Скачать epub pdf Как известно, вода на Крещение освящается два раза: в навечерие праздника и в самый праздник. Конечно, это делается в воспоминание Господня крещения. Но только ли? И почему же два раза? Наши мысли по обоим этим вопросам такие. Неверно думают, что празднуемые события являются только простым воспоминанием их. Совсем не так! Это уже видно из того, что молящиеся смотрят на них реальнее, действеннее. И Церковь , насколько я знаю, при воспоминании их переживает самую суть их – благодать праздника. И святой Иоанн Лествичник говорит, что в двунадесятые праздники Господь дарует молящимся особую благодать, в соответствии с празднуемым событием. Особенно ясно это бывает в Крещение, когда действительно освящается вода и люди берут ее и употребляют как подлинную святость, а не только как простое воспоминание о крещении Господнем. Даже больше скажу: едва ли кто в эти моменты освящения вспоминает о нем. Наоборот, ждут самого освящения воды и потом с похвальным усердием спешат, можно сказать рвутся, чтобы взять ее в какой-либо сосуд. И ждут именно того самого момента, когда вода в кадке ли или на реке освятится погружением в нее Креста Господня. И в молитвах на освящение воды так и говорится, как увидим, о даровании ей «благодати». Разве это лишь воспоминание? – Никак нет! Что касается двукратного освящения воды, то исторически это объясняется различно. Богослужение под Крещение, как и под Пасху, совершалось к вечеру дня, так что «разговлялись» уже к ночи. И Златоуст говорит, что в его время в полночь верующие брали освященную (или, как правильно они говорят, святую) воду. А на Пасху и мы служим в полночь, рано утром, ибо и Господь воскрес рано. И доныне в некоторых странах (например, в Чехии) уже вечером вкушают скоромное, в честь славного праздника. Другое же истолкование объясняет это тем, что накануне Крещения (и вообще «больших» праздников) совершалось крещение оглашенных и для них освящалась вода; на самый праздник крещеные могли уже с верными присутствовать на литургии и причащаться Святых Тайн.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Состояние вопроса Осмелившемуся сделать предметом изучения первую главу пророка Иезекииля приходится начинать с вопроса, доступна ли эта глава какому-либо изъяснению. Излагая таинственнейшее из видений, она, по выражению немецких экзегетов, смеется всякой попытке объяснения ее. Необъяснимой эта глава признавалась уже с глубокой древности. Известно, что у евреев не достигшим тридцатилетнего возраста раввинскими правилами возбранялось читать ее (М. Schabb. 1,13 b). Это почетное запрещение было наложено еще только на последние главы пр. Иезекииля (40–48), на первую главу книги Бытия и на Песню песней (блж. Иер., предисл. к Иез.). Когда Анания, современник Гамалиила 1-го (учителя ап. Павла) предпринял толкование этой главы и нескольких других трудных мест кн. Иезекииля, то рассказывали, что во время этой работы у него выгорело в светильнике 300 бочек масла, которое предупредительно было доставлено ему соседями (Schabb. 13 b; Chagiga 13а). Но как мало было сделано для понимания 1 гл. Иез. этим объяснением, видно из замечания блж. Иеронима , что о ней в его время безмолвствовали все синагоги иудеев, убежденные, что выше сил человеческих что-либо сказать о ней (на 1:5). Репутация необъяснимой осталась за ней и в христианской науке. Блж. Феодорит толкование на эту главу прерывает вопросом: «можно ли объяснить описываемое в ней видение?» (на 1:5) Кальвин «не допускает, чтобы можно было понять эту главу» (Praelecmiones in Ezechielis proph 20 capita priora, Genevae 1565. Шр. Роз) Современные библеисты считают ее самым темным местом Ветхого Завета. Между тем едва ли какая-либо страница Библии более нуждается в объяснении, чем эта глава. Начиная собою книгу «величайшего» (Григ. Бог.) из пророков, она составляет дверь, которую нужно отпереть, чтобы понять эту книгу. По всему видно, что пророк Иезекииль хотел, чтобы из всей книги его наиболее обратили внимание на первую главу. Эта глава не составляет лишь простого введения к книге. Описанное в ней явление Божие Иезекиилю не имело, как явление напр. Исаии, целью лишь призвание пророка к