Во что еще бить тебя, душа непокорная! Так сетует учитель Критский о твоей плачевной судьбе, душа моя. Сколько раз говорил он тебе – не обращайся назад! Сколько раз приводил на мысль Христовы слова: «Вспоминайте жену Лотову» ( Лк.17:32 )! Позади – земля греха, впереди – земля радости обетованная, путь к этой земле известен тебе, ибо тебе сказал Господь: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ). Трудным тебе кажется путь этот – но только потому, что ты поверхностна еще в своем знании, оно – еще как бы вовне, не срослось с тобою, не вошло внутрь тебя. Совершенствуй его, применяй его в жизни своей, сделай это знание неотъемлемой частью себя, как неотъемлемо от тебя дыхание твое, – и тогда ты поймешь, почему сказал Христос: «Иго Мое благо и бремя Мое легко» ( Мф.11:30 ). О, душа моя нерадивая! Тебе же не неведомо всё это! И как же так выходит, что ты всегда смотришь назад, когда идешь вперед? Почему, как в древние времена неразумные люди в пустыне, и ты предпочла Небесной пище свиное мясо и котлы, и пищу египетскую? Куда придешь ты, если глаза твои устремлены только на небольшой отрезок пути, уже пройденный тобой: на те удовольствия, от которых тебе пришлось отказаться, на те сладостные соблазны, которые так привлекали твои взоры, на ту пищу египетскую, от которой тебя Уставом своим ограждает Церковь – хотя бы в постовые дни? Почему ты видишь только мизерные подвиги твои, но не смотришь на цель, ради которой Церковь подталкивает тебя к ним? Неужели так непосильны они? Неужели цель – столь мелка, что ради ее достижения ты не хочешь пожертвовать самым малым – своеволием, чтобы приобрести великое: «молитвой и постом» оградить себя от «рода» сатанинского 1280 ; оставить свиная мяса тем, кто только и достоин, что быть вселенными в стадо свиное в стране Гергесинской и Гадаринской и потонуть потом в море Галилейском ( Мф.8:28–32 ; Мк.5:1–13 ; Лк.8:26–33 ); сердечной любовью к ближнему своему, разделяя с ним «тяготы» ( Гал.6:2 ) его, открыть и для себя двери Царства?! Ведь сказано: «Господь по великой Своей милости возродил нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. О сем радуйтесь, – сказал нам первоверховный апостол, – поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера наша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа!» ( 1Пет.1:3–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Вот мы сейчас тоже хотим свободы. А отчего до сих пор живем в рабстве? Какая причина? Не готовы к принятию Истины во Христе, нет к ней должного жертвенного порыва. Преобладают неверие, эгоизм, страх и пассивность. А ведь когда евреи не приняли Христа и отвергли Его, они подверглись рассеянию. Храм был разрушен, и государство стерто с лица земли, Иерусалим распахан под поле. Это было наказанием евреям за грех Богоубийства. Когда Россия отреклась от царя и православия, предпочла им  ВКП(б), атеизм и материализм, все это остаточным валом докатилось до сегодняшнего дня. И мы, возмущаясь тем, что подвергаемся насилию и угнетению, не подозреваем, что над нами, как и над древними евреями, исполняются слова древнего пророка Исайи, который говорил: «Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ, обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, – повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Земля ваша опустошена, города ваши сожжены огнем, поля ваши в ваших глазах съедают чужие, все опустело… Омойтесь, очиститесь… научитесь делать добро…» (Ис. 1, 3–7, 16, 17). Пророк призывает евреев к покаянию. А покаяться – это значит вернуться к истокам, к Богу. И тогда уже действовать. Это и наш путь. В традициях славного дореволюционного прошлого. А сегодня хотят каких-то крутых изменений, но опять вне Бога. Должны быть правильные духовные установки. Да, надо, по идее, возлюбить врагов. Но мы живем в страшном и жестоком мире. И если мы бросим оружие, открывая грудь мечу врагов и подставляя щеки, то на наших глазах они, смеясь, будут насиловать наших детей, а нас с презрением убьют, наступив, как ацтеки древности, перед нашей смертью нам ногой на лицо. Сказано: «Не убий!». Правильно. Но была Великая Отечественная война . Был воин-освободитель. Он убивал фашистов. Виноват он в грехе убийства так, как бандит, вырезавший беззащитную семью в какой-нибудь горячей точке? Нет конечно. Так что все это нужно учитывать. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Или возьмите горячий пример с войной Грузии против Южной Осетии. Россия вступилась за беззащитных – и поступила правильно, по-евангельски. Разве это, кстати, не достойный пример политики нынешнего президента? Мы преподали урок деятельной любви к ближнему, хотя он и имел вид жесткой военной силы в отношении агрессора. А что делать? Подчас только такой уровень жертвенной любви (а мы ведь рисковали сотнями жизней наших миротворцев)  действует в этом несовершенном мире и хотя бы отчасти снимает борьбу противоположностей. Что же касается общей ситуации внутри нашего общества, то конкретную форму богоугодной жизни  в нем покажет время.

