Таким образом, понимание пневмы как универсально–космического начала точнейшим образом было формулировано уже у стоиков. Не хватало еще одного момента, чтобы история пневмы была закончена в античности. Этот момент заключается в том, что стоики при всем своем логизме и пневматологии решительно все на свете считали только телом. Тексты на эту тему – в ИАЭ V 145 – 149. Оставалось все материальные процессы внутри космоса понять как смысловую эманацию основной огненной пневмы, и античная мысль тем самым уже переходила на пути неоплатонизма. д) У Плотина имеются тексты и с физическим значением пневмы, и с значением чисто психическим (например, II 2, 2, 21; III 6, 5, 27; IV 4, 26, 24 – 26). Но имеются тексты и с космическим значением пневмы (IV 7, 3, 26 – 28), причем не без ссылок на стоиков и их " интеллектуальный огонь " (4, 1 – 15; 7, 1 – 10), но с критикой стоического учения о телесности пневмы (8, 28 – 34; 8, 1 – 5). Но, по Плотину, это не мешает тому, чтобы пневма, входя в живой организм свыше, в то же самое время сближалась с человеческой кровью (8, 32 – 35). Однако дело не только в том, что Плотин постоянно сближает пневму с жизнью вообще, но в том, что сама то душа, по Плотину, возникает в результате диалектического развития ума и сверхразумного первоединства. Эта печать ноуменального и сверхноуменального первоединства в сравнении со стоиками, несомненно, является большим философским прогрессом и завершением всего античного представления о пневме. У Плотина (VI 7, 12, 23 – 29) имеется такой текст, который прямо ставит пневму в связь с универсально наличным и универсально различным моментами единичности. Эту тенденцию к универсальному пониманию пневмы можно находить и у Прокла, который (In Plat. Theol. IV 19, p. 55, 12 – 16 Saffr. — Wester.) отрицает возможность пригодности пневмы для связывания вещей, поскольку сама она еще нуждается в раздельности. 6. Пневма в античном христианстве Из огромной истории христианства к античности относятся только первые ее века, которые обычно именуются в науке ранним христианством и занимают первые три или четыре века.

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

рес к русскому православию в среде богословов Германии, Англии, Франции, Италии и южных славян. Старокатолики, англикане, южные славяне, румыны, греки начали с глубоким интересом заниматься русской церковью. Всё это было, и так недавно. А теперь что? Православная русская церковь , упорно сжимаемая в тисках бюрократии, при окружающем подъеме жизни, засыпает и мельчает. Плотина, бюрократией поддерживаемая, не в состоянии справиться с теми обходными путями, которыми уходят из-за этой плотины члены её, уходят в католичество, протестантство, магометанство, язычество или неверие. Минувшим летом нам пришлось видеть в деревне такую живую картину: «у мельника вода плотину просочила». Мельница была старая, нехорошая, давно она требовала капитального ремонта, но, полагаясь на «авось», мельник не думал беспокоить себя крупным ремонтом, а так, помаленьку, чинил себе от года в год заплатами и по дешевым ценам свою плотину. И вот настало половодье, неожиданное по силе: вода плотину просочила… да добро бы плотину, а нашла она себе обходные пути и с той и с другой стороны плотиныпо песчаным берегам. Мельник успел укрепить плотину, но образовалось два свободных по обеим её сторонам рукава, и запруженная им вода утекла по ним. И стоит теперь сухая твердая плотина, а за нею – в «ковшике» – мутная и мелкая водица, разумеется, бессильная вертеть мельничные колеса. Такое положение видится и в будущем православной нашей церкви, если не ускорено будет принятие энергичных и действительных мер к улучшению её управления – центрального и местного. Её живая вода уйдет из плотины, превратится в секты, в неверие, а у ней останется только сухая плотина в виде учреждений, имеющих существовать сами для себя. Собор церковный – не прихоть, а единственная мера и средство действительного удовлетворения назревших нужд церковных. Собор церковный