служению. Это явление Божие было величайшим из ветхозаветных откровений Божиих. Оно потом не раз повторяется в течение служения пророка, как бы ходит за ним. Пророк, заметно, смотрит на это видение, как на главное и средоточное откровение ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Среди оригинальных явлений Русской религиозной жизни выдающееся и едва ли не первое место занимает отношение Русского народа к основному христианскому догмату – Св. Троице. В недельном и годовом круге церковных праздников нет ни одного дня, как нет ни одного часа в суточном богослужебном круге, в который было бы установлено особое чествование Триипостасного Божества. Церковный устав не знает храмов, которые носили бы имя Триединого Бога. Всё это потому, конечно, что православная Церковь все свои храмы и всё свое богослужение установила во славу Пресвятой Троицы, хотя и посвящает их или бесплотным небесным силам и прославленным Богом святым, или же воспоминаниям замечательных событий из Священной и Церковной истории. Между тем Русский народ, независимо от высших богословских соображений и церковных уставов, но с глубоким смыслом выбрал один день в году для нарочитого прославления Св. Троицы, именно – день Пятидесятницы. Этот праздник всюду на Руси известен под именем Троицына дня, и лишь немногие, знакомые с богослужебными книгами, знают, что св. Церковь воспоминает в этот день событие Сошествия Св. Духа на Апостолов и этому воспоминанию посвящены все службы Пятидесятницы. Собственно же для Троицына дня нет ни тропаря и кондака, ни паремий, ни канона, ни Апостола и Евангелия, и даже во всём богослужении этого дня о Троице особо напоминает лишь одна стихира «Приидите Триипостасному Божеству поклонимся». Между тем с давних пор на Руси построено и множество храмов, носящих имя Св. Троицы. Этим созданием Троицких храмов чествование Св. Троицы уже перестаёт быть чисто народным: оно освящается авторитетом Церкви и делается церковным. Явление замечательное! Невольно подымается вопрос: как это всё произошло? Давно ли и кто именно содействовал такому переходу праздника из народного в церковный? Всякий православный Русский человек легко и правильно ответит на эти вопросы. В нашем религиозном представлении неразрывно соединены имена Св. Троицы и Преп. Сергия. «Троице-Сергий» и «Сергие-Троица» стали для нас однозначащим собственным названием Лавры Преподобного. В ожидании Троицына дня мы невольно мыслью переносимся в эту святую обитель, вместе с нею своим чувством переживаем её торжества и этот праздник признаём собственным лаврским праздником. Эта тесная связь даёт верную нить для решения поставленных вопросов. Но чтобы показать самостоятельное Русское начало празднования Св. Троицы, необходимо заглянуть в историю. Не было ли Троицких храмов и Троицкого праздника ещё раньше на востоке или на западе, и если были, то почему должно признать Русские Троицкие храмы и Русский Троицын день независимыми от них, самостоятельными?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Часть 1 II. «Житие блаженного Афу, епископа пемджеского». Туринская коллекция (коптские диалекты; отзыв филолога о коптской литературе): состояние и содержание папирусов. Египетские четьи-минеи. Воврос о времени обрзаования сборника. – «Житие бл. Афу»: его достоверность и истортико-догматическое и церковно-историческое значение. Второй церковно-исторический памятник, изданный Э. Ривилью, отличается от первого 1 по своему диалекту, своему рукописному источнику и своему историческому значению. «Житие блаж. Афу» писано на южно-коптском наречии 2 и издано по туринскому папирусу. A все туринские папирусы, по словам Ревилью, представляли прежде одно связное целое и вероятно в конце святительствования св. Кирилла александрийского положены были в библиотеку мартириона (топос) св. Иоанна Крестителя. Во всяком случае они были писаны еще до отделения александрийской церкви от кафолической при Диоскоре 3 . Эти сведения можно несколько 4 дополнить и – поправить. – Штерн говорит, по этому, 1) о нижнеегипетском или богейрском диалекте, 2) о верхнеегипетском или саидском и 3) о среднеегипетском и файюмском, и вместо прежних терминов: 1) memphitisch, 