Также удивляло меня и слово Господа к Никодиму о духовном рождении. Когда тот спросил, не понимая: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Потом добавил, дважды, в знак несомненности, повторив «аминь, аминь»: истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете (см.: Ин. 3:3–21 ). Что знаем и что видели: так говорить может лишь действительно знающий и видевший! «Мы» – то есть Господь и господни уверовавшие, а «вы», то есть евреи, не уверовавшие; тогда и Никодим еще не веровал… Кстати, здесь вам (а не совопросникам) скажу еще. Некоторые говорят, что Послания написаны не апостолом Павлом, а – гораздо позднее. Церковь этого не принимает. Но и такой германский ученый, как Гарнак 19 , специально исследовавший этот вопрос, утверждает, что это неверно и что Второе послание к Коринфянам принадлежит апостолу. Да и теперь вон отцу Серафиму было подобное же откровение. Затем мне хотелось бы отметить вам мое мнение о неверии или сомнении. Иные об этом думают, что оно невинно. И действительно: если оно исходит не от нас, а является искушением врага, то на него нужно плевать, – как это делается и в Таинстве Крещения при отречении от диавола. Это говорит и отец Иоанн Кронштадтский 20 . Но если же мы сами, без всяких оснований, начинаем сомневаться, – или даже смущаемся, беспокоимся, даже склоняемся к этому, хоть сколько-нибудь, то мы уже виноваты в Фомином неверии: не верим Самому Богу, Христу Господу, Духу Святому и этим грешим и прогневляем Саму Истину, Самого Господа! Потому и Христос упрекнул Фому за неверие. А потом добавил ему, после веры: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (См.: Ин. 20:24–29 ). В таких случаях, советуют опытные подвижники, как и отец Иоанн, нужно просто пренебрегать искушениями и даже – не соизволять на борьбу с ними, а, помолившись или призвав имя Христово (как учит святой И. Лествичник), «бить супостатов» 21 . А были и такие, которые говорили искусителям: «Соизволяю». Иные с гневом на бесов повелевали: «Вон!»

