О, какое было это дивное, восхитительное, небесное пение!... Приняв святительское благословение от архипастыря, по дозволению его перебрался я внутрь монастыря, в гостиницу лавры, где – по указанию доброго отца наместника лавры А.И. – занял келлию самого гостинника. Здесь приветливый о. гостинник иеромонах И-ий, он же и духовник лавры, и его радушных сокеллиот, послушник лаврский Ф.И. В. дозволили мне жить сколько угодно: и я провел под гостеприимным кровом святой лавры 21, 22, 23-е августа; затем – совершив поездку в Кременец – 27 и 28, и 29-го августа, после ранней литургии, оставил святую обитель. Перебираясь из народной гостинницы лаврской в лавру и проходя мимо домов еврейских, слышал я жалобные мотивы совершаемых в обитающими в оных субботних молитв, а от проходивших поселян наших выслушивал на сие унылые звуки замечания в роде следующих: «лучше было бы для вас, Евреи, если бы ходили вы в нашу церковь на прекрасное пение». Вспомнив слова эти за всенощной, обратился я к одному из достопочтенных иеромонахов лавры о. Н. с вопросом: «ходят ли в храм ваш Евреи»? – Ходят, отвечал он, особенно их девицы; только одеваются уже не по-еврейски, а как наши». Он же высказал мне при сем: «Евреи близки к обращению и сами говорят, что желают принять христианство , но вместе с тем они зорко следят друг за другом, чтобы кто не принял веры нашей. Хотят быть христианами; но что-то им мешает, что-то удерживает их от исполнения желания.» В составе братии лаврской видел я двух братий из Евреев, принявших христианство: один – достопочтенный иеромонах, другой – старец монах; последний по суду братий лаврских истинно чадо Божией благодати. И мне заметны были в старце сем необыкновенная доброта души и прямосердечие. Говорят, что в чем рабе Божием монахе Д. ни тени нет известной страсти Евреев, замечаемой не только во многих крещенных из еврейства, но и в их потомках. Истинно с детски-наивным восторгом пересказывал мне почтеннейший старец сей предание о знаменитом органе лавры, как на 12 верст пространства оглашали звуки его окрестность и как дорого оцениваем был он любителями органных звуков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

— Это же замечательно, как ты не понимаешь: свобода совести — раз, свобода печати — два и свобода предпринимательства — три… Между прочим, — снова обращается он ко мне, — мать ходит к вам в церковь, так вы там вразумите ее: она, видите ли, говорит, что устала от жизни и ждет — не дождется, когда Господь заберет ее. Насколько я понимаю, это еретичество… — Замучил старуху, — вздыхает шофер. — Причем тут?.. Я уж и так утешаю ее, утешаю: живи, говорю, что хорошего на том свете? А она: “Там хоть демократов нет”, — такая отсталость… Между тем дорога делается все хуже и хуже — большие грузовики разбили ее, превратив колеи в канавы. Машинка наша с трудом преодолевает метр за метром, потом вдруг начинает крениться и, наконец, вовсе заваливается на левый бок. Откинув правую дверцу, которая оказалась теперь над нашими головами, мы выбираемся вверх и рассаживаемся, свесив ноги в разные стороны. Поначалу обсуждаем случившееся, потом — свои перспективы и тут только замечаем корову и лошадь, спокойно бредущих мимо нас вдоль кромки леса. — Что это? — испуганно шепчет корреспондент. — Аа! — обрадованно угадывает водитель: — Это председателева скотина! Мне рассказывали, что у него молодая лошадка ходит пастись вместе со старой коровой. Ходят самостоятельно, а смысл у них вот в чем: лошадь — она пошустрее, ищет вкусное пропитание, а как найдет, — призывает корову. А корова — поопытнее, поосторожнее — лошадке при ней не так боязно. Волков нынче здесь, видно, нет — зимой, конечно, появятся… Гляньте-ко, гляньте: заинтересовались… Лошадь смотрела на нас доверчиво и по-детски беспечно, но временами поворачивала морду к старшей подруге, которая, похоже, пребывала в раздумье и сложных сомнениях. Потом корова хмыкнула, и обе животинки, разом потеряв к нам всякий интерес, побрели себе дальше. — Нынче, говорят, цыгане пытались лошадку украсть, а корова взбесилась, повозку цыганскую разметала, а потом обе с лошадкою и удрали. Они как-то понимают друг друга: корова, говорят, мыкнет — лошадь бросается убегать, по-другому скомандует — та останавливается, а язык вроде разный…

http://azbyka.ru/fiction/otkazyvatsya-ne...

