Боян За несколько лет перед сим в одном монастырском архиве нашлось древнее русское сочинение, достойное Оссиана и названное «Словом о полку Игореве». Знатоки наших древностей утверждают, что оно должно быть произведением XII века. В нем живо описываются бедствия России и храбрость сынов ее, дикость нравов и сила героев. Автор неизвестен; но в начале своей песни он именует другого песнопевца, Бояна, славит его дарования и называет Соловьем древних лет. Мы не знаем, когда жил Боян и что было содержанием его сладких гимнов; но желание сохранить имя и память древнейшего русского поэта заставило нас изобразить его в начале сего издания. Он слушает поющего соловья и старается подражать ему на лире. Может быть, жил Боян во времена героя Олега; 1 [ ]может быть, пел он славный поход сего аргонавта к Царю-граду, или несчастную смерть храброго Святослава, который с горстию своих погиб среди бесчисленных печенегов, или блестящую красоту Ольги, ее невинность в сельском уединении, ее славу на троне. Нестор Монах Киевского Печерского монастыря, родился в 1056, умер около 1120 года. Нестор жил во мраке первого-надесять века: итак, мог ли быть Тацитом? Все летописи тогдашних времен говорят о суеверных преданиях, единообразных войнах, нападениях, отражениях и молчат о том, что было бы для нас гораздо любопытнее: о нравах, обычаях народов, их понятиях, отличных людях, переменах в образе жизни и проч. Несмотря на то, Несторова летопись есть сокровище нашей истории как по своей древности, так и по некоторым характерным чертам, важным и, так сказать, лучезарным для прозорливого историка новых, счастливейших времен. Например, краткая речь князя Святослава к его дружине перед битвою с греками не есть ли достаточное, славное изъявление древнего русского мужества и народной гордости? «Не посрамим земли русския, но ляжем костьми; мертвые бо срама не имут. Станем крепко; иду пред вами». Что может быть сильнее и разительнее? Таких золотых мест довольно в Несторе. Будем ему благодарны. Старинные летописи других народов едва ли совершеннее наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Быть ли Боголюбскому мемориалу? Важно вновь не потерять обретённые имена      Поиски захоронений чем-то примечательных миру людей – занятие, прямо скажем, необычное, исключительное и малоприятное. Понятное, наверное, лишь тому, кто рядом, кто помогает. Да родственникам погибших солдат. А поиски могил нефронтовых – дело и вовсе редкое, не имеющее аналогов такого рода поисковой работы. Тем не менее уже есть результаты этих трудов – вернувшиеся из небытия имена Михаила Семёновича Шарикова, развивавшего наш город в начале прошлого века; отца Сергия, настоятеля Боголюбского храма до 1914 года. А недавно обнаружена усыпальница Рабенеков, бывших владельцев дома, где сейчас Краеведческий музей. Священник Андрей Дударев считает воскрешение имён своим долгом, вкладом в историю города, однако не все принимают его усилия в этом «странном» направлении, а возникшие 1 июля в лесу «на запретке» могильные кресты вызвали едва ли не панику среди местных дачников. Кто похоронен в могилах? Не начало ли это нового погоста? Как уберечь память о старине глубокой? И что делать не с архивными, а предметными «вещдоками» прошлого? Мы расспросили об этом известного священнослужителя и знатока истории города отца Андрея. Откуда в лесу кресты? – Отец Андрей, наверное, можно понять дачника с грибной корзинкой в руках, увидевшего вдруг свежие могилы на месте, где вчера была лесная поляна. Выходит, лишь местные жители с почтением относятся к продолжению истории о найденном зимой захоронении семьи купца и мецената Шарикова? – Да, в январе этого года нам удалось обнаружить на территории бывшего Боголюбского кладбища три захоронения – самого Михаила Семёновича, его жены Александры Васильевны, младенца Сергея, а рядом покоится тёща, надежда Васильевна Павлова. После идентификации останки были возвращены на прежнее место. И оно обрело свой законный статус. Теперь мы точно знаем, где похоронен один из выдающихся земляков, Михаил Семёнович Шариков, купец-лесопромышленник, священник с 1921 года, строитель храма Святого Духа (нынешний Боголюбский храм), меценат, человек, достойный самых лучших эпитетов.

