Огонь, так часто упоминаемый в св. Писании, пишет московский митрополит Филарет, действует совершенно отдельно от мучений совести; не принимать продолжительных мук означало бы только поощрять преступный произвол. Духовные тела осужденных людей, конечно, не останутся без соответственного им вещественного наказания, так как и суд будет судить за дела и души и тела. И чем тоньше будут тела духовные, тем мучительнее будет действие огня, соответственно грехам и свойствам их. Учители Церкви считали этот огонь, который пожирает и питает жертву свою, сам питаясь ее нетлением, – невидимым. Василий Великий говорит, что этот огонь – не светлый, но, содержа в своей тьме паляющую силу, лишен светозарности. Св. Иоанн Дамаскин учит: «огонь, которому будут преданы грешники, не такой вещественный, как наш на земле, но такой, какой известен единому Богу». Вообще же древние учители Церкви представляли, что огонь гееннский не будет похож на здешний, какой мы знаем. Он будет жечь, но ничего не сжигать и не истреблять, будет действовать не только на тела грешников, но и на души, и на самих духов, безплотных демонов; он будет какой-то мрачный, без света, и таинственный. Некоторые думали (бл. Августин и Иероним), что этот неугасающий огонь и червь неумирающий могут быть принимаемы в смысле переносном, как символы жесточайших гееннских мучений, что червь преимущественно выражает внутренние угрызения совести, а огонь – страшные внешние, гееннские мучения. Итак, внутренние мучения грешников в геенне составляют вечное терзание неизлеченных страстей и непрестающие укоры совести за нарушение долга и назначения быть образом и подобием Божества. Действие страстей и совести в св. Писании называется червем неумирающим и огнем неугасающим. Св. Феофилакт пишет, что червь и огонь, терзающие грешников в геенне, есть совесть грешника. Действие совести он уподобляет действию вечного угрызения червя и жжения огня. Впрочем, объяснение, что червь неумирающий знаменует внутреннее мучение, есть только мнение частное и преимущественно принадлежит западной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

       Святой Иоанн Дамаскин говорит об этом адском огне так: «грешники преданы будут огню вечному, не такому вещественному, какой у нас, но такому, какой известен одному Богу» 390 . «Услышавши об огне, – говорит святой Иоанн Златоуст , – не думай, будто тамошний огонь похож на здешний: этот, что захватит, сожжет и изменит на другое; а тот, кого однажды обымет, будет жечь всегда и никогда не перестанет, потому и называется неугасаемым. Ибо и грешникам надлежит облечься бессмертием не в честь, но чтобы быть всегда им напутием тамошнего мучения: а сколько это ужасно, того и представить ум никогда не может; разве из опытного познания маловажных действий можно получать малое понятие о тех великих мучениях» 391 . «О, сколь страшен тот огонь, которого и сам сатана трепещет! – восклицает святой Димитрий, митрополит Ростовский. – Если для бесов бездна геенская страшна, кольми паче для людей должна быть ужасна и трепетна. Если и здесь огненная казнь, на которую когда человек бывает осужден, страшна; то несравненно страшнее то наказание, которое последует в геенне огненной. Бесы не боятся здешнего огня так же, как и мы не боимся огня, изображенного на доске (на картине), – а геенского огня трепещут. Этот огонь сожигает только телесное вещество, а тот жжет и мучит и бесплотных духов. Этот огонь, при недостатке горючего вещества, угасает; а геенский никогда не угаснет, по свидетельству Самого Господа: червь их (грешников) не умирает, и огнь не угасает ( Мк. 9, 45 ). Здешний огонь, когда горит, светит, а пламя того огня, когда горит, только жжет, но нисколько не освещает тьмы внешней; а если бы сколько-нибудь и осветило, то для большего страха и трепета осужденных, – для того, чтобы видеть мучимые лица грешников, с которыми в жизни сей грехами своими вместе прогневали Господа. Здешний огонь, объявши человека, вверженного в него, тотчас умерщвляет и в один час сожигает и обращает в пепел; а тот геенский огонь жжет, но не умершвляет: грешники, вверженные в геенский огонь, не умрут, будучи жегомы и мучимы вечно. И если один час пробыть в огне – мучение велико и нестерпимо, помыслим, сколь ужасно будет мучение тех, которые будут гореть и не сгорать в бесконечные века!»