http://pravmir.ru/apologiya-vstryaski-pr...

«Будь милостив ко мне» ( Лк.18:13 ), восклицает он, как уже осужденный. Разве ты не читал написанного: «не насмехайся над человеком, находящимся в горести души его» ( Сир. 7:11 )? Он в горе; вместо множества обвинителей его отовсюду окружают мрачные мысли; укоры совести побуждают его бить себя в грудь; он сам для себя сделался палачом. Его угнетенность тебя не трогает? Не возбуждает в тебе сострадания это поникшее долу лицо? Не смягчает твоего бессердечия вид этого человека, не смеющего очей возвести к небу? Когда он был мытарем, тогда тебе нужно было упрекать его подобным образом, а ему следовало тогда стыдиться не только перед тобою, но и перед всяким человеком. А теперь, когда он сознал свои грехи, когда, увидев раны души своей, прибегал к Врачу, безмездно врачующему, когда, вспомнив о своих прегрешениях, он припал к непамятозлобному владыке, теперь напрасно, о, фарисей, ты его унижаешь. «Или как этот мытарь». Разве нет других мытарей, еще не полюбивших сладостный плач покаяния? Если уж у тебя так сильно желание обвинять грешников, обрати твой язык против них, до сих пор еще ввязающих в сетях корыстолюбия. А против этого твоя неприязнь излишняя и напрасная. Не только ему ты не повредишь, но и еще более побудишь Владыку поспешить с прощением ему. 2 . " Мытарь же, – говорится, – стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо» ( Лк.18:13 ). Совершенно так, как будто он сам произнес эти слова Манассии: «я недостоин взирать и смотреть на высоту небесную от множества неправд моих» ( 2Пар.36:23 ). Много ведь пороков было собрано тогда в душе мытаря: неутомимая страсть к деньгам, беспредельная любовь к неправде, ненасытное хищение; мытарь – общее зло для человеческой природы, законный обидчик, хищник, не подлежащий обвинению, бесстрашный вор, неуличимый разбойник, неустранимый вред, волк разумных овец, зверь в образе человека. С такими пороками вошел мытарь в храм. Натворив всех этих бед и взвалив на свою душу тяжкое бремя грехов, он почувствовал невыносимую тяжесть своей ноши и тогда-то стал искать облегчения себе, но нигде не находил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Так как Царство Небесное, по слову Божию, достигается борьбою, напряжением и неослабным усилием воли, то аналогия борцов и атлетов с их аскетизмом была применена христианскими писателями к христианской жизни, в которой христианам необходимо мужественно противостоять всем препятствиям, встречающимся на пути ко спасению. «Не знаете ли, – говорит святой апостол Павел, – что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор.9:24–27 ). Здесь Апостол имеет в виду двоякое понимание аскетизма, а именно: в телесном, или физическом, и в духовном, или нравственном смысле. В деле спасения участвует и благодать Божья, и свободное произволение человека, выражающееся в совершаемых им добродетелях. Этот ключевой принцип и получил в богословии название принципа синергии , т.е. содействия воли Божьей и воли человеческой в духовной жизни человека. Аскетизм – только средство к достижению христианского совершенства, а главной силой спасения служит благодать Святого Духа. Мы можем спастись, только прилагая к этому усилия. Но спасаемся не мы сами, а спасает нас Бог . Это подобно тому, как если бы нам, тонущим в болоте, кто-нибудь бросил веревку и вытаскивал нас оттуда. Тогда нам нужно было бы ухватиться и изо всех сил держаться за нее. Аскетизм имеет своей прямой и ближайшей целью приспособить естественные силы и способности человека к восприятию воздействия Божественной благодати, сделать их органом, послушным и удобным орудием для достижения и осуществления в человеческой личности вечной жизни. Отсюда христианское подвижничество вообще, как известного рода борьба и усилия, понимается в смысле средства, или пути к получению Царства Небесного. Один из современных греческих богословов Христос Яннарас следующим образом определяет аскезу: «Аскеза – это опыт отказа от свойственного человеку эгоистического стремления рассматривать все вещи как нейтральные объекты, предназначенные для удовлетворения его потребностей и прихотей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Dergale...

