Разумеется, речь идет о злосчастных реформах патриарха Никона. Великий раскол Русской Церкви 17-го века не есть нечто, однажды пережитое и оставшееся в прошлом - это разлом, трещины от которого расходятся по церковному зданию до сих пор, и назревающая ныне смута (упаси, Господи) - не более, чем эхо того страшного потрясения. Странно, что так мало комментаторов обращают на это внимание. Видимо, длившиеся столетиями гонения церковно-государственной машины на старообрядцев сделали свое дело, и теперь большинством чад РПЦ они уже не воспринимаются как православные христиане (мол, брататься с католиками или нет - тут еще можно поспорить, а вот старообрядцы - явные раскольники). Вместе с тем, положение нынешних ревнителей чистоты православной веры очень напоминает положение «боголюбцев» и их последователей, ведь те не вносили в церковную жизнь никаких новшеств, строго держась веры отцов, а когда патриарх Никон стал насильно насаждать свои безрассудные реформы, они просто отказались их принять - собственно, поэтому их вообще нельзя обвинять в расколоучительстве. Точно так же нельзя обвинять их и в фарисействе, утверждая, что реформы касались лишь внешней, обрядовой, стороны - достаточно хотя бы сказать, что «справе» был подвергнут Символ веры, причем изменения не ограничились тем «единым азом», за который сторонники Аввакума были готовы умереть. Так, например, простая замена аориста «несть» (конца) на «не будет» ввела в церковное бытие линейное время, «дух века сего», открыв дорогу Модерну, с его прогрессизмом (а вместе секуляризмом, гуманизмом, рационализмом, индивидуализмом и прочей мерзостью, которые сегодня стали данностью церковной жизни). Царство Христово стало мыслиться не в вечности, а где-то в «прекрасном далеке», «светлом будущем», «дивном новом мире» - искушения, вытекающие из такой трактовки, думаю, понятны. Отнюдь не безобидны также отказ именовать Святой Дух Истинным и искажение богословской картины Рождества Христова в связи с новой формулой «воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася» вместо «воплотившагося от Духа Свята, и Марии Девы вочеловечшася». Но важно понимать главное - дело шло не об отдельных новшествах, а о сломе всего традиционного миросозерцания, сравнимом по степени разрушительности разве что с Октябрьской революцией (в которой, кстати, тоже отчетливо слышится эхо Русского раскола).

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

     Тимур (Сергий) Давлетшин   Ссылки: 1.   Ксения Ларина. Патриотизм. http://www.echo.msk.ru/blog/xlarina/1250768-echo/ ЖЖ иерея  Даниила Сысоева. pr_daniil О словах святителя Филарета.   http://pr-daniil.livejournal.com/52138.html 2-я Мировая война и честность.  http://pr-daniil.livejournal.com/48610.html  //ЖЖ священника Даниила Сысоева. Иерей Даниил Сысоев. Преподобный Сергий Радонежский «Гражданин неба» М.; Благотворительный фонд имени иерея Даниила Сысоева», 2011 стр. ЖЖ иерея  Даниила Сысоева. Преподобный Сергий и уранополитизм. http://pr-daniil.livejournal.com/54529.html .   Основы социальной концепции РПЦ. Cм. II. Церковь и нация. http://www.patriarchia.ru/db/text/141422 Иерей Даниил Сысоев. Ответ Дмитрию Анатольевичу (но не Медведеву):).  http://pr-daniil.livejournal.com/57596.html Священномученик Иоанн Восторгов. Священной памяти небесного покровителя земли русской.  [Ст. в день памяти препод. Сергия Радонежского, 5 июля 1906 г.] «Преподобный Сергий и уранополитизм». http://pr-daniil.livejournal.com/54529.html.   Иерей Даниил Сысоев. Преподобный Сергий Радонежский «Гражданин неба» М.; Благотворительный фонд имени иерея Даниила Сысоева», 2011 стр. ЖЖ иерея  Даниила Сысоева. Преподобный Сергий и уранополитизм. http://pr-daniil.livejournal.com/54529.html .     Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 18.02.2014 - 14:44 Нармальный ход... - либералов : Нармальный ход... - либералов и Эхо полил, но... - вообще не затронул так наз. " патриотов " , имеющих горы бабла и недвижимости почему то вне объекта патриотизма. И главное, потом в середине фраза: " торжествуют и радуются домашние воры-изменники " (Для справки: сам Эхо не слушаю и никакой не либераст). Кто воры? Кто изменники? О ком речь? Кого Вы имели ввиду под ворами-изменниками? Все " воры-изменники " на Эхе что ли засели? Ладно, допустим, тупой, не понимаю. Но ведь это из раза в раз здесь повторяется.Получается, что не тупой, а - тупой тупой?) 20.02.2014 - 03:01 " Так наз " Иванка, " никакой не :

