«Разрушьте», говорил Он народу, «храм сей, и Я в три дня воздвигну его» ( Иоан. 2:19 ); или еще: «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» ( Матф. 12:39 ); и еще следующими словами: «еще недолго быть Мне с вами; будете искать Меня, и не найдете» ( Иоан. 7:33–34 ). А к ученикам говорил не так, но открыл им и эту истину, равно как и другие, гораздо яснее. Для чего же Господь и говорил, если народ не понимал силы слов Его? Для того чтобы он узнал впоследствии, что Иисус Христос предвидел Свое страдание, и добровольно шел на него, а не так, как бы не знал этого, или против воли. Ученикам же предсказывал не только с этой целью, но, как я сказал выше, и для того, чтоб они, укрепленные ожиданием, тем удобнее перенесли Его страдание, и чтобы нечаянное приближение последнего не привело их в крайнее смущение. Вот почему Он сначала говорил им только о смерти Своей; а когда они начали помышлять об этом и приготавливать себя к ней, тогда раскрывает им и все прочие обстоятельства, как то: что Его предадут язычникам, надругаются над Ним и будут бить, – для того, чтобы они, видя исполнение печальных предсказаний, ожидали в силу этого и воскресения. Если Христос не скрыл обстоятельств печальных и, по-видимому, унизительных для Его чести, то естественно нужно было верить Ему и касательно благоприятных предсказаний. Но смотри и на то, как Он мудро избирает и самое время для такой беседы. Не с самого начала Он объявил им о страданиях, чтобы не смутить их, но и не в самое время события, чтобы и этим не привести в смятение. Но когда они уже довольно видели опытов Его всемогущества, когда Он дал им великие обетования о жизни вечной, – тогда, и притом не однажды или два раза, но часто среди чудес и наставлений говорит им и о страданиях. Один евангелист говорит, что он приводил в свидетельство и пророков; а другой утверждает, что ученики не разумели сказанного: «слова сии были для них сокровенны» ( Лук. 18:34 ), и что они в ужасе следовали за Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Я знал, говорит Он, это и сначала, и не говорил вам не по незнанию, но потому, что «был с вами». Опять и это сказано человекообразно. Как бы так говорит: вы были в безопасности и вам можно было спрашивать всегда, когда вы хотели; вся война воздвигнута была против Меня, и потому излишне было говорить об этом сначала. Но ужели, действительно, Он этого не говорил? Не сказал ли Он, призвав двенадцать (учеников): «поведут вас к правителям и царям за Меня», «и в синагогах своих будут бить вас» ( Мф.10:17–18 )? Как же теперь говорит: «Не говорил сначала»? Тогда Он предсказывал только удары и ведение на суд, а не то, что их смерть будет казаться столь вожделенною, что убиение их станут даже считать за служение Богу. А между тем, это особенно и могло устрашить их, что их будут судить, как нечестивцев и людей вредных. К этому нужно прибавить и то, что там Он говорил о страданиях, которые они должны были претерпеть от язычников; а здесь с особенною силою сказал еще и о гонениях иудейских, и показал, что они уже при дверях. «А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь? Но от того, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше». Не малое они получили и отсюда утешение, узнав, что Ему известна чрезмерность их скорби. Они были в крайнем смущении от страха разлуки с Ним и от ожидания имеющих постигнуть их бедствий, так как не знали, будут ли в силах мужественно перенести их. Но почему Он не сказал им об этом после, когда они уже удостоились Духа? Чтобы ты знал, что они были весьма добродетельны. Если, не удостоившись еще Духа, они не отпали, несмотря на то, что погружены были в скорбь, то подумай, какими имели быть они, сподобившись благодати. Если бы они тогда услышали и перенесли, мы все приписали бы Духу; а теперь это всецело – плод их души и ясное доказательство любви ко Христу, проистекавшей из одного их сердца. «Но Я истину говорю вам» ( Ин.16:7 ). Смотри, как Он опять утешает их. Не то, говорит, Я возвещаю вам, что приятно для вас; но, хотя вы и крайне печалитесь, однако надобно выслушать полезное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В этот день Императрица Византийская нашла в земле тот крест, на