Можно ли подготовиться и как помочь тем, кто едва сводит концы с концами «В нормальности — героизм, потому что по-настоящему обычных людей не так много. Жить нормальной жизнью, где ты не бьешь своих детей, не орешь на них, где ты вкладываешь в саморазвитие силы — это по-настоящему очень тяжело», — считает священник Дионисий Костомаров, настоятель храма Святителя Николая Мирликийского в городе Орел. Мы поговорили с ним о том, как помочь людям, которые едва сводят концы с концами, можно ли подготовиться к кризису и чем ценны партнерские отношения в семье.  — Сегодня мы говорим о бедности. Я процитирую ваш пост в социальных сетях. Вы писали, что вам грустно от 2020 года, что ваш оптимист решил уйти и не возвращаться, потому что пришла пандемия и положила за пару месяцев на лопатки мировую экономику. Те, кто побогаче, почувствовали ухабы на дороге, а те, кто победнее, почувствовали хук. Вы видите, что очень многим придется снова выживать. Есть истории, которые особенно запомнились?  — Начну я, пожалуй, с одной истории, которая не напрямую о бедности, но о соприкосновении с ней. Это произошло в 2013 году. Я тогда служил в одном из орловских храмов штатным священником и познакомился с человеком, который был бизнесменом. Тогда его бизнес рушился на глазах.  Перед ним вставали вопросы нравственного порядка: что делать с сотрудниками? Он понимал, что если он не уволит их, то все развалится, а если он их уволит, то как он будет смотреть им в глаза? У него трудилось более 50 человек. Это было удивительно, но он принял решение не увольнять людей. Около полугода он им еще платил зарплату.  В итоге все это разорилось, но произошло то, что очень редко происходит — человек потерял богатство, но при этом он смог внутренне себя сохранить. Когда я его через четыре или пять лет встретил, он мне рассказывал, что именно благодаря церкви он то полагание, которое всегда основывал на деньгах, смог основать на чем-то более фундаментальном, на том, что не так легко утерять. И он не спился, он не сошел с ума, у него сохранилась семья. Это было удивительно. 

http://pravmir.ru/gde-napisano-chto-muzh...

492. Слово в день Успения Пресвятой Богородицы (Говорено в Московском Большом Успенском Соборе 15 августа) 972 1829 год Матерь Света нисходит во мрак. Родившая Начальника жизни и Победителя смерти, даже и после решительной победы над смертию, т. е. после Воскресения Христова, предается в область смерти. Если во дни, «когда царствова грех во смерть и даже царствова смерть... и над не согрешившими по подобию преступления Адамова» ( Puм. V. 14, 21 ), удивительно было, что Енох, что Илия, не умерли, как прочие: то во дни, когда «благодать воцарися правдою в жизнь вечную, Иисус Христом Господем нашим» ( Puм. V. 21 ), не менее удивительно, что Мария умирает, как прочие. Не моему только неведению принадлежит сие удивление: сама церковь , хранительница многоразличной премудрости Божией, в одном из своих песнословий на Успение Пресвятой Богородицы, восклицает: «о дивное чудо! источник жизни во гробе полагается» 973 . Что же при сем должны мы подумать, христиане? – Если Пресвятая должна отдать некоторую дань владычеству греха: ибо смерть есть дань греху, по слову писания: «оброцы... греха смерть» ( Puм. VI. 23 ): то коль тяжкому сего рода оброку мы многогрешные подвергнуться можем! Если над Преблагословенною отчасти совершается приговор проклятия: ибо к древнему проклятию Адамову принадлежит сей приговор: «земля еси, и в землю отъидеши» ( Быm. III. 19 ), то чего должны ожидать мы, которые, хотя и приняты в наследники нового благословения Христова, но едва ли не более живем еще наследием ветхого Адама, – помыслами земными, вожделениями чувственными, делами плотскими, в которых проклята земля? Если честнейшая Херувимов, и славнейшая Серафимов, если Матерь Господа, одинаким с уничиженными земли путем идет во гроб, рядом с червием полагается в персть: то мы, умаленные от Ангелов, и может быть не только «малым нечим» ( Евр. 2:7 ), как хотел Творец, но много, прелестию диавола, и весьма много, по нашему собственному произволу, – мы рабы недостойные, можем ли быть низведены менее, нежели до ада? Подлинно, как говорит св. Ап. Петр: «аще праведник едва спасется, нечестивый и грешный где явится» ( 1Nemp. IV. 18 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Где наша слава, там и наше сердце Что говорит о страсти тщеславия