101 . Когда разнеслась весть об этом знамении, то царь персидский повелел создать храм на том месте, где был сокрыт огонь, а потом была найдена вода, на какое дело стекались богатыя пожертвования. Те, которые были с Неемией, прозвали то место еффар, что значит, очищение, многими же оно называется пеффе. В писаниях же пророка Iepeмuu упоминается (между прочим), что он приказал взять огня тем, которые потом имели возвратиться (qui postea essent futuri). Это был огонь, который сошел на жертву Моисея и пожрал ее, как написано: «по–тому что вышел огонь от Господа и пожрал все всесожжение, что было на алтаре (Лeb. IX, 24)» 1005 . Этим огнем надо было освящать жертву. Поэтому и на сыновей Аарона, которые захотели внести чуждый огонь, вышел огонь от Господа и пожрал их, так что они мертвыми уже были вынесены из стана (Лев. Х, 1 и сл.). 101 . 1006 Iepeмuя, придя на место (указанное ему Богом), нашел там жилище в роде пещеры и скинию, и ковчег, и внес туда алтарь кадильный и заделал вход. Пришедшие с нем, как пристально ни разсматривали место, чтобы заметить его, однако никак не смогли запомнить и найти его. Когда же Iepeмuя узнал об этих их стараниях, то сказал: «Неведомым будет место, пока Господь 1007 не соберет собрания народа и не будет милостив. Тогда Господь покажет это и явится слава Господня (II Mak. II, 5 и сл.)». Глава XVIII. (Огонь) в разсказанном выше событии и особенно принесенное Неемией жертвоприношение обозначают Св. Духа и христианское крещение; на него же указывают жертвоприношения Моисея и Илии, а также и история о Ное. 102 . Мы и образуем (то) собрание народа, (о котором говорит пророк), мы познае?м милость Господа Бога нашего, которую Милостивец проявил в своем страдании. Полагаю, что нам не неведом и самый огонь, после того как мы читали, что Господь Iucyc крестит Духом Святым и огнем 1008 , как сказал в Евангелии Ioahh (Ioah. I, 33). По справедливости жертва поедалась огнем, так как она приносилась за грех. Этот же огонь был прообразом Святого Духа, Который имел сходить по вознесении Господнем и отпускать грехи всех; Он (Дух Св.) подобно огню воспламеняет верный дух и ум. Почему и говорит Iepeмuя, приявший Духа: «И было в сердце моем, как бы горящий огонь. палящий в костях моих, и я разслаб отовсюду и не могу носить (Iep. XX, 9)» 1009 . Также и в Деяниях апостолов читаем, что, когда на апостолов и на многих других, ожидавших (исполнения) обетований, сошел Дух, то появились как бы огненные разделенные языки. Тогда дух каждаго 1010 так был преисполнен (благодати), что (иудеи) сочли напившимися краснаго вина тех, которые получили дар говорить на разных языках (qui acceperant linguarum diversitatem) (Деян. II, 4 и сл.).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Ради укрепления нашей веры и обращения заблудших Господь в канун каждого праздника Пасхи ниспосылает на Гроб Свой в Иерусалиме чудесный благодатный огонь. Еще в Великую Пятницу в священной Гробнице при многих свидетелях гасятся все светильники, и вход опечатывается, чтобы замкнуть уста маловерам. Перед святою ночью нисходит на мраморную плиту небесное пламя — зримое свидетельство Воскресения Спасителя. И множество чудес сопровождают этот чудесный огонь. В первые минуты после схождения с неба благодатный огонь не обжигает. А по свидетельству епископа Кесарийского Евсевия Памфила , однажды, во II веке, когда не хватило лампадного масла, патриарх Иерусалимский Нарцисс благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы. Велико значение и того, что чудо схождения благодатного огня совершается только по молитвам православного духовенства. Это опыт, проверенный столетиями. В 1579 году в Великую Субботу православного Патриарха со священнослужителями не пустили в храм Гроба