Так вот меч и есть слово Божие, которое судит мысли сердечные (см. Евр. 4:12 ) – и разбирается и отсекается мысль одна от другой, лукавая от такой. Старые священники – мне приходилось ещё немножко их захватить – той школы дореволюционной, знаете – и зубов-то уж нет, вставные челюсти, но дикция изумительная. Во-первых, за своё время они многое знали наизусть. С закрытыми глазами, он Евангелие держит только так. А потом эта дикция просто поразительная. На бумаге – это не письмо, а каллиграфия, – не было линованной бумаги: чистый лист желтоватой бумаги, и вот он бисером, как будто ведёт его руку машина какая – и чётко, и ровно! Самые красивые почерки были у духовного сословия, потому что им приходилось вести всю канцелярию, все книги, все регистрации браков и крещений, и всё это описывал он. На это уходило много времени, и всё это нужно было периодически сдавать в консисторию, и смотрели, как священник ведёт свои книжные дела. Абсолютная грамотность – это был показатель. Самое грамотное было сословие. Во всех религиях самым грамотным было жреческое сословие. Так вот, когда Иуда вышел, разрядилась эта страшная атмосфера. Как будто воздохнули все. Не понимая причины. Есть очень тяжёлые люди, вокруг которых тяжёлая атмосфера, и с ними общаться тяжело – до головной боли. А есть люди, с которыми замечательно и общаться, и желает человек общаться. Вот и здесь, когда он вышел, 13-я глава 31-й стих: «Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий , и Бог прославился в Нем. [ То есть подошло самое время прославления. Почему Дух Святый не пришёл ещё? Потому что, сказано, – откройте 7-ю главу от Иоанна и читайте 39-й стих: Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен. Иоанн Златоуст одним словом разрешил этот вопрос. А что славой-то Христа было? Крест. Потому что ещё Христос не был распят. Ведь Его прославит Крест. Вот пришло время, ещё несколько часов до того, как начнётся Пасха Страданий. Смотрите, вот поэтому Он и говорит, когда ушёл Иуда: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Потому что вот те события, которые будут связаны с Его арестом, Его допросами, Его распятием – всё, что происходило на Голгофе, и люди, и воины – вот это и будет составлять славу. Многие ведь уверуют в Него. А народ будет бить себя в грудь в ужасе, а воин уверует. И Бог прославится в Нем]. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его. [Прославит Его в Себе той славой, какую Он имел прежде не бысть. – Вот эту славу Он скрывал. Слава эта была сокрыта под покровом, в теле, как под покровом каким. И она проявлялась, конечно, а в момент Преображения особенно проявилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Русская Православная Церковь последовательно заявляет, что для нее неприемлемы никакие двойные стандарты в отношении христианской нравственности, никакие эксперименты в области этической составляющей нашей веры. Так называемое «либеральное богословие» входит в очевидное противоречие с апостольским наследием. Прежде всего, это касается введения практики молитв за так называемые «однополые пары», даже если такая молитва формально не приравнивается к совершению брака, который с церковной точки зрения может быть заключен только между мужчиной и женщиной. Либеральные христиане часто говорят, что в обществе нужно сохранить стабильность. Однако, какую стабильность можно сохранить, благословляя грех? Церковь всегда была призвана возглашать правду Христову и обличать грех, даже вопреки требованиям общества и «власть имущих». Разве Христос стремился приспособить Свою проповедь к стандартам мира сего? Разве он обещал им стабильность, комфорт? Разве он обещал им, что их проповедь будет иметь успех? Послушаем, что говорит Он апостолам, посылая их на проповедь: Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется  (Мф. 10:16-21). Как это все ало похоже на разговоры сегодняшних либеральных христиан, стремящихся приспособить Церковь к стандартам мира сего, сделать ее толерантной — не к человеку, не к грешнику, а к греху. Грех возводится в норму, и ради этого переписываются и перетолковываются даже слова Иисуса и Его апостолов.

http://patriarchia.ru/db/text/3834342.ht...