http://pravoslavie.ru/114536.html

Глава IV обращена уже не к ложному Израилю, не к врагам истины и Бога, но к истинным сынам Его народа. Царству коварной языческой политики, притворства, лести и грабежа, Сиону кровей и Иерусалиму неправды, как выражается блж. Иероним, противопоставляется царство правды, мира и святости; космополитизму религиозных сделок – вселенность Церкви. Это пророчество ( Мих. 4:1–8 ) есть классическое в числе мессианских мест Библии; в первой своей половине оно является буквальным воспроизведением первых стихов 2-й главы Исайи и тем дает почву для разнообразных ученых соображений о том, какой пророк от которого заимствовал это изречение; мы бы прибавили им еще такой вопрос, не открыто ли было это предсказание Духом Божиим общенародной духовной жизни как священная пословица или не служило ли оно богослужебным отрывком, и уже затем не введено ли пророком в свои предсказания (ведь и новозаветные священно-писатели выражались нередко языком псалмов и пророков и даже иногда народных поэтов)? Но нам думается, что подобные вопросы можно только ставить, а не разрешать, за неимением направляющих мысль данных. Гораздо плодотворнее будет остановить свое внимание на том явлении, что в обеих священных книгах это предсказание является в одинаковом контексте или, точнее сказать, в одинаковом «концерте» религиозных настроений проповедника. Исайя, как и Михей, обращается к царству с обличительной речью, указывая, подобно Михею, на расшатанность внутреннего строя ( Ис. 1:4–10 ) при внешнем благополучии и благочестии ( Ис. 1:11–16 ) и грядущую ужасную казнь, осуждение лицемеров и оправдание праведных ( Ис. 1:24–31 ). Наконец, заключается пророчество о горе дома Господня (как и у Михея) – возвратным взглядом на современное пророку унижение правды Божией и тех, кто ее держится. Отцы Церкви признают это пророчество столь убедительным по отношению к догмату Вселенской Церкви, что едва удостаивают в нескольких словах опровергнуть применимость этого пророчества к возвращению иудеев из плена (блж. Феодорит) или, если соглашаются соотносить его с ним, то доказывают лишь посредствующее значение этого события, тогда как действительным осуществлением пророчества они признают пришествие Христово и распространение по всему миру евангельской проповеди (блж. Иероним). Блж. Феодорит свидетельствует о попытке евреев подозревать даже подлинность этого места, но говорит о ее совершенной беспочвенности.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Чудеса здесь привычны В Дивееве готовятся к 250-летию Серафима Саровского 20.07.2004 277 Время на чтение 4 минуты В конце июля в Курске, где родился святой Серафим, и в Нижегородской области, на местах его служения, состоятся юбилейные торжества. Их возглавит Патриарх Алексий. Будут и высокие гости, и десятки тысяч паломников. Что сегодня происходит в Серафимо-Дивеевском монастыре? Об этом рассказывает его настоятельница - игуменья Сергия. - Скажите, матушка, правда ли, что в монастырь идут люди, не способные устроить свою жизнь в миру или переживающие какое-то личное горе? - Всякое бывает. В нашей обители более 350 сестер, и у каждой свой путь к Богу. Только основная причина в том, что люди, почувствовав любовь Божью, хотят ответить любовью Господу. Ну а через Бога и к окружающим, потому что, хотя монастырь - закрытое учреждение, но сюда со всего света тянутся люди черпать духовный ресурс. Будущие инокини непременно живут в монастыре до пострига 3 - 4 года кандидатками. - Все выдерживают испытание? - Не все. У нас очень напряженный ритм жизни, войти в него непросто. Подъем в 5 утра. И - молитвы, послушания, снова молитвы... Монашество - это тяжкий крест: жесткий режим, добровольное отсечение своей воли. Легко сказать " хочу в монастырь " , но всегда ли это для человека истинный путь - вот вопрос. - А как управляетесь с гостями? - Ежедневно принимаем до тысячи человек. Все без отказа получают питание. С началом летнего сезона непрерывно