http://radonezh.ru/analytics/prep-sergy-...

Опыт прочтения утреннего правила по православному молитвослову Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 35, 2003 5 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 35, 2003 Перед вами — не текстологическое исследование, не комментарий, не руководство к молитвенному деланию. Это и не объяснение текста, не парафраз канонических молитв (у меня не было риторических целей) и уж тем более не попытка сказать лучше, чем в Молитвослове. Это не обновленческая попытка русифицировать правило, потому что автор убежден, что “языко­вой барьер” между церковно-славянским и русским — это не то, что мешает молиться. То, что у меня получилось — не образец молитвы, а просто личный опыт, который, я надеюсь, может быть кому-то на пользу, — хотя бы как пример того, что такое возможно. Это — личный отклик одного верующего на то сокровище молитвенного опыта, которое Церковь всем нам вручила в нашем Молитвослове. Это — эхо, которое вырвалось из моей души в момент соприкосновения с молитвенным правилом. Эхо, конечно, не может претендовать на обобщение, на безошибочность утверждений. Это может быть оправдано как шаг к усвоению церковной традиции ежедневного молитвенного предстояния Богу и святым Его. Мое (увы!) неглубокое вхождение в традицию произвело на меня потрясающее впечатление выхода на просторы из темницы духа. Я хочу поделиться своим опытом осознавания утреннего правила с теми, кто в этом заинтересован. Вдохновением и санкцией на все здесь изложенное послужил высокий образец — “Исповедь” блаженного Августина. В этой книге сходятся усиленные попытки понять жизнь (чего стоят одни философско-богословские рассуждения о природе времени и постоянные обращения к Самому Богу, просьбы о понимании, о самом высоком знании — боговедении). “Исповедь” — это не научный трактат и не чинопоследование молитв, но живое, неустанное искание встречи с Богом на путях молитвы и на путях богомыслия. Имея перед собой такой высокий пример, я надеюсь на милость Бога, на то, что и в этом конкретном случае, вопреки моей непотребности, сбудется Божие обетование: ищите и обрящете.

http://pravmir.ru/opyit-prochteniya-utre...

Любая человеческая жизнь – уже ради этого стоило трудиться Интервью на радио " Эхо Москвы " Источник: Эхо Москвы      С.Сорокина Здравствуйте. Это программа " В круге Света " . Юрий Кобаладзе и Светлана Сорокина. И рядом с нами наш гость сегодняшний - Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата. Давно у нас не были. Здравствуйте. В.Легойда Здравствуйте. Добрый вечер. С.Сорокина Добрый вечер. Ну вот давно не виделись, а между тем есть что называется о чем поговорить. Потому что только что прошла и пасхальная неделя и просто с этого предлагаю начать. В этом году Пасха совпала с Первомаем. Что бывает нечасто и возникли некоторые впечатления. Во-первых, скажите, как прошла пасхальная неделя, много ли людей принимало участие в службах. В.Легойда Я, во-первых, поскольку вы предложили такую тему, я хотел бы всех верующих поздравить, поприветствовать пасхальным приветствием " Христос воскресе! " . Что касается количества людей, то всегда очень сложно точно сказать, сколько было людей. Мы считаем, что уже пасхальное богослужение начинаются в субботу и потом люди ходят, освящают куличи, в субботу утром приходят на литургию. И потом вечерняя служба. Переходящая в ночную. Сегодня слова Богу во многих храмах есть возможность совершать и утром. Литургию пасхальную. Канонически один священник не может в день служить на одном престоле одной литургии. Поэтому в тех храмах, где есть такая возможность, для маленьких детей, пожилых людей совершают ночную и утреннюю. Если считать всех вместе, увеличивается и количество и цифры, которые назывались по Москве, они этого всего не учитывают. Поэтому если уж заговорили о цифрах, что я не считаю самым главным, но раз мы затронули тему, то с учетом суббота и воскресенье, всего нахождения в храмах я думаю больше миллиона в Москве. Мы опираемся на данные, которые мы получили из департамента московского по межнациональным отношениям. С. Сорокина То есть такое все-таки довольно массовое явление людей в церковь.

