделялось на8гласов. В первых четырех гласах пение было прямое, а в последних косвенное. В древности столповое пение не выходило из пределов естественного. Греческий диатонический строй постоянно соблюдался в нем. Последующие певцы с своими нововведениями успели изменить древний строй столпового пения. Изменение началось с века, Новогородскими певцами. Измененное столповое пение начали называть: знаменным пением, а пение без изменения отличали общим названием: Греческим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

8) Принято предложение о. Ногатырева обратиться от имени Собора с особым посланием к православному русскому населению Грузии, тяжко страдающему от гонений. 9) Заслушаны и приняты Собором обращения к адмиралу Колчаку, к Всевеликому войску Донскому и Терскому и Кубанскому войскам. 10) Заслушан доклад отдела о приходе и принято постановление отдела об оживлении приходской жизни. 11) Заслушаны доклады отдела о церковной дисциплине и 1) принято предложение отделом мер к устранению нарушений церковных правил, производимых, главным образом, священниками греками – беженцами из Турции; 2) передано во Временное высшее церковное управление сыновнее обращение к Собору от граждан православных жителей Екатеринодара с уставом Братс Животворящего Креста. 12) Заслушан и утвержден окончательный список избранных во Временное высшее церковное управление. ГАРФ. Ф. Р-3696. Оп. 1. Д. 1. Л. 100–102. Машинописный подлинник. Рукописные пометы П. В. Верховского. На бумаге документа в левом верхнем углу штемпель производителя: «Фабрики наследников Сумкина» в центре рамки, знак и цифра неразборчиво. Пометы выполнены карандашом. На л. 101 пометы: на левом поле напротив первой и каждой подчеркнутой строки выставлена нумерация от 1) до 8), номера перечеркнуты, на правом поле – пометы в виде галочки. Напротив второго абзаца помета: «прот.» рукой П. В. Верховского. На л. 101 об. пометы: на левом поле каждая подчеркнутая строка пронумерована от 9) до 12), номера перечеркнуты, рядом с номером 10) помета в виде галочки. В нижней части л. 102 рукописная помета: «Об амнистии (написать протокол Собора)». На левом поле напротив вставлено и перечеркнуто 20). Пометы: на левом поле пункты 7), 3, 4, 8), 9), 10), 11) пронумерованы от 13) до 19), номера перечеркнуты. На правом поле там же помета в виде галочки. На л. 103 вариант фрагмента текста того же документа, начиная со слов «области – постановили снять вопрос с очереди» на л. 102 и до конца документа, включая пункт 12), но без рукописных помет. Текст п. 10 указан под номером п. 11, и наоборот. Без смысловых разночтений. Протоколы особого совещания епископов

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Иван Сергеевич Шмелев), О. А. (Ольга Александровна), С. (Сережа), А. (Арнольд), И. А. И., И. А. (Иван Александрович Ильин). Инициалы не расшифрованы и в том случае, если обозначение того или иного лица только инициалами входило в авторский замысел (поклонники О. А. Бредиус-Субботиной в “Повести жизни” и т.п.) Расшифровка других инициалов приводится в квадратных скобках. Стремясь уместить как можно больше информации в письме (во время оккупации объем писем был лимитирован цензурой), корреспонденты писали на полях, между строк, и, нередко, поверх основного текста письма. В связи с этим иногда невозможно точно установить последовательность текста. В этом случае составителями сделаны пометы [На полях:] или [Приписка:]. Для свободного чтения “Романа в письмах” в тексте расшифрованы сокращения, которыми наиболее часто пользовались И. С. Шмелев и О. А. Бредиус-Субботина (например: “Знаю, кк одиноко, кк пусто в тв. жизни” — “Знаю, как одиноко, как пусто в твоей жизни”; Map. Кв-ва — Марина Квартирова). В тех случаях, когда сокращенный либо неразборчивый текст может быть истолкован различным образом, расшифровка приведена в квадратных скобках. Унифицировано написание порядковых числительных и обозначение дат. В книге приведено наиболее часто встречающееся в оригинале написание (9го июня; 9.VI; 9.VI.39). Даты помещены в том месте, где их поставили авторы писем. Составительские даты указаны в квадратных скобках. В том случае, если приведение писем к современной орфографии и пунктуации не нарушало индивидуального стиля автора, в тексте изменено употребление запятых, прописных букв (главным образом — в письмах О. А. Бредиус-Субботиной), правописание окончаний и т.п. Были исправлены описки, устранены характерные ошибки в написании знаков препинания (2 точки вместо многоточия и т.п.). Комментарий к письмам расположен в конце текста, для избежания путаницы использована сквозная нумерация сносок (1, 2, 3). Справочная информация (адрес, исполнение документа, архивный шифр) перенесена в конец издания и расположена непосредственно перед примечаниями к данному письму.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

В.В. Виноградов Осязательный ОСЯЗАТЕЛЬНЫЙ К числу слов, которые вошли в общелитературный словесный фонд из научного языка, относится слово осязательный. Это – книжное образование от глагола осязать, который унаследован древнерусским литературным языком от языка старославянского. Слово осязательный, по-видимому, было произведено от осязать в высоком славянизированном стиле XVI–XVII вв. Во всяком случае, это слово не отмечено в «Материалах» И. И. Срезневского . Как известно, «причастно детельные» прилагательные с суффиксом -тельн- были излюбленными новообразованиями «еллино-славянских» стилей XVI–XVII вв. В «Словаре Академии Российской» слово осязательный лишено стилистической пометы в отличие от слова осязаемый «познаваемый, понимаемый чувством осязания», которое квалифицировано как «славенское», т. е. как слово высокого стиля (сл. АР 1806–1822, 4, с. 460). Очевидно, слово осязательный отнесено к кругу общелитературных терминов, близких к научному языку. На это предположение наталкивают и примеры, иллюстрирующие значение этого слова: «Осязательный, ная, ное, прил. Служащий к познанию посредством осязания. Руки суть орудия осязательные. Рожки у червей, усики у насекомых суть орудия осязательные» (сл. АР 1806–1822, 4, с. 460). В словаре 1847 г. определение слова осязательный по существу осталось тем же. Оно лишь сокращено по форме: «служащий для осязания». И пример сохранен старый: «Рожки у червей, усики у насекомых суть орудия осязательные» (сл. 1847, 3, с. 93). Характерно, что тут же указано новое слово научного языка – осязаемость (1. Способность быть осязаемым. 2. Мин. Один из признаков минералов. Минералы имеют осязаемость: жирную, тощую, нежную и проч.). В русском литературном языке второй половины XIX b., когда многие термины научного языка входят в широкий литературный оборот, расширяется круг употребления и значения слова осязательный. В нем развиваются два новых смысловых оттенка, связанных с пассивным значением суффикса -тельный. В активном смысле осязательный – «служащий для осязания» (напр., осязательные органы насекомых, осязательные нервы). В пассивном смысле: «такой, что можно осязать непосредственно, воспринимать внешними чувствами». А это, с одной стороны, означает: «конкретный, наглядный» (ср. у Даля в словаре: «Осязательн ое доказательство, – которое можно ощутить»; 1881, 2, с. 733). Ср. также у Д. В. Григоровича в «Воспоминаниях»: «Предметы, сколько-нибудь положительные, наглядные, осязательные, как, например, фортификация, артиллерия, география, давались мне очень легко» (Григорович, с. 51). С другой стороны, отсюда же развивается оттенок «весьма ощутительный, заметный, крупный». Например, осязательн ые результаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010