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Когда грешник будет изгнан от лица Божия, тогда вопля и плача его не вынесут основания вселенной. Преподобный Ефрем Сирин ( 27, 412 ). Гордость сердца ненавистна Богу, Ангелам и святым Его. Имеющий в себе гордость – причастник диаволу. По причине гордости преклонились небеса и поколебались основания земли, возмутились бездны, пришли в смятение Ангелы и претворились в демонов. Прогневан гордостью Всемогущий; Он повелел бездне низвергнуть из себя огонь и огненному морю вскипеть огненным волнением. По причине гордости Он учредил ад и муки; по причине гордости учреждены темницы и биение, которыми терзается диавол за гордость сердца своего. По причине гордости устроена преисподняя, сотворен червь неумирающий и неусыпающий. Преподобный Антоний Великий ( 82, 16 ). Если же сойдем в ад, где никто не может исповедаться ( Пс. 6, 6 : «во аде же кто исповестся Тебе») и откуда никто не освободит нас... неизбежно будем в стеснении и глубоком мраке и, при полном отсутствии утешителей, будем терпеть бесконечное наказание, став несгораемой пищей для всепожирающего пламени ( 35, 164 ). Геенны мы должны бояться и страшиться не из-за того неугасимого огня, страшных наказаний и нескончаемых мучений, но потому, что оскорбляем столь благого Господа и становимся недостойными Его благоволения; так и в Царство Небесное надо спешить из любви к Нему, чтобы наслаждаться Его благодатию ( 38, 223 ). Из ада никого не выпускают, и заключенные там вечно горят в огне и претерпевают такое мучение, которое и описать невозможно ( 41, 458 ). Спрашиваешь, где и в каком месте будет геенна? Но что тебе до этого за дело? Нужно знать, что она есть, а не то – где и в каком месте скрывается... Писание об этом не говорит. По моему мнению, где-нибудь вне всего этого мира ( 43, 850 ). Один день мрака (в аду) ужаснее всех зол жизни. Святитель Иоанн Златоуст ( 45, 943 ). «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф. 25, 41 ), – сказал Господь... Стоящие по левую сторону удалились от Бога и потеряли истинную жизнь. Потерпят они и большее зло, которое выражается в том, что они будут причислены к бесам и преданы огню. Каким же ужасным должен быть этот огонь, который сжигает и души находящихся в телах, и бестелесных духов мучит, и в то же время сохраняет бессмертными, и от которого наш земной огонь растает, согласно написанному: «разгоревшиеся стихии растают» ( 2Пет. 3, 12 )?! Какое нестерпимое страдание – никогда не ждать освобождения, ибо тот огонь неугасим... Этот огонь... подобен реке, все далее и далее уносящей от Бога, потому Христос не сказал: «уйдите», но «идите», то есть непрестанно удаляйтесь от Меня, проклятые... в огонь, уготованный не вам, но диаволу и ангелам его. Ибо не в этом была Моя первоначальная воля, не для этого Я сотворил вас, не для вас создал этот огонь; этот неугасимый огонь зажжен для неизменных в состоянии зла бесов, к которым и вас причислила ваша, подобная им, нераскаянная воля ( 65, 53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Епифаний отмечает и то обстоятельство, что преп. Сергий снискал Божественную благодать не только безмолвной молитвой и созерцанием, но и усердием в свершении добрых дел. Значение, отводимое Епифанием добродеянию в снискании Божественной благодати, в свою очередь соответствует византийским представлениям о необходимом совмещении духовного опыта с богоугодными делами: «И приближался Ему (восходя к Богу) доброты ради дел своих и протязая блюдение своего сердца благости Его» 113 . В «Житии святого Сергия» содержатся также и новые для древнерусской агиографии сюжеты явлений огня и света ученикам Сергия на Божественной литургии, в присутствии учителя. Показателен, в частности, рассказ о прозревании Божественного огня учеником Сергия, Симоном. Ученик увидел «огонь, ходящий по жертвеннику, осеняющий алтарь и со всех сторон святую трапезу окружающий... А когда святой