http://pravoslavie.ru/93238.html

Неотразима Ваша красота,что проявляется в молитве. Благоухают небеса,всё нам открыто И лишь там вдали Помолитесь,помолитесь. Ветер носит эхо по земле Помолитесь, Глухое эхо в далеке,ПОМОЛИТЕСЬ! 2014/09/17, 08:30:00 Помолитесь за рабу Божью Елену,которой очень тяжело даётся учёба,плохо понимает математику.Учительница говорит,что она ветренная и триста лет ей не нужна учёба.А ведь это её будущее и с хорошими оценками она сможет попасть в гимназию.Помогите,пожалуйста.Спаси Вас Господь. Господи верую,помоги моему неверию. 2014/09/17, 08:25:40 Прошу святые отцы.Помогите.Спасите моего свёкра Александра от выпивания спиртных напитков,а моего мужа Александра наставьте на путь истинный.Перестал муж Александр ходить в храм ,получать благодать,исповедоваться и причащаться.Говорит, я в душе исповедуюсь перед Богом.Приведите,с Божьей помощью его в храм.Ведь как можно отказываться от Божьей любви,от благодати.Нет ничего прекрасней.Скучаю по Богу каждый день.Это такое счастье-не передать словами,а муж в храм не ходит.В супружеском ложе просит,всё делать ртом,это же грех большой,из-за этого могут дети болеть.Приведите свёкра и моего мужа в храм к Боженьке нашему любимому.Есть надежда только на Бога. Помогите моему неверию. У моего дяди Григория рак горла-помолитесь,пожалуйста.. Мне с сердцем не хорошо-помолитесь о моём здоровье,рабы Божьей Юлии. А я за Вас буду молится.Спаси Вас ,Господь. 2014/09/17, 06:46:20 Дорогие Отцы и Братья Святой горы Афон! Прошу молитв о р.Б. Руфине и Алексие, прошу помолиться в решении квартирного вопроса, чтобы покупка квартиры прошла удачно. Руфина 2014/09/16, 22:45:45 Отцы и Братия Святого Афона! Прошу Вас помолиться 20 сентября об упокоении раба Божиего Антония. В этот день он погиб в автокатастрофе. Произошло это год назад, в 2013 году. Спаси Вас Господи! Сергий 2014/09/16, 21:38:54 Пожалуйста, помолитесь перед иконой " Всецарица " о заблудшем Андрее, исцелении его души, смирении, терпении, умягчении его сердца, о вразумлении рабы Божией Елены, о младенцах Агафии и Александре. Спаси всех вас Господь! Слава Богу за все. Да будет воля не моя, а Господа Бога нашего.