котором был распят Христос, отрыла его и вместе с Патриархом воздвигла его высоко перед народом. До того времени крест был скрыт под грудою мусора и таким образом был невидим для людей. Что же для нас есть дорогого в кресте? Ведь не то – из какого он дерева сделан, даже не форма его, а дорога память о том, что на нем пострадал и умер Христос Спаситель, который пришел нас ради грешных и ради нашего спасения. Подумаем, что сделал для нас Христос, когда пришел на землю. Ему не нужно было надевать на себя эти кожаные одежды тела, эти цепи, приковывающие каждого из нас к земле. Он мог оставаться и радоваться на небе в общении с Богом Отцом и со Святыми Ангелами, благоговейно любящими Его и, однако, из любви к грешному человечеству, Он пришел на землю, чтобы показать людям, что есть путь и истина и жизнь. Идя на землю, Он знал, что Архиереи и книжники, которые должны были проповедывать Его народу, будут гнать Его, смеяться над Ним и, наконец, назовут Его, Сына Божия, Веельзевулом. Он знал, что Его оклевещут, предадут суду и, наконец, распнут; распнут за богохульство! будут бить Его; плевать Ему в лицо и всячески издеваться над Ним... Все это Он знал и однако пришел сюда, подставил щеку Свою под удары и претерпел все до конца, чтобы Его язвами мы исцелились. Вот что дорого для нас в кресте! Если после всего этого мы не следуем за Христом и не исполняем Его св. волю, разве мы честно празднуем наши праздники, разве мы искренно молимся Господу Богу! Нет, мы тогда не христиане, а грубые язычники, которым и молитвы и таинства и празднования и все в суд и во осуждение! А как часто бывает, что люди успокаиваются на том, что пошли в церковь , поставили свечу или принесли какое-либо пожертвование, таким людям Господь устами пророка Исаии говорит: «Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня. Новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие и празднование. Новомесячия и праздники ваши ненавидит душа Моя; они бремя для Меня, Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло, научитесь делать добро, ищите правды... Тогда прийдите и рассудим, говорит Господь» (Исаия I гл. 12 по 18 ст.) ( Ис.1:12–18 ). Если так говорил Пророк людям ветхого завета, то как бы сказал он это нам, когда 18 веков прошло со дня пришествия в мир Христа Спасителя, а мы поступаем не лучше евреев времен Исаии.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Походит на то, как если бы кто-нибудь, бросив трость в огонь, повелевал ей не только не сгорать в огне, но и погасить огонь. Но не будем смущаться: эти повеления сбылись, исполнились, и самым делом совершились. Люди одного и того же, а не другого с нами естества, бывали и мудры как змеи, и незлобивы как голуби. Итак, да не почитает кто-либо этих повелений вовсе неудобоисполнимыми. Господь лучше всех знает естество вещей; Он знает, что дерзость погашается не дерзостью, но кротостью. И если хочешь видеть, как это совершается на самом деле, то прочитай книгу Деяний Апостолов, и увидишь, сколько раз, когда восставал против них народ иудейский и скрежетал зубами, они, подражая голубю и отвечая иудеям с надлежащей кротостью, угашали их ярость, прекращали неистовство, утишали страсти. Так, когда иудеи говорили им: «не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем» ( Деян. 5:28 )? – то апостолы, имея власть творить бесчисленные чудеса, не сказали и не сделали ничего грубого, но со всей кротостью защищались, говоря: «судите, справедливо ли перед Богом слушать вас более, нежели Бога» ( Деян. 4:19 ). Видишь ли голубиное незлобие? Но вот и мудрость змеиная: «мы не можем не говорить того, что видели и слышали» ( Матф. 10:20 ). Видишь, какая потребна во всем твердость, чтобы и в бедах не ослабеть, и не раздражиться в гневе? Потому-то Христос и сказал: «остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками» ( Матф. 10:17–18 ). Опять Он располагает их к бодрствованию, обрекая и здесь их на злострадания, а злодействовать попуская другим; и это для того, дабы ты знал, что победа и славные трофеи даются претерпеванием бедствий. Он не сказал: сражайтесь и вы, и противостойте тем, которые будут причинять вам насилие, но только: вы будете терпеть крайние бедствия. 