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Бьюсь не так, чтобы только бить воздух. Я имею, кого поражать, именно — диавола. А вы не поражаете его, но совершенство знания употребляете на суету. Но усмиряю и порабощаю тело мое. Здесь указывает на то, что они преданы чревоугодию и извиняют оное под предлогом совершенства. А я, говорит, переношу всякий труд, чтобы жить целомудренно. Ибо усмиряю (ποπιζω — глаза подбиваю) значит: бьюсь с телом. Словом πποι называются синяки под глазами, которые бывают от побоев. Итак, апостол хочет показать, что борьба с природой — подвиг многотрудный. Ибо тело, говорит, очень самовластно и сильно в противоборстве. Поскольку же сказал усмиряю и упомянул о синяках, то тотчас присовокупил: и порабощаю, дабы ты знал, что тело нужно не уничтожать, но, как раба своевольного, укрощать и подчинять, что свойственно господину, а не врагу. Некоторые же думают, что ποπιζω сказано в смысле более тесном, вместо: изнуряю голодом. Но такое мнение несправедливо; ибо тогда должно было бы стоять слово ποπιζω. Дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным. И чрез это возбуждает их к большей трезвости. Ибо если мне, говорит, недостаточно для спасения проповедовать и учить, но нужно еще представить самого себя беспорочным во всем: как же вы можете спастись одной только верой, когда вы служите столь многим страстям? ГЛАВА ДЕСЯТАЯ Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море. Перечисляет, скольких даров удостоены были иудеи от Бога, и объявляет, что и после этих даров многие не угодили Богу. Говорит же это с целью доказать, что как иудеям не послужило в пользу получение обильных даров, тогда как сами они не выполнили своего долга, так и вам не принесет пользы то, что вы уверовали и удостоились духовных таинств, если вы не представите себя достойными благодати Божией. Все, говорит, были под облаком. Ибо Бог простер облако покровом над ними, и они прошли через море (Исх. 13:21, 14:22). И все крестились в Моисея в облаке и в море. То есть вместе с Моисеем были под сенью облака и вместе перешли чрез море. Ибо когда увидели, что он первый переходит, тогда и сами смело пошли среди вод. Подобное сему и у нас. Первый умер и воскрес Христос, потом и мы уже крестились, подражая смерти Его чрез погружение в воде и воскресению чрез восхождение из нее. Крестились в Моисея. Это значит: он предшествовал им в образе крещения. Ибо нахождение под облаком и переход чрез море прообразовали собой крещение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Любовь к Богу и ближнему конечно должна сказаться в делах «По плодам их узнаете их» ( Мф.7:16 ), и нет ничего тайного и сердечного, что не сказалось бы во вне ( Мф.10:26 ), однако родник любви есть сердце. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим» ( Мф.22:37–39 ). Плохие дела злого раба проявились ведь потому, что в сердце своём он сказал: «Не скоро придёт господин мой!» И бить своих товарищей, есть и пить с пьяницами он стал в своём сердце может быть уже задолго до этого деяния. Семя слова Божия (семя вещественное и реальное) сеется ведь в сердце человеческом, которое есть реальная, а не абстрактная почва. Оно сеется в нём и прорастает в терпении ( Лк.5:15 ). Поэтому, когда я слишком различаю мою веру и плоды этой веры, то я не иду с апостолом по пути настоящей веры, который говорил: «Мы ходим верою, а не видением» ( 2Кор.5:7 ). Вера реальна сама по себе, до того, как сказались видимо её плоды. Она плодотворна уже в себе, даже если ещё не выявилась наружу. Живая вера не та, которая кому-то, или мне самому доказалась, но та, которая актуальна, которая входит в поток живого времени его разрывая, которая не «вчера» и не «завтра», а сегодня, сейчас, сию минуту. И в это мгновение времени я свободен поверить или не поверить, свободен сказать «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Может быть, через полчаса я буду раздавлен автомобилем или распят на кресте, но в настоящее мгновение я – господин моего расположения, я имею страшную, неимоверную власть уподобиться или правому или левому разбойнику, и это уподобление не иллюзорно, не фантастично, а реально. «Ныне же» я могу умереть или в раю или не в раю! («Ныне же будешь со Мною в раю!» – сказал Господь одному из разбойников). Вера есть реальность того, на что мы надеемся, и видимости того, что не видимо ( Евр.11:1 ). Живая вера уже включает в себя и надежду и любовь. Если бы она не включала, то была бы не живой, актуальной, а мёртвой, бытовой, антикварной. Вера без дел, конечно, мертва! Но нужно иметь веру, уже включающую в себя «дела». (Подобно тому, как нужно иметь любовь к Богу, уже включающую в себя и любовь к ближнему, и любовь к ближнему, уже включающую в себя любовь к Богу ( 1Ин.4:20 .)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

«Чтобы она не приходила больше докучать мне» – точнее: «подставлять мне синяки под глаза». Судья, шутя, говорит, что, пожалуй, женщина дойдет в своем отчаянии до того, что станет бить его ( πωπιζ με) по лицу... Лк.18:6 .  И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Лк.18:7 .  Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Лк.18:8 .  сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? Смысл нравоучения, выводимого из притчи Христом, следующий. Христос как бы учит: «Слушайте, что говорит судья неправедный! Но Бог – Он ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь? Ужели можно сказать, что Он медлителен в отношении к ним (по принятому у нас греческому тексту здесь стоит причастие μακροθυμν, а по более проверенному тексту нужно читать μακροθυμε – третье лицо настоящего времени)? Разве может Он не прийти к ним на помощь?» Тем не менее, если Христос здесь действительно отрицает замедление со стороны Бога, то Он не говорит, чтобы дело не представлялось иначе и избранным Божиим. Им может казаться, что такое замедление существует, потому что Бог, по Своей премудрости, не всегда исполняет просьбы и людей благочестивых, отлагая это до известного времени. После этого Христос с особой силой высказывает такое положение: «Бог сотворит отмщение, о котором вопиют Его избранники, вскоре», т.е. быстро, когда это нужно будет, освободит Своих избранников от врагов, которые понесут наказание при втором пришествии Христа, и прославит этих избранников в Царстве Мессии (ср. Лк.21:22 ). Хотя идея этого отмщения в Евангелии от Луки и не имеет той резкой формы, какую она получила у других новозаветных писателей, например в Апокалипсисе, тем не менее, все-таки и она вообще не чужда евангелисту Луке (ср. Лк.1:51 и сл. Лк.1:71 и сл.). «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» Эти слова, несомненно, стоят в связи с предыдущей идеей о последнем суде. Христос как бы говорит: «Это уже несомненно, что Сын Человеческий придет, чтобы помочь верующим и наказать неверующих. Но вопрос в том, много ли больше веры найдет Он к Себе, приходя во второй раз, чем нашел при первом Своем пришествии на землю?» Здесь Господь повторяет мысль, высказанную Им при изображении времени второго пришествия в Лк.17:26 и сл. Согласно Тренчу (с. 415) и епископу Михаилу, здесь речь идет об умалении веры в верующих, о некотором ее ослаблении. Но Христос не говорит, что мало найдет веры в среде христианства, а вообще изображает состояние человечества, «веру на земле» ( π τς γς). Грусть слышится в этих словах Христа, Ему больно, что придется к большинству людей применить строгое осуждение, вместо того чтобы их помиловать и сделать участниками Своего славного Царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

