50 писцов. М., вероятно, принимал активное участие в редактировании томов, оставляя киноварные пометы на рукописных листах ( Шибаев М. А. Как был «сделан» Софийский комплект Великих Миней четьих//ДРВМ. 2015. 3(61). С. 146). В 1541 г. Новгородский архиепископ вложил комплект из 12 месячных Четьих-Миней (сохр. тома за сент., окт., нояб., февр., март, май, июнь и август) в кафедральный Софийский собор. Впосл. под рук. М. были созданы еще 2 редакции ВМЧ. В 1552 г. митрополит вложил ВМЧ Успенской редакции в московский Успенский собор. Это единственный сохранившийся полный комплект всех 12 томов. Царская редакция была закончена в 1554 г. и подарена царю (сохр. 10 томов). По данным палеографических и кодикологических исследований, над 22 сохранившимися томами Успенского и Царского списков работали ок. 100 писцов ( Костюхина Л. М. Писцовая школа митр. Макария//Исторический музей - энциклопедия отеч. истории и культуры. М., 1995. С. 126; Она же. Палеография рус. рукописных книг XV-XVII вв.: рус. полуустав. М., 1999. С. 22-34). Во вкладной записи Успенских ВМЧ М. так характеризует их содержание: «И в тех четьих Минеях все книги четьи собраны: святое Евангелие, четыре Евангелисты толковые и святой Апостол и все святыя апостольския послания и Деяния с толкованием и три великия Псалтири розных толковников и Златоустовы книги - Златоструй и Маргарит и Великий Златоуст и Великий Василий и Григорий Богослов с Толкованием и великая книга Никонская с прочими посланми его, и прочия все святыя книги собраны и написаны в них - пророческия и апостольския и отеческия и праздничныя слова и похвальныя слова и всех святых отец жития и мучения святых мученик и святых мучениц; жития и подвизи преподобных и богоносных отец и святых преподобных же страдания и подвизи. И все святыя Патерики написаны: Азбучныя Иерусалимския и Египетския и Синайския и Скитския и Печерския и все святыя книги собраны и написаны, которые в Русской земле обретаются и с новыми святыми чюдотворцы» ( Протасьева Т. Н. Описание рукописей Синодального собр.

http://pravenc.ru/text/2561278.html

В рукописи сохранились владельческие и читательские пометы начала XIX в.: «Клима Климова Арлова господина купца ржевского» (л. I); «Сию книгу читал и подписал Савва Никитин сын Чураков» (л. II); «1801-го году сию книгу читал и подписал Савва Никитин сын Чураков» (л. 115 об.); «Читал Трифон Долгополов» и тем же почерком «1801» (л. 112 об.). На очень загрязненном обороте нижней обложки – затертая запись, сделанная чернилами, где упоминается 1810 г. На корешке переплета бумажная наклейка белого цвета с вписанным от руки чернилами номером «437». На внутренней стороне верхней обложки карандашом поставлен шифр рукописи – «Муз 437». Ниже чернилами сделана помета, касающаяся датировки путешествия Иоанна Лукьянова: «7210–5508=1702». Кроме списка «Хождения», рукопись содержит постраничный указатель под заголовком «Описание, что в сей истории есть чуднаго» (л. 112–112 об.), на л. 114 – выписки из «Кирилловой книги» (M, 1644) 151 . ГИМ. Музейское собр. M 2570. Рукопись третьей четверти XVIII в. (водяные знаки: «Pro Patria» без льва с литерами «АГ», «AG» вензель – типа Клепиков, I, No 20 – 1762–1763 гг., Клепиков, II, No 19 – 1761 г., No 20 1766 г.); 4° (21,5 х 16,5); 241 л. (I 238 II), лист в начале рукописи и два в конце не пронумерованы, два последних листа в рукописи и л. 142–143 об. – чистые (на л. 141 об. текст заканчивается словами: Да и много-де от них смуты было у паши со арапами. Когда с нашею; на л. 144 текст начинается словами: тогда все говорят на арап вину...); четкий полуустав. Нумерация арабскими цифрами дана в верхнем правом углу синими (ранняя, десятичная) и фиолетовыми (поздняя, полистовая) чернилами. Фиолетовыми чернилами исправлены ошибки в более ранней нумерации: л. 220, 230, 237 на 221, 231, 238. Киноварные инициалы и заголовки имеются на л. 1, 49 об., 71 об., 86 об., 96, 105, 164, 184 об., 201. Переплет – доски, обтянутые кожей с тиснением; кожаный корешок переплета поврежден и надорван в нижней части; сохранилась одна металлическая застежка на кожаном ремешке, вторая утрачена; переплетные листы повреждены жучком, верхний надорван.