Он не выдерживал тайной мучительной боли отсутствия Бога, этого предвкушения вечных мук. Не выдерживал даже одной раскалённой капли того огненного озера ( Откр.19:20 ), которое называется адом. Что же он испытывает после смерти…? Грешники, лишённые одеяния тела, в несравненно большей степени будет испытывать муку отсутствия Бога. Я мучаюсь в пламени сем, – говорил богач из притчи ( Лк.16:24 ), показывая этим, как он страдает от отсутствия Бога: «жаждет капли благодати (отвергшийся Христа Израиль), якоже богатый немилостивый» (Постная Триодь, среда Ваий утро, стихиры на стиховне). Злое произволение «Жжёт, жжёт!» – кричит бесноватый во время Божественной литургии. Это диавол, вселившийся в него, по причине своей крайней испорченности воспринимает как огонь Божественную благодать, которую источает Христос Своим присутствием на литургии. Не потому, что литургия – огонь, но из-за своего злого произволения он воспринимает её как огонь, в то время как для благонастроенных христиан та же литургия является источником успокоительной прохлады. Нечто подобное происходит и с вечным мучением для грешников. Бог есть огонь ( Втор.4:24 ), а огонь жжёт и освещает. Пророк Давид говорит: глас Господа, пресецающаго пламень огня ( Пс.28:7 ). То есть по гласу Господа во время Страшного Суда божественный огонь будет разделён. Освещающая стихия обратится на праведных, будет светить им и услаждать их бытие, а жгущая стихия обрушится на грешников и пожжёт их (Свт. Василий Великий . Толкование на 28-й псалом). Не то, чтобы Бог пожигал людей потому, что Он есть огнь, но сами люди по своей испорченности воспринимают всеосвещающее и спасительное божественное сияние как пожигающий и всеопаляющий огонь. Так же, как это, повторяем, происходит с развращённым диаволом, которого спасительная бескровная жертва Христова – Божественная литургия – опаляет как огонь. 9. Тьма и скрежет зубов Человеколюбивый Господь, взошедший на крест ради нашего спасения, изображает адские муки мрачнейшими красками: тьма внешняя, пламень, плач, скрежет зубов ( Мф.8:12 ; Лк.13:28; 16:24 ). 120 Но ведь если в мучениях не будет земных тел, то откуда там скрежет зубов, откуда плач? Если там не будет дров, то откуда огонь? Но Господь не ошибается… «Плач и скрежет зубов»

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

«Наполнил некогда Иосиф хлебом бесчисленные житницы (в Египте); но в голодные годы они опустели. Единый же истинный клас (Иисус Христос) дал хлеб, хлеб небесный, который не истощается. Хлеб, который преломил Единородный в пустыне, истощился, хотя и много его было. Преломил Он потом новый хлеб, которого не истощат роды и поколения. Иждились семь хлебов Им преломлённых, не стало и пяти, Им умноженных. Один хлеб, Им преломлённый, превзошёл Собою всё сотворённое: ибо чем более Он раздаётся, тем более умножается, Добрым вином наполнил Он водоносы, его черпали, и хотя много его было, но оно исчерпалось. Чаша, которую Он подал ученикам, мало содержала в себе пития, но сила её весьма велика. И она не иссякает... Это – Таинство, в котором Он сам. Сей хлеб духовен, как сам Деятель, и оживляет духовных духовно» 156 «В хлебе Твоём, Господи, говорит св. Ефрем в другом месте, скрывается Дух, который не снедается; в вине Твоём обитает огнь, который не испивается. Дух в хлебе Твоём, и огнь в вине Твоём суть два чуда приемлемые нашими устами... Серафим не прикоснулся к углю перстами своими; и уста Исаии только прикоснулись к нему. Один не взял, другой не вкусил его. А нам даровал Господь то и другое... Ангелам, существам духовным, Авраам предложил плотские снеди, и они вкушали. Новое чудо: великий Господь наш дал плотяным пищу и питие огнь и Дух... Огонь гнева нисшел некогда на грешников и пожрал. Огонь Бога милующего нисходит и пребывает в хлебе. Вместо того огня, поедающего человека, вкушаете в хлебе огнь и живы делаетесь. Ниспал огнь на жертву Илии и попалил; огонь милости есть для нас жертва жизней. Огонь попалил ту жертву: а в Твоей жертве, Господи, сам снедается огонь Твой... Огонь и Дух во чреве Матери Твоей, огонь и Дух в реке, в которой Ты крестился, огонь и Дух в нашем Крещении, в хлебе и чаше огонь и Дух Святой. Хлеб Твой умерщвляет ненасытного, который сделал нас пищей себе, Чаша Твоя истребляет смерть, которая пожирает нас 157 . Тело Господа новым способом соединяется с нашими телами, и чистейшая кровь Его вливается в наши жилы.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/ne...