Когда я закончил свою проповедь, то один старый бурят, по имени Зархой, ласково поглядел на меня, как-то тихо, по детски, улыбнулся и сказал мне: . — Веры разны, а Бог один. — Зархой, — говорю я ему, — ты бы крестился. — Я, — отвечает он, — коня еще не украл, так зачем же мне креститься? Я получил снова тяжелый удар и опять справедливый. Старик был по своему прав, так как помнил, как при епископе Мелетии крестили всяких негодяев, воров, конокрадов. А они крестились из-за того, чтобы им, как уже крестившимся, избежать наказание за совершенные преступления... Переночевав у доброго Зархоя, я отправился дальше. Так я и обычно переезжал из улуса в улус со словом проповеди о Христе и видел много проявлений доброты бурят ко мне. Один как-то раз я отправился на реку Витим, где, кроме бурят, я встретил и орочен. Орочены еще менее культурны, чем буряты. По-видимому, кроме охоты, они ничем больше не занимаются. Образ жизни у них кочевой. Прежде еще они имели оленей, но уже в то время, когда я был у них, олени вымерли. У срочен нет даже юрт, а они имеют какие-то мешки, сшитые из звериных шкур, шерстью вверх, и сшиты эти мешки не нитками, а жилами тех же зверей. Раньше орочены имели лишь кремнистые ружья, а теперь большей частью имеют винтовки. Говорят, что эти винтовки они получили после того, как свою старую шаманскую веру оставили и перешли в христианство. Сколько я встречал орочен, они уже все были крещены и большей частью при епископе Мелетии. Говорили мне, что далеко не одною проповедью о Христе привлекали этих чад природы в церковь, но и очень земными соблазнами. Когда мне лично пришлось столкнуться с ороченами, то я убедился, что они какими были язычниками до крещения, такими оставались и до сего дня. Вина, по-моему, в этом случае падает прежде всего на наших миссионеров. Первою их целью является не то, чтобы просветить этих бедных, обездоленных людей светом Христова учения и утвердить пастырским подвигом в христианской жизни, но то, чтобы как можно больше людей крестить и через число крещенных выдвинуться перед своим епархиальным начальством, заслужить его благоволение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=748...

В действительности же учение Библии занимает середину между двумя указанными крайностями. По изображению Библии, первая человеческая чета представляется детски невинной, способной к прогрессу и нуждающейся в нем. «Бесспорно, что первый человек был создан совершенным, но совершенным относительно, или, как говорят, потенциально, а не реально: он не имел отрицательных качеств, не имел виновности или греха, в котором рождаются все люди ( Еккл.7:20 ; «создан был правым»). Даже больше того, в душу человека были заложены добрые стремления, он был наделен богатыми дарованиями (нарек имена животным, сообразуясь с их свойствами); но он должен был развить эти дарования, он должен был стать совершенным, к чему, добавим, он и призывался врожденным требованием своей богоподобной природы 428 . В частности, первозданную природу человека, по представлению библейской первоистории, характеризовали следующие признаки: а) совершенная гармония элементов человеческой природы и полное подчинение низших пожеланий плоти высшим требованиям разумного духа, отсюда отсутствие похоти ( Быт.2:25 ); б) неповрежденность физической природы человека и, как следствие этого, её незнакомство с болезнями, бедствиями и страданиями; в) здоровые задатки богатых интеллектуальных и высоких моральных качеств, выразившиеся, например, в факте наречения имен животным и в отношении Адама к своей богодарованной супруге; и г) как завершение и венец всего этого – присутствие особой благодати Божией, содействовавшей гармонически-целесообразному росту всех сил и способностей человека, направлявшей его по прямому пути совершенств и сообщавшей ему дар фактического бессмертия не только по душе, но и по телу, символом чего служило древо жизни. Так, именно, смотрело на библейское учение о первобытном состоянии человека и большинство древних отцов и учителей церкви. «По изображению их, первый человек – это начертание Божие, быв образован святыми и чистыми руками Божиими, явился тотчас по создании отличнейшим и превосходнейшим существом (Климент Рим.), существом, обладающим ничем не поврежденным, вполне здоровым (Вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