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=278

На прошлой неделе в СМИ уже началась " идеологическая подготовка " к грядущему Хэллоуину. На сайте " НГ-Религии " в статье Павла Урушева " Праздник к нам приходит " с читателями проводят разъяснительно-подготовительную работу по поводу предстоящего " праздника " . Надо сказать, что автор забыл упомянуть о том, что сегодня праздник имеет совсем не то значение, которое ему придавали древние кельты, умалчивает он и о сатаниской окраске " дня всех святых " на западный лад. В общем, читатели совсем не испугаются и будут радостно " праздновать " Хэллоуин. Между тем, в американских школах в Вашингтоне детям запретили праздновать " День Всех Святых " , – сообщает " НТВ " . Правда, причины запрета праздника далеки от благочестивых: оказывается, переодевание в волшебников и ведьм может обидеть настоящих колдунов. Кроме того, что сегодня обществу со стороны секулярного общества навязываются инородные праздники, не прекращается агрессивная деятельность и католической церкви. " Римско-католическая церковь продолжает заниматься прозелитизмом среди православных россиян. Об этом заявил заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, выступая накануне в прямом эфире радиостанции " Эхо Москвы " . Как сообщает сайт " Newsru.com " , " он обратил внимание на двойственную позицию Ватикана, который, по его словам, заявляет, что не намерен обращать православных людей в католичество. " С другой стороны, появляются католические миссионеры из Центральной и Восточной Европы, которые полутайно начинают работать с детьми из приютов и говорить им о том, что Католическая церковь лучше Православной " , – сказал Всеволод Чаплин. Такая деятельность, по его мнению, " ведется нечестно " и это " вызывает боль наших верующих " . Однако " Эхо Москвы " , опираясь на данные блиц-опроса, утверждает, что " деятельность Католической церкви в России не опасна для страны " . Расшифровка беседы Сергея Бунтмана с о. Всеволодом Чаплиным м о. Игорем Ковалевским о взаимоотношениях Православной и Католической Церквей в России и на Украине опубликована на сайте " Эха Москвы " .