Кстати, огонь этот действительно не обжигает, хотя продолжительность этого чудесного свойства не для всех бывает одинаковой. Один знакомый мне монах, отец Зотик, посетив Святую Землю несколько лет назад, присутствовал в Великую субботу в храме Воскресения и, приняв святой огонь в правую руку, поднес левую к самому пламени, а на левой руке у него были часы, и по ним он стал следить, сколько пройдет секунд. Огонь не жег ровно две минуты! Может ли быть обычным огонь, который горит и одновременно не обжигает? Критики чудесного схождения огня, казалось, избрали железную логику: никто не входит в Кувуклию, за исключением одного человека; стало быть, никто, кроме одного, и не знает точно, откуда берется огонь. На это еще раз заметим, что, помимо Кувуклии, Благодатный огонь, бывает, сходит и в других местах иерусалимского храма, например на лампады, на свечи стоящих в храме людей, а однажды – на колонну при самом входе в храм, как это было в 1579 году, когда Кувуклией завладели армяне-монофизиты и огонь все равно был дан именно православным. Свидетельств этих достаточно, в том числе в интернете (существует даже сайт «Чудо схождения Благодатного огня» ). Автору этих строк известен один высокопоставленный чиновник, не очень церковный человек, у которого свеча сама зажглась в момент явления Благодатного огня, так что этот человек стал восклицать: «Она зажглась! Она зажглась!». Так вот, интересно было бы узнать у ученых составителей обращения, от какой «лампады, скрытой за подвижной иконой», был возожжен огонь в упомянутых случаях, да еще так, чтобы не обжигать? Хочется заметить еще кое-что, не столько даже как довод или утверждение, а больше просто как наблюдение. Известно, что чудесный Благодатный огонь во всю его историю схождения не давался никакой иной христианской конфессии, кроме как православной. Католики часто вообще в другое время Пасху празднуют, протестантам это не нужно, монофизиты пытались, да не удалось, остальные даже и не пытаются. Соответственно, такая исключительная роль православных выглядит в глазах некоторых инославных вызывающе и откровенно грозит диалогу с ними. А значит, всякий сочувствующий католицизму или протестантизму волей-неволей тоже будет снижать роль схождения Благодатного огня и говорить о том, что это всего лишь одно из напоминаний, священных действий в ряду многих прочих, но не исключительное, чудесное явление Божией милости православному миру.

http://pravoslavie.ru/30099.html

Прочие его аргументы столь же натянуты и несостоятельны и представляют скорее фантазии, чем что-либо, достойное серьезного обсуждения. За исключением одного свидетельства, которое по своей популярности в цитировании даже превышает самого профессора Успенского, поэтому разбираем его ниже отдельным пунктом. 2. Епископ Чигиринский Порфирий (Успенский) (1804–1885). На слова епископа Порфирия, как на главный «козырь», ссылаются все критики Благодатного огня, в том числе и профессор Успенский. Епископ Порфирий, в бытность еще архимандритом, посещал Палестину и в своих дневниковых заметках оставил две записи, «разоблачающие» чудо схождения Благодатного огня. Во-первых, это слова некоего иеродиакона Григория, который «забравшись в часовню Гроба в то время, когда по общему верованию, сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто из лампады, которая никогда не угасает, и так Благодатный огонь не есть чудо. Об этом сам он говорил мне сегодня» . Во-вторых, следующая история, будто бы услышанная им из уст митрополита Дионисия. «В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в Великую субботу есть огонь неблагодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою. Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5000 пунгов (2 500 000 пиастров), а в случае лжи пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники – Петроаравийский Мисаил, и Назаретский митрополит Даниил, и Филадельфийский епископ Дионисий (нынешний Вифлеемский) – сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня. После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела, и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим-паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня. Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как Он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо Великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Святого Гроба» .

