Поскольку Благодатный Огонь приходится на Великую Субботу, канун Пасхи, то в православном богословии он является в первую очередь предвкушением воскресения. И в восточной, и в западной традиции Пасхи огонь играет важную роль как вестник новой жизни и воскресения. То же самое и с этим чином. Как огонь вырывается из Святого Гроба, так и Господь Иисус Христос вырвался из Своей гробницы в то первое пасхальное утро.  Во многих случаях светильники, зажженные от Благодатного Огня, отвозятся обратно в свои страны, куда они прибывают чуть позже той же пасхальной ночью. Так что свечи, горящие в самых отдаленных церквях, горят тем же самым светом, что и на пасхальном торжестве в Иерусалиме. Сверхприродное значение – то же. Благодатный Огонь подводит нас ближе к тайне Воскресения, и таким образом углубляет обращение нашей души. Это делает для нас воскресение более близким и реальным, как и Божественную любовь, вдохновляя нас в нашей собственной духовной жизни. Как утверждает Библия, Бог нас никогда не оставляет (Втор 31:6 и Евр 13:5). И то, что это утверждается и в еврейской Библии и в христианском Писании, является важным свидетельством этой вселенской истины.   Наше участие в чине Благодатного Огня является опытом бого-человеческой встречи, и таким образом похоже на наше участие в Евхаристии, которая тоже является бого-человеческой встречей, когда мы приобщаемся Телу и Крови Спасителя.  — Каково, на Ваш взгляд, экуменическое измерение чина Благодатного Огня? — Как я уже сказал, Благодатный Огонь является подлинно экуменическим событием в полном смысле слова. Тут важно помнить три вещи.  Благодатный Огонь является знаком единства православных. Не только церквей-сестер, но и православных народов, которые в культурном смысле объединены общей религиозной традицией. В наше время мы видим желание всех православных христианских народов участвовать в этом, и они присылают свои делегации для получения Благодатного Огня. Огонь также является вселенским религиозным символом. Он необходим для человеческой жизни, как физической, так и духовной.

http://pravmir.ru/svet-kotoryj-prosveshh...

Это огонь, которым горело слово пророка Иеремии и который неудержимо влек его на проповедь Божией истины (см.: Иер.  23 , 29). Это огонь, что сошел на апостолов в виде огненных языков, просветив и освятив простых рыбаков, сделав их величайшими мудрецами  . Это духовный огонь истины и любви, которым апостолы и их наследники переродили мир, оживили труп безбожного человечества, омыли, освятили и просветили его. Все доброе в мире от этого огня небесного, низведенного Господом на землю. Это небесный огонь, который очищает душу, так же как земной огонь очищает золото. Свет этого огня показывает нам путь, открывает нам, откуда и куда мы идем, в этом свете мы познаём нашего Небесного Отца и свое Вечное Отечество. От этого огня разгорается наше сердце неизреченной любовью ко Господу нашему Иисусу Христу, как это случилось с двумя апостолами на пути в Эммаус, о чем свидетельствовали они: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам?  Этот огонь подвигнул Христа сойти с небес на землю и подвигает нас подниматься к небесам. Все мы крещены этим святым огнем, по слову святого пророка и Крестителя Иоанна:  Я крещу вас в воде… Он (Христос)  будет крестить вас Духом Святым и огнем . Этот огонь пробуждает в человеческом сердце неизреченную ревность ко всякому добру. Он радует праведника и обжигает грешника. И для нас мучителен он, пока не очистимся мы от всякой неправды и нечистоты. Ибо сказано:  Бог есть огнь, сожигающий   грешников. Мир тебе и радость от Господа! Письмо 12 женщине, на вопрос о воздаянии умерших Ты пишешь, что тебя беспокоят страшные сны. Стоит тебе сомкнуть глаза, являются тебе три отрока, высмеивают тебя, угрожают и запугивают… Пишешь, что в поисках лечения ты обошла всех известных докторов и знающих людей. Говорили тебе: “Ничего, это пустяк”. Ты отвечала: “Если это для вас пустяк, избавьте меня от этих видений. Разве пустяк может не давать сна и покоя вот уже шесть месяцев?”. Они тебе в ответ: “Поменяйте климат, чаще бывайте в обществе, следите за питанием. Это обычная ипохондрия”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