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Конечно, собраны были наилучшие и наиболее известные и сведущие мастера, практики и теоретики знаменного пения и его нотации. Ведь дело шло не только об исправлении невмированных текстов на речь, но и о напечатании певческих книг со столповой нотацией и с исправленными на-речь текстами, а также с распетыми по прежним образцам новыми редакциями текстов, принятыми высшей церковной властью. По-видимому, старец Александр Мезенец играл в этой комиссии заметную роль, а потому нужно сказать о нем несколько слов до того, как иы опять перейдем к нашему повествованию. «Мезенец» было его клиросным прозвищем, фамилия же его была Стремоухов. Родом он был из Новгорода-Северского, почему и именует себя «иноземцем», каковым он и являлся в действительности по отношению к Московскому государству. В точности не известно, когда он прибыл в Москву и поступил в монастырь св. Саввы в Звенигороде. По-видимому, он был, как сказано, одним из деятельнейших и авторитетнейших членов комиссии, так как он суммировал результаты трудов комиссии по реформе столповой нотации и приспособленности ее к печатанию типографским способом, на что указывает акростих в конце его «Азбуки» 101 : «Троудился Александр Мезенец и прочии», писанный виршами, столь модными во второй половине XVII в. Воспроизведенная Металловым 102 каллиграфическая подпись Мезенца латинскими буквами свидетельствует о том, что он, как выходец из северной страны, был образованным человеком; прозвище же «Мезенец» соответствует слову «мизинец» («мезинец») и употреблялось иногда в приложении к самому младшему сыну в семье, или, возможно, к человеку маленького роста. Типографская техника Московского двора того времени делала чрезвычайно затруднительным, почти невозможным печатание черных знамен и при них красным цветом мелких киноварных помет. Нужно было найти возможность, с одной стороны, избежать печатания киноварных помет, с другой же стороны, сохранить при певческих знаках точные казания относительной высоты звуков, указываемых знаменами, как это делали киноварные пометы. Поэтому комиссии пришлось сверх исправления текста песнопений на-речь выработать еще систему уточнения относительной высоты звуков, указываемых знаменами, что позволило бы печатать певческие богослужебные книги со столповой нотацией одной черной краской.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

л.570. «Письмо Харино». л.698. Запись скорописью XVI века: «Апостол толковый писан в великом Но- вегороде на царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии и его богодаро- ванного чяда царевича князя Ивана Ивановича лета 7062, совершена месяца маия в 8 день, а писан с книги честныя обители Отенского монастыря, идеже лежит чю- дотворец Иона архиепископ Новгородский, а тетратей в нем 60 без дву». л.699. «Апостол толковый Харино письмо, а во иноцех Христовор, а письмо правлено». л.1019. «Письмо Постниково правлено». л.1468, 1469. Листы испорчены сыростью. л.1, 571, 573, 699. Заставки нововизантийского стиля на золотом фоне, л.577, 699. Узорные инициалы в красках. В тексте инициалы и вязь киноварные. Доски переплета XVI в. (обтянуты новым