3. Как велика сила Того, Кто так говорил! Как велико любомудрие тех, которые слушали! Нужно крайне удивляться, каким образом апостолы, эти боязливые люди, никогда не бывавшие далее озера, в котором ловили рыбу, слыша такие речи, тотчас же не удалились.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Постоянно бодет меня грех, постоянно расслабляет, оскверняет, омрачает, стесняет, посрамляет, насилует. Нужно постоянно противодействие; нужна борьба с молитвой и постом, чтением слова Божия, размышлением. Вместо того чтобы иметь премирное, блаженное общение с Богом в житии сем чрез любовь к Нему Единому и желание Его Единого, мы чрез пожелание славы земной, суетной, тленной, отпадаем от Него, Источника жизни, беспокоимся, мятемся, мучимся, как я грешный! Какая слепота! Какое безумство! Оставлять источника воды живой и выкапывать себе дырявые колодцы [ Иер. 2, 13 ]! Внутрь слава дщере царевы [ Пс. 44, 14 ], души христианской, а не наружи. Внутренней славы ищи. Подражай внутренней славе истинно Дщери Царевой – Матери Божией. Какую славу Она имела на земле? Искала ли славы? Нет. Призре на смирение рабы Своея [ Лк. 1, 48 ]. А у нас, многогрешных, гордость и гордость! А между тем за вины бесчисленные следовало бы палицею бить. Вместо того чтобы вспоминать и созерцать вечное ликование и радость на небе сих всех святых вместе с Ангелами, чтобы созерцать вечную славу Христа Бога, рекшего: В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам [ Ин. 14, 2 ], и: где Я, там и слуга Мой будет [ Ин. 12, 26 ]; и еще: Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира [ Ин. 17, 24 ], – мы, окаянные, неблагодарные, неразумевающие, гоняемся за минутною, тленною славою мира сего, томимся, мучимся, если не получаем ее, считая себя достойными ее. Где толк? Как силен еще во мне грех пристрастия к славе мира сего и славе человеческой (но не к славе Божией) и какая скорбь скребет сердце мое, ждавшее этой суетной чести и обманутое в своей надежде; как скорбит оно о бесчестии, хотя малом, нанесенном мне, впрочем, мною же самим, по правде сказать, чем другими, ибо правду Свою открыл Господь на мне, неисправленное и нерадивое житие имеющем! Да будет Ему слава и благодарение, мне же стыдение лица и немедленное исправление, по

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В еврейском мировоззрении царил взгляд на исполнение воли Божией, как на внешнее соблюдение религиозных предписаний и исполнение обрядов. Пророк Исаия разоблачает такое уродливое воззрение как ханжество и лицемерие: Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте (Ис. 58, 4). Неужели подобный образ жизни можно назвать угодным Богу, совершением поста перед Ним? Из этих слов Священного Писания совершенно ясно, что один телесный пост, даже если он сопровождается изнурением тела, совершенно недостаточен. В своих обличительных словах пророк Исаия раскрывает внутреннюю сторону поста, его истинную природу, состоящую в делах любви, милосердия и правосудия. Основная задача такого поста – борьба с греховным эгоизмом и служение людям. Именно такой пост приносит подлинно спасительные плоды: Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» (Ис. 58, 8–9). Таким образом, по мысли пророка, истинный пост связан с нравственным исправлением и духовным оздоровлением людей. Удивительно: почти целая глава у пророка Исаии посвящена посту, однако в ней нет ни одного слова о еде, а только о самом главном – о посте, который Господу угоден, о днях усиленного труда над человеческой душой, о понуждении ее к смирению, исправлению своих грехов и усиленному творению добрых дел. Невозможно искать Бога и милостей от Него, если в этом участвует только наш желудок. Пост – это отнюдь не время диетического питания для разгрузки организма. От имени Бога пророк Исаия сказал о людях, которые совершали служение Богу только внешней, телесной деятельностью: Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно... (Ис. 58, 2). Но не там они ищут Бога и не так, как это нужно. Иисус Христос, повторяя мысли пророка Исаии, возвестил: Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте! не то€, что€ входит в уста, оскверняет человека, но то€, что€ выходит из уст, оскверняет человека (Мф. 15, 8–11).