- Здравствуйте, Христос Воскресе! Во время трансляции церемонии снисхождения Благодатного Огня, комментировал некто Наумкин это явление и протоиерей Георгий Климов. И вот этот Наумкин сказал, что Благодатный Огонь не являет явным образом в храме. Никаких молний в храме Гроба Господня нет. И протоиерей Георгий Климов с ним согласился. Вы это как можете прокомментировать. - Если они там присутствовали, может быть, они этого не видели. Но дело в том, что есть же видеосъемка. - Это как сияние, вспышки. - Такие вспышки идут. И потом, дело в том, что Благодатный Огонь сходил же не только в храме. Мы знаем прецедент, когда он снизошел вначале за пределами храма. - Когда православных не пускали. - Да, когда православных не пускали. Он снизошел и даже колонну разбил. И такой артефакт до сих пор существует. Дело в том, что, понимаете, тут надо этот вопрос просто к нему серьезно подойти: собрать все материалы. Я не знаю, с чем связан   такой комментарий, я его не слушал. Возможно, что он был какой-то контекстный, это надо просто послушать. - Те, кто увидит десять лет, все-таки Якунин, Фонд  Андрея Первозванного, молодец. Потому что пришло в голову когда-то показывать схождение Благодатного Огня всем, кто желает это увидеть и не может попасть на Святую Землю. И мы десять лет уже наблюдаем, как сходит Благодатный Огонь, видим это великое чудо, испытываем такую же радость. И в каждый из наших храмов московских Благодатный Огонь привозят в Москве в храм Христа Спасителя, а потом привозят в наши храмы. Мы зажигаем свечи, зажигаем лампады, и потом в светильничках даже многие домой умудряются донести Благодатный Огонь. - С другой стороны, я слушал комментарий одного корреспондента радио, который непосредственно находился там, в храме, во время снисхождения Огня. Причем, долг Огонь не снисходил. Он, как раз, комментируя,  сказал, что видит эти всполохи. - Я могу много об этом рассказать интересных историй о том, как вначале вспышки появляются, сполохи люди видят. А потом Благодатный Огонь незримо сходит. У нас еще звонок, батюшка, говорите.

http://radonezh.ru/text/mozhno-li-na-sve...