материалом). Арх. Савва. Указатель ... стр.210. (Син,176) Минея-четья, месяц Ноябрь, 1°, русский полуустав в два столбца, 1645 в. Начало и конец рукописи утрачены. Водяные знаки: 1. Сфера, Бр. 13994, 1550 г. 2. Перчатка под короной, Бр. 10911, 10967, 1540 г. л.1. Подклеен бумагой. Счет листов начинается с 7-го, так как первые 6 листов утрачены, л.869 наполовину оборван. Из русских н славянских житий помещены: л.96. «Воспоминание о блаженном Ионе архиепископе великого Новагорода я Пьскова иже бысть по втореем Еуфимии в лето 6966-е до лета 6979-го» (А.В.Горский в К.И.Невоструев этот текст дают полностью). л.114 об. Житие Варлаама Хутынского (сочинение Пахомия Серба), 6 ноября. л.138. «Климента ученика Мефодия Моравского похвала архистратигу Михаилу» (в тексте дана похвала и архиепископу Гавриилу). л.1367. «Убиение великого князя Михаила Ярославича Тверскаго от безбожнаго царя Азбяка», 22 ноября. л.1377. Слово похвальное князю Александру Невскому, 23 ноября. л.1573. «Слово о знамении святыя Богородицы в великом Новеграде в лето 6677-е», 27 ноября. Текст Минеи обрывается на житии апостола Андрея, словами: «... Андрей же кроткым гласом рече ему ...» (Анфипату), ЗО ноября. По краям листов пометы писцов: л.414 об. «Федор Студит писмо Онашки постника».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

л.639 об. Житие Людмилы, бабы святого Вячеслава Чешского, 16 сентября. л.663. Житие Феодора, Давида и Константина, князей Смоленских и Ярославских, 19 сентября. л.684. Житие и страдание князя Вячеслава Чешского, 28 сентября. л.1073. Житие Григория, игумена Пелшемского, ЗО сентября. л.1112. Житие Сергия Радонежского, составленное Епифанием и дополненное Пахомием Сербом, 25 сентября. Житие издано в Москве, в 1646 г. По нижнему краю некоторых листов – пометы с именами писцов (скорописью), л.406. «Дмитрия с Прусской» улицы. л.407. «Дмитра попа» (запись наполовину срезана). Такую же запись см, в Син.183. л.537. «Алексеевского пономаря». л.840. «Еуангелист Иоан Шумилино». л.3, 10, 404, 798, 836об., 837, 839. Изящные заставки нововизантийского стиля на золотом фоне, расцветка синяя. Инициалы в тексте и вязь в заглавиях киноварные. Переплет XVI в. – доски в тисненой коже. На верхней доске – средник желтой меди, на нем вырезано название: «Сентябрь». Медные наугольники, застежки не сохранились. На нижней доске – средник и 4 наугольника желтой меди. Арх, Савва, Указатель ... стр.210. (Син.175) Месяц Октябрь, 1°, русский полуустав разных рук в два столбца, 1507 д, Водяные знаки: 1. Перчатка под короной, Бр. 10911, 10967, 1540 г. 2. Сфера, Бр. 13994, 1550 г. 3. Буква Р, Бр. 8711, 1538 г. На четвертом переплетном (чистом) листе запись полууставом XVI в.: «Минея-четья Октябрь, а тетратей в ней сто и четыренадесять, а книг в ней: в третьем числе книга Дионисий Ареопагит , в осмонадесятом числе книга еуангелист Лука толковый». л.5 об. Помета Афанасия Скиады: « Videtur scriptus seculo 17». л.1–6 об. Указ главам. Из русских и славянских житий помещены: л.18. Житие Саввы Вишерского, 1 октября. л.481. Житие Константина-философа, «перваго наставника словенскому языку» и слово похвальное, 14 октября, 11 мая. л.1429 об. Григория, архиепископа Российского, похвальное слово великому- ченику Димитрию, л.1486 об. Преставление Авраамия Ростовского, 29 октября. Приписки с именами писцов – по нижнему краю некоторых листов (скорописью);

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