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Но взгляните еще раз, как Господь премудро сочетает строгость и снисходительность. Резко обличая неверие, Он говорит в общем, будя веру во всех, но не унижая никого лично. Теперь же, обращаясь лично к просителю, Он разговаривает с ним не строго, а заботливо и снисходительно: если сколько-нибудь можешь веровать. Такие забота и снисходительность Христовы произвели ожидаемое действие. Отец отрока заплакал и воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Ничто так не растапливает лед неверия, как слезы. В час, когда человек сей заплакал пред Господом, он покаялся в своем неверии и, в присутствии Божием, вера прибыла в нем стремительно, словно речная вода в половодье. И тогда он произнес слова, оставшиеся громогласным поучением для всех поколений людских: верую, Господи! помоги моему неверию. Эти слова показывают, что человек без Божией помощи не может стяжать даже веры. Своими силами человек может стяжать только маловерие, то есть веру и в добро, и во зло, или, иначе говоря, сомнение и в добре, и во зле. Но от маловерия до истинной веры - долгий путь. И путь сей человек не может пройти, если его не поддержит десница Божия. Помоги мне, Боже, веровать в Тебя! Помоги мне не веровать в зло! Помоги мне полностью отлепиться от зла и сочетаться Тебе! Вот что означают слова: помоги моему неверию. Когда же отрок еще шел, бес поверг его и стал бить. Сие было последнее попущение Божие бесу, да увидит народ весь кошмар и ужас того, что злой дух может сделать с человеком, и да уверится: недостаточно сил человеческих, даже сил величайших в мире врачей, чтобы спасти от этого кошмара и ужаса одну-единственную человеческую жизнь. И таким образом, видя власть бесовскую и ощущая свое полное бессилие, да познает он величие и Божественную силу Господа нашего Иисуса Христа. Евангелист Марк приводит и предшествующие тому слова, изреченные Господом злому духу: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. Я повелеваю тебе, - говорит Господь. Он есть источник силы и власти, и Ему ни у кого не нужно их заимствовать.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Об авве Иоанне Персиянине сказывали: однажды пришел мальчик для исцеления от беса; пришли также братия из киновии Египетской. Старец, выйдя из своей келии, увидел, что один брат грешит с мальчиком, и не стал обличать его, но сказал: «Ежели и Бог, создавший их, видит их и не истребляет огнем, то кто я, чтобы обличать их?». Однажды авва Иоанн Колов шел из Скита с другими братиями. Проводник их сбился с дороги, ибо была ночь. И говорят братия авве Иоанну: «Что нам делать, авва: брат сбился с дороги, как бы нам не умереть, блуждая?». Старец отвечает им: «Если скажем ему об этом, он опечалится и будет стыдиться; но вот я притворюсь больным и скажу: не могу продолжать пути, а останусь здесь до утра». И сделал так. А прочие сказали: «И мы не пойдем, но посидим с тобой». Так просидели до утра – и брата не обличили. Брат спросил авву Сисоя: «Если во время путешествия проводник наш собьется с пути, нужно ли сказать ему об этом?».– «Нет»,– отвечал старец. «Так оставить его водить нас туда и сюда?» – сказал брат. «Что же,– отвечал старец,– ужели взять палку и бить его? Я знаю братий, которые блуждали, потому что проводник их сбился ночью с дороги. Их было двенадцать, и все они знали, что заблудились, но каждый старался не говорить об этом. С наступлением дня проводник их, приметив, что они сбились с дороги, сказал им: “Простите меня, братия! Я заблудился”. Они все говорили ему: “И мы знали это, но молчали”. Услышав сие он удивился, и сказал: “Братия не дадут воли языку, хотя бы пришлось умирать”,– и прославил Бога. Расстояние же от пути, с которого они сбились, было на двадцать миль». Об авве Макарии Великом утверждали, что он был, как сказано в Писании, бог земной, потому что как Бог покрывает мир, так и авва Макарий прикрывал согрешения, которые он и видя как бы не видел, и слыша как бы не слышал. Будь внимателен к себе самому, к своим грехам, а не к грехам других И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: “дай, я выну сучок из глаза твоего”, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иоанна