Скачать epub pdf Иго Христово благо, и бремя Его легко Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Чин пострига был учрежден еще святыми апостолами (так считают древние святые отцы, мнение которых является для нас непререкаемым, и в наших глазах никакая самая великая ученость или земная мудрость их авторитет превзойти не может). Ученики Спасителя сами были монашествующими и даже носили некоторые монашеские одежды. Во время этого чинопоследования читается следующий отрывок из Божественного Евангелия: Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин; и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин ( Мф. 10, 37 ). Умом мы все это понимаем, принимаем Евангелие. Верующие люди не дерзают теоретически не соглашаться с этими словами, на деле же едва-едва найдутся немногие, которые захотят эту заповедь исполнить, то есть возлюбить Господа Иисуса Христа более, чем отца, мать, сына или дочь. Господь не говорит, что люди, в которых любовь земная сильнее действует, чем любовь Божественная, любовь благодатная, не могут спастись, но говорит, что они Его недостойны. Таким образом, те, кто стремится исполнить эту заповедь, желают хотя бы в какой-то мере быть достойными Господа Иисуса Христа, достойными Его любви и крестной жертвы, которую Он принес ради спасения каждого из нас. И иже не приимет креста своего и вслед Мене грядет, несть Мене достоин ( Мф. 10, 38 ). Многие желают идти вслед Господа Иисуса Христа, многие как будто бы и идут за Ним, потому что едва ли не всякий разумный человек признаёт, что евангельское учение превосходит любое учение человеческое, философское ли оно или религиозное, и что истины, которые открыл нам Спаситель, мудрее, чище и светлее, чем положения любой человеческой доктрины. Но немногие из тех, которые идут за Ним, готовы взять на себя крест. Мы хотим идти за Господом, но без креста, без готовности ради Него, ради Его заповедей принять скорби, унижения, а может быть, и саму смерть. Мы хотим совместить земное и небесное: Монашеский же путь призывает к тому, чтобы, как говорит преподобный Иоанн Лествичник , на всяком месте во всякое время думать только об исполнении евангельских заповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

К.А. Докучаев-Басков Наглимозерская – Артова пустыня 550 Еще одно последнее сказанье И летопись окончена моя. В 65 – 72 верстах от г. Каргополя – на северо-запад – находится единственное, по своему картинному положению в Каргопольском уезде, да едва ли и не во всей Олонецкой губернии, озеро Наглимо, красоты которого почти не поддаются описанию... На острове этого-то озера и имеется Наглимозерская пустынь. Но при всей своей поразительной красоте – скорбное место это, скорбное!.. Вот жизнь человеческая!.. Было время стояла здесь обитель малолюдная, славили Бога иноки смиренные, служа данным обетам по мере сил своих... Более полуста лет существовала (самостоятельно) пустынь, не одного человека укрывала под кровом своим... И где все это?!.. Даже едва-едва осталось одно название «монастыря»... И никто из близ живущих (о дальних уже умолчим) не ведает о подвижниках здесь погребенных... Увы! Всеразрушающее время даже стерло с лица земли, сравняло с земной поверхностью могилы их!.. Между тем эта пустынная земля, – которую несколько раз попирали и мы ногами своими, – сколько слез, сколько горя людского приняла и скрыла в недрах своих!.. Скольких безобразий, зверств была невольной свидетельницей!.. И никто из окрестных современников не видел их подробностей... Опять – то же место и всестирающее время видели, конечно, праведную кончину праведных, страшное горе притесняемых, зверства и мучительства грешников... но опять ничего нам не сказали... Было и, как будто не было!.. Наконец, никого и почти ничего не стало: все смолкло и ста тишина, превратившись, по прежнему, «в древнее», первобытное «молчание»... как будто бы и действительно здесь никого, ничего, никогда не бывало. Основателем