л.695 об. «Две грамоты великих князей Ивана Васильевича всея Русии и сына его Василия Ивановича и отца их Симона митрополита» (о вдовых священниках и диаконах). л.697 об. В тот же день: «Написание вдового попа Георгиа Скрипицы из Ростова града». л.7О1 об. «Указ о земли Ивана Дамаскина». л.702. «Того же Ивана о яйце». л.702 об. «Речи жидовскаго языка преложены на рускую речь». л.7О6. Образцы посланий и писем к разным лицам. Дальше – уставы церковных обрядов, образцы посланий и грамот митрополичьих. л.711. Чины служб архиерейских. л.731. «В лето 7047 ... избрание и наречение Иоасафа митрополита всея Руси». л.734 об. «Избрание Иоасафа митрополита всея Русии ... в лето 7047». л.738. Образцы посланий епископов, митрополитов. л.747. Образцы грамот; прошальных, жалованных, докончальных. л.770. «В лето 91 сия грамота пришла из Грузинския земли от Иверского царя Александра». л.792. «В лето 7041 князь великий Василий Иванович всея Русии начат мыслити ехати в свою отчину на Волок на Ламьской на осень тешитися ...». См. в Царственной книге (л.1–12 об.) о болезни и смерти великого князя Василия III 26 . По листам пометы писцов: л.2. «Август. Писмо Василия Проскурницыиа, правлено». л.192. «Писмо Постниково с Нутные улицы, правлено». л.305. «Август. Писмо Духовского дьяка Нечайка, исправлено». л.338. «Август, достал книги». л.497 об. «Дмитриево писмо правлено». л.498. «Меншиково». л.618. «Август... книги писмо Филата Кузмодемьянского, правлено». л.650. Запись скорописью XVI в.: «По тому и в снимки, ино посмотреть в митрополичьих мениях есть ли конец тому слову». л.818. «Ильинского диакона Левонтея 11 листов, а у Фомы его писма 70 листов». л.820 об. «Варламского попа Трофима Зеленого, да Феодора диака Власского что было дано Ондрюше Новгородцу, а правил Трофим». л.2, 10. Заставки нововизантийского стиля (синего тона) на золотом фоне. В тексте вязь и инициалы киноварные. Переплет XVII в. – доски в коже. На верхней крышке наклейка: «Минея-четья из мастерской палаты». Арх. Савва. Указатель ... стр.210.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

На корешке переплета – книжная наклейка из бумаги белого цвета со вписанным от руки чернилами номером рукописи «2570». На обороте верхней крышки сохранились записи: карандашом – «Муз 2570» и чернилами – «15 р.». На непронумерованном л. I в верхнем правом углу записано: «40815/1902 г.», на обороте листа: чернилами – «х 41» и карандашом – «149/1 р.». К оборотной стороне верхней крышки переплета прикреплен листок с кратким описанием рукописи: «Инв. 40815. Муз 2570. Хождение старца Леонтия в Иерусалим. XVIII в. Полууст. русск. 4°. лл. 237». Текст «Хождения» имеет необычное для списков этой редакции окончание: «И поидохом ис Киева и достигохом царствующаго града Москвы молитвами московских чудотворцев. Славу, и честь, и поклоняние за вся славимому Богу приносим во веки. Аминь». 8. ГИМ. Собр. П.И. Щукина No 245. Рукопись третьей четверти XVIII в. (водяные знаки Ярославской мануфактуры Саввы Яковлева – типа Клепиков, I, No 771 – 1765 г., No 766 – 1764 и 1774 гг.); 4° (21, 5 х 16, 5); 169 л. (166 III непронумерованных листа в конце рукописи с владельческими и читательскими пометами); скоропись. Нумерация листов арабскими цифрами дается чернилами в верхнем правом углу. При нумерации допущены пропуски между л. 3 и 4, 26 и 27. Поля в рукописи очерчены с двух сторон чернилами, тонкие вертикальные линии идут от верхнего до нижнего края листа. Киноварных заглавий и инициалов нет. Заголовки выделяются в отдельные строки, писаны теми же чернилами, что и весь текст (см. л. 1, 32 об., 47 об., 57, 63, 69, 112, 126 об., 136 об.). Переплет – деревянные доски, обтянутые кожей. Листы рукописи имеют красный обрез. В конце рукописи на непронумерованных листах имеются владельческие и читательские пометы. На обороте первого листа – запись, сделанная чернилами, но зачеркнутая и частично смазанная, поэтому при ее чтении возникают трудности: «Читал сию книгу и не нашел в ней ничего хорошаго, нет ни складу, ни ладу, ни (правописания, ни произношения ?)