есть одно из радикальных и сильных средств «успокоения» страны, или, лучше сказать, «оздоровления» страны. Истинная Христова церковь имеет своим призванием именно «оздоровление» всякой страны, будь это языческая, магометанская или христианская страна, наслаж-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Да, в лучших умах России «православие» считалось единственным в свете вероисповеданием, наилучшим образом, осуществлявшим христианство , вероисповеданием жизненным и животворным, чуждым крайностей католицизма с его тиранией свободного христианского духа-и протестантизма с его бездушным учительно-религиозным педантизмом. Богословские науки и литература, расцветшие в эту эпоху, пробудили невиданный дотоле интерес к русскому православию в среде богословов Германии, Англии, Франции, Италии и южных славян. Старокатолики, англикане, южные славяне, румыны, греки начали с глубоким интересом заниматься русской церковью. Все это было, и так недавно. А теперь что? Православная русская церковь , упорно сжимается в тисках бюрократии, при окружающем подъеме жизни, засыпает и мельчает. Плотина, бюрократией поддерживаемая, не в состоянии справиться с теми обходными путями, которыми уходят из-за этой плотины члены ее, уходят в католичество, протестантство, магометанство, язычество или неверие. Минувшим летом нам пришлось видеть в деревне такую живую картину: «у мельника вода плотину просочила». Мельница была старая, не хорошая; давно она требовала капитального ремонта, но, полагаясь на «авось», мельник не думал беспокоить себя крупным ремонтом, а так, помаленьку, чинил себе от года в год заплатами и по дешевым ценам свою плотину. И вот, настало половодье, неожиданное по силе (дело было к осени, только бы работой заниматься); – вода плотину просочила... да добро бы плотину, а нашла она себе обходные пути и с той и с другой стороны плотины- по песчаным берегам. Мельник успел укрепить плотину, но образовались два свободных по обеим ее сторонам рукава, и, запруженная им вода, утекла по ним. И стоит теперь сухая твердая плотина, а за нею – в «ковшике» – мутная и мелкая водица, разумеется, бессильная вертеть мельничные колеса. Такое положение видится и в будущем православной нашей церкви, если не ускорено будет принятие энергических и действительных мер к улучшению ее управления – центрального и местного. Ее живая вода уйдет из плотины, превратится в секты, в неверие, а у нее останется только сухая плотина в виде учреждений, имеющих существовать сами для себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Я отправился сперва осмотреть средний пруд; он был весьма спокоен; у середины плотины был садок, полный рыбы; жалею, что мне не пришло и на мысль отвести его в сторону, потому что мне и в голову не могло прийти, что минут через двадцать его разобьет и не останется следов. Я вышел за ворота, и тут мне представилось ужасное зрелище: была темнота, небо было в черных тучах, ветер выл и бушевал, вода ревела и клокотала, более ста человек суетились около плотины и пруда, крик, гам, бегали с фонарями, народ кричал с каким-то отчаянием. Я потихоньку с келейником дошел по плотине до самого провала, посмотрел на все, что было перед моими глазами, и убедился, что действительно никакие усилия пруда не спасут; и сказал только казначею и эконому, чтобы они берегли себя самих и народ, и обратно пошел в келию. Мне сделалось дурно, я послал за врачом, тот тотчас пришел и не успел еще мне дать лавровишневых капель, как раздался ужасный удар, так что стены задрожали и задребезжали рамы. «Какой сильный удар грома!» – воскликнул врач. Но я убежден был, что это был не громовой удар, но или прорвало плотину, или опрокинуло ограду. Мы оба бросились к окнам моего кабинета и увидели, что под окнами мгновенно сделалось озеро. Я тотчас послал келейника сказать, чтобы немедленно открыли задние ворота, так как вода ворвалась в монастырь. Спустя десять минут пришел казначей, отец Сергий, и успокоил меня, что никто не погиб, объявив мне, что верхнюю