Наглимозерской 551 пустыни был некто инок Тимофей. Происхождение, родина, год рождения, место и время пострижения и пришествия его на Наглимозеро – не известны. «В прошлых-де годех он, инок Тимофей, построил тую пустыню, на том Аглиме озере, на острову, на диком лесу, один – собою», говорилось в царской грамоте 7157 – 1649 г. 552 – Список с этой грамоты отдан иереем Лекшмозерского прихода Дм. Малиным олонецкому архиерею Игнатию, по личному его требованию, в 1834 г. Подлинная же грамота в 1755 г. хранилась, в числе двенадцати актов сей пустыни, в Каргопольском Спасском монастыре и в описи названного года была внесена так: «4. Грамота государя царя и великого князя Алексия Михайловича об отдаче Аглима – Арто озера и пашенной земли в тое пустыню строителю Тимофею, з братиею, за печатью и за приписью Ивана Головленкова» (каргопольского воеводы), «7157 г., марта в 9 день» 553 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Явившаяся роса на руне Гедеоновом предзнаменовала Божию к людям любовь, по которой Слово Отчее воплотилось от Девы: тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына своего Единородного дал есть ( Ин.3:16 ). Что же означают слезы, истекшие от иконы Пресвятой Девы? Думаем, что означают они не что иное, как только Ее к нам любовь. Что действительно слезы служат свидетельством любви, докажу это сейчас примерами. Плакал Иисус о Лазаре. И что думают о сем очевидцы Его слез? «Любовь» говорят, «имеет к Лазарю» – прослезися Иисус. Глаголаху убо жидове виждь, како любляше его ( Ин.11:35–36 ). Друзья Иова, увидя его пораженным с ног до головы проказою, возопивше гласом велиим, восплакашася ( Иов.2:12 ). Заключай по сему и о причине слез Пресвятой Девы; плачет над нами, ибо любит нас, видя нас согнившими в струпах беззаконий, лежащими во гробе злого обычая и всеконечно душею умершими, подобно Иисусу над Лазарем и трем друзьям об Иове; соболезнует, сострадает и проливает слезы. Ибо своими злыми делами, во многом мы похожи на прокаженного Иова и умершего Лазаря; лежали – Иов на гноище, Лазарь во гробе, а мы лежим во грехах, так что каждому из нас следует восклицать – «всецело одержим страстями и на ложе зол возлежу!». Лежим мы, и не восстаем, как говорит Давид – падоша вси делающии беззаконие изриновени быша и не возмогут стати ( Пс.35:13 ), кроме того, о восстании своем и не радим, как написано: егда приидет нечестивый, в глубину зол нерадит ( Притч.18:3 ). Иов едва жив, Лазарь уже мертв был; и мы, когда по немощи согрешив, стараемся покаяться, бываем едва живы, если же грех сделался для нас обычным, то уже умираем душею и не можем восстать, так как благодать Божия по причине греха отъята от души нашей. Как для тела душа составляет его жизнь, так жизнь для души есть Бог; и как тело без души мертво, тако равно и душа без Бога. Посему блаженный Августин говорит – «Многие в живом теле имеют мертвые души». Феофилакт согласно с святейшим Златоустом, толкуя, что в Евангелии Луки ( Лк.12:13–31 ), притчу о богатом, говорит – «Еще при жизни богатого была погребена в нем его душа, ибо гроб носила плоть». Удивительно ли поэтому, что Пресвятая Дева плачет над нами, как бы над едва живыми или уже умершими. Мать Живота не хочет видеть нас мертвыми, но живыми. Еда хотением восхощу смерти грешника, глаголет Адонаи Господь, а не еже обратитися ему от пути зла, и живу быти ему ( Иез.18:23 ). Вдовица Наинская плакала об умершем сыне своем, и не остались тщетными ее слезы – видев ю, Господь милосердова о ней ( Лк.7:13 ). – Не всуе проливаются и заступнические слезы Пресвятой Девы Марии; ради Ее слез Господь милосердует о христианах, прощает беззакония людей Своих, укрощает праведный гнев Свой, возвращается от гнева ярости Своея ( Пс.84:3–4 ), чрез подание Своей благодати воскрешает нас, умерших, и осеняет покровом и заступничеством Своея Пречистыя Матери. Нравоучение 1-е

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/o-pochit...