http://religare.ru/2_11313.html

35 . Частица св. Евфимия великого. 36 . Две косточки св. Иоанникия великого в серебреном окладе. 36 . Часть челюсти св. Феодора. 38 . Кость св. Вонифатия. 39 . Частицы мощей неизвестных Святых в серебреной книжице и в двадцати слишком влагалищах малых, кои достались но смерти разных Синайских монахов 22 . Вместе с сими нетленными останками сохраняются: а) Девять крестов серебреных с животворящим Древом, разной величины. Части сего древа малы. б) Крестик из древа св. Ап. Андрея первозванного, и в нем частица мощей Апостола Филиппа. в) Крест серебреный с мощами. г) Крест серебреный с камешком от Голгофы. д) Камешек от св. Голгофы. е) Маленький кусок камня из Вифании с того места, где Марфа сретила Господа. ж) Панагия св. Василия великого . з) Еще две Панагии серебреные, одна с животворящим Древом и мощами, а другая с образом Благовещения Пр. Богородицы. Пока прочие лобызали все эти святыни: я скрестив руки на груди стоял не много поодаль от них и тайно молился: «О, святые угодники Божии, звезды на тверди церкви православной, зрящие во свете Божием все наши нужды, скорьби, воздыхания и прошения, молите Бога о нас грешных. И вы страстотерпцы и мученицы, в день страшного суда, явите Господу все раны ваши и скажите ему: ради страстей твоих святых и мучений наших помилуй Господи грешного Порфирия.» Как только мы вышли из церкви; тотчас поднято было монастырское знамя с багряным крестом среди начальных букв имени св. Екатерины в белом поле, и началась пушечная пальба. Знамя равевалось на северном углу ограды у придела Иоанна Богослова; и тут же близко с северной стены стреляли из пушек. Эхо выстрелов долго, оглушительно и страшно гремело в горах. Каково же было здесь эхо тех громов, тех сотрясений гор, и тех подземных гулов, какими сопровождалось возвещение закона народу Израильскому! Не даром сей народ трепетал и просил Моисея, что бы он один беседовал с Богом. 19. Понедельник. Израильтяне, во время пребывания своего на Синайском полуострове, собирали небесную манну по субботам. А мне древесную манну принес садовник монастырский в понедельник вечером. Однако он до восхода солнца собрал ее крупинками в своем собственном саду в Уади Насб, что на юговосток от монастыря, с день ходьбы. Желая сберечь приношение его, я завернул в бумажки каждую крупинку отдельно 23 , завертывая же распрашивал его о садах Синайских. По словам сего Араба в долинах соседней горы Ель-Фрейи ростут абрикосы, миндали, гранаты и виноградники, кой принадлежат Бедуинам Фрейхитам. В Уади Ледже в монастырских садах нет винограду, но за то есть груши, маслины и тополи; в глубокой юдоли, Фоле (где подвизался Иоанн лествичник ) водятся гранаты; у монастырька св. Безсребреников густится масличная роща, а в Раифе огромный сад финиковый. И так растительность на Синайском полуострове значительна; и он не так пуст, как обыкновенно представляют его ученые и путешественники.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Скажу несколько слов о церковном пении. Недавно мне довелось посетить Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, где я совершил всенощное бдение и Божественную Литургию в главном храме обители. Валаамское монастырское богослужение потрясло меня своей молитвенностью, слаженностью, простотой и величием. Особенно впечатляющим было монашеское пение и используемый при богослужении Валаамский распев. Невольно вспомнились слова святителя Игнатия (Брянчанинова) , посетившего Валаам полтора столетия назад и также потрясенного Валаамским распевом: Тоны этого напева величественны, протяжны… изображают стоны души кающейся, воздыхающей в стране своего изгнания о блаженной, желанной стране радования вечного, наслаждения чистого, святого… Эти тоны то тянутся плачевно, тоскливо, как ветер пустынный, то постепенно исчезают, как эхо среди скал и ущелий, то гремят внезапно… Величественное Господи помилуй подобно ветру пустынному: так оно плачевно, умилительно, протяжно!.. Песнь Тебе поем оканчивается протяжным, переливающимся звуком, постепенно стихающим, теряющимся незаметно под сводами храма, как теряется эхо под сводами храма. Когда же братия запоют на вечерне Господи воззвах к Тебе, услыши мя , то звуки сперва как бы исходят из глубокой пропасти, потом с быстротою и громом исторгаются из нея, несутся к небу, несут туда мысль и желание, пламенные, как молния: тогда они гремят!.. Здесь все должно быть важно, грандиозно. Все веселое, легкое, игривое показалось бы странным, уродливым. Валаамский распев является одной из разновидностей древнерусского знаменного пения, которое, в свою очередь, впитало в себя основные характеристики византийской церковной музыки. Как известно, уже во времена Ярослава Мудрого византийское пение было принесено в Киевскую Русь: в Степенной книге (1563 г.) говорится, что именно в это время пришли на Русь из Царьграда (Константинополя) три греческих певца, которые принесли с собой «изрядное осмогласие, наипаче же и трисоставное сладкогласование и самое прекрасное демественное пение в похвалу и славу Богу». Термин «трисоставное» вызывал самые разные толкования музыковедов и богословов. Во всяком случае, речь идет не о трехголосном, а об унисонном пении. Можно предположить, что термин «трисоставное» указывает на наличие в византийском церковном пении трех измерений – музыкального, словесного и духовного, чем оно отличалось от обычного светского пения, имеющего лишь два измерения – словесное и музыкальное.

http://azbyka.ru/pravoslavnoe-bogosluzhe...