плотину прорвало, ограду повалило на протяжении 12 саженей вышиной в 13 аршин и опрокинуло одну башню, вот отчего и произошел сильный удар, который мы слышали. На среднем пруду (где я ходил за двадцать минут перед тем и видел садок) плотину снесло, садок разбило. Вода, опрокинув ограду с северной стороны, хлынула на средний пруд, снесла плотину и понеслась нижним прудом, сделала напор на ограду с полуденной стороны и, повернув налево, по склону земли устремилась к задним воротам, у которых едва успели открыть одну половину, а другую уже вода не допустила открыть, и через несколько минут вода нашла себе выход, для обители менее разорительный, по прямому направлению, напротив нижнего пруда; от сильного напора в ограду она прорыла под ней землю на 16 аршин в ширину и на 9 в глубину.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Опираясь на руку келейника, я потихоньку дошел до плотины, до самого провала, посмотрел на все, что было перед моими глазами, и убедился, что, действительно, никакие старания, никакие усилия человеческие не в состоянии спасти пруда, и только сказал казначею отцу Сергию и эконому, чтоб они берегли самих себя и народ, и обратно пошел в келию. Мне сделалось дурно, я послал за врачом, который тотчас и пришел, и не успел он мне еще дать лавровишневых капель, как раздался такой ужасный удар, что задрожали стены и задребезжали рамы. – Какой сильный удар грома! – воскликнул врач. Но я был уверен, что это не громовой был удар и что или прорвало плотину, или опрокинуло стену ограды. Мы оба бросились к окнам моего кабинета и увидели, что под окнами сделалось озеро. Я тотчас послал келейника сказать, чтобы немедленно отворили задние ворота на дровяном дворе, так как вода ворвалась уже в монастырь. Спустя десять минут пришел ко мне казначей отец Сергий и успокоил меня, сказав, что никто не погиб, и объявил мне, что верхнюю плотину прорвало, ограду повалило на протяжении 12 сажен и вышиной в 13 аршин и опрокинуло одну башню; вот от чего произошел тот ужасно сильный удар, который мы слышали. На среднем пруде (мимо которого я шел минут за двадцать перед тем и видел садок) плотину снесло, садок разбило. Вода, опрокинув ограду с северной стороны, хлынула на средний пруд, снесла плотину и понесла нижним прудом; потом сделала напор на ограду с полуденной стороны и, повернув влево, по склону земли, устремилась к задним воротам, у которых успели открыть одну только половину, а отворить другую вода уже не допустила, и через несколько минут вода нашла себе исход, для обители менее разорительный, по принятому направлению напротив нижнего пруда: от сильного напора в ограду она прорыла под ней землю на 16 аршин в ширину и на 9 в глубину. Причиной того, что вода нашла себе исход именно в этом месте была слабость почв, а так как за оградой тут начинается овраг, отчего стена и построена на арках, то она в оные устремилась и вышла на луг к Москве-реке, увлекая за собой все, что разрушила, кирпичи, камни, глыбы земли и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

И я поинтересовался мнением старца о проблеме взаимоотношения Церквей, нового и старого стиля. Его ответ я запомнил, и применял в дальнейшем к решению других вопросов. Он сказал: «Представь мельницу, которая стоит на водном потоке, ты там работаешь, зерно поступает на жернов, жернов крутится благодаря воде, мелется мука. И вдруг видишь, что случилась незначительная неисправность в механизме подачи зерна на жернов. Начинаешь ее исправлять, но в это время приходят взволнованные люди и предупреждают, что надвигается бедствие – поднялась вода, плотину может прорвать, и поток воды разрушит всю твою мельницу. Что ты будешь делать? Продолжать заниматься мелким ремонтом или укреплять плотину? «Конечно, – говорю, – будем плотину укреплять». «Вот и в этой ситуации, – продолжал старец, – и подобной другой нужно иметь приоритеты в решении и в исполнении этих решений, то есть заниматься более важными проблемами, и при решении этих проблем мелкие тоже разрешаются