Евангелие. – Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. – Что значит молиться втайне. – Тщеславие приводит к фарисейскому лицемерию. – Ища опору в человеческом одобрении, можно отпасть от Бога. – О ложном стыде. – Примеры нетщеславного поведения и смирения в Священном Писании. – Как, приобретая духовные плоды, не впасть в прелесть? Мы продолжаем наши беседы о борьбе со страстями, беря за основу Евангелие. Такой подход несколько сужает тему, но он дает и некоторые преимущества: мы начинаем понимать, как применять Евангелие к жизни, начинаем осознавать его актуальность. Очень часто по разным причинам Евангелие остается для нас просто книгой – то ли исторической, то ли, в общем смысле слова, вероучительной, то есть основанием нашей веры, но не является жизненным руководством. Мы – сами по себе, Евангелие – само по себе. Некоторые христиане и вовсе руководствуются житейским здравым смыслом и едва-едва придерживаются основных ветхозаветных заповедей, таких как «не убий», «не прелюбодействуй» и им подобных. А некоторые следуют, что само по себе, конечно, неплохо, святоотеческому учению, но не умеют отождествить его с учением евангельским. И наша задача состоит в том, чтобы показать, что святоотеческое учение проистекает из Евангелия и основано на нем. Одна из восьми главных страстей – тщеславие. Обычно о тщеславии упоминают после того или перед тем, как рассуждать о гордости. Эти две страсти связывают между собой, и справедливо. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что никто не станет гордым, если прежде не поддастся тщеславию. В то же время нужно понимать, что эти страсти несколько различаются. Можно, конечно, говорить о тщеславии как о некоторой разновидности гордости, но, я думаю, удобнее рассмотреть эту страсть как нечто отдельное. И Спаситель также говорит о ней особо. В Нагорной проповеди Он довольно много рассуждает о тщеславии и приводит примеры стремления к суетной, тщетной славе. Итак, что говорит об этой страсти Господь наш Иисус Христос? Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас; иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Глава 5. ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ Тот есть пастырь добрый, который учит, и то, чему учит, сам делом показывает. Потому пастырям не только должно учить, но и самим являть пример добрых дел. Пастырь добрый подобен вождю, который и путь указует людям, и сам идет впереди, как о Начальнике пастырей, Спасителе нашем, написал Лука святой: «Иисус делал и учил от начала» ( Деян. 1:1 ). Двояко учит тот, кто учит и живет благочестиво: словом и житием своим учит, потому что учение свое подтверждает делом и житием своим. Святитель Тихон Задонский «Если ты пастырь, то наставь, убеди, укрепи, ободри, раньше всех встань, позже всех ляг – заботься о своей пастве, молись за нее горячо, долго молись, а о себе помолись после; если ты служишь, то служи благоговейно, со страхом и верой», – так говорил протоиерей Валентин Амфитеатров в одной из своих проповедей 31 . Несомненно, что и сам он по мере возможности, и даже сверх обыкновенных человеческих сил следовал этому идеалу. В чем же состояла и как совершалась пастырская деятельность о. Валентина, и каким средствам духовного воспитания батюшка уделял особое внимание? «Источника бессмертнаго вкусите» Частое Причащение жизни, сказал Василий Великий , что иное значит, как не частое оживление? Частое Причащение что иное значит, как не обновление в себе свойств Богочеловека, как не обновление себя этими свойствами? Обновление, постоянно поддерживаемое и питаемое, усваивается. От него и им истребляется ветхость, приобретенная падением, смерть вечная побеждается и умерщвляется вечною жизнию, живущею во Христе, источающеюся из Христа; жизнь – Христос – водворяется в человеке. Святитель Игнатий Ставропольский Одним из важнейших средств исправления и возрождения души отец Валентин считал частое Причащение Святых Животворящих Таин Христовых и Таинство исповеди. «Многие, вижу, не часто причащаются: это дело диавола, он мешает частому принятию Тела Христова. И очевидно, что тот, кто не часто причащается, дает большую власть над собой диаволу, и диавол волю над ним принимает и ведет его на все злое», – писал свт. Иоанн Златоуст . О том же говорили свт. Василий Великий , Димитрий Ростовский , Тихон Задонский , прп. Серафим Саровский , свт. Иннокентий Херсонский , митр. Московский Платон и другие Святые Отцы и благочестивые проповедники. Едва ли можно найти хотя бы одного святого, который не упоминал бы о важности причащения. Однако в XIX веке в России была уже общепринятой практика редкого – вплоть до одного раза в год – причащения Святых Таин. То же касалось и Таинства покаяния. Такая практика не имела никакого основания в Церковной истории и учении Святых Отцов Православной Церкви и, думаем, возникла из нерадения. Однако она твердо укоренилась, и иной подход к этому вопросу считался неким новшеством, едва ли не ересью.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