... ни хороших выражений... ни приятнаго слогу. Что ето за книга? Кто будет ее читать, тот... будет от скуки умирать. А. (П...?)». Ниже на этом же листе другим почерком сделана запись (чернила выцвели): «Сия книга (Николая Матвеича?) Мельникова»; такая же владельческая запись находится на обороте третьего непронумерованного листа. На корешке переплета имеются две наклейки из белой бумаги: «Щу 245», «245. Хождение старца Леонтия конца XVIII века». На внутренней стороне верхней обложки сохранился книжный знак из белой бумаги: «из собрания П.И. Щукина» со вписанным от руки шифром рукописи: «No 245» 152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Некоторые ученые уже достойно оценили значение лицевого Сийского Евангелия, но полная слава его еще впереди. Известный профессор церковной археологии Н.В. Покровский говорил, что это «редчайший образец Евангелия апракос, приготовленного в Москве во второй половине XVII века. Как предисловие, так и текст, и приложенный в конце месяцеслов, украшены миниатюрами, расположенными иногда среди текста, по большей же части на обширных полях рукописи. Число их простирается свыше 2130, цифра небывалая в истории византийско-русских лицевых кодексов. Из западных кодексов его превосходит только Библия Филиппа Смелого, но ее миниатюры относятся к Ветхому и Новому Завету. В миниатюрах этого кодекса нашли свое сочетание воспитанная в русских художниках западною школою идея красоты и уважение к иератическому характеру православной иконописи». По преданию это Евангелие расписывала царевна София Алексеевна («Арх. Губ. Вед». 1849 года 19). Псалтирь толковая также заслуживает внимания. Здесь письмо отчасти полууставное и с киноварными началами, но далеко уступающее Евангельскому, и даже несравнимое с ним. Еще того беднее письмо хронографов, где оно переходит иногда в скоропись. В некоторых из последних находятся пометы о дарствовании их Сийскому монастырю о. Паисием, но большинство без помет. Хронографы начинаются днями творения и содержат между прочим скифскую историю, а также историю патриарха Никона . Во многих местах видны пустые правильные квадраты, оставленные для картин, которых однако нарисовано весьма мало, должно быть по недостатку времени. Достоин еще упоминания Летописец о. Паисия, начинающийся историею Москвы, а также Синодик с разными рисунками. До настоящего времени в Сийском монастыре не только уцелели все эти дорогие дары, ожидающие своих специальных исследователей, но даже сохранились и те сундуки, в которых были привезены они. Уцелел также и футляр от митры, подаренной о. Паисием, а равно и самая митра, опушенная белым горностаевым пухом. Но верх ее ожидает полного обновления, которое, вероятно, и совершится ко дню 200-летия памяти о Паисия, когда о. архимандрит Сийского монастыря может возложить ее на себя для молитвы о даровании усердному радетелю Сийского монастыря усопшему монаху Паисию венца небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

По листам пометы писцов: л.7–93. «Максим». л.94. «Бориско Михайлов Колтыря», л.117–118 об. «Борис». л.168. «Якуша Онуфриев сын Мжачего». л.217. «Сие писмо Гаврилка дьяка Косинского». л.249. «Гаврилка». л.286. «Максима». л.468. «Писал Михайлко Брусилов». л.546. «Писмо Юшка Косинского Диачишка». л.666, 695. «Петрушка». л.741, 781, 788 об., 830. Записи срезаны. л.796 об. «Писмо Иванского дьяка Ивана Григорьева сына Неронова, 2 татрать». л.1, 7, 830, 856. Заставки нововизантийского стиля на золотом фоне, расцветка синяя. В тексте инициалы и вязь киноварные, На