Святой апостол Лука Святой апостол Лука. Имена ваши на небесах Новое прочтение эсхатологии святого апостола Луки Евангельское зачало, читаемое в день памяти святого апостола Луки, дает нам повод задуматься и увидеть много нового. 70 учеников Господа возвращаются с проповеди. Они радуются, их переполняет гордость за свой труд. Однако Спаситель предостерегает их: смысл не в достигнутом успехе или в приобретенной власти, а в близости к Богу и спасению. Тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах (Лк. 10, 20), — говорит Христос. И эти небеса вовсе не далеко — они здесь, рядом: просто их нужно найти себе. Вот о чем надо радоваться! Это непостижимо для того, кто пытается понять духовную жизнь прагматичным умом; это поймет только тот, кто прост, как дитя. Поэтому Спаситель и говорит: Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам (Лк. 10, 21). Ведь правда, в домостроительстве нашего спасения есть много вещей, Самим Богом утаенных, как бы спрятанных, неприметных, но открытых Им лишь избранным, достойным. Кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил (Рим. 8, 30). Эта слава Божественная завещана нам, она в наших сердцах, в наших душах, ибо Царствие Божие внутри вас есть… (Лк. 17, 21) Это расхожее мнение: Евангелие от Луки было написано значительно позднее Евангелий от Марка и Матфея, в совершенно иных условиях жизни Церкви, поэтому оно якобы менее эсхатологично, чем первые два. Но так ли это? Неужели так мог написать человек, который считал, что это Царство Бога, Царство небес, которое внутри нас, еще скрыто, что оно придет когда-то потом, что последние времена еще не наступили? Едва ли. Устоявшийся тезис о том, что Евангелие от Луки имеет «удаленную», «растянутую» эсхатологию, едва ли состоятелен. Предвкушение всеобщего конца в третьем Евангелии не только есть, но оно очень даже актуализировано. Именно в эсхатологических взглядах апостола Луки мы можем открыть для себя новый мир, полный сокровенных тайн, раскрывающих нам, как «младенцам», то, что скрыто от «мудрых и разумных». И тайнам этим не будет конца. Надо лишь попробовать, отбросив всё прежнее и широко распахнув сердца, по-новому понять, какими видел «последние времена» сам апостол Лука? И спросить: всегда ли верно мы представляем себе его взгляды на грядущие судьбы мира? Скорее всего, мы не всегда даем правильные ответы на эти вопросы по той простой причине, что не можем до конца верно восстановить ту культурную среду, которая его окружала, в которой он жил, творил, проповедовал. Одно место — две судьбы: о мучениях богача и блаженстве Лазаря

http://e-vestnik.ru/history/imena_vashi_...

Разделы портала «Азбука веры» ( 26  голосов:  4.1 из  5) Касьян Вообще-то я знаю двух Касьянов: естественно, оба родились в високосный год 29 февраля. Оба они – немцы, чьи предки чуть ли не с XVII века укоренились в России, только одни вышли из Голландии, а другие из Пруссии. Оба потомка – ни тот, ни другой – немецкого языка не знают. Одного зовут Андрей Витте, и он дальний родственник того самого графа Сергея Юльевича, царского премьер-министра, хотя и не по прямой линии – у того своих детей не было, и Андрюша – правнук кого-то из его братьев: то ли Александра, то ли Бориса. Другого зовут Александр Берендт, и он тоже дворянского происхождения. Оба они – православные, оба покрестились в монашеских скитах (разных). Оба они хороши собой, стройны, артистичны, аскетичны, талантливы. Оба – эстеты, но не снобы. Оба пробовали себя на литературном поприще и в самых разных жанрах, и оба печатались, и не без успеха, так что имена их могут быть вполне знакомы читателю, но ни один из них не отдавался литературе как своему призванию. Один, впрочем, закончил Строгановское училище, а другой – Литинститут. Добавлю еще, что с одним из них я училась в школе, а с другим подружилась, едва-едва ее закончив, и с обоими я в духовном родстве, ибо один – мой крестный сын, а другой – крестный отец моих детей. При этом они, часто встречаясь у меня, церемонно раскланиваясь и упражняясь в острословии, не то чтобы недолюбливали друг друга, а испытывали нечто вроде смутной ревности и держались на расстоянии. Впрочем, один из них – Александр – женился на француженке и уехал во Францию, родил дочку и счастливо укоренился там, а вот Андрея Витте, о котором и речь, на семейном поприще ожидали тяжкие испытания и разочарования. Начнем с того, что еще в весьма даже юном возрасте он страстно влюбился в Лилю Злоткину – настолько, что сделал ей предложение, на которое она откликнулась пылким согласием. В этом он точно следовал по стопам своего двоюродного прадедушки Сергея Юльевича – тот тоже страстно влюблялся, причем еще и похлеще своего правнука, потому как влюблялся он исключительно в замужних дам, потом разводил их с мужьями, применяя к тем подкуп или просто административные меры, и преспокойно женился. Так вот – второй раз он женился как раз на еврейке Матильде Ивановне, урожденной Нурок, взял ее вместе с дочкой от первого брака и заплатил ее мужу за нее большие деньги. Но как раз у Андрюши все так гладко не получилось: напротив, как пишут в старинных романах, судьба приготовила ему печальный сюрприз.