Также и св. Иустин Мученик говорит, что каждый после Суда Божия по «достоинству своих деяний, либо пойдёт на вечное мучение, либо обретёт спасение» 90 . Св. Феофил Антиохийский : «Уверуй, ибо если теперь не уверуешь, то вынужден будешь тогда уверовать посредством вечных мучений... За это пламень горящего огня придёт на вас: будете гореть в огне вечно, покрытые срамом за ложных и бесполезных идолов» 91 . Ещё один автор II века Минуций Феликс пишет: «Этим мучениям нет никакого предела и никакой меры. Там разумный огонь сожигает и возобновляет члены тела, истощает и питает их; подобно тому, как блеск молнии касается тела, но не убивает... так и огонь, назначенный для наказания, поддерживается не тем, чтобы истреблял сжигаемых им, но питается неистощимыми мучениями человеческих тел» 92 . Св. Ириней Лионский пишет: «Что для грешников приготовлен вечный огонь, об этом и Господь ясно сказал, и прочие Писания свидетельствуют. И что Бог предвидел это, так как изначала приготовил и вечный огонь для имеющих согрешить, также Писание свидетельствует» 93 . Ту же истину мы видим и у авторов следующего, III века (не считая Оригена , конечно 94 ). Св. Ипполит Римский : «Мы обратимся к самому священному Писанию и на основании его покажем... Каково будет славное царство святых, царствующих вместе со Христом, и каково будет вечное мучение в огне нечестивых» 95 . И св. Киприан сетует на тех, кто «при угрозах им вечными казнями и нескончаемыми муками, предлагают и советуют не помышлять о гневе Божием, не бояться суда Господня» 96 . То же и в IV веке, например, у свт. Кирилла Иерусалимского : «кто грешен, получит вечное тело, осуждённое на мучение за грехи, чтобы вечно гореть в огне и не разрушаться» 97 . Так же и далее в каждом столетии святые отцы повторяли эту истину, и если бы мы захотели процитировать всех, кто говорил о вечности адских мук, то эта книга стала бы увесистым томом. Мы ограничимся только цитатами тех святых, которые определённо и однозначно осуждали идею спасения всех. Свт. Василий Великий : «Господь то решительно говорит, что пойдут сии в муку вечную ( Мф.25:46 ), то отсылает иных в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (41), а в другом месте именует геенну огненную и присовокупляет: где червь их не умирает и огонь не угасает ( Мк.9:47–48 ); и ещё древле о некоторых предрёк чрез пророка, что червь их не умрёт, и огонь их не угаснет ( Ис.66:24 ); потому, если при таком числе подобных свидетельств, находящихся во многих местах богодухновенного Писания, многие ещё, как бы забыв о всех подобных изречениях и определениях Господних, обещают себе конец мучению, чтобы свободнее отваживаться на грех , то сие, конечно, есть одна из козней диавольских» 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Но что здесь очень важно, мне кажется, что схождение с небес огня — это была Пятидесятница. Т.е. «Ангели, схождение Духа Утешителя зряще, удивляхуся, како в виде огненных язык явися Дух Святый». — Вот вам схождение огня. Все остальные схождения огня, и при Дафане и Авироне, и при Надаве и Авиуде, и при Моисее и Аароне... Благодатный огонь наш тоже, на самом деле, есть напоминание о схождении однажды — раз в жизни, и больше не повторяется — Духа Святого в виде огненных языков на собранных апостолов с тем, чтобы каждый из них принял благодать Духа Божиего, стал проповедником Евангелия, и родилась Церковь. Как тогда первая жертва была пожрана Небесным огнём, и нужно было впоследствии подкладывать дрова и не давать гаснуть огню на алтаре, так и здесь Дух Святой сошёл на апостолов, и родилась Церковь, и нужно теперь не погашать Божий Дух, который как огонь сошёл на учеников. Христос говорит: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» И Павел говорит: «Не оскорбляйте и не погашайте Святого Духа Божия, Которого вы знаменовались в День искупления». Т.е. не гасите благодать Божию — огонь Небесный не погашайте. Нужно подкладывать дрова в тот Небесный огонь, который однажды и навсегда — без повторов — сошёл на Церковь в День той святой Пятидесятницы. Вот в этом смысле Благодатный огонь напоминает нам о всех ветхозаветных жертвах, о благодатном приёме жертвы от Господа в древние времена, о том, что в конце концов сошёл Дух Святой в виде огня, и нужно поддерживать огонь на алтаре, а алтарём является сердце каждого отдельного человека. — Батюшка здравствуйте. Это Анна с Одинцово. Спаси вас, Господи, за ваше служение, за ваши проповеди, за ответы. Господь бы дал вам здоровья на долгие годы! Хотелось бы прояснить о старце Илье, который молился во время войны. Кто он был: священник, старец или кто ещё? По радио «Радонеж» было столько рассказано, что Господь дарует победу, если священников отпустят из тюрем и откроют храмы. Ещё Господом было открыто, но скрыто от народа — надо было объявить всему миру после войны, что Господь даровал победу нашему народу, бывшему Советскому Союзу.

http://radonezh.ru/text/v-pryamomefire-r...

С тех пор никто из представителей многочисленных христианских конфессий не решается оспаривать у православных право молиться в этот день в Гробе Господнем. В мае 1992 года впервые после 79-летнего перерыва Благодатный огонь был вновь доставлен на русскую землю. Группа паломников – священнослужителей и мирян – по благословению Святейшего Патриарха пронесла Благодатный огонь от Гроба Господня в Иерусалиме через Константинополь и все славянские страны до Москвы. С тех пор этот неугасимый огонь горит на Славянской площади в основании памятника святых учителей словенских равноапостольных Кирилла и Мефодия. Из рассказов свидетелей схождения Благодатного огня «Живо я очутился на площадке у храма, где меня обступили многие из наших паломников. Все они, в слезах полного умиления, радости и счастия, указывали мне, что Благодатный огонь не жжет. Многие из них и при мне обводили шею, руки и обнаженную грудь этим огнем, и он действительно не жег, он начинает жечь только тогда, когда пучок разгорится ярким пламенем. По примеру и указаниям моих знакомых паломников, все это я лично испытал. Обводя этим Благодатным огнем и шею, и руки, я не чувствовал никакой боли. О, вовек мне не забыть, каким священным восторгом горела моя душа, каким блаженством она была переполнена в святые минуты этого чудесного проявления Божественной благодати». Константин Ростовцев, член Императорского православного Палестинского общества (1896) «…Напряженность ожидания достигает высшей точки. Как когда-то в пасхальную ночь ученики Христа и жены-мироносицы, весь народ замирает в священном ужасе. И вот огонь сходит! Еще прежде чем появится из Кувуклии усталый и как бы отрешенный патриарх, свещеносцы-скороходы, принявшие благодатный огонь через окошечки в приделе Ангела, уже молниеносно разносят его по всем приделам храмового комплекса. Мы стояли примерно в центре Кафоликона (соборный храм над Кувуклией. – Прим. ред.) и напряженно вглядывались в сторону Кувуклии – между тем огонь уже загорелся у нас за спиной, в алтаре Кафоликона. Мгновению первой вспышки огня предшествовал неожиданный, каждый раз непредсказуемый ливень голубоватых молний, пронизывающих сверху донизу святую Кувуклию, бьющих то снизу вверх, то сверху вниз. Удивительно, но это удалось зафиксировать и нашему оператору, помещенному, по благословению Иерусалимской Патриархии, напротив дверей часовни, на специальной доске над молящимися… Потом, просматривая отснятую кассету, оператор плакал и целовал свою камеру».