17. Услышав это, старец на время попрощался с безмолвием и, не оробев перед непривычной городской сутолокой, отправился в Антиохию. После двух или трёх дней путешествия по пустыне он к ночи достиг некоего селения. Здесь одна богатая женщина, узнав о прибытии священного хора, пришла получить благословение у старца и, пав к ногам его, просила остановиться для отдохновения в её доме. Старец согласился, несмотря на то, что более сорока лет воздерживался от подобного рода зрелищ. В то время, когда эта дивная жена прислуживала святым мужам, семилетний сын её, единственный у матери, подобной по гостеприимству Сарре, вечером в темноте упал в колодезь. По этому случаю, конечно, произошла тревога, но мать, узнав о несчастии, просила всех быть спокойными и, положив крышку на колодезь, продолжала служить святым мужам. Когда стол для них уже был накрыт, то божественный старец повелел её позвать сына, чтобы благословить его. Дивная жена сказала, что он болен, но старец настоятельно требовал привести его. Матери пришлось рассказать о несчастии. Старец тотчас же оставил трапезу, поспешил к колодезю, велел снять с него крышку и принести огня; посветив, он увидел, что дитя сидит на поверхности воды и по–детски плещется рукой: игрушкой и забавой было для него то, что все сочли его погибелью! Привязав одного человека к верёвке и опустив его в колодезь, вытащили дитя. Мальчик сразу же пал к ногам старца, говоря, что он видел, будто он носил его по воде и не позволял ему утонуть. Вот какое вознаграждение получила дивная жена от блаженного старца за своё гостеприимство! 18. Однако обойдём молчанием многое другое, случившееся во время этого путешествия. Когда путники пришли в Антиохию, то отовсюду стал стекаться к ним народ, желая видеть человека Божия, и каждый надеялся получить от него уврачевание своей болезни. Он же удалился в те самые пещеры у подножия горы, где, как говорят, обитал и укрывался святой Апостол Павел. Но дабы все знали, что и он человек, вскоре случилась с ним сильнейшая горячка. Великий Акакий, видя множество стекшегося народа и скорбя о жестокой болезни старца, подумал, что собравшиеся люди смутятся, если узнают о болезни мужа, от которого сами надеялись получить исцеление своих болезней. Но старец сказал ему: " Не смущайся. Если здоровье моё необходимо, Бог тотчас же дарует его " . Немедленно после этих слов обратившись к молитве и, по обычаю, преклонив колена и голову к земле, он попросил Господа возвратить ему здоровье, если оно может принести какую-либо пользу собравшимся к нему. Еще не кончил он молитвы, как внезапно выступивший пот угасил пламя горячки.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=854...

1 . Надо беду зажечь вокруг себя… Внутренность свою надобно уязвлять и тревожить, чтобы не уснуть… Что значит зажечь беду вокруг себя? Это глубокое чувство опасности своего положения и опасности крайней, от коей нет иного спасения, как в Господе Иисусе Христе… Сие чувство и будет гнать нас к Господу и заставит непрестанно вопиять: Господи, помилуй! Помоги! Защити!.. Оно было у всех святых и никогда их не оставляло. (См. письм. о христ. жизни ч. 1, стр. 5, 7, 8). 2 . Трудитесь и навыкайте ходить перед Господом… Ходить перед Господом значит не отрывать от Него внимания. 3 . Молитва (умная) болезненное к Богу припадание в сокрушении и смирении… Она может быть без поклонов… Например: по нужде, в присутствии других, на пути; большею же частию она неразлучна с поклонами… Поклоны – след внутренней молитвы. 4 . Молитвою испрашивается и приобретается хождение пред Богом. Действие это очень просто. Стоять умно пред Богом, как стоять пред Государем, в благоговейном страхе, не отрывая от Него очей ума… в этом все… 5 . С навыком ходить пред Богом начинается перечистка сердца, чувств, желании, помышлении; а до того времени в душе великая сумятица… Бывала ли у вас молитва теплая, при которой все убегало из внимания, а оставался только Господь и вопль к Нему из сердца?.. Если бывала, то это состояние есть непрестанное состояние ходящих пред Богом… 6 . Молитва есть главное дело… Но не вдруг к Господу приступайте: надобно принарядиться духовно, как делают, когда идут к Царю, хоть немного подумать перед тем и о себе и о Боге… Главное же, наперед поставить себя самоуничиженно в присутствие Божие, и говорить как во уши Его, просто, по-детски… 7 . Как хорошо творить поклоны, как хорошо стоять в струнку, не распуская лениво и беспечно членов, держа все их в некоем напряжении! Господи, помилуй нас!.. (См. письм. о хр. жизни). Епископ Феофан. 1 . Нам молиться надобно: «Ими же веси судьбами спаси мя!». Болезненно к Богу припадающий не бывает забыт. 2 . Говорят, однообразие (даже в молитве и хождении, напр.: к службам Божиим) рождает равнодушие и холодность. Мир свое переносит и на Божие. В вещах земных однообразие точно наскучивает… В отношении к Богу совсем не то… Спросите: отчего это отцу Серафиму Саровскому и отцу Парфению Киевскому не наскучила такая однообразная и даже однообразнейшая жизнь?.. Церковь да келия, церковь да келия… а то еще и затвор!.. Господи, помилуй! Как можно убивать себя?.. А они и не думали мучить себя, а напротив блаженствовали…

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/iskate...