Златоуста , «не заповедует ничего невозможного, так что многие даже превзошли Его заповеди. Кто же исполнил это? Павел, Петр, весь сонм святых. Впрочем, если я скажу, что они любили ближних, то не скажу ничего важного; они любили врагов так, как другой не мог бы любить близких к себе» 120 . Мы помним, как св. апостол Павел решился за врагов своих, бросавших в него камни и бичевавших его, идти в геенну как за близких, имея возможность войти в Царствие Небесное. Пророк Моисей также молился за тех, которые хотели его убить, и желал ради них быть изглаженным из книги жизни. Пророк Давид, имея возможность умертвить Саула, оставил его в живых, тогда как сам подвергался от него опасности. Поступая так, человек получает, прежде всего, свою пользу, потому что, делая это, он уподобляется Богу, любящему всех, в том числе и врагов Своих. Впрочем, Евангелие, говоря о любви ко врагам, в тоже время повелевает не вверяться им и быть с ними осторожными. Спаситель, предостерегая учеников Своих, сказал: «Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками» ( Мф.10:17–18 ). Как же тогда любить врагов своих? Послушаем, что говорит Господь: «Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ( Мф.5:44 ). Как видим в любви ко врагам не заповедана симпатия, или привязанность, или нежное чувство. Достаточно и того, если любовь к ним будет проявляться в прощении нанесенных ими обид, в молитве за них, в благословении их, в хороших словах о них, в благодарности Богу за причиненные напасти и в делании им добра вплоть до вкушения телесной смерти за спасение их ( Лк.23:34 ). В связи с этим возникает другой вопрос: «А как нужно относиться к язычникам и инакомыслящим, т.е. к людям, которые находятся вне ограды церковной и не являются нашими личными врагами, хотя могут при этом быть врагами Церкви»? В Евангелии мы читаем, как апостолы, считая, что поступили правильно, похвалились однажды, сказав: «Учитель, мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, он не ходит за нами и запретили ему, потому что он не ходит за нами».

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

К этому времени суд над Господом окончился; Его вывели из судилища на двор. Не заметив Его, Петр при Нем уже отрекся от Него в третий раз. Тотчас же прокричал петух во второй раз; Господь взглянул на Петра; и тут-то Петр вспомнил сказанное ему: «Прежде, нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня». Петр зарыдал и вышел вон. Св. Климент, ученик Апостола Петра, свидетельствует, что Петр, в течение всей своей последующей жизни, при ночном пении петуха, падал ниц, обливаясь слезами, и просил прощения у Господа. Петр зарыдал и поспешно вышел со двора. Но каково было Господу видеть его клянущимся, что не знает «Сего Человека», боящимся даже назвать Его по имени! Чаша душевных мук переполнилась! А тут озлобленный мир приступает к Божественному Страдальцу с издевательствами и истязаниями. Пока члены синедриона отдыхали по своим домам, Иисуса Христа держали во дворе Каиафы. Начальство объявило Его лже-Мессией, повинным смерти. Этого было достаточно, чтобы дать простор чувствам озверелых людей: они стали бить Господа, закрывали лицо Его покрывалом и, ударяя по щеке, спрашивали: «Узнай, кто ударил Тебя?» Некоторые плевали на Него; и вообще много иных оскорблений наносили Ему. Господь молча и безропотно перенес все это. 94. Второй суд синедриона. Раскаяние и смерть Иуды. Мф. 27:1–10; Лк. 22:66–71 На рассвете, все члены синедриона собрались опять, но уже не в доме Каиафы, а в помещении синедриона, куда повели и Господа. Когда все судьи заняли свои места, ввели Обвиняемого. Каиафа, обращаясь к Господу, спросил: Скажи нам, Ты ли Христос? Господь отвечал: Если скажу вам, что Я Христос, вы не поверите; если же и спрошу вас , почему не верите, не будете отвечать Мне, и все равно не отпустите Меня. Но знайте, что отныне Сын Человеческий воссядет одесную славы Божией! Желая добиться более точного признания, все, как бы в один голос, спросили: «Итак, Ты Сын Божий?» – Вы сами говорите, что Я Сын Божий , сказал Господь. Этот ответ был принят за утвердительный на предложенный вопрос; все сказали: «Какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010