«Вси святии земли Русския, молите Бога о нас»! «Якоже плод красный Твоего спасительного сеяния, земля Русская приносит Ти, Господи, вся святые, в той просиявшие. Тех молитвами в мире глубоце Церковь и землю нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве!» (Тропарь). Вот молитва, достойная русского человека: обращение к памяти всех святых, в земле Русской просиявших. Но все ли русские люди знают, что во вторую неделю по Пятидесятнице, совершается праздник в честь всех святых, прославившихся святостью своей жизни на Русской земле? Все ли русские люди надлежащим образом чтут и чествуют этот знаменательный день – наш русскийпраздник? Каждому народу свойственно чтить память своих национальных героев: государственных вождей, военачальников, писателей, художников, ученых, изследователей и изобретателей и т. д. В эмиграции, в свое время, был установлен праздник Русской культуры, приуроченный ко дню рождения А.С. Пушкина. Все это хорошо и весьма похвально. Но совсем не хорошо и очень не похвально, чрезмерно увлекаясь  только  земным, забывать о гораздо более важном и высоком – о небесном. Все земное преходяще и имеет лишь временное значение, а небесное – вечно, и слава его неувядаема. Неразумно поэтому, чествуя наших земных вождей и национальных героев, забывать о тех духовных светилах, духовных вождях нашего народа, которые, будучи прославлены самим Богом за святость своей жизни, сделались теперь нашими небесными молитвенниками и заступниками перед престолом Божиим. К ним должны быть обращены наши сердца и умы, в первую очередь, и их святой жизненный путь должен служить нам примером подражания. Пред их дивным духовным обликом должны мы склоняться с благоговейным трепетом, и их святые молитвы должны мы, елико возможно чаще, призывать себе на помощь, – а особенно, конечно, в делах всенародных, имеющих общее значение и преследующих благо народа. Каждый народ имеет нечто особое, что служит предметом его «национальной гордости», чем он может похвалиться перед другими. «Гордость – не христианское качество», как выразился в свое время приснопамятный московский митрополит Филарет. Но мы можем сказать, что наша национальная честь, наша национальная похвала, радость и утешение – это все святые, в земле Русской просиявшие. Ни один народ в мире не имеют такого безчисленного сонма святых угодников Божиих, ангелоподобных по святости жизни, ни одна Церковь не явила такого дивного лика духовной красоты и Божественного величия, как наша Русская Православная Церковь . Едва был просвещен русский народ святым крещением, то есть: едва услышал призыв Христов: «идите за мной!» ( Мф.4,19 ) , как тотчас же откликнулся на него тысячами сердец. Если мы откроем месяцеслов, то увидим, что почти нет дня в году, когда бы не праздновалась память одного-двух-трех, а то и большого числа святых, вышедших из среды русского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Мая 9-го, 1849 года, день был жаркий и прекрасный, и перед обедней приехала к нам Марья Григорьевна Александрова, жена мануфактур-советника, Павла Матвеевича. Она приехала со своей родственницей, старушкой Елисаветой Ивановной, в дормезе в шесть лошадей, и так как гостинницы тогда не было, то она остановилась у меня в кельях. Марье Григорьевне тогда могло быть лет с лишком 50; роста она была среднего, довольно тучная, черты лица имела некрасивые. Отец ее, Григорий, был персянин, мать София, русская; они имели сына Андрея и трех дочерей. Жена Григория, София, вскоре умерла. Старшую дочь свою, Татьяну, он выдал за штатного служителя Богоявленского монастыря, а вторую, Марью, 13 лет от роду, за сельского причетника Звенигородского уезда; он был лет 40, высокого роста, рыжий, второй раз вдовый и имел человек 5 детей. Он был весьма добрый человек. Пожив с ним не более года, Марья овдовела и возвратилась жить