работают полевые кухни. Кроме того, принимаем обездоленных людей и каждому выдаем еще и с собой еды. Продукты в основном свои. Есть хлеборобный скит - Архангельский - там на 200 га земли пшеница, рожь, ячмень, картошка, овощи. - И сестры все обрабатывают своими руками? - Есть и техника монастырская, тракторы, комбайны. На уборку урожая выезжаем едва ли не всей общиной. Так же и на посадках. На монастырском подворье еще 50 га земли. Правда, почва закислена, но мы доведем ее до нормы и сделаем большой огород. Там же скотный двор на 20 коров - так что молочными продуктами обеспечены вдоволь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Иконоборство, развившись в начале VIII столетия, окончилось около средины IX века и таким образом волновала церковь больше столетия. Явление иконоборства в своем историческом бытии непосредственно следует за такими движениями, как движения церковные, вызванные вопросами о лице Богочеловека и волях в Нем. Неоспоримо, эти движения были слишком сильны и положили на умы неизгладимое впечатление. Но можно ли иконоборство ставить в родственную связь с ними, можно ли допускать, что так или иначе они подготовили и развили из себя иконоборчество? Едва ли. Нельзя найти ни одного факта во всей истории иконоборства, который бы указывал, что между иконоборством и предшествующими ересями, касавшимися лица Христа и действий в Нем и бывшими предметом осуждения на Вселенских соборах, существовала причинная связь. Напротив, скорее можно усматривать положительно враждебные отношения между иконоборством и ересями несторианскою и монифизитскою с монофелитскою. Иконоборцы не себя, а иконопочитателей поставляли в родственные связи с несторианством и монофизитством. Они объявляли, что иконопочитание явилось и развилось под влиянием идей несторианских; именно они провозглашали: «Живопись (религиозная) напоминает нам Нестория, разделявшего одного Сына и Бога Слова, воплотившегося ради нас, – на двоицу сынов» (Деян. вс. соборов, том VII, стр. 462) 100 . С другой стороны, те же иконоборцы находили, что приверженцы иконопочитания впадают и в ересь монофизитскую. «Живопись – говорили они в упрек православным – напоминает собою Диоскора и Евтихия, учивших, что два естества единого Христа слились и смешались. Вот живописец сделал икону Христа – представляют доказательство своей мысли иконоборцы, – и икона эта есть икона Бога и человека, а следовательно он слил не слитное соединение и впал в нечестивое заблуждение слияния. Тому же самому богохульству подпадает и поклоняющийся иконам» (Д. VII, 469 ,168). Нет надобности говорить о том, что подобные укоризны православным решительно несправедливы; для нас однако же они важны как доказательство, что иконоборцы ставили себя вдали от ересей предшествующей эпохи. И значит нет оснований допускать, что иконоборцы стояли под влиянием лжеучений, которым они нимало не сочувствовали 101 . Иконоборство по-своему происхождению стоит вне связи с еретическими заблуждениями прежних времен. Оно составляет явление совершенно оригинальное и независимое от них. Оно подготовлялось целыми веками, но могло и вовсе не возникать. Если же оно возникло, то этим оно обязано стечению благоприятных для сего обстоятельств в 40;ИИИ веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Мы собрались сегодня, братие, для духовного празднования в честь святого благоверного князя Александра Невского. Но многие ли вполне отчетливо сознают, в чем состоит смысл и значение этого празднования? Одни, например, при мысли о праздновании сем вспоминают прежде всего о том, что святой благоверный князь Александр Невский сам побеждал врагов нашего отечества, а потому, думают они, доселе к нему следует обращаться с молитвою более всего о том, чтобы он споборствовал нашему отечеству в бранях и ныне. Другие, вспоминая, что святой благоверный князь Александр занимался государственно-общественной деятельностью, склонны сосредоточивать все внимание на этой стороне