Господня. Они стояли перед закрытыми дверями храма с внешней стороны и молились. Благодатный огонь не нисходил на Гробницу. Вдруг раздался громовой удар. Мраморная колонна, возле которой молились православные, треснула, и из этой трещины показался огонь. Православный Патриарх, молившийся перед храмом, встал с колен и зажег свечи, а от него получили благодатный огонь и все православные. И ныне эта обугленная треснувшая колонна близ Гроба Господня знаменует благоволение Христа воскресшего к Православной Церкви Его. Представители других христианских вероисповеданий обязательно присутствуют в храме в Великую Субботу, но получают огонь только из рук православного Патриарха. Русские паломники прошлого века привозили священное пламя на родную землю. Один из них писал: «Возвращаясь с паломниками, отправляющимися тотчас после Пасхи, можно видеть не один теплящийся неугасимый фонарик, в котором паломники везут на родину великий дар — благодать, нисходящую на Гроб Господень. Священный огонь прибывает в Россию и расходится по ней; он широко разливается паломниками по церквам Святой Руси». Православные, которым удалось поклониться святыням Иерусалима, привозят в отечество свечи, возжженные некогда от благодатного огня в храме Гроба Господня — Христа воскресшего.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Д. ДЮЖЕВ : А в какой храм, в первую очередь, передается огонь? СЕРГЕЙ ЩЕБЛЫГИН: В Храм Христа Спасителя. Мы должны до 23.20 быть в храме, чтобы Святейший Патриарх Московский Всея Руси Алексий Второй возжег пасхальные свечи от Благодатного огня. Е. ПИСАРЕВА: Сергей, когда это произошло первый раз, в каком году? СЕРГЕЙ ЩЕБЛЫГИН: Наш фонд привозит благодатный огонь в четвертый раз, это четвертая поездка. До этого тоже были отдельные случаи, но это были не такие организованные поездки… Е. ПИСАРЕВА: А в чем же раньше привозили? СЕРГЕЙ ЩЕБЛЫГИН: Вы знаете, я думаю, что во время схождения Благодатного огня происходят настоящие чудеса. У меня это будет седьмая поездка, и я сталкивался с разными необычными вещами: иногда огонь не замечают и таможенники, и службы безопасности. Д. ДЮЖЕВ : Правда? СЕРГЕЙ ЩЕБЛЫГИН: Огонь сходит по иерусалимскому времени где-то в районе 14 до 15 часов, значит, час добавляем на Москву, час на то, чтобы выбраться из храма и всей делегации собраться. Кстати, я еще раз должен сказать, огромное спасибо властям Израиля. При всей критике израильской полиции, которую мы слышали в выступлении Михаила, они делают всё, что от них возможно, чтобы обеспечить безопасность нашей делегации… Д. ДЮЖЕВ : А трудно пробиться к огню, или это делают уже специальные люди, которые уже знают, как все происходит? СЕРГЕЙ ЩЕБЛЫГИН: Вы знаете, скорость распространения огня – огромная! Огонь загорается в Кувуклии, загораются свечи Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского. В данном случае, это Блаженнейший патриарх Феофил. Он молит Господа о том, чтобы огонь сошел. Есть исторические свидетельства, что огонь загорался и на свечах паломников, но мы исходим из того, что сами наблюдали. Повсюду всполохи, вспышки. Есть фотографии, где фотоаппарат фиксирует то, что человеческий глаз не успевает зафиксировать. А в принципе, огонь распространяется молниеносно, свечи зажигаются от свечей… У меня первое участие в этой церемонии было в 2000 году. Наша делегация фонда тогда еще не совсем организационно была готова, и мы были на крыше храма Гроба Господня. Огонь пришел туда, на крышу храма Гроба Господня, за 4 минуты. И я впервые в жизни ощутил это чудо, когда поймал себя на том, что я понимаю, что моя рука, пальцы руки в пламени… Но моя рука этого не чувствует. Это вот первое воспоминание о благодатном огне 2000 года!

http://pravmir.ru/russkij-vzglyad-pereda...