в Москву. Здесь она познакомилась с Александровым, московским купцом, весьма достаточным и прекрасным, который вознамерился было жениться на ней, но его мать препятствовала этому браку, и он осуществил свое желание уже гораздо позднее, после ее смерти, и Марья Григорьевна стала, наконец, его женой. При всей благодарности моей за ее благодеяния обители, не могу скрыть истины и не сказать, что она имела характер весьма крутой и недоверчивый. Помню, что в день приезда Александровой после обедни, едва крестный ход вышел из церкви, как в трапезе из поваренной трубы выкинуло и повалил густой и черный дым, но это не имело последствий. Марья Григорьевна обедала в своей келье, а после того просила меня, чтобы я ее всюду выводил. Я повел ее в теплую церковь , так как еще некуда было и вести. «А где же у вас бывают ранние обедни?» – спросила она меня. Я на это ей ответил, что еще теплого у нас придела нет. «Ну, а это-то что же такое?» – спросила она, указывая на дверь с левой руки. Я отговорил – это был дровяной чулан. «Нельзя ли вот здесь сделать престола?» – спросила она меня снова. – «Да отчего нельзя», – отвечал я, нимало не сообразив, что в чулане было едва ли более четырех аршин ширины. Александрова пригласила меня к себе в Москву, и у нас пошли переговоры об устроении нового придела. Бывая у нее, мужа ее я ни разу не встречал и к нему приглашаем не был. Они более 20 лет нанимали дом Касаткина в приходе Косьмы и Дамиана в Певческой, что между Ильинкой и Никольской. Главную половину, то есть парадные комнаты, занимала Марья Григорьевна, а муж ее занимал 2 комнаты: одна была спальная, другая контора, и прислуга также была у каждого своя. Это продолжалось до осени. Между тем решено было, что Александрова устроит у нас на свой счет придел во имя преподобной Марии Египетской, и определила на это до пяти тысяч рублей серебром. Составлен был план и представлен владыке на рассмотрение, и он его утвердил. После того стали заготовлять материал.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Закрыть itemscope itemtype="" > О новом и старом стиле 01.03.2001 404 Время на чтение 22 минут В N 9 " Московского журнала " за прошлый год был напечатан доклад архиепископа Серафима (Соболева) " Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении? " , прочитанный им на Московском Всеправославном Совещании 1948 года. Этот доклад, как оказалось, до сих пор не утративший своей актуальности, вызвал множество живейших читательских откликов - в подавляющем большинстве одобрительных (негативно по факту публикации высказался только один человек), что побудило редакцию еще раз обратиться к бесценному богословскому наследию архиепископа Серафима и опубликовать его второй доклад на том же Совещании - " О новом и старом стиле " . Промыслительно получилось так, что предыдущий материал появился на страницах нашего журнала в год 50-летия со дня кончины незабвенного архипастыря, а нынешний пришелся на 120-летнюю годовщину со дня его рождения. Слава Богу и владыке Серафиму! Один из ученых исследователей вопроса о новом и старом стиле, действительный член Русского астрономического общества Е.Предтеченский говорит, что лишь с эпохи Возрождения стали на Западе заниматься в числе других научных вопросов и пасхальным вычислением. " К несчастью, - заявляет он, - едва поняв устройство Александрийского канона, и поняв, может быть, далеко не как следует, западные пасхалисты вскоре захотели быть реформаторами и самонадеянно взялись за исправление прекрасно исполненного труда " . По словам Предтеченского, " если бы эпоха Возрождения началась одновременно как на Западе, так и на Древнем Востоке Европы, если бы несчастные обстоятельства не загубили в конец образованности в древних христианских церквах в Византии... если бы александрийские традиции и образованность первых веков не прерывались на Востоке, то едва ли бы возможно было и все преобразование, сделанное папою Григорием XIII " 1. К этим словам Предтеченского мы должны добавить, что появление календарной реформы папы Григория XIII обусловливалось не только отсутствием должного понимания и усвоения западными пасхалистами Александрийского канона с его пасхальным вычислением и падением научности на Востоке, но главным образом их неверием в Святую Церковь, точнее в то, что в ней живет и действует Дух Святый, как источник всякой истины.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2001/0...