Помню,— продолжал свой рассказ П-кий,— что я молился со слезами, по-детски, складывая как мог свое обращение к св. Николаю: “Угодничек Божий! Ты спас мне жизнь, когда я ребенком погибал с отцом, замерзая в степи двадцать пять лет тому назад. Помилосердствуй и теперь и твоими святыми молитвами спаси мне жизнь, не дай мне умереть без покаяния на чужбине. Ты скорый на помощь тем, кто с верой тебя призывает. Спаси, погибаю!” Едва я окончил молитву, как услышал над собой скрип полозьев и людской говор. Было ясно, что движется большой обоз. Я закричал что было силы. Скрип полозьев прекратился. Обоз остановился, и я увидел нескольких крестьян, которые, скатившись с косогора, шли ко мне, проваливаясь чуть ли не по пояс в рыхлый снег. Их было четверо или пять человек. Они с трудом подняли меня и лошадь и, взяв ее под уздцы, вывели низом на боковую дорогу, по которой я поднялся снова на большую дорогу. Через три четверти часа я был уже у знакомого, одолжившего мне лошадь, который, видя, что поднялась сильная вьюга и сделалось темно, начал уже за меня безпокоиться. Я горячо возблагодарил Господа Бога и св. Николая Чудотворца за вторичное спасение моей жизни,— закончил он рассказ, прибавив, что с этого времени он стал особенно почитать этого великого угодника Божия. “Вот,— прибавил П-кий,— говорят, что чудес не бывает, а я верю, что меня спас Господь по молитвам св. Николая”. Рассказ его не мог не произвести на меня глубокого впечатления. Протоиерей Константин Ровинский Из книги “Беседы старого священника” М., 1995 Новые чудеса свт. Николая. М., 2000 Словарь «Правмира» — Чудо Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 22 мая, 2022 6 мая, 2022 29 мая, 2023

http://pravmir.ru/sovremennye-chudesa-sv...

А вот какие записи сохранились в архиве Оптиной пустыни, касающиеся архимандрита Венедикта: Формулярный список за 1891 год за 22 Иеромонах Венедикт – 42 года. Из духовного звания, вдовый священник Виктор Дьяконов. Окончил курс наук в Смоленской Семинарии по 2 разряду, в чередном служении в Скиту. По окончании курса в Духовной Семинарии рукоположен в диакона (в 1873 году); во священника в село Чеботово Дорогобужского уезда Смоленской епархии. Согласно прошению отпущен в пустынь, в Скит (1884 год). В 1881 году по прошению уволен за штат. В 1884 г. определен по прошению в Оптину пустынь. В 1887 г. пострижен в монашество. В 1900 г. награжден наперсным крестом. Определением Святейшего Синода от 11–20 марта 1903 года за 1207 назначен на должность настоятеля Боровского Пафнуть-ева монастыря с возведением в сан архимандрита». До наших дней дошло уникальное свидетельство, записанное в тетради одной из духовных чад преподобного Никона Оптинского , которое сразу приближает к нам и делает более понятным и доступным образ старца Венедикта. Воспоминания духовных детей сохранила для нас схимонахиня Лидия, в миру Лидия Евгеньевна Межекова (родилась 25 февраля 1896 года и умерла 25 января 1977 года). Они сохранилось в стихотворной форме, возможно не слишком совершенной, зато по-детски простодушной и искренней, и говорят сердцу значительно больше, нежели скупые факты биографии. Жизнь отца Венедикта складывалась нелегко с юных лет. Рано он лишился отца, и на его попечении оказалась вся семья, мать и сестры. Затем – брак по любви, однако смерть быстро уносит дорогого друга: И ты, оставшись сиротою, Как чистый голубь тосковал, Но Бог узрел твои все скорби И в монастырь тебя призвал. Ты в дивной Оптине спасался, В скиту Предтеченском ты жил, К тебе народ за наставленьем И со скорбями приходил... Душа много страдавшая, понимает горе других. Ты был отцом всем... И печальных Ты слезы многих утирал, Всех обделенных и несчастных В свои объятья принимал. К тебе шел барин и крестьянин, И дети шли одной тропой.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Balab...