http://azbyka.ru/nepoznannyj-mir-very/3

5). Так и язык, – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь, как много вещества зажигает! «Язык много делает, если им хорошо управляет душа, как у Соломона… Однако когда язык плохо обуздан, он влечет своего хозяина к великой погибели» (св. Беда). «Что лучше молчаливых уст? Что легче того, чтобы не клеветать на братьев? Не тяжелые труды тебе нужно вынести, не бдения нужно совершать в течение целого дня и ночи, не ров вырыть, не насыпь воздвигнуть… Следует только держать язык за зубами… Творец самим его расположением поучает тебя не тотчас пользоваться им, особенно в делах, к тебе совсем не относящихся… Пользуйся языком для воспевания песнопений во славу Творца, для тщательного исследования догматов, для потребностей, вызываемых жизнью, для торжественных речей о своем ближнем» (свт. Фотий Великий. Слово в пятницу 1 недели поста). 6). И язык, – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. «Язык, – огонь, прикраса (дословно: мир) неправды более всего, потому что он удободвижен и весьма легко говорит много худого, и обвиняет, и злословит, и ложно клянется, и лжет, и лжесвидетельствует, многих несправедливо ввергает в огонь, гонит под меч и в море… (когда же в самооправдании) приукрашивает подвергшихся великим падениям, кажется прикрасой истины. Посему, даром слова надлежит пользоваться не для того, чтобы украшать порок, но чтобы величать добродетель… Воспаляет круг жизни, – Священное Слово говорит, что языком приводится в замешательство время жизни нашей, потому что время, как колесо, само на себя возвращается» (прп. Исидор Пелусиот . Письма, 1:658; 2:513). «Язык, – огонь, пожирающий своими дурными речами целый лес добродетелей. Огонь погибели противоположен огню спасения, который уничтожая поленья, хворост и сено греха, являет тайны сердца. Этот огонь воспламенял сердца святых учителей, которые и сами горели любовью и воспламеняли других огненным языком проповеди » (св. Беда).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе ( Иов. 1:16–17 ). Здесь, пожалуй, следует обратить внимание на одно понятие, которое более всего интересует церковных толкователей в Приложении к данному отрывку книги Иова: огонь Божий ( Иов. 1:16 ). При чтении только что приведенного библейского фрагмента может показаться, что этот огонь посылается на стада Иова именно с небес – якобы прямо от Бога, что источником этого смертоносного пламени является Сам Господь: ведь оно ясно называется в тексте «Божиим». Однако мы можем заметить, что так именует этот огонь не сам автор библейского текста и не Иов, а вестник обрушившегося на праведника горя – вероятно, один из его слуг. Тем самым «огнем Божиим» эта разрушительная сила именуется предположительно и условно. Святые Отцы настойчиво утверждают, что тот огонь изошел не от Бога, а от диавола. Так, по Златоусту, именно «сила диавола... привела его в движение по попущению Божию» 247 . По словам святителя Иоанна, «когда враг увидел, что праведник благородно устоял после первого и второго удара и совершенно не поколебался этими его искушениями, поражаемый, но не раненный, он ухищряется сделать нечто иное. Он бросает огонь сверху, чтобы казалось, что огонь ниспослан с неба, и чтобы, подумав, что Бог с неба воюет против него, Иов похулил Бога, столь несправедливо наказывающего его без всякого греха...» 248 В этом смысле видимая картина сходящего с неба огня оказалась неким спровоцированным именно сатаной обольщением смотрящих, ошибочно предположивших, что они якобы зрят силу Божественного гнева и наказания. Святой Андрей Кесарийский даже проводит здесь параллель между этим огнем с неба, который сходит на стада Иова, и тем тоже якобы небесным пламенем, что в соответствии с Откровением святого Иоанна Богослова будет в конце времен сводить на землю лжепророк – предтеча антихриста: и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми ( Откр. 13:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Христос Воскресе. Там на небе прославление Христова Воскресения составляет главное содержание славословия праведников... Преп. Серафим уже здесь на земле жил небесной жизнью. Все, что мешает прославлению Св. Пасхи, надо радостно уничтожать в себе и снова возвращать к воспоминанию об умилении, которое посетило нашу душу в день Св. Пасхи». На Духов день владыка говорил: «... " Огонь от Огня» – это благодать Духа Святого, сжигающая как в огне все негодное так, что остается одно золото. Всякий прикасающийся к этому огню – загорается. Но также загорается всякий прикасающийся к огню греха и в этом смысле огонь греха и Огонь Святый имеют нечто общее: человек начинает гореть тем огнем, с которым он прикасается. Святые Отцы горели Огнем Святым. Не нам, конечно, помышлять о подобном горении, о таком изобилии благодати, какое усваивали праведники, так что Огонь Святый пламенел в их сердцах, но и у нас бывают минуты умиления и тогда наши сердца загораются огнем Святым. И по мере того, как эти минуты становятся чаще, постепенно Сей Огонь становится нашим. Его мы приобщаемся при Причастии и при усердной молитве. Тогда приходит к нам вожделенное настроение, в котором был Апостол Петр, когда во время Преображения он говорил: Господи, добро есть нам зде быти: аще хощеши сотворим зде три сени: Тебе едину, и Моисею едину и едину Илии. Он хотел постоянно пребывать в этом настроении, чтобы Божественный Огонь никогда его не оставлял. Об этом молимся, когда говорим: Духа Твоего Святого не отыми от мене... От души грешной, не кающейся, Св. Дух отвращается, как от зловонной ямы. Если кто победит в себе зависть, он на пути к спасению. Если кто кается раз и снова кается при согрешении и привыкает к покаянию, он одной ногой уже в раю. Для спасения не надо ни богатства, ни ума, но надо этот Огонь держать в своем сердце. Вся мудрость и вся заслуга Св. Отцов в том, что они научили привлекать Дух Святый: Уста моя отверзох и привлекох Дух, яко заповедей Твоих желах. Если не желать этих заповедей, если с ропотом относиться к Богу, то уже нельзя умилить свою душу, и блажен тот, кто научил беречь и ценить моменты умиления. Дух Святый близко от нас предстоит и если обратиться – даст руку помощи. Прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны...»