л.663 заставка не закончена. Переплет XVI в. – доски в тисненой коже, на верхней и нижней крышках –средники и медные наугольники. Верхний средник имеет вырезанную надпись «июль». Над средником – наклейка с записью XVII в.: «Из мастерской палаты». Арх. Савва. Указатель ... стр.210. (Син.183) Минея-четья, месяц Август, 1°, русский полуустав в два столбца, 820 л. Водяные знаки: 1. Сфера, Бр. 39994, 1550 г. 2. Рука под короной, Бр. 10911, 10967, 1540 г. л.1 об. Помета Афанасия Скиады: «Videtur scriptus in penmim seculo 17» л.2–8 об. Указ главам. Среди других статей: л.14. «Празднуем всемилостивому Христу и пречистой его Матери – 1 августа» (праздник установлен князем Андреем Боголюбским в память крещения Руси). л.14 об. «О чюдесех пречистыя Богородица Володимерской иконы», 1 августа. л.344–356 об. Житие и терпение преподобного Авраамия Смоленского, 21 августа. л.369 об. Перенесение мощей митрополита Петра, 24 августа. л.378. Слово похвальное митрополиту Петру. л.399 об. Повесть о Владимирской иконе Богоматери, 26 августа. л.446. Житие Александра Свирского , «нового чудотворца», ЗО августа. л.527. «Сказание вкратце како коего ради дела отлучишася от нас латыни и низвержени быша от первенства своего и от книг поименных идеже пишутся право- славии патриарси». л.590. «Вопрошание князя Изяслава сына Ярославля внука Володимеря, игумена Феодосия Печерскаго монастыря о латыньской вере». л.695. «Сказание о церкви пречистыя чеснаго ея Рожества яже есть в монастыри женстем на Михайлицы» (в Новгороде), 31 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

Синодик в полулист. Имеет всего 450 листов, пронумерованных в позднейшее время. Весь синодик писан уставным письмом, и большею частью одною, или двумя-тремя руками, так как позднейших вставок и прибавок почти не имеется. Из сего можно заключить, что синодик сей переписан с более древнего. Повсюдное, довольно правильное употребление киноварных начал тоже говорит за единовременность написания синодика. Вместе с тем нельзя не заметить, что в начале древние листы (вероятно, давно истрепавшиеся) заменены почти стольже искусно написанными новыми. Причем нарушен обычный в древности порядок размещения сословий поминаемых, а именно: первый лист закончился поминовением митрополитов Киевских: Илариона, Михаила, Леонтия, Иоанна, Феопемпта, а последующий лист начинается помянником царей и князей, начиная с ц. Иоанна Васильевича и оканчивая князьями (Владимиром, нареченным в святом крещении Василием) и княгинями, после коих уже поминаются Киевские митрополиты: Платон, Михаил, Ферапонт (?) и пр. Здесь же рядом находятся имена патриархов Московских. Видимая потеря нескольких древних листов кроме разного характера письма доказывается, между прочим, употреблением киноварной пометы листов буквой а, которой на вставных листах не имеется. Таким образом, сравнительная новость вставочных листов не может говорить против более раннего происхождения синодика. Синодик начинается большою строкою, писанною вязью; киноварною краскою, продолжающеюся и еще 3 строки. Она читается так: «Помяни, Господи, души усопших раб своих, иже во блаженней памяти представлшихся, приснопоминаемых святейших вселенских Патриархов, православных Царей и Цариц, Преосвященных Митрополитов, благоверных великих князей и княгинь, боголюбивых архиепископов и епископов, архимандритов, игуменов и благоверных князей и княгинь и всего священническаго и иноческаго чина, праотец, отец и братий наших, иже зде лежащих и повсюду православных христиан. Помяни, Господи, послуживших святым Божиим церквам и преподобным инокиням и всемупричту церковному.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010