сами собой». Он дал понять, что эта проблема отношений не настолько острая, чтобы копья ломать. Этим принципом я руководствуюсь постоянно в своей жизни в принятии других решений. Следующий вопрос, который я тогда задал, касался ситуации в России. Что будет происходить со страной – в то время еще существовал Советский Союз? Возродится ли православная вера, православная церковь? Он взял листочек, ручку, нарисовал гору, под горой солнце и сказал: «Солнце благодати Божией в России сейчас вот здесь, под горой, а будет высоко». Я поинтересовался, когда же это произойдет. Он ответил: «Когда в правительство войдут православные люди». И действительно, благословение Божие зависит от исполнения воли Божией, и стремиться мы должны не к благополучию как таковому, а к исполнению воли Божией; к тому, чтобы все свои действия согласовывать с правдой Божией. И тогда благополучие, которое мы ищем, и благоденствие будет дано, как следствие исполнения воли Божией, как благословение Божие. Об этом благословении и говорил старец. Он говорил, что в целом у нас все будет меняться к лучшему, если только будем стремиться жить по правде Божией, исполнять евангельские заповеди.

http://pravoslavie.ru/97249.html

Старец Паисий возле своей келлии с группой паломников, которую возглавляет епископ Хмельницкий Нифонт (ныне митрополит Волынский и Луцкий). 1992 г. Фотография игумена Петра (Пиголя) Нашу группу, а она в основном состояла из монахов и иеромонахов, стремившихся остаться на Афоне в качестве насельников Пантелеимонова монастыря, волновал вопрос отношения с новостильниками. Ведь Элладская Православная Церковь придерживается богослужебного круга по новому летоисчислению. Хотя Пасху мы отмечаем вместе, основа для канонического общения есть, тем не менее, определенное смущение было. И я поинтересовался мнением старца о проблеме взаимоотношения Церквей, нового и старого стиля. Его ответ я запомнил и применял в дальнейшем к решению других вопросов. Он сказал: «Представь мельницу, которая стоит на водном потоке, ты там работаешь, зерно поступает на жернов, жернов крутится благодаря воде, мелется мука, и вдруг видишь, что случилась незначительная неисправность в механизме подачи зерна на жернов. Начинаешь ее исправлять, но в это время приходят взволнованные люди и предупреждают, что надвигается бедствие: поднялась вода, плотину может прорвать и поток воды разрушит всю твою мельницу. Что ты будешь делать? Продолжать заниматься мелким ремонтом или укреплять плотину? «Конечно, — говорю, — будем плотину укреплять». «Вот и в этой ситуации, — продолжал старец, — и подобной другой нужно иметь приоритеты в решении и исполнении этих решений, то есть заниматься более важными проблемами, и при решении их мелкие проблемы тоже разрешаются сами собой». Он дал понять, что проблема этих отношений не настолько острая, чтобы копья ломать. Этим принципом — обозначить приоритеты — я руководствуюсь постоянно в своей жизни в принятии других решений.Следующий вопрос, который я тогда задал, касался ситуации в России. Что будет происходить со страной? В то время еще существовал Советский Союз. Возродится ли православная вера, Православная Церковь? Старец взял листочек, ручку, нарисовал гору, под горой — солнце и сказал: «Солнце благодати Божией в России сейчас вот здесь — под горой, а будет высоко». Я поинтересовался, когда же это произойдет. Он ответил: «Когда в правительство войдут православные люди». И действительно, благословение Божие зависит от исполнения воли Божией, и стремиться мы должны не к благополучию как таковому, а к исполнению воли Божией; к тому, чтобы все свои действия согласовывать с Правдой Божией. И тогда благополучие, которое мы ищем, и благоденствие будет дано, как следствие исполнения воли Божией, как благословение Божие. Об этом благословении и говорил старец. Он говорил, что в целом у нас все будет изменяться к лучшему только при соблюдении такого принципа — если будем стремиться жить по правде Божией, исполнять евангельские заповеди.