http://azbyka.ru/fiction/chelovek-v-inte...

Священник выглянул из алтаря, проверяя, не готов ли регент начать чтение часов перед Божественной литургией. Едва он приготовился воскликнуть: «Благословен Бог наш…», — как в церковь с земным поклоном вошёл Билл — последний из новообращённых, только что вернувшийся из паломничества в другой монастырь. Билл — или Василий, как сейчас он настоятельно просит себя называть — был обычным евангелистом, приятной внешности неженатым молодым человеком, работающим на первой после окончания колледжа работе. Зайдя как-то раз в книжный магазин, он открыл для себя Православие и затем с большим рвением принялся его изучать. После шести месяцев катехизации, в течение которых Билл прочитал едва ли не все православные книги, которые были напечатаны, он был миропомазан. Примерно через год Билл решил посетить монастыри. Тут-то в нём и начались перемены. Он стал более благочестивым и серьёзным по отношению к вере, но вместе с тем начал становиться каким-то странным. Например, в это воскресенье утром Василий не соизволил войти в церковь, как все другие. Вместо этого, с чётками, свисающими с его запястья, Билл прошёл земными поклонами от входа до середины и затем на глазах у всего прихода демонстративно поклонился практически перед каждой иконой в церкви. Никто не слушал часы, все смотрели на Билла. Потом прямо перед началом литургии он подошёл к двери алтаря и объявил, что ему нужно исповедаться, иначе у него будут большие проблемы со святыми старцами. Батюшка, будучи терпеливым к усердной молодёжи, вышел принять исповедь. «Я худший из всех грешников!» — начал Билл в своём обычном ключе. После чего он зачитал свой список, на этот раз состоявший всего из четырёх страниц. «Я сделал всего двести поклонов вместо обычных трёхсот и прочитал только четыре акафиста, так что я не вполне готов причаститься», — сказал Билл. «Вдобавок я был вынужден выпить чашку кофе, но поскольку все остальные делают то же самое, можно ли мне всё-таки причаститься?» — добавил он. Всё это священник раньше уже слышал. Что тут скажешь? — Ты прочитал все положенные молитвы, и всё равно тебе нужна была чашка кофе? — Ну, старец сказал, что мне нужно прочитать молитвы, но я не мог бодрствовать всё время, пока не закончу их, поэтому я выпил кофе. Но ведь другие прихожане даже завтракают перед литургией! Я слышал, что епископ такой-то прямо перед литургией выпил кофе с этими безбожными католиками! Кроме того, я выпил кофе в три часа ночи, а сейчас почти десять. После паузы священник спросил: «Почему ты не начал читать молитвенное правило немного пораньше?» — Я только что прочитал в книге, что правило нужно читать после полуночи, так как это самое подходящее время для борьбы с демонами. Ну и Мадонна выступала по телевизору после полуночи. Её видеоклипы оказались для меня большим искушением… Так что я сделал поклоны.