2) thebäisch (saphidisch), 3) baschmurisch вводит: 1) boheirisch, 2) sahidisch, 3) mittelägyptisch (resp. fayyûmisch). – Против первых двух его терминов можно заметить только то, что это названия арабские: германисты едва ли бы обрадовались, если бы им предложили предмет их филологических изысканий называть «nemezsche» иди «allemandsche Sprache»; и все ли слависты ответят с удовольствием русскому на вопрос: говорите ли вы по богемски? Само «богейрское» наречие называет себя «язык северян», a «по-саидски» верхнеегипетский диалект называется «язык южан» или «язык гожный». Поступаться этими ясными географическими названиями в пользу арабских нет оснований. Ludwig Stern, Koptische Grammatik (Leipzig, 1880) SS. 1. 2. 12. 445 446. – Zoega, Catalogus codd. copt. mss. musei Borgiani (Romae, 1810), p. 142. – E. Quatremère, Recherches critiques et historiques sur la langue et la littérature de PÉgypte (Paris, 1808), 228.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

I. О сновидениях с важными последствиями Повествование о великом чуде почившего епископа В Манчжурии, в городке на границе Сибири и Китая, где жил и умер епископ Иона [Ханькоуский], проживала русская семья: чиновник на КВЖД, его жена и их сын. Так как отец состоял на службе у коммунистов, то семья не интересовалась ни верой, ни Церковью . Но вот занедужил их единственный сынишка и болел уже несколько месяцев. Ноги у него отнялись, словно их отрубили. Родители делали всё, что могли, оплачивая русских и японских докторов и употребляя всевозможные лечебные средства. Однако ничего не помогало. Мальчику становилось всё хуже. Отчаявшиеся отец и мать ожидали смерти своего сына. В таких мрачных предчувствиях наступило и 7 октября 1925 года. В тот день преставился епископ Иона. Из-за смерти епископа, горячо любимого прихожанами, весь городок был взбудоражен. Мать, накормив и обмыв своего больного ребёнка, накрыла его одеялом и отправилась по хозяйским делам. Когда она вернулась и вошла в дом, парализованный мальчик, её сын, выскочил из комнаты к ней, весело крича: «Мама! Вот я здоров!» Мать едва могла поверить своим глазам. Обняла она сына, расцеловала его и заплакала от радости, а затем расспросила, как это он так сразу выздоровел. Мальчик поведал: «Когда ты вышла, я заснул. И во сне явился мне какой-то добрый человек в священническом облачении и спросил [меня]: «Почему ты лежишь в постели?» Я ему ответил, что ноги у меня скрючены и я не могу даже двинуться. И тогда тот человек сказал мне: «Вот тебе мои ноги, возьми их и иди. Мне они больше не нужны». Мать подробно разузнала у ребёнка, как выглядел тот человек, и мальчик его описал. На следующий день мать взяла его в храм, где совершалась панихида по новопреставленному епископу Ионе. Когда мальчик увидел лицо лежащего мёртвого владыки 1 , то воскликнул: «Мама, вот тот человек, который явился мне во сне и отдал мне свои ноги!» Повествование об исцелении ребёнка в портике монастыря Жича Драгомир Алексич из Кралева рассказывает: «Когда мне было 3 года, меня поразила некая тяжкая болезнь. [Но вот,] моя мать увидела кого-то во сне, повелевшего ей: «Отнеси этого больного ребёнка в монастырь Жича, и когда войдёшь в портик с западных врат, то справа от себя найдёшь то ли воду, то ли росу. Окропи ею дитя, и оно выздоровеет». Впрочем, мать совсем забыла об этом сновидении. Но в одну из следующих ночей явился ей тот человек и повторил приказание. Моя мать снова не восприняла это всерьёз. Тогда явился ей тот же незнакомец в третий раз, укорил ей и замахнулся на неё палкой, норовя её ударить за то, что она его не послушала. Испугалась моя мать и отнесла меня в Жичу, где у западных ворот и впрямь нашла росу, окропила меня ею и попросила священника прочесть надо мной молитву. Пока священник её читал, я заснул и вспотел. А когда проснулся, то был уже здоров». Повествование о чудесном предсказании