Она рассказала своей «внучке» — как почти сразу же стала ее называть, — что когда-то вся квартира принадлежала их семье, но после революции началось уплотнение и у семьи осталось только две комнаты из пяти. А после того, как два брата матушки Иоанны не вернулись с войны, — а родители к этому времени тоже отошли ко Господу и она осталась одна, — вторую комнату тоже отобрали. «Но благодарю Бога за то, что оставили не самую маленькую комнату из всех пяти. На тридцати метрах мы с тобой вполне можем разместиться», — закончила свой рассказ матушка, и лицо ее озарила улыбка, которая на миг сделала ее похожей на любимую игумению Гликерию. Хотя внешне мать Иоанна была совсем другой — очень маленького роста, хрупкая, как подросток; белоснежной седины волосы собраны в пучок, все лицо покрыто скорбными морщинками, но яркие голубые глаза полны покоя, как будто говорят: «Смерть и время царят на земле, ты владыками их не зови». Эти строчки Владимира Соловьева матушка будет потом не раз повторять, утешая юную инокиню в ответ на ее «рассказы о несовершенстве мира сего». Матушка Иоанна была очень образованным человеком, и кроме того она была практикующей иконописицей, потому она не только помогла Софии подготовиться к экзаменам, но и утвердила ее в намерении поступать на искусствоведческое отделение и заниматься «византийской живописью». Экзаменационные испытания за курс средней школы мать София сдала прекрасно. Но теперь — и это было для нее самым трудным — большинство окружающих ее людей не должны были знать ее иноческого имени, и она опять стала Ангелиной, Гелей. Итак, Ангелина успешно сдала экзамены и получила советский «аттестат зрелости». Пятерки, как и предполагалось, были получены по всем гуманитарным дисциплинам. — Ну что же ты выбираешь, какой факультет? — спросил владыка Николай будущую абитуриентку. — Мне трудно выбрать, я очень люблю литературу, стихи, но так же люблю историю, искусство, — по-детски искренне ответила вчерашняя школьница. — А матушка Иоанна советует искусствоведение.

http://azbyka.ru/fiction/strannicy-dve-p...

7 сентября. Письмо XXVII Слава Богу о всем! В Новом Завете все вопросы и все недоумения решаются: полюбите почитывать с верою и любовию, и Господь Иисус Христос управит, просветит и утвердит. С Богом и в аду хорошо. Святителя Димитрия Ростовского Чудотворца историйка об истинном счастливце для вас весьма назидательна и успокоительна будет. С одною ученицею рукодельем в келье заниматься нельзя, больно худо; надо две или три при себе. Если иметь Господа пред очами, не будешь ни празднословить, ни грешить: память Божия все обдержит, и она-то, как говорят батюшки святые отцы, есть главная добродетель. Надо усерднее молиться Господу Иисусу Христу, и все будет устроено и управлено на пользу по душе и по телу. Решимся поискреннее и будем готовиться с Богом на вечну жизнь, за все будем благодарны, и все претерпится. Алфавит Духовный дивное вразумление и врачевство для души. Мученицы Твои, Господи, во страдании венцы прияша нетленный и пр. тропаря сего. В этом смысле и цари, и вельможи, и всякого звания люди у Бога на ручках, в небесном царствии. Много примеров про нас из житий святых. С благодушием, благодарением и долготерпением поживите пока здесь, все будет на пользу. Да, в подрясничке по-монашески надо спать. Предадимся Господу по-детски и не будем мерить и весить креста своего; а, веруя и любя Господа, будем глядеть на Его Крест, тут сокрыта и решается вся тайна нашего спасения. Не сомневайтесь, поделывайте, Господь и Матушка Владычица Пресвятая Богородица на помощь вам. Новый Завет для сердца – просвещенье. Слава Богу за все! Буди имя Господне благословенно во веки! 28 сентября. Письмо XVIII Слава Богу за все! «Уединяйся ты, беседуй в Божьем Сыне и в мире (среди людей) будешь, словно ты в пустыне». Еще: «Носи в сердце Божье слово, на всех местах оно учить тебя готово». В собраниях с людьми и надо заботиться, чтобы хорошо, умно, кстати на вопрос ответить и назидательно сказать. Еще бы лучше было, если можно собраний избегать и в молчаньи дурочкой и незнайкой пребывать. Имей в глазах Вседержителя, и везде хорошо будет и безопасно: Предзрех Господа предо мною есть выну: да не подвижуся. Молчание лучше бы, но на вопрос будьте готовы благоразумно ответить о вашем уповании, по слову апостольскому. С добрым намерением, с любовию и почтением к ближним, с тайной молитвою, со страхом Божиим, во внимании к себе, в разуме, – будете сохранены Господом и ангелами Его везде и управлены Им везде во благое. Хоть и борет иногда малодушие человеческое из-за тщеславия природного, что на это глядеть?

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010