За этим огнем по повелению Божию следили очень внимательно, чтобы он не угасал никогда, но непрестанно светил бы и днем и ночью. Забота о нем лежала на приставленных к нему священниках, которые называли его огнем божественным и употребляли его только для одних жертв и всесожжений, на другие же потребности употреблять его было запрещено под угрозой. Другой огонь находился перед дверьми храма свидения. Этот огонь был не сшедший с Неба, но земной, обыкновенный, и назывался он огнем чуждым. Его не позволялось употреблять для жертв, приносимых Богу, а также нельзя было вносить его и внутрь храма. Когда же два сына Аароновы, Надав и Авиуд, взяв чуждого огня, обыкновенного, и вложив его в свои кадильницы, отважились внести внутрь храма, то за это появился огонь от Господа и сжег их в пепел. Огонь любви нашей к Богу также должен всегда гореть в сердце, подогреваемый и поддерживаемый богомыслием: «В мыслях моих возгорелся огонь» ( Пс. 38, 4 ). Чуждый огонь, то есть мирской, греховный, не должен вноситься внутрь сердца под угрозой, то есть под страхом вечной смерти, чтобы огонь гееннский не сжег нас навеки. Святитель Димитрий Ростовский ( 103, 349–350 ). (Но есть плотская, нечистая) любовь – это ненавистная страсть души... От нее не бывает никакой пользы (для души), но вред и... неразумные издержки, извращение жизни и общее расстройство домов. От духовной же любви – великое богатство добрых дел, великое изобилие добродетелей. Святитель Иоанн Златоуст ( 37, 310 ). Не имеет цены перед Евангелием любовь от движения крови и плотских чувствований ( 108, 123 ). Любовь, возжженная и питаемая Святым Духом, – огонь. Этим огнем погашается огонь любви естественной, плотской, поврежденной грехопадением ( 108, 124 ). Естественная любовь доставляет своему любимому одно земное, о небесном она не думает. Она враждует против Неба и Святого Духа потому, что Дух требует распятия плоти. Она враждует против Неба и Святого Духа потому, что находится под управлением духа лукавого ( 108, 124 ). Ощутивший любовь духовную будет с омерзением взирать на любовь плотскую, как на уродливое искажение любви ( 108, 126 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

– Какие чувства вы испытали там, у Гроба Господня, когда ожидали появление Огня в толпе верующих? – Это особое ощущение и особое переживание. Каждый, кто там находился, как-то по-особенному переживал эти минуты. Все чувства были особенно обострены. Это проявлялось в поведении, в эмоциях. Люди совершенно по-иному себя ведут там, как-то по-особенному. Когда Патриарх заходит в Кувуклю, в Храме гаснет свет. Воздух как будто повисает. Все замолкают, в Храме стоит гробовая тишина. И начинается ожидания чуда. Томительная тишина. Иногда проносился общий вздох – есть Огонь! А потом общий выдох – когда огонь не появляется. И опять томительное ожидание. Кто-то начинать шептать молитву – про себя – а получается вслух. – У вас были мысли, что Благодатный Огонь не появится? – Самое ощутимое испытание, через которое прошел каждый из нас – это испытание ожиданием чуда: будет – не будет. Ожидание чуда повергает народ в священный трепет. Вначале – душевный, затем – телесный, трепет плоти, когда все реально ощущают дрожь. Она физически ощутима. Всё это создает общий энергетический фон в этом пространстве, не просто в мыслях, он висит в воздухе, кажется, что сам воздух наполняется материей, которая начинает над всеми балансировать. Каждый, я уверен, испытал подобные чувства. Каждый молился в этот момент. Я тоже мысленно обращался к Богу и просил Его о той благодати, которая дала нам возможность еще раз увериться в самом Его незримом здесь присутствии. Просить Его благословения. – Как верующие узнают, что чудо совершилось – Благодатный Огонь есть? – Звучит удар колокола, он извещает, что Огонь есть, что благодать Божия с нами. Он пока еще не виден тем, кто стоит дальше от Кувукли. Процесс достаточно хорошо организован. Для каждой делегации строго отведенное место. Место нашей делегации традиционно находится недалеко от Кувукли, и я увидел огонь, когда распахнулись створы Кувукли. – Как раздают Огонь верующим? - Возле Кувукли дежурят представители арабских христиан, арабской христианской молодежи, они первыми видят и первыми получают Огонь. И после этого Иерусалимский патриарх Феофил выходит к народу из Кувукли. Начинается феерия огня. Это такая радость, которую вряд ли можно увидеть где-то в другом месте и так близко. Начинается всеобщее ликование. Наши обывательские представления о ликовании не идут ни в какое сравнение с тем, что мы увидели в Храме Воскресения Христова. На лицах людей – счастье, неподдельная радость, неподдельный восторг, неподдельное восхищение. Все начинают обниматься и поздравлять друг друга с праздником. Это эффект какого-то всеобщего счастья.