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Сущность поста и современное непонимание поста. Наступает Великий пост. Св. Церковь радостно поет:  «Возсия весна постная!..» «Радостно приимем, вернии, богодохновенное завещание поста...» «Постное время светло начнем!..» Но едва ли не большинство современных христиан даже не понимают, чему радоваться и в чем именно заключается истинный пост. Многие, очень многие в наше время считают, что сущность поста состоит лишь в запрещении вкушать скоромную пищу, то есть: мясо, молоко, сыр и яйца и не понимают, какой смысл в таком запрещении. Любители сытно и вкусно покушать даже негодуют на Церковь , зачем она это установила, говоря, что «это ни к чему, ни на что ненужно», что «не все ли равно, что есть», и на деле отвергают пост, совершенно игнорируя его и вовсе не соблюдая поста. Редко-редко в наши дни кто радуется наступлению поста и постится, особенно по-настоящему, как этого требует устав церковный. Большинство или просто не считаются с постом никак или выдумывают для своего непощения всевозможные извинения и оправдания, вплоть до каких-то якобы непреодолимых трудностей доставать и приготовлять постную пищу. Мы не говорим здесь о тех, кто по состоянию своего здоровья, по немощи или по болезни, не могут поститься: таких и церковно-канонические правила и святые отцы-подвижники освобождают от поста. Но важно знать и помнить то, что истинный пост и не состоит только в одном телесном воздержании. Грубое заблуждение думать, будто сущность поста заключается лишь в не вкушении скоромной пищи. Церковь не только никогда так не учила, а учила всегда и учит прямо-противоположному, именно, что  с телесным постом непременно должен быть соединен пост духовный,  и он то, этот пост духовный и заключает в себе самую сущность поста – то именно, для чего и установлен Церковью пост. «От брашен постящися, душе моя, и страстей не очистившися, всуе радуешися неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидена будеши от Бога, и злым демоном уподобишася, николиже ядущим»   (на стиховне, стихира среды сырной), то есть: «если ты воздерживаешься от пищи, а от страстей не очищаешься, то ты напрасно радуешься неядению: если твой пост не послужит тебе к исправлению твоей жизни, то в очах Божиих ты явишься обманщиком-лицемером и уподобишься злым демонам, которые никогда не едят».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

     Народу на похороны Анны Сергеевны пришло много. В храме на отпевании были не все. Неверующие коллеги вышли за ограду храма, курили, негромко переговаривались, ждали конца службы. Генеральный директор Андрей Иванович Потапов, простояв на панихиде минут двадцать, почувствовал себя плохо и вышел «отдышаться». Он пошел в сторону курильщиков, но остановился поодаль от них, наблюдая за шустрым начальником одного из отделов. Тот самовольно взял на себя обязанности распорядителя, давал указания и объяснял коллегам, как собирается организовать после церковной панихиды гражданскую. Он громко говорил, явно рассчитывая на то, что его услышит начальник. – К месту захоронения подойти трудно: оно окружено со всех сторон могилами. Даже узких тропинок не оставили. Там несколько человек едва смогут протиснуться, наступая на надгробия. И находится оно на склоне. Придется устроить прощание прямо на дороге у поворота. Там есть небольшое расширение: маленькая площадка. Я уже приказал отнести туда стол. На него поставим гроб. Хоронят в этой части кладбища редко – только по специальным разрешениям. Кладбище-то давно закрыто. Никаких других похорон в это время не будет. Так что все пятьдесят человек, кто пришел проститься с Анной Сергеевной, должны поместиться. Потапов слушал эти объяснения и не знал: то ли благодарить этого шустрилу за активность, то ли сразу отстранить. Уж больно он его раздражал. Какая-то бойкая деловитость, словно не на похороны пришли, а на пикник. Он и на работе такой же. Гоношения много, а проку – с гулькин нос. «Ведь хотели в холле фирмы устроить. Но нет! Дочь заявила, что будет отпевание церковное, и кто захочет, может прийти в храм», – думал он. Анну Сергеевну любили все, но далеко не все сотрудники захотели прийти в церковь. Город многонациональный. И конфессий немало. Если бы не смерть Анны Сергеевны, то генеральный директор так бы и не узнал, что под его началом помимо мусульман, есть адвентисты, баптисты и даже свидетели Иеговы. В здании фирмы они бы с любимой сотрудницей попрощались, а вот в церковь...