http://pravmir.ru/pyat-veskix-prichin-ne...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пожнем, если не ослабеем Духовенство стремится отвечать на вызовы времени 03.09.2002 304 Время на чтение 6 минут Знаток мира русского духовенства писатель Николай Лесков заметил некогда, что " жизнь наших владык течет так " прикровенно " , что едва о некоторых из них можно узнать и сберечь для истории что-нибудь образное и живое " . Сказано было много более века назад, в условиях наступившего церковного кризиса, но, думается, это довольно справедливо и во время нынешнего церковного ренессанса. Сегодня епископат Русской православной церкви насчитывает свыше 150 архиереев, большинство которых управляют епархиями, с их сотнями приходов, священнослужителей и сотнями тысяч мирян, а также монастырями, духовными учебными заведениями. Много ли мы знаем об этих церковных правителях? Отнюдь. Видим их, как правило, в саккосах и митрах во время архиерейских служб, так сказать, в свете неприступном... И вот тот редкий случай, когда светской газете рассказывает о своей жизни и служении один из архиереев РПЦ - митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий. - Ваше Высокопреосвященство! Прежде всего разрешите вас поздравить с 20-летием служения на Воронежско-Липецкой кафедре. А помните ли вы свой первый приходской храм? - Признателен за поздравление... В 1976 году, будучи молодым иеромонахом, я сам попросился в едва ли не беднейший приход Ленинг радской епархии. Добрался, вошел в храм. Нетоплено, грязно, неуютно. Промерзший алтарь. Но у меня не было и тени разочарования: то, к чему стремился, я получил. Взял топор и пилу, пошел в лес, скинул с себя пальтишко и стал просеку рубить. Потом приволок сосенки к храму, истопил печи, нагрел воду и стал мыть в алтаре, потом в самом храме и пол, и стены... Пар валил из ведра, пар валил от меня. Я был как на небесах! Печи набрали силу, появился в моем храме живой дух, стали ко мне заглядывать люди. Кто-то принес хлеба, кто-то картошки. Я перекусил, тут появились и певчие, и псаломщик; уже стемнело - и мы отслужили нашу первую службу...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2002/0...

18. Сотрудник Братства св. Гурия. 3 апреля 1910 года Слово о Преподобной Марии Египетской Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Мы, братия возлюбленные, более не услышим в нынешнем году св. песни: „Покаяния отверзи ми двери». Кто из нас доживёт до будущего года, чтобы снова покаянием, молитвой и слезами очистить своё сердце? Мы не знаем, велит ли Господь нам дожить до будущего великого поста, чтобы тогда опять проверить свою жизнь, свои чувства и намерения; чтобы пробудить свою совесть, и предстать пред Христом снова со слезами покаяния, – если не с благодарностью уже за свой душевный мир и покой, за своё уже наступившее обновление! И вот, с последним пением „Покаяния отверзи ми двери», вспоминается преподобная мать наша Мария Египетская. Вы уже раньше слышали в великопостных песнопениях, что св. Церковь её вспоминает, но не удовлетворяясь этим, возвращается к памяти преподобной и сегодня. На что это должно указывать и чему нас научить? Такое сопоставление имени Марии Египетской с последним покаянным призывом, конечно, не случайно. Это почти единственное из житий святых, в котором была бы так ярка победа добра над злом и так тяжка вынесенная борьба. Мы едва ли найдём ещё подобную высоту одухотворения, завершившую начало жизни совершенно противоположной; едва ли найдём ещё такую жизнь, какую вела Мария, которая из великой грешницы стала ангелоподобной и в молитве так возносилась духом, что по преданию и тело её поднималось в воздухе, пока она совершала свой молитвенный подвиг. Но что же сделало её такой? Что её переродило? – Вы из жития её знаете, как она, находясь ещё всецело во власти страстей, пришла в Иерусалим; как там она пожелала поклониться древу креста Господня и как неведомая ей сила её не допускала войти в храм. Все приходили, а она, Мария, не могла... И тогда она стала плакать, и просить, и молить Пресвятую Богородицу, чтобы Матерь Божия дала ей силу приступить и облобызать пречистое древо. И вот за эти слезы она получила то, к чему стремилась: она приложилась ко кресту и затем вышла. – Что же случилось далее? Да она вышла на ту же дорогу, где стояла ранее, со всеми страстями своими, и мерзостями, и ужасом греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Московское Археологическое Общество хочет поставить памятник смиренным служителям Церкви Русской, святителю Гермогену, Патриарху Всероссийскому, и преподобному Дионисию, Радонежскому чудотворцу. Местом памятника избрана