Итак, смертный приговор был объявлен, и оставалось только одно - исполнить его... Пилат, как мы видим, напрасно умывал свои руки: он умывал их не от крови, а в крови Праведника. Своим беззаконным приговором он, как говорил премудрый Соломон, лишь утвердил беззаконное слово, которое " неправо умствующие говорили сами в себе: ?...Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, ... объявляет себя имеющим познание о Боге и называет себя сыном Господа; он пред нами - обличение помыслов наших. ... Увидим, истинны ли слова его, и испытаем, какой будет исход его; ибо если этот праведник есть сын Божий, то Бог защитит его и избавит его от руки врагов. Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его; осудим его на бесчестную смерть, ибо, по словам его, о нем попечение будет?. Так они умствовали, и ошиблись; ибо злоба их ослепила их... " (Прем. 2; 1, 12-14, 17-21). С Лифостротона, который находился на возвышении, измученный и поруганный Сын Человеческий был выведен на улицу, чтобы идти на Голгофу. Здесь уже ожидал Его Крест; два разбойника, приговоренные вместе с Иисусом, стояли здесь же со своими крестами. Агнец Божий, принесенный в жертву от сложения мира, должен был Сам, как когда-то Исаак, нести крестное древо для Своего всесожжения. И вот вся процессия двинулась по улице, которая с той поры получила название Страстной, или Крестный, путь. В первый раз Спаситель споткнулся и упал под тяжестью Своего Креста, пройдя примерно сто шагов от дворца Пилата. Не имевший покоя ни на минуту уже около суток, подвергаемый допросам, издевательствам, избиениям и бичеванию, Иисус, пройдя еще некоторое расстояние, упал во второй раз и не мог идти дальше. Палачи озлобились. Они начали бить и пинать Страдальца. И все же Он не мог больше нести Своего Креста. Нужно было возложить Крест на кого-то другого. Но кто мог добровольно согласиться нести это позорное, по тогдашним понятиям, орудие казни? Сами палачи этого делать не собирались. Из евреев никто не мог даже прикоснуться к этому " нечистому дереву " , чтобы не осквернить себя. Эта непредвиденная задержка, конечно же, привела исполнителей казни в ярость.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/126/...

Апостол решил принять участие в том, что само по себе не имело спасительного значения, и было шагом назад. Как видим, ожидаемой пользы это не принесло. Но Апостол пошел на это, во-первых, искренне желая церковного мира, а во-вторых, по послушанию. И уж конечно, не ради того, чтобы просто избежать неприятностей. Для нас же этот случай пусть послужит предостережением. Потому что мы, если отступаем от истины, то делаем это совсем не по любви и послушанию, а по своеволию и трусости. И какие бы мы ни придумывали оправдания, – выше, чем у Апостола Павла, они не будут. А отсюда для нас должно быть совершенно очевидным, что никакое отступничество, никакое искажение истины в угоду людям, страстям, или так называемым «высшим соображениям», – никогда и никого ни к чему доброму не приведет. Среда. О истине и о ее осколках Ин.16:15–23 Когда Апостол Павел после своего последнего путешествия пришел в Иерусалим, он был оклеветан и чуть не растерзан толпой. Римский военачальник силой отбил его, и на следующий день поставил перед синедрионом, «желая достоверно узнать, в чем обвиняют его иудеи» ( Деян.22:30 ). Сначала все единодушно были против Павла. Но едва он произнес всего лишь одну фразу, – тут же «произошла распря», «собрание разделилось», «сделался большой крик», всем стало не до Павла, и так он избежал суда. А перед этим он избежал побоев, вовремя открыв свое римское гражданство. Но для чего же тогда Павел говорил на пути в Иерусалим: «Я хочу не только быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса»? Однако, далее все объясняется: «В следующую ночь Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме». А чтобы отправиться в Рим, на суд императора, нужно и римским гражданином быть, и показать неправду иудейского суда. Павел шел в Иерусалим «по влечению духа» ( Деян.20:22 ). Дух вел его и побуждал на те или иные действия, истинная цель которых теперь, наконец, открылась. В синедрионе же Павел сразу понял, что судьи собрались не для того, чтобы его слушать, и что тут никого не интересует, как Христос явился ему и призвал его. Едва он начал говорить, как первосвященник «приказал бить его по устам». Павел знал, «что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев». Знал он и то, что саддукеи «говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа, а фарисеи признают и то и другое». И, чтобы прекратить это бессмысленное собрание, Павел вдруг «возгласил: мужи братия! Я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят». И мгновенно произошло разделение. Павел произнес одну из частных истин христианства. А истина, даже неполная, имеет свойство сразу входить в душу и бороться за нее. И фарисеи сразу как бы опомнились: с кем мы? с теми, кто проповедует вечную смерть? И против кого? против человека, который, как и мы, верит и в Ангелов, и в воскресение мертвых?