http://religare.ru/2_85673.html

Равным образом необходимо воссылать прилежные и теплые молитвы и Богу Духу Святому и вместе с матерью нашей церковью беспрестанно воспевать: «Царю небесный, Утешителю, Душе истинный, иже везде сый и вся исполняли, сокровище благих и жизни подателю, прийди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Очисти нас, как огонь очищает злато и сребро. Ты — огонь невещественный, согласно словам Писания: (Евр. 12:29). Ты — огонь усовершающий, а не сокрушающий. Ты — огонь, превращающий человека не в пепел, но в бога. Ты — огонь, попаляющий греховные терния и просвещающий души наши. Ты — огонь, прогоняющий холод беззаконий и возжигающий теплоту любви. Ты — огонь, очищающий сосуды душ наших от скверн богомерзких и устрояющий их для почестей; Распали души и тела наши, чтобы горели мы неопально. Распали нас ныне Тобою, огнем небесным, чтобы избегли мы огня геенского и опалення вечного! Тобою — огнем — пусть горят светильники душ наших, чтобы мы вместе с мудрыми девами были впущены в чертоги небесного Жениха. О, Огонь святый! Как сладко горишь Ты! Как таинственно светишь! Как желательно жгешь! Горе тем, которые не горят Тобою и не светятся Тобою! Они впоследствии будут объяты беспросветным мраком и ввержены в огонь вечного мучения. Дух Святый, Дух пребожественный, Дух животворящий! Сожги же сильным пламенем Твоего Божества все тернии и плевелы грехов наших, отсеки всякую ветку бесполезную, прорастающую внутри нас; истреби ветви сухие и не приносящие плодов; искорени совершенно из нив сердец наших всякое семя злобы, чтобы никто из нас не был сожжен в вечном огне! О, живоначальная и пребожественная Троица, Отче, Сыне и Душе Святый, единый истинный Боже! Отче превечный, сотворивший нас, Сыне сопревечный, искупивший нас, Душе Святый, единосущный Отцу и Сыну, освятивший нас благодатию Твоею, — расширь православную веру, соблюди церковь от ересей, утверди благочестивого царя, укрепи державу его, умножь людей Твоих, создай обилие плодов земных, устрой мир желаемый, насади повсюду благочестие, водрузи надежду в сердцах наших, разожги пламень любви, устрой добронравие и по окончании жизни временной даруй нам жизнь вечную, как единый совершенный Человеколюбец! Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2819...

Грешников ожидает гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога ( Рим.2:5 ), ярость огня, готового пожрать противников ( Евр.10:27 ), они наследуют участь в озере, горящем огнем и серою ( Откр.21:8 ), им приготовлен мрак вечной тьмы, мрак тьмы на веки ( 2Петр.2:17 ; Иуд.13 ). Таковы образы неописуемых адских мучений. Святитель Григорий Нисский замечает, что полную мук и скорбей жизнь тех, кого отвергнет Судия, даже сравнить нельзя с нашим представлением о скорбях, сложившимся из опыта настоящей жизни. И хотя для описания будущих наказаний мы используем те же самые знакомые слова, разница все же остается большая. Так что когда ты слышишь об огне адском, то разумей нечто отличное от известного тебе огня, ибо тот огонь имеет иные свойства, отличные от земного. Тот огонь неугасим, тогда как земной огонь можно погасить тем или иным способом. И это большая разница. Значит, огонь ада это нечто другое и не схожее с тем огнем, который ты знаешь. И также когда ты слышишь о «черве» будущего ада, то пусть ум твой по созвучию не обращается к известному «червю» земному. Ибо свойство червя, что он «неусыпающий» ( Мк.9:48 ), совершенно убеждает нас в том, что это нечто в корне отличное по природе от известного червя. 1145 Божественный Златоуст пишет: «Не думай, что это тот же огонь только потому, что называется огнем». В отличие от огня материального, который палит и уничтожает все, что принял, адский огонь вечно палит попавших в его власть и никогда не утихает, почему он и называется неугасимым. 