историческая Красная площадь в Москве, где уже красуется памятник Косме Минину и князю Пожарскому. Археологическое Общество желает сим памятником ознаменовать наступающее в 1912 году трехсотлетие окончания великой смуты, до основания потрясшей нашу матушку Русь в начале XVII столетия. Памятник, очевидно, должен говорить русским людям: «Любите Русь, как мы любили, целым сердцем; будьте готовы положить за нее свои души, отдать ей беззаветно все: и ум, и сердце, не говоря уже об имуществе, отдать самую жизнь свою за ея благо. Смотрите на нас и вспоминайте наше время, наши подвиги». Святейший Синод предоставил Археологическому Обществу произвести в текущем году во всех церквах Российской империи тарелочный сбор за всенощными бдениями и литургиями в праздники Апостолов Петра и Павла и Успения Богоматери. Так откликнулась церковная власть на начинание Археологического Общества. В последнее время сборы по церквам в великие и не в великие только праздники – обычное дело. Собирают ежегодно в известные дни разные общества: Миссионерское, Палестинское, попечения о слепых, Красного и других крестов, – всех таких не перечтешь: собирают и не ежегодно, а только раз или два в определенный день на то или другое доброе дело. Не могу не заметить, что святое дело христианского благотворения, всецело некогда принадлежавшее Церкви, ныне, большею частию, ушло из Церкви и является в нее только с кружкой или тарелкой для сборов, а все распоряжение сими сборами идет уже мимо Церкви... Не буду теперь останавливаться на этом вопросе: можно ли сие признать нормальным явлением в церковной жизни по самому существу, тем более что к настоящему случаю это едва ли может иметь и отношение. Церковь строила и строит храмы как памятники, но еще никогда не строила памятники в мирском смысле этого слова. Я хотел бы только отметить, что это даже едва ли не первый случай сбора на памятник во время богослужения в церквах наших. Собирали на построение храмов, на школы, на богадельни, на миссии, словом – на дела добрые, но не на постройку мирского памятника. Не хочу восставать против такого сбора и теперь, ибо распоряжение церковной власти уже состоялось, никакой ереси в нем не усматривается, а потому и протестовать против него нет повода. Но при исполнении сего дела, при построении памятника, может произойти нечто такое, от чего хотелось бы предостеречь теперь же и Археологическое Общество, и тех, кто должен отвечать пред Богом и историей за возможный соблазн...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Скачать epub pdf Средоточие христианской веры Церковь исповедует веру в Троицу – Бог , Которому мы поклоняемся, един по существу и троичен в Лицах. Эти Лица – Отец, Сын и Святой Дух. Каждое из Них обладает полнотой Божественных совершенств, каждое – Бог: Отец – Бог, Сын – Бог, Святой Дух – Бог; но это не три Бога – это один Бог. Это учение носит абсолютно центральный для нашей веры характер. Это – фундамент, без которого никакое христианство невозможно. Вместе с тем эта доктрина вызывает, пожалуй, больше всего непонимания и критики. В этой статье мы попробуем кратко рассказать о том, почему учение о Троице истинно и бесконечно важно. Непонятная Троица Одна из часто возникающих претензий к учению о Троице – его непонятность. Наш великий классик Лев Толстой печально знаменит своим заявлением, что «отвергает непонятную Троицу». Что же, такая жалоба отчасти ясна – учение о Троице может вызвать затруднения, но это едва ли может служить доводом против его истинности. Когда вы учитесь – и растете духовно или интеллектуально – вы постоянно сталкиваетесь с непонятным. Философские концепции или физические теории, которые вы пытаетесь изучить, поначалу могут вызывать фрустрацию и раздражение. Они не укладываются в голове, иногда вам вообще непонятно, о чем ведет речь автор. Доказывает ли это их ложность? Едва ли. Физики, например, говорят о том, что электрон – это одновременно волна и частица. По правде сказать, я до сих пор не понимаю, о чем идет речь. Я понимаю, что такое волна. Я видел волны, разбегающиеся от камня, упавшего в пруд. Я понимаю, что такое частица – что-то типа дробинки или горошинки. Но как электрон (по уверению физиков) одновременно умудряется быть волной и частицей – это ускользает от моего понимания. Когда физики (терпеливо улыбаясь) говорят, что электрон – это вообще математическая абстракция, я чувствую себя окончательно потерявшимся. Но мое огорчение никак не может служить опровержением физических теорий. Возможно, если бы я имел время и желание засесть за учебники по физике, я бы начал понимать лучше.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010