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

– Верно и ты тоже из них, потому что говоришь так, как говорят галилеяне. Тогда Петр опять стал отказываться и громко божиться, что не знает этого Человека. В это время петух запел второй раз, и Спаситель, обернувшись, взглянул на Петра. И вспомнил Петр, как Спаситель предсказал ему еще за Тайной Вечерей: «В эту же ночь, прежде, чем петух пропоет два раза, ты трижды отречешься от Меня», вышел со двора и горько заплакал. Иисус Христос у Пилата Евреи не имели права сами присуждать человека к смертной казни. Иудея была под властью римлян, и потому нужно было выпросить у римского правителя Пилата позволение на казнь Спасителя. Рано утром в пятницу всей толпой отправились евреи к Пилату и начали обвинять Спасителя, говоря, что Он учит народ плохому, запрещает платить налоги, называет Себя царем. Узнав, что Иисус родом из Галилеи, Пилат послал Его к Ироду, римскому правителю Галилеи, приехавшему к Пасхе в Иерусалим. Но Ирод, насмеявшись со своими воинами над Иисусом, велел надеть на Него светлую одежду в знак Его невиновности и отослал Его обратно к Пилату. Когда Христа привели к Пилату, он спросил Его: – Правда ли, что Ты называешь Себя царем? – Да, Я Царь, – отвечал Христос, – но царство Мое не на земле. Поговорив с Христом, Пилат вышел к собравшимся евреям и сказал: – Я не нахожу на Нем никакой вины. Есть же у вас обычай, чтобы я отпускал вам на Пасху одного преступника. Хотите ли отпущу Вам Иисуса? Но все опять закричали: «Не Его, но Варавву», Варавва же был разбойник. Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. Избив Христа, воины сплели венец, положили Ему на голову, одели Его в красную царскую одежду, в руки дали палку и говорили, смеясь над Ним: «Радуйся, царь Иудейский». И били Его палкой по голове и ударяли по щекам. Думая, что, увидав Иисуса окровавленного и избитого, евреи пожалеют Его, Пилат велел вывести Христа и, показывая на Него, сказал: «Се человек» ... Но первосвященники и начальники еще громче кричали: «Распни Его, распни» ... «Если ты не распнешь Его, ты не друг римскому кесарю (царю). Всякий, делающий себя царем, противник кесарю».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Носителей Богочеловеческой правды, спасающей страданием за нее, поведут пред царей и властителей, будут предавать на мучения, бить и убивать, ненавидеть все, а они от всего этого защитятся блаженным страданием до конца, по слову преблагого Господа Иисуса: «Претерпевший ж до конца спасется» ( Мф.10:18, 22, 24–26, 24:9, 13 ; Мк.13:9–13 ; Лк.21:12–13, 17 ). Не боясь убивающих тело, а души не могущих убить, последователи Спасителя станут бесстрашно исповедовать евангельскую правду и своим терпением спасать свои души (см. Лк.21:19, 12:5 ; Мф.10:28 ). В собственном подвиге страдания за Божественную правду христоносцы не могут превзойти величайшего Страдальца за эту правду, Самого Господа правды, Иисуса Христа, по Его всеистинному слову: «Раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас» ( Ин.15:20 ). Более того, опьяненные соблазнительной логикой зла и пленительной сладостью греха, поборники неправды будут убивать христоносцев с уверенностью, что они совершают служение Богу, о чем всеведущий Спаситель наперед говорил Своим последователям: «Даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» ( Ин.16:2 ). Впрочем, христоносцы и в этом случае будут радостно страдать за незаменимого Господа Иисуса, нося в себе пламенное чувство истинности Его слов: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» ( Мф.10:32 ; ср.: Лк.12:8 ). Дабы человек выработал чувство, сознание, убеждение о необходимости безбоязненного и блаженного страдания за Богочеловека Христа и за Его правду, нужно, чтобы он, прежде всего, пострадал в себе самом, в своем внутреннейшем существе. А это бывает, когда человек ради Владыки Христа евангельским подвигом веры отречется от самолюбивого эгоизма, от идолопоклоннического антропоцентризма и от чувственного рационализма; когда ради Господа Иисуса Христа «потеряет душу свою», распнет себя миру, возьмет свой крест, отречется не только от мира, но и от самого себя, и всем своим существом бесповоротно последует за Сладчайшим Господом Иисусом (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010