К чему может привести такого рода искажение веры, говорит Евангелие: «Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придёт господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придёт господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечёт его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 24: 48-51). Некоторые защитники протодиакона Андрея Кураева возражают: мол, можно верить в «многотысячелетний путь» и ждать каждую секунду Христа. Но зачем себя обманывать: это никак невозможно, ибо одно полностью исключает другое и требует совершенно иного «плана действий». Большинство проблем современного Православия связано именно с этим: многие православные перестали ждать Христа. Характерный пример на злобу дня – обвинение одного известного архипастыря в «разрушении общинной жизни епархии», что тиражируют сегодня противостоящие Православной Церкви СМИ и блогеры. Не буду утверждать, что проблемы нет: действительно, деятельность некоторых архиереев ориентирована в первую очередь на возведение храмов, для чего им и нужно «ужесточение финансовой дисциплины», а не на расцвет приходской жизни. Но не нужно при этом быть слепыми и в отношении священников, находящихся под их началом: довольно многие из них, особенно в больших городах, поддаваясь давлению мира, не прочь при удобном случае заняться «упрочением материального благополучия» в ущерб жизни того же прихода, не говоря уж о епархии. Причина всё та же: неверие в скорый приход Христа. А во что превращается при вере в «многотысячелетний путь» Откровение святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова? Ответ, думается, очевиден: лишь в «красивый литературный памятник», в объект филологических исследований. И чем по большому счёту вера в «многотысячелетний путь», в «предстоящие» «миллионы лет церковной истории» протодиакона Андрея Кураева отличается от веры ветхозаветных саддукеев? Во всяком случае, обвинения «православных либералов» части Русской Православной Церкви в «нездоровых апокалиптических настроениях» весьма показательно. Правда, оказалось, как это следует из «эсхатологической доктрины» Андрея Кураева, многие тысячи, а то и миллионы лет не может быть и «здоровых апокалиптических настроений», потому что мы «только-только выходим из манежика " православных империй " », только учимся «самостоятельно ходить своими ножками». Не здесь ли находится источник многих его, мягко говоря, странных взглядов на некоторые общепринятые в православной среде вещи?

http://ruskline.ru/news_rl/2019/06/20/hr...

После революции 1917 года в Петербурге, как и по всей стране, появилось много бандитов. По ночам стало опасно ходить по улицам – на людей стали нападать и грабить. А в то время очень почитали блаженную Ксению. И вот случилось однажды, что напали на одного верующего человека, а он стал кричать: «Мати Ксения, помоги!» И вдруг выбегает мать Ксения с палочкой своею и начинает их бить. Палочка, может быть, у нее была и духовная, но переломы у бандитов – самые настоящие. Переломы рук, ног, черепа, ссадины. Весть об этом быстро разнеслась по городу. И дошло до того, что весь преступный мир стал бояться ее имени. Только увидит человек что-нибудь опасное для себя – сразу кричит: «Мати Ксения, помоги!» И бандиты от одного имени ее разбегались. Я был очень удивлен. Думаю, что нам всем об этом нужно знать. У нас сейчас ситуация, похожая на 1917 год, а в криминальном смысле – может, и хуже. И надо обращаться к ней, матери Ксении, другим заступникам нашим, к Господу. Нужно иметь тот щит, который действительно защитит нас и веру православную. Когда ко мне приходят люди, чтобы креститься, и после соответствующей подготовки совершается Крещение, я одеваю на них крестик и говорю: «Береги этот крестильный крестик. Он надежней любого бронежилета. Он тебя будет оберегать. Диавол боится знамения креста. Крест – твоя защита». А теперь представьте себе, в какое дикое время жил Аврам, каковы были нравы язычников, когда люди нападали друг на друга. Целые народы жестоко истребляли или уводили в рабство. И вот, в это время беззакония, среди этой тьмы Аврам слышит голос Господа: Я твой щит; награда твоя (будет) весьма велика. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником ( Быт.15:3–4 ). Ранее мы читали, что Сара была неплодна. Если женщина не имела ребенка, на Востоке это считалось великим унижением. Думали, что такой человек находится под проклятием Божиим. Аврам очень хотел снять с себя это поношение бесчадства, хотел иметь наследника и очень скорбел из-за отсутствия его. У Аврама был очень хороший домоправитель, преданный ему раб. Но не его он хотел иметь своим наследником. И вот этой своей скорбью он делится с Господом своим. И Господь говорит Авраму, что наследником его будет тот, кто произойдет из чресл твоих ( Быт.15:4 ). Вера вменяется в праведность