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Отсюда, утверждают адвентисты, ясно, что слова Св. Писания: „идите от Меня проклятые в огонь вечный“ ( Мф.25:41 ), „лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геену, в огонь неугасимый“ ( Марк. 9. 43 ), „и дым мучений их будет восходить во веки веков» ( Откр.14:11 ), говорящие о вечности, имеют ограниченное значение. 32 Толкуя слова Иоанна Крестителя: «лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» ( Мф.3:12 ), адвентисты говорят: „не сказано, что огонь будет гореть бесконечно, на протяжении всех веков, но говорится только, что он будет «неугасим». Это выражение употреблено здесь, продолжают утверждать адвентисты, для того, чтобы ярче выразить уничтожающую силу этого огня. Он зажжен Самим Иеговой, и потому его не может погасить никакая сила, и он будет гореть до тех пор, пока не пожрет все, что, может служить ему пищей“. Что касается выражения: „где червь их не умирает», то оно, мудрствуют сектанты, представляет картину полнейшого уничтожения. Слово – „геена“ происходит от греческого gehenna. Геенною называлась долина Енномова, на юг от Иерусалима. Раньше там совершалось отвратительное служение идолу Молоху, а затем она была превращена в свалочное место для нечистот, отбросов, трупов животных и мертвых тел разбойников. Для предотвращения эпидемий, легко могущих возникнуть от такой массы гниющих веществ, необходимо было поддерживать огонь. Что не успевал сжечь огонь, то окончательно пожирали черви“. В таком же духе адвентисты объясняют и слова Откровения: „и ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк и будут мучиться день и ночь во веки веков» (20, 9–10). „Необходимо принять к сведению, говорят они, что огонь пожрет нечестивых в буквальном смысле, и этому нисколько не противоречит употребленное здесь выражение „во веки веков». Хотя эти слова означают и безусловную вечность, но не подлежит никакому сомнению, что они служат также и для указания известного ограниченного периода. Это ясно видно, говорят сектанты, из Ион.2:7 ; Исх.21:1–6 ; 1Пар.28:4 ; 4Цар.5:27 “. 33

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ozhidani...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010