хотел причаститься, тогда Божественный огонь свернулся как некая плащаница и вошел в святой потир; так преподобный причастился» 114 . Новаторское значение этого и подобных ему «огненных» житийных сюжетов для древнерусской культуры впервые отметил Г. П. Федотов , указавший на их связь с углублением христианского миропонимания на Руси. Федотов указал на присутствующую в этих сюжетах смысловую соотнесенность с догматом триединства – Святой Троицы, духовному постижению которой была посвящена вся жизнь Сергия Радонежского. Федотов усматривал в личности преп. Сергия первого русского православного мистика – «носителя особой таинственной духовной жизни, не исчерпываемой подвигом любви, аскезой и неотступностью молитвы» 115 . Словесные и художественные образы огня и света, начиная со второй половины XIV в., все более глубоко связывают древнерусскую культуру с византийским возрождением православия – традициями египетских и синайских святых. В доказательство можно привести пространную выдержку из «Бесед» Макария Египетского , где образ огня тесно ассоциирован с постижением тринитарного догмата в практике созерцания: «Огонь благодати, возженный Духом Святым в сердцах христиан, делает их сияющими наподобие свечей перед лицом Сына Божия. Огонь Божественный, в соответствии с волей человеческой, то возгорается большим пламенем, то уменьшается и совсем не дает отблеска в сердцах, смущенных страстьми. Огонь невещественный и Божественный освещает и испытывает души» 116 . Этот огонь снизошел на апостолов как языки небесного пламени. Он ослепил Павла, когда тот еще под именем Савла пребывал гонителем Христа и его учеников. Огонь вел с ним беседу и просветил его ум. Этот же огонь виделся Моисею в несгораемой купине, и он же вознес Илию с земли в виде огненной колесницы. К свету этого Божественного огня приобщаются ангелы. Он изгоняет демонов и без остатка сжигает грехи. Макарий Египетский называет его силой воскресения, истиной вечной жизни, озарением душ святых, постоянством небесного могущества 117 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

не угасает ( Марк.9:43–46 ). Евангельский богач по смерти страдает в пламени ( Лyk. XVI, 24 ). Грешники на последнем суде услышат: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный ( Mф. XXV, 41 ). Господь Иисус Христос с Ангелами Силы Своей в пламенеющем огне совершит, отмщение непознавшим Бога и непокоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа ( 2Coл. I, 8 ). Кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное (Апокал. XX, 15). Что такое огонь неугасающий и червь неумирающий, от которых грешники будут мучиться во аде, Слово Божье не определяет этого. Св. Иоанн Дамаскин выражается так: «Грешники преданы будут огню вечному, не такому вещественному, как у нас, но такому, какой известен одному Богу 344 . Вообще же древние учители церкви представляли, что огонь адский не будет похож на здешний, какой мы знаем, будет жечь, но ничего не сжигать и не истреблять, будет действовать не только на тела грешников, но и на души и на самых духов бесплотных – демонов, будет какой-то мрачный, без света и таинственный. Некоторые только думали, что огонь неугасающий и червь неумирающий могут быть понимаемы в смысле переносном, как символы жесточайших мучений адских, что червь выражает преимущественно внутренние угрызения совести, а огонь – страшные мучения внешние. «Потом (после суда) к совершившему в жизни много худых дел приставляются страшные и угрюмые ангелы, у которых и взор огненный, и дыхание огненное, по жестокости их воли, и лица подобны ночи, по унылости и человеконенавидению; потом непроходимая пропасть, глубокая тьма, огонь несветлый, который во тьме содержит попадающую силу, но лишен светозарности; потом какой-то ядоносный и плотоядный червь, пожирающий с жадностью, никогда не насыщаемый и своим пожиранием производящий невыносимые болезни; потом жесточайшее из всех мучений – вечный позор