http://pravoslavie.ru/4184.html

О раздаче святого огня я еще слышал накануне. Порядок при этом соблюдается такой. Сначала тушатся огни в храме Воскресения, в ротонде Гроба Господня и в самой кувуклии. Но нельзя сказать, чтобы к этому вромени абсолютно нигде в храме не было огной. Я сам видел незатушенный огонь в коридоре и в некоторых приделах храма. Затем запечатывается кувуклия, и при этом играет некоторую роль турецкая стража. Ко времени подачи огня входят в кувуклию два архиерея, греческий и армянский. Армянский остается в приделе Ангела, а греческий проходит в Гроб Господень, где и удостоивается получить благодатный огонь. Чтобы оградить архиерея от насилия толпы, устроена передача огня через два окошка в приделе Ангела. Сперва подается огонь грекам, а затем чрез второе окно – армянам. Говорят, ежегодно бываетъ аукцион права получения огня первыми после греков, и всегда это право перекупают у бедных коптов и сирийцев богатые армяне. Огонь быстро распространяется по всему храму. Греческого архиерея обыкновенно подхватывает себе на плечи здоровый араб и с помощью кавасов протискивается в алтарь. Но не стану забегать вперед; вернусь я к своим личным наблюдениям. Страшный шум все более и более разрастался. Я понял, что ожидаемый огонь передан в народ. Порываюсь взглянуть вдоль по коридору, но тут навстречу мне, сильно расталкивая публику, несутся, как ураган, арабы с зажженными свечами в руках. У переднего огонь под полою. Все они быстро с криками спустились по лестнице и стали петь и танцевать. Тогда только я сообразил, что это место в приделе Константина и Елены береглось свободным исключительно для танцев арабов. Танцующие энтузиасты привлекли общее внимание. С пучками горящих свечей, как с факелами, они быстро поворачивались, прыгали и водили огромным пламенем чудесного огня по лицу и по волосам. В Палестине существует убеждение, что благодатный огонь Великой субботы первое время не жжет, а потому каждый, получающий его, спешит умыться им, т. е. провести рукой по огню, а потом по лицу. От большого пучка свечей у меня получилось громадное пламя, вершка в два, и я тоже исполнил обряд омовения огнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если же не обижает благодать и не огорчает Духа дурным поведением и общим образом своей жизни, но богоугодно следует всем заповедям Владычним, и по свободной воле во всей святости и совершенном подвиге противится дурным помыслам, и всем своим желанием всегда держится Господа и покоит в себе благодать, то затем такая душа справедливо, как следствие сего, удостаивается преуспеяния и чудес, и небесных дарований, и перемещения (в высшую духовную сферу), и духовного достоинства: она удостаивается перехода от Божественных тайн к небесным таинствам, и от славы – в славу, и от покоя – в упокоения еще более глубокие и совершенные, так чтобы ей быть умом в великой мере и многом дерзновении и славном богатстве благодати; и, таким образом в результате личного подвига и помощи свыше достигнув совершенных ступеней христианства, она будет причислена к совершенным делателям и к непорочным служителям Христовым и сопрестольникам в Царстве – ради совестливого и великого усердия, которое она явила в отношении Добра, наследуя Господа во веки веков. Аминь. Слово 53 Небесный Огонь Божества, который ныне, в этом веке христиане принимают внутрь себя, в сердце, тот самый, который обслуживает (озаряет) внутренность их сердца, затем, когда тело истлеет, становится внешним и наконец, в день воскресения мертвых, сочетает члены тела один к другому и воскресит истлевшее тело. Но как в Иерусалиме огонь, служивший на жертвеннике, во время вавилонского плена был засыпан в колодце и затем, при наступлении мирного времени и возвращении пленных, как бы обновился и продолжал служить обычным образом, так и теперь – грубую плоть, которая после смерти превращается в гниль, небесный Огонь также переработает и обновит и воскресит истлевшие тела; потому что ныне внутренний, обитающий в сердце огонь тогда будет совне и произведет воскресение тел. И как при Навуходоносоре огонь, горевший в печи, не был божественным, а вещественным, однако три отрока, находясь за свою праведность в вещественном огне, имели в своих сердцах Божественный и небесный Огонь, внутри их души служащий и действующий в них, и этот же Огонь явился совне их: потому что он явился среди них и удержал вещественный огонь от того, чтобы тот сжег праведников или же причинил им ущерб.