1146 Аналогичное толкование дает библейским описаниям и святой Иоанн Дамаскин . Он пишет, что будут ввержены «диавол, и демоны его, и человек его, то есть Антихрист, и нечестивые, и грешники в огнь вечный». Но огонь этот «не естественный», не такой, как огонь на земле. Каков тот огонь, знает лишь Бог. 1147 Поскольку мы не можем даже вообразить загробный мир, ибо он нам совершенно неизвестен, то невозможно точно определить и природу наказаний для нераскаявшихся грешников. Только притча о богаче и о бедном Лазаре ( Лк.16:19–31 ) дает нам некоторое, неясное, впрочем, представление об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Б В условиях земного бытия, при удалении любовию от Бога и ближних, в воле человека себялюбивые влечения преодолевают самоотверженные. Утверждение такого перевеса многократными грехопадениями в угоду страстям коренным образом извращает жизнь человеческой природы. Она постепенно умирает для истинной любви. В ней появляются зачатки (а) гееннского огня и (б) мучений , наподобие грызения неумирающим червем, и (в) внутренней тьмы . а) Каждый наш грех, умаляющий доброту наших расположений, есть, можно сказать, своего рода огонь. Библия и Церковь давно узаконили учение об огнеобразной действенности страстей самолюбия в людях. По словам Библии, грешники чрез «коварство делают сердце свое подобным печи: горят, как пылающий огонь, распаляются, как печь, растопленная пекарем» (ср. Ос.7:6, 4 ). При озлоблении они носят в себе «печь злобы» ( Притч.16:30 ). За то, восклицает псалмопевец, во «время гнева Твоего, Господи, Ты сделал их, как печь огненную. Во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их огонь» (ср. Пс.20:10 ). Церковно-богослужебные книги, следуя библейским воззрениям на пламенный и воспламеняющий характер страстности, также употребляют подобного рода выражения хотя бы в таких молитвенных воззваниях: «Господи! Восстанови мою душу, разжигаемую и палимую похотениями». «Богородица! Во мне возгорелись угли моих страстей», ибо «по семи раз седмикратно лукавый страстями разжег во мне пламень». «Душа! Ты возжгла гееннский огонь, в котором имеешь сожигаться». «Бегай воспламенения всяким грехом, бегай пламени всякого животного стремления». «Огонь моего греха образует во мне пламень более гееннского». В истолкование библейских и церковно-богослужебных взглядов на природу греха святые отцы, учители и пастыри Церкви говорят: «Страсти суть горящий огненный пламень», «клокочущий в членах». «Насколько отымешь вещества, настолько грех угаснет; и насколько прибавишь, настолько он больше разгорится». Особенно это нужно сказать о сладострастии, как жжении неугасимого огня. Отсюда ад и самый огнь гееннский не в полноте, а в начатках есть внутри человека, когда в нем живет грех . Этот скрытый огонь непрестанно возжигает в душе его желания к новым грехам и жжет совесть ( 1Тим.4:2 ) темным, но всегда мучительным сознанием зла, при особых обстоятельствах разгорающимся в пламя отчаяния. «Для угашения неестественного огня греховного в душе нужны слезы... и скорби покаяния, вода Святого Крещения, осененная Духом, и по Крещении (опять) врачевство покаянных слез». Иначе «чувственное вожделение, в высочайшей степени возбужденное и оставленное без малейшего удовлетворения, должно (вечно) палить, как огонь». Огонь злобы против Бога и святыни существует далее и в других страстях, разумеем: гордость, корыстолюбие и чревоугодие. Под их влиянием сердце, ищущее изысканных яств, земных приобретений или ненавидящее, «есть ад на земле, пламя гееннское». Говоря вообще, «воля, непокорная Богу, (сама) возжигает в человеке адский огонь и (приготовляет) ему пищу в вечности».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Потому подобает нам воссылать прилежные мольбы с теплыми слезами к Богу Отцу и к Богу Сыну, и с Псалмопевцем вопить непрестанно: Дух Твои благий наставит мя на землю праву. Дух Твой, Боже Отче Единосущный, – Дух Твой, Отче, от Тебя исходящий предвечно, – Дух Твой, Сыне, от Тебя миру подаемый временно, – Дух ваш, Отче и Сыне, единосущный и единочестный, Дух ваш благий да ублажит и удобрит души наши, – злых да сотворит благими, обновляя ветхого человека. Ты, Боже, да послеши Духа Твоего, и созиждутся души наши, и обновиши лице земли ( Пс. 103:1 ), – той земли, которая в древности услышала: земля еси, и паки в землю отъидеши ( Быт. 3:19 ); – да обновит Дух Святой благодатию Своею лицо той земли, чтобы ей быть жилищем для вас самих, а не для лукавого духа. Равно достоит нам сегодня воссылать прилежные и теплые молитвы и к Богу Духу Святому, и с Материю нашею Церковию непрестанно воспевать: «Царю Небесный, Утешителю Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих, и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша!» Очисти нас, как огонь очищает злато и сребро. Ты – огонь невещественный, по тому слову: Господь Бог наш огонь поядаяй ( Евр. 12:29 ). Ты – огонь совершающий, а не