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

" Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. " (1 Кор.7:27). В Вашей ситуации, можно сказать средней, не нужно ни то, ни другое, на мой взгляд. У меня ситуация немного похожая, хоть и не такая критическая, как у Вас. Что будет дальше - не знаю, пытаюсь остаться мужем одной жены, хотя она от меня уже ушла. И тоже говорит, что из-за моего обращения к Богу и прихода в Церковь. Для сведения - мне 37 лет. " ...ибо проходит образ мира сего. А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене... " (1Кор.7:31-33). Отвечая на Ваш вопрос, дерзну сказать, что Ваше решение неоправдано, опять же, на мой поверхностный взгляд. Простите. Ольга 22 июля 2016, 10:12 Иван, вы сравнили действия Бога безгрешного и действия человека грешного. Не ставьте человека на место Бога. Что позволено и что не позволено человеку - определено Богом в Его заповедях людям, раскрыто в Евангелии и Апостольских посланиях. Наталия С. 22 июля 2016, 10:02 Иван 21 июля 2016, 22:00, приведенный Вами отрывок Св. Писания повествует, если можно так выразиться, об условии, при котором Бог, Творец и Создатель, усыновляет Свое творение – человека: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает». Здесь аналогия отношений родительских, но не супружеских. Вообще, вопрос с рукоприкладством лучше всего однозначно решить до заключения брака. Да и мужья, которые позволяют себе бить жен, от этого утрачивают силу духа и превращаются в плохих защитников не только своих ближних, но и Отечества. А возможно ли без присутствия духа справиться с более сильным противником (в случае необходимости)? Или просто побить с любовью? И что сложнее: первое или второе? :)) Арина 22 июля 2016, 00:21 Дорогой брат Антоний! А Вам не кажется, что сначала " общественная мораль " невзирая на предписания закона поощряет низменные потребности человека путем молчаливого соглашательства с грехом и, только когда накапливается " критическая масса " , фиксируется в законодательстве порочная практика, хоть и не нужно этого делать.

http://pravoslavie.ru/95464.html

43. «Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу…» (1Ин. 3:21). Дерзновение к Богу Грабитель в чужой квартире пугается собственной тени, Заяц в лесу страшится и падающего листа, Дикий зверь боится дневного света, Одинокий человек боится самого себя. 44. «Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день.» (Пс. 24:5). Истину ищи в своем сердце Затерявшиеся очки ищи у себя на лбу, Потерянное ведро найдешь в колодце, Исчезнувшую со стола рыбу увидишь в когтях у кошки, Если ты ищешь Истину, ищи Ее в своем сердце. 45. «И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам.» (1Ин. 3:24). Узнаем по духу Когда мать берет плачущего младенца на руки, он сразу замолкает, Когда доносится аромат розы, нет нужды говорить, что она расцвела, Когда ребенок заснул, ему не нужно объяснять, что он спит, Когда человек находит Бога, это понятно ему самому. 46. «Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?» (Мф. 9:4). Научись чуткости Если столяра толкать под руку, работа будет испорчена, Если водителя поучать в дороге, не миновать аварии, Если кузнецу показывать куда ему бить, можно лишиться пальца, Если только говорить и не слушать, не найдешь собеседника. 47. «…Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога?» (Иак. 4:4). Опьянение миром Когда собака гонится за зайцем, ее не собьешь со следа, Когда кот играет с пойманной мышью, его не подманишь рыбой, Когда медведь добирается до меда, он теряет всякий страх, Когда богач видит деньги, он забывает обо всем на свете. 48. «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.» (Иак. 3:18). Плод правды Если не хочешь ничего терять – ничем не владей, Если не хочешь блуждать, не выходи из дома, Если не любишь шума, не броди по базарам, Если ищешь покой, не имей никаких забот. 49. «Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло» (Мф. 6:22).