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Св. Иоанн Дамаскин говорит об этом адском огне так «Грешники преданы будут огню вечному, не такому вещественному, какой у нас, но такому, какой известен одному Богу» («Точ. изл. прав, веры», кн. IV, гл. 27). «Услышавши об огне, – говорит св. Иоанн Златоуст , – не думай, будто тамошний огонь похож на здешний: этот, что захватит, сожжет и изменит на, другое; а тот, кого однажды обымет, будет жечь всегда и никогда не перестанет, почему и называется неугасимым. Ибо и грешникам надлежит облечься бессмертием – не в честь, но чтобы быть всегдашним напутаем тамошнего мучения: а сколько это ужасно, того и представить ум никогда не может; разве из опытного познания маловажных бедствий можно получать малое понятие о тех великих мучениях» (Св. Иоанн Златоуст . «Слово 1-е к Феодору падшему»). «О, коль страшен тот огонь, которого и сам сатана трепещет! – восклицает св. Димитрий, митрополит Ростовский. Если для бесов бездна гееннская страшна, кольми паче для людей должна быть ужасна и трепетна. Если и здесь огненная казнь, на которую когда человек бывает осужден, страшна, то несравненно, страшнее то наказание, которое последует в геенне, огненной. Бесы не боятся здешнего огня так же, как и мы не боимся огня, изображенного на доске (на картине), – а геенского огня трепещут. Этот огонь сжигает только телесное вещество, а тот жжет и мучит бесплотных духов. Этот огонь при недостатке горючего вещества угасает; а геенский никогда не угаснет, по свидетельству Господа: " Червь их (грешников) не умирает и огнь не угасает» ( Мк. 9, 46 ). Здешний огонь, когда горит, светит, а пламя того огня, когда горит, только жжет, но нисколько не освещает тьмы внешней; а если бы сколько-нибудь и осветило, то для большего страха и трепета осужденных, – для того, чтобы видеть мучимые лица грешников, с которыми в жизни сей грехами своими вместе прогневали Господа. Здешний огонь, объявши человека, вверженного в него, тотчас умерщвляет и в один час сожигает и обращает в пепел; а тот, геенский огонь, жжет, но не умерщвляет: грешники, вверженные в геенский огонь, не умрут, будучи и мучимы вечно. И если один час быть сжигаемым мучение великое и нестерпимое – помыслим, сколь ужасно будет мучение тех, которые будут гореть и не сгорать в бесконечные веки!» («Летопись, об огне геенском», стр. 122–123).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В том же интернете можно обнаружить, например, и такие рассказы. «Я сама была свидетелем этого чуда. В том, что это именно чудо, не сомневаюсь ни капли. Те вспышки, которые освещали весь храм Гроба Господня, похожи на вспышки фотоаппаратов, только таких мощных, каких человек еще не сотворил. И молнии я видела сама. И огонь, действительно, не опаляет. Разве не чудо, что за столько веков ни разу среди огромной толпы (все стоят так тесно, что руку трудно поднять) не было пожара? Вы себе представить не можете, сколько вокруг огня, – и ни одного несчастного случая. Я жила в Иерусалиме достаточно долго, там никто не сомневается в том, что это чудо». «Свои личные впечатления от Благодатного огня, схождение которого имел счастье наблюдать три раза. 1. Перед схождением огня по всему храму сходят всполохи. Я видел их даже в тех местах, где не было паломников с фотоаппаратами (придел Обретения Креста Господня). 2. Огонь по вере сошел к матушке Марии, тогда подвизавшейся в монастыре Креста. Достаточно знать эту бескорыстную подвижницу, восстанавливающую уже не первый монастырь на Святой Земле, чтобы никогда не заподозрить ее во лжи или сговоре. 3. Огонь вначале действительно не жжется и бороды не опаляет – видел и испытывал это лично». «То там, то здесь начали зажигаться у многих свечи прямо в руках. Они даже не поднимали их над головой. Вот этот Благодатный огонь начали все друг другу передавать… Над головой вспыхивает этот огонь Благодатный, и из него разлетаются в разные стороны горящие искорки и зажигают у христиан свечи. Это я своими глазами видел… У Благодатного огня особое свойство – в первые минуты он не жжет. Я взял этот пучок со свечами, прикоснулся ко лбу, рту, щекам в виде креста – жжения никакого не было. Потом уже огонь начинает гореть, как факел, весь пучок брызжет искрами и светом, а в первые минуты он не обжигает». Желающие могут найти и больше свидетельств очевидцев чуда – наших современников. Но, конечно, неудивительно, что при определенных условиях Благодатный огонь может кого-то и опалять. Это никоим образом не свидетельствует о его нечудесности. Так, например, огонь, который по слову пророка Илии ниспал на посланных за ним нечестивых воинов, был и чудесным по своему происхождению, и весьма опаляющим по своему действию.