http://pravoslavie.ru/69455.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Любовь к Отечеству — чувство таинственное и неспокойное 05.11.2020 548 Время на чтение 6 минут 4 ноября — осенняя Казанская, так называют этот праздник в народе, дабы не путать с летней Казанской, 21 июля — днем обретения в Казани чудотворного образа Божией Матери (1579 год). 4 ноября по новому стилю (22 октября) 1612 года Россия вышла из долгой кровавой смуты, едва не прекратившей ее существование как православного государства. Второе русское ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым выбило из Китай-города польский гарнизон, окончательно освободив, таким образом, Москву от польской оккупации. Ополченцев вела в бой Сама Богоматерь в Казанском Своем образе. Накануне этого праздника мы с иереем Дионисием Каменщиковым, настоятелем храма во имя святого пророка Илии (Ильинская площадь, Саратов), решили поговорить на тему, которая кому-то покажется пафосной, кому-то слишком сложной, философской, а кому-то, напротив, неким общим местом: ну что тут нового скажешь, ясно, что Родину надо любить… Но все ли тут ясно? И уж точно, что не все просто. И не каждый ли из нас сегодня призван — без всякого пафоса, наедине с собой и с Богом задуматься о своем личном отношении к Отечеству? —Как Вы думаете, отец Дионисий, что это за чувство такое — любовь к Отчизне, как оно рождается в человеке и в чем выражается? Не в говорении же высоких слов… —Это действительно не­простой вопрос, в том числе и с духовной точки зрения. Я принадлежу к поколению, которому никто патриотизма не прививал: наша юность пришлась на смуту 90х, когда большая страна развалилась на куски, а то, что осталось, тоже грозило развалиться; когда на высших постах в России стояли люди, которым Родина была безразлична… Однако в нашей семье патриотизм был тем, что само собой разумеется, и никаких высоких слов не требует: безразличие человека к Родине воспринималось как некое уродство. И, наверное, я как-то незаметно для себя впитал эти понятия. Когда я учился в Саратовском аграрном университете, многие мои однокурсники искали способы выехать за границу и меня спрашивали: ну вот если тебе сейчас предложат, ты что, откажешься? Вопрос уже заранее заключал в себе ответ: конечно, все должны хотеть только одного — поскорее уехать. А для меня был очевиден другой ответ: я не хотел уезжать из России.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/05/lyubov...