его деятельности. Но многие ли знают о том, что лежало в самой основе жизни и деятельности святого благоверного князя? Если мы приведем себе на память, что более верою и молитвою, чем воинством, побеждал святой благоверный князь врагов своих, подготовляясь к победе молитвою, постом и причащением Святых Тайн, если вспомним, что, имея всю возможность и множество поводов на княжеском престоле угождать себе самому, святой благоверный князь предпочитал быть отцом для граждан своего отечества, миловать нищих, вдов и сирот, что он, скончав земной подвиг, несенный им ради блага отечества, преимущества княжеского достоинства легко сменил на схиму, то нам будет ясно, что жизнь святого благоверного князя являет в себе множество отблесков духовного образа того же самого «нового человека, который обновляется... по образу Создавшего его» ( Кол. 3, 10 ), каковой образ носили все вообще святые, в особенности же воплотили преподобные мужи, обитатели пустынь. У них научился многому святой благоверный князь Александр; у них учились и учатся, по крайней мере чрез писания их, едва ли не все общественные деятели, хранящие заповеди Христовы (например, привлекший особенную народную любовь святитель Иоанн Златоуст ). О нашем долге уяснить себе черты этого духовного лика преподобных, напечатлеть их в умах и сердцах и по мере сил наших воплотить их в своей жизни вот о чем напоминает нам ежегодное духовное празднование в честь святого благоверного князя Александра.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Несомненным, конечно. следует признать тот факт, что решение так называемого старокатолического вопроса в последние годы мало подвинулось вперед. Невольно возникает, вопрос, кто же виноват в этом? Недавно появившаяся брошюра почтенного знатока старокатолического движения А. А. Киреева: «Старокатолики и вселенская церковь » (С.-Петербург 1903. Сравн. Церковн. Вестн. 1903 г. 26–28) является ответом на этот вопрос, ответом – с моей точки зрения – едва ли в полной мере правильным. Автор этой брошюры, дополняя статью о. Светлова: «О новом мнимом препятствии к единению старокатоликов и православных» (Богосл. Вестн. 1903. Май. Стр. 134–151), приходит к тому заключению, что, если не единственным, то по крайней мере главным тормозом к соединению старокатоликов с православною восточною церковью в настоящее время следует считать эту последнюю. Сущность рассуждений почтенного автора сводится к следующему. По его мнению, почва для соединения старокатоликов с православною церковью в настоящее время совершенно расчищена: в старокатолической вероисповедной системе, в современном состоянии её, невозможно найти ни одного пункта, который бы препятствовал вступлению старокатоликов в лоно восточной церкви. Доказывая справедливость этого положения. А. А. Киреев преимущественно останавливается на вопросе о церкви, который в новейшее время признается главным камнем преткновения для соединения старокатоликов с православной церковью. Вопрос этот, по его мнению, распадается на два: 1) признают ли старокатолики нашу православную церковь (т. е. сумму всех наших автокефальных церквей) безусловно православною и притом вселенскою и 2) что представляет собою, в отношении к древней вселенской церкви римско-католицизм, из которого вышел занимающий нас старокатолицизм? Относительно первого вопроса, по мнению почтенного автора, должно заметить следующее. «Не подлежит ни малейшему сомнению, что старокатолики считают нашу церковь догматически безусловно православной. Это они повторяли и повторяют на все лады, в противном случае они бы ведь и не хлопотали о воссоединении с нами!..» «Относительно того, следует ли признавать сумму наших автокефальных церквей церковью вселенскою. существует некоторое, впрочем несущественное, разномыслие, скорее недоразумение между старокатолическими богословами и некоторыми из наших. Старокатолики говорят: мы признаем вашу церковь не только безусловно православною, но еще и несомненною наследницей и представительницей церкви вселенской, но думаем, что к этой вселенской церкви должно причислить и всех тех, которые, хотя и не принадлежат к составу какой-либо автокефальной православной церкви, веруют однако вполне православно, т. е. так, как веровала древняя церковь первого тысячелетия, и которые стараются даже осуществить эти верования в своей жизни, воплотить их в жизнь»... 1