и вечный стыд 345 . «Услышавши об огне не думай, будто тамошний огонь похож на здешний: этот, что захватит, сожжет и изменит на другое; а тот, кого однажды обымет, будет жечь всегда и никогда не перестанет, почему и называется неугасимым. Ибо и грешникам надлежит облечься бессмертием – не в честь, но чтобы быть всегдашним напутием тамошнего мучения: а сколь это ужасно, того и представить ум никогда не может; разве из опытного познания маловажных бедствий можно получить малое понятие о тех великих мучениях 346 ». Один и тот же огонь тою же самою силою будет и жечь нечестивых, и не сжигать; и сколько будет отнимать у них, столько же и возвращать и тем доставлять себе самому вечную пищу 347 . Такое страшное и ужасное действие вечного огня будет тем сильнее, что ему будут соответствовать не только необычайные свойства телесного состава лиц, воскресших для осуждения, но и страшные состояния их душевные.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Позвонили в Щелково, оттуда выехала машина. Еще одну машину выслала ближняя воинская часть. Пока они доехали, прошло часа полтора, за это время крест уже упал, а пламя продолжало вырываться из купола большим факелом. Картина была страшная. Я сидела у окна и все видела, а Володя мой с первыми ударами набата был уже на колокольне. Вместе с другими смельчаками он заливал из ведер горящие головешки, которые падали сверху на деревянный пол. Если б загорелся этот пол, то сгорели б и часы, и колокола. Но народ не допустил: люди встали цепочкой по крутой лестнице, ведущей на колокольни и передавали один другому ведра с водой. Эта цепочка людей тянулась до самого пруда, откуда черпали воду. Находиться на деревянной площадке с каждым мигом было все опаснее: сверху уже падали горящие бревна, летели вниз раскаленные листы железа, покрывавшего купол. Но вот и купола не стало, горела уже шейка под куполом. Вот и шейка рухнула. Горящие бревна пробили крышу южного крыла храма, загорелся чердак. Теперь пламя рвалось из круглого купола храма огромным огненным столбом. " Там, под этим пламенем, мой Володя, и снизу на них валит дым и поднимается огонь. Господи, помилуй! " - молились я и мать. Наконец зашумела машина, но дорога была размыта дождем и машина застряла в грязи, не доехав до храма метров сто пятьдесят. Я видела, что вся толпа кинулась к машине и вытянула ее. Через минуты по крыше замелькали каски пожарных, тушивших чердак. Тут подоспела и вторая машина, но вода у них быстро кончилась. Протянули шланг к маленькому прудику парка, но там шланг забило грязью, а большой (Барский) пруд в те годы был еще спущен, так как плотину после войны никто не потрудился восстановить. Тогда побежали мимо нашего домика к другому прудику, выкопанному специально на случай пожара. Тут заработал насос, вода стала подниматься на колокольню. Факел над храмом становился все меньше и меньше... Так горела наша церковь с двенадцати до трех часов ночи, только к четырем утра удалось погасить весь огонь. Мужчины наши вернулись домой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1911...

Симеона, а также о том, что понятие Божественной «сущности» у него обозначает то в Божестве, что имманентно миру (поскольку очевидно, что в предшествующей традиции это не имело места) 902 . Специфика богословского языка прп. Симеона связана не столько с необычностью каких-либо встречающихся у него парадигм, сколько со свободой использования им богословской терминологии, однако в этом он следует духу древнего богословия. Св. Симеон Новый Богослов. Гимн тридцатый 903 904 . Но обрати внимание на нечто другое – важнейшее, что более всего меня устрашает. В то время, когда светильник мой ярко горит при изобилии елея и пакли, мышь или какое-либо другое животное, придя, опрокидывает светильник или, вылизав мало-помалу, уничтожает елей и съедает паклю – и лампада угасает. Еще удивительнее то, что когда пакля, называемая фитилем, вся погружается