Протоиерей Сергий Правдолюбов В 1814 году, на Покров Пресвятой Богородицы, в Троице-Сергиевой Лавре начала действовать Духовная школа, которую перевели туда из подмосковного Перервенского монастыря. Впоследствии Школа стала Московской Духовной Академией. Праздник Покрова здесь отмечается особо, так как ее сердцем является академический Покровский храм. Профессор Московской Духовной Академии протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ рассказал «НС» о времени, когда он сам был студентом и о своем самом ярком переживании во время учебы. Фото: МДАиС – Правда ли что учеба в Академии, это испытание на смирение? Учащихся ждут трудные бытовые условия? – Я учился в Московской Духовной Академии с 1974 по 1978 год. С тех пор прошло много времени, что можно вспомнить? Ничего особенно аскетичного я не помню. Трудности были, например кому-то надо спать ложиться, а кто-то должен книжку читать, но чего-то такого, что особенно мешает жить, я не помню. В те годы студенты жили в обычных армейских условиях, человек пять или шесть в одной комнате. Вся жизнь проходила на курсе, внутри Лавры. Удивительно то, как сильно влияла Москва на мир и тишину в душе. Я приезжал в субботу в Москву для службы в Патриаршем Богоявленском соборе, и, возвращаясь в понедельник в Лавру, только к вечеру среды я начинал ощущать, что в мою душу возвращается мир и тишина. Тихо горели лампады в алтаре Троицкого собора и, в наступившей темноте перед вечерней молитвой, когда обойдешь перед сном храмы Лавры, приходило умиротворение и покой. До следующей субботы. – Чем вам запомнились преподаватели? – Нам преподаватели, профессора передавали не только какое-то количество информации, но и свое личное, духовное воззрение на мир, на природу, на науку, на молитву. Эта непонятийная информация на нас воздействовала едва ли не больше чем та информация, которую они нам в лекциях излагали. И это главное, что мне запомнилось, и что я всегда очень ценил. Преемство поколений, преемство еще той, старой школы, дореволюционной, передавалось нам в полной мере, и мы ценили это, можно сказать, с полным сознанием. Я даже один год ездил в Академию каждый день на электричке из Москвы и был уверен, что это делаю не зря. Ибо окончить заочно – это одно, а услышать профессоров, поучиться у них, почувствовать преемство, это ничем не купишь, никаким средствами и способами. А нам это давалось в полной мере.

http://pravoslavie.ru/56675.html

Сия писана быша, да веруете яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе живот имате во имя Его ( Ин.20:31 ) Мудры и святы уставы нашей православной Церкви, всякое благое дело благословляет она начинать и оканчивать молением, прошением и благодарением, и ныне собрались мы в Храме Бога живого принести в наступивший день новолетия – искреннее благодарение Подателю жизни Господу нашему Иисусу Христу за сохранение нас в прошедший и вместе с тем испросить у Него милостей для наступившей новолетней годины. Волей Божьей из христиан православных в истекший год многие переселились из настоящей плачевной юдоли в мир вечности: алчная смерть равнодушно похищала то дитя из рук любвеобильной матери, то жену из объятий мужа, то отца из среды необеспеченных его детей, то богатого силами юношу, надежду и опору старости, то цветущую красотою девицу, проходя мимо усталого жизнью, убелённого сединою, маститого старца. Не сохраняли от её захватов ни вопли, ни рыдания сирот, ни слава и богатство, ни мощное телесное здоровье, ни земное человеческое счастье. А мы между тем вступаем в новолетие, волей Божьей, которая даёт людям дыхание и дух ходящим по земле ( Ис.42:5 ), начали продолжать своё существование, пользоваться тем даром, который для нас милее всего на свете, драгоценнее всех земных благ, с которым мы расстаёмся, когда настанет время, с потоком слёз, горем, рыданием, вообще с нравственной и физической борьбой. Это последнее указывает нам на величие дара, каким мы пользуемся теперь и какого лишаются, по-видимому, переселившиеся уже от нас в жизнь загробную. Возблагодарим же Господа жизнодавца, сохранившего нам дар жизни и в наступившее новолетие ( Деян.17:25 ). Но дар жизни нашей поддерживается Господом для прославления дел Божественных, чтобы сиять подвигами веры и благочестия на славу Божию и спасение нас грешных. Так, во время оно, праведники верою победиша царствия, содеяша правду, получиша обетования, заградиша уста львом, угасиша силу огненную, избегоша острие меча, возмогаша от немощи, быша крепцы во бранех, обратиша в бегство полки чуждих ( Евр.11:33–34 ). Едва ли кто из предстоящих здесь может сказать о себе, что он живёт теперь, как избранник Божественный, как праведник, что в своих действиях не виновен ни перед Богом, ни перед людьми. Не говорит ли совесть каждому из нас, что вся жизнь наша по преимуществу в беззакониях проходит, и живём мы не ради славы Божьей, но только по долготерпеливому милосердию к нам Божественному, и должны жить для приготовления себя к жизни лучшей, счастливой по-христиански, от которой будет зависеть вечная участь наша в жизни загробной.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010