" Совершенно непонятно также, как теисты могут объяснить множественность религий (см. выше) и, главное, сохранить веру во всемогущего Бога, допускающего геноцид, безразлично взирающего на звериный оскал фашизма и большевизма, страдания многих миллионов людей. Богословы всё это " объясняют " , но это схоластические упражнения " (Продолжение следует) Впервые опубликовано: www.moral-law.ru Примечания: 1 - Гинзбург В.Л. Об атеизме, религии и светском гуманизме. - М.: Московские учебники - СиДипресс " , 2008. - С. 56. 2 - Московская прокуратура отказала в возбуждении уголовного дела в отношении Гинзбурга//st.php?idar=172991 3 - Там же. 4 - Гинзбург В.Л. Об атеизме, религии и светском гуманизме. - М.: Московские учебники - СиДипресс " , 2008. - С. 50-51. 5 - Спор академиков с РПЦ о боге рассудит Путин /Михаил Саленков//Радио Свобода ( " Темы дня " ). - 24.07.2007. - 15:10. 6 - Современный толковый словарь русского языка/Автор проекта и гл. ред. докт. филол. наук С.А. Кузнецов/Институт лингвистических исследований РАН. - СПб.: Норинт, 2001. - С. 843-844. 7 - В прямом эфире радиостанции " Эхо Москвы " - Виталий Гинзбург, лауреат Нобелевской премии по физике 2003 года/Эфир ведет Светлана Сорокина//Стенограммы пресс-конференций радио " Эхо Москвы " . - 15.01.2006. 8 - Там же. 9 - Цит. по: Награда нашла героя//Огонёк. - 13.10.2003. - 37. 10 - Гинзбург В.Л. Об атеизме, религии и светском гуманизме. - М.: Московские учебники - СиДипресс " , 2008. - С. 6. 11 - Там же, с. 36. 12 - Виталий Гинзбург, нобелевский лауреат: " Страна просто погружается в мракобесие "http://Новые известия. - 30.07.2004. 13 - Гинзбург В.Л. Замечания в связи с энцикликой папы Иоанна Павла II " Вера и разум " . 14 - Гинзбург В.Л. Об атеизме, религии и светском гуманизме. - М.: Московские учебники - СиДипресс " , 2008. - С. 10. 15 - Виталий Гинзбург, академик, лауреат Нобелевской премии: Четырехпроцентная наука. Несколько замечаний по актуальным вопросам//Парламентская газета. - 17.03.2004. - 1420. 16 - Гинзбург В.Л. Об атеизме, религии и светском гуманизме. - М.: Московские учебники - СиДипресс " , 2008. - С. 22.

http://ruskline.ru/analitika/2008/10/18/...

Батюшки говорили: о Поместном Соборе, об оздоровлении прихода, о выборном духовенстве... И даже о «Вселенской Церкви». И тогда было ясно, что, хотя слова все «духовные», «христианские», «церковные», но как-то странно они говорятся, совсем так же, как о восьмичасовом рабочем дне, только чуточку менее странно, более «благочинно». А теперь уже и вовсе нет никакого сомнения, что за всеми этими реформаторскими разговорами стояла не религиозная, всегда пламенная и непримиримая психология, а та же самая светская «свободная», только лишённая непосредственной силы. Одним словом, какое-то робкое эхо чужого мощного голоса. Вот почему, когда этот мощный голос сам говорит шёпотом – эхо не слышно вовсе. И право, так лучше. По крайней мере, никакой подделки. Молчать и молчать. Но хоть и лучше, а сколько в этом молчании трагедии! Ведь оно свидетельствует о полной оторванности от народа. Ведь это молчание в то время, когда народ, как никогда, может быть, раньше, весь охвачен религиозным брожением. А оторванность от народа для духовенства – равносильна смертному приговору. Сейчас Церковь не сознаёт этого. Живёт прошлым, питается той старой связью, которая крепко вошла в быт, и в понятия, и в миросозерцание. Но неужели не ясно, что с каждым годом и каждым днём эта связь рвётся по швам. Что тысячи бегут из старой церковной ограды. И спасение не в том, чтобы «выше строить монастырские стены» – жизнь ворвётся, хотя бы выстроили вы стены до небес, – а в том, чтобы шире распахнуть двери пробуждающейся народной религиозной жизни. Новый голос 146 Этот голос новый не потому, что он сказал что-нибудь новое, а потому, что он раздался в третьей Государственной думе из уст священника, где такие речи в диковинку. По существу же высказанные депутатом-священником Титовым 147 мысли более чем старые. Они стали почти аксиомой, «истиной, не требующей доказательств». Теперь «не признают» их не те, кто с ними не согласен, а те, кто не хочет их осуществления. При таком положении «споры» излишни. Священник Титов, «констатируя всё усиливающееся разобщение духовенства, крестьянства, рабочих и интеллигенции, видит причину его в установленном ещё петровским регламентом низведении Церкви на степень простого государственного учреждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010