Призывая своих слушателей к тому же самому, к чему Архангел призывал Царицу Небесную, один из наших великих святителей-подвижников объяснял при этом, что теперь несравненно легче воскипеть радостью, чем в то время, когда Божий Архистратиг, представший пред Девой Безневестной, воскликнул ей: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою». И действительно, настоящая причина, почему Благовещению нужно радоваться, теперь уже не закрыта, как тогда, никакой завесой. Не в будущем ее сбыча, но она уже объявилась многие сотни лет тому назад. Не предвещается лишь Пресвятой Деве Марии, что от нее произойдет Спаситель мира; но Он уже родился от нее. И не только родился, но просветил, искупил и спас нас. И стало ясно, что Благовещение есть не обрадование только Пресвятой Девы Марии, но и начало – главизна всего нашего спасения. А милосердию Божию было благоугодно, чтобы разумение об этом не прошло мимо нашего Отечества. Наш простой, нередко темный народ, едва ли ни во всех уголках нашей широко раскинувшейся отчизны Благовещение считает праздником, который по важности следует прямо за Светлым Воскресением и Рождеством Христовым. Едва ли, и до сего времени наши православные не стягиваются поголовно в сей день к своим приходским церквам, оставляя в стороне нередкую дальность расстояния и особенную трудность пути, оставляя дома только дряхлых, да самых малых. А предки наши когда еще, с самых незапамятных времен, живо и твердо выразили, как благотворно для рода человеческого ныне празднуемое событие; объявив, что Благовещение не празднует лишь та коварная птица, которая, по преданию, принимала злое участие в страданиях Спасителя, пригвожденного на Кресте. Какая же,однако, радость должна была объять Пречистую Богоматерь, когда Гавриил Архангел возвестил Ей, что от Нее родится Спаситель Христос? Пусть в то время и от Нее были сокрыты небесные заповеди Царствия Небесного, до которых люди не возвысились и через две почти тысячи лет своей христианской жизни и которые все христиане слышат ежедневно во время литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Глава 12. Книга Пророка Ионы 49. Сведения о пророке Ионе и время его служения Пятая книга в ряду меньших пророков содержит слово Господне Ионе, сыну Амафиину ( Ион 1:1 ). В четвертой книге Царств упоминается Иона, сын Амафиин, пророк от Гефаховера, предсказавший исполнившееся при Иеровоаме II восстановление древних пределов царства Израильского от входа Емафова даже до моря Аравитского или Мертвого ( 4Цар 14:25 1132 ). Отсюда очевидно, что Иона был сын Амафии или Амитая из Галилейского города Геф-Офера, в колене Завулоновом (Иис. Нав. 19:13 1133 ). Блаженный Иероним говорит, что этот город незначительный, лежит в двух милях от Диокесарии или Лидды на пути в Тивериаду; – и что там в его время показывали гроб этого пророка (Praefat. in Jonam). Турки чтут это место и никому не дозволяют в обуви спускаться в гробовую пещеру Святого Ионы. Поскольку пророчество Ионы о восстановлении древних пределов царства Израильского, по указанию четвертой книги Царств, исполнилось при Иеровоаме II (царств. 