http://isihazm.ru/?id=104

Чтобы войти в Царство Божие, нужно надеяться на помощь Иисуса Христа. Однажды Иисус Христос учил народ на берегу озера Галилейского. Когда наступил вечер, Он сказал Своим ученикам, чтобы они сели в лодку и поехали раньше Его на другую сторону озера; а Сам Он остался на этом берегу. Отпустив народ, Он взошел на гору и всю ночь молился там. Между тем, когда лодка с апостолами была на середине озера, подул сильный встречный ветер, лодку стало бить волнами. Иисус Христос, видя, что апостолы находятся в беде, под утро пошел к ним, идя по воде. Ученики, видя Его, идущего по воде, не узнали Его, подумали, что это – привидение, и от страха закричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: «ободритесь; это Я, не бойтесь». Петр сказал Ему в ответ: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде». Спаситель сказал: «иди». И выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу; но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: «Господи! спаси меня». Иисус тотчас протянул руку, поддержал его и говорит ему: «маловерный! зачем ты усомнился» (или: перестал твердо надеяться). И когда вошли они в лодку, ветер утих. Тогда ученики поклонились Ему и сказали: «истинно Ты – Сын Божий». Здесь мы видим, что пока апостол Петр наделялся на Христа, он в бурю шел по воде, как по твердой земле; когда же он испугался волн и не стал твердо надеяться на Спасителя, он стал утопать; и дальше, когда он, находясь в этой беде, опять обратился за помощью к Спасителю, Христос опять помог ему. Следовательно, если человек верует во Христа и надеется на Него, ему не страшны никакие бедствия и опасности; если же он перестает надеяться на Христа, он начинает бедствовать и страдать; и если он среди своих страданий и бедствий опять с верой и надеждой обратится ко Христу, Спаситель поможет ему. Таким образом, человек может жить спокойно и не бояться ничего, если он твердо надеется на Иисуса Христа. Где Иисус Христос учил народ? Что Он вечером сказал Своим ученикам? Где остался Сам Христос? Что случилось на озере с учениками? Что сделал Спаситель, видя учеников в беде? Что было с апостолами, когда они увидели идущего по воде Христа? Что сказал им Спаситель? Что сказал Иисусу Христу апостол Петр? Что отвечал ему Спаситель? Что было затем с Петром? Как помог ему Спаситель? Что Он при этом сказал Петру? Что после этого сделали ученики? Чему научает нас это событие? Когда человек может жить спокойно и ничего не бояться? В) Любовь к Богу и ближнему (Лк.10:25–28)

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Напротив, если мы видим, что кто–нибудь никому из подобных людей ничего не уделяет, но питает бедных и помогает нуждающимся, и сам довольствуется трапезою не роскошною, того мы должны назвать весьма великодушным; поистине великой душе свойственно не думать о собственном удовольствии, а заботиться о (спокойствии) других. Скажи мне: если бы ты увидел кого–нибудь, кто бы, презирая всех тиранов и вменяя ни во что их повеления, облегчал страдания притесняемых ими, не признал ли бы ты это делом великим? Так точно мы должны рассуждать и здесь. Страсти — это тираны. Если мы будем презирать их, то сделаемся великими; если будем освобождать от них и других, то — еще более великими. Это и справедливо. Кто делает добро не себе только, но и другим, тот выше не делающих ни того, ни другого. Если бы кто, из угождения тирану, одного из подчиненных его стал бить, другого притеснять, третьего оскорблять, — неужели мы назовем это великодушием? Отнюдь нет, и тем менее, чем он был бы важнее. Так точно и здесь. У нас есть душа благородная и свободная; расточительный предает ее на битье страстям; назовем ли же великодушным того, кто терзает самого себя? Отнюдь нет. Итак, будем помнить, что такое великодушие и расточительность, что бережливость и скупость, что кротость и малодушие, что дерзновение и дерзость, чтобы, различая их друг от друга, мы могли благоугождая Господу провести настоящую жизнь и сподобиться будущих благ, благодатию и человеколюбием Единородного Его, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 49 «Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят. Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось. Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое» (Деян. 23:6–8).   Твердость Павла. — Какую нужно выбирать жену.   1. Опять (Павел) говорит по–человечески; он не всегда руководится благодатию, но позволяет себе привносить нечто и от себя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010