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Назначение женщины по учению Слова Божия Первое издание труда протоиерея Димитрия Соколова «Назначение женщины» пришлось на время жарких споров в российском обществе об эмансипации женщин. Востребованность книги была необыкновенна, она неоднократно переиздавалась и воспринималась, как лучшее лекарство для воспаленных и растленных умов. В сегодняшние времена так называемой феминизации далеко не лишним будет напоминание женщины в свете Священного Писания. Настоящее издание будет очень полезным для чтения в воскресной школе, в семейном кругу. Оно дополнено молитвами, которые сообразуют жизнь женщины с Законом Божиим. Читатель найдет в книге богатейший материал для размышления о вечных добродетелях и духовных ценностях. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Протоиерей Димитрий Соколов Назначение женщины по учению Слова Божия © Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2012 И рече Господь Бог: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему (Быт. 2, 18). Едва ли кто-нибудь будет оспаривать ту мысль, что в руках женщины находится огромное влияние на дела человечества – и добрые, и злые. Творцу не угодно было даровать ей власть, которая подчиняет слабого сильному и действует принудительно, но зато Он даровал ей влияние, которое покоряет и сильного слабому так, что сильный и не замечает этого и подчиняется слабому, не чувствуя стеснения своей свободы. Доказательства тому в истории всем известны. Положение женщины у варварских народов резко отличается от образованных, как и положение женщины времен новейшей истории от положения женщины в древние и средние века. Известно и то, какое огромное влияние имеет многоженство и одноженство на нравы и судьбы народов. При посредстве женщины вошло растление в человеческую природу, но при посредстве женщины Спаситель явился в мир! Не во влиянии ли женщины на жизнь народов причина того, что искусство и поэзия всех времен под образом женщины олицетворяли всякую нравственную силу?! Не здесь ли причина и того, что Дух Святой в образе жен изображен в Книге Притчей?! Есть два противоположных направления, разделяющих человечество: это направление мудрости и благочестия, с одной стороны, а с другой – направление безумия и разврата (Притч. 1, 8; 9, 13 – 18). Влияние женщины велико, но оно благотворно только тогда, когда вся жизнь женщины сообразна с ее назначением.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Разделы портала «Азбука веры» ( 50  голосов:  4.3 из  5) Родителев грех Видение отца Андрея - Да хоть голову рубите, все равно в «живцы» не загоните! Отец Андрей уронил свою косматую, в прядях седины, голову на стол перед сидящим за ним уполномоченным так, что тот — чернявый парень с видимым испугом отпрянул. Брат Аркадий, взмахивая широкими раструбами рукавов рясы, подбежал к отцу Андрею, тряхнул за плечи: - В своем ли ты уме так-то говоришь?! Опомнись! - Отойди, отступник! Иуда! Председатель горсовета и двое дюжих «огепеушников», приехавших с уполномоченным из Вологды, угрюмо молчали. Вывели-таки старого попа из себя. Сухонький, невысокого ростика, он отвечал невозмутимо, скупо. Поначалу сулили ему чуть ли не златые горы, если в «обновленческую» церковь перейдет, на брата указывали — правильно, мол, понимает момент товарищ. Иногда, правда, поправлялись: гражданин поп. Аркадий, широкоплечий — подрясник по швам трещит, голова в крупных кольцах смоляных волос, отца Андрея помладше едва ли не на двадцать лет, кивал согласно, норовил в агитацию свои слова вставить. Не