http://pravmir.ru/vstrecha-so-svyatyimi/

Ж) Вечный огонь является нетварным Нигде у святых отцов не говорится о том, что существует место мучений и карающий огонь, через который после смерти пройдут люди, особенно же те, кто не успел исполнить своей епитимьи. В учении святых отцов, как мы видели, ясно говорится, что существуют рай и геенна после Второго пришествия Христова, а также предвкушение рая и геенны после исхода души из тела. До самого Второго пришествия Христова Церковь совершает поминовения, сила которых доходит до всех почивших в вере, будь они грешники, праведники или святые. Нигде не говорится о том, что для кающихся, но не окончивших свое покаяние христиан существует очистительный огонь. Святитель Марк говорит, что там, где в Священном Писании или святоотеческих творениях говорится об огне, имеется в виду вечный огонь геенны, который не является тварным, но нетварным. То есть говорится не о чем-то тварном, не о тварной действительности, но об энергии Божией, которая неисцеленными ощущается как огонь. В одном месте первой гомилии святитель утверждает следующее: «Если же где-либо в песнопениях и молитвах упоминается огонь, то не какой-либо временный, имеющий очистительную силу, а самый вечный огонь и бескрайняя геенна, избавить от которой в вере усопших святые просят Бога…» 188 Этот огонь, о котором говорится в церковных текстах, не временный огонь, а вечный. Приводя цитату из святителя Григория Богослова , он говорит: «Не временным и преходящим он называет тот огонь, но преболезненным и весьма длительным» 189 . Огонь геенны, таким образом, не есть огонь вещественный и тварный, но нетварный. Для достойных свет есть созерцание Бога, говорит святитель Марк. Свет этот – нетварная Божия слава. Святитель Марк связывает нетварный свет с огнем геенны. Он говорит, что вечный огонь не вещественен, «как и свет достойным – Его созерцание». Развивая эту мысль, он говорит, что святые Церкви вечный огонь и бесконечные муки «понимали аллегорично». Это аллегория, потому что как свет для праведников не является вещественным, так и огонь для грешников не является вещественным и сотворенным. Это подлинные и истинные состояния, но совсем не те состояния, о которых мы знаем в материальном мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Праведный Судия скажет на Страшном Суде стоящим по левую сторону: идите от Меня, проклятые, е огонь вечный ( Мф.25:41 ). Святой апостол Павел свидетельствует, что Судия живых и мертвых в пламенеющем огне совершит отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа ( 2Фес.1:8 ). Святитель Иоанн Богослов говорит: кто не был записан в книге жизни, тот был брошен е озеро огненное ( Откр.20:15 ). Вообще адские мучения больше и чаще всего изображаются в Слове Божием под видом пребывания в вечном огне или огненном озере, так что ад и вечный огонь на языке Священного Писания почти равнозначны. Трудно представить, что это будет за неугасающий огонь, в котором грешники будут вечно мучиться, гореть и не сгорать. Правильнее понимать, как понимают и святые отцы, огонь в прямом смысле. Будучи пламенем по сути, адский огонь в то же время будет отличаться от нашего нынешнего огня. Преподобный Иоанн Дамаскин писал: «Грешники будут преданы огню вечному, не такому вещественному, какой у нас, но такому, какой известен одному Богу». По толкованию святых отцов, этот огонь не будет иметь светозарности, он будет гореть без света. Адский огонь будет тоньше, так сказать, нашего огня, имея способность жечь, но не сжигать и не истреблять. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Услышав об огне, не думай, будто тамошний огонь похож на здешний. Этот, что захватит, сожжет и изменит на другое, а тот кого однажды охватит, будет жечь всегда и никогда не перестанет». Несмотря на свою тонкость, адский огонь будет несравненно лютее нынешнего огня. «Если баня и горячка так мучают и беспокоят нас, – восклицает святитель Иоанн Златоуст , – то что мы будем чувствовать, когда попадем в ту огненную реку, которая будет течь перед страшным судилищем?!» Прекрасно изображает отличие настоящего огня и адского святитель Димитрий Ростовский : «О, коль страшен тот огонь, которого и сам сатана трепещет! Если для бесов бездна гееннская страшна, то насколько для людей должна быть ужасна и трепетна! Если и здесь огненная казнь, на которую когда человек бывает осужден, страшна, то несравненно страшнее то наказание, которое последует в геенне огненной. Бесы не боятся здешнего огня, а гееннского огня трепещут. Этот огонь сжигает только телесное вещество и угасает, а гееннский никогда не угаснет... Здешний огонь, когда горит, светит, а пламя того огня, когда горит, только жжет, но нисколько не освещает тьмы. Этот огонь, объяв человека, вверженного в него, тотчас умерщвляет и в один час сжигает и обращает в пепел. А тот, гееннский огонь, жжет, но не умерщвляет. Грешники, вверженные в гееннский огонь, не умрут, будучи мучимы вечно».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Ответы на самые разнообразные вопросы, мучающие немощного человека, непосредственность речи, глубокие мысли и убедительная сила языка автора и в наши дни делают эту книгу лучшей духовной хрестоматией сербского народа. ПИСЬМО 11 крестьянину Т., о значении слов Христа: «Огонь пришел Я низвести на землю» Мы часто говорим об огне зависти, огне ненависти, огне похоти и об огне всякой жестокой страсти. Конечно, совсем не этот огонь принес на землю Царь любви и истины Господь наш Иисус Христос. Конечно, не этот. Все это нечистые языки адского огня, который захлестывает и землю. Христос принес святой огонь; Он Сам сиял и светился в вечности. Это огонь истины и любви, огонь чистый, Божественный, огонь от Вечного Очага — Святой Троицы. Огонь истины, из которого разливается теплота любви. Это огонь, которым горело слово пророка Иеремии и который неудержимо влек его на проповедь Божией истины (см.: Иер. 23, 29). Это огонь, что сошел на апостолов в виде огненных языков, просветив и освятив простых рыбаков, сделав их величайшими мудрецами. Это огонь, которым светилось лицо архидиакона Стефана, делая его подобным Ангелу Божию " ». Это духовный огонь истины и любви, которым апостолы и их наследники переродили мир, оживили труп безбожного человечества, омыли, освятили и просветили его. Все доброе в мире от этого огня небесного, низведенного Господом на землю. Это небесный огонь, который очищает душу, так же как земной огонь очищает золото. Свет этого огня показывает нам путь, открывает нам, откуда и куда мы идем, в этом свете мы познаём нашего Небесного Отца и свое Вечное Отечество. От этого огня разгорается наше сердце неизреченной любовью ко Господу нашему Иисусу Христу, как это случилось с двумя апостолами на пути в Эммаус, о чем свидетельствовали они: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил с нами» Этот огонь подвигнул Христа сойти с небес на землю и подвигает нас подниматься к небесам. Все мы крещены этим святым огнем, по слову святого пророка и Крестителя Иоанна: Я крещу вас в воде… Он (Христос) будет крестить вас Духом Святым и огнем " ». Этот огонь пробуждает в человеческом сердце неизреченную ревность ко всякому добру. Он радует праведника и обжигает грешника. И для нас мучителен он, пока не очистимся мы от всякой неправды и нечистоты. Ибо сказано: Бог есть огнь, сожигаюший»‘ грешников. Мир тебе и радость от Господа! ПИСЬМО 12 женщине, на вопрос о воздаянии умерших

http://pravmir.ru/missionerskie-pisma-ch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010