в елей, тогда огонь тотчас угасает – и светильник мой, перестав светить, делается совершенно темным. Под светильником разумей душу мою, под елеем – добродетели, фитиль же – это ум мой. Появляясь в нем, Божественный огонь освещает душу вместе и весь дом тела моего и находящихся в доме, то есть мысли и намерения. Так бывает, когда огонь этот светит. Если же появится зависть, или злопамятство, или славолюбие, или какая-либо другая похоть некоего удовольствия или страсти и опрокинет светильник, то есть [доброе] расположение души моей, или вылижет елей, говорю, добродетелей, ум же мой, который, как я сказал, поистине есть фитиль, имеющий в себе ярко светящий Божественный свет, либо весь поглотит дурными мыслями, либо весь погрузит в елее, то есть когда ум, помышляя о своих добродетельных деяниях, впадет в самомнение и ослепнет – если от одной из этих причин или от чего-либо другого светильнику моему случится угаснуть, то скажи мне, где тогда будет огонь или что сделается с ним? Останется ли он в светильнике или исчезнет из него? О неразумие, о безумие! Как можно допустить, чтобы светильник возжегся без огня, или огонь остался в нем без вещества? Ведь огонь всегда ищет и стремится охватить вещество. Но наше дело, конечно, – изготовлять это вещество и вполне охотно представлять самих себя в качестве светильников с елеем, украшенных всякими добродетелями, фитиль же ума держать прямо, чтобы он, коснувшись огня и мало-помалу возжегшись, оставался в таком состоянии у тех, которые стяжали последний. Иначе ведь этот огонь (пусть никто не обольщается) – невидим, недержим и совершенно неуловим, потому что он, как сказал я, пребывает вне всех тварей; неуловимо же уловимым делается он чрез неизреченное соединение и описуемым точно также в неописуемом образе.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

И все пылинки только по любви На этажерки и шкафы садятся. Не будем приписывать автору паламитское видение мира, это просто детская шутка, но посмотрите, с какой, я бы сказал, зоркостью автор замечает, что даже между банальными, привычными вещами мира есть таинственное взаимоотношение, говоря словами св. Василия Великого, симпатия. Любовная лексика – крутит голову, быть от любви в угаре, не спать по ночам… Дай Господи, и нам чувствовать эту гармонию, это созвучие и любовь всех частей мироздания… А вот замечательная мысль архиеп. Иоанна (Шаховского): «Благодать держит мир в огне… Земную пищу кладем в холодильник, чтобы сохранялась. Пища вечная хранится в пламеннике» . Это каламбур. Холодильник – и пламенник. Что значит «пламенник»? Значит – горение нашей веры. Прохладность, равнодушие в вере недопустимы. Это смерть. Благодать огнем разгорается в мире. Либо ты берешь этот огонь и сохраняешь его как огонь, либо ты все теряешь. Скажем, ты от полыхающего костра взял горящее полено. Пришел, положил в доме в железную бочку, закрыл, гордишься приобретением… Безумец, огонь погаснет. Только подбрасывая горючее, питая огонь, ты его сохранишь. Точно так же огонь благодати Св. Духа. Если ты его принял – не храни под сосудом, не прячь. Пользуйся и преумножай. Каждый раз, когда я совершаю Таинство Крещения, я напоминаю пришедшим, что это за Таинство. Во время Крещения в душе человеческой зажигается огонь. И человек должен поддерживать это пламя. Молитвой, участием в Таинствах Церкви, доброделанием… Только так. Иначе огонь погаснет. Он не совсем исчезнет. Как в погасшем костре долго сохраняются искры, так и в душе крещеного, но не воцерковившегося человека искры благодати долго будут сохранятся. Но какая польза в этом? Разве искра согреет, разве искрой разогреешь пищу, отгонишь злых диких зверей?.. Разве искрой благодати прогонишь бесов? Напитаешься? Согреешься, когда холодный и жестокий мир окружит тебя в очередной раз? К о. Вадиму пришел в гости знакомый протоиерей, о. В. Разговариваем. Рассказывает, что сейчас восстанавливает огромный храм – уже… третий.