проняли посулы старшего Введенского — посыпались угрозы. И тогда отец Андрей вспылил… - Вот что! — нарушил тишину пожилой вислоусый «огепеушник» и тяжелыми шагами, заложив руки за спину, стал вымерять горенку. — С сегодняшнего дня храм закрывается, помещение передается горсовету под склад. Постановление… Он протянул руку, и председатель, услужливо согнувшись, подсунул ему лист бумаги. - Ознакомься… По просьбам трудящихся. - Завтра же престольный праздник! — глянул на него с недоумением отец Андрей. — Со всей округи народ придет! - Придет да уйдет! — усмехнулся «огепеушник». — Отменяется ваш праздник! А ты, батя, сбирай-ка по шустрому монатки, с нами прокатишься Попрощаться с домочадцами не дали. На улице в скорых зимних сумерках у распахнутых настежь ворот церковной ограды таился крытый возок, запряженный тройкой сытых ухоженных лошадей. Отец Андрей шагнул было к тропинке, ведущей к поповскому дому, но за спиной батюшки вислоусый, воровато озираясь, подмигнул напарникам. Один вместе с ним подхватил священника под локти, а другой, молодой, шмыгнув за ворота, что есть силы толкнул от себя кованую створку.

http://azbyka.ru/fiction/pozhinateli-plo...

С некоторого времени все толкуют о гласности, полагая ее в основание всякому делу, как будто стоит только огласить что-либо неблаговидное, и оно сейчас исправится. Если бы еще гласность всегда оглашала дело и правду, то можно было бы ожидать от нее пользы, хотя не в настоящем, а в будущем; но, к сожалению, свобода языка, внезапно разрешившегося, называемая теперь гласностью, большею частью увлекает оглашающих так далеко, что они забегают за пределы истины и почти всегда представляют дело в превратном виде, и таким образом пишут, вместо портретов, карикатуры и, разумеется, не достигают своей цели. 1 Мы можем видеть пример тому в светской литературе, где даже приторно стало читать все повести и романы о взяточничестве, во всех его видах. Не знаю, многие ли исцелились от столь неблаговидных изображений; но, конечно, большая часть обличаемых, посмотрев в такое увеличительное зеркало, отошла с самодовольною улыбкою, говоря себе: «это не я». Дошла теперь очередь и до духовных лиц, на которых тем с большею яростью стали нападать, что личность их более ограждена, и что в них можно бросить камень только из-за угла (т. е. из-за границы). Кто же в этом случае первый бросил камень? Горько подумать, что это человек, принадлежащий сам тому же званию, которое так жестоко и неприлично осуждает, посмеиваясь над наготою отеческою. Кто же поднял этот камень, чтобы сильнее кинуть его прямо в сердце родной своей Церкви? Это, как видно, уже человек совершенно иного сословия и, без сомнения, почитающий себя патриотом! Как достало однако у него духа бросить такой позор в лицо своего Отечества, которое страдает здесь столько же, сколько и Церковь ? Книга сия переведена уже на французский и немецкий языки. Но вот еще одно печальное явление: никто доселе не дал себе труда разобрать, до какой степени справедливо все, что собрано в этой книге, а между тем едва ли не все принимают ее за сущую истину: одни – по чувству пристрастия к гласности, которая как будто дает право суда и власти не имеющим оных в действительности; другие же – по давнему тайному предубеждению против духовенства, не давая себе отчета, откуда проистекает такое предубеждение (не от того ли, что в самом образе жизни нашей все глубже и резче обозначается черта между направлением мирским и духовным?); большая же часть вопиющих увлекается общую молвою, и таким образом вредная и бессознательная книга, проникая мало по малу во все слои общества, высшего и низшего, производит везде губительные опустошения, ибо снизу она отчуждает паству от пасущих, давая частным случаям повсеместную гласность, а сверху – лишает всякого доверия самих Пастырей, бросая на них столь невыгодную тень, хотя от этого нисколько не умножаются средства к улучшению.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010