http://pravoslavie.ru/4184.html

Ибо, по мере приемлемых в себя стрел лукавого, подвергаемся большему или меньшему жжению » [xxix] . Прп. Исаак Сирин пишет: « Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение большее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания » [xxx] . У Александра Каломироса есть очень точные слова: « Грех разрушает нашу душу независимо от любви Божией (т.е. не имея своей причиной Божественную любовь и самого Бога - А. С.) . Грех - это, прежде всего, уводящий от Бога путь. Грех воздвигает стену между нами и Богом. Грех калечит наши духовные очи и делает нас неспособными видеть божественный Свет » [xxxi] . К этому стоит добавить, что духовная болезнь, духовный недуг всегда, так или иначе, отражается и на психической и соматической сферах человека. В Священном Писании и в святоотеческих творениях Божественная любовь очень часто уподобляется огню и тот, кто в этой жизни испытывал любовь, согласится с правомочностью такого сравнения. « Не обманывайте себя, - говорит прп. Симеон Новый Богослов, - Бог есть огонь, и когда Он пришел в мир и стал Человеком, огонь этот излился на землю, как Сам Он говорит об этом; этот огонь ищет вещества - то есть нашего благого произволения, чтобы, соединившись с ним, воспламениться; и в тех, в ком этот огонь зажжется, он разгорается в великое пламя, достигающее Небес... это пламя сначала очищает нас от страстей, а затем оно становится в нас пищей, и питьем, и светом, и радостью и делает нас самих светлыми, поскольку мы соединяемся с Его светом ». Эту же идею более кратко высказывает Александр Каломирос. Этот Огонь по его слову « попаляет всех тех, которые не являются огнем, и делает сияющими тех, кто сами есть огонь (ср. Евр. 12, 29) » [xxxii] , т. е. любовь. Сам Господь говорит: « Я пришел послать огонь на землю, и как Я хочу, чтобы он уже возгорелся » (Лк. 12, 49-50) и в данном случае позволительно слово «огонь» синонимировать со словом «любовь», ибо, по словам прп.

http://ruskline.ru/analitika/2018/01/31/...

Св. Иоанн Дамаскин говорит об этом адском огне так: «грешники преданы будут огню вечному, не такому вещественному, какой у нас, но такому, какой известен одному Богу». («Точное изложение православной веры», книга IV, глава 27). «Услышавши об огне, – говорит св. Иоанн Златоуст , – не думай, будто тамошний огонь похож на здешний: этот, что захватит, сожжёт и изменит на другое; а тот, кого однажды обымет, будет жечь всегда и никогда не перестанет, почему и называется неугасимым. Ибо и грешникам надлежит облечься бессмертием – не в честь, но чтобы быть всегдашним напутием тамошнего мучения; а сколько это ужасно, того и представить ум никогда не может; разве из опытного познания маловажных бедствий можно получать малое понятие о тех великих мучениях». (Св. Иоанн Златоуст . «Слово 1 к Феодору падшему»). «О, коль страшен тот огонь, которого и сам сатана трепещет! – восклицает св. Димитрий, митрополит ростовский. Если для бесов бездна гееннская страшна, кольми паче для людей должна быть ужасна и трепетна. Если и здесь огненная казнь, на которую когда человек бывает осуждён, страшна, то несравненно страшнее то наказание, которое последует в геенне огненной. Бесы не боятся здешнего огня так же, как и мы не боимся огня, изображенного на доске (на картине), – а гееннского огня трепещут. Этот огонь сожигает только телесное вещество, а тот жжёт и мучит и бесплотных духов. Этот огонь, при недостатке горючего вещества, угасает; а гееннский никогда не угаснет, по свидетельству Самого Господа: «червь их (грешников) не умирает и огнь не угасает» ( Мк. 9:45 ). Здешний огонь, когда горит, светит, а пламя того огня, когда горит, только жжёт, но нисколько не освещает тьмы внешней; а если бы сколько-нибудь и осветило, то для большего страха и трепета осуждённых, – для того, чтобы видеть мучимые лица грешников, с которыми, в жизни сей грехами своими вместе прогневали Господа. Здешний огонь, объявши человека, вверженного в него, тотчас умерщвляет и в один час сожигает и обращает в пепел; а тот, гееннский огонь, жжёт, но не умерщвляет: грешники, вверженные в гееннский огонь, не умрут, будучи жегомы и мучимы вечно. И если один час быть жегомым мучение великое и нестерпимое, – помыслим, сколь ужасно будет мучение тех, которые будут гореть и не сгорать в бесконечные веки!» («Летопись», об огне гееннском, стр. 122–123).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010