842–801 г. до Рождества Христова): то очевидно оно произнесено раньше сего времени, вероятно при отце Иеровоамовом Иоасе (858–842 г. до Рождества Христова), когда царство Израильское вступило в борьбу с царством Сирийским, но не могло одержать над ним решительного перевеса, и следовательно имело нужду в одобрении и подкреплении извещением о благополучном исходе начатой войны. К этому же времени надобно относить изложенное в сей книге путешествие Ионы в Ниневию с проповедию покаяния; потому что: 1) Ниневия была еще городом великим, на три дня ходьбы ( Ион 3:3 ), каковой она едва ли осталась после разрушения Мидянами под предводительством Арбака за 800 л. до Рождества Христова; – и 2) жители ее и царь настолько еще сохранили чувство страха Божия, что по одному слову пришедшого вестника или пророка назначили всеобщий пост и исполнили его со всею строгостью не по внешности только, но по исправлению своей жизни; что едва ли вероятно после того, как Ниневия понесла самое суровое наказание от руки Арбака конечно за грехи, требовавшие небесного отмщения и воздаяния?!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Глава 1 Родословие Ездры (1–3). Обличение евреев за идолопоклонство и забвение Божественных благодеяний (4–23). Отвержение иудеев и призвание язычников (24–40). Текст первых двух глав существует в двух редакциях, во многих местах значительно расходящихся между собою: французской и испанской. Французская лежит в основе современного печатного текста. По мнению Джемса (XLIV-LXIII) испанская версия дает текст в более древнем неприкосновенном виде, французская же вместе с заботою об изяществе слога стремится сгладить те места, которые могли возбуждать недоумения. 3Езд.1:1 Вторая книга Ездры пророка, сына Сераии, сына Азарии, сына Хелкии, сына Шаллума, сына Садока, сына Ахитува, 1 . В начале помещен заголовок книги: «Liber Ezrae prophetae secundus». Название Ездры пророком объясняется тем, что автор имел пред собою пророческую книгу Ездры (III-XIV) и в своем труде стремился расширить ее рамки, распространив ее пророчество на языческий мир, призванный в Христианскую Церковь на место отвергнутого Израиля. Цифровое обозначение книги едва ли можно считать вышедшим из-под пера автора. В одном из французских кодексов оно опущено, в одном из испанских начальные слова даны в такой форме: «Книга Ездры сына Хусия, пророка, священника (sacerdos)». Близость последнего слова по начертанию к слову secundus побуждает признать в современном цифровом надписании книги плод неправильного чтения. Священником или жрецом Ездра назван с целью пояснить предшествующее наименование его пророком, которое нигде больше в апокрифах не встречается. 3Езд.1:2 сына Ахии, сына Финееса, сына Илия, сына Амарии, сына Асиела, сына Мерайофа, сына Арна, сына Уззия, сына Ворифа, сына Авишуя, сына Финееса, сына Елеазара, 2 . Родословная Ездры в испанской версии опущена он назван лишь сыном Хусия. Во французской перечисляется 19 членов родословной Ездры, начиная от Аарона. В основе этой генеалогии лежат данные канонической книги Ездры (VII:1–5) и неканонической второй книги его имени (VIII:1–2). Сверх того внесены три новых члена, Ахия, Финеес и Илий. По мнению Гутшмида (s. 234), Гильгенфельда (205) и Джемса (XLIV) они взяты из 1 кн. Царств (XIVcp. XIV:18; I:3), но без достаточных оснований. Джемс высказывается в пользу более краткой генеалогии, так как заменять общеизвестную родословную совершенно новым именем Хусия едва ли могло прийти кому-нибудь в голову. Имя Хусия упоминается в Библии 3 раза, во 2 кн. Царств (XVIII: 21–23, 31–32), в кн. пророка Иеремии (XXXVI:14) и пророка Софонии (I:1. «Слово Господне, которое было к Софонии, сыну Хусия»). Так как выдержки из последнего пророка встречаются и в других местах книги, то можно предположить, что странная на первый взгляд родословная Ездры и взята у Софонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010