сокрушающий души наши. Ты – огонь, попаляющий терние греховное и просвещающий души наша. Ты – огонь, отгоняющий холод беззаконий и возжигающий теплоту любви. Ты – огонь, очищающий сосуды душ наших от скверн богомерзких и устраивающий их в честь. Тобою раздежи души и телеса наши, да горим неопально. Тобою – огнем небесным распали нас ныне, да избежим огня гееннского, паления вечного. Тобою – огнем да горят светильники душ наших, чтобы нам войти в чертог Жениха Небесного с мудрыми девами. О, огонь Святой! Горе тем, которые не горят Тобой и не светятся Тобой: некогда они обнимутся мраком непросветимым, и будут ввержены в огонь вечного мучения. Итак, Душе Святой, Душе Пребожественный, Душе Животворящий, попали пламенем Божества Твоего все терния и плевелы грехов наших, отсеки всякую отрасль неполезную, внутрь нас прозябающую, – отруби ветви сухие и нетворящие плодов, совершенно искорени всякое семя злобы из нивы сердец наших, чтобы никто из нас не оказался сжигаемым в вечном огне. Вся Живоначальная и Пребожественная Троица, Отче, Сыне и Душе Святой, Единый истинный Боже! Отче передвечный, сотворивший нас, Сыне сопревечный искупивший нас, Душе Святой, единосущный Отцу и Сыну, благодатию Твоей освятивший нас! Веру православную расшири, Церковь от ересей соблюди, благочестивого Царя утверди, державу его укрепи, людей Твоих умножь, обилие плодов земных угобзи 134 , мир желаемый устрой, благочестие всюду насади, надежду в сердцах наших водрузи, пламень любви зажги и по скончании временной жизни живот вечный даруй нам, яко един совершенный Человеколюбец! Аминь 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

101 . Когда разнеслась весть об этом знамении, то царь персидский повелел создать храм на том месте, где был сокрыт огонь, а потом была найдена вода, на какое дело стекались богатые пожертвования. Те, которые были с Неемией, прозвали то место еффар, что значит, очищение, многими же оно называется пеффе. В писаниях же пророка Иеремии упоминается (между прочим), что он приказал взять огня тем, которые потом имели возвратиться (qui postea essent futuri). Это был огонь, который сошел на жертву Моисея и пожрал ее, как написано: «потому что вышел огонь от Господа и пожрал все всесожжение, что было на алтаре» ( Лев.9:24 ) 673 . Этим огнем надо было освящать жертву. Поэтому и на сыновей Аарона, которые захотели внести чуждый огонь, вышел огонь от Господа и пожрал их, так что они мертвыми уже были вынесены из стана ( Лев.10:1 и сл.). 101 . 674 Иеремия, придя на место (указанное ему Богом), нашел там жилище вроде пещеры и скинию, и ковчег, и внес туда алтарь кадильный и заделал вход. Пришедшие с нем, как пристально ни рассматривали место, чтобы заметить его, однако никак не смогли запомнить и найти его. Когда же Иеремия узнал об этих их стараниях, то сказал: «Неведомым будет место, пока Господь 675 не соберет собрания народа и не будет милостив. Тогда Господь покажет это и явится слава Господня» ( 2Мак.2:5 и сл.). Глава XVIII. (Огонь) в рассказанном выше событии и особенно принесенное Неемией жертвоприношение обозначают Св. Духа и христианское крещение; на него же указывают жертвоприношения Моисея и Илии, а также и история о Ное. 102 . Мы и образуем (то) собрание народа, (о котором говорит пророк), мы познаем милость Господа Бога нашего, которую Милостивец проявил в своем страдании. Полагаю, что нам не неведом и самый огонь, после того как мы читали, что Господь Иисус крестит Духом Святым и огнем 676 , как сказал в Евангелии Иоанн ( Ин.1:33 ). По справедливости жертва поедалась огнем, так как она приносилась за грех. Этот же огонь был прообразом Святого Духа, Который имел сходить по вознесении Господнем и отпускать грехи всех; Он (Дух Св.) подобно огню воспламеняет верный дух и ум. Почему и говорит Иеремия, принявший Духа: «И было в сердце моем, как бы горящий огонь, палящий в костях моих, и я расслаб отовсюду и не могу носить» ( Иер.20:9 ) 677 . Также и в Деяниях апостолов читаем, что, когда на апостолов и на многих других, ожидавших (исполнения) обетований, сошел Дух, то появились как бы огненные разделенные языки. Тогда дух каждого 678 так был преисполнен (благодати), что (иудеи) сочли напившимися красного вина тех, которые получили дар говорить на разных языках (qui acceperant linguarum diversitatem) ( Деян.2:4 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010