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

Патриарх встает перед мраморной плитой, покрывающий Живоносный Гроб Господень, и с великим благоговением и трепетом молится. Спустя некоторое время в Кувуклии внезапно появляется Благодатный Огонь. В ту же минуту его передают всем находящимся в храме. Каким-то непостижимым образом возгорелись вдруг все лампады и свечи во всем Храме Воскресения, сами по себе возгорелись даже те, которые висят очень высоко, почти в недоступных местах. Благодатный Огонь своим голубым, неотмирным светом озарил все вокруг, проникнув буквально во все уголки громадного здания. После появления Благодатного Огня первым в Кувуклию вошел представитель католического духовенства, чтобы из рук Патриарха получить Благодатный Огонь, ибо он имеет эту привилегию. Восторг народа бывает неописуемым, когда с колокольни Храма Воскресения раздается торжественный трезвон, возвещая всему миру о Небесной радости — о появлении Благодатного Огня на Гробе Господнем. Звон колоколов долго не умолкает, не переставая своими радостными звуками возвещать единую истину Православной веры. Справа от Кувуклии стоит и ждет Патриарха православный архиерей. Кувуклия имеет два больших отверстия: одно справа, второе слева. Из этих отверстий Блаженнейший передает Благодатный Огонь представителям армянского и католического вероисповедания. Православный Архиерей также получает Благодатный Огонь из рук Патриарха и уносит его в Храм Воскресения. Он держит в руках два пучка горящих свечей, в каждом по тридцать три свечи. А православный народ в порыве духовной радости, на своих плечах уносит Патриарха в алтарь Храма Воскресения. Этот обычай сохранялся до середины нашего века. В это время хор исполняет особые песнопения, посвященные Благодатному Огню. И на сей раз, все торжествовали и радовались. Лица всех сияли от премирного присутствия Благодатного Огня. Только один я оставался в смятении, будучи всецело погружен в бурные волны моря моей внутренней, душевной брани. Душа моя боролась, колеблясь между верой и неверием. И радость Благодатного Огня и Воскресения Господа как будто меня не касались, их не было в моей душе. На моем лице отражалась лишь горькая улыбка сомнения, и я повторял про себя: “О, доверчивый, простодушный народ! Мне то известно, что на Гробе Господнем стоит лампада. Если бы ты знал об этом, радовался ли бы ты теперь? Кто знает, каким образом Патриарх зажег огонь. А ты в своей простоте и наивности считаешь его Благодатным!”

http://azbyka.ru/fiction/ya-videl-blagod...

Утром женщина с интересом пошла посмотреть, что же находится по этому адресу. Она очень удивилась, когда поняла, что это — адрес церкви. Войдя в церковь, она рассказала свой странный сон церковным служителям, которые посоветовали ей помолиться на могиле архиепископа Серафима. Вскоре у нее родился ребенок и она прославила Бога и владыку Серафима. Чудо схождения Благодатного Огня Ежегодно, перед Пасхой, в православном храме в Иерусалиме. В первом сборнике “Православные чудеса в XX веке” мы писали уже о чуде схождения благодатного огня, упоминали об этом и во втором сборнике. И вот, в третьей книге, — новые доказательства. Это чудо, единственное по своему величию в истории христианского мира, совершается каждый год. Напомним, чудо схождения огня происходит в православном храме, на православную Пасху, празднуемую по православному, старому стилю, когда службу совершает православный патриарх. Попытка католического епископа принять благодатный огонь окончилась крахом, точнее, наказанием Господним: священный огонь не сошел внутри храма, но молния ударила в дерево около храма, опалив дерево и расщепив. Больше никто из неправославных не дерзнул незаконно получить священный огонь. Чудо это совершается в храме Воскресения Господня, в Иерусалиме. Огонь сходит сам, от Бога, — не зажигаемый никаким человеком, ни спичками, ни зажигалками, ни другими человеческими изобретениями. Для этой цели патриарха перед входом специально проверяют, причем тщательно, иноверцы. Огонь сходящий называется благодатным, потому что несет с собою благодать от Бога — благодать, которая освящает человека, освобождает от грехов, исцеляет болезни, дает таланты и духовные дары. Греки этот огонь называют святым светом: агиос-фотос. Первые мгновения этот огонь не опаляет, не жжет, потом становится обыкновенным, стихийным. Сошествие священного огня разные очевидцы, жившие в разные века, описывают очень схоже, с незначительными разностями, которые только дополняют друг друга. Ибо, если их описания были бы тождественны, возникло бы подозрение, что один списывает у другого.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-ch...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010